Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие воображения в онтогенезе

  • Теория развития воображения Рибо.

  • Синкретическое

  • Примером

  • Эйринг, Хенле «Гипотеза узнавания творческих идей»

  • Фрейд – бессознательное как источник воображения.

  • Гипотеза архетипов-Карл Густав Юнг

  • Воображение и творческая разновидность поисковой активности-Ротенберг

  • Качества личности, развивающиеся в зависимости от развитости воображения

  • Конспекты по общей психологии. Общая психология. Лекции Чернышовой воображение


    Скачать 182.63 Kb.
    НазваниеЛекции Чернышовой воображение
    АнкорКонспекты по общей психологии
    Дата07.03.2023
    Размер182.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая психология.docx
    ТипЛекции
    #973044
    страница3 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    Роль воображения в творческом процессе.


    Творческая деятельность-процесс саморегуляции.

    Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке (Л.С.Выготский). Если учесть, что воображение-психический процесс, итогом которого выступает создание нового образа из имеющегося опыта, то надо полагать, что оно открывает в творчестве новые формы, способствует развитию жанров. Воображение является повозкой, бесконечно несущей творчество дальше и дальше.

    Например, творческая одаренность характеризовалась как способность успешно приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни. Затем были более детально описаны качества творческого мышления. Основными из них считались беглость мысли (то есть количество идей, возникающих в единицу времени), оригинальность идей, любознательность, способность к разработке гипотез, полет фантазии. В дальнейшем эти качества конкретизировались, наполнялись более ясным содержанием. К творческим способностям стали относить зоркость в поисках проблем (многие психологи стали рассматривать как наиболее существенную характеристику творчества умение поставить новую проблему, а не решить старую), способность к «свертыванию» (к сжатым и точным формулировкам), способность к «сцеплению» (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу (к применению старых знаний в новой ситуации), готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца и др.

    Развитие воображения в онтогенезе


    Широко распространённое представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что из высших проявлений человеческого сознания воображение начинает развиваться раньше отвлечённого мышления и относительный удельный вес его в жизни ребёнка в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всём том воображение у ребёнка слабее, чем у взрослого. «Отлёт от действительности» детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребёнок, не зная их, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность. Видимое богатство детской фантазии является в действительности по большей части скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы его воображения

    Однако уже в 30-е годы XX века крупнейший отечественный психолог Л. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Л. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека».

    Первые проявления воображения относятся к 2,5–3 годам, потому что именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами – прежде всего, в игре. Однако еще Л. Выготскому удалось доказать, что в игре не проявляется, а появляется воображение ребенка.

    Если у малыша до 3 лет это предметная игра, то у ребенка 4–6 лет — это сюжетно-ролевая игра, предоставляющая широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Главное для него – выполнение действий с предметами, причем эти действия даже не всегда связываются в цепочку, из которой обычно строится поведение взрослых (3 года). Произошло это потому, что дети в дошкольном возрасте переходят от предметной к сюжетно-ролевой игре, где главное – сыграть определенную роль, выполнить присущий данной роли порядок действий. Сюжетно-ролевая игра вплотную подводит ребенка к способности, характеризующей воображение взрослого, – способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений. Сначала воображение ребенка приковано к предметам, с которыми он действует, затем он опирается на игровые действия в сюжетно-ролевой игре, но уже к концу О. М. Дьяченко. «Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей» 16 дошкольного возраста воображение ребенка отрывается от внешних опор и переходит во внутренний план.

    Нередко шумные и подвижные малыши к концу дошкольного детства немного затихают, сосредотачиваются и играют очень тихо, что-то приговаривая и только слегка передвигая игрушки. Как правило, это происходит с детьми, у которых развиты воображение, стремление к собственному творчеству и фантазированию. Такой постепенный переход к внутренней, сравнительно свободной от внешней действительности деятельности воображения, происходящий в результате развития игры, ведет к проявлениям творческой активности в самых разных областях. Появляются разнообразные детские сочинения: первые стихи, сказки. Ребята с удовольствием отдаются творчеству, охотно рассказывают сочиненное взрослым.

    В подростковом возрасте воображение имеет субъективный характер, т.к. не имеет опоры на реальность, в процессе работы воображения не достигается какого-либо материального результата.

    • Теория развития воображения Рибо. Т. Рибо попытался установить закон развития воображения. Он выразил его следующим образом: творческое воображение в своём полном развитии проходит через три периода, или фазы. Первый период обычно начинается с трёх лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается иногда и позже, более или менее долго. Игры, сказки, фантазии, сосредоточивающиеся позже вокруг романтической половой любви, являются первыми его проявлениями. В течение этого первого периода воображение независимо от рациональных элементов. По мере того как мышление подростка формируется и крепнет, создаётся антагонизм между субъективностью этого примитивного воображения и объективностью мышления: этим антагонизмом и характеризуется второй период — переходная фаза. В третьем периоде воображение подчиняется интеллекту и проникается рациональными моментами. Этот последний процесс совершается у различных людей разными путями и приводит к неоднородным последствиям. У одних воображение в результате развития мышления приходит в упадок. «Большинство мало-помалу входит в прозу жизни, хоронит мечты своей юности, считает любовь химерой и пр.». Лишь у людей с действительно богатым воображением оно в результате проникновения в него рациональных моментов не гаснет, а преобразуется и становится подлинно творческой силой.



    Но творческое воображение, проявляющееся в создании объективно нового на высоких ступенях культуры, обусловлено столь сложными предпосылками, что оно может быть достигнуто лишь в более зрелом возрасте. Доказательством этому служит тот факт, что художественные произведения, имеющие объективную художественную ценность, обычно не с не создаются в детстве; ещё позже проявляются творческие способности в науке. Воображение имеет огромное значение в жизни, потому что мечта, создаваемая воображением, стимулирует к деятельности, к активности, к тому, чтобы, представив себе воплощение своей мечты, тем с большей энергией идти к её воплощению в жизни, бороться за её осуществление. Поэтому ошибкой была бы навеянная опасностями бесплодного фантазирования мысль о необходимости подавлять воображение. Воображение нужно развивать; но, развивая, надо его должным образом формировать. Существенной предпосылкой развития здорового, плодотворного воображения является расширение и обогащение опыта учащегося; только при этом условии его воображение будет содержательным.

    «У каждого свой Платон»- Мармадошвилли.

    Синкретическое искусство — это слияние несопоставимых элементов: изобразительного искусства, музыки, театра и танца. Примером синкретизма в искусстве может быть всё, что хорошо комбинируется из разных культур или направлений. Например, танец сальса — это комбинация африканской, латиноамериканской и европейской культур.

    • Эйринг, Хенле «Гипотеза узнавания творческих идей»Из множества впечатлений выделить наиболее подходящее для данного задания, обнаружить аналогичную ситуацию (распознать в наличных предметах и явлениях то, что может пригодиться для решения)

    • Фрейд – бессознательное как источник воображения. Сновидения – основная форма воображения.
      Сновидения – царская дорога в бессознательное. Они связанны с внутренней жизнью и имеют смысл. Фрейд выделял несколько механизмом воображения в воображение:
      1. Сдвиг – смещение к центру с одного на другое и подстановка безобидной ситуации на неприемлемое состояние.

    2.Сгущение-соединение в одном образе нескольких других или их отдельных черт. 3.Символы-все сны не буквальны. Эти механизмы проявляются в любой форме воображения. Переход от бессознательной сферы в сферу сознания осуществляется с помощью проекции (раздражение-признак проекции). Внутренние конфликты через проекцию выносятся во вне и вследствие этого они обретают новую форму, в частности отличную о той, которая была присуща глубинным воспоминанием. Поражаются либидоносные и танатосные.

    • Гипотеза архетипов-Карл Густав Юнг. Коллективное бессознательное-филогенез. Анима-женское в мужской, анимус-мужчина в женском. Самость-тень биполярна, дьявол/бог, персона-роли

    • Воображение и творческая разновидность поисковой активности-Ротенберг 1)Активность, направленная на изменение ситуации
      2) На изменения самого субъекта

    3)На изменение отношение к ситуации

    Если меняется один член семьи, то меняется вся семья

    Поисковая активность-нет прогнозов , важную роль в ней играет гиппокамп, он проводит учёт статистически мало вероятных возможностей. Эта активность повышает устойчивость организма к разнообразным вредным факторам. Она представляет собой движущую силу саморазвития каждого индивида. Потребность в поиске является двигателем прогресса благодаря своей принципиальной не насыщаемости.  У человека поисковая активность может быть надситуативной активностью (ситуация не требует решения, человек сам ставит задачи)
    Психофизиологии связывают творчество с функциями левого и правого полушария. Абстрактно – логичное (левое), пространственно–образное (правое).

    Правое полушарие обеспечивает целостное восприятие, одномоментное восприятие и оценку объекта, схватывание смысла. Устанавливает многочисленные связи между предметами и явлениями, между отдельными свойствами образов и их граней, устанавливает, как эти образы и грани взаимодействуют друг с другом сразу в нескольких смысловых плоскостях, и это определяет многозначность образа в соответствующем контексте. Образное мышление обеспечивает непосредственность восприятия реальности такой, какой она являет себя сама по себе, оно также отражает всё богатство реального мира, но поддаётся жёсткому структурированию, поэтому это богатство трудно без существенных потерь передать с помощью языка, здесь используются метафоры, аллегории, символы и сравнения.

    Левое полушарие метафорические может заблудиться в логике, за счёт этого логика становится «кривой». Должна формироваться внутренняя непротиворечивая модель мира, которую можно анализировать и достаточно точно выразить в словах или в других условных знаках, это весьма удобно для общения. Задача логического мышления-вычленение из всех реально существующих или потенциально возможных взаимодействий какого-то одного наиболее существенного. За рамками остаётся то, что не вписывается в модель мира (категоричность).

    В основе творчества лежат взаимодополняющие отношения между правым и левым полушарием. Для творческого акта необходимо действовать во всей сложности и многогранности себя и мира.

    С опухолью в правой затылочной теменной области утратил способность к оригинальным решениям задач, но при этом полностью сохранил логическое мышление.

    Фантастические образы: сказочно-фантастический, религиозно-фантастический, научно-фантастический

    Творческая деятельность включает в себя увлечённость процессом, целеустремлённость, состояние вдохновения, произвольное усилие. Стиматы (перепроверить)

    Качества личности, развивающиеся в зависимости от развитости воображения: одухотворённость, прозаичность, романтик, поэтическая натура, мечтательность, фантазёрство.

    ГЛАВА 2. МЫШЛЕНИЕ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта