Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные подходы к исследованию мышления

  • Вюрцбургская школа

  • Пиаже генпсихология

  • Конспекты по общей психологии. Общая психология. Лекции Чернышовой воображение


    Скачать 182.63 Kb.
    НазваниеЛекции Чернышовой воображение
    АнкорКонспекты по общей психологии
    Дата07.03.2023
    Размер182.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОбщая психология.docx
    ТипЛекции
    #973044
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    Умозаключение как форма мышления. Дедуктивные умозаключения. Понятие о силлогизме, его структура. Правила, по которым должен строиться силлогизм.


    Точное определение «мышления». Условимся считать характеристической особенностью мышления в тесном смысле слова способность ориентироваться в новых для нас данных опыта. Эта особенность в достаточной степени выделяет «мышление» из сферы обыденных ассоциационных умственных процессов и прямо указывает нам на его отличительную черту.

    Мышление заключает в себе анализ и отвлечение. В то время как грубый эмпирик созерцает факт во всей его цельности, оставаясь перед ним беспомощным и сбитым с толку, если этот факт не вызывает в его уме ничего сходного или смежного, мыслитель расчленяет данное явление и отличает в нем какой-нибудь определенный атрибут. Этот атрибут он принимает за существенную сторону целого данного явления, усматривает в нем свойства и выводит из него следствия, с которыми дотоле в его глазах данный факт не находился ни в какой связи, но которые теперь, раз будучи в нем усмотрены, должны быть с ним связаны.

    Назовем факт или конкретную данную опыта — S

    существенный атрибут

    М

    свойство атрибута

    Р.

    Тогда умозаключение от S к Р может быть сделано только при посредстве М. Таким образом, «сущность» М заключается в том, что оно является средним или третьим термином, который мы выше назвали существенным атрибутом. Мыслитель замещает здесь первоначальную конкретную данную S ее отвлеченным свойством М. Что справедливо относительно М, что связано с М, то справедливо и относительно S, то связано и с S. Так как М, собственно говоря, есть одна из частей целого S, то мышление

    можно очень хорошо определить как замещение целого его частями и связанными с ним свойствами и следствиями. Тогда искусство мышления можно охарактеризовать двумя чертами:

    1) проницательностью, или умением вскрыть в находящемся перед нами целом факте S его существенный атрибут М;

    2) запасом знаний, или умением быстро поставить М в связь с заключающимися в нем, связанными с ним и вытекающими из него данными. Если мы бросим беглый взгляд на обычный силлогизм.

    М есть Р S есть М
    Силлогизм – это особая форма мышления и единственно верный сделанный вывод. Конкретика следующая: во время познания становится ясно, что утверждения, очевидно подсказанные, не всегда являются истиной, а только их некоторая часть.

    Основные подходы к исследованию мышления


    1. Ассоциативная психология. Эбингауз, Бен, др. Мышление –– ассоциация представлений. Ассоциация - соединять и связывать (лат.) Этот термин введён Дж. Локком в 1698г. «Опыт о человеческом разуме». В этой работе этим термином он обозначил неверные и неестественные сочетания идей. Им противопоставил связи на основе разума. Идея ассоцианизма уходят к Аристотелю. Он говорил о связях представлений на основе наблюдений за работой памяти. «Одно представление влечёт за собой другое, связанное с ним в прошлом опыте». Исследовал это явление и выявил три вида ассоциативного образа: по смежности (связаны с отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений), по сходству (образы предметов и явлений или мысли о них, вызывают представление о чем-то сходном с ними. Творческое мышление) и по контрасту (резко различные явления). 17–19 век –– вся психическая деятельность согласно ассоциативной психологии состоит из элементарных процессов, таких как ощущение, представление, чувство и тп., которые, ассоциируясь между собой, создают более сложные единства (например, восприятие). А восприятие порождает еще более сложные явления. В рамках этого направления они вводят еще один вид ассоциаций - по причинности (по присущности, по отношению). Основное закон ассоциации: «Ассоциация тем прочнее и вернее, тем чаще она повторяется». Ассоциации признавались в качестве основной структурной единицы психического. В то время мышление (в псих) еще не выделилось в качестве самостоятельного раздела. При исследовании мышления принцип был перенесён и на изучение мышления, как объяснительный принцип –– всякий умственный мыслительный процесс рассматривался под этим углом зрения, и развитие мышления рассматривалось как накопление ассоциаций. Прошлый опыт влияет на развитие мышления. Основу ассоциации составляют образы представления, и мышление рассматривается как образное мышление. Экспериментальная база была представлена в основном экспериментами по актуализации ассоциаций, измерения скорости последовательных словесных ассоциаций. Мышление не может изучаться экспериментально, можно судить только по продуктам человеческой культуры. (В результате имеется метод анализа продуктов деятельности)



    1. Вюрцбургская школа (Кульпе, Ах, Марбе) впервые поставила мышление как объект исследования, психология мышления выделилась из умственной деятельности. Мышление понималось ими как акт (действия) усмотрения отношений. Отношения-всё, что не имеет характера ощущений, все разнообразие категориальных синтезов. Усмотрение отношений считалось до некоторой степени независимым от восприятия членов этих отношений (отношения «выше-ниже» можно устанавливать, не зная размеров выбранных объектов). Процесс мышления проходит без существенной поддержки случайно всплываемых образов и чувственных представлений. Образность не оказывает практически никакой влияния на процесс мышления (главнее категориальный синтез). Категориальный синтез включает в себя категориальной интуиции (озарение). В рамках этой школы мышление стало пониматься в узком смысле слова-как процесс решения творческой задачи. Они развили понятие собственного мышления и умственной деятельности. Мышление-это работа «Я», подчинённая опр.задачи, из которой выходит детерминирующая тенденция. В задачи они выделяли два компонента: представление цели и детерминирующая тенденция. От представления цели исходят специфические влияния, называющиеся детерминирующей тенденцией. Они придают мышлению целенаправленный характер, упорядочивают ход мыслей и выдвигают на первый план одни стороны одни задачи, а отодвигают иные, в результате психика решателя задачи может быть охарактеризована состоянием установки. Под установкой они понимают неопр., трудноанализируемое состояние сознания, регулирующее в соответствии с задачей отбор и динамику содержания мышления. Экспериментальная база была ограничена методом самонаблюдения (притом испытуемыми были сами психологи), они изучали свои процессы мышления во время толкования сложных текст, установлении отношений (целого и части), выяснении соотношений. Хрестоматия по психологии мышления. Образование искусственных понятий (Выготский, Сахаров) .



    1. Бихевиоризм (Уотсон)- «Психология пустого организма». Поведение становится предметом исследований, и оно должно изучаться строго объективно. Основной закон- стимул=реакций, первое всегда находится во внешнем мире. Сложное поведение представляет собой серии связей между стимулом и реакцией. Психика-фикция, т. к. её нельзя наблюдать объективно, в свою очередь мышление тоже уходит. Единственное, что можно наблюдать — это речь, а мышление — это внутренняя речь. Орган мышления-гортань, много исследований появилось по фиксации внутренней речи (к гортани датчики ставили, по движениям пытались определить мысли). Уотсон выделяет три основные формы мышления(речь)- 1)простое развёртывание речевых навыков (воспроизведение стихов), 2)решение задач не новых, но редко встречающихся( попытка вспомнить полузабытую информацию), решение новых задач( оно полностью тождественно с поведением красы, впервые посаженной в лабиринт, которая решает задачу с помощью проб и ошибок, но при условии,что там должен лежать сыр( хотя крысы сыр не едят,ха-ха-ха) .



    1. Халл считал, что между стимулом и реакцией есть когнитивные процессы. Его идею начинают развивать Галантер и Вирбам, из которых в итоге появилась теория субъективного бихевиоризма, их книга называется «Тест-операция, тест-выход». Поведение они стали понимать как воздействие на систему, это воздействие сличается с некоторыми прошлыми состояниями и в зависимости от результатов сличения, осуществляются либо специальные реакции организма (если соответствует прошлому опыту), либо поисковые реакции (если не соответствует). Результат оценивается организмом, только после удовлетворительного результата-конкретное действие. Таким образом, действие возбуждается в несоответствии состояния организма с состоянием, которое опробуется. Действия сохраняется до тех пор, пока несоответствие не устраняется. В построении каждого вида деятельности необходимы наличие спец.процесса сличения, оценка результатов сличения. Центральное место здесь занимает Образ-все накопленные знания организма о мире, в котором существует, и План-некое подобие программы, он определятся как указание о том, как достигнуть тот или иной результат. План-всякий иерархический построенный процесс в организме, способный контролировать порядок, в котором совершается какая-либо последовательность операций.



    1. Мышление как биологический процесс. Пиаже генпсихология. Содержание выходит за рамки психологии мышления, т. к. Пиаже в своих трудах использует не понятие мышления, а интеллект- «прогрессирующая обратимость мобильных психических структур» и далее «интеллект является состоянием равновесия, к которому тяготеют всё последовательно расположенные адаптации сенсомоторного и когнитивной порядка, также как ассимилятивные и аккомодирующие взаимодействия организма с окружающей средой». Пиаже пытается развести домыслительный и интеллектуальный процессы. Восприятие понимается им как значение, приобретаемое об объектах в результате прямого и непосредственного контакта с нами. Интеллект- знание, которое существует лишь тогда, когда в процессе взаимодействия субъекта с объектом происходят различного рода отклонения, и когда возрастают пространственно-временные расстояния между субъектом и объектом. Пиаже считает, что био.функционирование невозможно без механизма адаптации , и интеллект понимается как развитие фундаментальных, неотделимых от жизни характеристик организма. Если рассматривать активность высших существ, то, что мы называем поведением, оно всегда направлено на восстановление временном нарушенного равновесия между организмом и средой. Интеллект имеет двойственную природу: логическую и биологическую. Взаимодействие между организмом и средой может носить двунаправленный характер. Влияние организма на среду называется ассимиляция. На психологическом уровне означает некую познавательную активность субъекта, в ходе которой происходит включение объектов в схему поведения (субъект подгоняет среду под уже имеющийся опыт в башке). Воздействие среды на организм-аккомодация. Мир может выдвигать требования, и в ответ у человека возникает стремление измениться. Взаимодействие этих процессов восстанавливает равновесие между субъектом и объектом. У Пиаже центральное понятие- равновесие, а нарушение равновесия- познанием.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта