Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница10 из 51
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   51
сводится ли образ мира или отдельных предметов, объектов этого мира к их сумме?
(Разумеется, я подразумеваю не только вещи в их, так сказать, неподвижных свой- ствах, но и изменения этих вещей, их движения, например перемещения в прост- ранстве.) Так вот: можно ли представить себе этот процесс, процесс формирования образа этих предметов восприятия как объединение, суммирование возникающих ощущений? Нужно сказать, что бесконечно давно стала складываться теория вос- приятия, которая впоследствии приобрела развернутую форму и стала называться ассоциативной теорией восприятия. Теория эта импонировала (и импонирует, мож- но сказать, и сейчас) своей очень большой простотой, и я бы сказал — мнимой,
но все же ясностью. И ее поэтому пересказать очень просто. Если, к примеру гово- ря, я вижу, то есть воспринимаю, у меня возникает образ вот этого предмета, ко- торый я держу сейчас в руках, то образ этого предмета, собственно, есть не что иное, как ощущение цвета + ощущение контура, формы + ощущение отстояния
(расстояния, иначе говоря; если близок предмет от меня, то, по-видимому, это пос- леднее связано с большим или меньшим сведением зрительных осей или еще более сложным образом, но воздействия того или другого фактора на органы чувств дают ощущения, которые затем объединяются, суммируются. Я ощущаю также сопротив- ление этого объекта, который держу в руках, давление, которое оказывают держа- щие этот объект пальцы моей руки, и к этому ощущению, мной названному, еще присоединяются ощущения осязательные. С ними очень тесно связаны кожно-мы- шечные, кожно-суставно-мышечные ощущения (мы можем бесконечно уточнять эти вещи). Итак, сумма ощущений. Таким образом, передо мной предмет черный, опре- деленной фактуры, судя по характеру цвета, гладкий на ощупь, твердый, не подда- ющийся деформации, когда я оказываю давление пальцами моей руки на этот пред- мет, имеющий вес, то есть массу (ну и еще многое, многое другое). Эти ощущения вступают в ассоциативную связь между собой, так как одно имеет тенденцию вы- зывать другое вследствие того, что они часто появляются вместе. Ну и к этой сумме ощущений может прибавляться также и слово, обозначающее эту совокупность, то есть предмет, в этой форме представленный, через нее оказавший свое действие на чувствительные аппараты человека.
Эта ассоциативная теория справедливо обозначалась как теория атомистичес- кая. Значит, если сравнить образ с некой молекулой, то отдельные ощущения можно сопоставить с отдельными кусочками, с отдельными элементами, то есть с отдель-

111
ОБЩЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О
ВОСПРИЯТИИ
ными атомами. В представлениях того времени атом считался неделимым элементом,
отсюда и перешел этот термин в ассоциативную психологию, названную «атомисти- ческой». Есть связи, напоминающие связи в молекуле атомов, это суть ассоциации,
то есть связи, возникающие вследствие повторения или относительно более частого повторения одних сочетаний по сравнению с другими. Вот эти частые, заученные,
задолбленные совпадения, сочетания и образуют эту картину, образ. Связи эти по- зволяют всегда пополнять наличные ощущения ощущениями, некогда с ними, то есть с наличными ощущениями, связанными в опыте, связанными опять-таки по тем же самым законам ассоциации. Значит, если надо было бы записать формулу, кото- рая бы отражала излагаемую мной сейчас простую концепцию, то можно и нужно было бы записать: ощущение А
+
ощущение Б
+
в данный момент отсутствующий,
но восстановленный по ассоциации, то есть по памяти, элемент АБВ
+
АБВГ
+
про- пущенный Д, восстановленный по ассоциации, и так далее. Поэтому всегда в образе содержатся не только элементы, непосредственно возникающие под влиянием воз- действия на рецепторы, под влиянием процессов в рецепторах, но также и как бы
«бывшие» ощущения, обычно связанные с наличными. Когда я слушал свой первый в жизни курс общей психологии, то эта ассоциативная теория была проиллюстриро- вана следующим образом.
«Когда-то, — говорил читавший этот курс профессор Челпанов, — в то вре- мя, как в саду (имеется в виду сад открытый — парк, будем говорить нашими тер- минами) играл духовой оркестр и под этот оркестр танцевали, то кто-нибудь из гимназистов останавливался, становился перед оркестром и начинал жевать лимон.
Оркестр прекращал игру, ибо оркестр-то был духовой, а вид лимона сейчас же ас- социировался с кислым вкусом, а кислый вкус вызывал бурное слюноотделение.
Музыка прекращалась. Упрекнуть гимназиста было не в чем. Он собственно ничего незаконного не совершал, он просто ел лимон, что, как известно, законом вполне разрешено». В скобках скажу, что Челпанов принадлежал к числу выдающихся педа- гогов и не только педагогов высшей школы, но и вообще педагогов. И он очень лю- бил приводить на лекции такие иллюстрации, которые помогали запомнить что-то существенное. И вот сейчас прошло столько лет, и все-таки, когда я стал рассказы- вать об ассоциативной теории, мне сразу же пришла в голову эта иллюстрация Чел- панова, хотя вот в этих строчках я ее, конечно, не записал, потому что я писал их в порядке логики, а рассказываю в порядке педагогики.
Это так же просто, как и неверно. Еще в конце XIX века внимательные ис- следователи-психологи обратили внимание, вернее, описали даже (вначале это было очень осторожным взглядом) следующее явление. Если произвести мысленное вы- читание отдельных составляющих, компонентов, слагаемых, если сказать упрощен- но, ощущений из образа, то все же остается некий как бы остаток. И этот остаток в то время стали называть качеством формы («Gestaltqualit д
t»). Эта мысль очень ско- ро, в начале века, была подхвачена и развита до целой теории восприятия, которая сразу противопоставила себя теории ассоцианистской, ассоцианистической, атоми- стической. Теория эта основывалась на очень простых фактах, на очень простых яв- лениях. Я не буду излагать подробно эту теорию, только приведу ее общую схему,
ее главные, угрубленные немножко положения, так же как я сделал это по отно- шению к теории ассоцианистической. Явления, которые и обосновывают, и иллюс- трируют вместе с тем эту концепцию, очень просты. Я не буду обращаться к доске,
тем более, что писать на ней негде, а обращусь лучше к вашему воображению. Это,
может быть, даже лучше. Итак, вообразите себе, что перед вами три точки, распо- ложенные вот так: одна и здесь две. Несомненно, я изобразил перед вами, начер-

112
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
15
тил на доске треугольник. Но позвольте, треугольник же не образуется этими тремя точками, правда? Я могу эти три точки расположить иначе, и тогда эти же самые три элемента, эти три атома образуют совершенно другую молекулу. Теперь другое изображение: квадрат — четыре точки, а вот так четыре — это что? Отрезок пря- мой. Значит, кроме элементов есть еще что? Остается осадок, остаток, качество формы, — так эта структура и есть форма, поэтому направление, которое развива- ло эту антиассоцианистическую теорию, пробрело название гештальттеории.
Гештальт — это немецкое слово, которое на русском, французском и анг- лийском языках употребляется без перевода. Пишут немецкое слово «гештальт», а дальше добавляют на соответствующем языке «теория». Что же такое гештальт? Это трудно переводимое, как видите, понятие, термин, вернее, слово. Труднопереводи- мость его видна из того, что оно сохраняется без перевода в немецком исходном варианте, в котором оно родилось. Придумывать можно, конечно, переводы, при- близительные. Иногда говорят — это теория формы, «гештальттеория» переводится как «теория формы», более точный перевод будет звучать по-русски так — это «те- ория целостных форм». Это ближе. Я думаю, что есть еще один термин, который может еще ближе передать смысл гештальта. Хотя в немецком языке есть параллель- ный термин, совершенно точно соответствующий тому, который я сейчас назову,
но в некоторых производных этого термина есть совпадения именно с гештальтом.
Это конфигурация. Потому что «гештальтированный» — значит «конфигурирован- ный». Здесь совпадения, перекрест терминов. Ну, а мы давайте сохраним термин гештальт и не будем применять новой терминологии. Это занятие довольно беспо- лезное, как правило, — сочинение терминологии. Там, где это абсолютно необхо- димо, надо вводить новые термины, но там, где можно обойтись старыми, пояснив и поняв их правильно, там можно и нужно сохранять термин. В науке всегда ведь так: не просто один термин заменяется другим, но очень часто тот же самый тер- мин приобретает иное несколько, более точное, более полное свое значение. Поня- тие, выражаемое этим термином, развивается, а термин сохраняется.
Итак, возникло это направление, оно было очень содержательным и многи- ми различными путями доказывало, что не целостная форма порождается элемен- тами, а что от этой целостной формы (то есть того, что образует собственно образ,
целостное впечатление, целостное видение) зависит и то, как выступают составля- ющие ее элементы. Вот почему можно сказать — структура, то есть целое, по отно- шению к которому не безразличны образующие его элементы. Это очень легко было показать. Я приведу не все, а только некоторые явления, просто чтобы выяснить содержательную сторону гештальттеории восприятия.
Явление генетическое, в том числе и актуально-генетическое. Прошу обратить внимание на различие терминов и здесь: генетическое – «взятое в развитии», акту- ально-генетическое — это значит «взятое в своем развитии в данный момент». Вам понятна разница? Там развитие какое? Скажем, у маленького ребенка и у взросло- го, вот на этом участке онтогенеза. Или на заре человечества или в наше время в историческом масштабе развитие. А здесь? Развитие самого процесса вот здесь, сей- час, независимо от возрастных обстоятельств и так дальше. Я не очень люблю тер- мин «актуальный генез», я предпочитаю термин «порождение». Итак, со стороны порождения. Я, кстати, хочу, чтобы вы отметили некоторые наиболее известные имена, я прежде всего укажу имя М.Вертхаймера. Ну, в русской транскрипции обыкновенно пишут Вертгеймер. Я назову далее еще два имени, чтобы не обреме- нять вас, — это Вольфганг Кёлер и К.Коффка. Хотя перечень этих имен можно было бы продолжить.

113
ОБЩЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О
ВОСПРИЯТИИ
Итак, я возвращаюсь к прерванной мысли о порождении образа, показанном в свете гештальт-теории восприятия и — шире — гештальт-теории вообще, потому что эта теория сначала опиралась на явления и на объяснения этих явлений воспри- ятия, а далее была распространена гораздо шире, да, в сущности, на всю область психологии. Но последнее нас не интересует. Итак, порождение. Вот как описывает этот процесс один из гештальтпсихологов: перед вами на вашем пути, пустынном пути, скажем, на улице, вечером, когда мало людей, вы видите возникающую фигу- ру. Вот это как что-то целое. Вот что-то движется. Вы делаете несколько шагов впе- ред, оно приближается, и вы видите — это человек. Еще несколько шагов — это муж- чина. Еще несколько шагов — это старик. Еще несколько шагов — боже мой, да ведь это же мой сосед по дому. Что же происходит? Возникает некоторый целостный, не расчлененный по деталям образ, гештальт, конфигурация, структура. Затем что про- исходит? Анализ, то есть его разложение, уточнение, дифференцирование до полно- го проникновения в детали. Так что же восприятие: суммирует ощущения или разби- вает, развивает, обнаруживает этот состав, прежде всего, некоторого целостного объекта? Гештальтпсихологи отвечали в этом втором смысле.
Другие демонстрации. Я бегло изображаю на доске окружность, я не замыкаю ее и даже развожу несколько начало и конец моего движения, изображающего ок- ружность. Как мы воспринимаем это? Как некоторую кривую или как окружность?
Нет, не как некоторую кривую, мы воспринимаем это как знак окружности, то есть как окружность — не очень хорошую, но окружность. Мы приравниваем к закончен- ному в себе, совершенному в этом смысле, то есть со-вершенному, и следовательно к за-вершенному, правда? Поэтому, чтобы изобразить окружность, не нужно не- пременно сводить линии, можно сделать это небрежным движением, и все-таки это будет передача окружности. И восприниматься это будет как окружность. Начинает вступать в силу одно из правил, которое гештальтпсихологи называли законом. За- коном совершенной формы, прегнантности, как иногда именуют это исходное яв- ление. Объяснение этой тенденции в общем носит сложный характер. Вы понимае- те, что когда вы следите за моей рукой (я меняю несколько условия наблюдения),
которая чертит, рисует вернее, окружность, и вы видите, как рука моя изобразила часть этой кривой, именно той, которую мы называем окружностью, замкнутой правильной кривой, то как вероятность направления дальнейшего пути моей руки,
вооруженной мелом (скажем, когда я изображаю это на доске), с каждым продви- жением моим — падает или возрастает? Резко возрастает, и где-то вообще прибли- жается к единице. Вам уже ясно, что я изображаю окружность. Это одно из возмож- ных объяснений, исходя из вероятностного представления. Могут быть и другие объяснения, но сейчас нас они не интересуют. Мне просто хотелось показать вам еще одно явление, которое дало повод к третьему явлению — очень интересному и,
пожалуй, очень жесткому. Если вы имеете на доске или на листе бумаги некую ак- куратно вычерченную фигуру, то может случиться так, что лист бумаги образует фон для этой фигуры. Ну, скажем, я изображаю вазу, вы ее всюду видите в учебни- ках психологии, а белый фон образует два профиля. Возникает проблема фигуры и фона. Что становится фигурой, а что становится фоном? Но этой проблемы я ка- саться не буду, я воспользуюсь этим отношением фигура—фон, чтобы пояснить. Я
беру и изображаю треугольник на некоторой поверхности, плоскости. Вы можете рассматривать эту фигуру как вырез некой доски или, напротив, как объект на фоне доски. Так вот теперь давайте воспользуемся этим обстоятельством, то есть возмож- ностью менять местами фигуру и фон, так сказать, переворачивающимися изобра- жениями, перевертывающимися, выступающими в одном случае как фон, в другом

114
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
15
случае — как фигура. И попробуем сделать обыкновенные, очень простые вещи:
давайте померяем, как точны ощущения, как работает рецепторный, воспринима- ющий аппарат, когда речь идет о фигуре и когда речь идет о фоне. Оказывается,
по-разному. Так называемые границы, пороги различения в условиях фигуры более низкие, чувствительность повышается по сравнению с тем, что мы получаем на фоне. Значит, есть и объективные индикаторы, количественно измеряемые, кото- рые меняются в зависимости от того, как выступает эта целостность и выступает ли она как отдельный объект.
И наконец, четвертая и последняя иллюстрация. Я сейчас не вдаюсь в кри- тику этого положения, я просто высказываю, как аргументировалась эта теория. Что такое этот осадок, который остается после извлечения отдельных элементов, сверх суммы, сверх как бы совокупности (хотя и не сверх, потому что это не отдельные вещи)? Вот это качество формы, конфигуративность не существует вне того, что конфигурируется, структура не существует без входящих в эту структуру элементов.
Вот четвертая иллюстрация. Дело в том, что, оказывается, выделение элементов,
которое предполагает развернутое восприятие, то есть порожденный уже образ, и соответственно сам процесс порождения этого точного, расчлененного образа,
в котором и выделяются отдельные элементы (якобы выделяются) и, скажем, про- странственные или другие связи между ними, оказывается довольно трудной рабо- той. И ее можно сделать почти невозможной или, во всяком случае, требующей какой-то чрезвычайно большой активности, где выделение элемента, даже указан- ного заранее, требует особой работы. Эта маскированная фигура. Я не умею так хо- рошо чертить от руки без линейки и циркуля, чтобы воспроизвести вам такие мас- кированные фигуры на доске, даже если бы она была чистой, но опять я обращаюсь к вашему воображению и просто рассказываю, как происходит маскировка. Изобра- жаются некоторые элементы. Например, некая простая геометрическая форма (до- пустим, мне почему-то сейчас приходит в голову именно это, некая четырехуголь- ная фигура, скажем, ромб). Вы линии, образованные этой фигурой, начинаете продолжать в разные направления, все равно как, и проводить параллельные линии или иногда пересекающиеся. В результате, когда вам показывают получившуюся сложную конфигурацию линий, образующую тоже некоторую конфигурацию, и рядом фигуру, которую вы должны найти, в том же масштабе даже, то вы не мо- жете ее найти, она замаскирована. Налицо маскирующий эффект целого по отно- шению к входящим в эту целостную структуру подструктурам.
Я мог бы это еще и так выразить. Образ не может быть представлен просто как сумма отдельных образующих его чувственных элементов, ощущений; по-видимому,
восприятие есть построение структуры, соответствующей структуре отражаемого,
воспринимаемого (я осторожнее сейчас говорю) объекта. Мир — это дождь, мозаика или он структурирован? Я сейчас вас спрашиваю, а гештальтисты дают ответ на этот вопрос. Он, конечно, структурирован. Так вот, восприятие мира требует проникнове- ния в его структурные, структурно оформленные объекты. Это не только вещи, ве- щественные объекты, потому что когда я изображаю вот так окружность, то веще- ственно окружность не существует, но движение несет как бы ее в себе.
Гештальттеория, гештальтпсихология почти с самого начала раскололась на разные направления. Возникла очень плохая в методологическом, в теоретическом смысле лейпцигская школа, резко субъективистская. И шло развитие по главной линии настоящих представителей гештальт-теории в классическом ее выражении.
Можно условно сказать, что это есть линия Вертхаймер—Кёлер—Коффка, именно те три имени, которые я назвал.

115
ОБЩЕЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
О
ВОСПРИЯТИИ
У них (я излагаю сейчас в соответствии с представлениями К.Коффки) объяс- нение шло по такой линии. Вот прислушайтесь, это очень интересно, потому что это объяснение само по себе заслуживает того, чтобы его серьезно потом обсудить,
найти его порочность и вместе с тем увидеть его силу. Вот как раз это обсуждение начинается с того, о чем я только что сказал. Мир структурен или структурирован.
Это структуры. Если говорить о неживой природе, то здесь все описывается в струк- турах. Кристалл — структура, правда? Но это я уже перебежал в наши дни. А мо- лекула? Структура. Из тех же атомов можно составить разные молекулы, обладаю- щие качественно разными свойствами. Это разные структуры из тех же самых атомов.
А сам атом? Тоже структура. А в мире живой природы? Посмотрите, как растет де- рево. По заданной структуре, ответите вы мне. Лист — он конфигурирован генети- чески. На клене не может появиться лист сирени, а лист сирени не может случайно по сочетанию элементов дать конфигурацию листа клена или дуба. Оно растет не просто путем прибавления, оно, вот это самое живое, оно растет, образует струк- туру. Мы говорим: организм, правда? Даже самый простой, протоорганизм, ну и до самых сложных. Ну а в физиологии, если специально углубляться в высших живот- ных, разве там не конфигуративны процессы, которые нам открывает физиологи- ческое исследование, движение нервных процессов? Да, они конфигуративны. Но тогда конфигуративен и образ. Значит, складывается все одно к одному. Все нахо- дится в этом соответствии.
В.Кёлер был физиком и написал большое сочинение, которое называется
«Физические структуры» («Физические гештальты»). Вы видите, это не просто срав- нение, а базовое исследование в области физики, то есть неживой природы, для дальнейшего развития. А в биологических направлениях, у физиологов и невроло- гов (А.Гельб, К.Гольдштейн) эта идея получила дальнейшее свое развитие.
Я знаю по программе ваших семинарских занятий, что с именем Кёлера вы уже встречались в описаниях опытов с обезьянами. Они проводились на острове Те- нерифе очень давно. Но в последующие годы судьба Кёлера круто изменилась, по- тому что накануне фашистского переворота он должен был, как и другие члены его школы, оставить пределы Германии, эмигрировать. Он оказался в Соединенных
Штатах и там с тех пор ведет электрофизиологические исследования, о которых можно сказать грубо так: они нацелены на то, чтобы с помощью хитрой электроэн- цефалографической регистрации, то есть регистрации электрических потенциалов,
возникающих в мозге, в клетках мозга, в нейронах, представить себе, увидеть в голове кролика треугольник, если перед ним треугольник. Я немножко огрубил по- становку вопроса, но в общем, принципиально именно так. Значит, представляете себе такую структуру, отражающуюся, вернее, воспроизводящуюся, в структуре,
еще раз в структуре, еще раз в структуре, еще раз в структуре, вплоть до психоло- гической структуры. Кстати, мы говорили об этом в первой части лекции, но что касается отношения психического треугольника к физиологическому, то это парал- лелизм самый обыкновенный, теперь, конечно, переодетый в новое слово. Это уже не параллелизм, а морфизм, изомофизм. Вот видите, взяли понятие из теории мно- жеств и заменили этим новым, освещенным высокой наукой термином самый ба- нальный, выхолощенный термин «параллелизма» психических процессов нервным,
где первые не влияют на ход последних (как, помните, я говорил, тень, отбрасы- ваемая пешеходом, не в состоянии влиять на его шаги). Надо сказать, что за этим кроется философское воззрение. И вот оно избрано было, в частности, Коффкой с очень большой силой и четкостью. Вы знаете великий вопрос философии, главный

116
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
15
вопрос философии: материя и сознание, дух и материя. Ответ гештальтпсихологов,
заболевших структурой, заболевших целостностью: не нужно односторонностей ма- териализма, не нужно ненаучного идеалистического понятия духа, не нужно идеа- лизма. Не дух, не материя, не из духа материя, не из материи дух. Первичным в мире, то есть началом в мире является (вы догадываетесь?) структура, гештальт, то есть вот эта конфигурация. Квалифицировать это воззрение очень просто. Ведь если говорят «не материя», то этого уже достаточно для того, чтобы отделить материа- лизм от идеализма. Это был действительно идеализм.
Я только сделаю одно заключительное замечание. Есть, существует и субъек- тивно-идеалистическая интерпретация гештальтпсихологии. Это лейпцигская шко- ла, мною упомянутая, она не имела того исторического значения, какое имела классическая гештальтпсихология, но она есть, и у нас вы можете встретить в ли- тературе: гештальтпсихологи — это субъективные идеалисты. Что идеалисты — вер- но, что субъективные — неверно, это, скорее, объективные идеалисты, ибо они полагают существование объективного начала в виде структуры, формы, которая однако «не есть материя».
лекция 16
ощущения и реальность.
органы чувств
В
вводной лекции я выделил два фундаментальных вопроса, которые воз- никли в ходе развития психологических, а точнее можно сказать — философских и психологических исследований восприятия. Один из них, напомню вам, — это воп- рос о связи восприятия как образа с ощущениями. И второй вопрос, на котором мне сегодня придется остановиться более подробно, — это вопрос об отношении ощу- щения к ощущаемому.
Что касается первого вопроса, то я мог бы резюмировать сказанное в про- шлый раз следующим образом. Ощущения действительно — единственный источник наших восприятий, то есть образов действительности, образов мира, но надо четко различать два понятия: понятие источника и понятие основы. Что касается положе- ния о том, что единственным источником восприятия (я подчеркиваю здесь оба сло- ва — и единственным, и источником) являются ощущения, получаемые посред- ством органов чувств, — это положение бесспорное. И в сущности, вся наука стоит на этом положении. Другой вопрос — как понимается проблема порождения обра- за, источник которого лежит в ощущении. Трудность состоит в том (как я говорил в прошлый раз), что попытка представить себе образ как простую совокупность,
сумму ощущений, не находит своего подкрепления в реальности и, значит, должна быть отвергнута. Я говорил также о том, что невозможность вывести просто образ из отдельных ощущений, как бы присоединяющихся одно к другому, породила идею целостности — особого качества, которым обладает образ. Его называют также структурностью, формой, гештальтом в интерпретации немецких психологов нача- ла ХХ века. Наличие этого особого качества и показывает, что нельзя представить себе образ как просто совокупность получаемых ощущений. И наконец, последнее,
что я хотел бы подчеркнуть в порядке резюме прошлой лекции, — утверждение важности этого качества целостности, утверждение примата формы, по существу,
не решает вопроса. Проблема остается нерешенной.
Я пока не дал положительного решения первого вопроса о связи, об отно- шении образа восприятия к ощущениям, которые являются источником образа. По- дойти к положительному решению этого вопроса возможно, лишь рассмотрев не- которые другие вопросы. Ну и, прежде всего, второй вопрос, который я назвал фундаментальным и который возник в ходе исследований восприятия. Или, иначе говоря, рассмотреть сейчас вопрос об отношении ощущения, то есть того, что вхо- дит в образ, составляет его источник, к ощущаемому, то есть к тому, что это ощу- щение вызывает. Это очень серьезный вопрос, потому что он касается самой приро- ды ощущения, то есть природы, в сущности, тех явлений отражения, которые обязательны для того, чтобы возник образ мира, образ восприятия.

118
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
16
Наивный взгляд, впрочем, совершенно верный, состоит в том, что ощуще- ния передают природу объективных внешних свойств, энергий, воздействующих на наши органы чувств. Это и соответствует тому, что называется наивным реализмом,
тому, чему мы практически повседневно следуем в нашей жизни. Когда я что-то вижу, слышу, осязаю, то я всегда исхожу из того, что есть нечто осязаемое, слы- шимое, видимое и что ощущения, которые возникают, передают те свойства, кото- рые присущи миру, воздействующему на мои органы чувств, миру, существующему независимо, объективно. Однако в ходе исследования ощущений были выделены некоторые положения, которые поставили под сомнение эту наивную, но действи- тельную правду. В XIX веке, во второй половине его, был выдвинут закон, или принцип, так называемых специфических энергий органов чувств. Принцип этот,
или закон, был сформулирован крупным физиологом, я бы сказал — выдающимся физиологом того времени, Иоганнесом Мюллером. Об этом принципе, или законе,
специфических энергий органов чувств очень часто упоминается в учебниках, при- чем в форме, которая, собственно, даже вызывает сомнение: почему такая простая констатация, в форме которой излагается этот принцип или закон, так торжествен- но именуется — принцип, закон? Это же простая констатация, которая состоит в том, что посредством уха мы не видим, а слышим, а посредством глаза мы не слы- шим, а видим, а посредством чувствительных приборов руки, поверхности кожи мы осязаем, но не слышим и не видим и т.д. Как видите, простое положение, описа- ние того, что каждый знает. Когда человек теряет зрение, он теряет ощущения зри- тельные, если он теряет слух — он теряет слуховые ощущения. Положение крайне простое, но это, конечно, упрощенное изложение. Иоганнес Мюллер выдвинул этот принцип специфических энергий чувств, сформулировав его в пяти тезисах, в пяти положениях. Я их сейчас называть все пять не буду, а укажу три главных, которые можно выразить следующим образом. Прежде всего, это основное положение, ос- новной тезис Иоганнеса Мюллера. «Качество ощущения, — писал он, — зависит не от качества, от природы, иначе говоря, воздействия, а от природы самого орга- на». Он в свое время выражал эту мысль так: «от природы нервов», имея в виду чувствительные окончания, в основном, аппараты ощущения. Второй тезис, цент- ральный для Иоганнеса Мюллера, состоял в том, что «то, что нам дают наши ощу- щения, отражает, выражает природу и состояние наших органов чувств, нервов, а не природу того, что эти ощущения вызывает». И наконец, третий тезис: в нашем познании внешнего мира мы не можем перейти через границу, через перегородку,
которая отделяет наши ощущения от внешнего мира, и эту-то перегородку и обра- зуют наши органы чувств. Я немножко модернизирую сейчас язык Иоганнеса Мюл- лера. Какой же общий вывод можно сделать из этих трех положений? Общий вывод очень ясен. Это вывод о непознаваемости внешнего, то есть независимо от нас и от наших ощущений существующего, мира. Это вывод субъективно-идеалистический,
это вывод, который дал основание, главное основание говорить о физиологичес- ком идеализме, то есть идеализме, опирающемся на физиологические данные.
Надо сказать, что все эти тезисы, вернее, два первых, которые я назвал, и вытекающие отсюда результаты и последствия, были извлечены Иоганнесом Мюл- лером из некоторых очень простых наблюдений. Иоганнес Мюллер обращал внима- ние на то, что какой бы энергией мы ни воздействовали на тот или другой рецеп- тор, то есть чувствительный аппарат, эффект, который возникает, субъективный эффект в форме ощущения будет передавать особенность, специфическую энергию,
которая отличает или на которую рассчитывает соответствующий рецептор, а не особенность энергии или особенность воздействия, которое вызвало процесс в ре-

119
ОЩУЩЕНИЯ
И
РЕАЛЬНОСТЬ
ОРГАНЫ
Ч
УВСТВ
цепторе. Если — иллюстрировал свою мысль Мюллер — мы окажем на глаз воздей- ствие механическое, то глаз будет реагировать ощущениями световыми. При ударе посыплются искры из глаз. Если мы будем глаз раздражать электрическим током, то возникнут тоже зрительные ощущения, кстати, цветовые, явления фосфенов, как они называются, то есть опять воздействие другой энергии — электрической — на глаз будет вызывать все-таки зрительные ощущения. То есть давление или электри- ческое раздражение будет передаваться на языке того сенсорного аппарата, то есть того органа чувств, который подвергается воздействию.
Это же самое Иоганнес Мюллер распространял и на другие рецепторы. Вы можете различным образом, различными агентами воздействуя на орган слуха, вы- зывать разные слуховые ощущения, но только на языке слухового ощущения. На- пример, не механические. Иоганнес Мюллер проделал дальнейшую работу. Он по- казал, что то же положение обнаруживается и при воздействии на проводящие пути, то есть на нервы. Если раздражать зрительный нерв химически, электричес- ки, механически, то в результате реакция будет какая? Появление опять-таки ощу- щений, как говорят, зрительной модальности, то есть зрительного качества, то, что я говорил: ощущения будут на языке светоощущения. Соответственно, относится то же самое и к другим органам чувств, в частности к слуху. Я говорю о зрении и слу- хе просто потому, что это основные рецепторы, наиболее дифференцированные.
Действительно, тогда получается следующее. Качество ощущения выступает как за- висящее от устройства чувствительных аппаратов, органов чувств, словом, от того,
что Иоганнес Мюллер называл нервами в очень широком смысле этого слова.
Мы не можем перейти этот барьер. Мы отражаем, я говорю современным язы- ком, то есть у нас возникают переживания ощущения, иначе говоря, переживания изменений процессов, которые происходят в наших органах. В переживании, таким образом, дается не мир, а состояние органов. Причем как они вызываются, эти пе- реживания? Внешней причиной, некоторой, неизвестной нам, которая может быть разной, и все дело заключается в том, на какой орган действует эта внешняя причи- на (или внутренняя), или самим состоянием, в которое приходит нервная система?
Когда человек получает значительное количество хины, у него, как известно, возни- кает шум в ушах. Но может и не быть никакого слухового воздействия. Тем не менее эти эффекты есть: «У меня звенит, — говорю я, — в ушах». Можно вызвать соответ- ствующим образом и зрительные ощущения. Они даже иногда возникают сами, без специальных внешних воздействий, хотя бы химических, то есть внутренним обра- зом. Известны явления (известны они были и во времена Мюллера), которые выра- жаются в спонтанных, то есть не внешне обусловленных, правда, обыкновенно очень слабых зрительных ощущениях. Это, так сказать, как бы «самосвечение» сетчатки.
Если вы находитесь в полной темноте, к тому же можете даже закрыть глаза, то у вас в поле зрения черная поверхность? Или какие-то светлые пятна, часто окрашен- ные, которые плывут, движутся перед глазами? Пятна, потому что процессы в этой системе идут своим ходом и при известных условиях выражают себя в виде этих пе- реживаний. Значит, опять получается: переживание есть выражение состояния чув- ствительных аппаратов, нервной системы, проводящих нервов, проводящих путей и так дальше. То есть в широком смысле состояние нервов, нервной материи, того, что принадлежит субъекту.
Вот в чем заключается эта функция рецепторных аппаратов, органов чувств,
чувствительных элементов, чувствительных приборов. Видите, не в проникновении в объективные свойства мира, а в отгораживании от этого мира, ежели допустить его существование. Но вот допустить-то его существование, исходя из сказанного Иоган-

120
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
16
несом Мюллером и сейчас мною повторенного, допустить-то существование этого внешнего мира мы не имеем никаких оснований. Потому что, к каким бы проверкам мы ни обращались, всякий раз результаты проверки даются опять через что? Через те же самые ощущения, так или иначе группирующиеся, приобретающие особые ка- чества целостности. Тогда еще о целостности, об этом особом качестве образов не было и речи. Представлялось, что образ есть мозаика, сумма, совокупность этих ощу- щений. Сама сенсорная ткань, фигурально выражаясь, чувственного образа и отож- дествлялась с самим образом. Так сказать, то, из чего соткан образ, что мы открыва- ем в образе в качестве его такой именно ткани, правда? Вот, оказывается, что всегда через это дается, и любая проверка тоже проходит преломление прежде всего через эти состояния. Философский смысл этого принципа специфической энергии органов чувств, специфической энергии самой чувствительной сферы организма, чувстви- тельных аппаратов — он приводит к крайнему субъективизму, который известен в истории философии под названием солипсизма, то есть к утверждению в качестве единственной реальности того, что составляет содержание моего сознания. Можно поэтому представить себе, что когда исчезает это сознание, то исчезает вся действи- тельность. Вот это и есть солипсизм в его грубом схематическом выражении.
Надо сказать, что критика позиции Мюллера наталкивается на известные зат- руднения. И поэтому не случайно закон специфической энергии органов чувств ока- зал очень серьезное влияние даже и на тех исследователей — физиологов и психоло- гов, — которые по своему общему мировоззрению, по своим общим философским взглядам скорее выражали тенденции материалистические. Аргументы, направленные против принципа специфической энергии органов чувств, против крайнего субъек- тивизма, который этот принцип несет в себе, шли по разным линиям. Наиболее,
пожалуй, сильная линия, и она более всего высказывается в современной психоло- гической литературе, — это аргументы эволюционно-биологические. Это аргументы от развития. Главный аргумент и состоит в том, что в ходе эволюции специфические энергии органов чувств возникли в связи с реальными особенными энергиями, ко- торые воздействуют на живое существо или реакции на которые, учет которых необ- ходим для выживания, для приспособления, для адаптации к среде. Действительно,
очень легко понять, что, скажем, светоощущающий аппарат мог возникать, биоло- гически развиваться только в условиях существования в среде световых лучей, лучей видимого спектра. И, скажем, у животных, которые живут вне света, вне воздействия световой энергии, не развиваются соответствующие органы. Более того, у тех живот- ных, которые перемещаются в среду, лишенную света, если у них уже есть чувстви- тельные органы светоощущения, то эти органы проделывают путь обратного разви- тия, свертываются, уничтожаются. Всем известный пример — это слепые рыбки,
которые живут в пещерных реках, действительно без света. В знаменитых югославских пещерах протекает небольшая река, и вот в ней до нашего времени сохранились эти небольшие сравнительно рыбки, полностью лишенные аппарата зрения, то есть глаз.
Известно то же самое в отношении многих других животных, которые перешли в среду, лишенную света.
Значит, что же делает орган чувств, такой, как глаз? Его делает свет, это великолепно, патетически изложено в популярной, но чрезвычайно блестящей не- большой книжке покойного Сергея Ивановича Вавилова, физика. Книжка так и на- зывается «Глаз и солнце». В ней прослежено отношение глаза к солнцу, то есть к источнику света на Земле. Но вот какая здесь возникает трудность. Дело все в том,
что когда мы вводим понятие приспособления, то мы воспроизводим в более слож- ной форме ту же самую трудность, которая заставила Мюллера прийти к парадок-

121
ОЩУЩЕНИЯ
И
РЕАЛЬНОСТЬ
ОРГАНЫ
Ч
УВСТВ
сальному и совершенно чудовищному выводу о том, что мы можем воспринимать только то, что происходит в наших органах чувств. Ведь все дело в том, что по-пре- жнему остается непоколебимым правило зависимости получаемых воздействий от свойств воспринимающего эти воздействия аппарата. Но и в эволюции тоже. Мы мо- жем встать на объективную точку зрения, которая лежит в основе эволюционного подхода к живым существам. Мы можем стать на позиции эволюции, на позицию дарвиновскую, так сказать. И все же остается этот вопрос. Ну хорошо, животное приспосабливается к чему-то, но что собой представляет это что-то и как оно пред- ставлено? А оно представлено опять через состояние органов. Значит, здесь аргу- мент эволюционный, хотя и очень сильный, действительно сильнейший аргумент,
он в известном смысле нарушает общий вывод такого крайнего агностицизма, со- липсизма, но не нарушает первого, исходного положения о том, что в нашем ощу- щении даны состояния органов чувств. А это является принципиальным. Значит,
можно сказать так: по-видимому, из этого генетического, эволюционного аргумен- та вытекает одно положение, противоречащее философским выводам или общефи- лософским выводам из позиции Иоганнеса Мюллера, хотя и не разрушающее этот принцип в частном специальном его выражении. Эта позиция может быть сформу- лирована так, что закон специфической энергии органов чувств сам возникает,
создается специфизмом энергии. Значит, надо говорить не о специфической энер- гии органов чувств, не о принципе, не о законе специфических энергий органов чувств, а о принципе специфичности воздействующих энергий. Но, видите ли, спе- цифичности, которая остается условной впредь, до того как мы показали адекват- ность, то есть соответственность органов чувств действительному воздействию. Я
сейчас поясню.
Я вижу нечто, например, поверхность вот этой стены против меня, нечто го- лубоватое. Спрашивается: в каком отношении находится ощущение голубизны к не- которым объективным свойствам этого голубого, голубизны как объективного,
объективно существующего? Вопрос остается снова как бы открытым. Чего-то не хватает в аргументах, чего-то недостает в аргументах против принципа Иоганнеса
Мюллера и выводов из него, более широких. Что-то не учитывается и притом что- то капитальное. Надо сказать, и я об этом вскользь заметил уже, что принцип
Иоганнеса Мюллера, этот принцип специфической энергии, открыто или менее открыто, оказал сильнейшее влияние, и выйти из плена этого принципа стало со- вершенно необходимо для дальнейшего развития нашего знания об отражении не- посредственно в чувственной, то есть в основной его форме, форме восприятия,
форме чувственного образа мира.
Я тоже заметил, что даже великий ум, ум великого естествоиспытателя XX века
Гельмгольца подвергся известному влиянию. Гельмгольц сохранил от мюллеровской концепции то положение, что посредством органов чувств мы не можем ничего ска- зать о природе воздействия, вызывающего соответствующее ощущение. Мы можем только утверждать, что существует нечто объективное, что нас окружает, и это есть объективная реальность (и это материалистический тезис Гельмгольца), которая воз- действует на эти органы чувств. То есть, есть воздействующее, независимо от субъекта существующее, независимо от органов чувств и от ощущений существующее, но эф- фект этого воздействия всегда передается языком самих органов чувств.
Возникает очень большая трудность представить себе, как на этом языке, ко- торый составляют лишь значки чего-то, что воздействует, что-то, что уже переве- дено, а не само оно, перевод на один или другой язык, как вот из этих значков по- нять образование образа мира, на этом языке передаваемого. (Гельмгольц иногда

122
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
16
употреблял термин «иероглиф», что и обозначает собой, собственно, знак, значок,
что-то, что выражает другое, поэтому иногда в критике теории Гельмгольца, с этой ее стороны, говорят о иероглифичности позиции Гельмгольца. Только, товарищи,
никогда не отвлекайтесь от основного тезиса Гельмгольца: признание объективно су- ществующего мира. И в этом заключался материализм естествоиспытателя Гельмголь- ца.) Источник — условные значки, иероглифы. Результат — результат соответствует предметному миру. Опять известное, материалистическое по своей тенденции поло- жение. Гельмгольц нашел единственно возможное в то время, то есть во второй по- ловине XX столетия, решение. Он говорил так: действительно, образ не может быть построен на этом языке, он не может быть построен из ощущений. Происходит еще переработка ощущений. И тогда они начинают быть говорящими по-настоящему. И
эта переработка совершается в центральной нервной системе, в голове, которая вот эти условно переданные сигналы перерабатывает так, что возникает образ предмета,
вещи. Мы эту работу не знаем. Она закрыта самонаблюдением. Эта работа бессоз- нательных, как он их называл, умозаключений. Значит, что получается? Система сигналов, которые мы получаем, ощущений, затем необходимо допустить их перера- ботку. Надо сказать, что здесь положение обыкновенно возникает такое же, что и при анализе закона специфической энергии органов чувств. Он сначала упрощается и вследствие этого теряет свою содержательность. С умозаключениями Гельмгольца происходило примерно то же самое. Ограничивались указанием термина. Но вот к органам чувств присоединяется работа бессознательных (просто тех, которых мы не сознаем субъективно, скрытых от самого субъекта; присоединяется работа, будем говорить мышления, правда?) умозаключений. И здесь не так просто. Во-первых, вво- дя понятие бессознательных умозаключений, Гельмгольц скорее поставил проблему,
чем предложил ее решение. В этом отношении он проявлял очень большую осторож- ность. Во-вторых, он вовсе не думал, что эта работа происходит независимо, как бы прибавляясь к тому или другому сенсорному явлению или совокупности сенсорных явлений. Скажем, зрительный образ возникает не в результате переработки ощуще- ний только зрительной модальности. Он искал решение вопросов в другом. Ведь ког- да происходит акт зрения, когда возникают зрительные ощущения, то при этом в работе органов чувств, вернее, в работе зрительного аппарата необходимо принима- ют участие глазные движения, следовательно, иннервация глазных мышц. Необходи- мо происходит также известное совпадение зрительных данных с данными других ощущений. Значит, эти бессознательные умозаключения скрывают в себе не просто работу размышления над полученными значками. Но этим очень емким у Гельмголь- ца понятием была высказана, следующая мысль. Разгадка, так сказать, связей ощу- щений и ощущаемого лежит не в исследовании каждого отдельно взятого сенсорного процесса, а в понимании совокупного действия. Я бы даже сказал — «целокупного действия», различая понятие совокупности как понятие суммы и понятие целокуп- ности, то есть совокупности, образующей целое, целокупное. Это тоже немецкий термин. Это «вместе взятое», объединенная, но целостная сумма. Не аддитивно полу- ченная, не путем прикладывания одного к другому, не путем суммирования.
Таким образом, Гельмгольц вообще сделал очень существенный прорыв в ре- шении проблемы отношения ощущения к ощущаемому и тем самым отношения об- раза к отображаемому. Надо сказать, что позиция Гельмгольца жива до сих пор. Если о законе специфических энергий органов чувств больше говорят в порядке истори- ческой справки, то о концепции Гельмгольца говорят как о концепции живой, она обсуждается до сих пор. И вот вопрос о том, что же представляют собой так назы- ваемые бессознательные умозаключения, наполняет в сущности собой всю совре-

123
ОЩУЩЕНИЯ
И
РЕАЛЬНОСТЬ
ОРГАНЫ
Ч
УВСТВ
менную психологию восприятия. Она как бы движется в пределах разгадывания,
дальнейшего анализа, дальнейшего понимания, что это за процесс, — так называе- мые бессознательные умозаключения? Как происходит этот процесс?
Надо сказать, что позиция, которую я сейчас обрисовал, позиция отдельных воздействий, их переработки на язык ощущений, проблема проникновения в самый объективный мир, который вызывает эти ощущения, — она была осложнена еще од- ним обстоятельством. Дело все в том, что в духе естествознания XX века содержалась тенденция дробления, поэтому когда изображался акт зрения, то анализ начинался с допущения некоторого возникшего элементарного ощущения и некоторого источ- ника этого ощущения. Так что ставился вопрос всегда о процессе, соединяющем ощущение с некоторым воздействием, ставящим в зависимость ощущение от неко- торого элементарного же воздействия. Вот это дробление — совершенно в духе есте- ствознания XX века — поэлементное разбиение, так сказать, сейчас как-то ушло из науки как ведущее направление, вообще, рассмотрения и решения возникающих вопросов. Надо сказать, что сейчас прежде всего возникла, конечно, генеральная идея. Она с большей или с меньшей степенью сознательности выражена в совре- менной психологической науке, в современной психологии восприятия. В сущности нельзя рассматривать так: удар в колокол — упругая волна — орган чувств. Нельзя рассматривать так: вспышка света — распространение соответствующего частотного,
так сказать, процесса (и все равно, вы можете представлять себе корпускулярную или волновую природу света, это безразлично; словом, вот этого материального про- цесса) — и зрительное чувствительное окончание. Ведь дело обстоит иначе. Когда мы говорим об ощущающем, видящем, обоняющем человеке, надо понять, что мы го- ворим о человеке, который оказывается в поле. Нет ничего из элементов! Точка! Нет этой прямой линии. Это очень ясно видно, скажем, на слухе. То же самое можно показать в отношении света. Вот здесь прозвенел колокольчик. Раздалась такая звуко- вая точка, удар. Вот это знаменитое, то, что вы видите в учебниках: колокол и от него идут изображенные условно волны, расчленяющиеся по сфере. Ведь не так! Ока- зывается, что вы вообще находитесь в акустическом поле, принципиально. Это акус- тическое поле практически не бывает отсутствующим. Практически не бывает отсут- ствующим. Оно возмущается звонком. Это значит, что меняется что? Все акустическое поле! То есть то акустическое поле, в котором существует живой организм, существу- ет человек. И от которого он получает (от этих изменений, возмущений поля) содер- жательную сигнализацию, сложное воздействие. Ну, представьте себе, прозвенел этот звук, звонок. Вот эта звуковая точка возникла. Удар гонга, удар по колоколу.

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   51


написать администратору сайта