Главная страница
Навигация по странице:

  • В это же время активно развивается жанр комедии.

  • Д.И. Фонвизин. Жизнь и

  • Д.И. Фонвизин – драматург. Комедия «Бригадир»

  • Русская прозаическая литература 1760-1790-х гг. Массовая демократическая проза в истории русской литературы XVIII в. Творчество Ф.А. Эмина. Анализ «Писем Эрнеста и

  • Экзамен. Контрольные вопросы к экзамену. Литература 18 века Авторская Преимущественно печатная


    Скачать 196.34 Kb.
    НазваниеЛитература 18 века Авторская Преимущественно печатная
    АнкорЭкзамен
    Дата01.07.2021
    Размер196.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольные вопросы к экзамену.docx
    ТипЛитература
    #222805
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    Слезная драма. Именно с 60г 18в складывается и развивается данный жанр. На нее оказывает влияние сентиментализм и предромантические тенденции, в связи с этим в слезную драму входят такие элементы, как: В сюжете появляется большое количество мелодраматических чувствительных сцен, мелодрам. Сюжет, специфические герои (герои с необычными судьбами, которые должны были трогать до слез). Уст. Сюж. Типы – судьба страдающей сироты, бедной вдовы, обманутого благородного отца и т.п. Произведения – пьеса В. Лукина «Мот, любовью исправленный»(самое яркое произведение слезной драматургии)

    (Лукин) Концепция «Склонение на наши нравы» - произведения зарубежной литературы нужно не просто переводить, а тексты переведенные нужно было приближать к российской действительности , вплоть до изменения имен и фамилий персонажей. Производилось пополнение драматургического репертуара. Теоретиком стал В. Лукин. Проявляется стремление к пополнению нац. Театра, стремление к созданию русского отечественного нац театра, пополнение драматургии.
    В это же время активно развивается жанр комедии.

    Осн. Этапы развития комедии в 18 веке:

    1. Этап Старорусской комедии(закладываются основы комедийного драматургического искусства)последняяя треть 17 – ½ 18в (С. Полоцкий, Ф. Прокопович, безымянные драматурги)

    2. Середина столетия 50г 18в, рождение нового русского комедийного творчества (А.П. Сумароков)

    3. (самый плодотворный этап) 60-70г 18в (ранний Д. Фонвизин, В. Лукин, И. Елагин)

    4. 80-90г 18в (зрелый Д. Фонвизин, В. Капнист, П. Плавильщиков, Екатерина 2)

    Лукин Мот любовию исправленный

    Весьма симптоматична практическая исчерпанность большинства персонажей в «Моте, любовью исправленном» и «Щепетильнике» чистым актом идеологического или бытового говорения, не сопровождаемого на сцене никаким другим действием[76]. Произнесенное вслух на сцене слово абсолютно совпадает со своим носителем; его амплуа подчиняется общей семантике его слова. Таким образом, слово как бы воплощается в человеческой фигуре героев лукинских комедий. Причем в оппозициях порока и добродетели говорливость свойственна не только персонажам-протагонистам, но и персонажам-антагонистам. То есть сам акт говорения предстает у Лукина вариативным в своих нравственных характеристиках, и говорливость может быть свойством и добродетели, и порока.

    Это колебание общего свойства, то унижающего, то возвышающего своих носителей, особенно заметно в комедии «Мот, любовью исправленный», где пара драматургических антагонистов – Добросердов и Злорадов – поровну делит между собой крупные, обращенные в зал монологи

    Прямолинейность, с которой персонажи заявляют о своем нравственном облике с первого появления на сцене, заставляет увидеть в Лукина усердного ученика не только Детуша, но и «отца русской трагедии» Сумарокова. В сочетании с полным отсутствием в «Моте» смехового начала такая прямолинейность побуждает увидеть в произведении Лукина не столько «слезную комедию», сколько «мещанскую трагедию». Ведь именно на трагедийную поэтику ориентированы психологические и понятийные словесные лейтмотивы пьесы.

    Эмоциональный рисунок действия так называемой «комедии» определен совершенно трагедийным рядом понятий: одни персонажи комедии терзаются отчаянием и тоской, сетуют, каются имятутся; их терзает и грызет совесть, свое злополучие они почитают расплатой за вину; их перманентное состояние – слезы иплач. Другие испытывают к ним жалость и сострадание, служащие побудительными мотивами их действий. Для образа главного героя Добросердова весьма актуальны такие безусловно трагедийные словесные мотивы, как мотивы смерти и судьбы.

    Комедия Лукина «Мот, любовию исправленный». Лукин вводит в комед жалостливые и смешные мотивы. В «Моте» Лук рассказывает о раскаявшемся игроке. Его совращает ложный друг Злорадов и исправляет возлюбленная Клеопатра и крепостной слуга Василий. Лук пытается ввести зрителя в атмосферу дворянского дома. помимо негодяя Злорадова, в комедии появляются негодяи-купцы им противопоставлены идцальные купцы. Это равновесие, котор создаёт Лукин, избегает острых углов социальных проблем. Лукин также написал комедию-«Щепетильник».

    Драматург Лукин вводит в лит понятие «Склонения на русс нравы». Он считал, что лучше французов комедию никто не напишет, значит надо подражать, но подражая, склонять всё на русс нравы. Он упрекал Сум, Что у того в комедиях нет ни 1 русс имени.


    Д.И. Фонвизин. Жизнь итворчество.

    Жанр комедии наиболее ярко проявляется именно в его творчестве. Один из первых драматургов 18в, наиболее удачно проявил талант в создании комедии.

    Родился в Москве в семье старинного дворянского рода. Предки – люди немецкого происхождения (фон-Визин). Отцом был человек петровской закалки, петровского времени. Первоначальное воспитание Д. получал именно от него и во многом черт отца отразились в образе Стародума(ИМЕЙ СЕРДЦЕ, ИМЕЙ ДУШУ ,И БУДЕШЬ ЧЕЛОВЕКОМ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ). Учился сначала в гимназии при Мос. Универс., впосл. Стал студентом этого университета. Будучи студентом, вступил в лит.кружок Хераскова(вкус к словесным наукам приобрел я здесь).

    1762г – поступает на службу, начинает служит переводчиком в иностранной коллегии. После этого становится секретарем в кабинете И.П. Елагина.

    Первые лит опыты – переводные басни нравоучительные (Гольберг) , стихотворные сатиры (чаще в форме писем-посланий) «Послание к слугам моим…»(богохульное). Создает первые драматургические произведения, большей частью переводного характера (в формате вышеупом. Направления) – «Альзира» Вольтера, «Корион»(дань переводческой деят. На русский лад), первая оригинальная пьеса – «Бригадир» 1769г. В этой пьесе Ф. обращается к актуальным проблемам своего временя, во многом обозн. Ту проблематику, к которой он обратится в комедии «Недоросль» (в первую очередь соц. проблемы). В этой пьесе Ф. сознательно будет обращаться к тебе воспитания дворян. Эта комедия была обращена к осмеянию одного из пороков (самое велич из зол ) – порок галломании

    70г. – в это время происходит зарубежная поездка фонвизина. 74г. – пребывание за границей.

    1781г – была завершена работа над Недорослем

    1782г – фонвизин уходит в отставку

    Начинает сотрудничество с журналом «собеседник любителей российского слова» , статьи сатирического характера

    1788г – фонвизин предпринимает попытку лично издавать журнал «Друг честных людей, или Стародум» . были подготовлены статьи, было напечатано объявление о первом издании, но журнал был запрещен еще до начала выхода.Крылов использовал отдельные фрагменты (статьи) в «Почте Духов».

    Далее было запрещено публиковать переводы Фонвизина. Эти событии повлияли на писателя,его здоровье ухудшается . В последние годы он обращается к вере. Его мемуары «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» показывают направления его мыслей, уховные переживания в последние годы, позволяет посмотреть на детство и юношество писателя.
    1792г – Фонвизин скончался.
    Д.И. Фонвизин – драматург. Комедия «Бригадир» – «в наших нравах перваякомедия»

    В комедии «Бригадир» представлена широкая картина нравов русского дворянства. Автор глубоко озабочен падением общественного престижа этого сословия, его невежеством, отсутствием гражданских, патриотических чувств. Уже в перечне действующих лиц Фонвизин указывает на служебное положение своих героев, давая тем самым понять, что перед нами лица, облеченные общественными полномочиями. Таков прежде всего Советник, прослуживший большую часть своей жизни в суде, беззастенчиво бравший взятки с правого и виноватого. На вырученные таким образом деньги он купил имение, а после Сенатского указа 1762 г. о наказании взяточников заблаговременно вышел в отставку. За долгие годы службы он прошел хорошую школу крючкотворства и научился, по его же собственным словам, манеров на двадцать один указ толковать. Советник прекрасно понимает, что он не исключение в чиновничьем мире. На этом основании у него сложилась своеобразная жизненная философия, оправдывающая взяточничество как вполне нормальное и даже естественное явление. «А я так всегда говорил, — признается он, — что взятки и запрещать невозможно. Как решить дело даром, за одно свое жалованье?.. Это против натуры человеческой» (Т. 1. С. 81). Советник не только взяточник, но и ханжа, прикрывающий свои грязные дела постоянными ссылками на Священное писание. Религиозное ханжество и служебное лицемерие легко уживаются в его характере и как бы дополняют друг друга. Рядом с Советником выведен еще один «служилый» дворянин — Бригадир, грубый, невежественный человек. Бригадирский чин, следующий за полковничьим, достался ему нелегко. Будучи о себе высокого мнения, Бригадир требует от окружающих беспрекословного повиновения. Жена хорошо помнит его кулачные расправы, а сыну в минуту раздражения он угрожает «влепить» «в спину сотни две русских палок» Легко догадаться, как ведет себя Бригадир со своими подчиненными на службе.

    Жена Бригадира — Бригадирша — задумана Фонвизиным как более сложный образ. Доминирующей чертой ее характера драматург сделал глупость. Она действительно очень ограниченна, не понимает самых простых вещей, не относящихся к хозяйственной, домашней жизни. Она скупа. Нелегкая кочевая жизнь с мужем, начавшим свою карьеру с низших чинов, приучила ее к бережливости, доходящей до скопидомства. По словам сына, она готова за копейку вытерпеть «горячку с пятнами». Это предшественница будущей гоголевской Коробочки, а ее муж — грибоедовского Скалозуба. Но вместе с тем Бригадирша простодушна, незлобива, терпелива и только изредка, когда ей приходится особенно трудно, жалуется на нелегкую жизнь с грубым, вспыльчивым Бригадиром, срывающим на ней все свои служебные неприятности. В ней есть что-то от простой русской женщины-крестьянки, обреченной на горькую жизнь с деспотом-мужем.

    Галерею отрицательных персонажей завершают образы галломанов: Ивана, сына Бригадира и Бригадирши, и Советницы. Фонвизин применяет здесь прием удвоения отрицательных персонажей, которым впоследствии будет широко пользоваться в своих комедиях Гоголь. Пренебрежение ко всему русскому, отечественному носит у Ивана откровенный и даже вызывающий характер. Он бравирует своим французолюбием. «Тело мое, — заявляет он, — родилося в России... однако дух мой принадлежал короне французской» (Т. 1. С. 72). Советница восхищается Иваном, его рассказами о Франции. Она щеголиха и каждое утро по три часа проводит у туалета за примериванием модных чепцов. Злонравным противопоставлены положительные герои: Софья, дочь Советника от первого брака, и ее «любовник» — Добролюбов. Фамилия героя говорит сама за себя; что касается героини, то Софья, в переводе с греческого языка, означает «мудрость». С легкой руки Фонвизина это имя надолго закрепится за главными героинями русских комедий вплоть до «Горя от ума» Грибоедова. Автор наделяет Софью и Добролюбова умом, правильными взглядами на жизнь, постоянством в любви. Оба они хорошо видят недостатки окружающих их людей и часто делают в их адрес иронические замечания. Советник не хотел выдать Софью замуж за Добролюбова по причине его бедности. Но отвергнутый жених сумел честным путем, прибегнув к «вышнему правосудию», видимо, к помощи самой императрицы, выиграть судебный процесс. После этого он сделался обладателем 2000 душ, чем сразу же завоевал расположение Советника. Софья и Добролюбов явно не удались драматургу. Мысли их правильны, чувства возвышенны, речь литературна, но им не хватает — жизненно убедительных черт, правдоподобия. Это резонеры, необходимые автору для непосредственного выражения своих идей. Пьеса «Бригадир» имела большой успех у современников, но подлинным триумфом Фонвизина стала следующая его комедия — «Недоросль».

    .
    Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как вершинное явление русской драматургии XVIII в. (проблематика, жанр, особенности драматургического конфликта, система образов, проблема художественного метода, традиционное и новаторское в комедии). Значение комедии в истории русской литературы.

    Художественный метод . Мнения:

    1. Комедия написана в системе классицистических канонов (Пигарев, Москвичова; исследователи утверждали классицистическую комедию, но элементы реализма в нем проявляются стихийно )

    2. Комедия реалистическая, т.е. в данном пр-и увидели стремление писателя осмыслить и художественно воплотить жизнь с т.з. реал напр (Макагоненко(один из первых начал говорить о просветительского реализма конца 18в), Западов, Кулакова) , реализм с элементами классицизма

    3. (Стенник) сентименталзм+реализм+классицизм

    Традиционные и новаторские черты:

    1. Традиционные классицистические черты

    Представление о просвещенном государственном деятеле, который верит во власть разумную, основанную на законах, которая может сделать своих подданных счастливыми людьми, классицист-просветитель верит в разумную силу закона как высшей власти(Правдин); вера в разумное устройство общества на основе законодательства (Стародум) ;постановка данных вопров делает ее не совсем типичной для классицистической комедии


    1. Воспитательная тематика (тема воспитания гражданина)

    2. Законы классицистического драматургического произведения – деление на 5 действий, развитие строиться на развитии любовной линии (мотив сватовства), соблюдение правила трех единств,гг – провинциальное дворянство, обл. изображения – частная жизнь , деление героев на положительных и отрицательных , наличие героя-резонера (стародум, правдин), наличие говорящих имен и фамилий

    3. Новаторские черты – прежде всего связано с проявлением реалистических тенденций(отражение русской действительности 18в, достоверность, реалистичность, т.е. правило верности жизни), пр-е многотемное и многопроблемное (проблемы гос власти, крепостного права,прав и обязан6ностей дворянства, проблема воспитания, проблема поиска положительного героя в жизни); новаторство в изображении героев, т.е. г. Изображены в типичных жизненных обстоятельствах, и именно на примере поместного дворянства показан и изображен тип русского помещика 18в(данная типизация – черта реалистического искусства) ; показан герой, характер которого социально и психологически мотивирован (черта реалистического искусства; митрофан, создается галерея типических характеров, изображение которых отличается правдивостью и реалистичностью, Характер и поведение простаковой), Осложненный сюжет, т. Е пересечение нескольких сюжетных линий и ходов (соц полит, любовная, воспитательная), осложненный сюжет заключается в значимой роли внесюжетных фрагментов (внесценические космические сцены, интермедии и фарсовые), внесюжетнымк фрагменты также сцены с диалогами и монологами положительных героев, в этих сценах заключается программа взглядов фонвизина ;соединение в комедии разных элементов жанровых образований (социально политическая, любовная, воспитательная, бытовая, элементы психологической драмы и трагедии). Соц полит полблематика выходит на первый план и оттесняет любовную тематику. Важную роль играют бытовые нравоописательные фрагменты; индивидуализация языка и речи персонажей (сочетание разных речевых стилей, язык образованных людей и просторечие).


    Русская прозаическая литература 1760-1790-х гг. Массовая демократическая проза в истории русской литературы XVIII в. Творчество Ф.А. Эмина. Анализ «Писем Эрнеста иДоравры».

    О жизни Ф.А. Эмина известно немного. Родился он, скорее всего, на Украине или в Польше, откуда и переехал в Турцию, приняв магометанство. Вероятно, он учился в Киевской духовной академии. Сам он любил рассказывать о себе небылицы(причем народ ему верил). В конце 1750-х явился к русскому посланнику в Лондоне и назвал себя «турецким подданным» Магометом Еминым, попросив обратить в православную веру . Ф.А. Эмина крестили в 1761 году и отправили в Россию. Здесь он строился преподавателем иностранных языков и нашел себе покровителей(Шувалов, Панин, Орлов), которых умел вовремя менять.

    Начал печататься в 1763, закончил - в 1769 (в 1770 умер). Ф.А. Эмин был достаточно плодовитым писателем и за 9 лет пребывания в Петербурге написал свыше 25 книг(романы, истории, переводы). Автор не отрицал, что занимается писательством ради денег, на литературу он смотрел как на выгодную отрасль промышленности. Только за 1763 год он издал 4 романа, причём один из них трехтомный. В 1769 году издавал сразу два журнала: ежемесячник «Адская почта» (писал исключительно он сам!) и еженедельник «Смесь». Под конец жизни издал 3 тома своей «Русской истории», наполненной фантастическими сведениями и ссылками на несуществующие книги.

    Свою своеобразную философию Ф.А. Эмин раскрывает в романе «Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда», ссылаясь на Вергилия и Горация которых «бедность научила стихотворству». Ту же идею («деньги наши идолы») Ф.А. Эмин раскрывает в своих авантюрно-приключенческих нравоучительных романах: «Любовный вертоград», «Приключения Фемистокла». Ф.А. Эмин был одним из первых, кто сформулировал идею русской буржуазии: «Купечество – душа государства», но «купцам никогда не надобно поручать никакого правления отечества» (насчет этого предложения – стоит сделать скидку на время написания учебников).

    Мировоззренческая позиция Ф.А. Эмина противоречива . Несмотря на твердые идейные убеждения дворянина, в некоторых произведениях он сочувственно изображает крестьян. В том числе и в первом русском эпистолярном романе «Письма Эрнеста и Доравры»(1766). Это роман в письмах, написанный в 4-х томах. «Письма..» - первый психологический сентиментальный роман, стилю которого присуща «чувствительность». «Письма Эрнеста и Доравры» написан под влиянием романа Руссо «Новая Элоиза»(1761). По мнению Г.А. Гуковского, это был вызов классицизму Сумарокова, отрицательно относившегося к бунтарю Руссо. (Кстати, Эмин даже выпускал пасквили на г-на Сумарокова, где упоминал и его творчество, и его личную жизнь.В отместку Сумароков сделал своего оппонента прототипом клеветника и безбожника Герострата в своей комедии «Ядовитый» )В отличие от произведения Руссо, Эмин переводит конфликт из социального в моральный план. Эмин часто прибегает к философско-моральным и нравоучительным рассуждениям. Автор стремится не к созданию сюжетной линии, но к анализу чувств главных героев. Социальная острота отсутствует. Эмин не выдерживает единства замысла и заставляет своего героя (особенно во 2-ой части) писать целые диссертации на морально-философские темы, лишая роман тем самым «страстно-психологической окраски». Проблемы воспитания, религии и взаимоотношений помещиков и крестьян трактуются в либерально-умеренном духе. По мнению Татариновой и Гуковского, в художественном отношении роман слаб: образы схематичны, не обработан язык, слишком много описаний чувств героев и их «примитивность»(их переживания занимают до десятка страниц).Сравнивая «Новою Элоизу» и «Письма..» , Гуковский приходит к выводу, что роман Эмина не более чем карикатура на западный вариант.Это было попыткой создания психологического романа.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта