Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница50 из 51
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51
если бы он был устроен так, чтобы эти новые изменения и приспособления к ним записывались бы в его глубинном аппарате и передавались бы в порядке биологичес- кого наследования.
Я уж не говорю о том, что такое понимание, хотят авторы субъективного по- нимания или не хотят, ведет к очень, я бы сказал, тяжелым выводам в сфере исто- рии, политики, сфере, попросту говоря, жизни человеческого общества. Такое по- нимание, собственно, фиксирует взгляды расистские. Понятно? Давайте говорить откровенно. Это как-то невежливо говорить, но давайте будем невежливыми. Иногда надо уметь быть невежливым. Вот я здесь невежлив. Нельзя снять этих выводов. А вы знаете, что делается с этими биологизаторскими воззрениями сейчас, в современной мировой науке? Они же падают стремительно. Ну, вот сейчас продолжающиеся бес- конечные, бесчисленные, так называемые сопоставительные или перекрещивающи- еся исследования дают все меньше и меньше оснований в поддержку каких-то таких высших процессов, которые существенно зависят от так называемого биологическо- го фактора. Напротив, собирается огромный материал (вопрос другой — как он ос- мысливается), который показывает зависимость от факторов, которые именуются сейчас у психологов Соединенных Штатов, да и в других некоторых странах, куль- турными факторами. Приведу пример, чтобы вы понимали, о чем идет речь.
Особенности человеческого восприятия, предметного восприятия, так сказать,
не на уровне чувствительности, а на уровне именно восприятия. Очень популярные вещи. Применяется методика борьбы зрительных полей при бинокулярном смотрении.
На ретину правого глаза падает изображение фигуры прямоугольной (в общем, с уг- лами), а на левый глаз падает изображение, скажем, округлого типа фигур без углов и без отрезков прямых линий. Вам понятно, о чем идет речь? И вот оказывается, что в известных культурах в большинстве случаев победителем в борьбе за общее поле,
то есть видимым победителем становится изображение типа А, в других культурах —
типа Б. Оказывается, что эти культуры отличаются друг от друга преобладанием в окружении тех или других линий, а, следовательно, не особенностями строения моз- га или зрительной системы. Мне приходит на память сейчас очень популярное, часто цитируемое исследование, немножко смешное. Мексиканцам и американцам показы- вали двойное изображение, вызывающее борьбу зрительных полей: одно из них, ка- жется, изображало корриду, а другое футбол или регби. Что-то в этом роде. Ну, и оказалось, что в процентном соотношении у мексиканцев побеждала коррида, а у американцев из Соединенных Штатов побеждало изображение одной из популярных спортивных игр. Вам понятно? Чем дальше идут исследования, тем все больше де- монстрируется эта сторона дела. Я не думаю, что это очень гениальное исследование,
даже наоборот. Я думаю, что это исследование не очень хорошее. Потому, что здесь вводится одно понятие вместо другого, но критиковать и анализировать это я сейчас не могу, нет времени и возможности.
Итак, с самого начала человек начинает развиваться в качестве природного су- щества, вступающего в систему общественных связей с миром. И благодаря этому

501
НЕКОТОРЫЕ
ВОПРОСЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИ
Ч
НОСТИ
приобретает новое системное качество. Это системное качество и образует то, что мы называем личностью человека, в отличие от того, что человек представляет собой в качестве прирожденного и далее развивающегося индивида.
Ну, и наконец последняя записка. Просят определить основные направления практических следствий, а может быть, критериев принадлежности личности к тому или иному типу. Я не буду отвечать на эту записку по той простой причине, что неиз- вестно, о какой же типологии личности идет речь. Раз неизвестно, о какой типологии идет речь, то неизвестны, конечно, ни практические следствия, ни даже критерии.
Можно ли надеяться построить какую-то типологию по отношению к личности, опи- рающуюся, например, на тип высшей нервной деятельности? Можно. Почему нет?
Повторится классификация Павлова. Она может быть прекрасно уточнена, как пока- зали исследования в лабораториях Теплова и Небылицина. Будет ли эта классифика- ция по существенному, определяющему личность признаку — это вопрос другой. Вот тут-то и возникает проблема выделения основного, существенного признака. И тут есть, действительно, проблема, потому что на лбу признака никогда не написано,
существенный этот признак или нет и признаком чего он является. Мы только в крайних позициях можем сказать — нет или да. Ну, например, если опрошу большин- ство присутствующих в этой аудитории, сто человек, которые здесь находятся, нуж- но ли, можно ли, разумно ли классифицировать людей по цвету их глаз, то, навер- ное, все придут к единодушному мнению, что нельзя. Но я так же могу сказать — а по степени знания языка можно классифицировать? Я разумею иностранного языка,
допуская, что все родной язык знают. Тоже, наверное, не тот случай, наверное, тоже скажут — язык не признак. Значит, мы критерий должны искать в исследовании са- мой личности. Поэтому я и не отвечаю на записку.
Я очень много времени истратил на ответы на записки, но они возвращают нас к ответу на вопрос о личности. А теперь я хочу вернуться к тому, на чем я прервал свое изложение в прошлый раз. Это положение в сущности чрезвычайно простое. Оно состоит в том, что личность является продуктом развития особенных связей с окружающим миром. Именно таких связей, которые по самой природе сво- ей являются общественными, то есть которые существуют только у человека, живу- щего в обществе, и иначе существовать не могут. В этом смысле я и пояснял значе- ние положения о том, что сущностью человеческой личности является совокупность общественных отношений. Вот в движении, развитии этих отношений и происходит развитие личности.
Естественно, возникает вопрос: если личность есть некоторое целое, некото- рое единство, подобное единству, целостности организма, то что связывает между собой эти отдельные отношения или классы отношений к окружающему миру, в которые человек вступает, начиная уже с раннего возраста? Когда мы говорили об индивиде, то я отмечал специально, что, собственно, интеграция, в которой обра- зуется целостность индивида, есть интеграция, происходящая в ходе прилаживания,
приспособления одних отправлений или функций к другим, одних систем функци- онирования органов к другим системам. Что происходит не только дифференциа- ция, но и некоторая интеграция этих систем в смысле взаимного приспособления,
а не в другом значении слова. Систем, обеспечивающих жизнь. Здесь-то и впервые появляется действие особого рода отношений. Не только сами по себе отношения,
интегрирующиеся в личность, особенные, но и отношения, связывающие друг с другом эти отношения, тоже оказываются особенными. Связи между ними оказыва- ются особенными. Эти связи носят иерархический характер.

502
ЛЕКЦИЯ
52
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
Это связи соподчинения, а не соединения, не объединения. Попросту гово- ря, это связи по типу «что главнее». Я это пояснил, чтобы мысль не застревала на хитрословоплетениях. Что важнее? Причем ответ на этот вопрос не есть ответ по типу — «что важнее для выживания организма». Здесь ответ похитрее, и хитрость этого ответа происходит из следующего факта. Я, товарищи, настаиваю на том, что речь идет о факте, а не о предположении, не о гипотезе, не об идее. Факт этот выражается специально человеческой формулой. Это формула напоминает ход раз- вития потребностей, кстати, связанный именно с этой формулой. Дело в том, что путь развития личности — это путь от осуществления деятельности, то есть различ- ных действий, операций, процессов, вообще от функционирования для поддер- жания существования, жизни, к поддержанию существования для осуществления деятельности.
Я настаиваю на том, что таково фактическое положение вещей. Хотя нату- ралистическая, а следовательно, неверная точка зрения, конечно, должна быть шо- кирована утверждением такого чудовищного, с точки зрения примитивно-биоло- гической, факта. Но жизнь все время демонстрирует нам эту формулу. Буквально на каждом шагу. Формула эта начинает действовать уже очень рано, на первых этапах складывания личности. Она приобретает полную силу на этапах полного разви- тия личности.
Это движение может быть выражено и иначе. Только надо переменить термин,
и я это сделаю на короткое время для того, чтобы указать предметно, к чему отно- сится эта формула, как она может быть выражена. Она может быть выражена в по- нятиях, которые не являются собственно психологическими понятиями. В понятии ценности, как оно употребляется в современной философской науке, то есть в том ее разделе, который есть этика. Шкала ценностей есть иерархическая шкала. При- чем, если взять эту шкалу в ее развитии, в ее возникновении и образовании, то вы увидите, что образование этой шкалы как раз идет в подчинении этой формуле. Эта формула и обозначает в одних случаях реальные движения, в других — вектор этого движения, то, к чему движутся процессы. Но эта формула остается в силе. И когда мы встречаемся с проблемой объяснения явлений «восхождения на костер», каким словом это символически обозначают, мы не можем предложить никакого иного объяснения, кроме исходящего из движения, подчиняющегося высказанной мной формуле. От «действовать, чтобы поддерживать свою жизнь» до «жить для того, что- бы делать дело своей жизни».
Нужно сказать, что люди издавна в разных обществах, в условиях принадлеж- ности к разным классам (я имею в виду классовое общество), проходят этот путь дви- жения, по-разному, но проходят. От него нельзя избавиться. Если вы перечеркнете этот путь, то вы не сможете ничего понять в том, как осуществляется человеческая жизнь.
Что же теперь лежит за этими иерархическими отношениями деятельности? Я, соб- ственно, об этом говорил ужасно много. Это иерархические отношения мотивов. По- этому иерархия мотивов есть непосредственное выражение структуры личности. И если эта иерархия мотивов образует смысловую сферу, то и личность представляет собой такого рода образование, которое есть образование смысловое. То есть образование антропологическое, физическое, биологическое или психологическое? Психологичес- кое. Поэтому личность может становиться предметом психологического, равно социо- логического или исторического исследования, но не может становиться предметом исследования биологического. Потому что когда мы начинаем исследовать механизмы личности или процессы ее реализации, то есть ведем исследование на этом уровне,
тогда то качество, которое мы обозначаем понятием «личность», теряется в исследо-

503
НЕКОТОРЫЕ
ВОПРОСЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИ
Ч
НОСТИ
вании человека. Человек, конечно, его не может потерять. И здесь действительно есть очень большая, очень крупная методологическая трудность, на которую я не устаю указывать, пользуясь для этого всяким случаем. Методологическая трудность лежит в самом понимании того, что такое системное качество, иногда непосредственно в суб- страте носителя этого качества не улавливаемое. Попросту говоря, в субстрате и не существующее.
Мы здесь имеем тот самый случай, который мы получили бы, если бы, напри- мер, стали искать объяснение производства, изучая технологию производства. Про- изошло бы то же самое, если бы мы стали изучать продукты человеческого произ- водства со стороны их потребительской стоимости, а не со стороны их стоимости меновой, ибо последнее существует только в системе обмена, то есть в системе то- варного производства. И не существует в теле товара. Я бы сказал так: личность суще- ствует в теле человека как в своем субстрате, но она не есть характеристика этого тела. Это особая характеристика, которая имеет смысл только в системе тех самых от- ношений, которые порождают личность. Это действительно трудный методологичес- кий ход, о который постоянно спотыкаются исследователи. Потому что этот ход тре- бует преодоления метафизического понимания субстанции, качества и объекта.
Очень часто, и это следующее положение, которое я хочу высказать сегодня,
личность рассматривается как продукт двояких сил. Продукт развития человека как индивида, то есть продукт биологического развития, и продукт воздействий обще- ства, то есть продукт социального влияния, социального фактора, который входит в это развитие. И эта формула очень устраивает многих, ужасно удобна потому, что мы все воочию видим, что когда мы подходим к человеку, то одно в этом человеке оказывается явно принадлежащим его биологическому существу (природному, ска- зал бы Маркс), а другое явно открывается перед нами как надприродное, приобре- тенное в обществе свойство. Это видит всякий. Поэтому очень импонирует объясне- ние: либо — либо. Вернее, и — и. И вся проблема заключается только в том, чтобы определить, что от чего, и в каких пропорциях действуют один и другой факторы.
Отчаянные биологисты стоят на точке зрения, как я уже говорил применительно к другому вопросу, о преобладающей роли биологических особенностей. Я бы назвал их предпосылками. Другие — на преобладающей, решающей роли социальных воз- действий, изменяющих природного человека.
Вопрос стоит ложно. И никакое возможное здесь решение (а альтернатив здесь немного) не является сколько-нибудь состоятельным и не выдерживает дальнейше- го анализа. По-видимому, единственная возможность выйти из этого затруднения состоит, попросту говоря, в том, чтобы исследовать не условия, лежащие в самом человеке, или условия, составляющие окружающий мир, в котором он живет, а сам процесс, происходящий в этих условиях. Вот в этом процессе и происходит форми- рование личности. Этот-то процесс, обусловленный первым и вторым, является определяющим. Вот здесь, кстати, я опять хочу обратить ваше внимание на разли- чение двух понятий: понятия условия и понятия причины, действующей, определя- ющей силы. Это разные вещи.
Я отвлекусь (я не жалею времени на отвлечения такого рода) и предъявлю вам такую задачу для пояснения мысли, для иллюстрации. Человеческая группа, со- общество, существует в известных внешних условиях. Для движения этой группы не- обходимы условия климатические, почвенные и так далее. Источники питания? Аб- солютно необходимы. Само собой разумеется, что для существования данной группы необходимы и известные антропологические свойства этой группы. То есть, есте- ственно, биологические свойства. Я их буду называть антропологическими в букваль-

504
ЛЕКЦИЯ
52
МОТИВАЦИЯ
И
ЛИ
Ч
НОСТЬ
ном смысле этого слова. Без этого тоже ничего не может произойти, это обязатель- ные условия. Так имеют ли эти условия некоторое значение? Как вы на этот вопрос ответите? Давайте согласимся с тем, что они имеют известное значение. И жизнь в одних условиях этой группы, этого сообщества будет нести на себе печать этих ус- ловий по сравнению с той группой, которая получает свое развитие в несколько других условиях. Тоже очевидно. Вот теперь посмотрим дальше. А что определяет дви- жение этой группы, этого сообщества? Теперь можем говорить прямо — этого об- щества? Система отношений, ее развитие. Мы привычно понимаем, что это разви- тие способов производства, орудий производства, всего того, что мы объединяем в понятии производительных сил данного общества, данной группы. Всем понятно.
Это также развитие отношений внутри группы, связывающих этот социум. Эти отношения мы называем производственными отношениями. И вот теперь, когда мы рассматриваем общество на известном уровне развития производительных сил и про- изводственных отношений, которые его характеризуют, тут-то вдруг и выясняется с полной очевидностью, что то, как влияют условия, зависит от развития этих внут- ренних отношений. Вот почему человечество способно перемещаться практически в любые климатические зоны. Потому что между существованием, развитием людей и этими внешними условиями есть опосредствующее звено, и это опосредствующее звено есть и то, и другое. Соотношения, связи оказываются другими. И эти связи оп- ределяются внутренним развитием производственных отношений. То есть того, что происходит в самом ходе развития. То же самое относится и к другим условиям, так называемым внутренним условиям. Вы можете сказать: как? Да вот так, что те внут- ренние условия, будем говорить — биологические особенности, черты, свойства, ко- торые на одном уровне развития препятствуют существованию индивидов или инди- вида, на другом уровне развития этого препятствия не составляют. В одном случае отклоняют развитие, а в другом случае этого развития не отклоняют.
Ну, совсем уж шутливый пример. Он мне пришел в голову потому, что я смот- рю на некоторых товарищей, сидящих здесь в аудитории. Конечно, недостаточно большая острота зрения, то есть попросту говоря близорукость, препятствует, влия- ет и искажает действие. Но ведь все дело в том, что будет оно искажать или не будет искажать, зависит не от того объекта, с которым вы действуете и не от степени бли- зорукости, а попросту от того, изобретены ли уже очки или они еще не изобретены и не могут быть использованы. Словом, об этом можно говорить сколько угодно.
Надо сказать, что эти новые отношения, выражающие особого рода связи де- ятельностей, которые воспроизводятся иерархией мотивов, завязываются уже на от- носительно ранних этапах развития человека, развития ребенка. Вы припоминаете,
что, когда я говорил о воле, то я бегло очертил порядок появления произвольного поведения. Произвольного в психологическом смысле, то есть целенаправленного и требующего известного усилия. Вы помните, речь шла о том, что такие действия воз- никают всегда в условиях двоякой мотивации с противоположными знаками «да» —
«нет», положительным и отрицательным. Но вы помните и другое — о порядке. Сна- чала они возникают в плане каком? Самостоятельного действия или в общении? В об- щении, вы помните. Сначала в социализированной форме, потом в форме индивиду- ального, делаемого действия. Вот и здесь это положение воспроизводится. Порядок тот же. Сначала идет образование иерархий мотивов в условиях открытого общения.
То есть общения ребенка с окружающими взрослыми людьми. И второе совпадение,
тоже конечно, неслучайное. Оно выступает с самого начала в идеализированном про- цессе. Что я называю идеализированным? То же, что и применительно к воле — оно скорее осуществляется через представления, чем через непосредственно-предметные,
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


написать администратору сайта