Главная страница

иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление


Скачать 4.28 Mb.
НазваниеЛекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Анкориванов миронов университетские лекции.doc
Дата14.03.2017
Размер4.28 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаиванов миронов университетские лекции.doc
ТипЛекции
#3757
страница58 из 70
1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   70

Лекция 31. Виды и свойства ценностей




1. Метафизические основания аксиологии


Теоретическая аксиология, как полноправный раздел метафизики, имеющий к тому же и отчетливую практическую направленность, не может успокоиться на сугубо дескриптивной констатации многообразия идеальных ценностных содержаний, фундирующих и направляющих ценностные акты. Не могут, думается, смириться с подобным безбрежным ценностным плюрализмом и такие конкретные аксиологические философские разделы, как этика и эстетика, а также дисциплины философского и нефилософского характера, так или иначе включающие в себя ценностную проблематику: философия культуры, социология, философия истории, религиоведение, политология и даже философия науки. В этом случае они лишаются какого-либо нормативного и, соответственно, социально-регулятивного содержания.

В самом деле, если все идеальные мотивы и основания ценностных поступков человека сущностно равноценны, то это означает их сугубую относительность. Отсюда неизбежно следует равноправие всех систем ценностей, включая самые что ни на есть аморальные. ”Если аксиологический Бог-Абсолют умер, то значит - все дозволено”, и нет никаких принципиальных различий между глупцом и мудрецом, подлецом и праведником, кощунником и человеком долга. Все равно ценно и равно неценно; все равно объективно, но при этом столь же и субъективно.

Данный вывод ведет к теоретическим нелепостям и недопустимым практическим следствиям.

Во-первых, при таком подходе абсурдной становится сама проблематика ценностей, ибо ценное ничем от неценного уже не отличается.

Во-вторых, суждение “все в ценностном плане субъективно и относительно” самопротиворечиво и должно быть отброшено как ложное, ибо, постулируя тотальную относительность и субъективизм, оно само претендует на всеобщность и объективность.

В-третьих, бессмысленным становится всякий жизненный выбор, связанный с предпочтением одних и отказом от других целей, норм и идеалов деятельности. Что выбирать-то, если все дозволено и абсолютно равноценно?

В-четвертых, насколько практически разрушительны и опасны псевдотолерантные уступки ценностному релятивизму - этому порочному идейному наследию скептико-софистической линии в аксиологии1- хорошо видно на примере современной просвещенной Европы с ее юридическим и, самое главное, моральным уравниванием нормальной и гомосексуальной половой ориентации, а также с защитой прав проституток и наркоманов. Более того, здесь совершенно сознательно и авторитарно – без всякой пресловутой толерантности – соответствующими девиантными социальными группами и криминальными структурами делается попытка утвердить свою абсолютную иерархию - воинствующую иерархию антиценностей. К сожалению, в ценностном сознании современного интеллигента неприятие насилия и подавления человеческой свободы1 сплошь и рядом перетекает в прямое потакание пороку и моральную бесхребетность, а ценностный релятивизм как раз и провоцирует авторитаризм самого дурного толка.

Отсюда следует объективный и необходимый вывод: последовательный субъективизм и релятивизм в сфере ценностей теоретически невозможен, а практически - порочен. Поэтому философская аксиология, не являясь в строгом смысле слова ни дескриптивной, ни нормативной аксиологической дисциплиной (хотя эмпирические констатация и нормативные суждения ей вовсе не чужды), имеет своей метафизической задачей утверждение и обоснование истинной иерархии ценностей.

Весь вопрос заключается только в том, чтобы в ходе такого обоснования непротиворечиво совместить формальное с содержательным, абсолютное с относительным, объективное с субъективным, личную свободу с необходимостью подчинения всеобщим нормам и ценностным максимам. Именно это является центральной задачей теоретической аксиологии.

Логика наших рассуждений будет следующей: сначала мы обратимся к чисто формальным моментам, выявляя устойчивую архитектонику идеального “царства ценностей”, а потом, на основе проведенного анализа, постараемся сформулировать какие-то содержательные ценностные идеи и руководящие максимы. К существенным чертам строения «царства ценностей» можно отнести следующие:

1.1. Иерархичность.


Исходя из элементарной объективности и порядка в идеальных ценностных содержаниях и, соответственно, в основанных на них ценностных актах – мы вынуждены всегда решать проблему иерархического взаимоотношения ценностей, а значит и проблему их выбора, реализуемой как наша свобода. Человек, как свободное существо, имеет возможность выбирать (и мы постоянно выбираем) между высшим и низшим, приемлемым для нас и неприемлемым, позитивным и негативным, причем абсолютно независимо от конкретного эмпирического содержания того, что мы в данный момент отождествляем с “высшим”, “приемлемым” или “негативным”.

У любого человека, в любую эпоху, и при принадлежности к любой национальной культуре – этот жесткий, выстраиваемый самим же человеком под влиянием общества, формальный иерархический порядок ценностного мира не меняется. По мысли М. Шелера, мы должны констатировать “единство законосообразности его (царства ценностей - прим. авт.) ступенчатого строения в обоих направлениях (иерархии) достойного любви, т.е. в сторону на данный момент более высокого и более низкого. (Единство) состоит в том, что ступенчатое строение этого царства, остающееся постоянным на каждой фазе этого бесконечного процесса, строго подчинено законам сообразно сущностным ценностям. А что касается человеческой личности, единство состоит в присущей актам и потенциям любви законосообразности разумного предпочтения одних ценностей и достоинств и небрежения другими. Через эти ценности и достоинства акт любви направляется на вещи, в которых они являются нашей душе”.1

Иными словами, даже если мы проповедуем безграничный плюрализм и равнозначность всех ценностей (их вроде бы антииерархический характер), то тем самым лишь подтверждаем иерархическое строение этого идеального царства, отдавая безусловный приоритет всему ценностно субъективному и безосновному, т.е. иерархически низшему.

1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   70


написать администратору сайта