умкд 2022-2023 философия. Литература 165 Введение Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении
Скачать 1.94 Mb.
|
Мировые религии и их онтологические основания. В настоящее время в мире существует много религий, а также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии. Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям. Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой. После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников». Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей. В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь. Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад. Основные христианские идеи: Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную. Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую. Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха. Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь. Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной. Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова. В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм. Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме. Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств. Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек. Основатель ислама Мухаммед— историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии. Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран. В вероучении мусульман большую роль играет Сунна -сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат -свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность. Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения. Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства: произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза); соблюдение поста в месяц рамадан; раздача милостыни бедным; совершение паломничества в Мекку (хадж). Религиозно-философские концепции современности. Проблема отношения философии и религии (не как подсистем того или иного конкретно-исторического социума, а как соотношения различных сторон самореализации личности) усложняется по мере того, как все более расплывчатыми становятся контуры словарных определений обоих понятий. Сегодня религия секуляризируется философскими допущениями свободы в интерпретации божественных ценностей. Философия через все большее признание экзистенциального характера бытия стремится за пределы чистой онтологии, все чаще и чаще подвергая сомнению принципиальную возможность последней. Религия и философия, будучи «моментами-аспектами» (термин Карсавина) индивидуальной личности, тем не менее принадлежат этому единому целому, что определяет и конституирует современную личность, являют цельность этой личности в мир. Таким образом, две сферы человеческого бытия (какиндивидуально-личностного, таки социального) видятся уже не как сближающиеся, а как «переливающиеся», «перетекающие» друг в друга, дополняющие друг друга до степени экзистенцинальной полноты, достигаемой человеческой личностью. Связь религии и философии в сознании одной личности — отношение исключительно интимного свойства, имеющее сутью вопрос о границах человеческого познания, поднимающегося до высот постижения первоначал. Именно в этом моменте — моменте экзистенциального единства религии и философии — происходит приятие непостижимого, осознание границ человеческого могущества. Конвенциональное определение личности в современном социальном поле исследований формулируется следующим образом: «Личность, персона. — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремление, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности, и общении» . Ограниченные существа могут достичь полноты бытия только в «одухотворенном» через Бога человечестве. Путь единения человечества не в идеале, а в реалии прокладывается не одними лишь единоличными усилиями человека за свой страх и совесть, но и совокупной деятельностью людей, являющихся членами правильно организованного общества — государства как теократической формы организации подобного рода. Таким образом, и в учении Соловьева о «конкретно-идеальных живых началах», и в религиозно-философских учениях его последователей личности отводится главенствующая роль в общем ходе божественной по своей сути истории: «оформление бытия согласно отвлеченным идеям способны осуществлять лишь живые деятели, конкретно-идеальные начала. личности. Отвлеченно — идеальные начала обусловливают лишь царство закона; между тем царство благодати есть область индивидуальных конкретных обнаружений любви; такое царство может быть осмысленным космосом лишь в том случае, если объединяющее начало в нем есть не отвлеченная идея, не закон, а конкретно-идеальное существо, личность, господствующая над законом». Нельзя не коснуться здесь также и следующего интересного момента. «Вл. Соловьев и вся следующая за ним русская религиозная философия рассматривает христианство как религию жизни и абсолютной полноты бытия, не только духовного, но и телесного». Это чрезвычайно сложная задача, стоящая именно перед христианством. В условиях роста национального самосознания, приведшего прежде всего к отторжению и разрушению тех надэтнических ценностей и установок, которые так или иначе объединяли народы бывшего СССР, на первый план в национальном сознании выступает вполне объективная потребность поиска собственной идентичности. Фиксация национально-этнических установок, безусловно, связана с соотношением гражданского и этнического самосознания казахстанцев и характеризует в определенной степени этнические, политические и другие ценностные ориентации. В период социальной трансформации политическая стабильность зависит от психологических факторов: социального самочувствия, настроения, уверенности в завтрашнем дне, чувстве защищенности, ощущении соответствия личных интересов тенденциям развития общества. Особенно именно от тех психологических факторов, которые непосредственно связывают человека или гражданина страны с государством, с политикой, проводимой органами государственной власти. Ключевым понятием, связывающим на психологическом уровне человека с государством, является понятие «идентичность». Проблема исследования природы и специфики идентичности в последнее время все больше и больше на острие общественной мысли. Исследователями активно ведутся поиски конструктивных способов анализа проблем формирования национальной и гражданской идентичности. Общественное сознание Казахстана занято неизбежной и очень важной проблемой — сменой идентификации. Идентичность имеет много уровней. Важнейшими из всех уровней или видов нам представляются национальная (этническая) и гражданская идентичность. Национальная (этническая) идентификацияесть отождествление себя с определенным языком, культурными особенностями, в том числе с религией, традициями, историей, Отечеством. По классификации A.Branthweite, ее можно отнести к культурной идентификации. «Государственная идентичностьпредставляет собой соответствие всех элементов государства признакам независимого государства». На уровне индивидуума она аналогична гражданской идентичностии означает, что та группа, которая является «единственным источником государственной власти» (народ), одобряет институты, философию и политику, проводимую лидерами государства. Гражданская идентичностьесть оценка себя гражданами страны прежде всегокак части единого народа независимого государства. Начиная с 1970-х годов, появляются работы Л.Н.Гумилева, в которых рассматриваются вопросы, связанные с этносом (этим словом ученый предлагает заменить термин «нация»), его свойствами, его происхождением и развитием, которые затем легли в основу книги «Конец и вновь начало» (М., 1990). Множественность источников европейской культуры способствует взаимообогащению культур, обеспечивает идентификацию с культурой другого, которая так необходима для плодотворного диалога мировых культур, культуры Востока и Запада. Один из известных историков и социальных мыслителей современности Э.Хоберман в работе «Нации и национализм после 1780 г.» отмечает, что национальная идентификация связана с другими способами идентификации и представляет собой вполне динамичный, изменчивый под влиянием внешних факторов аспект в жизни отдельного индивидуума. В своей работе «Этнические корни нации» Э.Смит рассматривает этническую идентичность на коллективном уровне. По его утверждению, национальная идентичность может быть понята только как результат взаимодействия между этническими и политическими компонентами. Идентичность является устойчивой основой социализации. Структура идентичности рассматривается как относительно устойчивое соотношение непроизвольно или произвольно выбираемых ролей в определенных коммуникативных контекстах. Эта структура воспроизводится в ситуации взаимодействия как акцентируемая «принадлежность» к какому-либо «групповому основанию» в терминах, в которых «Я» склонно определять данную ситуацию, придавая ей смысл. С определением структуры идентичности перекликается выдвинутая французским ученым С.Московией гипотеза об организации сознания индивида по типу идентификационной матрицы как специфической категориальной системы знаний субъекта. Основу идентификации человека составляют множество принадлежностей или идентичности: общечеловеческая, половая, религиозная и другие. Распределением информации в идентификационном становлении руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей, которую можно рассматривать как определенный угол зрения, взгляд на мир. Таким образом, основные задачи исследования проблем формирования идентичности в нашем обществе состоят в том, чтобы определить «место» этнической и гражданской идентичности в идентификационном срезе казахстанцев и зафиксировать воздействие изменяющегося политического контекста на эти идентичности, а также проанализировать советские модели идентичностей. Сегодня мы видели: несмотря на то, что в силу экономических трудностей, социальной нестабильности наблюдается определенная стагнация поддержки политических институтов, находящихся в стадии становления, существует значительная база для демократических преобразований. Нация освобождается от стереотипных идей во внутренней и внешней политике. В национальной и этнической идентификации наблюдается определенное разделение. Это разделение национальной и этнической идентичности может привести к ряду негативных последствий. Доминирование этнической идентичности вызывает этнические конфликты, центробежные тенденции во внутренней политике, регресс в международных отношениях. Доминирование гражданской идентичности в идентификационной стратегии ведет в нашем случае к неадекватному пониманию роли и возможностей Казахстана в системе международных отношений. Чтобы преодолеть разделение идентичностей, мы должны быть более внимательны и к различным проявлениям «обратной связи», к тому, как воспринимают нас другие люди, нации. В общественных системах, где идет стабильное развитие общества, формирование идентификации происходит в соответствии с нормативными и общественными институтами. Особенно это касается системы образования и СМИ. Взаимосвязь всех народов и наций, населяющих нашу республику, все более возрастающая их зависимость друг от друга — это реалии наших дней. Проблема формирования идентичности связана с реализацией государством целого комплекса мер, которые помогли бы людям почувствовать свою защищенность, уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, а в более широком плане — со становлением правового государства и формированием гражданского общества. Формирование новой идентичности — сложный и болезненный процесс, чему есть немало причин. Многие из них связаны с так называемым «консервативным синдромом на уровне коллективной ментальности», присущим как рядовым казахстанцам, так и политической элите, которая во многом определяет облик государства. Происходящие сейчас в сознании изменения, в том числе и возрождение религиозного чувства, культ творческой личности, популяризация и ценностное переоформление того, что в прошлом считалось деструктивным, антисоциальным, нередко представляют собой своего рода возвращение к истокам. Формирование идентичности как основы гражданской консолидации должно сопровождаться идеологией, которая бы находилась в основании деятельности государственных институтов. В условиях поляризации ценностей и социального раскола политическая идеология выступает в качестве средства духовного единения и социальной интеграции. В международной практике единство современных обществ осуществляется на базе определенных идеологических конструкций. В постсоветских условиях возможны две взаимоисключающие политические стратегии: или как поиск общественного согласия на почве демократических идей, или нахождение согласия на базе ценностей, доминировавших в советский период. Как правило, обществом устанавливаются те идеологемы, которые отвечают в той или иной мере морально-психологическому состоянию и ментальности нации. Рассматривая внутреннюю и внешнюю политику нашего государства как функции поиска идентичности, мы можем анализировать формирование многих внутри- и внешнеполитических инициатив Казахстана в контексте решения фундаментальной проблемы самоопределения личности: какое сообщество индивид принимает как свой социум, где границы этого социума, как он связан с другими, какова собственная позиция индивида в этих взаимосвязях. Изучение процессов формирования идентичности позволяет судить о восприятии Казахстана как нового независимого государства его гражданами, дать оценку относительно принятия многих внешнеполитических решений. МАТЕРИАЛЫ И ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ |