Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница5 из 51
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Вначале подмена не чувствовалась, и осознаваемая потребность человека казалась удовлетворенной, а затем вкус сахарина как бы изменился, стал «плохим», так как явно проявилось углеводное голодание. В связи с такого рода «обманами» мне вспоми- наются опыты одного из учеников И.П.Павлова. Опыты заключались в следующем.
Голубям давалась фасоль двух цветов: коричневая и белая. Фасоль белого цвета была лишена витаминов. Через некоторое время все голуби научились выбирать и есть только ту фасоль, которая сохраняла свои витаминные свойства. Таким образом, вначале —
заблуждение, а затем — появление настоящего значения признака, сигнального воз- действия. Почву для таких заблуждений создает раздвоенность на воздействия перво- го и второго рода. Встает вопрос: «Каким путем происходит изменение сигнальности

51
ПРЕДМЕТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК
ОСНОВАНИЕ
ПСИХИКИ
различных признаков, утрата сигнальности одних признаков и появление сигнально- сти у других признаков?» Ключ к ответу на этот вопрос лежит в том, что голуби, как и люди в примере с сахарином, действовали, продолжали вступать в контакт с соот- ветствующими предметами. И именно в результате опыта действования происходило изменение, уточнение признака. Признак способен изменить свое сигнальное значе- ние в практическом процессе (а жизнь всегда есть практический процесс), в жизне- деятельности организма. В деятельности организма происходит дифференциация сиг- нальных значений различных физических свойств. Так, в примере с фасолью цвет приобрел особое сигнальное значение.
В условиях жизни, связанной с ориентировкой в предметной среде, особую форму приобретают переходы, осуществляющиеся при взаимодействии живого орга- низма, я ввожу новый термин — «субъекта», и предмета, «объекта». Один переход ясен. Это те изменения, которые субъект вносит в предметный мир, в предметную среду, действуя в этой среде. Следует подчеркнуть, что в мире животных такие из- менения не носят преднамеренного характера. Голубь, дробя клювом фасоль, изме- няет ее; тем самым происходит переход деятельности животных во внешние эффек- ты, в предметные изменения. Другой переход (менее ясный) — это переход свойств предмета и связей этих свойств в состояния субъекта, опосредствующие его связи с предметным миром. Итак, с одной стороны, субъект, действуя в соответствии со сво- ей ориентировкой, изменяет предметную среду, а с другой — в этом же процессе происходит возникновение состояний, отражающих свойства предметной среды. Это изменение того состояния субъекта, которое мы называем состоянием чувствитель- ности, или — выражаясь языком более конкретным — ощущением. Первоначальные формы чувствительности обладают не только недостаточной дифференцированнос- тью, не только носят диффузный характер, но они, в отличие от того, что мы имеем в виду под ощущениями в обыденной жизни, не отделены от «чувствований» и «аф- фектов». В первоначальных формах чувствительности нет расчленения на состояния,
вызываемые объектом, которые мы называем «чувствованиями», и «воспринимаемы- ми» свойствами этого объекта. Такое расчленение, раздвоение чувствительности выс- тупает лишь на более поздних этапах развития; в первоначальной же форме чувстви- тельность в смысле «ощущения» и чувствительность в смысле «чувствования» слиты друг с другом (в нашем языке, кстати говоря, эти два значения слова «чувствитель- ность» хорошо выражены; вот почему я люблю слово «чувствительность», а не «ощу- щение»). Эта слитность особенно ярко выступает в форме древней чувствительности,
протопатической чувствительности даже у человека (например, в обонятельной и вкусовой чувствительности: когда мне в рот попадает хина, я одновременно ощущаю очень горький вкус и страдаю от этого). Я подчеркиваю это потому, что в моей книге
«Проблемы развития психики» эта мысль недостаточно четко прописана. Дифферен- циация функций чувствительности на гностическую (собственно познавательную)
чувствительность и чувствительность в смысле эмоционального состояния медленно происходит на протяжении всей биологической эволюции. Имеются такие переход- ные состояния, которые называются синестезиями, фиксированные даже анатоми- чески в определенном смысле. Это взаимодействия органов чувств, совместное дей- ствие различных органов чувств. В обыденной жизни мы часто встречаемся с такой ситуацией: в связи с простудой «выключено» обоняние — и пища кажется безвкус- ной. Иногда бывают нетипичные синестезии — цветной слух, например. И затем про- исходит раздвоение этих двух форм чувствительности.
Таким образом, взаимопереходы «субъект—объект» осуществляются в форме предметной деятельности — в той форме, которая отлична от «деятельности кишеч-

52
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
7
ника», «нервной деятельности», «секреторной деятельности» и т.д. Предметная дея- тельность — деятельность в узком смысле. Задача психологии заключается в том,
чтобы прочесть книгу о порождении психических процессов как процессов, появ- ляющихся при взаимодействиях живых организмов с предметной средой на опреде- ленном уровне эволюции. Переходы, осуществляющиеся в деятельности, находят свое выражение и в объектах предметной среды, и в состояниях организма, адек- ватных свойствам предметной среды, то есть состояниях психического отражения.
Психические явления по своей природе всегда есть явления отражательные.
Выше я сформулировал гипотезу о порождении зачаточной формы психики. Од- нако это вовсе не означает, что вопрос о порождении психики можно считать окон- чательно решенным. Напротив. Я привел вам лишь одну гипотезу, на почве которой я стою, потому, что других гипотез в конкретно-научном смысле не существует. В каче- стве теоретической, философской, очень общей гипотезы предлагают допустить, что свойства, называемые психикой, изначально присущи любой материи. Это чистое допущение, это нельзя рассматривать как научную гипотезу. Или другое допущение:
психика изначально присуща живой материи. И опять нет критерия, чтобы показать наличие этого свойства. С теологической точки зрения, психика появляется у челове- ка как акт божественного одухотворения. Это не конкретно-научная гипотеза. Сущест- вует также гипотеза о том, что возникновение психики необходимо связано с появ- лением нервной системы. В качестве доказательства приводится тот факт, что при воздействии на нервную систему мы меняем или разрушаем психику. Но это недо- статочное доказательство, так как из того, что одно связано с другим, вовсе не вы- текает, что оно порождено этим другим, в данном случае нервной системой. Оно осу- ществляется нервной системой, это правильно.
Нам остается рассмотреть еще один капитальный вопрос: «На каком этапе био- логической эволюции возникают сигнальные связи с воздействиями, необходимыми для поддержания жизни?» Это действительно очень трудный вопрос, и на него я не могу ответить. Я говорил иногда «на относительно позднем этапе», а иногда «на относи- тельно раннем этапе» эволюции — оба термина подходят. Термин на «относительно позднем» подходит потому, что история возникновения и первоначального развития жизнеспособных тел, то есть организмов, — это длительный процесс, и, спускаясь по лестнице эволюции, мы быстро приходим к относительно простым организмам,
откуда и начинаем прослеживать историю, не зная предыстории. Ее знают теоретики возникновения жизни. Предыстория связана с колоссальными планетарными измене- ниями, которые занимают огромные промежутки времени. Эти промежутки огромны в сравнении с теми масштабами, с которыми мы имеем дело в последующей эволю- ции. Именно поэтому я говорю, что психика возникла «на относительно позднем»
этапе. «На относительно раннем», если мы берем длинный ряд последующих этапов биологической эволюции и останавливаемся на очень простых организмах. Однако мы не можем точно назвать эти организмы, так как существует целый ряд трудно- стей, которые мешают прямо ответить на этот вопрос.
Первая трудность состоит в том, что мы не знаем предыстории эволюции. Мы лишь строим гипотезы о возникновении первоначальной жизни, которая больше не существует. Другая трудность заключается в том, что эволюция шла по многим лини- ям. Эволюция не линия, а, скорее, гроздь. Напомню, что мы называем простейшими животными одноклеточные организмы. По этой линии биологической эволюции, где усложнение организации происходило не за счет объединения клеток, а за счет внут- риклеточного развития, эволюция зашла достаточно далеко, и, наверное, вы зна- комы с описанием таких одноклеточных, как, например, классическая инфузория

53
ПРЕДМЕТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК
ОСНОВАНИЕ
ПСИХИКИ
«туфелька» или жгутиковые и т.д. Вы, наверное, также знаете, что среди инфузорий существуют преследователи, хищники. Когда-то наш зоопсихолог Вагнер писал, что в термине «простейшие» заключено больше иронии, чем правды. И это правда. Очень сложная жизнь у простейших. Когда первые исследователи с помощью лупы стали изучать поведение «высших» одноклеточных, то есть более сложно организованных организмов, то они были изумлены сложностью этого поведения, управляемого мно- жеством различных воздействий. Линия эволюции одноклеточных — это тупиковая линия, которая бесперспективна, потому что принцип развития одной клетки не дал прогрессу возможности идти дальше. Другие линии оказались более перспективными.
К ним относятся линии, по которым шла эволюция хордовых. А сколько тупиковых ответвлений! Вот, пожалуйста, очень интересен класс насекомых — класс с чрезвы- чайно сложным поведением некоторых видов. Достаточно привести примеры из по- пулярной литературы о «языке» или «танцах» рабочих пчел. Насекомые обладают уди- вительно сложными формами поведения, а мы помещаем их где-то относительно низко на ступенях эволюции, несмотря на то, что их поведение достигло довольно высокого уровня адаптации и позволило им выжить в непрерывно изменяющемся мире. Это «застывшая» эволюция.
Таким образом, трудность заключается в локализации появления психики на реальной линии эволюции, то есть так, как она шла, а не так, как мы ее себе уп- рощенно однолинейно представляем. Если бы мне сказали: «Назовите мне, на ка- кой конкретно ступени эволюции возникает это усложнение жизни?», то я бы не смог ответить на этот вопрос. Я могу только сказать вам, что у меня в руках проч- ный критерий, вытекающий из сформулированной гипотезы, который позволяет объективно отличить жизнь допсихическую, то есть не опосредствованную сигналь- ными воздействиями, и жизнь, опосредствованную сигнальными воздействиями.
Если я могу констатировать наличие раздражимости у данного животного по отно- шению к воздействиям, которые сами по себе не способны к поддержанию жизни или не представляют собой (еще раз подчеркиваю) воздействий, нарушающих этот процесс, то мы можем по этому критерию отнести данный вид к тому или другому уровню развития жизни, о котором идет речь, — к уровню простейших отправлений или к уровню поведения. В принципе, мы можем установить этот критерий, хотя это не всегда просто, так как каждый раз необходимо решить вопрос, относится ли данное воздействие к биотическим или абиотическим воздействиям, то есть необ- ходимо конкретное исследование. Например, мы изымаем из среды животного воз- действие определенного рода и смотрим, изменится ли что-нибудь в его жизни. Если не меняется, то, следовательно, эти воздействия не вмешиваются в процесс асси- миляции и диссимиляции организма. Они нейтральны. Таким образом, вопрос о ло- кализации критерия появления чувствительности на лестнице эволюции требует в каждом частном случае очень тонкого экспериментального исследования, иногда даже биохимическими методами.
В заключение я бы хотел сказать, что предложенная гипотеза генезиса психи- ки представляет собой некоторую идеальную схему, которая осложняется при при- ложении ее к реальности. В любой науке вначале необходимо иметь некоторую общую схему. Посмотрите на такую зрелую науку, как физика. Всякое движение начинается со схематического представления, допустим, модели атома. Эта модель имеет эврис- тический смысл, то есть ставит перед исследователем новые вопросы, которые при- водят к уточнению, а иногда и к существенному изменению первоначальной схемы.
лекция 8
возможности изучения психики животных
З
ачаточная форма психики отделена невероятно долгим путем эволюции от развитых форм психического отражения, которые мы находим у человека. Развитие живых организмов должно пройти долгий путь, на протяжении которого происходит усложнение форм деятельности организмов и, соответственно, усложнение морфо- физиологической организации организмов. Этот длительный путь должен быть про- слежен и понят, потому что иначе мы не сможем понять особенности того, что нас более всего интересует, то есть особенности человеческого сознания. Предыстория развития психики служит ключом к пониманию особенностей психики человека, так как человеческое сознание не появляется, образно говоря, со скоростью пистолет- ного выстрела и, следовательно, введение в человеческую психологию необходимо требует исторического подхода к психике.
Психика животных издавна привлекала к себе внимание естествоиспытателей,
психологов и философов. Изучение психики животных составило целую ветвь психо- логии. Эту область психологии называют биопсихологией или зоопсихологией. Оба термина выражают суть дела. Термин биопсихология оттеняет тот факт, что речь идет именно о тех формах психического отражения, которые управляются биологически- ми законами и непосредственно включены в процесс биологической эволюции. По- этому психика животных интересовала и продолжает интересовать представителей собственно биологических наук.
Из этого вытекает двойственность значения зоопсихологии и даже двойствен- ность задач, которые стоят перед исследователями, занимающимися психикой жи- вотных. С одной стороны, зоопсихология ставит перед собой задачи исследования сложных форм поведения, опосредствованных отражением окружающего мира, в ин- тересах решения биологических проблем приспособления в ходе эволюции и тех про- блем, которые имеют прикладное значение. Так, исследование сложного поведения таких организмов, как медоносные пчелы, имеет, конечно, существенное приклад- ное значение. Я не говорю уже о прикладном значении исследования одомашненных животных. Прикладное значение знаний о психике животных иногда относится к ре- шению злободневных проблем, связанных с охраной и защитой животного мира. Я
не являюсь специалистом в области, скажем, ихтиологических проблем, но мне,
как, вероятно, и вам, хорошо известен целый ряд вопросов в связи с такими практи- ческими, хозяйственными задачами, как, например, задача сохранения нормального образа жизни рыб в условиях искусственных водоемов. Даже в такой области, как раз- множение домашних животных, приходится считаться с данными, которые по суще- ству являются данными зоопсихологическими. Это проблемы экологического поряд- ка, типа проблемы поддержания биоценозов и т.д. Эти прикладные задачи решаются

55
ВОЗМОЖНОСТИ
ИЗУ
Ч
ЕНИЯ
ПСИХИКИ
ЖИВОТНЫХ
методами зоопсихологии. Зоопсихология подробно изучает историю формирования,
постепенного усложнения совершенствующихся форм ориентировки животного в окружающем мире, не абстрагируясь от видовых особенностей изучаемых животных.
В отличие от такого подробного изучения наш экскурс в эту область может ограни- читься лишь схематическим представлением эволюционного процесса развития форм психического отражения.
Даже первый подход к предыстории человеческой психики наталкивается на вопрос, который имеет теоретическое и методологическое значение. Это вопрос: «А
можно ли вообще изучать психику животных?» Подумайте, какое сочетание! Мы при- выкли связывать с понятием психики или с понятием психического отражения неко- торый ряд субъективных явлений, которые в широком смысле слова можно назвать явлениями переживаемого отражения. Я нечто вижу и вижу себя видящим. Я нечто слышу и замечаю себя слышащим, я нечто думаю и констатирую наличие процесса мышления. Я могу рассказать об этих явлениях и описать их. Я могу сравнить свое опи- сание с описанием сходных процессов или тех же самых процессов в общем их виде у другого человека. Передо мной своеобразные, открытые для каждого из нас, явления,
и я могу двигаться от этих явлений, стараться проникнуть за внешний облик отраже- ния («внешний» — в смысле «лежащий на поверхности», и «внутренний» — если гово- рить о том, что мы как бы открываем эти явления у себя). С животными обстоит дело иначе. Мы не можем спросить у животных, видят ли они, слышат или не слышат,
испытывают боль или не испытывают боли и т.д. Мы не можем обратиться к животно- му и получить словесный отчет. Следовательно, нужно искать какие-то другие пути проникновения в мир субъективного отражения животных.
Существует несколько возможностей решения этой проблемы, которая пред- ставляет большой интерес для психологов, занимающихся изучением психики чело- века. Ее решение имеет важное значение для понимания психики человека потому,
что попытки проникнуть в природу психических явлений человека не могут ограни- читься данными самонаблюдения и даже всерьез опираться на них.
Психологи, изучающие человека, вынуждены искать объективные методы ис- следований. В зоопсихологии же не может быть никакого другого метода, кроме объективного. Без объективных методов мы не в силах понять что-либо не только в психике животных, но и в психике маленьких детей, к сознанию которых обращать- ся по меньшей мере тщетно. Люди, имеющие опыт работы с младенцами, напри- мер педиатры, отлично понимают, что при решении диагностических задач они не могут рассчитывать на помощь младенца. Они не могут, пальпируя младенца, наде- яться на то, что он скажет, где ему больно. Из сказанного выше видно, что задача поиска объективных методов, с которой зоопсихология в силу особенностей объек- та своего исследования столкнулась раньше психологии человека, имеет первосте- пенное значение для психологии человека.
Поиски путей проникновения в психику животных имеют свою историю. Один путь, который уже давно отброшен, состоял в том, что исследователи проводили аналогии между психикой животных и человека. Они полагали, что в одинаковых ситуациях при одинаковых воздействиях у животных возникают те же внутренние процессы, которые в подобных ситуациях возникают у человека, то есть приписы- вали животным человеческие переживания. В старых книгах об уме животных есть немало привлекательных страниц о думающих и переживающих животных, в кото- рых авторы этих сочинений видели маленьких «психологов», обладающих внутрен- ним миром. Этот подход к психике животных, основывающийся на приписывании особенностей человеческой психики животным, носит название антропоморфизма.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


написать администратору сайта