Главная страница
Навигация по странице:

  • Периодизация русской литературы XVIII

  • Литературные направления в России XVIII

  • Литература Петровского времени. Общая характеристика: основные тенденции литературного развития; «старина» и «новизна».

  • Оригинальные повести Петровского времени; их связь с эпохой. Анализ «Гистории о российском матросе Василии

  • Литературная деятельность Феофана Прокоповича. Его публицистика, трагедокомедия «Владимир», лирика. Феофан Прокопович как теоретик литературы. Его «Поэтика» и ее значение для становления русского

  • русской художественной литературы в целом

  • Классицизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского классицизма.

  • Экзамен. Контрольные вопросы к экзамену. Литература 18 века Авторская Преимущественно печатная


    Скачать 196.34 Kb.
    НазваниеЛитература 18 века Авторская Преимущественно печатная
    АнкорЭкзамен
    Дата01.07.2021
    Размер196.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольные вопросы к экзамену.docx
    ТипЛитература
    #222805
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Основные особенности и значение русской литературы XVIIIв.

    Литература 18 века:

    • Авторская

    • Преимущественно печатная

    • Литература вычленяется из общего состава письменности, тоттождествляется ка отдельное явление со своими законами и принципами, имеет свой круг востребования

    • Литература стала иметь художественный вымысел

    • Создаются новые жанры на основе жанров древенерусской литературы(хождения-путешествия, житие-автобиографические романы, биографиечские произведения

    • Создается новый литературный язык

    • Изменятся характер литературного процесса, литература становится понятна для более широкого круга людей, литература становится более демократичной

    • Зарожадются новые литературные направления

    • Литература под влиянием европеской философии(ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ), рационализм, идея внесословной ценности человека, гражданственность


    Своеобразие проблематики:

    1. Социально-политические темы(монарх и народ, самодержавие и крепостничество, пути развития России, самозванство, роль науки и искусства для ощетва, права и обязанности дворянн, произвол власти

    2. Героико-патриотические проблемы

    3. Религизно-филосовские проблемы(человек и ог, жизнь и смерть, свобода воли и судьбы, смысл существования, комическое и трагическое, прекрасное и безобразное)

    4. Морально-этиечские проблемы(страть и долг, семья и брак, воспитание и образование, пороки человека)



    Периодизация русской литературы XVIIIв.

    1. Литература переходного периода(Петровское время)-конец 17го века-1720г

    -сочетание новизны и старины

    -развитие прозы

    -развитие театра и драматургии в литературе

    -развитие поэзии

    -печатная газета

    -стили:позднее барокко и зарождение классицизма(предклассицизм)

    Представитель:Феофан Прокопович

    1. Классический классицизм-1730-1740г

    -обновление литературы

    -расцвет классиизма в россии

    -новая жанровая система

    -преобладание поэзии даматургии(проза отходит на 2 план)

    -реформа стиля и стихослодения

    Представители: Антиох Кантемир, Василлий кириллович Тредиаковский, Ломоносов,Сумароков

    1. Литература последней трети 18века-1760-1790года

    -развитие просветительских идей

    -сложное литературное развитие(сентиментализм-классицизм-предромантизм)

    -активное развитие драматургии, прозы

    -развитие журналистики

    Представители: Новиков Николай Иванович, Фонвизин Денис Иванович, Гавриил Романович Державин, Николай Иванович Карамзин, Радищев



    Литературные направления в России XVIIIв.

    1. Классицизм­

    -обращение к античности как идеалу

    -рационализм

    -отстутствие индивидуальности

    -воспитательная функция искусства

    -жанры:высокие(трагедия,эпопея,ода) и низкие(комедия,сатира,басня)-четкие черты и форма у каждого жанра, не допускалось смешение

    -принцип трех единств(времени,места и действия)

    Русский классицизм:

    -сатирическая направленность литературы,

    -преобладание национально-исторической тематики над античной

    -разввитие оды

    -патриотический пафос

    2. Сентиментализм

    -идеал нормативной личности

    -преобладание чувства над разумом

    -некая индивидуализация героев

    -противоречивость

    Русский сентиментализм

    -выражены рационалистиечские тенденции

    -нравоучительная установка

    -просветительские тенденции

    -совершенствование языка, введение просторечий

    -жанры:элегия,послание,эпистолярный роан,путевые записки
    Литература Петровского времени. Общая характеристика: основные тенденции литературного развития; «старина» и «новизна».

    Тенденции развития литературы петровской эпохи:

    -совмещение старины и новизны, из-за чего появляется новая литература

    -сближение русской культуры с западноевропейской, перенятие черт, большое значение переводной литературы

    -преобладание публицистической литературы

    -прикладной характер литературы-полезные практические знания для читателей

    Особенности:

    -практические книги:сборники правил хоорошего тона и книги об этикете(«Юности честное зерцало», «Приклады, како пишутся комплементы разные»)

    -обмирщение, литература становится светской

    -новое мировоззрение и новая концепция человека(торжество разума, государство заменяеет авторитет религии), человеческие достоинства-образованность, предприимчивость и инициативность
    Литература Петровского времени. Журналистика, театр и драматургия Петровской эпохи. Поэтическое творчество Петровского времени (школьные вирши, песни и канты, торжественные панегирические стихи, любовнаялирика).

    1. Газета «Ведомости»(1703г)-не имела устойчивого названия, объем непостоянный, выход нерегулярный, издавалась 3 людьми, под руководством петра1, газета была не художественной, а имела государсвтенную и политическую направленость, содержала информацию о главных событиях, факты о россии, источники-сама российская действительность, инстранные газеты, резиденты из загграницы

    2. Театры и драма

    -публичный(общедоступный)

    Первым стал театр «Кунста-Фюрста», в котором игала труппа немецких актеров, здание на 400 е на красной площади, пьесы на немецком языке, потом была собрана труппа из русских актеров

    -придворный театр(1706-1717)

    Любительский театр царевны Натальи Алексеевны

    -школьный театр(при московской духовной академии, при моск хирург госпитале, при славяно-груко-лат академии

    Самый плодотворный, разнообразен по репертуару, отвечал требованиям эпохи, достиг профессионального уровня. Школьная драматургия сыграла большую роль в театральной жизни и драматургиии 18в. Создавался при учебных заведениях, имел образовательную, развлекательную и поучитеьлную задачу. Репертуар:переводные пьесы, переделанные под русские реалии, пьесы с мелодраматическими сюжетами и любовно-приключенческого характера(любовный треугольник, преграда между влюбленными, необычная судьба героев)

    1. Стихотворство

    Появляются новые жанры-любовная песня, кантата

    Стихотворцы:Петр Квашнин, Иван МаксимОвич

    Жанры

    -светская песенная лирика, любовная-жанр любовной песни

    -торжесвтенная, панегирическая лирика-кантаты, победные виваты. Имели торжествующиий пафос(Прокопович «Епиникион»)

    Стихотворство силлабическое, появляются попытки силлабо-тонического стихосложения.
    Оригинальные повести Петровского времени; их связь с эпохой. Анализ «Гистории о российском матросе ВасилииКориотском».

    Существует традиционная рукописная повествовательная проза, но появляется новый тип повестей-гитстория(петровская повесть). К ним относились новые вариации древнерусских повестей, переводные авантюрно-рыццарские повести и созданные на основе них оригинальные

    Самые популярные-«Гистория об Александре, российском дворянине», « … о российском купце Иоанне», «… о российском матросе Василии кариотском»

    Особенности жанра:

    -созданы на достоверном материале(жизненный или исторический)

    -идея оценки человека по его заслугам и разуму(превосзоство личных качеств перед родословной)

    -типичный герой-молодой русский дворянин из бедной дворянской семьи, кавалер и путешествует, он убеждается в важности петровских изменений и воспринимает их положительно.

    -тема любви, любовных приключений и похождений, любовь-важное чувство, еняющее человека

    -сюжет вымышленный, выстраивается так, чтобы раскрыть характер героя. Часто основа сюжета это любовная интрига.

    -новый тип повествования-отсутствие дидактического начала, автор отражает свою точку зрения путем раскрытия характера героя, а не при помощи открытой дидактики. Автору важно показать науру человека, развить особый психологизм

    -сочетание реализма с элементами фантастики

    -переплетение стилевых пластов(деловой язык и разговорный, стиль древнерусских повестей и переводных)

    -обилие иностранных слов, неологизмов, военной лексики

    «Гистория о российском матросе Василии Кариотском»: переплетение сказочного и исторического элемента, двухчастная структура, переход-описание бури и кораблекрушение, главный герой-герой совего времени для которого реформы петра открыли новые пути, он надеется на себя, а не на божью волю
    Литературная деятельность Феофана Прокоповича. Его публицистика, трагедокомедия «Владимир», лирика. Феофан Прокопович как теоретик литературы. Его «Поэтика» и ее значение для становления русскогоклассицизма.

    Крупнейший литератор петровского времени(оратор, публицист, драматург, опэт и теоретик).

    Прокопович трансформировал церковную проповедь в «слово»(речь на актуальную общественнозполитическую тему). Его публиуистические произведения составили три тома «Слов и речей».

    -«Слово похвальное над войсками свейскими победе»-связана с традициями панегирика, в нем оценивает полтавскую битву как событие высокого политического и общественного-историчекого значнеия, содержит историко-философскую оценку события

    -«Слово на погребение Петра Великого»-стиль близок к стилю народных плачей, причитаний, содержит всестороннюю оценку деятельности петра перед отечеством, проявляется патриотизм феофана, призыв продолжить дело петра

    -«Слово на похвалу блаженныя и вечнодостойныя памяти Петра Великого»-образ петра-выражение нравсвтенного идеала человека, он истолнитель божьей воли,

    Трагедокомедия «Владимир»

    Трагедокомедия-жанр имеющий признаки как трагедии так и комедии. Появился в переломную Петровскую эпоху.

    ФП нашел в летописи драматическую ситуацию, которая отвечала идейному замыслу тк, в каждом из 5 действий есть явления,узловые моменты, организующим центром которых стала ситуация из летописи.

    Система образов построена так,что персонажи относятся к двум противоборствующим сторонам:те, кто поддерживает преобразования Владимира(Владимир, Борис,Глеб, Философ,Мечислав,Храбрий) и противники реформы(Ярополк,жрецы и бесы).Образ Владимира-князь-реорматор, решает основной конфликт пьесы-конфликт между страстью и разумом,преодолевает все трудности самостоятельно. Сделан шак к эмансипации личностного начала в литературе. Драматуург не только прославлял Владимира, но осмеивал его врагов. В послепетровскую эпоху трагедокомедия развивалась под влиянием пьесы прокоповича.

    Поэзия

    1. Епиникион 1709г-панегирик, ода, где прославляется Полтавская победа и Петр 1. Написан с использованием аллегорических и мифологических образов. Написан 13 сложным размером, состоит из 7 частей, каждая из которых отмечена новым абзацем.

    2. «За могилою Рябою»-описание кровопролитной битвы 9-11 июля у реки Прут близ Рябой Могилы(Молдавия), написано восьмисложными стихами с тройной рифмой, имеет ритм марша, что сближает его с солдатсткими песнями.

    3. Плачет пастушое в долгом ненастьи-изливает душевнфе переживания, усталость от ненастья после смерти петра, эти стихотворения стоят у истоков русскоой элегии, лириечские стихи близки к стилю народных песен.

    «Поэтика»

    В ряде глав излагает свои взгляды на роды и виды литературы, говорит, что объектом поэзии должен быть человек. Оригинальным было учение о поэтическом вымысле:подражание явялется душой поэзии, связывал подражание с правдооподобием. Сравнивает поэта с историком,философом,художником,пишет о художественных средствах.В «Поэтике» имеется фундамент для построения языковой классицистической системы, идет наметка на учение о трех стилях; поэзия должна быть краткой, понятной, точной и неизощренной.

    Русская литература 1730-1750-хгг.

    Перед деятелями русской культуры 18 века стояла задача в кратчайшие сроки овладеть максимумой достижений, выработанных худ мыслью Европы, для создания культуры нового типа.

    В 30-е годы наечаются тенденции к устранению разрыва с уровнем развития европейской литературы. Созрели условия для создания светской культуры европейского типа, преобладала эстетика классицизма.

    Клерикарризм отходит в прошлое, литература становится светской. Популярна концепция просвещенного абсолютизма. Две эпистолы Сумарокова определили задачи новой литературы.

    К середине 50-х годов классицисты проявляли интерес к эпиризму и сенсуализму.Рационалистическая идеализация мира у сатириков отходила на второй план, но доминировала в выскоих жанрах, что сказал на противоречиях внутри классицизма. Противоречие привело к возникновению придворных одописцев-Петрова и Кострова, а также к упадку одыпанегирика вплоть до Дрежавина, поэтому оды этого периода блеклые. Она возродится после прогрессивных начинаний Екатерины, не ненадолго и серьезные художники откажутся от нее навсегда. В трагедии ключевой проблемй становится проблема долга монарха, в центре внимания-овладевший своими страстями человек в столкновении между долгом и страстью, разумом и чувством, для которого превыше всего выокие нравственные принципы.

    Источником фабул становится античность, а также собственная история, ведущими жанрами стали сатира и трагедия. Главный конфликт эпохи порожден столкновением крепостного с помещиком-крепостником. Классицизм тесн связан с фольклором и древнерусским искусством.

    В литературе 60-х годов намечаются сдвиги в сторону романтизма(предромантизм). В борьбе с классицизмом также зародился и сентиментализм, и первые реалистические устремления.

    Русская литература классицизма заявила о воем стремлении к правдимому изображению жизни, интересе к общественно значимым проблемам, нетерпимости ко злу. Патриотизм, гражданский пафос, гуманизм, высокая мера нравственной и социальной требовательности будут восприняты от классицизма писателями последующих эпох и определят особенности русской художественной литературы в целом

    Реформа русского стихосложения (труды В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, А.Д. Кантемира).

    1. Кантемир

    Писал традиционным силлабическим стихом. Чувствовал тяжесть своего стиха, но не поддерживает Тредиаковского, предложившего изменить русское стихосложение и начать писать тоническим стихом. Пишет трактат «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором выступает против стопосложения, перехода на тоническую систему. Пытается внести системность и ритмичность силлабическому стиху, введя обязательное ударение в первом полустишии на самый конец или 5 слог. Позже перерабатывает первые пять сатир. Он не преешагнул рубежа, отделяющего старую поэзию от новой, но его рефермированный силлабический стих выигрывал в отношении его предшественников.

    1. Тредиаковский

    В 1735 году пишет «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих названий». Пишет, что в поэзии нужно различать жанр и способ сложения стихов, а для каждого языка эти способы различны. По его мнению силллабический стих является прозою, «не прямыми стихами». Самыми новыми являются определения им стопы, долготы, краткости слогов и падения. Ритм стиха строится на правильном чередовании ударных и безударных слогов. Считает, что русский стих обязательно должен иметь женскую рифму, состоять только из двусложных стоп. Он внес в стихосложение ряд существенных ограничений, но практически не поше дальше тонизации длинного силлабического стиха. . Преобразование Тредиаковским нашего стиха строится — что чрезвычайно важно — на национальной основе, а отнюдь не на копировании с иностранного. Д а и самый стих, который Тредиаковский называет «российским эксаметром», не только представляет собой тонизированный силлабический тринадцатисложник, но очень употребителен и в нашем народном стихотворстве (это размер частушек), и в нашей последующей поэзии, на-него ориентирующейся. Вложив национальную и народную «душу и жизнь» в русский стих, Тредиаковский вместе с тем всячески стремился привить нашей поэзии формы общеевропейской классицистической поэтики

    1. Ломоносов

    «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором он решительно распространяет тонический принцип на всё русское стихосложение вообще, доводя робкое и половинчатое преобразование Тредиаковского до его естественного завершения. Пафос «Письма» — стремление до конца освободить русский стих от тех условных и стеснительных пут, которые продолжал налагать на него Тредиаковский. Тредиаковский, как мы знаем, считал, что стопами, т. е. по тоническому принципу, должно слагать только «долгие», тринадцати- и одиннадцатисложные, стихи. Равным образом он полагал, что наш «новый» тонический стих может состоять лишь из двусложных стоп, преимущественно из хореев. Ломоносов решительно протестует против всех этих ограничений: «Во всех российских правильных стихах, долгих и коротких, — гласит выдвигаемое им основное положение, — надлежит нашему языку свойственные стопы определённым числом и порядком учреждённые употреблять». Свойственны же нашему языку не только двусложные, но и трёхсложные стопы. Считает, что можно сочетать и женские и мужские рифмы. Русское стихосложение должно быть свойственно русскому языку, считал правильными стихи сложенные ямбами и хореями, без перрихиев, но сам на практике отступал от теории.

    1. Сумароков:

    «Наставления хотящим быти писателем».Имя Сумарокова с русским классицизмом связано прочной связью-он выступил как теоретик метода и его лидер в литературной практике. Писал о недопустимости смешения стилей, главным доказательством ориентации Сумарокова на национальные эстетические проблемы является лейтмотив необходимости особого поэтического языка. Сквозное требование «чистоты слога» вслед за уже достигнутым в результате реформы стихосложения «порядка в стихах», подкрепленное убеждением Сумарокова в том, что «Прекрасный наш язык способен ко всему», прямо связывает назревающую проблему стилевой реформы русского литературного языка с иерархическим жанровым мышлением, зафиксированным в «Двух эпистолах...». Расположив жанры по иерархической лестнице высокого и низкого, Сумароков вплотную подошел к осознанию необходимого эстетического соотношения жанр — стиль. И даже основное направление будущей стилевой реформы, а именно, установление пропорций разговорного русского языка и стилистики славянской книжной письменности, Сумарокову в 1748 г. было уже вполне очевидно: помимо декларации необходимости русского литературного языка («Такой нам надобен язык, как был у греков»), Сумароков прямо указывает тот путь, на котором эта всеобщая норма могла бы быть достигнута.
    Классицизм как художественный метод и литературное направление. Своеобразие русского классицизма.

    Классицизм(классикус – образцовый, идеальный, воспринимаемый как образец) – явление общеевропейское, направление в искусстве , в целом ряде европ. Стран в 17-18 веках. Классический классицизм складывается во Франции в 17 веке, далее, в 30 годы 18 века приходит в Россию. Ведущим направлением кл-м является с 30-70 годов.

    В русской литературе классицисты - Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский(ведущие); классицизм не является ведущим направлением - Державин, Фонвизин(классицизм не в чистом виде). В России теоретиком классицизма можно назвать А.П. Сумарокова - трактат " Эпистола о стихотворстве". В мировой литературе – Николя Буало (трактат «поэтическое искусство»)

    Осн. Особенности классицизма как литературного направления

    1. Обращение к античности, в связи с этим в РЛ входит теория подражания образцам, т.е. использование в искусстве античных мотивов, идей , сюжетов и т.д.

    2. Идеология классицизма – утверждение идеи государственности и просвещенного абсолютизма, в основе лежало требование строжайшей дисциплины, культ государственных, гражданских направлений. Осн. пафос – пафос высокой гражданственности, требующий принести в жертву личные интересы индивидуума. Человек оценивался с позиции принципа «общей пользы», исходя из принципа всеобщего блага. Человек-гражданин, способный подчинить свои чувства долгу, человек, полезный обществу. Опора классицизма – эпоха просвещения, просветительская идеология, идея прогресса, идея историзма, идея воспитания.

    3. Философия классицизма. Опирался на философию рационализма (Рене Декарт). В основе этой философии лежит культ разума и требование подчинить ему высшие чувства. Только разум всесилен.

    4. Основным конфликтом в классицистическом произведении – конфликт между чувством и долгом. Классицисты стремились научить человека управлять собой.

    5. Идеологич. И филос. основы во многом определили эстетические и поэтические принципы классицизма : нормативность, регламентация(подчинение определенным законам и жанрам) . В классицистической лит. складывается нормативная иерархическая система жанрово-стилевая (строгое деление лит. жанров на высокие и низкие). Каждому жанру соответствует своя тематика, проблематика, свой типичный герой и свой стиль. Условность в изображении героев классицистических произведений (герои как правило обладают доминирующей, порой единственной чертой характера, как правило, остается неизменна на протяжении всего произведения(определяет суть героя) ).Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Требование простоты, логичности и строгости в группировке персонажей и в композиции. Принцип трёх единств. Любому произведению искусства должна быть присуща просветительская и воспитательная функция.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта