Главная страница

Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века


Скачать 0.86 Mb.
НазваниеЛитература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
Дата12.12.2022
Размер0.86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkorovina_li_9_metod_sovety.doc
ТипЛитература
#840062
страница7 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Лирика,
«Кому на Руси жить хорошо»


      «Творчество Некрасова принадлежит к тем явлениям культуры, без которых сегодня нельзя представить развитие русской литературы и русской общественной жизни.
      С его именем связана целая эпоха в истории нашей отечественной поэзии. С редкой искренностью и силой отразились в лирике Некрасова настроения, мысли, идеалы, которые были свойственны лучшим людям 50—70-х годов XIX века...
      Поэзия Некрасова была „обнаженным нервом“ этой эпохи, нервом правды, любви и гнева. Поэт заставлял своих современников прислушиваться к голосу страдающего народа...» — так начинается книга З. Я. Рез «Лирика Н. А. Некрасова в школьном изучении», так можно начать разговор о поэте с девятиклассниками.
      По мнению литературоведов, Некрасов воссоединил культуру образованных слоев русского общества с простонародной русской культурой, активно встал на защиту крестьянских масс.
      «Если для Пушкина важно подключить русский опыт к мировому, то для Некрасова становится существенным выявить особенное содержание этого опыта... Образным эквивалентом народных желаний и устремлений самого поэта становится сквозной образ дороги, пути, сплетающийся с мечтами о счастливой доле. Наконец, характер русского человека в поэзии Некрасова раскрывается как в общественных декларациях, так и в душевном строе, в его самых интимных чувствах — в переживании творчества, в любви, дружбе, т. е. во всем, что составляет непосредственно проявляемую натуру демократа», — пишет В. И. Коровин в книге «Русская поэзия XIX века».
      Начать разговор о Некрасове нужно с повторения того, что ранее было воспринято учащимися, — с поэмы «Русские женщины» и стихотворений «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога» и других стихотворений, прочитанных самостоятельно.
      В произведениях, которые знакомы школьникам, — плач и скорбь, жалость и гнев, протест против несправедливости, ужас и горечь перед полной беззащитностью человеческой личности.
      Широко звучат в произведениях поэта фольклорные мотивы, плачи, песенные напевы. Некрасовская муза всем сердцем откликается на беды народные. Указывая на крестьянку, которую били кнутом, поэт, обращаясь к Музе, горестно восклицает: «Гляди! Сестра твоя родная!» Как понимают это школьники? Как воспринимают сочетание низкого (в первой строфе этого стихотворения) и высокого (во второй строфе) плана, установление как бы родственных связей замученной и бесправной крестьянки с поэтической Музой, подвергаемой цензурным гонениям, рáвно как крестьянка бесправной? В данном случае крестьянка представляет бесправный народ в целом.
      Будучи издателем крупного журнала, поэт строго относился к себе, считал важнейшей задачей на земле для каждого человека гражданский долг:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан...

      Необычайная совестливость Некрасова приводит его к самообличению в стихотворении «Родина» — все дворянское сословие виновно в нищете и унижении народа.
      Школьники не так много знают о Некрасове, как о Пушкине, поэтому сообщение учителя занимает большую часть времени, чем рассказы учащихся. Преподаватель свяжет воедино их разрозненные рассказы-ответы о детстве и юношестве поэта, о первых годах в Петербурге, о творческой лаборатории.
      Будучи семиклассниками, учащиеся знакомились лишь с немногими его произведениями. Теперь можно обзорно рассказать о творчестве поэта. Например:
      — драматургические опыты молодого Некрасова (водевили — «Шила в мешке не утаишь», «Невеста под замком», пьеса «Петербургский ростовщик» и др.);
      — прозаические произведения («Физиология Петербурга», «Повесть о бедном Климе», «Тонкий человек» и в соавторстве с А. Я. Панаевой — «Три страны света», «Мертвое озеро», незаконченный роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»);
      — в 40-е годы — стихотворения «Современная ода», «В дороге», «Колыбельная песня», «Отрадно видеть...», «Пьяница», «Когда из мрака заблужденья...», «Огородник», «Тройка», «Родина», «Еду ли ночью...»;
      — в 50—60-е годы — поэма «Саша», стихотворения «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Так это шутка? Милая моя...», «Рыцарь на час» и др.;
      — в 70-е годы — «Русские женщины», «Мороз, Красный нос»;
      — поэма «Кому на Руси жить хорошо».
      Читая стихотворные и прозаические произведения, обсуждая их, школьники обдумывают вопросы:
      — Как прошло детство Некрасова и что в нем особенно важно для будущего поэта? Чем интересны гимназические годы? Почему в первые годы жизни в Петербурге Некрасову было так трудно? Знакомство с Белинским (вспомните реакцию Белинского на стихотворение Некрасова «В дороге» — «Да знаете ли вы, что вы поэт — и поэт истинный!») и журнальная деятельность Н. А. Некрасова. Чем важны для Некрасова 60-е годы? Встречи с Добролюбовым, Чернышевским. Какова судьба Некрасова в 70-е годы? Расскажите о болезни и смерти поэта.
      — Прочитайте стихотворения Некрасова, подумайте над темами докладов и сочинений (на выбор):
      — «Народ в поэзии Некрасова».
      — «Город в лирике поэта».
      — «Некрасов о поэте и поэзии».
      — «Некрасов в оценке критики».
      — «Некрасов — литературный критик».
      — «Ты проснешься ль исполненный сил?»
      — «Что более свойственно Некрасову — лирика или эпос?»
      — «Какие стороны дарования поэта наиболее близки вам?»
      После совместного чтения поэмы «Кому на Руси жить хорошо» побеседуем по вопросам:
      — Литературовед Л. А. Розанова в книге «Поэма Н. А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“» пишет: «„Кому на Руси жить хорошо“ единодушно признали шедевром Н. А. Некрасова. Работа над этим произведением заняла не менее четырнадцати лет в жизни художника». Кажется ли она вам шедевром?
      — Вспомните главы в этой поэме Некрасова. Как они называются?
      — Известно ли вам содержание каждой из глав?
      Вопросы и задания, которые могут помочь разобраться в прочитанном:
      — Что такое пролог? Что можем мы сказать о деревнях, из которых «сошлись семь мужиков»? Как это удалось определить? Можно ли сказать, что поэт хорошо знал жизнь этих деревень или географические названия их в Ярославской и Костромской губерниях?
      (Можно дать справку о том, что в Нижегородской губернии, по сведениям Г. В. Краснова, существуют такие говорящие названия деревень — Горелово, Заплатино, Дырино, Несытово, такие же или подобные названия были в Суздальском, Вязниковском и других уездах.)
      Следовательно, большая часть названий могла быть взята Н. А. Некрасовым из действительно существовавших, другая часть вымышлена и образована по их примеру.
      Предложим учащимся подумать над вопросами:
      — Зачем собрались мужики?
      — Какие литературные приемы можно наблюдать в поэме (олицетворение, юмор, гипербола, сатира)?
      — Как сочетается в тексте сплетение правды и вымысла, фантастики и реальных событий? Что убеждает читателя в правдоподобности изображаемых событий?
      — Какова роль лирического героя поэмы?
      — О чем думают крестьяне и что их волнует в первую очередь? Назовите, кого спрашивали мужики о счастье (поп, помещик...).
      — Дайте характеристику одного из персонажей или расскажите его историю.
      — Какая из глав показалась вам особенно горестной? Почему?
      — Понравилась ли вам поэма? Какое впечатление она произвела?
      — Назовите наиболее интересные высказывания о Некрасове.
      — Почему Некрасова называют народным поэтом? Что значит для вас это определение?
      — Если бы вам как редактору предложили составить антологию стихов о любви поэтов XIX века, какое из некрасовских стихотворений вы предложили бы в нее? Наряду с творчеством Некрасова-гражданина, внимающего страданиям народным, защищающего и обличающего сильных мира сего, он и поэт-лирик, воспевающий любовь в ее различных проявлениях.
      Заключительное занятие полезно провести по самым крупным темам, повторяя все, что прочитано.
      Письменные задания аналитического и проблемного характера:
      — Напишите свои впечатления об одном из «исповедальных» стихотворений Некрасова.
      — Некрасов назвал свою Музу «музой мести и печали». Согласны ли вы с этим?
      — Сопоставьте стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки...» и Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...». Что общего замечаете вы в отношении поэтов к природе? Чем отличается у них восприятие, способ обрисовки?
      — Какие портреты Некрасова вам известны? Кто их автор?
      — Какие иллюстрации к некрасовским произведениям вы знаете?
      — Подготовьте доклад или сочинение, эссе на тему «Муза Некрасова».
      — Какие книги, посвященные жизни и творчеству Некрасова, вышли в последнее время? Дайте отзыв на одну из них.

Советуем прочитать

      Розанова  Л. О творчестве Н. А. Некрасова. — М., 1988.
      Скатов  Н. Современники и продолжатели. — Л., 1973.
Л. Н. ТОЛСТОЙ

«Юность»

      С произведениями Толстого учащиеся встречались не раз, поэтому основные вехи жизненного и творческого пути писателя им известны. Чтение «Детства» и «Отрочества» познакомило школьников с ранним периодом биографии, с семьей Толстого, с особенностями эпохи. «Кавказский пленник» представил молодого Льва Николаевича в начале 50-х годов, с более поздним временем связано изучение отрывка «Петя Ростов» и рассказа «После бала». Поэтому есть смысл начать тему с обзора первых повестей автобиографической трилогии, уделив особое внимание во вступительном слове о писателе периоду создания повести «Юность», т. е. периоду Севастопольской обороны. Примерный план изучения повести «Юность» можно представить следующим образом:
      1-й урок. Слово о Л. Н. Толстом. Обзор содержания автобиографической трилогии. История создания повести «Юность». Психологизм автобиографической прозы писателя, форма раскрытия изнутри процесса становления личности юного героя повести. Чтение фрагментов и анализ главы «Мои занятия».
      2-й урок. Смысл выражения «comme il faut». Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Подлинные и мнимые ценности жизни. Критерий Толстого в оценке человека — способность его к духовному росту. Чтение фрагментов и анализ главы «Comme il faut».
      3-й урок. Особенности поэтики Л. Толстого. Проблема «опрощения» в повести. Приемы психологического самоанализа героя (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, образ-деталь, речевая характеристика). «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого. Чтение фрагментов и анализ главы «Я проваливаюсь». Заключительное слово учителя.
      В качестве опережающих заданий и вопросов можно использовать материалы из учебника для 9 класса с небольшими дополнениями.
      Все учащиеся заранее читают повесть «Юность», причем отдельные их группы готовят краткие пересказы и анализ трех глав: 1-й ряд — «Мои занятия», 2-й ряд — «Comme il faut», 3-й ряд — «Я проваливаюсь». Индивидуальные задания связаны с обзором ранее изучавшихся повестей «Детство» и «Отрочество».

      Некоторые общие вопросы:

      — Что вы узнали о Николеньке Иртеньеве на основании прочитанных ранее повестей?
      — Какие черты художественного мастерства Толстого проявились в его автобиографической трилогии?
      — Какова общая идея, связывающая все три повести?
      — В чем вы видите автобиографическое, национально-историческое и общечеловеческое значение повести «Юность»?

      Вступительное слово о писателе

      Молодой Толстой четко формулирует задачи, которые должен решать художник, приступая к изображению характера человека. Во-первых, характер должен быть очерчен с достаточной определенностью, необходимо достигнуть «резкости», ясности характеристики, во-вторых, характеры нельзя рисовать только розовой или только черной краской. Толстой сравнивал людей с реками: река в одном месте узкая, в другом — широкая, вода в ней то мутная, то чистая, то теплая, то холодная. Так и люди: они не черные и не белые, а они, как выражался Толстой, «пегие». Интересна и мысль Л. Толстого о «формуле» для обозначения живого человеческого характера: это дробь, в числителе которой достоинства человека, а в знаменателе — его мнение о себе (часто самомнение). Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Совершенствуя свой характер, Толстой ревниво следил за тем, как изменялась его собственная «дробь» (К. Ломунов). Этой цели служили и его дневники и письма. Так, он пишет: «Севастополь... 16-го я выехал из Севастополя на позицию. В поездке этой я больше, чем прежде, убедился, что Россия или должна пасть, или совершенно преобразоваться» (23 ноября 1854 года).
      «Нынче окончил „Севастополь днем и ночью“ (рассказ „Севастополь в декабре“) и немного написал „Юность“. Постоянная прелесть опасности наблюдения над солдатами, с которыми живу... мне не хочется уходить отсюда...» (13 апреля 1855 года).
      «Писать дневник офицера в Севастополе... Я думаю остановиться на этой мысли, хотя главное мое занятие должно быть „Юность“ и „Молодость“ (6 июля 1855 года).
      «Вчера ядро упало около мальчика и девочки, которые на улице играли в лошадки: они обнялись и упали вместе».
      «Этот человек, который то отбивался картечью из маленьких своих пушек от неприятеля с открытой позиции, то жил на бастионе под плотным артиллерийским огнем, — этот человек, упрекая себя в лености и апатии, в это время работал над „Юностью“» (В. Шкловский).
      — Писать в такой обстановке военные рассказы трудно, но естественно. Но как вы себе объясняете работу в это время над повестью «Юность», о которой в декабре 1855 года И. С. Тургенев напишет П. В. Анненкову: «Вообразите: вот уже более двух недель, как у меня живет Толстой... Он нам читал начало „Юности“... О есть вещи великолепные!»?
      Примерно в это же время Н. А. Некрасов пишет Толстому: «Я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя — есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных» (22 августа 1856 года).
      Учитель после чтения фрагментов повести и анализа отдельных глав может обратиться с вопросами ко всему классу:
      — 1-я глава повести называется «Что я считаю началом юности». Что же считает Николенька началом юности? Почему и как именно дружба открыла юному герою повести новый взгляд на жизнь?
      — В каких эпизодах повести раскрывается сущность дружбы, основанной на доверии, взаимном интересе и взаимопомощи? Передайте их содержание.
      — В чем проявляется у Николеньки противоречие между его мечтами и действительностью?
      — В чем состоит идеал человека «комильфо» и как его оценивает в результате герой повести? Что осуждает герой Толстого в образе жизни светского общества и в основах светского воспитания?
      — Почему главным чувством этой поры жизни Николенька считает «отвращение к самому себе и раскаяние»? На чем основано это его убеждение?
      — Какой двойной смысл имеет заглавие последней главы «Я проваливаюсь»? Касается ли это только провала на экзамене? Покажите на примере главы, как сменяются различные проявления внутренней жизни героя, как в них проявляется чистота его нравственного чувства и «диалектика его души»? Как Толстой отражает не только результаты психического процесса, но и сам процесс, используя, например, внутренний монолог?
      — К каким общим выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев, как происходит нравственный рост героя на различных этапах его жизни?
А. П. ЧЕХОВ

«Анна на шее»

      Произведения А. П. Чехова в средних классах школы представлены довольно широко. Рассказы «Хирургия», «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон» пользуются успехом у учеников, но следует заметить, что все они одного характера — юмористически-сатирического. Помимо данного в учебнике рассказа «Тоска», советуем проанализировать и рассказ «Анна на шее», который можно назвать лирико-драматическим, хотя и в нем сильно звучит сатирическое начало.
      В основе этого рассказа, одного из лучших у Чехова, лежит семейный конфликт, приобретающий более общий характер. Герои, в отличие от персонажей чисто юмористических, совмещают в себе достаточно сложные душевные качества.
      В. В. Голубков в книге «Мастерство А. П. Чехова» выделил характерный для лирико-драматических рассказов Чехова прием — двуплановость композиции. Сюжет развивается на совмещении двух разнонаправленных тенденций жизни персонажей. Например, в рассказе «Анна на шее» тесно связаны между собой линии нисходящая (судьба отца Анны) и восходящая (судьба Анны). В то же время в судьбе самой Анны мы видим еще две линии: восходящую (внешний успех героини) и нисходящую (снижение ее нравственного уровня).
      Чеховская простота не обеднение, а прежде всего стремление вызвать в своем читателе активность. «Не разжевывать!» — принцип Чехова. Писатель не «объясняет», а дает толчок мысли и чувству читателя, его воображению, он доверяет читателю и его активности, поручает дополнить то, чего сам умышленно не досказал.
      Сложность даже небольшого рассказа Чехова заключается в том приеме, который назван подтекстом. Подтекст — это способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения. Подтекст рассчитан на то, что «у читателя откроется „второе зрение“» (М. Семанова).
      Завязка рассказа у Чехова подчас отсутствует или максимально сокращена, а в развитии действия Чехов требовал излагать материал лаконично, компактно, оставляя пространство, заполняемое воображением читателя. Развязка часто совсем отсутствует. Все эти особенности учащиеся могут выделить в процессе чтения и анализа рассказа «Анна на шее».
      В дополнение к вопросам и заданиям учебника беседа может включать и другие, конкретизирующие их, например:
      — Что в описании Модеста Алексеевича вызывает отвращение не только у Анны, но и у читателя?
      — Определите смысл сцены, когда Анна в детстве представляла себе директора гимназии, его сиятельство и других в виде страшного белого медведя или готового задавить ее локомотива. Что за сила согнула Анну и ее семью?
      — Говоря о воспитании Анны ее матерью, Чехов пишет: «...одевала ее изящно, как куклу, и научила ее говорить по-французски и превосходно танцевать мазурку». Как вы оцениваете характер этого воспитания и отношение к нему автора?
      — В первом варианте рассказа Чехов писал, что Анна на дачном полустанке уже напевала вальс, а во втором варианте заменил вальс на польку. Как вы объясняете эту замену?
      — На чем основано представление Анны о счастье и уверенность в своем счастливом будущем?
      — На благотворительном базаре Анна стыдится, что у нее «такой бедный, такой обыкновенный отец». Чем вызвано это ее новое отношение к отцу?
      — Объясните разницу между тремя, казалось бы, одинаковыми эпизодами, когда мальчики-братья Анны умоляют отца: «Папочка, не надо!» Что именно каждый раз «не надо»?
      — В рассказе есть «роман без слов». Что вы можете сказать об этом персонаже, изображенном Чеховым лишь средствами словесной живописи? Как это выражает отношение к нему автора?
      — Как изображается в рассказе процесс опошления человека, оскудения его личности? В чем своеобразие приемов разоблачения обывательщины в рассказе Чехова? Каковы причины духовного обнищания персонажей его рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее»?
      — Прочтите самостоятельно рассказ «Дама с собачкой». Напишите сочинение на тему «Две Анны» (сопоставление сюжетных ситуаций и характеров героинь рассказов Чехова «Анна на шее» и «Дама с собачкой»).
      — Напишите рецензию на один из лирико-драматических рассказов Чехова, например: «Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Дом с мезонином» и др. (по выбору).
      Воспользуйтесь при этом
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта