Главная страница
Навигация по странице:

  • Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество М.Н.

  • Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество И.И.

  • Г.Р. Державин. Своеобразие личности, судьбы и

  • Эволюция Державина-поэта и его поэтическое новаторство. Основные мотивы и жанры

  • Преодоление Державиным поэтики классицизма в одописи. Идейно-художественное своеобразие оды Державина

  • Русская драматургия 1760-1790-х гг. Развитие жанров комедии и комической оперы. «Анюта» М.И.

  • Экзамен. Контрольные вопросы к экзамену. Литература 18 века Авторская Преимущественно печатная


    Скачать 196.34 Kb.
    НазваниеЛитература 18 века Авторская Преимущественно печатная
    АнкорЭкзамен
    Дата01.07.2021
    Размер196.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонтрольные вопросы к экзамену.docx
    ТипЛитература
    #222805
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    Литературное наследие Львова невелико. Интересны его шуточные стихотворения-Русский новый 1791 год, Ботаническое путешествие на Дудорову гору и оды, на которые оказал влияние предромантизм. В журнале Санкт-Петербургский вестник в 1780 году появляетяся песня Львова без подписи Цари вы светом обладайте, дебюто м считается стихотворение Идиллия Вечер 1789 года ноября 8.

    Послания Львова. Относятся к числу наиболее примечательных досижений его дарования. Множество образов, пародии на стили, метрические жксперименты способствуют созданию особого художественного мира посланий, центральное место в которых занимает тема творческой личности.

    Близки посланиям его поэмы, которые роднит разговорная речь образованных людей того времени, ирония и свободная лексика. Зима вышла 1791 году: первая часть строится на уподоблении наступления времени году приезду богатой барыни, перекраивающей все по своему желанию,, с др стороны морозы неотделимы от золотого века, гармонического уклада, но все были неприспособленнык такой стуже и солнце сжаливается над россиянами, а госпожа оказывается в бедственном положении.

    С литературными спорами 1790-х годов о достоинствах русского героического эпоса, связано создание Н. А. Львовым поэмы «Добрыня», явившейся ответом на публикацию во II части альманаха «Аглая» в 1795 году богатырской сказки «Илья Муромец». Для H. M. Карамзина, ее автора, в данный период разница между русскими былинами и галантным рыцарским эпосом не была существенна; поэтому он считал важным подчеркнуть, что Илья Муромец имел «сердце нежное» и «душу чувствительную». Вряд ли подобная постановка вопроса могла прийтись по вкусу Н. А. Львову, осознававшему, как никто другой, самобытность фольклора своей страны.

    Таким образом, поражающее в первый момент своей «пестротой» наследие Н. А. Львова оказывается теснейшим образом связано с борьбой эстетических идей его времени, в силу чего предлагаемые в данном сборнике вниманию читателя произведения, значительная часть которых публикуется впервые, не только обогащают наши знания о литературном процессе в России на исходе XVIII столетия, но и приоткрывают тайну глубоко индивидуального мировосприятия замечательного русского поэта, архитектора, ученого.

    Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество М.Н.Муравьева.

    Расцвет деятельности Муравьева относится к 1770—1780-мгг. В 1773 г. появляется его сборник «Басни», в 1775 г. — «Оды», в периодических изданиях 1770—1780-х гг. поэт печатает ряд произведений, но значительная часть его творчества не была опубликована при жизни. Первые опыты Муравьева еще очень традиционны (оды на военные победы и басни). Однако трансформация жанра оды, намеченная Херасковым, осуществляется Муравьевым с еще большей решительностью. «Отход Муравьева от классицизма, — замечает исследователь, — начался тогда, когда он, отказавшись от воспевания гнева „бога браней“, от оды, „алчными глазами“ взглянул на мир и, перепутав все жанры, превратил свои стихи в лирический дневник».

    Действительно, автобиографические мотивы, еще очень робко вводившиеся поэтами 1760-х гг., постепенно становятся определяющими в лирике Муравьева. Подражая Горацию, поэт сопровождает некоторые оды из сборника 1775 г. подзаголовками-посвящениями: «Ода вторая. К А. М. Брянчининову», «Ода десятая. Весна. К Василию Ивановичу Майкову». Вместо титулованных особ адресатами поэзии Муравьева становятся его друзья и близкие. Самая ода превращается в более интимный жанр — дружеское послание. Философские размышления в духе Хераскова оказываются связаны в лирике Муравьева с конкретными событиями, близко касающимися самого поэта и дорогих ему людей. Так, в стихотворении «Путешествие» он вспоминает о днях, проведенных «с нежнейшим из отцов, с сестрою несравненной», сестре посвящает лирическое послание «К Феоне», ей же «присваивает» собрание своих стихов («Присвоение сей книги Федосье Никитишне») и др.

    Убежденность поэта в том, что счастье человека не в богатстве и почестях, проявляется не только в декларациях, но и в его умении передать радость общения с близкими людьми. Герой Муравьева — человек с «чувствительной душой»; его идеал — скромная, но деятельная жизнь, приносящая пользу обществу и удовлетворение себе самому. Муравьев не только плодотворно использовал достижения Хераскова, Ржевского и других старших современников, но и теоретически и практически начал обосновывать художественные принципы нового литературного направления — сентиментализма.

    В «Опыте о стихотворстве», написанном во второй половине 1770-х гг., Муравьев сам формулирует некоторые из этих принципов, советуя начинающему поэту:

    Страстей постигнуть глас и слогу душу дать,
    Сердечны таинства старайся угадать.
    Движенье — жизнь души, движенье — жизнь и слога,
    И страсти к сердцу суть вернейшая дорога

    В стихотворении, которое служит поэтической декларацией, Муравьев впервые обращает внимание на необходимость проникновения во внутренний мир человека. Поэт должен постигнуть «сердечные таинства», «жизнь души» с ее противоречиями и переходом из одного состояния в другое. Самая категория времени меняется в сознании Муравьева по сравнению с его предшественниками. Каждое мгновенье неповторимо, и задача художника — уловить и запечатлеть его, передав, по возможности, его характер:

    Мгновенье каждое имеет цвет особый,
    От состояния сердечна занятой.
    Он мрачен для того, чье сердце тяжко злобой,
    Для доброго — златой.

    В цикле стихов, названных «Pièces fugitives», Муравьев стремился передать движение жизни, мимолетность каждого данного состояния:

    Что в свете есть прекрасно,
    Похитить поспешай
    И, чтоб представить ясно,
    Все виды вдруг смешай.

    Новые художественные задачи предопределили и новое отношение поэта к языку. Г. А. Гуковский, детально исследовавший этот вопрос, писал о слоге Муравьева: «Слова начинают значить не столько своим привычным словарным значением, сколько своими обертонами, эстетически-эмоциональными ассоциациями и ореолами».12 В поэзии Муравьева появляются эпитеты, характерные и для более поздней лирики сентиментализма: «разговора сладкий ток», «сладостны дыханья», «сладкий покой», «кроткий луч», «стыдливая луна», «милое мечтанье» и т. д. Эпитет «тихий», употреблявшийся Херасковым в основном как антоним по отношению к слову «громкий», приобретает новые нюансы, приближающие это слово к значению «приятный», «нежный», «безмятежный»: «тихий сон», «тихий трепет», «тихая светлость, объемлющая душу».  

    Последовательно развивая просветительскую идею о внесословной ценности личности, Муравьев не только в стихах, но и в прозаических этюдах много размышлял об этической стороне человеческой жизни, о единении добра и красоты, о необходимости служения другим людям и участия в общественной жизни.
    Русская поэзия 1760-1790-х гг. Творчество И.И.Дмитриева.

    Представитель сентиментализма. Сознательно отдавал предпочтение низким жанрам(стиз сказка, басня, сатира). Помимо лирических стих, придворных од и посланий напсиал 68 басен. Основная часть-переводы, в неокоторых изменял сюжет, в некотторых нет, но свсе равно они считаются оригинальными, тк из низкого стиля она переходит в средний, она утрачивает прямую нравоучительность и грубоватую простонародность слога, в басне он рассказывает о событиях, обнаруживая моральные истины. Героем басен стал добрый человек, умный, ироничный.

    Одним из первых пытался привить литературе элементы народной поэзии и написал ряд пессен в народном дузе(Голубок). Использует уменьшительно-ласкательные слова, чтобы передать трогательность чувства. Песни Дмитриева были не органичны. Ему был чужд субъективизм, пгружения в глубины духа его не увлекало. В 1792 году пишет песню Наслаждение-гимн радости бытия, в 1795-Други время скоротечно. Писал сатиры(Чужой толк-против напыщнны одописцев), ссказки, в которых отстутствовали фантастические элементы, это простая уолвка для смягячения тона сатир. Поэзия Дмитриеваа питается психологическими переживания среднепоместного дворянства. Интимная лирика заглушается в творчестве Дмитриева перепевами придворной оды и аристократической поэзии. В 1803-805 году выхогя Сочинения и переводы, которые стали итогом его поэтического творчества.

    Идея внесословной ценности человека, появившаяся в России еще в начале XVIII века, во второй половине столетия приобретает все более богатое содержание. Человек становится замечателен не только своими деловыми качествами, но и Достоинствами «души». Эта идея имела глубокий смысл, так как сентиментализм опирался на нее, вполне закономерно и исторически обусловленно. Наиболее полно и глубоко выражены принципы сентиментализма в творчестве самых талантливых поэтов: Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева.

    И.И. Дмитриев — человек, проведший всю жизнь на государственной службе, что не помешало ему заниматься творчеством, и причем достаточно успешно. Дмитриев более всего прославился как автор иронических «сказок», басен и песен. В своих песнях он свел поэзию с высот оды, приноровив ее к выражению непритязательных и конкретных переживаний «чувствительного сердца». Песню Дмитриева «Стонет сизый голубочек» еще полвека спустя пели русские люди. Любовная лирика занимает большое место в стихотворном наследии поэта. Он писал свои любовные стихотворения, как уже говорилось выше, в сентиментальной традиции. В стихотворении «Любовь и дружество» любовь оказывается силой, которую невозможно победить, как невозможно и понять: «Среди любви рассудок бесполезен». Любовь здесь — неразрешимая дилемма, то, что разрешается только смертью. А в стихотворении «К лире» любовь опять описывается как чувство, захватывающее человека, освободиться от которого невозможно, пока он жив, опять возвращает нас к любви как чувству всеобъемлющему. А «Стансы к Н.М. Карамзину» говорят уже о любви дружеской. Но мрачные ноты встречаются и светлой поэзии Дмитриева: стихотворение «К Г.Р. Державину» проводит мысль о том, что все в этом мире преходяще, и смерть сильнее любви. Стихотворение Дмитриева силен автобиографический момент, особенно в его стихотворениях, посвященных друзьям.
    Г.Р. Державин. Своеобразие личности, судьбы итворчества.

    Державин родился в семье провинциального Казанского помещика . Род происходил от древнего татарского рода (вельможа Погрим). С 1762 года ГР начинает служить, приписан к государевой службе, начал с военной службы с должности рядового в Преображенском полку. До первого офицерского чина дослужится через 10 лет(так как был беден,малообразован и не родовит). В 60 годы он начал заниматься творчеством, (из автобиографии - в те годы он пристрастился марать стихи без всяких правил). На стацкую службу перейдет в 70 годы, вскоре, после подавления крестьянского бунта Емельяна Пугачева. Державина чуть не отдали под суд, так как не поладил с начальством. Подал начальствую записку, в которой со своей т.з. описал причины бунта (злонравия дворян). В 70, примерно с 74г годы начнет писать оды, похвальные, в подражанию ломоносовской традиции. В 1776 году состоится знакомство и дружба ГР с молодыми литераторами (Львов, Капнист и д.р.– «львовско-державинский кружок», осн. смысл программы – все они вышли из классицизма и все отвергли его, идея создания абсолютно новой литературы). На протяжении жизни державин ощущал необходимость материальную и оральную, потому служил и писал, служба и творчество. В этом он видел свою судьбу и предназначение. Стацкая служба начинается с должности оберпрокурора сената (Вяземский был им не очень доволен). В 1784 году был назначен губернатором сначала Олонецкого края(вологодская обл и часть карелии), через год переводят на должность губернатора в томбовскую губернию. По месту службы развивал активную деятельность (открывал театры и т.д.). Через 3 года смещают с губернаторской должности и отдают под суд по доносу, но он получает помилование. В поэзии в конце 70-нач90 годов подражательный период заканчивается , начинается особый его путь (автобиография - он хотел подражать г-ну Ломоносову, с 1779 года избрал особый путь). В 80-90г напишет ряд одических произведений, которые принесут ему славу и награду (1779 год – «на смерть князя мещерского», 1780г – «властителям и судиям», 1782г – «Фелица», 1784 – «Бог» (приносит европейскую славу), 1791г – героическая ода «на взятие Измаила», воспевает подвиг Суворова, 1791г – философская ода «Водопад», связана со смертью Потемкина, 1794г – сатирическая ода «Вельможа»).В начале 91 года Д. оказывается приближен ко двору, получает должность секретаря при Екатерининском кабинете. Через 2 года покидает. В 1793 году был удален от императрицы в сенат, далее его назначают президентом министерства торговли. После смерти Е2 император П1 благоволил Державину, позже охладел. Александр 1 назначает Державина в 1802 году министром юстиций. В 1809 году Державин уходит в отставку, его доклады о беззакониях власти стали причиной недовольств. В эти же годы в творчестве и поэзии переживает период нового расцвета, уже выступает как родоначальник Русской гражданской лирики.1797 В «Памятнике» подводит итог всему сделанному в литературном творчестве. Последний период тв – «Анакреонтические песни» 1804г, драма «Пожарский, или освобождение москвы», опера «Грозный, или покорение казани», прозаические произведения любопытного характера – литературоведческие теоретические работы ( его литературные автобиографии), 1812-1813 годы – автобиографические записки, где рассказывает о своей жизни, службе, жизни при дворе и т.д. Последние годы жизни он весьма активно участвует в литературной жизни, в спб доме собирается лит общество – «общество любителей русского слова». 1816 год – последний в жизни Державия, в селе Званка, Новгородская губерния. За несколько часов до смерти напишет последнее свое стихотворения.

    Особенности стихотворного творчества Державина (Первые произведения были подражательными (Ломоносов, тредиаковский, сумароков). Поэт ни раз заявлял, что объектом поэзии должна быть сама жизнь. Поэзию д отличает то, что д всегда отражает реальность, жизнь, широко и многогранно. На совмещении определяется индивидуальность его творчества. Д. трансофрмирует, меняет ожическую традицию, меняет каноны классицизма : 1. Д. пишет традиционные похвальные и героикл-патриотич оды, но помимо традиционных типов оды создаёт и новые одичнсаие произведения, которые совмещают традиции оды и элементы других жанровых образований. Одические произведения эллегического содержания (на смерть князя мещерского), Одические произведения философ. Содержания (бог, водопад), Одические произведения сатирического содержания (фелица, вельможа, властителям и судиям).
    Эволюция Державина-поэта и его поэтическое новаторство. Основные мотивы и жанрыпоэзии.

    Гаврила Романович Державин — крупнейший поэт XVIII в., один из последних представителей русского классицизма. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая новые возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь к романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить следующие типы: гражданские, победно-патриотические, философские и анакреотические. Особое место занимает автобиографическая поэзия. В своем поэтическом развитии Державин был многим обязан. Державин первым из русских поэтов подошел к изображению собственного человеческого облика — внешнего, портретного и внутреннего — в его неповторимой исторической и бытовой индивидуальности. Благодаря присущему им автобиографизму стихи его зачастую требуют для потомков исторического комментария. Природа интересует поэта не как повод для выражения возбуждаемых ею чувств, она интересует его во всем богатстве своих неповторимых красок и звуков. Олицетворенные по традиции классицизма образы природы не мешают поэту воспроизвести реальные черты пейзажа. Новаторство Державина проявилось не только в пределах разработки существовавших до него стихотворных форм, но и в поисках новых. Особенным разнообразием и сложностью отличается державинская строфика. В области метрики он отваживается на «смешение мер» — сочетание в рамках одного произведения разных стихотворных размеров (например, в стихотворении «Ласточка»), чем достигает ритмических эффектов, казавшихся чересчур дерзновенными его друзьям и почитателям. Во вторую половину жизни в одах Державина все чаще звучат горацианские мотивы. Поэт с редкой любовью и красочностью прославляет блага счастливой, сытой и привольной жизни екатерининского вельможи, его богатство, радость и утехи. Но в поэзии его постоянно звучит и мысль о скоротечности жизни с ее утехами и богатством перед лицом вечности, неумолимо стирающей с лица земли и отдельных людей, и целые царства, и народы.Гражданские оды.Эти произведения Державина адресованы лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. Их пафос не только хвалебный, но и обличительный, вследствие чего некоторые из них Белинский называет сатирическими. К лучшим из этого цикла принадлежит «Фелица», посвященная Екатерине II. Она отражает новый этап просветительства в России. Просветители видят теперь в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан. Поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. На первом месте среда них стоит законодательство, от которого, по мнению просветителей, прежде всего зависит судьба подданных. И державинская Фелица, выступает как милостивая монархиня-законодательница. Новаторство Державина проявилось в «Фелице» не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры. Таких произведений предшествующая литература не знала, поскольку правила классицизма четко разграничивали эти явления. Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи. До Державина объектом сатиры были рядовые дворяне. Победно-патриотическая лирика. Одним из таких явлений было его стихотворение «Снегирь» — поэтический отклик на смерть А. В. Суворова. В стихотворении «Снегирь» Державин поставил перед собой принципиально иную задачу. Он пытался создать неповторимый облик своего покойного друга, излагая подробности его жизни. Философские оды. К этой группе произведений Державина принадлежат ода «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог». Своеобразие философских од состоит в том, что человек рассматривается в них не в общественной, гражданской деятельности, а в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных среди них, по мысли поэта, — закон уничтожения — смерть. Так рождается ода «На смерть князя Мещерского». Непосредственным поводом к ее написанию послужила кончина приятеля Державина, князя А. И. Мещерского. ода «Бог». Она была переведена на ряд европейских. В ней говорится о начале, противостоящем смерти. Бог для Державина — «источник жизни», первопричина всего сущего на земле и в космосе, в том числе и самого человека. На представление Державина о божестве оказала влияние философская мысль XVIII в. Анакреонтические стихи. В стихотворении «К лире» Державин обращается к вопросу, поднятому еще Ломоносовым в «Разговоре с Анакреоном»: что следует воспевать — любовь или славу героев? Ломоносов отдавал предпочтение героической поэзии. И Державин вслед за Ломон вначале воспевал современных ему героев у царей, но потом решает перейти лучше от героической поэзии к любовной. Любовь, воспеваемая Державиным, носит откровенно эротический характер. Это земное, плотское чувство, переживаемое легко, весело, шутливо, как удовольствие, человеку самой природой (стихотворения «Желание», «Люси», «Портрет Варюши»)

    Преодоление Державиным поэтики классицизма в одописи. Идейно-художественное своеобразие оды Державина«Фелица».

    Новаторские черты д. Одической поэзии :
    1. Реформирует содержание и форму оды
    2. Более широко в своём Одическом творчестве отражает жизнь современную и жизнью частную, повседневную, бытовую (происходит и за счёт расширения тематики одических произведений)

    3. В одах изображение жизни подаётся в двух плоскостях, с точки зрения утверждения её и отрицания её (в одических произведениях сочетается лирическое, одическое и сатирическое начало, в связи с этим сочетания идеализированных портретов с сатирическими зарисовками(фелица)) 

    4. Одам державина присущ дидактический характер, иногда нравоучения прямолинейны

    5. Многие оды державина имеют автобиографические черты, отход от традиционного образа повествователя 

    6. Разнообразная жанровая природа. В оды д. входят многочисленные малые жанровые образования (фелица). Жанр ансамбля (ред.) 

    7. В одах совмещаются традиции классицизма с реалистическим и предромантическим творчеством

    8. индивидуально-авторский стиль (забавный русский слог), совмещение высокого торжественного стиля с разговорным.

    9.совмещение разных стихотворных размеров

    10. эксперименты со строфами , фрагменты с использованием вольного стиха

    11. использование выражений разговорной речи

    12. речевые обороты фольклорного происхождения

    13. зачастую отказывается от салонной речи

    Его новаторские черты определили развитие русской поэзии в дальнейшем.

    Державин обратился к Екатерине II не прямо, а косвенно — через ее литературную личность, воспользовавшись для оды сюжетом сказки, которую Екатерина написала для своего маленького внука Александра. Действующие лица аллегорической «Сказки о царевиче Хлоре» — дочь киргиз-кайсацкого хана Фелица (от латинского felix — счастливый) и молодой царевич Хлор заняты поиском розы без шипов (аллегория добродетели), которую они и обретают, после многих препятствий и преодоления искушений, на вершине высокой горы, символизирующей духовное самосовершенствование.

    Это опосредованное обращение к императрице через ее художественный текст дало Державину возможность избежать протокольно-одического, возвышенного тона обращения к высочайшей особе. Подхватив сюжет сказки Екатерины и слегка усугубив восточный колорит, свойственный этому сюжету, Державин написал свою оду от имени «некоторого татарского мурзы», обыграв предание о происхождении своего рода от татарского мурзы Багрима.

    Торжественная ода Державина соединяет в себе этические установки старших жанров — сатиры и оды, некогда абсолютно контрастных и изолированных, а в «Фелице» соединившихся в единую картину мира. Само по себе это соединение буквально взрывает изнутри каноны устоявшегося ораторского жанра оды и классицистические представления о жанровой иерархии поэзии и чистоте жанра.

    В оде «Фелица» современников, привыкших к абстрактно-понятийным конструкциям одических обликов идеального монарха, потрясла именно бытовая конкретность и достоверность облика Екатерины II в ее повседневных занятиях и привычках: Мурзам твоим не подражая, Почасту ходишь ты пешком, И пища самая простая Бывает за твоим столом; Не дорожа твоим покоем, Читаешь, пишешь пред налоем И всем из твоего пера Блаженство смертным проливаешь;Подобно в карты не играешь,Как я, от утра до утра.

    Индивидуализированному и конкретному персональному облику добродетели противостоит в оде «Фелица» обобщенный собирательный образ порока, но противостоит только этически: как эстетическая сущность, образ порока абсолютно тождествен образу добродетели, поскольку он является таким же синтезом одической и сатирической типологии образности, развернутым в том же самом сюжетном мотиве распорядка дня: А я, проспавши до полудни,Курю табак и кофе пью;Преобращая в праздник будни,Кружу в химерах мысль мою:То плен от персов похищаю,То стрелы к туркам обращаю;То, возмечтав, что я султан,Вселенну устрашаю взглядом;То вдруг, прельщаяся нарядом,Скачу к портному по кафтан...

    И здесь нельзя не заметить двух вещей: во-первых, того, что прием саморазоблачительной характеристики порока в его прямой речи генетически восходит прямо к жанровой модели сатиры Кантемира, а во-вторых, того, что, создавая свой собирательный образ мурзы в качестве лирического субъекта оды «Фелица» и заставляя его говорить «за весь свет, за все дворянское общество» [9], Державин, в сущности, воспользовался ломоносовским одическим приемом конструкции образа автора. В торжественной оде Ломоносова личное авторское местоимение «я» было не более чем формой выражения общего мнения, и образ автора был функционален лишь постольку, поскольку был способен воплощать собою голос нации в целом — то есть носил собирательный характер.

    Таким образом, в «Фелице» Державина ода и сатира, перекрещиваясь своими этическими жанрообразующими установками и эстетическими признаками типологии художественной образности, сливаются в один жанр, который, строго говоря, уже нельзя назвать ни сатирой, ни одой. И то, что «Фелица» Державина продолжает традиционно именоваться «одой», следует отнести за счет одических ассоциаций темы. Вообще же это — лирическое стихотворение, окончательно расставшееся с ораторской природой высокой торжественной оды и лишь частично пользующееся некоторыми способами сатирического миромоделирования.

    Пожалуй, именно это — становление синтетического поэтического жанра, относящегося к области чистой лирики — следует признать основным итогом творчества Державина 1779—1783 гг.

     

    Русская драматургия 1760-1790-х гг. Развитие жанров комедии и комической оперы. «Анюта» М.И.Попова

    В 60г 18 века появляется новый жанр – комическая опера. Это драматургическое произведение, но произведение, которое отличается жанровым синкретизмом, т.е. создается на стыке разных видов искусств. Комедия с музыкальным сопровождением, которое чаще всего предполагало наличие вставных дуэтов, арий, хоров, пение куплетов, хореогр. Номера и постановки. В дальнейшем КО ушла(к концу 18в), но именно она дала толчок к развитию и созданию более актуальных похожих драматургических жанров, т.е. в век 19-20 ушли водевиль (19в), мюзиклы (20в).

    КО: Анюта (М. Попов), СПб гостиный двор (Матинский), Мельник – колдун обманщик и сват (Облесимов), Несчастье от кареты (Княжин)

    Особенности КО (общ черты, отличительные ):

    1. Основа, как правило, - социальный конфликт, сословный конфликт , движущая сила сюжета – столкновение богатого и бедного, унижаемого с властителем, чаще всего победа добра над злом, раскаяние и исправление в финале. Авторы таким образом пытались донести до зрителя мысль о том, что наказание порока неизбежно, как и торжество добродетели ;

    2. Наличие любовного сюжета (чаще всего по принципу любовного треугольника(он, она, мешающее ОНО(могли быть родители, сословные предрассудки, отриц герои, исторические устои, жизненные обстоятельства))) .Ряд сюжетных схем любовного характера (сложившиеся уст мотивы – сватовство, похищение невесты, обнаружение потерянного или спрятанного)

    3. КО отличает счастливый финал ( для главных героев положительных)

    4. Круг главных героев и персонажей: представители третьего сословия(крестьяне, вольные крестьяне, купцы, мещане, мелкие чин и проч), персонажи дворянства, но почти всегда они выполняли отрицательную функцию; именно в КО активную роль начинают играть женские образы, женские персонажи, именно чаще всего они одерживают победу за свое счастье; активная роль образа слуги (слуга-плут, слуга-шут)

    Первой, самой популярной комической оперой является КО М. Попова «Анюта» (впервые выведены крестьяне в главных ролях) . Законы классицистической драматургии выходят на первый план (любовная линия на первом плане (между героями-дворянами)) .

    Одна из самых первых попыток изображения на русской сцене крестьянской жизни принадлежит М. Попову в его комической опере «Анюта» (1772).

    Своих героев-крестьян Попов заставляет говорить простонародным языком, передавая его фонетические особенности в письме и сближаясь в этом направлении с аналогичными попытками Лукина. Он далек от стремления создать пастушескую идиллию и изображает трудовой характер крестьянского быта в противовес мотовству и беззаботности дворянства. Крестьяне на сцене не сидят без дела; автор указывает в ремарках: «Мирон рубит дрова и голосом следует за ударами: га... га... га...»; «Филат складывает дрова». В беседе между Мироном и Филатом раскрываются тяготы, ложащиеся на крестьянство, притеснения старосты, вымогательства подьячих, которые «взятки и с живых и с мертвых собирают». Взаимоотношения между крестьянином и помещиком четко намечены в песенке Мирона.

    Крестьяне далеки от довольства своей жизнью. «Охти, охти, крестьяне, — говорит тот же Мирон, — зачем вы не дворяне?» ...

    Про вас бы работали,

    А вы бы лишь мотали.

    А нашей так бёды не подымаёт грудь...»

    «Денежки» с мужика вымогает не только барин. Староста требует с крестьян складчины для подарка подьячему: «мир стал говорить, что ныня де у нас, Пафнутьич, знать ведь голод», — но платить все-таки приходится. От всего сердца идут жалобы крестьян на непосильные поборы, на «злой кропивный род» судейских.

    В «Анюте» ощущается противопоставление городской и крестьянской жизни и предпочтение сельского быта. Однако социальный протест, присущий «Анюте», носит робкий и умеренный характер. Демократизм Попова ограничен уступками дворянской идеологии, и сюжетный конфликт разрешается в пользу последней. Анюта, с детства живущая у крестьянина Мирона и назначенная в жены батраку Филату, оказывается дворянкой, дочерью офицера, теснимого личными врагами и вынужденного скрываться, отдав дочь на воспитание крестьянам, поэтому она вполне достойна любви дворянина Виктора.

    Попов не решился бросить вызов сословным предрассудкам и снял социальную остроту сюжета, уравняв общественное положение любовников.

    Крестьяне с радостью принимают деньги от Виктора, и неудавшийся жених Филат униженно благодарит барина. Пьеса кончается нравоучением хора. Несмотря на примирительный вывод, комическая опера Попова «Анюта» представляет большой интерес уже в силу попытки автора вывести на сцену представителей крепостного крестьянства и построить сюжет на русском бытовом материале.
    .

    Русская драматургия 1760-1790-х гг. Развитие жанра «слезной драмы» («Мот, любовию исправленный» В.И. Лукина, «Мельник – колдун, обманщик и сват» А.А. Аблесимова, «Санкт– Петербургский гостиный двор» М.А. Матинского – повыбору).

    Одной из первых тенденций явл. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Проявляется в интересе к низким жанрам. В драматургии в это время отмечается развитие таких жанров, как слезная/мещанская драма, комическая опера и комедия.

    Особенности низких жанров:

    • Авторами становились представители третьего сословия (авторы мелкотравчатые(Чулков))

    • Рассчитаны произведения были на круг широкий и демократический (зрителя)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта