Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница48 из 51
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51
ориентируют исследование этих процессов. Волевые-то процессы мы не научились путем исследовать. Больше описательно и больше в категориях личности — сила воли и слабая воля. А этой метафизической способности никто никогда не видел. Надо ис- следовать деятельность.
лекция 51
индивид и личность
С
егодня я должен приступить к изложению проблемы, которая заверша- ет, я бы мог даже сказать — венчает курс общей психологии. Я имею в виду проб- лему личности. Иногда эту проблему стараются поставить в качестве первой пробле- мы систематического изложения психологической науки. Исходя из той простой мысли, что когда мы говорим о различных процессах, изучаемых в психологии — о восприятии, о мышлении или об эмоциях, — то мы всегда подразумеваем челове- ка, который воспринимает, мыслит, чувствует. Потому что, действительно, воспри- нимает не восприятие, а человек, мыслит не мышление, по известному афоризму,
а человек. Ну, и чувствуют, конечно, тоже не чувства, а человек. Поэтому может быть разумно начинать общую психологию с выяснения: что это такое — человек думающий, воспринимающий, чувствующий, то есть что собой представляет че- ловек как личность. Трудность заключается, однако, в том, что когда мы делаем понятие личности, понятие человека как личности исходным для изучения его дея- тельности, отражения мира, которым он руководствуется, которое направляет его деятельность в этом окружающем его мире, то мы не знаем, из чего складывается эта активность. Это целое — действующий человек, чувствующий человек, мысля- щий человек оказывается как бы пустым. На деле, таким образом, оказывается, что понятие личности само нуждается в предварительном аналитическом изучении че- ловеческой деятельности, ее процессов, в аналитическом изучении сознания. Сло- вом, в анализе тех процессов, которые связывают человека с миром.
Поэтому приходится начинать действительно с некоторого фундаментального и общего понятия, но только не с понятия личности, а с более отвлеченного, бо- лее абстрактного понятия — понятия субъекта. Да, для того, чтобы приступить к изучению психологии, чтобы сделать первые шаги в области исследования челове- ческой опосредствованной деятельности, процессов, эту деятельность реализующих,
приходится постулировать наличие субъекта деятельности. И это мы и делаем, еще раз повторяю. Субъекта мы постулируем потому, что мы исходим из положения очень простого — что психолог имеет дело с жизненными процессами. А само по- нятие жизни имплицирует, то есть включает в себя необходимым образом понятие субъекта жизни. Вот мы это понятие и постулируем законно с самого начала. Да,
мыслит не мышление, мыслит субъект. Чувствуют не чувства, чувствует субъект. Ка- залось бы — какая разница, постулируем ли мы человека в термине «субъект» или в термине «личность»? Нет, разница здесь, товарищи, капитальная. Мы не можем по- стулировать личность потому, что понятие личности должно быть содержательно раскрыто. А для этого нужно пройти немалый путь предварительного анализа.

491
ИНДИВИД
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
Субъект нам дан. Это утверждающий свою жизнь субъект, и теперь мы можем рассматривать, в каких процессах, каким образом происходит утверждение субъек- та. А вот личность не дана, она задана в психологии. Поэтому не может быть посту- лирована, поэтому должна явиться сама в результате некоторого синтезирующего психологические знания специального исследования. Я скажу больше — она не толь- ко не дана, а задана в психологической науке. Она самому человеку не дана, а за- дана, как я постараюсь вам показать. Это очень просто — человек не родится лич- ностью, хотя, конечно, родится субъектом. Если хотите грубее — индивидом. Но человек не родится личностью, он личностью становится на относительно позднем этапе онтогенетического развития. Это тем более справедливо, когда мы говорим не об онтогенетическом развитии, а о развитии историческом. И в ходе человеческой истории человеческая личность не дана. Она задана и является тоже относительно поздним продуктом развития человеческого общества. Она не дана наперед и, сле- довательно, не «постулирована» и в ходе реального развития.
Вы, конечно, согласитесь с тем, что мы совершенно безошибочно обознача- ем в нашем языке новорожденного ребенка термином «ребенок», «индивид», но едва ли существует словоупотребление, согласно которому мы бы говорили о лич- ности новорожденного. Это индивиды с ярко выраженными индивидуальными осо- бенностями. Все мы знаем, что есть спокойные и неспокойные дети, какие там еще они бывают? Ну, разные бывают! Наверное, можно составить какие-то столбцы ха- рактеристик, словари характеристик новорожденных детей или детей очень раннего возраста по тем свойствам, которые они проявляют, и, наверное, большинство этих свойств является генотипическими, обусловленными или по меньшей мере прирож- денными, то есть сформировавшимися в ходе эмбрионального развития или что-то в этом роде.
Вот и первое различение, которое я хочу вам предложить как фундаменталь- ное различение. Это различение понятия индивида и понятия личности. Из этого раз- личения я и буду исходить, а пока попутно скажу только, что приходится относить также это различение, конечно, и к миру животных. Ну, так же, как мы затрудняем- ся говорить о личности младенца, хотя говорим охотно об индивидуальных особен- ностях его, так уж совсем противится наш язык при попытке говорить о личности рыбки или осла. Хотя особенности ослиные нам до такой степени хорошо известны,
что часто мы их переносим на характеристику человеческого индивида, а порой даже и личности. Это попутное замечание, я теперь возвращаюсь опять к различению.
Значит, что же представляет собой, по определению, то, что мы называем ин- дивидом? Это некоторая целостность. Посмотрите: индивид — неделимое. Это какая- то взаимослаженная система, а с точки зрения широкой, биологической (ее обяза- тельно надо распространять и на человека, сколько бы там не клялись, что человек существо социальное, — он есть существо природное, на него распространяется дей- ствие биологических законов), есть некая целостность, продукт биологического раз- вития, эволюции, продукт процесса, который заключается не только в дифференци- ации и специализации органов, их систем, но и в ходе их взаимного прилаживания,
их взаимной координации, что и описывается любыми, конечно, эволюционистами,
имеющими дело с животными, с их биологическим развитием, то есть биологичес- кой их эволюцией. Есть внутренние корреляции, и если изменяется какая-нибудь одна система органов, необходимо изменяются и другие системы органов, потому что индивид не есть полипняк, не есть аггломерация, аддитивное образование от- дельных органов и даже их систем. А есть их координация и корреляция. Биологи так часто и говорят о «коррелятивном приспособлении», то есть о прилаживании одних

492
ЛЕКЦИЯ
51
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
биологических систем к другим системам, и некоторые изменения, которые возни- кают в ходе эволюции, должны быть объяснены не прямой приспособительной по- лезностью данной конкретной системы, а необходимостью ее изменения в связи с изменениями других систем организма, которые осуществляют эти важнейшие, глав- нейшие приспособления, главнейшие изменения образа жизни данного вида.
Итак, индивид есть продукт эволюционного развития, это есть некоторая це- лостность, некоторая неделимость. И в этом отношении понятие личности близко к понятию индивида.
Индивид есть также продукт онтогенетического развития. Поэтому в индивиде животного, как и в индивиде человеческом, мы различаем генотипические образо- вания, то есть черты, свойства, и фенотипические, то есть прижизненно образовав- шиеся свойства. Значит, индивид — это не то, что только обусловлено, как я только что говорил, эволюционным развитием, фиксировано наследственностью и переда- ется в генотипе. Помимо генотипически обусловленных свойств или черт существует также известная изменчивость, зависящая от индивидуальных условий жизни. Это то,
что в индивиде является фенотипически обусловленным. Тюремная собака, по выра- жению Павлова, то есть собака, развитие и жизнь которой протекали в условиях кле- точного режима, приобретает другие черты, индивидуальные особенности, чем со- бака, воспитывавшаяся в отличных от этих условиях. Поэтому, когда мы говорим
«индивид», то мы всегда практически имеем в виду сплав филогенетически обуслов- ленных черт и черт, обусловленных условиями онтогенетического развития. Я говорю об этом потому, что нельзя осуществить различение личности и индивида по крите- рию различия генотипически обусловленных и обусловленных в онтогенезе особен- ностей, склада, черт, — называйте как угодно. Задача здесь куда сложнее. Если бы мы могли просто сказать: чт у
врожденное, генетически обусловленное, — то составляет особенности индивида, а чт у
приобретено в жизни, в ходе онтогенетического разви- тия, под влиянием научения, — то, по-видимому, особенности личности, как было бы хорошо жить нам, психологам! Просто и ясно. Но это ложная позиция, не выдер- живающая никакой критики.
Я начал с самого простого. Нет таких животных видов, которые не изменялись бы фенотипически, то есть под влиянием онтогенетического, прижизненного опыта.
Нет таких черт, которые бы не затрагивались средовыми влияниями, условиями жиз- ни. Ну, значит, и на животных мы должны были распространить тот критерий, кото- рый мы приняли, и говорить о личности животного. Ежели оно злое — это черта ин- дивида, собаки как индивида. А если собачка бежит на «Бобика», то, стало быть, это что? Характеристика ее, то есть собачки, личности. Не проходит. А у человека еще хуже. Человек-то родится индивидом, меняется в качестве индивида и продолжает со- хранять свои черты как индивид на протяжении всей своей жизни. И вот на протяже- нии этой жизни, которая приводит к развитию индивидуальных особенностей, черт,
происходит удивительный процесс зарождения, первоначального формирования, а потом стадиального развития собственно личности человека.
Вы мне скажете: дуализм! Разделили человека, разделили его черты, его свой- ства, его особенности на две категории. Одни понятны — это особенности индиви- да, его индивидуальные особенности, обусловленные вот этими филогенетически- ми предпосылками, генетическими предпосылками, изменчивостью под влиянием опыта. А потом еще таинственная какая-то личность, вроде духовного какого-то осо- бого начала. Знаете, ведь так думали очень многие. Думали столетиями. Так шла философская мысль, так шла и мысль психологическая в системе идеализма, идеа- листической философии и психологии. И мысль в целом своем неверная, ложная,

493
ИНДИВИД
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
содержала в себе что-то живое, на чем она и основывалась, к чему и апеллировала.
Что и позволяло ей не только себя утверждать, но и распространять, завоевывать умы человеческие. Значит, личность как особое психологическое образование, не сводимое, а находящееся в очень сложных отношениях с тем, что называли челове- ческим индивидом, — это реальное образование. Это тоже целостность, в этом их сходство. Это тоже единство. Правда, тут начинаются и некоторые отличия.
Я в порядке только иллюстрации, а не аргументации своей мысли, опять об- ращусь к языку, очень часто чутко выражающему правду. Вот в языке получается —
разделенный индивид есть бессмыслица. Если «индивид», то не может он быть разде- лен, расщеплен. А когда вы обращаетесь к категории личности, можно сказать «рас- щепленная личность», «раздвоенная личность?» Да еще как можно! А уж психопато- логия-то прямо говорит — «расщепление личности». В некоторых случаях. Да мы с вами знаем, безо всякой патологии, как бывает какое-то как бы действительно раз- деление личности, пусть не полное, пусть не приобретающее патологические формы.
Что-то даже как будто автономно существующее.
Словом, я хочу высказать простую мысль. Понятие личности не совпадает и не сводится к понятию индивида. Личностные черты и особенности не совпадают прямо с особенностями и чертами человека как индивида. Личность есть единство особого порядка. Я уже говорил, это есть продукт относительно позднего развития.
Личностью не рождаются, личностью становятся. Иными словами, личность есть но- вообразование. Личность — это очень сложное образование, которое тоже представ- ляет собою известное единство субъекта, выражает это единство субъекта, является изменчивой, но вместе с тем и обладает удивительными чертами. Например, той чертой, давно описанной психологами, которая называется тождественностью лич- ности самой себе. И в этом заключается своеобразная диалектика. Личность — очень изменчивое образование. А вместе с тем мы признаем неизменность личности.
Вы думаете, что это словесные тонкости, внесенные в психологию? Товари- щи, не так просто. Вот этот своеобразный закон изменчивой тождественности или изменчивости при тождественности — это не просто описание. Как часто бывает,
мы за этим описанием открываем большие жизненно-практичные проблемы и их решение. Я могу указать одну, по крайней мере, сферу, где эта проблема остро сто- ит. Это сфера права. Существует проблема: можно ли человека привлечь за преступ- ление, совершенное им десять лет, или пятнадцать лет, или двадцать лет тому на- зад. Тяжкое, допустим, но ведь он за это время превратился в добропорядочного гражданина, растит детей, гуляет со своей супругой. В общем, он уже не тот. Так тот или не тот? Это он или не он? Он, к тому же, научился говорить по-английски и приобрел много других удивительных черт. Для идентификации индивида нет про- блемы, для этого есть отпечатки пальцев и прочие методы. А личность его ответст- венна перед обществом или нет? Вот эти проблемы ужасно сложны. И психолога иногда спрашивают — правильно ли такое решение или неправильно?
Иногда, впрочем, эта самотождественность личности нарушается. Тогда мы говорим о патологической личности.
Многие народы мира говорят, что сначала человек не имеет личности, а по- том наступает момент, когда он становится личностью. Он носил тогда одно имя, а теперь давайте дадим ему другое. Вы, наверное, знаете, что у многих народов имя человека меняется, когда он становится членом общины, воином или охотником.
Ему присваивается новое имя. Вот отсюда начинается отсчет его личности и призна- ние ее самотождественности. Увы, у нас имя и отчество твердо. <Далее текст нераз- борчив из-за сильных шумов>

494
ЛЕКЦИЯ
51
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
<...…> Давайте теперь подойдем к вопросу более прямо. Имя, которое получает человек, интегрирует человека, правда? Я — Леонтьев Алексей Николаевич в тысяча девятьсот таком-то году сделал такое-то и такое-то. Я — тот, который современный человек — это понимаю. Я степени получил, звания всякие, и тому подобное. Но ведь я же остался тем, который был и до получения звания, до всяких защит. Правда,
иногда получение званий, особенно высоких, что-то там меняет, бывает иногда,
личность очень, как бы поделикатнее сказать, меняется.
Что за механизм этого явления? Я вас верну сейчас к общепринятому поло- жению. Я ведь нарочно очень долго шел к проблеме, прежде чем сказать простую вещь. Я вам скажу, почему я это делаю. Когда простые вещи часто повторяются,
плохо вникаешь. Они остаются какими-то такими само самой разумеющимися, что и думать нечего. Я вас подводил. А теперь я вам скажу простое положение. Индивид филогенетически или онтогенетически формируется в системе развития естествен- ных, природных связей субъекта с окружающим его предметным миром.
А вот что касается другой целостности, которую мы называем личностью, то не естественные отношения к окружающему миру порождают это единство, как у индивида, а только один вид отношений способен это сделать. Это развитие отноше- ний к предметному миру, которые являются общественными по своей природе. Это результат вхождения в систему этих отношений. Это обыкновенная, часто повторяе- мая марксистская формула. Вот она-то и всплыла здесь, задействована для объясне- ния. Сущность личности лежит в совокупности всех общественных отношений, в ко- торых мы реально существуем, в которых и порождается личность.
Дело все в том, что, например, мои отношения к объекту, к вещи, к веще- ственному, к натуральному объекту, не только произведенному человеком, суть об- щественные отношения. Я бы сказал, что любые отношения человека к вещественно- му предмету являются общественными. Как и любое общение человека с человеком является предметным и иначе не существующим. Очень интересно, на мой взгляд,
провести анализ дальше и не ограничиваться этим общим положением, перевести его в плоскость, открывающую дорогу собственно психологическому анализу. Я могу себя спросить теперь, несколько трансформировав формулу о сущности личности: что есть субстанция личности? Я ответил бы так: отношения человека с окружающим его ми- ром, к реальности, к той действительности, которую мы находим вокруг себя, всегда предметной действительности, в которую входят, конечно, и люди, но отношения,
которые реализуются в деятельности субъекта. Причем речь идет именно о деятельно- сти, ее отдельных видах, разных формах, а не о тех способах, которыми вы действуете.
И даже не о целенаправленных процессах, отдельных действиях и волевых актах, ко- торые ведут вас к осуществлению соответствующих действий. Потому что сами они в свете мотивов приобретают для человека личностный смысл.
Значит, мы теперь научились дифференцировать, отличать — что является со- зидающим личность, что образует ее существенную психологическую характеристику,
и что не является таковым. Любая операция, прямо, сама, взятая непосредственно,
равно как и само по себе действие не характеризуют личность.
Вы скажете: но ведь все характеризует. Однако важно понять, что существенно для личности, что может ее характеризовать непосредственно, а что представляется мне не само, прямо, а лишь косвенно, через другое. Вот я сейчас и вижу, товарищи,
как красиво пишет сидящий передо мной человек. Я должен допустить, что свойство сидящего передо мной товарища, черта, ему присущая (умение писать, знание пись- ма, совершенное, по-видимому, владение навыками письма), по предложенному критерию еще ничего не говорит о его личности. А на самом деле, по правде, а не по

495
ИНДИВИД
И
ЛИ
Ч
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


написать администратору сайта