Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница12 из 51
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51
А когда мы говорим «органы чувств», разве мы не совершаем подмену? Почему наше ухо не царапает подмена термина «ощущение» термином «чувство»? Да пото- му, что они восходят к общему понятию чувственности. «Sinnlichkeit», там как угод- но, на любом языке имеется это общее понятие, далее дифференцирующееся. Чув- ственное, в отличие от умственного, логического, правда? Ну и так дальше. Значит,
вот эти два признака.
Третий признак этих палеосистем — близость к интероцепции. Здесь уже не слитность, здесь именно близость. Я бы даже сказал, близость скорее функциональ- ная, чем системная, одномоментно, какие-то переходы очень прямые: хеморецеп- ция — интероцепция. По-видимому, здесь действительно есть некоторый шаг к даль- нейшей дифференциации каких-то древних, очень спаянных между собою форм чувствительности и вместе с тем форм чувственности. И наконец, что еще нужно сюда отнести? Древняя интероцепция, вот та самая интероцепция, которая очень красиво описывалась Сеченовым, по-моему, как смутные... «темные» ощущения.
К этим ощущениям надо присоединить еще один род ощущений, который в классическую классификацию вообще не влезает. То есть их можно туда впихнуть,
но это будет акт насильственный. Я имею в виду болевые ощущения, болевую чув- ствительность. Ее функциональная роль очень ясна. Это прежде всего, роль пре- дупреждения. И в этом смысле обслуживание всякого рода оборонительных акций организма. Она выполняет эту роль и на высших уровнях, у высших животных, у человека. Но эта чувствительность потому и составляет затруднение в классической классификации, что она какая-то двойная, двоякая. Она как-то повертывается в ходе развития, происходит какая-то смена функций. В известном смысле двуликость этих функций. И вот в чем заключается эта двуликость. Прежде всего, у человека болевую чувствительность можно и иногда нужно присоединять к собственно гнос- тической, то есть имеющей познавательное значение чувствительности. Она входит в ансамбль тех чувствительных аппаратов, посредством которых мы познаем объек- тивный мир, которые связывают нас с этим миром (это более точное выражение),
которые служат способом связи, в результате обеспечивая возможность отражения

130
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
17
мира, предметного мира в его объективности. Наряду с осязательными ощущения- ми, кожными, выступают и кожно-болевые.
Но есть вторая сторона. Это внутренне-болевые ощущения, интероцептивная боль. А она раскрывает свою природу, представьте себе, в первом варианте, и эта природа раскрыта очень хорошо. По крайней мере, так описаны явления, сюда отно- сящиеся. Понадобилось даже ввести специальный термин «протопатическая» болевая чувствительность. Это термин, принадлежащий английскому неврологу Г.Хэду, обо- значает следующее: если наблюдать восстановление чувствительности, то оно прохо- дит как бы две стадии. В одной стадии первоначального восстановления (это своеоб- разный генетический эксперимент, функциональное развитие ведь происходит) она не имеет прямой гностической функции. Эта чувствительность, которую я бы назвал аварийной чувствительностью. И вот эта протопатическая чувствительность у челове- ка носит характер аварийной, экстренной чувствительности, сохраняющей свое обо- ронительное значение, но выступающей в очень своеобразном выражении. Вот эта оборонительность. Я сказал «экстренная, чрезвычайная». Надо присмотреться, вду- маться в то, что это за функция. Почему чрезвычайная? И тогда надо посмотреть на древнюю форму, которая сохраняется у человека в исключительных, экстренных слу- чаях. Это протопатическая интероцептивная чувствительность. Это то, что клиницист записывает таким выразительным словом — «кинжальные боли». Это экстренная си- стема сигнализации, экстренная в том чрезвычайном отношении, что она перекры- вает адаптации, их ранги. Она по своей функции (разрешите мне применить это ме- тафорическое, чисто образное выражение) сигнализирует: «Спасайся, кто может».
Все ранги нарушены, нет больше важного и неважного. Само сознание как высшая человеческая форма отражения, понимающая мир, имеющая перед собой эту карти- ну, устанавливающая иерархию, шкалу ценностей тому, что открывается перед со- знанием, смазывается. Это ведь субъективное, субъективно отмечаемое, хотя не в порядке изощренного самонаблюдения, это, скорее, то, что вопиет, что не надо рас- сматривать внутренним взором, оно само проступает, и может быть, конечно, осоз- нано человеком как субъектом этих состояний.
И вот те, кто имел несчастье пережить протопатические интероцептивные бо- левые ощущения, хорошо знают, что разрушается вся иерархия и, прежде всего,
нарушается иерархическое место, главенствующее место сознания. Получить такую протопатическую боль, вызвать ее непросто. Организм должен быть действительно поставлен (я сознательно говорю теперь «организм» применительно к человеку) в чрезвычайные условия, вот почему я говорю об экстренном значении. Это сигнал особого порядка. Это нарушение иерархии, соподчинения отношения человека к миру в катастрофических ситуациях, в которые попадает организм. Я не анализирую далее, потому что, несмотря на обилие работ по болевой чувствительности, подав- ляющее большинство из них относится к гностической болевой чувствительности,
и лишь очень немногие (и опять, по преимуществу, старые авторы и не всегда даже психологи) углубляются в эту тяжелую проблему внутренней и протопатической,
то есть сильнейшей и особого качества болевой чувствительности. Она, конечно,
тоже древнейшая.
Предстоит огромная работа по ранжированию, прослеживанию связей. И это дело сравнительно-физиологических, сравнительно-психологических исследований,
чтобы внести порядок в уровень, который я условно обозначил термином палео- чувствительность. Далее следует ее переделка и участие в ансамбле чувствительнос- ти гностического, то есть совсем другого уровня. И вот появляется уровень связи с пространственно-предметным миром. Не <нрзб> действиями, которые оказывает

131
РАЗВИТИЕ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ
предметный мир на живое существо, на организм, не ориентировка посредством этих сигналов в этом предметном мире, именно предметном, вещественно-предмет- ном мире. Это теперь немножко больше, немножко выше. Это ориентирование не через сигнальные признаки в предметном мире, а в целой системе, в самом мире через посредство предметных отображений, образов действительности. Вот здесь и выступают (и генетически это проверено, об этом можно говорить, не фантазируя сейчас), приобретают приоритет, доминирующее положение, познавательные кон- тактные и дистантные, если пользоваться рубрикацией старой классической клас- сификации, чувствительные аппараты.
Я имею в виду развитие тактильной чувствительности осязания в качестве по- знавательной (заметьте, познавательной — в смысле формирующей образ). Заметь- те, уже не прикосновения, не просто кожно-тактильных явлений, а осязания. Вы не чувствуете различия в звучании терминов? Кожная, механическая рецепция, тол- чок, встреча с механической поверхностью, с твердым телом, с каким-то упругим телом — ну, словом, с некоторым вещественным миром, миром газообразным или водной средой — и осязание. Там прикосновение, а здесь что? Действие снятия кон- тура вещи или действие оценки свойств поверхности предметов. И когда в XIX сто- летии пробовали очень тщательно исследовать (и с великим успехом это было сде- лано) осязательные ощущения (так их называли, не вдаваясь в анализ того, о чем я сейчас говорил), то исследователи натолкнулись на очень большое препятствие.
Надо было определить степень чувствительности (это называется порогом, мы по- том об этом будем говорить) к прикосновению. Какая сила прикосновения до- статочна для того, чтобы вызвать ощущение прикосновения? На какое расстояние нужно раздвинуть две соприкасающиеся точки, чтобы они не слились в ощущении в одну точку? Ну, представьте себе расстояние между точками 0,1 мм, мы, навер- ное, можем сказать без всякого опыта, что они, конечно, сольются. А 5 см? Ну,
конечно же, они будут раздельны. Так вот где эта граница? Это вопрос так называ- емых дифференциальных порогов, различительных пространственных порогов, в данном случае кожных и осязательных. Возникли трудности. Трудности эти породи- ли несколько парадоксальных идей. Чтобы освободиться от осязания, в том значе- нии термина, о котором я говорил, и чтобы получить настоящие пороги, оказы- вается, надо было обездвижить осязающий орган, например руку. Потому что как только эта обездвиженность не получалась, так сейчас же менялись цифры. И осно- воположник, можно сказать, исследования тактильных чувствительных приборов
М.Фрей (кстати, его именем называется и приборчик для исследования) предло- жил такую методику. Взять руку испытуемого и погрузить ее в гипс. Дать гипсу вы- сохнуть. Тогда у вас рука какая делается? Абсолютно недвижимая, она зажата в гип- се, а потом рассверлить дырочку и через дырочку испытывать чувствительность. Вот тогда все оказалось на месте. Тогда удалось изолировать, разделить эти вещи. Но это не осязание — через дырочку. А вот когда этой дырочки нет, раз — и все изме- нилось. Причем там микродвижения, их трудно уследить, даже изменения тонуса достаточно для того, чтобы образовалось движение рецепирующей точки, чувстви- тельного аппарата.
Я рассказал вам этот случай с Фреем, во-первых потому, что он почти нигде не описывается. А во-вторых, из него очень ясно видно, о чем идет речь. Вот оно появляется — новое, настоящее познавательное осязание. И не надо выдумывать других слов. Осязание в русском языке очень выразительный термин, мы всегда по- нимаем, что значит осязать. Это вовсе не испытывать, так сказать, толчок, правда?
Это — что-то делать, осязать, познавать, иначе говоря, вот это познавание — ти-

132
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
17
пическая, характерная черта высшей, новой чувствительности, этого второго, гно- стического уровня.
И уж конечно, дальше, когда мы говорим о гностической функции, то речь идет и о дистантной чувствительности. Но только и здесь придется с этой точки зре- ния (и генетической тоже) немножко сдвинуть классификационную таблицу. И
порядочно придется сдвигать. Классические дистантные рецепторы высших живот- ных (я применяю термин сейчас «рецептор», пока не дифференцируя: рецептор,
орган чувств, сенсорный аппарат; вы понимаете, о чем идет речь) — слух дистан- тный, зрение дистантное — замечательны в том отношении, что они изменяют вре- мя предупреждения или упреждения. Петр Кузьмич Анохин очень настаивал на этой функции опережения. Вот это опережение, время этого опережения, вот это t в сим- волическом выражении, оно вырастает. Здесь события наступают как бы почти мгно- венно. Но на самом деле — это очень большое огрубление. Здесь мы будем мерить в единицах, которые обыкновенно употребляем в экспериментальной психологии, в миллисекундах. Сотнями миллисекунд, десятыми секунды, немножко больше се- кунды — но это предел. Для дистантных рецепторов это время возрастает на много порядков. Собственно, до бесконечности, если иметь в виду зрительную рецепцию,
до практической бесконечности. Вот, собственно, переход к этим дистантностям, и здесь мы должны дробить что-то в этих дистантных рецепторах. И какие-то рецеп- торные системы смешивать. Например, соотносить, связывать их с контактными,
скажем с осязательными, с осязательной рецепцией. Что ближе к осязанию: зрение или слух? Как по вашему опыту? Не возвращайтесь к книгам, которые вы читали,
не пытайтесь вспомнить. А вот так, по здравому смыслу, что ближе? Зрение. Вот так так! Что более дистантно: зрение или слух? Зрение. Значит, если мы ранжируем по дистантности, по выраженности дистантности, то у нас получается парадокс. С кон- тактными ближе наиболее, так сказать, дистантные. У нас не хватает какого-то при- знака в классификации. Вот этот признак я сейчас назову, только я не знаю еще,
каким словом. Поэтому лучше назову несколькими словами, потом мы с вами вы- берем, какое слово более подходит. Ну, одно слово иностранное мне приходит пер- вым в голову, потому что в литературе оно стало последнее время появляться. Это,
так сказать, иконичность продукта. Ну что значит иконичность? Изобразимость. Ико- на есть изображение. Можно сказать «образность». Получается превращение пос- ледовательно текущего процесса в одномоментный образ, в образ, получающий ка- кое-то своеобразное в особой форме существование как одномоментное явление.
Посмотрите, как интересно. В зрительном аппарате, в зрительной системе, я имею в виду, во всем аппарате в целом, сформировалось очень своеобразное устройст- во, которое обеспечивает эту функцию. Посмотрите, появилось такое образование в зрительном рецепторе: во внешнем, периферическом органе чувств, перифери- ческом конце анализатора (если вы хотите ввести это понятие) образовался проек- ционный экран. И этот проекционный экран есть сетчатка, правда? Есть ли сетчатка или подобное сетчатке в системе слухового восприятия? Нет. Сетчатка, повторяю- щая топологию вещи, а может, даже и топографию, геометрию, так сказать? Нет,
такого прибора нет. Потому что кортиев орган, хотя и отвечает дифференцированно на разные звуковые частоты, на разную высоту или ансамбли высот, не располага- ет их в топологическом отношении, то есть в отношении соотношений, которые могут в этом, говоря возвышенно математическим языком, множестве возникать.
А вот здесь происходит преобразование. То есть мы видим грубую картину это- го преобразования. И в школьном учебнике никогда не затрудняются, изображая та-

133
РАЗВИТИЕ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ
кую схему, вы эту схему знаете все. Свечка пламенем вверх, которая стоит перед че- ловеком. Свечка пламенем вниз, которая проецируется на экран. По каким законам?
Геометрической оптики, то есть, попросту говоря, по законам проекции. Так и пи- шут в учебнике по проективной геометрии. Потом из сетчатки что-то поступает в мозг, в кору, скорее всего. Свечка пламенем вверх опять, правильно? Из чего делает- ся свечка пламенем вверх? Из свечки пламенем вниз. Из чего делается свечка пламе- нем вниз? Из свечки пламенем вверх. Как делается свечка пламенем вниз? Путем оп- тико-геометрическим. Тут же ведь хрусталик сидит, да еще диафрагмирован зрачком.
Наисовершеннейший аппарат, и давным-давно, лет эдак, позвольте, 350 тому назад,
уже показывали, как на фоне экрана, если глаз быка отрезать, у него диоптрика гла- за сработает на бумажку полупрозрачную или какой-то другой материал. Оказывает- ся, срабатывает. Свечка пламенем вниз. А что порождает свечку пламенем вверх? Ну уж, конечно, порождает свечка пламенем вниз. Это понятно. Там передача какая-то идет, трансляция, трудно сказать, что.
Товарищи, я немножко поиздеваюсь над эмпирической мыслью, над физи- кальной мыслью. Конечно, тут возникает вопрос, как эта свечка там горит и что это за таинственное сияние, которое вдруг выделяется из коры. И ежели это паттерн кон- фигурации в мозге, то кто видит эту конфигурацию? Где тот маленький человечек,
который смотрит на эту конфигурацию нервных процессов? Ну, может, они сами пылают особым светом. Я бы сказал, мистическим светом. Трудное положение, труд- ная проблема. Конечно, для думания отрывчатого. А отрывчатого — это значит до- вольствующегося первым результатом и не видящего, что за этим результатом даль- ше может последовать. Вот для этого отрывчатого видения, вот для этой отрывчатой мысли здесь все как будто благополучно. Но это совершенное неблагополучие, как только вы идете дальше, и тогда вы приходите к этим вопросам. Вот к таким вопро- сам, которые мы все немножко не любим. Не любим по очень простой причине. Мы сразу начинаем чувствовать себя некомфортно, прошли путь — и неужели придется возвращаться опять? И проходить его заново, и может, не вполне так, как мы шли?
Ну, неприятно же зайти куда-нибудь и потом обнаружить: э, не туда зашли! Теперь назад — и опять вперед по правильному направлению! Неприятно, даже когда это случается просто в пешем путешествии. В науке очень неприятно. Вот, следовательно,
все-таки вернемся к факту. А развертка-то есть! Процесс идет, он сукцессивен прин- ципиально, то есть идет в известной временной последовательности и дает вот этот продукт преобразования в образ. Поэтому, когда мы говорим с точки зрения сравни- тельного изучения неврологического (и, наверное, у вас в курсе неврологии отмеча- ется — по крайней мере, всегда отмечалось в прежние годы) — это важное событие в перестройке нервной системы, которое порождает экранность отображения мира.
Опять повторяю, это проблема конкретно-генетического исследования, конкретно- исторического прослеживания.
В этой связи очень важные изменения возникают в зрении, виднейшем из дру- гих органов чувств, но они происходят и не только в зрении. Я имею в виду объеди- нение реципирующих, то есть воспринимающих, аппаратов в особый ансамбль. В
зрении эти ансамбли выражены очень ясно. Вот основные образующие этого ансамб- ля. Светоощущение — как управляющее, ориентирующее, регулирующее действие,
поведение, деятельность организма — выполняет не только эту функцию светоощу- щения. Вы понимаете точный смысл слова «светоощущение»? Благодаря ансамблю светоощущающих элементов возникает новое качество: контур, форма. Называйте как хотите! Пространственное, иначе говоря, светоощущение. Почему я назвал это так: предметно-пространственным? Это предметно-пространственный конфигура-

134
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
17
тивный, конфигурирующий эффект. Ведь идет развитие так, вы помните? Рассеян- ные светочувствительные точки, правильно? Ориентирующие по отношению к све- ту, к световым лучам и не дающие изображения. А затем что? Происходит их кон- центрация. Затем что? Происходит в ходе эволюции их не только концентрация,
но и их собственное конфигурирование. То есть их объединение сначала в ямку,
потом в сферу, потом замыкание сферы и фокусирующий аппарат. То есть линза,
которая есть, хрусталик и аппарат, который есть, подвижный, меняющий свои раз- меры зрачок, глазодвигательные мышцы, которые устанавливают направление это- го объектива в ту или другую точку пространства. Заметьте, ансамбль.
Но еще одно обстоятельство. Происходит дифференциация и образование, то есть вхождение в единый ансамбль цветоощущающих аппаратов. Причем не рядом.
Вам, наверное, уже описывали аппараты колбочковый и палочковый, только один из них несет функцию цветоразличения, цветоощущения, другие — нейтральные,
косвенно только участвуют в цветообразовании. Оказывается, они все-таки собраны в единый орган, который называется чувствительными элементами сетчатки, рети- нальными элементами. Они очень смешно распределяются между собою и очень интересно сотрудничают. Цветоощущение начинает выполнять функцию маляра,
раскрашивающего поверхность и старающегося делать это так аккуратно, чтобы,
боже упаси, не перейти границы изображенного контура. И так дальше, и так даль- ше. Хотя, кстати, оснований переходить границу в анатомическом устройстве глаза сколько угодно. Все это работает как ансамбль.
Ну, я думаю, что сказанного достаточно, чтобы прийти к выводу о том, что этот второй уровень подготавливается генетически, затем происходит ряд метамор- фоз, превращений, в результате которых устанавливаются эти органы чувств, ком- плексы, объединения. Происходит постоянный, как вы видите, процесс в эволю- ционном развитии, дифференциации, специализации и одновременно интеграции.
Я забыл сказать насчет дальнейшего объединения, там еще поразительнее происхо- дят вещи. Дело в том, что зрительный орган сначала был множественным. Помни- те, поверхность тела, головная часть? Потом уровень какой, осязательный? Точки,
где погуще, где пореже, охватывают большие поверхности, исчисляемые у челове- ка квадратными метрами. А вот здесь еще происходит раздвоение. Попросту говоря,
двухглазность. А когда мы имеем действительно двухглазное зрение, то есть биноку- лярное, как его называют, то оказывается, там еще происходят очень существен- ные процессы, описываемые в настоящее время довольно сложными терминами и ставящие очень много сложных вопросов. Ведь происходит слияние эффектов от двух глаз. То, что нам кажется привычным, мы не замечаем и даже не видим здесь про- блемы. Ну, конечно, если смотрю двумя глазами, то я получаю одно изображение.
Не так просто, товарищи. Глаза-то ведь расставлены. Изображения-то не могут быть идентичными. Расставьте немножко больше, сделайте больше базу так называемую.
Ну, вот теперь представьте себе картинку, которую мы получим на обоих фотогра- фических аппаратах, если вы мне позволите это механическое сравнение, которые фиксируют одну и ту же точку. Одинаковые будут фотографии или разные? Разные,
конечно, правда? Неодинаковость, нетождественность, потому что они под разны- ми углами поступают. Я нарочно взял широкую базу, вроде как базу панорамы ар- тиллерийской, скажем, для того чтобы показать, подчеркнуть это. Здесь тоже база есть, сходная база. Но маленькая база. Вот и возникает необходимость конвергирую- щего аппарата, то есть регулирующего соотношения осей, то выступающих парал- лельно, то сводящих, правда? То на одном расстоянии сводящих, то подальше, то поближе. В известных, конечно, количественных пределах. Начинает действовать ме-

135
РАЗВИТИЕ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ
ханизм слития, слияния. Как они сливаются, эти изображения? Ну, а если, напри- мер, немножко искусственно их свести, развести их? Известны такие условия, при которых слияние все-таки продолжается, несмотря на расхождение в изображениях.
Есть и такие условия, когда чуть-чуть перешли за какие-то маленькие границы — и слияния не происходит. Значит, есть специальные законы, управляющие слиянием.
Это очень хитрый процесс. И когда вы будете изучать зрительную систему, ее рабо- ту, вы увидите, до какой степени это хитрый и до какой степени еще не вполне ясный в деталях процесс. Вы увидите массу терминов для обозначения явлений, от- ношений, и тот, кто будет специально заниматься, скажем, зрительным восприя- тием, постигать все эти хитрости, пойдет не по наивному учебнику, а по очень сложному пути. Вот видите, какое еще я усложнение, комплексирование пропус- тил: усложнение на раздвоение органа и совместную их работу.
Мне остается сказать самое последнее, касающееся характеристики того, чем мы держим связь с миром. Связь с миром! Это то, что органы ощущения или орга- ны чувств, попросту говоря, приобретают собственные двигательные возможности.
Собственный двигательный аппарат. Он называется проприомоторным аппаратом ор- ганов чувств. Дело все в том, что чем больше усложняются органы чувств, тем боль- ше выявляется полная необходимость не только движений, осуществляющих вне- шние действия по отношению к объекту, но и вспомогательных, которые относятся к самой работе чувствительных аппаратов. Только почему они называются проприо- моторными? Они обеспечивают действия органа чувств. И эта проприомоторика вырабатывается специально и может быть описана в терминах моторных, то есть двигательных, элементов самой сенсорной системы. И это то, что обеспечивает ори- ентировку, то есть образ среды. Вот пример. У глаза есть собственный проприомо- торный аппарат? Есть отчетливо выраженные цилиарные мышцы, внешние глазод- вигательные мышцы, довольно серьезно развитые, шестерка, немалый аппаратик для обеспечения, и другие. Словом, есть свой собственный аппарат.
Возьмем другую иллюстрацию — слух. Слуховой орган, слуховая система. Есть проприомоторный аппарат? Ну, тут вы сразу не ответите. Надо просто знать. Есть,
потому что происходит адаптация органа слуха посредством некоторых двигатель- ных изменений в самом кортиевом аппарате. Я уже не говорю о том, что лошади,
скажем, или собаки со стоящими ушами сразу действуют внешними ушными рако- винами. Ну, человек тоже умеет, говорят. Некоторые, по крайней мере, двигают ушами. Но ему ни к чему их двигать, когда он прислушивается. Ему легче повернуть голову. Значит, есть такой орган. Но здесь большое отличие от зрения. Там очень сильно развит проприомоторный аппарат, и он занимает очень большое место во- обще в осуществлении зрительного восприятия, хотя это не значит, что не под- ключаются вовсе другие аппараты. А вот в слухе наоборот. Ничтожно малую роль играет этот проприомоторный аппарат, но чужие аппараты очень сильно входят в единую систему слуховую. Я укажу эти аппараты сразу. Активность голосовых свя- зок, которые участвуют в опознании высоты. А это спрятанная активность. Это не значит, что вы должны петь, вокализировать вслух и громко, но активность сейчас же возникает в этих аппаратах. Артикуляторная для речи. И это не значит, что вы,
слушая, прошептываете все слова. Правда, как только возникают затруднения, при- ходится проговаривать и приходится пропевать в случае определения высоты. Мы прибегаем к этому приему «овнешнивания» моторики в затруднительных случаях. Но этого обычно нет. А моторика участвует и работает очень сильно. Наложите сюда приборы для того, чтобы зафиксировать активность этого аппарата артикуляцион- ного и вокального (и/и или или/или). Ну, вы всегда получите активность, как толь-

136
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
17
ко будете слушать или определять высоты. Одним словом, как только вы активно будете осуществлять это слуховое восприятие.
Третий вариант. Вообще нет своей проприомоторики или она так запрятана,
что ее не видно. Осязание — ведь это же скелетная мускулатура. Вы можете мне ска- зать: «Но и тоническое состояние тоже». Но и тоническая моторика, то есть тонус мышцы, ведь он тоже относится к функциям скелетно-мышечного аппарата, то есть общедвигательным. По-видимому, не нужно специального эфферентного, то есть двигательного, отвечающего аппарата. Вот все многообразия, которые мы имеем.
И еще одно замечание, чтобы вы поняли, в какую мы с вами входим сложную обстановку, если не делать искусственного ее рассечения и упрощения. Упрощения до извращения, я бы сказал такую формулу. Диапазоны сдвигаются. Человеку, кото- рый погружен в предметный мир, находится в этом мире, для того, чтобы разбирать- ся в том, что делать, как действовать, чтобы связываться с этим миром, получить каналы, которые служат источниками его представлений, картин, того, что ориен- тирует его в предметном мире, в котором он существует и вне которого он, увы,
существовать не может ни одного мгновения, приходится менять настройки. Сдвигать диапазон. Я вам скажу почему. Потому что веер количественных характеристик тех или других воздействий в ряде случаев, в ряде отношений столь велик, что устрой- ство просто широкого диапазона невозможно. Надо делать иначе, надо делать сдвига- ние диапазона. Я вам сейчас покажу это очень просто на зрительной чувствительно- сти. Колебания интенсивности, то есть силы, так велики, что аппарат, который бы отвечал и на самые малые единицы энергии, если говорить грамотным языком фи- зики, и на самые большие, все-таки возможен. Как поступила природа, то есть к чему привел ход эволюции? А он привел вот к чему. Оказывается, в нас заложен по- тенциально, виртуально, а не активно, не актуально, громадный диапазон, немыс- лимо большой диапазон. Начинать надо, прямо вам скажу, с одного кванта энергии.
А вот чем кончать, я не знаю, там интенсивность колоссальная. Как же быть, глаз-то не может так работать? Но есть генеральный перестраиватель. Он может сдвинуть сюда диапазон, и тогда глаз начинает работать в зоне самых слабых интенсивностей.
Если ему сразу дать большие интенсивности — он слепой, понятно? Диапазон не так быстро передвигается, а передвигается довольно медленно, лениво. Вот такой глаз,
который способен работать, он как бы даже другой и его называют темноадаптиро- ванным глазом. То есть он приспособлен к сумеречному свету, практически к темно- те. Итак, мы имеем сумеречное зрение. Вот теперь приспособились, глаз у вас стал темноадаптированным, вышли на свет — и ничего не видите. Нужно время, чтобы передвинулась шкала из диапазона минимума к диапазону максимума, от минималь- ного к максимальному. Так же делается, оказывается, наоборот. Глаз становится адап- тированным к большим энергиям, и, если вы такой адаптированный глаз перенесете в темноту, то есть в условия сумеречного освещения, сумеречного зрения, слабые интенсивности, даже средние — не различимы.
Поэтому возникла специальная задача, прикладного значения: а нельзя ли ус- корить перемещение шкалы? Вот так образно я ее вижу, такую прозрачную, так ска- зать, линеечку, двигающуюся как на логарифмической линейке, штучка с окошком,
только подлиннее. Вот она перемещается сюда. И мы записываем цифрами, вычерчи- ваем графики, объясняем студентам, что адаптация, полная темновая адаптация гла- за явно наступает через 10 минут, продолжается с известным замедленным темпом до получаса и до окончательной адаптации надо подождать примерно до часа. А затем мы объясняем, как совершается переход туда, уже с меньшими цифрами, потому что меньше как-то интересовались этим переходом. С меньшим числом данных и мень-

137
РАЗВИТИЕ
И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
СЕНСОРНЫХ
СИСТЕМ
шим числом изученных факторов, влияющих на это перемещение. Интересно только движение сюда, к адаптации на слабые раздражители. Вот там разрабатывалось много приемов, в частности воздействия через другие чувствительные органы для того, что- бы ускорить этот процесс приспособления. Потому что, в самом деле, вы сидите в темном или полутемном, то есть освещенном более или менее ярко, помещении.
Кругом вас ночь, фонарей нет, сумеречные условия освещения. Выскочил из осве- щенной комнаты — и обезоружен. Ничего не можете сделать. Ничего не видите. Надо присмотреться, привыкнуть, как говорят у нас обыденным языком, привыкнуть к темноте. Ну, вот и жди, когда наступит привыкание. А нельзя ли ускорить? В два раза ускорить можно, больше даже чем в два раза. Скорее движется линейка. Должна дви- гаться, перестраивать диапазон, и если вы в школе учили когда-нибудь, что это так приоткрывается диафрагма, способ фотографический, то я должен вас разочаровать.
Нет. Увеличение светового потока, достигаемого полным открытием в этой диафраг- ме, то есть зрачка, или наоборот, его сокращение, уменьшение пропускания числа лучей, конечно, совершенно не соизмеримо с изменением диапазона. Вывод: изме- нение диапазона зрительных ощущений, значит и зрительного восприятия тоже, не объясняется действием таких простых механизмов. Это очень сложный процесс. Обык- новенно, когда говорят «сложный», — значит не посредством зрачка, а посредством изменения чувствительности, не периферического, а центрального. Но дело все в том, что само изменение чувствительности — это есть проблема. Это слово, которое очень легко объяснить, но ведь за ним что-то лежит. Видите — специальное прис- пособление, я почему и сказал — не просто обострение, понижение чувствительно- сти, повышение, понижение порогов, а смена диапазонов, движение по диапазонам.
Очень интересный процесс и очень сложный.
У нас, значит, не два глаза. Если взять в тактическом режиме глаз, без адап- тации, без вот этого перемещения диапазонов, то нам нужно иметь каждую пару,
умноженную по меньшей мере на 10, и быть такими двадцатиглазыми существами.
По счастью, мы можем обойтись всего двумя, потому что приспособление, пере- стройка работы глаза происходит в порядке его генеральной перенастройки, то есть всей чувствительности сразу, ансамбля. Мне не нужно еще этих 9 глаз или сколько там. Один глаз все покрывает, потому что изменяется программа, так сказать. При этом вы не можете включить кусочек из этого диапазона в эту программу. Нет, из- вольте передвигать весь диапазон сразу, не нарушая количественных соотношений в эффектах, которые вы получаете в любом из этих диапазонов. Сдвиньте диапазон теперь по частотной шкале. Вот, пожалуйста, в зависимости от экологических усло- вий у нас морфологически фиксированы границы. Говорят, что человеческий слух работает в диапазоне 15—20000 Гц, то есть колебаний в секунду для упругой вол- ны, для слуха. Но это говорят. Мы работаем на меньшем диапазоне. 15 — это абст- ракция, которую удается получить, конечно, у некоторых отдельных индивидов, но это величина редко встречающаяся, практически этот порог больше, и по высоте мало встречается случаев, когда удается получить реакцию свыше 20000 Гц.
А когда свисток свистит, чтоб позвать собаку, так, чтобы люди этого не слы- шали, а собака отчетливо слышала, то частота колебаний переходит за 20000. Свис- ток называется гальтоновским. Я это так, между делом говорю. Собака чудно слышит,
у нее диапазон сюда сдвинут, а люди не слышат. Это иногда полезно бывает, когда я управляю собакой, но не хочу, чтобы это делалось с шумом. А в цирке, например,
очень полезно отдрессировать на простой сигнал, элегантно держать руку вот так небрежно где-то в пиджаке, допустим (в брюках, говорят, неудобно держать руку,
неприлично), и ничего не делать, даже отвернуться от животного, чтобы никто из

138
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
17
публики не подумал, что вы зрительный сигнал какой-то подаете подниманием бро- вей или что-нибудь в этом роде, зажмуриванием глаз, а вы в это время нажимаете на резиновую грушу. К резиновой груше приделан свисточек. Свисточек подает частоту
35000—40000 колебаний в секунду. Собака слышит обыкновенный свисток. Публика бы не удивлялась, если бы вы вынули свисток и свистнули. Ну, что же, вы свистну- ли, и она пришла. А вот когда она приходит в нужную минуту, не имея сигнала, —
великолепный фокус и даже можно сказать: парапсихология. Я подал мысль: «Иди сюда!» — и она пришла. Я передал мысль: «А теперь — встань на задние лапки!» Я
ничего не говорил, я ушел, совсем ушел, и даже можно между мной и собакой по- ставить экран, а когда вы мне мигнули: пускай вот она сейчас встанет на задние лап- ки — она и встала. Причем тут как угодно: один сигнал — ну, допустим, на задние лапки, а два — еще что-то, а длинный один — еще что-то. Смотри, я пошел разгова- ривать с собакой на языке звуковых сигналов. Вот ведь, видите, что заключается еще и в этом замечательном усложнении игры диапазонов, сдвигании диапазонов фило- генетически и онтогенетически.
Я теперь, пожалуй, еще одну иллюстрацию хочу привести — не для того, что- бы вам об этом рассказывать, хотя я только сейчас постиг эти вещи сам, признаюсь вам. Удивительная есть еще адаптация зрения, вы знаете, у кого? Очень удивитель- ная! У птиц. И наиболее ярко у некоторых видов хищных птиц, поднимающихся на очень большую высоту. И они, по наблюдениям любого натуралиста, необычайно дальнозорки, то есть видят с большой высоты малые предметы. Острота зрения нео- быкновенная, гораздо выше, чем острота зрения млекопитающих животных, на по- рядок, вероятно. Что-то в этом роде. Но вот что интересно. Когда этот уважаемый хищник берет в когти маленького зайчоночка, которого он заприметил с неизвестно какой высоты, или там перепелочку или куропаточку, то он ее, оказывается, отлич- но видит и вплотную! То есть как ведет себя его глаз? Как дальнозоркий или как бли- зорукий? Как близорукий, конечно. Значит, что еще сменяется? Что способно сме- няться вообще в системах органов чувств? Опять же диапазон, только теперь в другом отношении. Ведь там тоже две системы, это совершенно явно. Вопрос другой, что ни гистологически, ни функционально, то есть физиологически они не исследованы. Я
сам недавно узнал, что эти факты верифицированы, проверены. Удалось сделать тест,
испытательный материал для определения в прикидочном хотя бы порядке остроты зрения в этих необыкновенно контрастных условиях наблюдения с высоты (куда там забираются эти хищники, я забыл, меня удивило, уж очень большие высоты, боль- ше чем с километр, это цифры реальные; с километра для нас увидать цыпленка или что-нибудь подобное по размеру — это вещь абсолютно невозможная. При этом еще на фоне зашумленном, потому что все эти объекты не контрастны, тут, так сказать,
хитро должно быть, точно и не теряться при, простите, раздирании перышек. Ну, я условно говорю, то есть когда у вас предмет здесь, на расстоянии 8—10, максималь- но 20 см от зрительного аппарата). Значит, смена диапазонов и здесь. Вот какая кар- тина предстоит, когда мы рассматриваем вне школьных лимитов и ограничений эту систему связей человека с миром, при которой мир выступает перед ним, и эти ка- налы служат, так сказать, источником отображения этого мира. Мое время истекло,
я обрываю на этом изложение. Только не думайте, что я сейчас перейду к анализу и изучению отдельных ощущений. Я думаю, что это невозможно сделать. И я начну мысль иначе. В следующий раз мы опять вернемся к проблеме образа, восприятия и будем двигаться сверху, от образа к ощущению, а не от ощущения к образу.
лекция 18
образ мира
Т
оварищи, современный психолог, занимающийся проблемой восприятия,
стоит перед старой альтернативой — либо двигаться от ощущения к образу и затем к миру, либо двигаться в противоположном направлении: от объективной действитель- ности, от предметного мира к образу и к способу его порождения, к механизму,
обеспечивающему отражение, образ. В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириок- ритицизм» обозначил эту альтернативу как альтернативу двух путей: одного (я назвал его первым), ведущего необходимо к идеализму; и второго (от объективной действи- тельности к ощущению, к образу), ведущего к материалистическому решению основ- ного философского вопроса.
Для конкретного исследователя эти два пути, о которых я сейчас говорил,
могут быть выражены следующим положением: можно исходить из субъекта, допус- кая, что субъект стоит перед миром; можно исходить из другого положения, что субъект со всеми своими состояниями, в том числе и с теми явлениями, которые мы называем «образом», «представлением» и так далее, находится изначально не перед миром, а в самом мире, в самой этой действительности, то есть с самого начала этот субъект появляется вместе с возникновением живой материи, живых существ внутри этого мира, составляет часть его и вне этого мира вообще не существует. Иначе гово- ря, он не изъят, а включен в единый материальный мир. В этом мире единственно и существует.
Вот это убеждение, эта предпосылка (последовательно проведенная, разуме- ется) приводит к постановке ряда новых продуктивных для психологии проблем,
меняет постановку других, постановку, которая, напротив, психологически оказа- лась малопродуктивной, заводящей в своеобразные научные тупики, сводящиеся к таким положениям, к таким суждениям, которые даже, как кажется, не поддаются конкретной научной разработке.
Вот если встать на позицию человека в мире, субъекта, включенного в единое материальное взаимодействие, в единый материальный мир, в единое материальное движение — если встать на эту точку зрения, занять эту позицию, то тогда нужно признать, прежде всего, мир, к которому принадлежит субъект, решительно незави- симым от способов и форм его отражения. Формы, способы этого отражения, каче- ства, в которых выступает мир перед познающим человеком, субъектом вообще,
свойства, иначе говоря, которые включаются в отражение, перестают казаться как бы набором этих свойств: свет — зрительные ощущения, слуховые ощущения, так- тильные ощущения. Словом, всякая система качеств, которые зависят от работы ор- ганов чувств, обращенных к внешнему миру, — экстерорецепторов, оказывается не набором модальностей, то есть специфических качеств, которые мы отмечаем как

140
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
18
синтез ощущений в их совокупности. Напротив, теперь модальности кажутся образу- ющими единые необходимые факты, и эта необходимость заложена в самой действи- тельности, с которой вступает человек во взаимодействие, осуществляя свою дея- тельность по отношению к этому миру. И тогда, в силу этой связи, в меру этой связи с миром, включенный в эту действительность субъект и приобретает то, что в пси- хологии называется «модальностями ощущений», и, что то же самое, конечно, «мо- дальностями восприятия». Вы хорошо понимаете, я обозначил термином «модаль- ность» то, что и всегда обозначают: специфическое качество ощущения, которое свет отличает от цвета, тепловые ощущения — от осязательных, особое качество, кото- рое выступает в этой гамме ощущений.
Дело-то все в том, что мир амодален по своей природе. Он лишь выступает пе- ред субъектом в той или другой модальности. Такая постановка вопроса снимает одну очень старую, несколько надоевшую философскую проблему. Эта проблема так назы- ваемых «первичных и вторичных качеств» в психологической модальности.
Дело представляется иначе. Мы имеем амодальный мир, который в терминах модальности сам по себе не описывается. Мы имеем взаимодействие предметного мира, вот этой действительности. И, заметьте, в эти взаимодействия входит также и субъект. Если рассматривать эти взаимодействия как простые взаимодействия тех форм, то если данное тело, любое данное тело, обнаруживает свои свойства во взаимодействии с другим — будем говорить объективно — телом, то за этим взаи- модействием ничего нет, по выражению Энгельса. Вот в этом взаимодействии и об- наруживают свои свойства вещи, принадлежащие к этому миру. Под вещами я по- нимаю в широком смысле слова, «существующее».
Вот это действительно реально существующее вещественное, то есть, точнее,
материальное. Аналогичным образом обстоит дело и во взаимодействии познающего субъекта и мира. Свет, воздействуя на светочувствительное вещество, покрывающее пластинку или пленку, приводит к ее почернению. Это и есть взаимодействие хи- мических веществ, покрывающих пленку или пластинку, отбрасывающую световые лучи: отраженные или, если этот источник, скажем раскаленное тело, собственные лучи. Там в порядке воздействия на эти химические вещества, бромистое серебро,
допустим, свет вызывает изменение структур этого вещества, химические измене- ния, в нем происходящие. Вы получаете явление изменения этих химических и фи- зических свойств.
Этот же свет, воздействуя на зеленые растения, вызывает изменение в их хло- рофильном преобразователе. Вы имеете взаимодействие в одном случае, во втором это же воздействие, падающее на органы чувств человека или высших животных (во всяком случае высших животных), вызывает еще и другие явления, другие измене- ния, которые и составляют источник и условия возникновения тех особых состоя- ний, которые мы называем состояниями чувствительности, ощущениями или вос- приятием, словом, называем образом — отражением. Под образом здесь я буду понимать «Образ» с большой буквы. Не будем интересоваться пока, какой это об- раз: представление, образ наличного предмета, одномодальный образ, источником которого является однотипное воздействие (однородные ощущения, соответствен- но, скажем, только слуховые) или это многомодальная картинка, где есть вклады,
идущие со стороны других анализаторов, других чувствительных приборов.
Возникает, таким образом, положение, которое воспроизводит известную,
мною уже процитированную мысль о том, что, собственно, свойства открывают себя в каких-то взаимодействиях. Данное свойство открывает себя особым обра- зом во взаимодействии с рецепторами живого существа, субъекта познания, осо-

141
ОБРАЗ
МИРА
бым по сравнению с взаимодействием с какими-нибудь другими физико-химичес- кими структурами, с какими-то другими телами.
Я об этом специально говорю, чтобы с самого начала снять ложные пред- посылки, которые, кстати, создали убежденность в истинности принципов или за- конов специфических энергий и которые, в общем-то, лежат в основе всякого вида или оттенка понимания, справедливо и очень метко называемого «физиологичес- ким идеализмом».
Итак, мир амодален. Он обнаруживает некоторые связи модальностей в этом взаимодействии. Мы можем судить поэтому прямо о мире, в который включены, имея источником этих суждений, те изменения, которые мир вызывает во взаимодействии с субъектом, прежде всего с его специфическими, специализированными органами,
а также (на разных этапах развития) и с менее специализированными, менее диф- ференцированными чувствительными аппаратами и свойствами чувствительности.
Поскольку этот мир проявляет свои другие свойства, которые не производят прямого воздействия на рецепторы и познаются через доступные ощущения в ши- роком смысле слова и изменения в других вещах и телах, постольку это будет опос- редствованное познание мира, в отличие от непосредственно чувственного его от- ражения.
Я обыкновенно пользуюсь элементарным примером, чтобы пояснить свою мысль. Я не могу с помощью тех чувствительных аппаратов, которыми я вооружен как человек, оценить степень твердости предмета за некоторой границей шкалы твердости. Тогда школьный опыт рекомендует делать так: для того, чтобы оценить твердость вот этого предмета, школьный опыт предлагает мне взять некоторый дру- гой предмет и попробовать воздействовать, деформировать первый. Будет ли цара- пина? Если ее нет, тогда отношение оборачивается, и теперь первый предмет воз- действует как пробующий. И оказывается, что механические изменения здесь есть.
И тогда что? Одно тело обнаруживает себя как более твердое, чем другое твердое тело, правда? Мы так можем повторять множество раз по отношению к множеству твердых тел и выстроить шкалу твердости. Тогда мы вырабатываем некоторую меру твердости и записываем шкалу в тетрадку. Мы с вами теперь имеем инструмент,
способ определения какого-то свойства, лежащего вне границ различения этого свойства, которое доступно человеку.
Мы поставим между собой и этим свойством взаимодействие объектов и по изменению этих объектов судим о свойствах, которые не открывают себя в другом взаимодействии — «объект—субъект». Если мир открывает себя в меру того, как он обнаруживает себя в этом взаимодействии «объект—субъект», мы называем эти про- цессы «восприятием», непосредственно чувственным восприятием. Вот эта прибавка ставит точки над «i».
Если мы, пользуясь органами нашего восприятия, устанавливаем некоторые свойства опосредствованно, то есть судим о свойстве одной вещи по изменению
«поведения» другой, то это знание будет опосредствованным, не непосредственно чувственным. И этот второй путь будет другой ступенью в познании окружающего мира. Мы эту ступень называем «познанием путем мышления». Мы о твердости вто- рого тела (в том моем упрощенном примере) «умозаключаем», правильно? Мы его не видим, не слышим, не создаем, не схватываем мускульно через мышечное уси- лие, которое сигнализирует о степени; мы схватываем его, воспринимаем в объек- тивном взаимодействии.
Это расстояние понимания через множество объективных связей, это длин- ный путь, бесконечный путь развивающегося мышления, из чего можно сделать

142
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
18
один капитальный вывод, который нужно иметь в виду при изучении восприятия,
а именно: человеческие рецепторы, человеческие органы чувств не накладывают на сознание границ своим выбором модальностей. Напротив, возможность перехода за эти границы не остается безразличной и для непосредственного восприятия. И до- вольно трудный вопрос состоит в том, каким образом входит это опосредствован- ное знание в связь с восприятием. Этот вопрос возникает с самого начала, потому что происходит очень важный процесс, характеризующий переход от амодального мира к его модальному образу, то есть к тому, который всегда включает в себя ка- кие-то характеристики, зависящие теперь от наличия тех или других органов чув- ствительности (с этими самыми, знаменитыми, Иоганна Мюллера, специфичес- кими, как он выражался, «энергиями»), обладающих теми свойствами, которые отличают одни органы восприятия от других.
Конечно, в результате работы органов чувств возникает картина мира. Но заметьте: эта картина мира (и это очень важно) является продуктом не только процесса превращения амодального мира, мира, изображенного и открывшегося перед нами в этой системе нам присущих модальностей его отражения. Она явля- ется также результатом обратного процесса построения амодального мира как мира объективного и, следовательно, по природе своей амодального.
Вот я все время говорю: амодальный мир. Вы можете меня спросить: «Что это значит вообще — амодальный?» Ведь он все-таки передается в каких-то модальнос- тях и в этом смысле он амодален? Нет. Он амодален в другом смысле — он не зави- сит от модальности. Мир не соткан из света, цвета, вибраций, которые воспринима- ются вибрационной или слуховой чувствительностью, тепла, холода, правда? Он имеет еще свои характеристики и выступает в этом качестве, в этих свойствах, в так называемых модальностях, лишь в процессе познания этого мира и через эти модаль- ности, но без них, вот что самое важное. То есть не как комплексы ощущений, а как действительность, передающая себя, говорящая о себе, по отношению к человеку или высшим животным, на языке этих самых сенсорных модальностей.
Здесь, конечно, есть известная тонкость, товарищи. Я потому так подробно говорю об этом, что нужно сделать переход, поворот в способе мышления психо- лога в отношении предмета нашего исследования сегодня — восприятия. Это капи- тально важно.
Посмотрите, как шло развитие научных знаний долгие годы в отношении этих проблем чувственного отражения мира. Я в прошлый раз бегло говорил о том, что здесь прежде всего речь шла об изучении соотношений между неким отдельным воз- действием и неким ощущением. Что это за воздействие, субъективно оставалось как бы в стороне от самого исследования психологического, или, вернее, физиологичес- кого, или даже точнее — психофизиологического. Поэтому Гельмгольц — умнейший естествоиспытатель прошлого века — и говорил всегда: «Есть нечто воздействующее,
есть причина», почему и получал справедливые упреки в материализме.
Cобственно, в наше время возникло различение, по необходимости, карти- ны образа мира как «нашего состояния» и образа мира как «образа мира». Я бы ска- зал, немножко играя словами, так: различение возникло в расстановке акцентов
«образ мира» и «образ мира». Это оказалось несовпадающим. Так родилось различе- ние, принадлежащее одному из современных исследователей — Дж.Гибсону
1
(я сей- час не буду критиковать или утверждать важность этого различения, я просто кон- статирую): «видимого поля» и «видимого мира».
1
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

143
ОБРАЗ
МИРА
Они-то вот и оказались даже субъективно, даже для самонаблюдения несов- падающими. А отсюда вывод один — объективный-то мир не представлен, не суще- ствует только в виде замкнутого в субъекте круга чувственных явлений. Он суще- ствует через эти явления, — еще иначе, при этом я говорил, что модальности не случайны. Это не коллекция. Это система. И если каждый вид ощущения или вос- приятия (зрительное ощущение, зрительное восприятие, тактильное восприятие,
тактильное ощущение и слуховое и т.д.), составляет систему, то я бы особенно на- стаивал, что их совокупность... Нет. Не совокупность, а целокупность — вы слыши- те различие в оттенках? — «целокупность», это значит соединенное в целое, а не рядоположенная совокупность как сумма. Вот эта целокупность тоже есть система.
Я в прошлый раз бегло говорил о древних рецепторах, помните: «синестезии»,
связь, я приводил примеры, скажем обоняние. Так это, действительно, связи в са- мом предмете, правда? Синестезии изображают эти связи, существующие в самом мире. Есть связи, задающие вот эту систему неслучайных модальностей. На это часто не обращали внимания, и я поэтому особенно склонен на этом сейчас настаивать.
Образ — это что такое? Ведь проще всего, правдивее всего сказать — это кар- тинка, правда? То есть то, что мы называем в других случаях картинкой. Картиной.
Изображением. Более правильно, менее правильно — это второй вопрос, но он есть
«картина». В этом суть теории вообще образа (в смысле теории отражения). Кстати,
«теория отражения» может быть переведена и как «теория образа». Ведь это по-немец- ки Bildtheorie, то есть как раз теория картины, образа, картины образа, правда?
И вот здесь интересно: как же получается картина? Оказывается, что в ходе развития непосредственно чувственного познания, даже, может быть, в ходе глубо- кой эволюции, начиная от очень ранних ступеней развития, возникает очень важ- ное изменение где-то на переломном пути эволюции. Это переломное изменение заключается в том, что действительно впервые появляется картинное отражение.
Значит, появляется некоторое как бы «поле», «внутреннее поле» организма, на ко- торое проецируются, обрисовываются внешние линии, то есть «Bild» приобретает особое качество картинности.
Как идет этот процесс, мы не можем сейчас внимательно рассматривать. Это не очень просто. Сравнительная неврология дает известное представление об этом,
проливает известный свет. Появляются структуры, которые позволяют воздействия внешнего мира симультанизировать. Я очень люблю это слово, потому что оно го- ворит страшно много и коротко. Что значит «симультанизировать»? По-русски —
«превращать в одномоментное». Чтобы пояснить, иллюстрация: вот вам продолжен- ный процесс осязания, он какой будет? — длящимся, последовательно идущим,
сукцессивным, правда? А что у меня возникает в качестве картины? Одномомент- ный, симультанно существующий, передо мной стоящий образ контура, правда? В
данном случае контура. Да, кстати, а какой это образ? Он отделен от зрения или нет — образ, достигающий осязания? Он не находится в плане зрительного воспри- ятия? Нет, потому что той модальности нет. Хорошая иллюстрация того, что значит относительность модальности.
Источник-то вот он, «источник ощущений» так называемый, то есть вот эти отдельные чувствительные элементы, которые составляют ткань будущего, возни- кающего симультанно образа. А образ принадлежит к какой модальности? А образ строится по типу тех структур, которые у человека — я подчеркиваю, не у всех жи- вотных: у человека, у обезьян, у птиц — строится по типу устройства структур, при- способленных к развертке, то есть к переводу последовательности в одномомент- ность, текущего в существующее. Это как бы стабилизированная, спокойная картина

144
ВОСПРИЯТИЕ
ЛЕКЦИЯ
18
мира. Видимо, она должна быть стабилизированной, успокоенной. Иначе мы не мо- жем действовать достаточно сложным образом — а мы действуем очень сложным образом — в этом мире. Это необходимое условие нашей ориентации в этом мире,
поскольку мир этот состоит из дискретных взаимодействующих вещей. Это предмет- ный мир, только на уровне этого предметного отражения и происходит поворот картины мира к собственно образу.
Вы можете мне сказать, что ведь бывают врожденно-слепые, которые никогда не имеют зрительного образа, зрительной картины. Как же у них происходит симуль- танизация тех ощущений, которые являются у них самыми важными? Это ощущения осязательные, тактильные.
Да, парадокс заключается в том, что при нарушении этой модальности — зри- тельной — образ симультанный не только возможен, не только необходим, но и ре- ально образуется.
Вы можете мне сказать, как и в какой ткани? Зрительной ткани там нет, прав- да? А продукт, образ, существует.
У нас (вы, наверное, это знаете) учатся студенты, лишенные зрения и слуха.
Особенно тяжелый случай. Крайний дефицит информации. Я спрашиваю теперь себя:
что же, там картина-то мира есть? Да! Даже в этих крайних случаях образ есть, со- вершенно особый. Совершенно особым является симультанный образ у врожденно- слепого. Широко известна громадная психологическая литература, описывающая психологические особенности психики слепых и врожденно-слепых.
Симультанность остается, картина-то все-таки остается, но иная по своей мо- дальности. Например, без зрительной модальности образ вещи выступает (как опи- сывает, по-моему, Вилли или кто-то из авторов, так тонко исследовавших мир сле- пого) как «рентгеновский». Что это значит? Это значит, что образ зрительный включается поверхностно, правда? А у слепого в этот зрительный образ, для нас непонятным образом, включается и вот эта часть, то есть как если бы эти предме- ты были бы прозрачны. Ящик дает образ и внешней своей поверхностью, и внут- ренней, потому что ознакомление с вещами тактильное. И это тоже вплетается в ткань, образует элемент этого образа.
Вот видите, я нашел и показал пример не оскудения, а даже обогащения в другой модальности. Действительно, когда я пытаюсь представить образ вазы, он у меня всегда какой? Затененный, правда? А стеклянная ваза видится мной как неза- тененная, вместе с ее внутренней поверхностью.
Да, мир становится «рентгеновским», прозрачным, стеклянным. Правда, он ограничен. Нужно обязательно контактировать с ним. В этом отрицательная харак- теристика, «минусовая». Но я хочу передать только одну мысль: собственно воспри- ятие, предметное восприятие предметной действительности всегда строится по- лимодально и всегда строится как бы подлинная картина, которая собирается не размышлением, не умозаключением, а выступает в форме непосредственного чувственного выражения.
Но мы еще стоим перед другим вопросом, о котором я уже говорил: как уча- ствует вот это опосредствованное знание в непосредственно чувственном отражении?
Итак, мы имеем очень любопытную ситуацию, которой недостаточно часто уделяется внимание: амодальный мир, выступающий в модальности, обычно в мно- гомодальной картине, адекватной этому миру. Когда я говорю «адекватной», я имею в виду более или менее (философ сказал бы: «все более...», имея в виду развитие человеческого сознания, представления), адекватной, проверяемой при практичес- ком столкновении с вещами.

145
ОБРАЗ
МИРА

1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51


написать администратору сайта