Главная страница
Навигация по странице:

  • А.П. Сумароков – драматург. Трагедии Сумарокова как явление русского классицизма, их эволюция. Анализ трагедии «Димитрий

  • А.П. Сумароков – комедиограф. Эволюция комедийного творчества

  • Сатирическая («Хор ко превратному свету», сатиры, басни) и лирическая (песни, элегии, идиллии, эклоги, философские стихотворения) поэзия А.П.

  • Сумарокова

  • Сатирическая журналистика 1769-1774

  • Н.И. Новиков и его сатирические журналы. Полемика с Екатериной

  • Русская поэзия 1760-1790-х гг. Жанр ирои-комической поэмы («Елисей, или Раздраженный Вакх» В.В.

  • Жанр «шутливой» поэмы («Душенька» И.Ф.

  • Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество М.М.

  • Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество Н.А.

  • Экзамен. Контрольные вопросы к экзамену. Литература 18 века Авторская Преимущественно печатная


    Скачать 196.34 Kb.
    НазваниеЛитература 18 века Авторская Преимущественно печатная
    АнкорЭкзамен
    Дата01.07.2021
    Размер196.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольные вопросы к экзамену.docx
    ТипЛитература
    #222805
    страница3 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    А.П. Сумароков. Личность, мировоззрение и творчество А.П. Сумарокова. «Две эпистолы» Сумарокова как манифест русскогоклассицизма.

    Родился в Вильманстранде (нынешнее название — Лаппеенранта) в Финляндии, где его отец, П. П. Сумароков, принадлежавший к старинному дворянскому роду, руководил военными действиями. В 1732 г. Сумароков был определен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус в Петербурге, привилегированное заведение, готовившее кадры для государственной и придворной службы. К периоду пребывания в корпусе относятся первые поэтические опыты Сумарокова; тогда же зарождается его интерес к театру. По окончании учебы Сумароков служит сначала адъютантом вице-канцлера графа М. Г. Головкина, а в 1743 г. назначается генерал-адъютантом графа А. Г. Разумовского. Литературная известность приходит к Сумарокову после того, как им были изданы «Две Епистолы. В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве» (1748). В августе 1756 г. Сумароков назначается директором учрежденного по указу Елизаветы Петровны первого государственного профессионального «Российского театра». В этой должности Сумароков оставался до 1761 г., и за это время он создал для пополнения театрального репертуара трагедию «Димиза», комедию «Приданое обманом», драму «Пустынник», оперные либретто «Цефал и Прокрис» и «Альцеста», либретто для балета «Прибежище добродетели» и пролог «Новые лавры». В середине 1760-х годов Сумароков вновь обращается к драматургии, создав на протяжении 1764—1768 гг. комедии «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники» и «Ядовитый». На их содержании и художественной структуре лежит печать сатирической памфлетности. В октябре 1768 г. Сумароков ставит на сцене придворного театра трагедию «Вышеслав», в которой был выведен образен добродетельного монарха. В марте 1769 г. Сумароков переезжает на постоянное жительство в Москву. Там он активно участвует в организации местного профессионального театра, обучает актеров. В 1770—1773 гг. Сумароков сочиняет три последние комедии:«Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери» и «Вздорщица». Сумароков являлся почетным членом Лейпцигского литературного общества, куда он был избран в 1756 г. по ходатайству Г.-Ф. Миллера. Последние годы жизни Сумарокова были отмечены постоянной материальной нуждой. Он умер 1 (12) октября 1777 г. в полном одиночестве и был похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

    1. «Эпистола о языке» и «Эпистола о стихотворстве», созданы в 1747 году и объединены позднее под заглавием «Наставление хотящим быти писателем». В «Эпистоле о языке» Сумароков выдвигает требование простоты и ясности языка, а в «Эпистоле о стихотворстве» коротко и ненавязчиво пересказывает «Поэтическое искусство» Буало, нескуолько «адаптировав» сей труд для отечественного пользователя:

    а) поэт должен писать грамотно и мыслить разумно;

    б) чтобы создать хорошее литературное произведение надо ориентироваться на хорошие образцы, которые дает нам античность (Гомер, Пиндар, Софокл, Гораций, Тибулл и др.), французская литература (Буало, Корнель, Расин, Мольер и др.) ну и наши время от времени (Ломоносов, Кантемир);

    в) вводится строгое разграничение жанров, за каждым из которых закрепляется определенная тематика, герои, стиль (идилия - пастушеская тематика; ода - размах и «гремящий звук»; комедия должна смешить и приносить пользу; сатира - высмеивать пороки; эпиграмма - быть короткой и «острой»; темы элегии - любовь и природа; песня должна писаться простым слогом; ирои-комическая поэма должна быть «перевертышем» эпической поэмы; еще упоминаются эпическая поэма, басня, сонет, рондо и баллада, но о них сказано как-то вскользь;

    г) по отношению к драматическим жанрам вводится требование 3 единств, обусловленное необходимым, по разумению классицистов, созданием сценической иллюзии;

    д) «самодеятельность»: постоянное возвращение к вопросу о чистоте языка; русские авторы вписаны в линию партии (Ломоносов - русский Пиндар и Малерб, Кантемир - русский Буало); жанровая система несколько видоизменена (отсутствуют имевшие место в оригинале эклогамадригалводевиль, зато присутствуют отсутствовавшие в оригинале ирои-комическая поэмапесня - жанр суперпопулярный еще с петровских времен), т.е. он не чужд и складывающейся национальной традиции.
    А.П. Сумароков – драматург. Трагедии Сумарокова как явление русского классицизма, их эволюция. Анализ трагедии «ДимитрийСамозванец».

    Сумароков первым ввел в русскую литерауру жанр трагедии. Им написано 9 трагедий: 1747-1758-Хорев, Гамлет, Синав и трувор, Арт стона, Семира, Ярополк и Демиза, позже еще 3-Вышеслав, Дмитрий самозванец, Мстислав

    В своих трагедиях использовал опыт французскихдраматургов(Корнель, Расин, Вольтер). Все его трагедии носят резко выраженную политическую окраску, в основу трагеди положена отечественная тематика. Самым важным для Сумарокова было не точное воспроизведение колорита эпохи, а политичесая дидактика, в своих трагедях тирании Сумароков противопоставляет просвещенный абсолютизм. В трагедиях затрагивает нравственные ценности монархического государства.

    «Димитрий Самозванец»-единственная трагедия, основанная на достовеерых исторических событиях. Первая в Росссии тираноборческая атрагедия. В ней показан правитель, который убежден в своем праве быть деспотом и неспокобен к раскаянию. Нарушив требование изображать далекие времена, Сумароков показывает на сцене события недавнего пошшшлого. К фактам истории Сумароков подходил как художник, его ориентация на национальное прошлое носила принципиальный характер.

    В этой трагеии разрабатывается сюжетная схема, основу которой составляет выступлеине патриотически настроенныхх заговорщиков их среды дворян-аристократов против царя-тирана, угнетабщего совй народ. Этот сюжет давал возможность постановки в трагедии политических проблем: простолонаследия, зависимость власти монарха от воли подданных, пролема веры, долг и обязанность монарха перед подданнымми и государством.

    В сонову сюжета положено воссстание народа против Димитрия, действие строится на любви самозванца к дочери Шуйского, котора я любит другого, а Димитрий женат. Движение и развязка событий определяется заговором прот ив Димитрия. Царская страсть для Димистрия закон и он ради нее готов на все. Он ненавидит соотечественников. Его поведение противоречит нравственным понятиям, вызывает к нему всеобщую ненависть и определяет его судьбу.

    Образ самозванца-средоточие зла, не имеющего пределов, его характер неизменен во внутреннем свооем содержании. Противоорствующая сторона – Пармен, Шуйский, Ксения, Галицкий не смиряются с тиранией, противопоставляют тирании Димитрия свою концепцию праведной власти.

    Особое место занимат народ-одно из самых частых слов, в отношении к наарод корректирубются нравственные позиции порока и добрдетели.
    А.П. Сумароков – комедиограф. Эволюция комедийного творчестваСумарокова.

    Его комедии не составили сущетсвенного этапа в развитии русской драматургиии. Он первым начал писать комедии в России, всего им было написано 12 комедий: три пьесы-Тресотиниус, Пустая ссора, Чудовищи; с 1764-68-Приданое обманом, Опекун, Лихоимец, Три брата совместники, Ядовитый, Нарцисс; и последнии 1772-Рогоносец по воображению, Мать совместница дочери и Вздорщица.

    Писал порывами, хватаяс за неблизкий ему жанр, как за сильное полемическое и сатирическое оружие. Первые его комедии быи крепко связаны с традициями, существовавшими до сумарокова, его комедии имеют минимальное касательство к традициям и нормам французского классицизма.

    Сумароков, канонизатор русского классицизма; все его комедии написаны прозой. Ни одна из них не имеет полноценного объема и «правильного» расположения композиции классической комедии Запада в пяти действиях; восемь комедий Сумарокова имеют всего по одному действию, четыре – по три. В основном – это маленькие пьески, почти сценки, почти интермедии. Сумароков лишь условно выдерживает даже единства. Время и место действия у него укладываются в норму, но единства действия, особенно в первых пьесах, нет никакого.

    В своих комедиях он подражал итальянской комедии, кое что брал у французов. Ввел маски. Язык комедий живой, острый, развязный. Шесть комеюий второго преиода значительно отличаются от первых: метод условного изображения остается тем же, но строение пьес еняется, сумароков переходит к комедии характеров: в центре внимания один образ, все остальное нужно для оттенения центрального образа или для фикции сюжета. «Опекун» – это пьеса о дворянине-ростовщике, жулике и ханже Чужехвате. Этот же образ – единственный в «Лихоимце» под именем Кащея и он же – в «Приданом обманом» под именем Салидара. «Ядовитый» – комедия о клеветнике Герострате. «Нарцисс» – комедия о самовлюбленном щеголе; его так и зовут Нарцисс. Кроме указанных центральных образов, а их всех три, – никаких характеров во всех комедиях Сумарокова 1764– 1768 годов нет; все остальные действующие лица – это положительные герои, едва оживленные прописи. Наоборот, центральные характеры вырисованы тщательно, особенно тройной образ Чужехвата – Кащея – Салидара. Они обставлены рядом бытовых деталей достаточно реального типа; они связаны со злобой дня не только замыслом, но и отдельными намеками. В то же время сатирические и бытовые черточки, строящие характер Кащея, Чужехвата и др., эмпиричны и не обобщены, не образуют единства типа.

    Последние три комедии Сумарокова компактны по сюжету. Шедевром считаетя Рогоносец по воображению. Комедия построена на показе двух персонажей(Хавронья и Викула), остальные лица традиционны. В образах заметно влияние Бригадира. . Но Викул и в особенности Хавронья – это бытовые фигуры, немаловажные в истории русской комедии.

    Сочными красками рисует Сумароков быт Викула и Хавроньи. Его победой приходится считать такие сцены, как, например, заказ парадного обеда Хавроньей или неуклюжие «светские» разговоры, которыми она старается занять графа. В этих сценах, как и в диалогах обоих супругов, Сумароков достигает высшей точки в своем стремлении к передаче бытовой речи, яркой, живой, вполне разговорной, местами близкой к складу народной сказки, пересыпанной пословицами и поговорками. Он передает эту речь натуралистически, без кристаллизации ее форм; он считает ее некультурной речью, служащей характеристике его помещиков как варваров; но все же подлинная, реальная речь звучит в его пьесе; она звучала и в прежних его комедиях, но именно «Рогоносец по воображению» и в этом отношении является лучшей его прозаической пьесой.
    Сатирическая («Хор ко превратному свету», сатиры, басни) и лирическая (песни, элегии, идиллии, эклоги, философские стихотворения) поэзия А.П.Сумарокова.

    Как поэт Сумароков разрабатывал почти все стихотворные жанры: оды торжественные и духовные, эклоги, идиллии, элегии, баллады, мадригáлы, сатиры, притчи, эпиграммы, песни, эпитáфии, пародии и т. д. Особенно знамениты были его басни («притчи», как их тогда называли) и любовные песни, которые пользовались большой популярностью у самых широких кругов читателей.

    Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова. Обличительный пафос, свойственный произведениям Сумарокова, наполняет и его сатиры, написанные живой стихотворной речью. В сатирах он продолжает и расширяет тематическую линию сатир Кантемира. Сатира Сумарокова «О благородстве» и по своей тематике, и по направленности прямо восходит к сатире Кантемира «Филарет и Евгений». Она направлена на осмеяние дворянства, которое кичится своим «благородством» и «дворянским титлом».
    В одной из лучших своих сатир, написанной, как и притчи, вольным ямбом (в отличие от остальных сатир, размер которых — александрийский стих), в «Наставлении сыну» Сумароков сатирически изображает старого плута подьячего, который, умирая, учит сына, как быть счастливым в жизни. Для этого, оказывается, надо следовать его примеру, т. е. «не идти прямым путем».
        Против галломанствующего дворянства, засоряющего прекрасный русский язык, выступает Сумароков в сатире «О французском языке». Особый интерес представляет его сатирический «Хор ко превратному свету». «Хор» был написан Сумароковым по заказу для уличного маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь восшествия на престол Екатерины II, который состоялся в 1763 г. на масленице. Однако «Хор» Сумарокова оказался столь сатирически острым и злободневным, что был допущен только в сокращенном варианте

    «Хор» по своему стихотворному складу близок русским народным песням. «Хор ко превратному свету» занимает важное место в сатирико-обличительной линии русской литературы XVIII в; Сумароков, считая крепостное право необходимым, выступал против жестокости помещиков, злоупотреблявших своей властью над крестьянами. Сатирическая острота «Хора» хорошо чувствовалась современниками. «Хор» был впервые напечатан полностью только в 1787 г. Н. И. Новиковым в посмертном собрании сочинений Сумарокова. Известно, что и спустя десятилетия, в 40-х годах XIX в., эта сатира Сумарокова печаталась в сокращенном виде

    Сумарокова можно считать основателем басенного жанра в русской литературе. Он обращался к нему на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374 басни. Свои басни он называл притчами. Притчи Сумарокова отражают самые разнообразные стороны русской жизни того времени. По тематике их можно разделить на три основные группы.

    Первая посвящена сугубо литературным вопросам. Здесь выводятся невежественные, бездарные поэты, нагло вторгающиеся в литературу («Жуки и Пчелы», «Кокушка»), писатели, засоряющие язык иностранными словами («Порча языка»), а также личные противники Сумарокова на поэтическом поприще -- Тредиаковский и Ломоносов («Сова и Рифмач», «Обезьяна-стихотворец») . Ко второй группе следует отнести притчи морально-бытового характера. В них осуждаются дикие развлечения («Кулашный бой»), повальное пьянство («Сатир и Гнусные люди»), бессердечие и ханжество («Безногий солдат»), чванство своим богатством («Соболья шуба») и ряд других явлений, связанных с невежеством и грубыми нравами разных слоев общества. Третью группу составляют притчи социально-политического характера, в которых обличаются деспотизм и бездарность правителей («Голуби и Коршун», «Болван»), хитрость и лицемерие придворных («Пир у Льва»), праздность и паразитизм дворян («Ось и Бык»), дворянское высокомерие («Блоха»), алчность и крючкотворство чиновников («Протокол», «Стряпчий).

    Широкая популярность принесла Сумарокову его любовная лирика. Он выступил как поэт, новатор в этой области. Особенно популярны были стихи и романсы Сумарокова в светском обществе. Любовная лирика Сумарокова чаще всего проявлялась в жанре эклоги, песни, элегии. Для Сумарокова важно было передать читателю основную идею Золотого века человечества, той пасторальной утопии, где все были счастливы, где не было страшных войн и болезни, а были лишь забавы и любовные успехи. Действие у Сумарокова часто переносится из душного города на лоно природы.

    В лучших стихах Сумарокова выражается целая гамма человеческих переживаний - неразделенной и торжествующей любви, тоски, ревности, разлуки. Сумароков мог выступить как от имени мужчины, так и от имени женщины. Описывает Сумароков и неравную любовь, когда девушка вынуждена выйти замуж за старого. Девушка должна разлучиться со своим возлюбленным, для нее это драма любви. Сумароков не мог ограничиться в лирике только любовной темой. Есть в его лирике и философские стихи, стихи раздумья, размышления, о кратковременности человеческого содержания («На суету человека», «Ода на суету мира»). Звучат в лирике Сумарокова и мотивы страха перед смертью («Плачу и рыдаю», «Часы»). Лирическое начало Сумарокова не вмещалось в классические формы русской поэзии. Он ищет новые тенденции, новые традиции, находит их, использует как новые эстетические принципы. Его вклад в развитии русской поэзии становится ощутимым, когда такие поэты как Херасков и Державин провозгласят Сумарокова своим учителем.
    Сатирическая журналистика 1769-1774гг.

    Отмечается рост сатирической журналистики. В 1769 году начинают издаваться еженедельный сатирический журнал «Всякая всячина». Е2, издавая журнал, решила воздействовать и влиять на общественное мнение, помимо этого решила закрепить за собой статус просвещенной монархиней. Было разрешено обсуждение общественных вопросов и проблем в прессе. Издание «Вв» имело официальный характер. Именно с помощью этого издания шла популяризация политики императрицы. Все сатирические выпады журнала осуществлялись только в отношении тех, кто так или иначе был недоволен политикой Е2, но ВВ всячески избегала проблемных вопросов (проблемы социально знач, животрепещущих и актуальных). Журнал использовал сатиру наставительную. Специфика сатиры ВВ : объектом осмеяния улыбательной сатиры были отдельные человеческие недостатки. Сатира должна поддерживать политику, но осуждать отдельные человеческие пороки и недостатки и нравственные пороки – основная идея УЛЫБАТЕЛЬНОЙ САТИРЫ(беззубая/пресная сатира). Характерным стало порицание образа жизни слоев высшего общества, их быт и уклад. Роль Е2 и Вв оказалась важна, ибо открылись дороги прочим сатирическим журналам с позволения императрицы.

    В начале 70х годов большинство изданий прекращают свое существование. С 69 по 74 год – расцвет сатирической журналистики.

    Наиболее ярким и выдающимся явлением сатирической журналистики стали издания Н.И. НовикОва (1744-1818).

    Лекция 24.11

    «Трутень» - первый и самый яркий журнал, одним из первых вступивший в полемику с «Всякой всячиной». Начал выходить в 1769 году. Издание имело большой успех. Современники новикОва возвели его сатирические материалы возвели к традициям Кантемира. Помимо Новикова в издании участвовали – Ф. Эмин, Д.И. Фонвизин, М. Попов, В. Майков , Облесимов. Именно сатирический журнал вновит дух полемики. Изначально заявлен как оппозиционное. Тематика издания – темы поциально-политические( обличение пороков Русского общества на крепостном праве) . О такой специфике тем и проблем свидетельствовал эпиграф к первому номеру – Они работают, а вы их труд едите (Жуки и пчелы. А.П. Сумароков). Цель – указать на несправедливость в обществе данного социального положения рабов-хозяев. Выводятся портреты помещиков, исп. Говорящие имена и фамилии, прием самохарактеристики. Следовали традициям сатиры Кантемира Антиоха. Трутень обращается к проблематике соц.-полит, дабы прийти к выводам морально-этическим – трутень пытается убедить своих читателей в том, что крепостной – тоже человек, что его нельзя мучить, авторы напрямую обращаются к читателям и воздействовать на него, призывает к благоразумию. Помимо помещиков открывается критика бюрократизма, взяточничества, злоупотребления чиновников и служащих, т.е. и критика прочих общественных зол и пороков. Это привело к недовольству официальных кругов. Помимо этого , в духе 18 века была просветительская дидактика, т.е. тексты открыто или косвенно носили воспитательный характер, потому и на стр трутня открываются вопросы воспитания и образования дворян, осуждаются галломания, разгульный образ жизни и т.п. Трутень также знаменит тем, что вместе с другими журналами вступил в открытую полемику с Е2 и «Всякой всячиной». Такое направление сатиры Новикова не совпадало с взглядами на сатиру «Вс.вс.» . Это сразу же нашло отражение на стр «Вв», где многочисленные авторы начали резко высказываться в сторону Трутня, начали угрожать кнутами и виселицами. Полемика первостепенно касалась вопросов о содержании и характере современной им сатиры (Вв – позиция улыбательной сатиры( мягкой, сговорчивой и тд); Новиков – сатира острая, злободневная, активная, действенная, направленна на общественные пороки и конкретных их носителей) Все закончилось тем, что издание Трутня прекратили насильственным образом.

    После закрытия Т. Новиков пытался издать другой журнал сатирический – «Пустомеля», но это издание просуществовало меньше года, сатире отводилось меньше места, журнал закрыли.

    Следующим наиболее видным журналом Новикова является издаваемый в 1772 году журнал «Живописец». Предполагалось, что Ж. будет следовать во всем традициям Трутня. Оппозиционный характер Живописца нельзя было завуалировать. Новиков продолжал высказывать свои соц.-пол. взгляды, бывшие либерального толка, но все еще представл. оппозцию. Издавался только в 72 году, тогда и был закрыт. Даже после закрытия издания его пять раз пересдавали, т.е. пользовался огромной популярностью.

    Лучшие изданные материалы журнала :

    • Отрывок «Путешествие в… и т…» - долгое время отрывок приписывался Радищеву, но скорее всего автором был сам Новиков, или же совместное авторство с Р.

    • Письма к Фалалею – припис. Д.И. Фонвизину

    Последний издаваемый сатирический журнал – «Кошелек», просуществовал несколько месяцев в 1774 году. Кошельком называли предмет мужской моды – сеточка на волосах. Был посвящен галломании, как критика такого чрезмерного увлечения всем иностранным, всяким французским глупостям. Эпиграф – «В здешней земле француз не умрет от голода». Журнал был закрыт по требованию французского посла.

    На этом сатирическая журналистика не прекратила свое существование.
    Н.И. Новиков и его сатирические журналы. Полемика с ЕкатеринойII.

    Трутень

    1 мая 1969. Третни-помещики-тунеядцы,кторые грабят работающих крестьян. Главное намеренние- исправить нравы, издававя сатирические, критические и другие труды для исправления нравов служащих.

    В своих статьях он высмеивает Всякую Всячину, Наммекает на плохое знание инмператрицей русского языка, раскрывает сущность политики Екатерины. Трутень резко ополчается простив лихоимства,ханжест,невежества,европиизации дворянства. В нем создан ряд сатирически острых портретов невежественных крепостников(Змеян,Злорад, Недоум). Он видит зло в крепстном праве, но не поднимается до отрицания институр=та крепостничествва.Журнал закрывают.

    Пытается издавать Пустомелю, но его тоже закрыли.

    Живописец

    1772г. Продолжан линию трутня, изображает хулитеелй наук, портреты содержат в себе тонкую психологическую и соц характеристику. Печатается сатирический словарь, который отличался тем, что пользуясь лексикой и фразеологие1й щегольского наречия, атвор воспроизводит социально-психологические характеры светской аристократии. Невежд характеризует отчужденность от нац культуры, пререние к родному языку, душевнач никчемность и нравственная распущенность. Опять же разворачиваается крестьянская тема(Отрывок путешествия в И Т, Письма к Фалалею). В 1773 году издание прекращено.

    В 1774г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Кошелек». Он уступает предшествующим журналам в широте и социальной остроте изображения отрицательных явлений русской жизни. Сказалось и время издания – пугачевское восстание было в разгаре. Основная тема нового журнала – борьба с дворянским «чужебесием». Уже в первой статье шла речь о «злоупотреблении, вкравшемся в нас к порче российского наречия». Назвав журнал «Кошельком», Новиков, по его собственным словам, хотел показать своим журналом «превращение русского кошелька во французский», т.е. бессмысленную трату денег на модные иноземные затеи, растрату не только материального, но и духовного богатства, ибо все эти зараженные французоманией дворяне теряют чувство родины, чувство национального достоинства. «Кошелек» имел и другое значение: кошельком назывался мешок из кожи или тафты, куда убирали косу парика щеголи. Основной задачей издания была борьба за национальные русские начала. Новиков в журнале выступает горячим патриотом, у которого любовь к родине и своему народу сочеталась с критикой отрицательных сторон действительности.

    В конце 70-ых и 80-ые годы Новиков издает ряд новых журналов: «Утренний свет» (1777-1780), «Вечерняя заря» (1782-1783), «Покоящийся трудолюбец» (1784-1785), журнал «Московское издание» (1781) и газету «Московские ведомости» (1779-1789).

    Нравственно-философский журнал «Утренний свет» своей идейной и эстетической направленностью способствовал началу формирования сентиментализма, ибо на его страницах был поставлен вопрос о внимании к человеку как к индивидуму.

    Внутренний мир человека, стремление его к нравственному самоусовершенствованию, способность к самоанализу («познай самого себя») – все это явилось предтечей русского дворянского сентиментализма.

    Новиков был издателем первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», выходившего еженедельно с 1785 по 1789 гг. как приложение к «Московским ведомостям».

    Еще в 1779 г. Новиков начал издавать первый русский журнал для женщин «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Журнал этот был преимущественно литературный, но к каждой книге журнала прилагались картинки с изображением модных нарядов и уборов. И детский, и женский журнал преследовали прежде всего образовательные и воспитательные цели.

    Просветительская деятельность писателя-сатирика, публициста и издателя была высоко оценена современниками Новикова и последующими поколениями.
    Тк Новиков всячески критиковал императрицку в своем журнале Трутень, то она была этим возмущена, написала гневную статью. Это не остановило Новикова, он печатает ответ на гневную тстаью Екатерины. Екатерина снова отвечает в своем журнале, и даже пообещала расправиться с издателем. В следующем изддании Екатерина попросила прислушатья к новым правилам сочинения. Но Новиков даже и не подумал. 8 сентября в своей статье он облачает политическую игру Екатерины, в центре-образ коронованного автора, чертойй которрого является неограниченное самолюбие. Это выступление обезоружило Екатерину, так как ее ответ подтвердил бы слова Новикова. 11 сентября Екатерина отвечает и старается хоть как-то оправдаться перед обществом. Больше Екатерина не отвечала на последующие наступления Новикова.В дальнеййшем она сама отказалась от журнала и прекратила издание Всякой Всячины.
    Русская поэзия 1760-1790-х гг. Жанр ирои-комической поэмы («Елисей, или Раздраженный Вакх» В.В.Майкова).

    1. Идет явная переоценка ценностей и законов эстетической системы классицизма

    2. Проявление, складывание и появление новых литературных направлений

    3. Отражение в поэзии просветительских идей и демократизация литературы в целом

    4. Рождение в литературе третьего сословия

    5. Сближение литературы с жизнью, что проявилось в появлении и развитии низких жанров

    Низкие жанры в поэзии – жанр ироикомической поэмы(героическая и комическая поэма, или же смешная героическая поэма. Это низкий поэтический жанр, в основе которого лежит явное несоответствие содержания форме( оно сознательно подчеркивается), и в этом сознательном акценте заключается комизм создаваемых произведений.

    Это несовпадение проявляется в :

    1. О низком говорится в высоком стиле, о высоком говорится в низком стиле (поэма В.И.Майкова Елисей, или раздраженный Вакх, где создается яркий комический эффект, в силу чего снижается объект повествования, пародируют «Энеиду»,большое влияние фольклора на уровне народного здорового юмора (просторечный стиль и бранная лексика) )

    2. Формированию легкой поэмы способствовал низкий поэтический жанр – шутливая поэма (Душенька Богдановича) . В душеньке исп. Поветь Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», пересказанный Апулеем миф о Купидоне и Психеи из «Золотого осла ».Богданович отказывается от возвышенной трактовки. Поэма склонна к использованию разговорного стиля, лексики.

    Именно развитию легкой поэзии способствовали появляющиеся жанры поэзии низкой.

    Помимо легкой поэзии складывается и другое направление, представляющее собой развитие в литературе сентиментальных и предромантических тенденций(М. Херасков, М. Муравьев, И. Дмитриев) . Разочарование в практиечском осуществелнии просветительских идеалов и возрастающее в поэзии личностное начало.

    Основные темы сентиментально-предромант поэзии:

    1. Противопоставление золотого века прошлого противопост текущей реальности

    2. Разочарование во всемогущей силе разума (Жизнь предстает как ежедневное повторение уже пройденного пути)

    3. Поэты предлагают человеку довольствоваться жизнью скромной, неприметной, жизнью на лоне природы, вдалеке от житейских невзгод, в связи с чем появляется в их произв целый комплекс идеалистических картин с пейзажными зарисовками

    4. Философская проблематика ( суть бытия, в связи с чем обращаются к теме непрочности, быстротечности всего сущего и жизни человека, жизнь сама по себе трагична, в связи с чем появляется мотив ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН, а также целый набор мистических мотивов, настроений, которые позволяют воспринимать смерть как избавление от земных мук), неприятие классицистической литературы, отвергают идеи просвещения, которым противопоставляют идеи Ж.-Ж. Руссо

    5. Развивают психологическую лирику, интимную, чем готовят основу для развития романтизма века 19

    6. Ирои-комическая поэма – жанр, в основе которого «лежит комическое несоответствие стиля произведения его событиям и героям. В ирои-комической поэме описываются высоким слогом, характерным для героической поэмы, «низкие» простонародные персонажи и бытовые происшествия, вследствие чего возникает пародийно-комический эффект» Знаменитым мастером этого жанра в России XVIII в. был Василий Майков. «Елисей или раздражённый Вакх»» – «правильная» ирои-комическая поэма, но отступления от правил в ней налицо: насыщенность фольклорными элементами, бытовые зарисовки, простонародная речь. В пределах одного жанра - столкновение высокого и низкого. Поэма в 5 песнях. Завязка поэмы - завышение цен на водку откупщиками. М. - противник системы откупов, которая обогащала отд. Лиц ценой народа. Бог вина Вакх разозлился на откупщиков, т.к. пьяных стало меньше. В питейном доме Вакх находит ямщика Елисея, которого и выбирает орудием мести. Между тем Е. просит у чумака вина, а потом ударяет ему в лоб, за что его берут под караул. Вакх обращ. К Зевсу с просьбой освободить Е. На что тот отвечает, что люди слишком много пьют, из-за этого плохой урожай. В тюрьме Ермий (бож.сущ-во) Елисея переодевает в жен.платье и переносит в Калинкинский дом, где сидят распутные женщины… Любовь начальницы этого дома с Е. Собрание богов на Олимпе. Наскуча любовью хозяйки Е. уходит. Он пошел в город. По дороге уснул в лесу. Но проснулся от крика женщины, кот. хотели ограбить. Это его жена. Он ее отпускает в город. А сам остается в лесу. Тут к нему спускается Силен. Ведет его в дом одного богатого откупщика, чтоб он тут пил, сколько хочет, а сам отходит на небо.Е., искав погреба, заходит в баню, где моются хозяева. Он их выгоняет. Парится. Потом идет к себе. Берет шапку-невидимку и прячется под кроватью откупщика. Лежал до тех пор, пока откупщик, встревоженный грозою, встал с постели, а он, Е., залез на кровать под бок к хозяйке. Муж думает, что его жену душит домовой. Решил пригласить ворожею. Ямщик (Е.) убоялся этого, и поэтому пошел в погреб пить вино. Елисея разоряет погреба откупщиков, бесчинствует до тех пор, пока Зевс, собрав совет богов не решает отдать его в солдаты. В поэме люди действуют наравне с богами. В поэме много грубых слов, использован бытовой материал, много натуралистических деталей. Все это способствовало рушению классицистических традиций и развитию реалистических традиций.

    Жанр «шутливой» поэмы («Душенька» И.Ф.Богдановича).

    Душенька стоит на переферии русского классицизма, с которым она связана античным сюжетом к некоторой надзиательностью повествования. Сюжет-древнегреческий миф о любви купидона и психеи. В отличие от предшественников Богданович отказался от прозы и создал стихотворнное произведение. Сюжет-сказка о супружестве девушки с неким фантастичеким сущетвом(один из образцов аленький цветок). Богданович дополнил сюжет образами руссеой народной сказки(змей горыныц, царь девица, кащей, живая и мертвая вода). Шутливая манера повествования сохранятеся по отношению ко все героям. Каждый из богов у Б наделен человеческими слабостями. Отличсется пожма не только содержанием, но и метрикой(она написана разностопным ямбм с вольной рифмовкой).

    Душенька расширила границы самого жанра поэмы, Б впервые предложил образец сказочной поэмы.

    Шутливая манера повествования сохраняется по отношению ко всем героям поэмы, начиная с богов и кончая. смертными. Античные божества подвергаются в поэме легкому травестированию, но оно лишено у Богдановича грубости и непристойности майковского «Елисея». Каждый из богов наделен чисто человеческими слабостями: — высокомерием и мстительностью, Юпитер — чувственностью, Юнона — равнодушием к чужому горю. Не лишена известных недостатков и сама Душенька. Она доверчива, простодушна и любопытна. От античных и классицистических героических поэм «Душенька» отличается не только содержанием, но и метрикой. Первые писались гекзаметром, вторые — александрийским стихом. Богданович обратился к разностопному ямбу с вольной рифмовкой.

             «Душенька» написана в стиле рококо, популярном в аристократическом обществе XVIII в. Его представители в живописи, скульптуре, поэзии любили обращаться к античным мифологическим сюжетам, которым они придавали кокетливо-грациозный эротический характер. Постоянными персонажами искусства рококо были Венера, Амур, Зефир, Тритон и т. п. Во французской живописи XVIII в. наиболее известными представителями рококо А. Ватто и Ф. Буше. Белинский объяснял популярность «Душеньки» именно особенностями, ее стиха и языка. «Представьте себе, — писал он, — что вы оглушены громом, трескотнёю пышных слов и фраз... И вот в это-то время является человек со сказкою, написанною языком простым, естественным и шутливым... Вот причина необыкновенного успеха «Душеньки»1. Вместе с тем она расширила границы самого жанра поэмы. Богданович первый предложил образец сказочной поэмы. За «Душенькой» последуют «Илья Муромец» Карамзина, «Бова» Радищева, «Альоша Попович» Н. А. Радищева, «Светлана и Мстислав» Востокова и, наконец, «Руслан и Людмила» Пушкина.
    Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество М.М.Хераскова.

    Творчество М. М. Хераскова, одного из учеников Сумарокова, обширно и разнообразно. Он выступает и как продолжатель традиций классицизма, и как один из зачинателей русского сентиментализма. Как классицист он писал оды, трагедии, басни, поэмы. Как сентименталист — слезную драму «Друг несчастных» и ряд других произведений. Кроме того, ему принадлежит несколько политико-философских романов: «Нума, или Процветающий Рим», «Кадм и Гармония», «Полидор, сын Кадма и Гармонии».

     

             «Россияда»

     

             Лучшее произведение Хераскова — эпическая поэма «Россияда» (1779). Ей предшествовала другая, меньшая по объему поэма «Чесменский бой», посвященная победе русского флота над турецким в 1770 г. в Чесменской бухте.

             В отличие от «Тилемахиды», сюжет «Россияды» не мифологический, а подлинно исторический — завоевание Иваном Грозным Казанского царства в 1552 г. Это событие Херасков считал окончательным избавлением Руси от татарского ига. Военные действия против Казани осмыслены в поэме в нескольких планах: как борьба русского народа против своих угнетателей, как спор христианства с. магометанством и, наконец, как поединок просвещенного абсолютизма с восточным деспотизмом. Иван Грозный выступает в поэме не как самодержавный правитель XVI в., а как монарх, представленный автором в духе просветительских идей XVIII в. Прежде чем начать поход, он боярскую думу и выслушивает различные мнения о своем решении. Разгорается спор. Лукавый царедворец боярин Глинский лицемерно советует царю не. рисковать своей жизнью. Решительный отпор Глинскому дают Курбский и Адашев. Чувствуя поддержку умных и честных сподвижников, Грозный открывает военные: действия. В совершенно ином свете выступают правители Казани. Деспотически правя татарами, они, еще более жестоко обращаются с порабощенными народами. «Казань, — пишет Херасков, — рукою меч несет, другой — звучащу цепь».[110]

             По жанру «Россияда» — типичная эпическая, героическая поэма XVIII в. Сюжетом для нее служит событие государственной и даже национально-исторической значимости. Начинается поэма традиционной фразой: «Пою от варваров Россию свобожденну...»[111] Большое место в ней занимает описание битв, которые изображены то как грандиозное сражение, то как единоборство двух воинов. Симметричность композиции достигается непеременным перенесением действия то в русский, то в татарский лагерь, во главе которого стоит татарская царица Сумбека. Ивана IV и Сумбеку окружают вельможи, военачальники, священнослужители. Помощниками русских выступают ангелы, татар — волшебники и мифологические чудовища.

             Контрастно изображена героика в каждом из враждующих станов. У русских она лишена эгоистического начала и всецело подчинена общей, национальной цеди. В татарском лагере в нее вплетаются личные, своекорыстные мотивы: борьба за власть, любовное соперничество (например, три рыцаря, влюбленные в персиянку Рамиду и посланные ее. отцом на помощь казанцам). Обильно представлены в поэме параллели с античными образцами. Мстительная Сумбека сравнивается то с Медеей, то с Цирцеей, Прощание Ивана Грозного с женой напоминает сцену расставания Гектора с Андромахой. Из «Энеиды» перенесена сцена чудесного видения, открывающего герою будущее его отечества. В священной книге русский царь видит «смутное время», и Минина с Пожарским, и Петра I, и его преемников, вплоть до Екатерины II.

             И все же, несмотря на иностранные источники, перед нами произведение русского классицизма, имеющее корни в национальной литературе. Среда русских источников «Россияды» на первом месте стоит «Казанский летописец». Из воинской повести в поэму перенесен традиционный образ «смертной чаши». Из исторической песни об Иване Грозном взята автором сцена подкопа под Казанские стены. Былинами подсказан образ огнедышащего змея, олицетворяющего татарский стан. Грозный и его сподвижники напоминают князя Владимира и его богатырей. Литературная слава «Россияды» оказалась недолговечной. Встреченная восторгом современников, она уже в начале XIX в. подверглась критике и постепенно утратила свой авторитет у читателей. ...
    Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество Н.А.Львова.

    • -Идет явная переоценка ценностей и законов эстетической системы классицизма

    • -Проявление, складывание и появление новых литературных направлений

    • -Отражение в поэзии просветительских идей и демократизация литературы в целом

    • Рождение в литературе третьего сословия

    • Сближение литературы с жизнью, что проявилось в появлении и развитии низких жанров

    • Низкие жанры в поэзии – жанр ироикомической поэмы(героическая и комическая поэма, или же смешная героическая поэма. Это низкий поэтический жанр, в основе которого лежит явное несоответствие содержания форме( оно сознательно подчеркивается), и в этом сознательном акценте заключается комизм создаваемых произведений.

    • Это несовпадение проявляется в :

    • О низком говорится в высоком стиле, о высоком говорится в низком стиле (поэма В.И.Майкова Елисей, или раздраженный Вакх, где создается яркий комический эффект, в силу чего снижается объект повествования, пародируют «Энеиду»,большое влияние фольклора на уровне народного здорового юмора (просторечный стиль и бранная лексика) )

    • Формированию легкой поэмы способствовал низкий поэтический жанр – шутливая поэма (Душенька Богдановича) . В душеньке исп. Поветь Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», пересказанный Апулеем миф о Купидоне и Психеи из «Золотого осла ».Богданович отказывается от возвышенной трактовки. Поэма склонна к использованию разговорного стиля, лексики.

    • Именно развитию легкой поэзии способствовали появляющиеся жанры поэзии низкой.

    • Помимо легкой поэзии складывается и другое направление, представляющее собой развитие в литературе сентиментальных и предромантических тенденций(М. Херасков, М. Муравьев, И. Дмитриев) . Разочарование в практиечском осуществелнии просветительских идеалов и возрастающее в поэзии личностное начало.

    • Основные темы сентиментально-предромант поэзии:

    • Противопоставление золотого века прошлого противопост текущей реальности

    • Разочарование во всемогущей силе разума (Жизнь предстает как ежедневное повторение уже пройденного пути)

    • Поэты предлагают человеку довольствоваться жизнью скромной, неприметной, жизнью на лоне природы, вдалеке от житейских невзгод, в связи с чем появляется в их произв целый комплекс идеалистических картин с пейзажными зарисовками

    • Философская проблематика ( суть бытия, в связи с чем обращаются к теме непрочности, быстротечности всего сущего и жизни человека, жизнь сама по себе трагична, в связи с чем появляется мотив ЖИЗНЬ ЕСТЬ СОН, а также целый набор мистических мотивов, настроений, которые позволяют воспринимать смерть как избавление от земных мук), неприятие классицистической литературы, отвергают идеи просвещения, которым противопоставляют идеи Ж.-Ж. Руссо

    • Развивают психологическую лирику, интимную, чем готовят основу для развития романтизма века 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта