Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница9 из 51
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   51
чем тот, который рассмотрен выше. Не попадаем ли мы в порочный логический круг?
Так, чтобы выделить цели, нужен образ, нужно иметь представление о результате,
представление о цели. С другой стороны, чтобы возникло представление о цели, не- обходимо действие. На первый взгляд, получается порочный замкнутый круг. Но он разорван, и весь вопрос в том, в каком звене он разорван.
Представим себе этот круг: представление
?
действие, направленное на выде- ление сознательного представления
?
сознательное представление
?
действие и т.д.
Таким образом, люди действуют так, как они представляют, и выделенная ими цель,
по выражению Маркса, «как закон» определяет способ и характер их действий. Одна- ко для того, чтобы возникло представление, нужна особая деятельность, направлен- ная на выделение цели.
Круг разрывается в первоначально практическом действии, то есть в дей- ствии, вступающем в реальный контакт с реально вещественными предметами.
Крупнейший представитель немецкой классической философии Гегель, разработав- ший в своей идеалистической системе диалектический метод решения теоретичес- ких проблем, конечно, знал об этом круге и несколько иронически отвечал на воп-

93
ЯЗЫК
И
СОЗНАНИЕ
рос о том, в каком звене разрывается этот круг: «Мы никогда не задумываемся о том, что руководит нами, нашими действиями. Мы начинаем не с этого, а просто начинаем с того, что мы действуем!» («Индивид, — замечает Гегель, — не может определить цель своего действия, пока он не действовал».)
Что же афферентирует, ориентирует первоначальное действие, с которого на- чинается «дело»? По-видимому, какие-то формы, менее развитые и качественно от- личные от тех форм, которые описываются как формы сознательного представления,
сознаваемой цели.
Здесь мы сталкиваемся с наивным вопросом: «Что было раньше? Яйцо или курица?» Этот знаменитый вопрос давно решен. Раньше были другое яйцо и другая курица, которая, если подходить с эволюционной точки зрения, была совсем не похожа на птицу вообще.
Итак, до сознаваемой цели есть какие-то смутные переходные формы, кото- рые сейчас не поддаются прямому исследованию, но могут быть всерьез утвержде- ны теоретической мыслью. Отвечая же на вопрос, что афферентирует первона- чальное действие, мы утверждаем: сам предмет. «Афферентатором», управляющим процессами деятельности, первично является сам предмет и лишь вторично — его образ как субъективный продукт деятельности, который фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание. Иначе говоря, осуществляется и переход
«предмет
?
процесс деятельности», и переход «деятельность
?
ее субъективный продукт». Перед человеком предмет, и представление о нем афферентирует, управ- ляет протеканием процесса, который стремится к результату, выраженному в дан- ной предметной форме. Этот результат и выступает перед человеком как реальность,
которая еще только должна быть получена вещественно, но которая существует,
отображается именно как реальность, в какой-то мере независимая от отношения к ней, от потребностей, аффектов и чувств человека. Отношение к ней переживается прежде всего как к вещи самой по себе, которая существует в некоторой своей неза- висимости, хотя и в своем отражении.
Таким образом, чтобы возникло представление о вещи, необходимо допустить начавшееся действие, предмет которого выступает в некоторой системе предметных отношений и независим от субъективных состояний типа потребностей, чувств, аф- фектов, влечений и т.д. Эта независимость возникает как следствие совместного харак- тера трудовой деятельности с присущим этой деятельности техническим разделением труда, так как именно это техническое разделение труда обуславливает то, что человек производит те или иные орудия безотносительно к тому, отвечает ли предмет, изго- товляемый им, какой-либо сиюминутной потребности. И вообще, человек отличает свою потребность в каком-либо конкретном орудии от потребности объективной, то есть потребности, возникающей в данном трудовом коллективе. Использование же этого орудия как орудия труда может вообще осуществляться другим человеком, дру- гими людьми, с которыми изготовитель орудия связан через совокупный продукт тру- да, то есть человек может удовлетворить свои непосредственные потребности через результат коллективного действия. В центре совместного коллективного действия, свя- зывающего людей новыми отношениями, находятся уже не воспроизведение челове- ческого вида, не половые отношения, не совместная (в смысле выполняемая в уни- сон) мелодия, а объективный процесс производства.
Итак, мы имеем дело с некоторыми целенаправленными действиями, которые реализуют некоторый образ. Этот образ проявляется дважды: во-первых, в форме чув- ственного исходного представления предмета, афферентирующего процесс; во-вто- рых, в своей реализованной, объективно существующей форме. Предмет должен быть

94
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
13
изменен. Представление об измененном предмете управляет действием, изменением этого предмета, но когда это действие осуществлено, то измененный предмет суще- ствует как бы дважды: во-первых, первоначально как исходное представление; во- вторых, как осуществленное и, тем самым, объективно существующее предо мной.
Получается своеобразное удвоение жизни этого образа, этого представления: 1) его существование в виде субъективного образа; 2) его существование в виде объектив- ного предмета. Предмет, выступающий как реализованное, овеществленное представ- ление достигнутой цели, есть как бы объективное, материальное зеркало моего об- раза, моего представления о цели. Однако достигнутая цель, будучи воплощена в этом предмете, начинает в нем независимое от человека-создателя существование,
свое собственное существование.
Он был в моей голове как представление, как цель, как замысел. Теперь он передо мной, в объективном мире. Этот объективный мир и выступает как зеркало моего представления. Восприятие же воплощенного в предмете образа и есть его осоз- нание, то есть преобразование из первоначальной смутно чувствуемой формы в фор- му объективированную и выступающую перед моим взором, в моем восприятии.
Посмотрите, что произошло. Представление стало предметом восприятия, хотя и выступило не в своей собственной форме. И это произошло вовсе не потому, что человек научился наблюдать за своими образами. Интроспекция здесь ни при чем.
Нечто стало восприниматься, приобретя форму объективно существующего предме- та. Это и есть сознание этого предмета, видение собственно образа, но это видение начинается вовсе не с того, что я его вижу в себе. Я его вижу не в себе — самонаб- людение не способно выполнить этой роли. Я его вижу в чем-то!
Человек, лишенный зеркала, не способен увидеть свое лицо. Чтобы сделать это, он должен иметь зеркало перед собой и, самое главное, он должен иметь себе подобного. Человек, видя другого человека, находит также и свое лицо. Я не могу видеть своего представления, но видя его воплощение в чем-то или ком-то другом, я его вижу. Вот это-то и называется «уметь отдать себе отчет», то есть осознать.
Однако этот процесс не может развертываться по описанной выше схеме. Дело в том, что в'идение в предмете образа нуждается еще в одном условии. Этот предмет должен выступить передо мной в особой форме, чтобы я мог увидеть в нем свой ис- ходный образ, то есть представление о представлении, воплотившееся в какой-то объективности. Эта объективность, говоря философским языком, должна еще быть идеализирована, то есть еще должна найти форму своего существования для меня,
для сознания человека. Она должна существовать в чем-то, что не есть предмет, ина- че предмет закроет то содержание, которое в нем воплощено.
Необходимо ввести предмет в такую систему отношений, в которой он бы мог сыграть роль зеркала, превращая представление человека в сознательное. Этот предмет должен быть означен и жить в особой форме — в форме языка. Язык и есть то необходимое условие, единственно посредством которого предмет может полу- чить свою жизнь в голове человека, свое существование в идеализированной форме и, следовательно, преобразовать форму отражения. Поэтому язык составляет столь же необходимый момент порождения сознания, как и трудовая деятельность.
Почему именно появление языка выступает как фундаментальное условие,
приводящее к существованию предмета в идеализированной форме? Жизнь предме- та в языке действительно существует. Она существует и развивается, так сказать, в теле языка, в теле слова. Предмет может получить свое существование и в форме жеста, и в форме звуковой речи. Однако слово, обозначающее предмет, и сам пред- мет — это вовсе не одно и то же. Если человек говорит слово «часы», то в значении

95
ЯЗЫК
И
СОЗНАНИЕ
1
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. М., 1954. Т.3. С.29.
этого слова содержится предмет в его обобщенной форме. И носителем содержания
«часы» является не нечто вещественное, а именно слово. Предмет начинает жить для человека не только в своей вещественной форме, а и в теле слова. Мне просто не удалось подобрать лучшего термина, чем «тело» слова, для того, чтобы обозначить физическую материю слова. Для звукового языка в качестве физической материи слова выступят колебания воздуха, сокращения голосовых связок и надпись. Для кинетической речи эта материя — жест, несущий в себе известное содержание,
отделенное от объекта и начавшее жить своей собственной жизнью в теле языка.
Итак, язык становится формой, носителем сознательного обобщения действитель- ности. Следовательно, сознательное отражение — это не просто видение вещи, не просто только ее чувственное представление, а это видение означенного посред- ством языка предмета.
Вот почему в марксистской философской науке особо подчеркивается значе- ние языка в формировании и движении человеческого сознания. По словам Марк- са, язык представляет собой не что иное, как «практическое сознание» людей. По- этому сознание неотделимо от языка. Как и сознание, язык является продуктом деятельности людей, продуктом коллектива и вместе с тем его «самоговорящим бытием» (Маркс); лишь поэтому он существует также и для индивида.
«Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действи- тельное сознание...»
1
Следовательно, язык не есть нечто эфемерное типа продукта самонаблюдения. Он — продукт жизни. Отдельный индивид находит готовым объек- тивно существующий язык с его значениями, так же как он застает при рождении объективно существующие способы производства. Конечно, отдельный индивид де- лает свой вклад в язык, например, развивая значение или же сочиняя новое слово,
но этот вклад представляет собой лишь маленькую песчинку в огромном накоплении языка, произошедшем в ходе общественно-исторического процесса. Еще раз подчер- киваю, что язык всегда остается со стороны значения идеальным явлением, которое существует объективно и является продуктом особого духовного производства.
С высоты нашего развитого сознания чрезвычайно трудно представить процесс возникновения сознания и языка, так как дистанция, отделяющая нас от первых шагов их становления, огромна. На этом пути происходят сложные качественные из- менения. С самого начала своего зарождения человеческий язык вовсе не был уни- версальным средством, с помощью которого может быть обозначено все, что угодно:
от предметов внешнего мира до тончайших движений человеческой души. Первона- чально круг языка и, соответственно, круг сознаваемого был резко ограничен сфе- рой производства и производственных отношений. Лишь постепенно на определенных этапах развития происходил процесс расширения сферы общения и, следовательно,
системы языковых значений и «технизации» языка. Термин «технизация» принад- лежит одному из очень талантливых советских лингвистов В.И.Абаеву, который об- ратил внимание на тот факт, что известный этап в развитии языка заключается в разработке преимущественно технической стороны языка, например грамматики. Та- кого рода технизация языка позволяет при относительно небольшом развитии лекси- ческого состава речи охватить обширный круг явлений предметного мира.
С точки зрения человеческой деятельности, язык может быть по своему струк- турному месту приравнен к орудию. Это орудие, будучи своеобразным «оперантом»,
задает тот способ действия, который к нему должен быть приложен. Так, значение
ґ
ґ

96
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
13
сначала задает способ перехода, отнесения значения к означаемому, а затем отне- сение одного значения к другим значениям и тем самым выступает как оператор мыслительных операций. Такое последнее движение значений как раз и отражает логику грамматики, которая тоже не изобретается отдельным индивидом, а усваи- вается им. По сути, усвоение слова в такой же мере есть усвоение операций, спосо- бов действия со словом, в какой усвоение орудия есть усвоение способа его упот- ребления. Что значит овладеть пилой? Овладеть пилой не может означать ничего иного, как научиться пилению. Конечно, в определенной ситуации камень может стать молотком, но при этом дело вовсе не в камне, а в использовании этого физи- ческого предмета в качестве орудия.
Мы пришли к одному очень важному положению: вместе с развитием соз- нания и языка возникает особый род операций — языковые операции. К таким опе- рациям, кроме операции общения, о которой шла речь выше, относится также и операция, предваряющая действие. Это умственная операция, которая происходит собственно в плане сознания. Такая операция состоит в преобразовании значений,
или, пользуясь выражением из «Философских тетрадей» В.И.Ленина, она заключа- ется в том, что «понятия переливаются из одного в другое». Психологи чаще гово- рят о движении значений, а не понятий, так как термином «понятие» подчеркива- ется обобщение как таковое, а термином «значение» — языковая природа сознания,
форма существования понятия для сознания.
Далее, значения, начиная свое существование в человеческой голове, меня- ются, утрачивают свою внешнюю языковую форму. Иными словами, собственно языковая форма истончается как бы до ее исчезновения. Языковая открытая форма,
подобно мавру, «сделав свое дело», может уходить — и уходит, во всяком случае,
за пределы самонаблюдения. Что же касается самонаблюдения, то оно для понима- ния этой проблемы, как, впрочем, и любой психологической проблемы, может вы- ступить лишь в роли инициатора исследования и не способно, взятое само по себе,
решить эту сложную проблему. Так, в Вюрцбургской школе, где испытуемыми были сами психологи, достигшие большого искусства при работе интроспективным ме- тодом, исследователи оказались фактически беспомощны при попытке исследовать те преобразования, которые претерпевает языковая форма. Для вюрцбуржцев оказа- лась скрытой форма реального существования значения.
Где же искать ответ на вопрос о характере изменений значения? Только на путях генетического исследования, то есть изучения психических процессов в их ста- новлении и развитии. Если человек овладевает какими-либо действиями, например вождением автомобиля, то изучить этот процесс можно, лишь рассмотрев его в генетическом аспекте. Причем изучение должно обязательно опираться на объектив- ные индикаторы, без которых невозможно исследовать процесс дробления или укрупнения единиц деятельности.
Значение выступает как «момент» сознания, которое, как и деятельность,
имеет сложное строение. Сознание, как и деятельность, требует исследования всех характеризующих его моментов, изучения соотношения этих моментов. Поскольку сознание порождается деятельностью, как и любая форма отражения, то оно вос- производит основные «моменты» порождающей деятельности, зависит от них, и,
следовательно, для полного анализа сознания необходимо продолжить изучение свя- зи отдельных моментов сознания с отдельными моментами, характеризующими раз- вернутую человеческую деятельность.
лекция 14
структура сознания:
чувственная ткань, значение,
личностный смысл
Д
аже поверхностный анализ сознания открывает очень сложное его строение.
Прежде всего самоочевидно, что картина мира, в которой человек может дать себе от- чет, которая является ему, включает в качестве своего неизбежного момента чувст- венные впечатления, чувственные образы, я предпочитаю говорить — чувственную ткань.
Эта ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности —
актуально воспринимаемых или всплываемых в памяти, относимых к будущему или даже только воображаемых.
Сразу же отметим, что чувственная ткань — необходимый, но не решающий
«момент» (или образующая) сознания. Это видно из того, что чувственная ткань мо- жет серьезно меняться, не затрагивая, однако, главного — картины мира. Так, со- знание человека с нормальным восприятием цвета вряд ли имеет какие-либо суще- ственные отличия от сознания человека с полным выпадением цветного зрения, то есть человека, видящего мир как черно-белую фотографию. Можно вообще лишить человека зрения, и тогда чувственная ткань сознания будет соткана из осязатель- ных, слуховых и различных других видов ощущений. Однако, несмотря на резкое отличие восприятия слепого человека по своему чувственному составу от восприя- тия человека с нормальным зрением, сознание слепого равноправно, равноценно сознанию зрячего. Даже в немногочисленных случаях слепоглухоты сознание при оп- ределенных условиях может достигать высоких степеней развития, несмотря на край- не скудную чувственную ткань. Достаточно лишь напомнить о знаменитой слепоглу- хонемой О.Скороходовой, кандидате наук, авторе двух или трех книг. Примеры показывают, что при резких изменениях чувственной ткани сознание человека не претерпевает, в основном, каких-либо существенных изменений. В этой обедненной чувственной ткани имеются вибрационные, обонятельные, кинестетические ощу- щения. При этом важно понять, что если «обрезать», «снять» эти чувственные ком- поненты, то сознание вообще невозможно, так как чувственный состав сознания выполняет одну кажущуюся тривиальной, но чрезвычайно важную функцию ото- бражения реальной картины мира, которую ничем нельзя заменить.
Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Иначе говоря, имен- но благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как су- ществующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности. Эта функция чувственной ткани, функция непосредственной связи сознания с реальностью тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий.

98
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
14
Очень яркое проявление последствий выпадения функции чувственных обра- зов реального мира, который становится ирреальным, мне пришлось наблюдать во время Великой Отечественной войны при работе в одном экспериментальном воен- ном госпитале. В этом госпитале мы занимались восстановлением движений после ранений, которые поражали не центральную нервную систему, а периферические ее отделы. Наиболее типичные ранения были у раненых минеров, полностью ослеп- ших и одновременно потерявших кисти обеих рук. Такие поражения, типичные именно для минеров, происходят в результате взрыва, который приводит к тому,
что отрываются кисти рук и из-за вспышки одновременно полностью утрачивается зрение. У раненых минеров была произведена реконструктивная восстановительная хирургическая операция, связанная с массивным смещением мягких тканей пред- плечий, вследствие которой минеры утрачивали возможность осязательного воспри- ятия предметов руками. После этой операции зрячий человек обычно мог пользо- ваться двупалой кистью, сделанной из предплечья, и очень хорошо адаптировался к жизненным условиям. Например, зрячие больные, перенесшие такую операция,
обучались весьма виртуозно с помощью двупалой конечности скручивать сигарету,
засыпать табак — словом, обслуживать себя в быту. Такие больные обучались даже писать, то есть обычно у зрячих больных через некоторое время после смещения мягких тканей предплечий чувствительность этих тканей восстанавливалась, причем восстанавливалась в центральном порядке. Что это значит? Дело в том, что после такой операции утрачивалась способность верно локализовать место раздражения, и первоначально раздражения шли, так сказать, по старому адресу, мозг ошибался относительно того, какой участок кожи подвергся раздражению. Типичный пример такого явления — фантомные боли, когда после ампутации в культе начинает бо- леть обрезанный нерв, и больной локализует боль не там, где действительно нахо- дится очаг раздражения, а там, где расположены рецепторы, на пути от которых возникло раздражение. При «фантомных» болях человек ошибается, так как сигна- лы, приходящие в мозг, воспринимаются как боль в отсутствующем органе. Если у больного сохранено зрение, то его мозг, спустя некоторое время, под контролем зрения исправляет ошибки неверной локализации очага раздражения, переделывает
«старые» связи, и человек вновь научается точно локализовать место раздражения и управлять своими движениями.
В тех же случаях, когда одновременно поражается и зрение, то есть когда из-за наступления слепоты зрительный контроль невозможен — эта операция (по Кру- кенбергу) не дает никакого практического эффекта. Больные оставались беспомощны,
и без такого могучего контроля, как зрение, у них не восстанавливались предметные ручные движения. Меня поразило другое: у таких больных обнаружились последствия выпадения, нарушения главной функции чувственных образов — функции непосред- ственной связи субъекта с реальностью. Через несколько месяцев после ранения у больных появлялись необычные жалобы: несмотря на ничем не затрудненное речевое общение и полную сохранность умственных процессов, внешний мир постепенно
«отодвигался», становился для них «исчезающим»; хотя словесные понятия (значения слов) сохраняли у них свои логические связи, они, однако, постепенно утрачивали свою предметную отнесенность. Не хватало непосредственной связи с предметным миром. Возникала поистине трагическая картина разрушения у больных чувства реаль- ности. «Я обо всем как читал, а не видел... Вещи от меня все дальше», — так описывает свое состояние один из ослепших ампутантов. Он жалуется, что когда с ним здорова- ются, «то как будто и человека нет».

99
СТРУКТУРА
СОЗНАНИЯ
Или, например, другой больной сообщал, что когда подходит человек и похлопывает его по плечу, то, несмотря на неповрежденность этого участка и вер- ную «адресованность» сигнализации, это похлопывание воспринимается как идущее неизвестно откуда. Утрата чувства реальности столь тяжело переживалась больными,
что были даже попытки самоубийства. В конце концов удалось найти способ восста- новления этой функции чувственных образов. Для этого было необходимо «вклю- чить» активные движения конечности. Ведь рука — это не только орган действия,
но и орган познания, и этого положения ни в коем случае нельзя забывать.
Благодаря «включению» руки к больным вернулось ощущение реальности мира и у них исчезло ощущение иллюзорности мира. Вслед за этим восстановилось и душевное состояние больных.
В связи с этим мне вспоминается один очень тяжелый больной, которому уда- лось возвратить чувство реальности мира. Он вернулся на свою родину, в один из отдаленных городков Сибири, и мы получили от него письмо: он стал работать бух- галтером совхоза (он был по профессии бухгалтер) и достиг успехов на этом по- прище. Он стал даже постоянным специалистом-консультантом. Жизнь встала в свою колею и уже ни о какой ирреальности не могло быть и речи. Этот эпизод описан в монографии по восстановлению движений
1
Сходные явления потери чувства реальности наблюдаются и у нормальных людей в условиях искусственной инверсии зрительных впечатлений. Еще в конце прошлого века Дж.Страттон в своих классических опытах с длительным ношением специальных очков, переворачивающих изображение на сетчатке «вверх ногами», от- мечал, что при этом возникает переживание нереальности воспринимаемого мира.
Он сам носил эти очки и все это наблюдал.
При анализе сознания исключительно на основе интроспекции может возник- нуть ложное впечатление, что существует сознаваемый мир, который полностью от- влечен от чувства. Так, в начале нашего столетия представители Вюрцбургской школы, пытавшиеся проникнуть через самонаблюдение в некий самостоятельный,
обособленный мир «мыслящего сознания», выдвинули положение о том, что обра- зы, чувственные элементы не играют никакой роли в мыслящем (не чувствующем,
а мыслящем) сознании. Такого рода выводы и положения связаны прежде всего с тем, что на основе самонаблюдения нельзя открыть, проследить движение образов.
Существует, конечно, движение мысли, которое не проявляется в движении обра- зов, но здесь необходимо верно расставить акценты. Говоря о чувственной ткани,
мы вовсе не касаемся вопроса, движутся ли образы в сознании. Речь идет не об этом.
Нас интересует другое, а именно: возможно ли движение самой абстрактной мысли сознания вне той основной функции, которую выполняют элементы чувственной ткани? Нет! Нормальное мышление, нормальное движение сознания без наличия чувственной ткани принципиально невозможно. И не только приведенные выше примеры убеждают нас в этом. В описаниях мысленной работы, которые мы нахо- дим у деятелей науки, встречаются постоянные ссылки, указывающие на важность чувственных образов в мыслительном процессе. Например, А.Эйнштейн неоднократ- но отмечал, что в его абстрактных построениях постоянно присутствовали чувствен- ные элементы.
В последнее время стало привычным говорить о «зрительном мышлении». При этом имеется в виду не мышление по типу трансформации одного чувственного
1
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Восстановление движений. М., 1945.

100
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
14
образа в другой, а более тонкие вещи: постоянное (косвенное) участие чувствен- ных образов в мыслительных процессах как условие последних. Благодаря участию зрительных образов в мышлении возможна симультанизация, то есть одновремен- ное видение проблемы, и действительность, относящаяся к процессу мышления,
выступает для субъекта не как процесс, а как одновременно существующая, «на- личная». И эту функцию выполняет чувственная ткань.
Итак, чувственная ткань, присутствующая в любых формах сознания, — это один из моментов (этот термин лучше, чем «образующая») сознания, подчеркиваю,
именно моментов, а не элементов, не кирпичиков, которые складываются один за другим.
Сколь бы ни была богата чувственная ткань, на ее основе нельзя построить такую картину мира, в которой бы человек мог дать себе отчет. У человека чувствен- ные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Значения и являются вторым важнейшим «моментом» человеческого сознания.
Как уже говорилось выше, сознание не возникает без существования языка.
Значения преломляют мир в сознании человека. Хотя носителем значений является язык, но язык — не демиург значений. За языковыми значениями скрываются об- щественно выработанные способы (операции) действия, в процессе которых люди познают и изменяют объективную реальность. Иначе говоря, в значениях представ- лена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существова- ния предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрываемых совокуп- ной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, то есть в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны»,
как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.
Еще раз подчеркнем, что система языковых значений открывается при ана- лизе сознания как одна из его «образующих». Чтобы проиллюстрировать значимость этой «образующей» для психологического исследования, напомню, что собственно психологическое исследование сознания серьезно продвинулось лишь после того,
как было введено в качестве центрального понятие «значения». Это было сделано полвека тому назад Л.С.Выготским, который выступил с очень сильным тезисом,
что единицей человеческого сознания является значение. Этот шаг был крайне важ- ным именно из-за своей решительности. Связь сознания и слова нередко отмечалась и до работ Л.С.Выготского, но лишь Л.С.Выготский решительно заявил, что значе- ние есть клеточка человеческого сознания.
Значение всегда есть значение знака, в данном случае — слова. Причем само слово, в теле которого обитает значение, лишь относительно, условно связано со значением. Так, значения слов в разных языках могут полностью совпадать друг с другом, в то время как сами слова, через которые выражается это значение, могут не иметь буквально ничего общего по своему звуковому (фонетическому) и графи- ческому составу. Следовательно, значения лишь относительно связаны со своим но- сителем, со словом.
Далее, мы вплотную подходим к проблеме, которая является камнем преткно- вения для психологического анализа сознания. Это проблема особенностей функци- онирования знаний, понятий, мысленных моделей и т.п., с одной стороны, в сис- теме отношений общества, в общественном сознании, а с другой — в деятельности индивида, реализующей его общественные связи в его сознании.
Иными словами, значения ведут двойную жизнь. Значение, во-первых, су- ществует как значение языка. А что такое язык? Продукт индивидуальный или об-

101
СТРУКТУРА
СОЗНАНИЯ
щественный? Общественный. Он существует как известная система объективных яв- лений в мире, в истории общества. Зависит ли он от отдельного индивида? Нет. Язык развивается по своим объективным законам, как система общественных объектив- ных явлений, только не вещественных, а идеальных, то есть несущих в себе что- то, изображение некоторой реальности, точное или менее точное, иногда фантас- тическое.
Таким образом, движение значений обнаруживает себя прежде всего как дви- жение объективно-историческое. И, собственно, история значений, и сами зна- чения, вырванные из внутренних отношений системы деятельности и сознания,
вовсе не являются предметом психологии. Это предмет других наук, например линг- вистики.
Говоря об объективности значений, мы прежде всего имеем в виду тот факт,
что значения как таковые не создаются отдельным человеком. Индивид лишь овла- девает, усваивает значения языка своей эпохи, своего общества, своего ближайше- го окружения — то, что, он застает при своем рождении. Но это, конечно, вовсе не отменяет того факта, что язык производится отдельными людьми, и, следова- тельно, каждый индивид может внести свой небольшой вклад в развитие значений.
Но только этот индивидуальный вклад подобен одной песчинке, брошенной в пус- тыню Сахару. Самое интересное же заключается в том, что когда человек бросает свои песчинки в мир языка, производит свой вклад в этот мир, то он производит его по своим законам, по психологическим законам своей индивидуальной жизни.
После же того, как песчинка занимает свое место в огромности языка, изменяются и законы, управляющие ее движением. Она начинает подчиняться не тем законам,
по которым творится и производится отдельным индивидом, а законам движения самого языка. Так, если человек изобретает неологизм, который язык как объек- тивная система не приемлет, то такой неологизм не получает распространения, не входит в язык и чаще всего исчезает вместе со своим творцом. Принят будет неоло- гизм или нет, зависит не от тех законов, по которым он создан, а от объективных законов движения языка (если он, например, заполняет некоторую «лакуну» в нем).
Из сказанного выше видно, что существуют два разных движения. Одно дви- жение — это объективное движение значений в языке, движение языковой систе- мы. В этом объективном своем бытии движение значений подчиняется обществен- но-историческим законам и, вместе с тем, внутренней логике своего развития.
При всем неисчерпаемом богатстве, при всей многосторонности этой жизни значений (подумать только — все науки занимаются ею), в ней остается полностью скрытой другая их жизнь, другое их движение: их функционирование в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов, хотя посредством этих процессов они только и могут существовать. Это движение, в котором объективное, обществен- ное по своей природе и отвлеченное от отдельного человеческого индивида сущест- вование значения переходит в его существование в голове индивида. Причем такой переход есть не простая конкретизация значения или превращение из общего в еди- ничное, а начало той жизни значений, в которой они единственно и обретают свою психологическую характеристику. Значения как бы охватываются пламенем нового движения, движения в процессах деятельности и сознания конкретных индивидов. В
этом новом движении происходит удивительное событие, а именно возвращение абстракций значения к той реальной действительности, от которой в свое время значение было отвлечено, отторгнуто и начало свое самостоятельное движение в истории языка, истории общества, культуры и науки.

102
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
14
Однако, если вернуться к их существованию в процессах деятельности и со- знания индивидов, значения не движутся по историческому пути, по пути нисхож- дения от абстракции ко все большей конкретности и, наконец, к породившему их предмету. Того предметного мира, который породил первые значения, уже, навер- ное, и не существует. Он умер, изменился, трансформировался, как умерли наши отдаленные предки, произведшие первые значения, и как трансформировались сами люди — не в смысле морфологии, а в общественных отношениях. Это другой путь.
Эта сторона движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в «воз- вращении» их к предметности мира с помощью той чувственной ткани, о которой шла речь выше.
В то время как в своей абстрактности, в своей «надындивидуальности» значе- ния безразличны к формам чувственности, в которых мир открывается конкретно- му субъекту (можно сказать, что сами по себе значения лишены чувственности), их функционирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность к чувственным воздействиям. Таким образом, суще- ствует движение, соединяющее абстрактное с чувственным миром, в котором я су- ществую и который я отражаю в наличных формах, наличными возможностями, ко- торые суть возможности психофизиологические.
Конечно, чувственно-предметная отнесенность значений в сознании субъекта может быть не прямой, она может реализоваться через как угодно сложные цепи свернутых в них мыслительных операций — особенно когда значения отражают дей- ствительность, которая выступает лишь в своих отдаленных косвенных формах. Но в нормальных случаях эта отнесенность всегда существует и исчезает только в про- дуктах их движения, в их экстериоризациях.
Движение, соединяющее абстрактное значение с чувственным миром, пред- ставляет собой одно из существеннейших движений сознания
1
. Но для того, чтобы понять это движение как формулу отражения, порождаемого деятельностью челове- ка в обществе, нужно ввести еще один «момент». Ведь деятельность человека актив- на в том смысле, что она чем-то побуждается и что-то ее направляет как бы на себя. Напомню, что действие со всеми своими способами, порождающее созна- тельное отображение действительности в языковой форме, разворачивается только в том случае, если в нем есть нечто движущее. Обычно это движущее изображается в двух формах: первая, особо подчеркиваемая в старой психологии, — это то, что движет изнутри, потребности, влечения субъекта. Это напор изнутри. Но нас сей- час интересуют не столько сами эти внутренние состояния и их динамика, их цик- личность, сколько их конкретизация. Эти внутренние состояния могут определить направленность деятельности лишь тогда, когда они определенным образом конкре- тизированы. Иначе же они бесполезны. Что стоит взятое абстрактно чувство жажды?
Пока это чувство не наполнено представлением о предмете, оно не побуждает дей- ствие. Оно начинает побуждать действие только тогда, когда возникает представле- ние о предмете потребности. Только когда человек видит или представляет стакан воды, жажда «бросает» его к стакану, то есть нужно, чтобы потребность была пред- ставлена в предмете, предметно. Если потребность не опредмечена, то она способна только побудить ненаправленное поисковое поведение, заставить меня метаться,
1
Движение, соединяющее чувственность и значение, есть не что иное, как отражение дви- жения самой жизни человека. Я же заменяю понятие «жизнь» менее общим и более специальным понятием «деятельность». — Авт.

103
СТРУКТУРА
СОЗНАНИЯ
обследовать ситуацию. Тот предмет, который движет, направляет на себя деятель- ность, и есть мотив деятельности. Иными словами, предмет деятельности есть ее действительный мотив.
Само собой разумеется, что он может быть как вещественным, так и идеаль- ным, как данным в восприятии, так и существующим только в воображении, в мыс- ли. Главное — то, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности.
Как же представлен мотив в сознании? Во-первых, осознание мотива вовсе не обязательно для субъекта. Оно не обязательно настолько, что если меня спросить о том, ради чего я читаю лекцию, то я не смогу Вам ответить. Если же Вас спро- сить, ради чего Вы пришли на лекцию в эту отвратительную погоду, то Вы тотчас сочините мотивировку, которая может и не отвечать действительному мотиву. Это всегда проблема. Раскрытие мотива — это всегда решение специальной задачи. Толь- ко некоторые мотивы сразу осознаются, но это довольно узкий класс мотивов.
Для того, чтобы ответить на вопрос о том, как мотив представлен в созна- нии, необходимо рассмотреть другую сторону движения значений. Эта другая сторо- на состоит в той особой их субъективности, которая выражается в приобретаемой ими пристрастности. Само по себе значение есть вещь, глубоко человеку безраз- личная, будь то стол, стул, абстракции — «N-мерное пространство» или счастье,
благо, беда. Чтобы не быть равнодушным, сознаваемое объективное значение долж- но превратиться в значение для субъекта, приобрести личностный смысл. Личност- ный смысл и является третьей «образующей» сознания. Чтобы ощутимее выступило принципиальное расхождение между объективным значением и личностным смыс- лом, рассмотрим один мрачный пример, который мне всегда приходит в голову:
слово «смерть». Каждый понимает, что имеют в виду, когда произносят это слово,
так как его значение для всех является общим. Однако это слово понимается нами по-разному в тех случаях, когда рассуждают о смерти в аудитории и когда смерть грозит кому-то из наших близких. Одно и то же значение понимается по-разному потому, что оно включено в разные отношения. Следовательно, различаются «зна- чение-в-себе» <в тексте устной лекции — «значение-для-себя»> и «значение-для- меня». «Значение-для-меня», которое я назвал смыслом, а потом ограничил это
«личностным смыслом» — третья образующая сознания. Итак, значение живет еще одной жизнью — оно включается в отношение к мотиву.
Итак, безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сиг- нализируют ли они о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти. Их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы «оценивают»
жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах — придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением. В отличие от значений, личностные смыс- лы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего «надындивидуального», сво- его непсихического существования. Если внешняя чувственность связывает в созна- нии субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Смысл и создает пристрастность человеческого сознания.
Что же касается внутренних переживаний, возникающих на поверхности системы сознания в виде переживаний интереса или скуки, влечений или угрызе- ний совести, то они лишь кажутся внутренними силами, которые движут деятель- ность субъекта. Эти внутренние переживания, непосредственно открывающиеся

104
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
14
субъекту за мотивом при реализации потребности, выполняют своеобразную функ- цию, которая состоит лишь в наведении субъекта на их действительный источник.
Реальная функция этих переживаний состоит в том, что они сигнализируют о лич- ностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни субъекта, заставляют его как бы приостановить на мгновение поток своей активности, всмотреться в сложив- шиеся у него жизненные ценности, чтобы найти себя в них или, может быть, пе- ресмотреть их.
Я исчерпал свое время. Сознание выступило перед вами как движение, связы- вающее сложнейшие моменты: реальность мира, представленную в чувственности,
опыт человечества, отраженный в значении, и пристрастность моего существования как живого существа, заключающуюся в обретении «значения-для-меня», значения для моей жизни.
Вот как развертывается человеческое сознание — это удивительное, необык- новенно сложное движение отражения человеком окружающего его мира, его собст- венной деятельности в этом мире и его самого.
восприятие
лекция 15
общее представление о восприятии
Т
оварищи, мы начинаем новый семестр с нового раздела психологии, пос- вященного изучению отдельных психических процессов. Естественно начать этот раз- дел с проблемы непосредственно чувственного отражения мира, с восприятия. Надо сказать, что эта первая тема особенно важна. Дело в том, что восприятие представля- ет собой основную форму психического отражения мира и, в сущности, понимание природы психического отражения зависит от понимания природы и механизмов не- посредственно чувственного отражения, зависит от понимания природы и механиз- мов восприятия. Отсюда и вытекает центральное место проблемы восприятия.
Я с самого начал хотел бы ввести одно различение. А именно различение вос- приятия как процесса (покойный Борис Михайлович Теплов применял в этом слу- чае не термин «восприятие» — термин двусмысленный, а «воспринимание») и вос- приятие как продукт воспринимания, восприятие как образ. Образ действительно есть не что иное, как результат, продукт процесса воспринимания — актуального,
то есть в данное время происходящего или, может быть, прошлого. Я смотрю. Я хочу этим сказать — происходит процесс воспринимания, я увидел, у меня возник образ вот этой вещи. Это продукт произошедшего процесса воспринимания. Приходится вводить с самого начала это различение не только потому, что оно полезно для из- ложения результатов исследования восприятия, но еще и потому, что иногда это различение как бы исчезало из психологии. Следовательно, нужно его особенно под- черкнуть. Оно исчезало вследствие, во-первых, того, что сам процесс восприятия,
процесс воспринимания, другими словами, представлялся в качестве само собой происходящего, пассивного со стороны субъекта, процесса, который происходит ав- томатически.
Когда-то в начале прошлого столетия И.Гербарт выражал эту мысль так: для того, чтобы нечто увидеть, достаточно иметь это перед глазами. В другой формули- ровке, в другом выражении: для того чтобы увидеть, достаточно открыть глаза. Ну,
по отношению к глазам можно сказать, что их нужно открыть. Что касается других видов восприятия, в том числе слухового, тут даже и открывать-то нечего. Ухо, так сказать, открыто в нормальных случаях для звука. Вы видите, что процесс не про- сто отрицался, но он не рассматривался как некий активный процесс. Это нечто происходящее «во мне, со мной». Это не то, что я осуществляю, это то, что осуще- ствляется. Таким образом, оставалась перед психологом картина уже возникших об- разов, и эту картину надлежало исследовать (как связываются между собой образы,
как один образ ведет за собой другой по законам, скажем, связей, ассоциаций об- разов?). Гербарт, упомянутый мной сейчас почти случайно, и сосредоточивал, как и многие другие современники и последующие исследователи, свое внимание на

108
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
15
движении образов, то есть готовых продуктов: как они связываются, в какие отно- шения вступают, как они исчезают при забывании, как они вновь восстанавлива- ются, когда их что-то «вытаскивает».
Другая форма ухода от различения процесса восприятия как активного воспри- нимания и продукта — его образа, другая форма исчезновения различения — это уход от образа, наоборот, когда в поле зрения исследователя оставался процесс. Что касается самого продукта, то есть субъективного образа действительности, субъек- тивного образа мира, то этот продукт как побочное явление, как-то связанное с процессом, просто выбрасывался из поля зрения объективно-научного рассмотрения.
Я опять беру наиболее броский пример: для бихевиоризма в его классических, жест- ких формах образ практически не существовал, это было декларировано этим психо- логическим направлением, объявившим единственным предметом психологического познания «поведение», то есть систему процессов. Правда, в последнее время, в си- стеме психологии, сосредоточивающей свое внимание на исследованиях поведения,
в системе объективной «психологии как науки о поведении», стали говорить о необ- ходимости «возвращения образа из изгнания». Я цитирую одного из современных ис- следователей. Образ вернулся из изгнания, и таким образом необходимо восстанови- лось это фундаментальное различение: восприятие-процесс, восприятие-образ, то есть воспринимание и образ.
Я заговорил об этом различении и с самого начала ввел это различение,
потому что объективно главная линия развития представлений о восприятии опре- делалась проблемой связи образа с порождающим его процессом, который, соб- ственно, и есть процесс воспринимания. В новой философии проблема, о которой идет речь, была с классической ясностью поставлена Р.Декартом в первой полови- не XVII века. В своей знаменитой «Диоптрике», в главе, которая называется «О
чувствах вообще» (под чувствами подразумевались чувственные восприятия) Декарт писал так: «Когда слепой... касается палкой каких-нибудь предметов, очевидно, что эти тела [то есть предметы] ничего не посылают к нему; однако, передвигая раз- личным образом свою палку в зависимости от разных качеств, присущих предме- там, тела приводят в движение нервы его руки, — я дальше опускаю некоторые описания, — что дает возможность душе слепого чувствовать столько же различных качеств в телах, сколько имеется разнообразия в движениях...»
1
. Впоследствии эта же мысль была, несколько в другой форме, воспроизведена Д.Дидро, и, нако- нец, точно известно, что эта мысль развивалась также и нашим соотечественником
И.М.Сеченовым. Сеченов так же, как в свое время Декарт, приравнивал действия зрительного прибора, то есть глаза, к действию руки при осязании контура предме- та. Он поэтому называл иногда глаза своеобразными «щупалами», и это положение
Сеченова очень часто цитируется в современной советской психологии.
Таким образом, было введено с разных сторон представление об активности,
об активном характере процесса воспринимания. Нужно что-то делать, нужно осуще- ствлять какие-то действия для того, чтобы получить образ действительности, и при этом нужно совершать эти действия по отношению к самому отображаемому объекту.
Это было одно из очень важных научных приобретений, не только касающихся по- нимания природы образа, природы восприятия, воспринимания, но и очень важным приобретением вообще для психологии. И это понятно. Я еще раз могу повторить ту мысль, что собственно в процессе восприятия, в самом факте восприятия как бы
1
Декарт Р. Рассуждение о методе. М., 1953. С. 96.

109
ОБЩЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О
ВОСПРИЯТИИ
сосредоточивается, концентрируется процесс субъективного отражения объективно- го мира и природа этого отражения. Мы говорим об активности этого отражения, о его не пассивном, не зеркальном характере. Но ведь именно в восприятии-то прежде всего и возникает проблема понимания отражения как активного процесса. Следова- тельно, продвижение здесь, в области восприятия, в этом именно направлении и есть вообще продвижение в познании природы психического отражения в более ши- роком значении этого слова, то есть в понимании психики. Конечно, это существен- нейшее продвижение не решало множество очень сложных, я бы сказал — фунда- ментального значения проблем. Важно, однако, то, что позволило эти проблемы поставить и подготовило тем самым возможность их решения. Если бы вы меня спро- сили: стоят ли эти фундаментальные, капитальные проблемы сейчас в современной психологии, я бы ответил положительно. Стоят, конечно! Они открыты для совре- менной психологии. Если бы вы мне задали другой вопрос: решены ли все эти про- блемы сегодня современной научной психологией, то я должен был бы ответить отрицательно. Многие не решены, многие вопросы остаются открытыми и ждут даль- нейшего исследования. Ведь как всегда: чем дальше в лес, тем больше дров. Чем даль- ше продвигается исследование, чем более ясно выступают все новые и новые вопро- сы, тем этих вопросов становится больше. Хорошо это или плохо? Я думаю, что это очень хорошо, потому что это и есть тот путь, то условие, которое обеспечивает дви- жение науки, движение человеческого познания.
Итак, какие же фундаментальные проблемы открыло это замечательное про- движение в психологии, которое состояло в том, что восприятие стало пониматься как процесс порождения образа мира?
Одна из капитальных, фундаментальных проблем есть проблема восприятия и ощущения. Здесь хорошо у меня вышло, когда я говорил «восприятия и ощущения».
Союз «и», как известно, и соединительный, и различительный, дизъюнктивный, так сказать. Есть, действительно, необходимость известного различения ощущений и вос- приятия, но вместе с тем существует и какое-то фактическое слитие этих процессов.
Отсюда-то и рождается проблема: в каком отношении стоят восприятия к ощущени- ям? И для психологии как конкретной области знания эта проблема представляется очень содержательной, не только фундаментальной, но и далеко не простой. Исход- ный постулат состоит в том, что основу восприятия составляют ощущения, вызыва- емые воздействиями на органы чувств. Если говорить в более точных современных терминах, лучше было бы сказать: воздействия на чувствительные аппараты, то есть на рецепторы, как их обычно называют. Иначе говоря, упомянутый постулат состоит в том, что восприятие осуществляется посредством органов чувств, рецепторов, чув- ствительных аппаратов, которыми снабжен человек и животные. Или иначе, еще про- ще, я бы сказал даже принципиальнее: не существует восприятия без ощущений.
Представьте себе, товарищи, действительно оказывается, что это положение, кажу- щееся очень простым сейчас, в нашем столетии, в психологии, в этой конкретной науке приобрело известное актуальное значение, потому что стали вестись исследо- вания в рамках проблемы восприятия без посредства ощущения. То есть, буквально восприятия вне ощущения.
Те, кто подхватил эти тенденции, в отдельных случаях легкомысленные моло- дые (и не слишком) люди, стали говорить о, допустим, телепатическом восприятии.
В чем его суть? В том, что оно происходит помимо известных нам существующих или полагаемых существующими, иногда только гипотетически, без подробного исследо- вания, сенсорных аппаратов, сенсорных органов чувств. Вот почему этот постулат так самоочевиден, это подчеркивают даже и в наши дни. Еще один принцип: ничего нет

110
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
15
в мышлении, чего бы не было в ощущении. Приходится напоминать сей бесспорный афоризм. Но за этим постулатом, вполне очевидным для всякого сколько-нибудь ра- зумного человека, кроется два очень больших и очень серьезных, отнюдь не простых вопроса. Первый. Можно ли из этого постулата сделать вывод, что образ, то есть наше восприятие мира, есть не что иное, как совокупность наших ощущений?
Я еще раз повторяю этот простой, но очень сложный на самом деле вопрос.
Можно ли считать, что образ есть совокупность ощущений? То есть, что он разлага- ется, распадается на сумму ощущений? Родилось такое правило: одно ощущение сум- мировалось с другим. Вот в результате такого суммирования и возникает образ. Так ли? Второй, еще, может быть, более значимый, еще более важный и очень принци- пиальный, я бы сказал: философский вопрос, одновременно с тем, что он остается так же и конкретно-научным, есть вопрос о том, в каком отношении находятся ощу- щения к ощущаемому? Нужно сказать, что оба эти вопроса заслуживают не только обсуждения, но и обзора оснований, которые необходимы для того или другого их решения.
Давайте остановимся сначала на первом вопросе. То есть на вопросе о том,

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   51


написать администратору сайта