Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Категории этики и аксиологии.

  • Аксиологические категории этики.

  • К аксиологическим категориям этики относятся

  • Философские подходы к пониманию истоков нравственных ценностей.

  • Профессиональная этика.

  • умкд 2022-2023 философия. Литература 165 Введение Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении


    Скачать 1.94 Mb.
    НазваниеЛитература 165 Введение Что такое философия и как преподавать философию в высшем учебном заведении
    Дата05.10.2022
    Размер1.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаумкд 2022-2023 философия.doc
    ТипЛитература
    #716287
    страница13 из 21
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21

    Лекция 8

    Этика. Философия ценностей

    1. Категории этики и аксиологии

    2. Философия свободы

    3. Философия искусства

    1. Категории этики и аксиологии.Этика как теория ценностей исходит из фундаментального разделения: на сферу бытия и сферу должного. Нравственные ценности выражают должное, и поэтому субъективно они предстают для человека как требования, подлежащие исполнению. Аксиология (от греч. «axios» — ценность, «logos» –cлово) – это учение о ценностях; философская теория ценностей, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков.

    Что такое ценность?это «смысл, лежащий над всяким бытием» (Г. Риккерт); это «определенное отношение между субъектом и объектом, не реализованная, но требующая своей реализации возможность» (О.Г. Дробницкий); это «жизненная и практическая установка людей; то, что для них свято» (П.С. Гуревич);это способ «интерпретации человеческого бытия в его непосредственной данности»; «…в ценностях выражаются, а со стороны субъекта переживаются основные сущностные смыслы человеческого бытия»(Б.В. Орлов; Н.К. Эйнгорн); это «это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту… Мир ценностей представляется как система, в которой ценности разных видов находятся в исторически обусловленных структурных отношениях» (М.С. Каган).

    Аксиологические категории этики. Необходимо прояснить смысл понятия «аксиологическая категория». Категория – это ключевое философское понятие, выражающее сущность определяемого феномена. Исторически сложилось разделение этических категорий на два типа: традиционные и нетрадиционные. Традиционными являются категории, которые разрабатывались классической этикой (с момента зарождения до Нового времени), эти категории еще называют аксиологическими. Нетрадиционные категории – это качественно иной класс этических категорий их называют сущностными категориями, функциональными. Они дают нам знание не о ценностях как таковых, а о сущности морали и нравственности, об их специфике, об их единстве и различиях. Это такие категории как моральное сознание, моральное отношение, поступок, моральная оценка, моральный выбор. В философии И. Канта «категорический императив» – это сущностная категория. Г.В.Ф. Гегель использует уже такие понятия как цель, мотив морального поступка (это уже структурные категории), а также вводит в этику понятие «нравственность» (с этого момента мы уже можем рассматривать мораль и нравственность как нетрадиционные этические категории).

    К аксиологическим категориям этики относятся: 1. Добро, зло, благо. 2. Справедливость. 3. Честь и достоинство. 4. Стыд и совесть. 5. Любовь и милосердие. 6. Долг и ответственность. Безусловно, этот список можно продолжить и далее. Мы же обратимся к рассмотрению некоторых ключевых аксиологических категорий этики.

    Благо – онтологическая категория, которая характеризует состояние и условие совершенства. В отличие от синонимичного понятия добра, которое рассматривается прежде всего в этическом аспекте, благо онтологично. Важнейшим мотивом в истолковании блага на протяжении развития человеческой мысли является «благость» Творца, создателя мира или «благость» самого бытия. Этот тезис выдвигается и защищается древнегреческой философией. Элеаты указали на внутреннее тождество блага – Божества и Ума. У Платона благо относится к сфере идеального и определяет место всему согласно истине бытия. Аристотель в понимании блага подчеркнул телеологический аспект: стремление к осуществлению всего. Более того, в качестве высшего блага человека Аристотель полагал счастье. Христианское богословие понимает благо как высший атрибут божества. Фома Аквинский возвращается к тождеству блага и бытия в положении о том, что Бог, не имея нужды в творении вещей, мог не сотворить мир, но создал мировое бытие из чистого желания блага. Бог как абсолютное начало полагается сверхблагим, то есть высшим относительно блага, так как последнее создано им. В учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница сохраняются аспекты традиционного учения о благе как сущностной характеристики бытия, сотворенного Богом.

    Добро– в широком смысле слова, как и благо, означает, во-первых, ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоторому стандарту, во-вторых, сам этот стандарт. Добро – это то, что способствует благу. В словаре В. Даля «добро» определяется сначала как характеристика материальных благ, и характеристика «добрый» относится, прежде всего, к вещи, скоту и только потом к человеку. В качестве характеристики человека, «добрый» – деловое качество, а после, во вторую очередь, моральное. Соответствующие понятия в греческом и латинском языках восходят к словам, обозначающим силу и мужество. Определение понятия «добра» в разном историческом и социокультурном контекстах зависело от конкретных ценностей данной эпохи или мировоззрения. Каков источник добра? Так, в зависимости от принимаемого первопринципа, добро в истории этических учений трактовалось как удовольствие (гедонизм), польза (утилитаризм), счастье (эвдемонизм), соответствующее обстоятельствам (прагматизм), общепринятое, целесообразное и т. д.

    Понятие добра, ассоциированного с благами, И. Кант считал «эмпирическим», а безусловное добро – «понятием разума». Сведение понятия «добра» к отдельным положительным качествам Дж.Э. Мур считал «натуралистической ошибкой». Последняя заключается в том, что в определении конкретных событий, явлений и характеров как «добрых» (good) и «хороших» (good) смешиваются их дескриптивные и нормативные характеристики. Различие между натуралистическим и этическим пониманием добра соответствует различению добра в относительном и абсолютном смыслах. При одном понимании, «доброе» – это хорошее, т. е. приятное, полезное, важное, а значит, ценное ради чего-то другого. Например, с точки зрения Ф. Ницше, добро всего лишь добропорядочно по причине жизненной слабости его носителей; понятие добра создано бессильной половиной человечества в противовес их же характеристике зла. Философ пытался выйти за пределы «метафизического морализма», заключенного в понятиях о «добре» и «зле», «нечистой совести» и «вины» самих по себе. Важным для него оказалось не определение вышеуказанных понятий, а само вопрошание: «Откуда ведут свое начало добро и зло? Чистая и нечистая совесть? При каких условиях человек изобрел эти определения?». В итоге за всеми рассуждениями о происхождении и назначении нравственного человеческого чувства скрываются определенные условия и обстоятельства человеческой истории.

    При другом понимании, «доброе» есть выражение добра как такового. То есть ценного самого по себе. Такой позиции придерживался Владимир Соловьев, положивший этическое учение в основу всей своей философской системы. Добро рассматривается им как безусловное, абсолютное начало, все собой обуславливающее и во всем осуществляющееся. В аксиологическом аспекте добро связано с нравственным содержанием и смыслом жизни человека. Свою работу «Оправдание добра» философ связывает с необходимостью возвращения понятию добра его ценности после удара, нанесенного Ф. Ницше, провозгласившего принцип: «По ту сторону добра и зла». Пока человек выбирает добро и видит различие между добром и злом, он жив. И если человек спасется, то не через ницшеанский «выход» за границу добра и зла, но через выбор между добром и злом. Таков вывод В. Соловьева.

    Соотношение добра и зла – вопрос, всегда привлекавший мыслителей. Согласно одной точки зрения, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном противоборстве (манихейство). Согласно другой, действительным абсолютным началом является Добро, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. В отношении к бытию зло есть ничто. Таким образом, добро, будучи относительным в противопоставленности злу, абсолютно в исполненности совершенства; зло же всегда относительно.

    Зло – аксиологическая категория, противопоставленная категориям добра и блага. Она охватывает любые негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния: природные стихии (природное зло); общественные условия (социальное зло); поступки человека (моральное зло). В этическом смысле понятие зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить. Моральное зло подконтрольно субъекту, человек способен отвечать за свои действия и потому определяет, будут они злыми или добрыми.

    Счастье – понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни. Слово «счастье» имеет несколько значений: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь; 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами; 4) чувство удовлетворения жизнью.

    Философские подходы к пониманию истоков нравственных ценностей. Прежде чем обратиться к анализу основных аксиологических категорий, рассмотрим не менее важный вопрос: что такое нравственная ценность? Всякий раз, когда мы судим о поступке с точки зрения нравственности, мы предполагаем данность ценности, чего-то значимого самого по себе. Если мы попытаемся представить себе совершенно нейтральный мир, то нам станет ясно, что в таком мире все потеряло бы смысл. Макс Шелер полагал, что предметом исследования этики являются ценности. Этика, по Шелеру, должна ответить на вопрос «Что есть высшее благо?».

    Каково место нравственных ценностей в иерархии духовных ценностей? Ценности существуют сами по себе, т. е. априорно. В отношении друг к другу они являются высшими и низшими и тем самым образуют место нравственных ценностей в иерархии духовных ценностей? Ценности существуют сами по себе, т. е. априорно. В отношении друг к другу они являются высшими и низшими и тем самым образуют некую иерархию – определенный порядок ценностей. Под относительными понимаются ценности, соотнесенные с воспринимающими их существами; а под абсолютными – те, которые существуют для «чистого» чувства (предпочтения, любви). К последним относятся нравственные ценности. Порядковый ранг ценности постигается в особом акте познания, который Шелер называет предпочтением. Собственно, мораль, говорит Шелер, это и есть «система правил предпочтения ценностей», которая, в свою очередь, выражается в «конкретных оценках народа и эпохи» и раскрывается как «нравственная конституция» последних.

    Наиболее значимой для нас в свете изучения аксиологической проблематики является «Этика» Н. Гартмана (1926 г.). Теория морали здесь также представлена как общая теория ценностей. Мораль как ценностный феномен содержит в себе все характеристики, присущие ценностям вообще. Она идеальна, существует объективно сама по себе и, вместе с тем, в отличие от «не-ценностных» идеальных объектов (например, математических) или законов природы (которым также присуще идеальное бытие), всегда соотнесена с субъектом. Ценности предстают перед нами в разных формах своего существования: во-первых, идеально, apriori, сами по себе, во-вторых, актуально, в границах сущего, в-третьих, реально, реализуясь в деяниях человека.

    Что является отличительными признаками нравственных ценностей? Первым главным признаком нравственных ценностей является то, что они с необходимостьюпредполагают личность. Нравственно хорошими или плохими могут быть только реальные личности, их действия или установки. Поэтому в качестве первой важнейшей черты нравственных ценностей констатируется, что они по своей сути являются ценностями личности.

    Признак, отличающий нравственные ценности от всех остальных, заключается в том, что человек несет за них ответственность. Мы порицаем человека за то, что он жаден, нравственно нечистоплотен или несправедлив, но не вменяем ему в вину то, что он, например, бездарен или не полон жизни. Связь с ответственностью является фундаментальной чертой нравственных ценностей, отличающей их от всех остальных ценностей.

    Все нравственные ценности предполагают свободу личности. Только благодаря свободному выбору человек может быть нравственно хорошим или плохим.

    Нравственные ценности связаны с совестью. Когда мы понимаем, что совершили нечто дурное в нравственном смысле, в нашей душе звучит беспокойный голос, который мы называем «совестью». Этот неумолимый голос, обращенный к нам, нарушает наше душевное равновесие и обременяет нас несравнимым ни с чем грузом. Конечно, нас может огорчать и наша интеллектуальная несостоятельность; мы можем чувствовать собственную физическую неполноценность. Но такие депрессивные состояния имеют совершенно другой характер по сравнению со страшной дисгармонией, которую вызывает неспокойная «нечистая совесть».

    Все нравственные ценности носят обязательный характер: их отсутствие или недостаток знаменуют большую или меньшую несостоятельность личности.Кажется, совершенно естественным, что отдельный человек не может обладать всеми интеллектуальными талантами, но каждый обязан обладать всеми нравственными достоинствами. Совершенно естественно, когда кто-нибудь заявляет: «Я музыкант, но у меня нет никаких философских способностей» или: «Моя область – наука, а искусство для меня – закрытая область». Однако настолько же нелепо, если кто-нибудь скажет: «Мое дело – справедливость; нравственная чистота – это дело других». Разделение достоинств между разными людьми, совершенно естественное в отношении всех остальных личностных ценностей, не касается нравственной сферы. Здесь все нравственные достоинства обязательны для каждого человека.

    Наличие и отсутствие нравственных ценностей связано с сознанием заслуги или вины и, соответственно, с наградой и наказанием.

    Какие сферывключает в себя нравственный мир личности? Первая – это сфера поступков. Некоторые философы даже ограничивают всю нравственность этой сферой. Эта сфера управляется волей, поскольку любой поступок обязательно является результатом волевого акта. Ко второй сфере относятся конкретные ответы: прежде всего, эмоциональные ответы: раскаяние, любовь, надежда, уважение, радость или такие акты, как прощение, благодарность и пр. Многие наши нравственные оценки связаны именно с подобными актами. Мы относимся с уважением к нравственно благородному восторгу, к акту благодарности. Нас волнует нравственная красота глубокого раскаяния; мы хвалим глубину любви, решимость достигнуть нравственного совершенства. Третьей фундаментальной сферой нравственности являютсяпостоянные качества характера личности, т.е. область добродетелей и пороков. Это подлинная сердцевина нравственности. Здесь мы обнаруживаем такие нравственные достоинства, как великодушие, целомудрие, правдивость, справедливость, смирение. Философия Античности и Средневековья всегда видела в этой сфере средоточие и вершину всей нравственности. Каждая из этих областей имеет полноценное независимое нравственное значение, и мы не можем ни одну из них рассматривать всего лишь в качестве предпосылки или благоприятного обстоятельства для двух остальных.

    Профессиональная этика. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика– это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

    Предметом профессиональной этики выступают:

    - качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;

    - нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

    - взаимоотношения коллектива организации с обществом;

    - взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

    - цели и методы профессионального обучения и воспитания.

    Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

    - определение целей и мотивов трудовой деятельности;

    - выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

    - оценку результатов труда и их общественную значимость.

    Одним из критериев эффективности обучения в вузе, готовности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей может выступать уровень развития профессиональной культуры, сформированность профессиональной этики.

    Профессиональная этика выступает частью профессиональной культуры. Профессиональная культура выступает обобщенной характеристикой культуры учения и преподавания в вузе, исследовательской культуры, графической, технической, проектной, информационной, экологической, экономической, эргономической культур. Существенное влияние на формирование профессиональной культуры оказывают и такие его составляющие как культура речи, мышления. Для ее формирования существенными являются культура взаимоотношений в студенческом и преподавательском коллективе, культура сотворчества и культура диалогического взаимодействия между субъектами учебного процесса - студентом и преподавателем, вытекающие из принципа единства общения и деятельности. Процесс профессионального становления и формирования профессиональной культуры происходит в несколько этапов.

    На первом этапе формируется устойчиво проявляющийся интерес к своей профессии. Это достигается в ходе ознакомительной, учебно-квалификационных практик, организованных в лабораториях, оснащенных современными приборами, оборудованием, конструкциями, обеспечивающими комфортные условия жизни, через игровые занятия.

    На втором этапе развивается интеллектуально-творческая активность личности к определенному виду деятельности при изучении общепрофессиональных дисциплин, в процессе решения учебно-творческих, ситуационных задач, использовании ассоциации, кейсов, дидактических игр.

    На третьем этапе формируется повышенная профессиональная активность, коммуникативная культура у обучающихся, идет процесс творческого овладения профессией. На этом этапе обучения широко используются деловые игры, отражающие предметную область и социальные условия будущей профессиональной работы. Эффективное освоение профессиональной культуры на данном этапе происходит также в процессе прохождения производственных практик. В программе практик предусмотрено изучение законов и норм поведения, принятых в организации.

    На четвертом этапе, в ходе выполнения реального, исследовательского дипломных проектов, формируется рефлексивная компонента устойчивой профессиональной культуры инженера-строителя, которая характеризует его профессиональную ценностную направленность, способность к творческой самореализации, умение находить, внедрять новые технологии и оригинальные технологические процессы в своей отрасли, сформированность индивидуального стиля профессиональной деятельности.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


    написать администратору сайта