Главная страница
Навигация по странице:

  • Воображение

  • Рассуждения философов прошлого о воображении

  • Рассуждения психологов о воображении

  • Гипотезы воображения

  • Требования к людям, занимающимся творчеством

  • Конспекты по общей психологии. Общая психология. Лекции Чернышовой воображение


    Скачать 182.63 Kb.
    НазваниеЛекции Чернышовой воображение
    АнкорКонспекты по общей психологии
    Дата07.03.2023
    Размер182.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая психология.docx
    ТипЛекции
    #973044
    страница1 из 13
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Чернышева Марина Михайловна-преподаватель (мышление и речь)

    .Лекции Чернышовой….

    ВООБРАЖЕНИЕ


    ГЛАВА 1. ВООБРАЖЕНИЕ

    Определение воображения


    Воображение-психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи (Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, В. Е. Столяренко). Физиологическая основа воображения заключается в образовании новых связей, элементы которого появились раньше, но до этого никогда не вступали в связь друг с другом. Таким образом, можно вообразить слона с огромной писькой. Данный процесс называется хуебожение.

    Воображение- необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образов продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью (Рубинштейн?).

    Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее (ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
    Под ред. проф. А. В. Петровского).

    Рассуждения философов прошлого о воображении


    Лукреций Кар самый первый говорил о воображении: «Результат случайного совпадения во времени и пространстве образов или их составных частей» …. «Воображение не создаёт ничего принципиального нового, оно соединяет необычным образом обычные представления».

    Так появился эмпиризм, основателем был Юм, далее это идея развилась в ассоциативную психологию.

    Философия рационализма, противопоставленное воображение понятийно-логическому мышлению. Блез Паскаль усматривал в воображении силу, враждебную разуму: «Воображение-обманчивая сторона человека, это наставник в заблуждении и фальшивости.

    Декарт: «Воображение-источник заблуждений и ошибочных умозаключений» … «Вымыслы вселяют веру в возможность таких событий, которые совсем невозможны». (Рассуждения о методе)
    Спиноза: «От одного только воображения зависит, что мы смотрим на вещи как на случайные, и напротив природе разума свойственно рассматривать вещи как необходимые». Между разумом и воображением существует антагонизм.

    Рассуждения психологов о воображении


    Одно из направлений психологии рассматривает воображение как изначальную сущность. Причин воображения нет, это наша суть. Анри Бергсон «Жизненный порыв-через него он описывает акты творчества в широком смысле слова («Творческая эволюция»). Базовая потребность в творчестве, реализуется на разных уровнях развития организма: в усложнении форм организмов, образовании новых видов, в эволюции НС. На уровне человека жизненный порыв проявляется в виде творческого мышления, интеллектуальных способностей, созидательной инициативы, в независимости и свободе. Воображение-некоторая универсальная всеохватывающая сила, управляющая биологическими, психическими и историческими процессами.

    Направление редукционизма полностью отрицает воображение и сводит его к др.псих.процессам. Мэн де Биран: «Воображение не может рассматриваться как особая автономная функция, т.к. оно состоит из двух психических явлений: понимание и воля. Керси: «Вся проблематика целиком укладывается в проблематику перцептивных и интеллектуальных процессов». Бергиус: «Воображение представляет собой абстрактное понятие, описывающее множество разных состояний, реконструкцию проблемных ситуаций или инсайт, или установка». Редукционизм основан на конкретных данных и фактах, а не на мистической природе воображения. Это направление выявило проблему отношения фантазии к реальности, она является видом воображения. Редукционизм утверждает, что образы воображения зависимы и неотрывны от реальности, а все знания почерпнуты из объективного внешнего мира.

    Гипотезы воображения


    • Гипотеза случайных находок. Объясняет образы воображения чистой случайностью. Серегипити-случайные находки («Три принца из Сернгипа»). Возникновение новых идея связано со случайным столкновением человека с некими внешними обстоятельствами.

    • Гипотеза рекомбинации (перестановка). Она переносит акцент с внешних сил на внутренние процессы. Локк в «Опыте о человечком разуме» утверждает в этой работе, что вся деятельность ума заключается в соединение, сочетании, сопоставлении и обособлении идей. Юнг писал: «Познание человека не может выйти за пределы впечатлений, которые получают наши органы чувств, а значит невозможно познание сути вещей». Тюдоль Рибо механизм воображения действует в несколько этапов: 1-диссоциация состояния сознания, 2- отдельные образы освобождаются и получают возможность вступить в новые сочетания, 3-перегрупировка этих состояний, 4-появление ассоциации и нового сочетания. Уэлч сравнивает работу воображение с принципом калейдоскопа.

    • Синестезия-появление при воздействии раздражителя таких ощущений и таких представлений, которые совсем инородны и относятся к другим чувствующим системам. Обратил на это внимание Френсис Гальтон, подробно описавший воображаемые представления, которые сопровождают некоторые абстрактные или теоретические понятия.

    • Вюрцбургская школа. Кульпе, Нарцисс Ах, Бюлер, Вартт делают акцент на факторах, которые действуют в тот момент, когда совершается умственная деятельность. Были введены такие понятия как установка, задача, детерминирующие тенденции. Пришли к выводу, что чистое мышление безОбразно, свободно от наглядных представлений. Задача подчиняет себе ассоциации, благодаря которой выстраивается логика по правилам, она также обеспечивает осмысленный ряд репродукций. Из неё вытекает установка-некая внутренняя готовность (Марбе), вытекающая из некоего приобретённого опыта. Её невозможно описать. Установка-внутренняя готовность к деятельности (Узнадзе). Внедрили в психологию термины, способные пролить свет на проблему бессознательного, однако они изучали чистое мышление-способность схватывать смысл. Форма-символы и метафоры, всегда многозначны.

    • Гештальтпсихология. Вертгеймер, Курт Левин, Коффка тоже сводят воображение до творческого мышления. С помощью творческого мышления улучшается гештальт (проблемная ситуация) посредством создания новых цельных образов.

    Требования к людям, занимающимся творчеством:

    А) не быть скованным выработанными действиями (шаблонное мышление)

    Б) не выполнять работу механически, обращать внимание на проблему в целом

    В) подходить к решению с открытым умом, без предрассудков

    Г) определить взаимоотношение между структурой и задачей

    Д) добраться до самых корней

    Е) перестроить системы знаний для достижения результата

    Ж) задавать вопросы (умение спрашивать)

    Законы творческой деятельности понимаются как частные случаи законов перцептивного поля(гештальта)

    • Стадийность творческой деятельности. Джон Дьюи- 1909 г.: 1-опознавание задачи и постановка вопроса, 2-анализ задачи, 3-выдвижение гипотез, 4-продумывание возможных последствий и гипотез, 5-вторичный анализ (совесть)

    • Уоллес (искусство мышления): 1-приготовление, 2-инкубация, 3-озарение, 4-проверка

    • Гипотеза аналогии. Воображение объясняется тем, что воображение выводится не прямо из перцептивных образов, а увязывается с ними опосредованно путём введения понятия сходства. Влияние аналогий прослеживается в метафорах, аллегориях, сравнениях.


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта