Главная страница

иванов миронов университетские лекции. Лекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление


Скачать 4.28 Mb.
НазваниеЛекции по метафизике москва 2004 г. Оглавление
Анкориванов миронов университетские лекции.doc
Дата14.03.2017
Размер4.28 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаиванов миронов университетские лекции.doc
ТипЛекции
#3757
страница61 из 70
1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   70

Лекция 33. Высшие ценности и их носители.




В ходе предыдущего изложения мы подробно остановились на всеобщих формальных свойствах ценностных модальностей (ценностных категорий), образующих специфическим образом устроенное “царство ценностей”; а также проанализировали некоторые содержательные закономерности, связанные с диалектикой субъективного и объективного, абсолютного и относительного, национального и общечеловеческого в ценностях.

Однако все ценностные содержания и отношения нуждаются во вполне конкретных носителях, в специфических формах объективации (или опредмечивания), ибо, как мы помним, “нет ценностей невоплощенных”. Именно особенности носителей ценностей нами пока практически не рассматривались, равно как и нераскрытой осталась третья универсальная ценностная идея, сформулированная в конце четвертой лекции, что “объективные и абсолютные ценности не являются бесплотными абстракциями и вовсе не подавляют нашу индивидуальную человеческую свободу. Они обретают реальное и действенное бытие в форме человеческих идеалов и святынь”. Устранению этих пробелов будет посвящена завершающая лекция аксиологического раздела нашего курса.


1. Псевдоидеалы и антиидеалы.


ХХ век выработал у интеллигенции стойкую аллергию на разные идеалы1. И это отчасти можно понять: все чудовищные эксперименты над духом и плотью человека осуществлялись (и, увы, осуществляются до сих пор) под знаменами вроде бы самых светлых “идеалов” типа “создания общества всеобщей свободы, равенства и братства”, “построения бесклассового коммунистического общества”, “организации справедливого и совершенного национального государства” или - что нам совсем уж близко - “демократической перестройки и преодоления тоталитарного прошлого”, “безальтернативности нынешней линии глобализации”2 и т.д.

Попытки подгонок реальной и бесконечно сложной жизни под такого рода абстрактные “идеалы” рано или поздно заканчиваются кровавыми трагедиями, где живая личность превращается в дрова для революционных костров; благие декларированные цели уничтожаются порочными средствами их достижения; рассудочные построения оказываются насквозь утопичными; а вроде бы положительные ценности, двигавшие лидерами общественных движений и следовавших за ними массами людей3, в конце концов оборачиваются утверждением антиценностей, “выворачивающих социальный мир наизнанку”. В результате “вершину” такой перевернутой в ходе утопического эксперимента социальной пирамиды занимают откровенно беспринципные и порочные властолюбцы типа Дантона, Гитлера, Сталина или Пол Пота, превращаясь в самых что ни на есть конкретных и зримых носителей антиценностей, в представителей абсолютного человеческого инфернального дна, ничего кроме омерзения и содрогания не вызывающих у последующих поколений.

Возникает вопрос: виновато ли в таких плачевных итогах само по себе стремление к идеалу, как к чему-то заведомо утопическому, или же мы имеем дело с его сугубо “превращенными формами”, как говорил К. Маркс, или с “бытием предмета, не соответствующим его понятию”, по выражению Гегеля? Думается, что именно второй взгляд более правилен, и здесь следует говорить о типичных псевдоидеалах.

Чтобы установить разницу между идеалом и псевдоидеалом, полезно обратиться к кантовскому наследию, который, хотя и кратко, но неизменно затрагивал проблему идеала во всех разделах своей философской системы – и в теоретической, и в нравственно-практической, и в эстетической ее частях. Нам известны два практически идентичных определения идеала у Канта, одно из которых присутствует в “Критике чистого разума”1, а второе - чуть более краткое и точное - в “Критике способности суждения”: “Идея означает, собственно говоря, понятие разума, а идеал - представление о единичном существе как адекватном идее”2. Идеалы, по Канту, есть только в человеческом бытии, где есть свободное целеполагание3. Они не имеют онтологического статуса и “творческой силы” в смысле независимо существующего платоновского царства идей, а выполняют роль лишь “практической силы” совершенствования наших “определенных поступков”.4 В отличие от формального и безусловного императива разума, идеал выполняет некоторые содержательные, хотя и вторичные функции. В этих функциях, вроде бы безукоризненно выделенных Кантом, полезно разобраться, поскольку здесь, пока еще в зачаточной и неявной форме, скрываются концептуальные нюансы, способные превратить подлинный идеал в псевдоидеал, а потом - и вовсе заставить нас отказаться от всяких идеалов.

Процитируем вначале обширный отрывок из “Критики чистого разума”, а потом прокомментируем его: “ Мудрец (стоиков) есть идеал, т.е. человек, который существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости. Как идея дает правила, так идеал служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших поступков... Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного... Но попытки осуществить идеал на примере, т.е. в явлении, скажем (изобразить) мудреца в романе, напрасны1, более того, они в известной степени нелепы и ... делают даже подозрительным и подобным простому вымыслу то добро, которое содержится в идее”2.

В кантовской трактовке идеала есть три существенно уязвимых теоретических пункта, которые чреваты опасной практической подменой подлинных идеалов идеалами мнимыми, а еще точнее - псевдоидеалами.

Во-первых, как явствует из приведенного фрагмента, идеал по Канту объективен, но при этом лишен онтологической независимости и не имеет материально-телесного воплощения, т.е. какого-либо реального носителя. Он - идеален в смысле присущности исключительно сфере человеческого сознания.

Во-вторых, существование идеала Кант связывает только с деятельностью разума, что видно из его позиции и в поздний период творчества. Например, в “Метафизике нравов” он прямо заявляет, что “ склонять колени и падать ниц даже с целью показать свое преклонение перед небесными силами противно человеческому достоинству, ... ибо в этом случае вы покоряетесь не идеалу, который представляет вам ваш собственный разум, а идолу, сотворенному вами самими”1.

В-третьих, взаимоотношения между идеалом и поступком И. Кант рассматривает с позиций абстрактно-всеобщих отношений, будто бы единое ценностное мерило механически прилагается ко многим единичным случаям, игнорируя их особенности или же заставляет эти особенности отказываться от своей специфичности ради следования абстрактно-общему идеалу.

Такое понимания идеала2, если попробовать воплотить его в социальной практике, - неминуемо приводит к псевдоидеалу, когда умозрительно-идеальную рассудочную схему, пусть самую распрекрасную, начинают механически и насильственно воплощать в жизнь, не считаясь ни с объективными обстоятельствами, ни с честью и достоинством других людей, а иногда принося в жертву подобным рассудочным утопиям судьбы целых народов.

Но даже если абстрактный идеал и не ложится в основу насильственного усовершенствования окружающей жизни, а остается исключительно на уровне теоретических рассуждений и проповедей (типа советского морального кодекса строителя коммунизма), он все равно производит впечатление чего-то глубоко безжизненного и чуждого подлинным ценностям. Такое холодное словесное морализаторство не достигает никакого позитивного результата, а чаще всего дает следствия, противоположные ожидаемым: например, у молодого человека оно может вызвать стойкое и страстное желание поступить вопреки всему, что занудно проповедуется. Прав был Э. Фромм, когда писал: “Я верю, что смысл образования состоит в том, чтобы познакомить молодого человека с лучшей частью человеческого наследия. Но поскольку большая часть наследия выражена в словах, оно действенно только тогда, когда эти слова реализуются в личности учителя или в практической жизни и устройстве общества. На человека может повлиять только воплощенная идея; идея же, оставшаяся словесной, меняет только слова”1. Буквально ту же мысль о необходимости живого идеала, конкретно воплощенного в жизненном пути и облике конкретного человека, можно найти и у русского мыслителя П.А. Флоренского2; и у выдающегося представителя индийской веданты конца ХIХ века Свами Вивекананды3, и у буддийского мыслителя ХХ века ламы Говинды Анагарики4. Блестящая критика абстрактного марксистского идеала, игнорирующего важнейшее - личностное - его измерение, дана в работе П.И. Новгородцева “Об общественном идеале”. “...Личность, - писал выдающийся отечественный правовед, - представляет ту последнюю нравственную основу, которая прежде всего должна быть охраняема в каждом поколении и в каждую эпоху как источник и цель прогресса, как образ и путь осуществления абсолютного идеала. Никогда не должна она быть рассматриваема как средство к общественной гармонии; напротив, сама эта гармония является лишь одним из средств для осуществления задач личности и может быть принята и одобрена в той мере, в какой способствует этой цели”5.

Псевдоидеал зачастую вызывает к жизни прямо противоположную, но столь же тупиковую ценностную установку. Ее суть состоит в том, чтобы постараться прожить вообще без всяких идеалов, сугубо утилитарно и прагматически ориентируясь на “повседневные ценности человеческого существования”: семью, карьеру, материальный достаток, комфорт, физическое здоровье. Здесь всяким утопиям, нацеленным на лучшее будущее, противостоит стремление увековечить нечто телесно прочное и земное, как бы продлить в бесконечное будущее приятное настоящее.

Так, справедливо критикуя абстрактный религиозный идеал чисто духовного и бессмертного бытия, в апологию человеческой бескрылости и самодовольства в конце концов впадает Л. Фейербах: “Человек, - пишет он, - ...имеет не только стремление к тому, чтобы идти вперед, но также и стремление к отдыху, к остановке на уровне, однажды достигнутом и отвечающем определенности его существа... Человек хочет только устранить беды этой жизни, но не хочет существенно иной жизни”1.

Подобная позиция на фоне утопизма рассудочных псевдоидеалов кажется абсолютно реалистичной и разумной. Увы, это только на первый взгляд. Мы сталкиваемся здесь со своеобразной утопией наоборот, неким - столь же рассудочным и несбыточным - антиидеалом. Как мы уже писали выше, ссылаясь на В.С. Соловьева, стремление удовольствоваться своей человеческой ограниченностью и сугубо утилитарным бытием в настоящем, - неизбежно сопровождается нравственным оскудением и душевным омертвлением личности. К тому же именно серый обыватель всегда служил социальной опорой всех тоталитарных режимов и, вопреки своей декларированной рациональности и прагматизму - становился жертвой идеологических манипуляций и псевдоидеалов.

Наконец, и теоретически удержаться на такой “взвешенной обывательской” позиции практически никогда и никому не удается. Она очень часто эволюционирует (а, точнее, - инволюционирует) к сугубо скептико-софистической ценностной позиции в виде тотально иронического и сугубо игрового отношения к миру2. Крайняя же форма последней - сознательное и откровенное кощунство, о чем мы писали на предыдущих страницах.

Таким образом, псевдоидеалы в виде абстрактных проповедей или, тем более, в своих разрушительных социальных приложениях всегда провоцируют возникновение циничного отношение к идеалам и ко всему высокому в человеческом ценностном бытии. Но ориентация на антиидеал, иронию и шутовство, в свою очередь, подталкивает обывателя ко всеобщему абстрактному единению вокруг каких-нибудь новых (а чаще старых и давно отживших) псевдоидеалов. В результате возникает замкнутый антиценностный круг, из которого не так-то просто вырваться.

Кроме всего прочего, в такой ситуации до предела обостряется ложная антиномичность между абсолютным и относительным, национальным и общечеловеческим, субъективным и объективным в ценностях. Единственным способом борьбы с этими превращенными формами бытия идеала является возвращение к идеалам подлинным и их действенная защита от кощунства.

1   ...   57   58   59   60   61   62   63   64   ...   70


написать администратору сайта