Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Первый вводный урок литературы в 9 классе

  • Антиох Дмитриевич Кантемир

  • А. Н. Радищева

  • Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеЛитература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
    Дата12.12.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkorovina_li_9_metod_sovety.doc
    ТипЛитература
    #840062
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



    В. Я. Коровина, И. С. Збарский, В. И. Коровин

    Литература 9 класс

    Методические советы

    Введение

    Древнерусская литература

    Русская литература XVIII века

    Русская литература XIX века

          Русская поэзия XIX века

    Русская литература XX века

    Организация работы по развитию устной речи

    Примерное планирование уроков в 9 классе (Н. В. Беляева)

    ВВЕДЕНИЕ

          Первый вводный урок литературы в 9 классе
          Новый курс 9 класса предполагает обязательную первую беседу, в которой учитель рассказывает о программе года и самостоятельной работе школьников при ее освоении, знакомит их с учебником «Литература. 9 класс» (авторы-составители В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и пособием «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс» тех же авторов, «Российской школьной хрестоматией. 9 класс» (сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина), «Хрестоматией художественных произведений „Литература. 9 класс“» (сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин).
          Знакомя девятиклассников с этими книгами, следует рассказать, какие разделы есть в учебнике, хрестоматиях, пособии; что поможет освоению темы (вопросы, задания, литературоведческие и справочные материалы, очерки, статьи); какую роль могут сыграть портреты писателей, иллюстрации к произведениям; какие произведения и имена писателей для учащихся совершенно новы, а какие — давно известны.
          Итак, рассмотрим внимательно книги, которые будут использоваться в течение всего учебного года, прочитаем «Слово к девятиклассникам», высказывание В. Г. Белинского.
          Порекомендуем учащимся повторить дома материал по древнерусской литературе, изученный в предыдущих классах. Его можно заранее распределить и по индивидуальным заданиям, с тем чтобы сообщения школьников были более подробными и серьезными.
          Вводные уроки в 9 классе по новой программе были проведены в школе № 1666 учителями В. А. Болдиной, Е. В. Ключниковой, Е. В. Михайловой, Т. И. Максимовой.
          В. Болдина начала урок с разговора об искусстве, художественной литературе, их роли в жизни человека, о том, что изучалось в предыдущих классах, какие произведения особенно запомнились, какие художественные особенности помогают писателю передать читателю портрет героя, описать пейзаж...
          Школьники рассказывают о прочитанном в 5—8 классах, пересказывают особенно понравившиеся эпизоды из произведений, дают характеристику героям, читают стихотворные произведения. После знакомства с учебником 9 класса учитель просит рассказать о впечатлениях от разделов учебника, писателях, произведениях, оценить роль автора, редактора, художника. Дома учащиеся готовят письменный отзыв о прочитанной летом книге.
          Учителя обращают внимание на то, что литература — это школьный предмет, который остается с человеком на всю жизнь, так как нет человека, который бы, взрослея, не становился читателем. Затем знакомят с вопросами, которые ставят писатели в своих произведениях (из включенных в программу 9 класса). Школьники тоже рассматривают учебник 9 класса, с которым им предстоит работать в течение целого года, рассказывают о своих наблюдениях, запоминают авторов, художников, готовятся к первой теме данного курса.

    ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

          На втором уроке приступаем к первой теме года — «Слову о полку Игореве». Целесообразно начать с краткого обзора, посвященного характеристике древнерусской литературы, затем идет беседа или повторение пройденного ранее.
          Звучат рассказы учащихся о том или ином произведении, пересказы текстов, характеристики героев, может быть, диалоги школьников на основе прочитанного — их впечатления.
          Предметом их пересказов, комментариев, рассуждений служат произведения: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Похвала книгам», «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты очерка Б. Зайцева), «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты).
          Полезно прочесть на уроке вслух небольшой отрывок из текста Л. Дмитриева «Литература Древней Руси», составить план или законспектировать эту статью. Иногда составляют коллективный план или тезисы:
          — Возникновение русской литературы (конец X в., принятие христианства, появление церковно-служебных и историко-повествовательных произведений на церковно-славянском языке).
          — Темы литературы XI — начала XIII в.: вопросы русской истории и ее связи с историей всемирной.
          — С началом русской литературы связано летописание: «Повесть временных лет. 1113 г.» (Нестор), «Слово о Законе и Благодати» (митрополит Иларион), «Описание паломничества в Палестину» (игумен Даниил).
          — Жанры древнерусской литературы — летописание, житие, ораторская проза, поучение, хождения («Поучение» Владимира Мономаха, «Слово» Кирилла Туровского и т. д.).
          — Высокий уровень развития русской литературы и культуры XI—XII вв. «Слово о полку Игореве».
          — Большое значение в литературе приобретает идея сильной власти («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о житии Александра Невского»).
          — Литература XIV—XV вв. отражает постепенное формирование Русского централизованного государства.
          — Вторая половина XV в. — начало XVI в. — появляются повести («Сказание о князьях Владимирских», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). В середине XVI в. — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в XVI в. — «Великие „Четьи-Минеи“», «Домострой».
          — В XVII в. зарождается литература Нового времени. События Смуты и крестьянской войны изменяют взгляд на историю и роль личности в ней. В демократической сатире осмеиваются государственные и церковные порядки, пародируется судопроизводство, изменяется характер житий («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»). XVII век завершает историю древнерусской литературы.
          Практически первая часть урока построена таким образом, что в ее центре — повторение, работа со статьей учебника и вопросами к ней.
          Второй частью этого урока станет небольшой рассказ учителя, вводящий в историю рукописи «Слова о полку Игореве», об особенностях и значении замечательного памятника древнерусской литературы. Затем — чтение статей известных исследователей древнерусской литературы — Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева.
          Учитель или учащиеся читают текст «Слова о полку Игореве» в оригинале («Российская школьная хрестоматия». Древнерусская литература. Хрестоматия для 6—9 классов) или в переводе Н. Заболоцкого (учебник «Литература. 9 класс»).
          Дома школьники перечитывают текст статьи учебника, готовятся к пересказу, комментированию этого текста, к выразительному чтению наизусть отрывка из «Слова о полку Игореве» («Плач Ярославны», например), работе с вопросами к тексту.
          Следующий урок, посвященный «Слову...», должен закрепить осмысление учащимися текста, можно сопоставить различные переводы, статьи ученых, занимающихся древнерусской литературой, поработать с вопросами, данными в учебнике после текста памятника.
          «Это объединение всей русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ, широкие картины родной русской природы — один из самых существенных элементов призыва автора к единению», — пишет Д. С. Лихачев.
          Такими словами можно начать работу над текстом «Слова...», далее учащимся предстоит рассказать об истории нахождения текста, об исследователях (Д. Лихачев, В. Адрианова-Перетц, М. Цявловский, А. Потебня), о переводчиках (В. Жуковский, И. Козлов, А. Майков, И. Новиков, Н. Заболоцкий и др.).
          Начало занятия может быть как лекцией учителя, так и монтажом, т. е. рассказом преподавателя и заранее подготовившихся с помощью учителя девятиклассников, выступающих с сообщениями.
          Новым этапом работы на уроке станет пересказ статей о «Слове...» и чтение самого текста «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого.
          Чтение поможет озвучить картину, нарисованную автором текста, затем с помощью вопросов осмыслить идею, детали, композицию, особенности характеров, поступков и героев.
          Текст «Слова о полку Игореве» поможет школьникам ответить не только на вопросы учебника, но и на дополнительные вопросы учителя.
          Вот, например, книга В. Г. Федорова «Кто был автором „Слова о полку Игореве“ и где расположена река Каяла» (М., 1956). В ней множество любопытных вопросов: какие упоминания об оружии есть в тексте? Какие это виды оружия? Каковы причины поражения полка Игорева? Автор приводит различные названия рек (Кагальник, Кальмус, Быстрая, Мокрые Ялы). Пусть школьники познакомятся с этим изданием, подготовленным генерал-лейтенантом инженерно-технической службы профессором В. Г. Федоровым, подумают над его вопросами. Не менее интересны и издания литературоведов Н. К. Гудзия, Д. С. Лихачева, В. И. Федорова, В. А. Кожевникова и др. Работу над текстом дополняет просмотр иллюстративного материала к «Слову...» (например, имеющийся в школах «Раздаточный иллюстративный материал. 8 класс» В. Я. Коровиной и Т. К. Молчановой, где приведены иллюстрации В. Фаворского, И. Билибина к различным эпизодам текста). Какими видят художники тот или иной эпизод, на что они обращают внимание в тексте? А как нам представляются эти эпизоды и герои «Слова...»? Кто из художников, по мнению девятиклассников, ближе подошел к замыслу автора и чья иллюстрация показалась более интересной?
          «Слово о полку Игореве» будет звучать на уроке развития речи или на уроке риторики. Например, к уроку развития устной речи в IX классе, проведенному В. А. Болдиной на материале замечательного памятника русской культуры «Слово о полку Игореве», учительница вместе со школьниками подготовила выставку книг, посвященных «Слову...» (И. Шкляревский, Д. Лихачев, Н. Гудзий и др.), иллюстрации В. Фаворского, Н. Рериха, В. Васнецова и других художников, фонозапись фрагмента из оперы Бородина «Князь Игорь», принесла текст «Слова...» в переводе Лихачева, Майкова, Заболоцкого, учебники.
          Урок начинается со вступительного слова учителя.
          «Мы часто не слышим себя и не замечаем, как бедна бывает наша речь, — обращается к классу учительница. — Почему так трудно иногда подыскивается единственно нужное и точное слово, чтобы выразить свои чувства, настроение, состояние души? Почему порой недостает слов, чтобы рассказать о каком-то событии или прочитанной книге? А ведь как много можно выразить в слове:

    Когда ты хочешь молвить слово,
    Мой друг, подумай, не спеши,
    Оно бывает то сурово,
    То рождено теплом души, —

    словно к нам обращается В. Солоухин.
          Работая над текстом „Слова...“, мы все время прислушивались к автору, к великолепному языку этого произведения. Перед нами предстали, словно живые, яркие образы. Мы восхищались сравнениями, метафорами, свободно текущей речью, разнообразной мелодией „Слова...“ — то плачущей, то рокочущей, грозной, стремительно бегущей, наполняющей гулом пространство... Перед нами подлинная поэзия!.. Назовите слово, которое неоднократно повторяется автором и обозначает причину страданий русской земли. Верно, слово это „крамола“...»
          Школьники произносят, прислушиваются к звучанию слова, подбирают к нему синонимы (междоусобица, усобица, раздор, разлад, распря, вражда...), находят строки, содержащие эти слова.
          — Какие слова можно использовать, рассказывая о горе, обрушившемся на русскую землю (страдание, скорбь, печаль, тоска, смерть, обида)? Кто, по мнению автора, виноват в страданиях Руси? В чем вина Игоря?
          Учитель просит школьников самих сформулировать вопросы и ответить на лучшие и самые интересные из тех, что учащиеся подготовят дома.
          Следующий момент занятия — работа с репродукциями картин Н. Рериха «Поход князя Игоря» и В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
          — Какое впечатление оставляют у вас картины?
          — Это впечатление подавленности, обреченности. Во всем чувствуется трагизм.
          — Картина Н. Рериха поразила своей необычностью. У воинов унылый вид, их знамена перекошены, а сами они идут неровным строем, беспорядочно. На стенах города стоят жены и матери, которые пришли попрощаться со своими мужьями и сыновьями и, может быть, увидеть их в последний раз... Усугубляет эту мрачную картину затмение. У воинов червленые щиты, во тьме они приобретают багровый цвет, цвет крови. Все вокруг неестественно и зловеще.
          — Как в «Слове о полку Игореве» показана обреченность войска Игоря? И как об этом рассказывает картина В. Васнецова?
          — Мы видим на картине В. Васнецова, что рядом лежат поверженный в бою старый воин и юноша, может быть впервые принявший бой. Прямо в сердце угодила ему половецкая стрела — не успел еще сойти румянец с его щек... Над полем два орла, сражающихся между собой. Возможно, это аллегория. Два орла — два народа. Вся картина написана в тяжелых темных тонах. Будто скорбь земли Русской разлилась по полю, усеянному телами ее сыновей... Художнику, мне кажется, удалось создать возвышенный образ доблестных сынов русских, сынов отчизны, павших смертью храбрых, защищая родную землю.
          — Художник правдиво показал исторические детали. Картина Васнецова не похожа ни на одну другую картину на эту тему. Ни у одного автора я не встречала такое переплетение творческой фантазии и великолепного умения использовать пейзаж для передачи общего настроения... Эта картина, как и «Слово о полку Игореве», — история моей страны, и мне было очень интересно познакомиться с ней...
          Затем класс слушает рассказы о наиболее понравившихся эпизодах «Слова...»:
          — Я с огромным удовольствием прочитала «Слово о полку Игореве». Думаю, что мне еще не раз придется вернуться к нему, перечитать, чтобы до конца понять то, что хотел сказать автор. Больше всего мне понравился образ Ярославны и эпизод ее плача в «Слове...». Автор, как мне кажется, представил не одну женщину — жену князя Игоря, а всех жен воинов... Внимательно прочитав плач Ярославны, понимаешь, что испытывают все русские женщины. Они страдают, что нет с ними их любимых, их защитников. Ярославна, как лебедушка, потерявшая друга-лебедя... Сцена наполнена горечью потери, печалью... Этот эпизод произвел на меня неизгладимое впечатление...
          — Мне понравился эпизод накануне битвы с половцами. Вся природа словно пытается предупредить об исходе битвы. Уже с самого раннего утра все предвещает поражение Игоря. Ночь прошла, и кровавые зори возвещают бедствие... Трепещут синие зарницы, вспыхивают молнии с утра. Зори говорят о той крови, которая скоро прольется, и она будет русской. Природа помогает автору показать, что войско Игоря обречено. Создается мрачное, тяжелое настроение. Автор очеловечивает землю: она — мать и страдает, чувствуя печальный исход сражения... Автор «Слова...» умело использует художественные средства для создания запоминающихся образов, картин.
          — Полная печали и безысходности, Ярославна готова пожертвовать всем, что у нее есть, для того, чтобы ее лада, ее любимый муж, вернулся живым и невредимым. А пока он в плену, пока его нет рядом, она должна быть мужественной, сильной и выдержать испытания, которые выпали на ее долю... И все же в ее сердце живет надежда, она смотрит вперед, мечтая увидеть Игоря...
          На уроке звучали различные переводы «Слова о полку Игореве». Учащиеся обосновывали выбор отрывков для выразительного чтения, сопоставляли различные переводы.
          Завершая урок, учительница рекомендовала для самостоятельного чтения книги литературоведов, наиболее интересные с ее точки зрения.
          Урок позволил учителю проверить знания, умения учащихся, а школьникам — попробовать свои силы в пересказе и рассказе о художнике, герое изучаемого произведения, в создании собственного произведения. Ребята учились комментировать свои рисунки, оценивать свои и чужие высказывания, выразительное чтение, сочинения товарищей.
          Оформление уроков, приподнятая атмосфера, даже праздничность, создают особое настроение у школьников, вызывают желание проявить свои таланты, умения, способности.
          Учащимся важно уяснить, что войти в мир «Слова о полку Игореве» не так просто. Б. Рыбаков в статье «Как вникнуть в сущность „Слова о полку Игореве“» (Литература в школе. — № 4. — 1990) пишет: «Автор „Слова о полку Игореве“» — это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т. е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII в. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX вв. посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намеков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого ученого трактата, этого страстного патриотического призыва к единству».
          Статья Б. Рыбакова поднимает множество проблемных вопросов, связанных с текстом «Слова...», с историей давно прошедшего времени, с упоминанием некоторых исторических событий в разных текстах летописей. Порекомендуйте школьникам познакомиться с этой статьей и другими, посвященными «Слову о полку Игореве».

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

          В 9 классе учителю важно впервые дать общее представление об эпохе, когда начинает формироваться так называемая новая литература. Исследователь литературы XVIII века доктор филологических наук, профессор В. И. Федоров называет четыре периода:
          «I период — литература петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность — интенсивный процесс „обмирщения“ (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).
          II период (1730—1750) характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.
          III период (1760-е — первая половина 70-х годов) — дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
          IV период (последняя четверть века) — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций» 1.
          В небольшой беседе учитель может рассказать о каждом из периодов. В данном случае интересны жанры, бытовавшие в те годы, особенности этих жанров и девятиклассникам нужно запомнить хотя бы два или три имени писателей. Например, можно сказать, что в первый период разрабатывалось новое решение проблемы личности; главными жанрами были и первая издававшаяся газета «Ведомости», и ораторская проза, и политические трактаты («Рассуждение...» П. Шафирова, «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича, проповеди, направленные против реформ Петра I, Михаила Авраамова, Стефана Яворского), появились учебники («Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого), появляется драматургия («комедийная хоромина» на Красной площади, школьный театр). Интересно, как отмечают исследователи, что Петр I хотел, чтобы шли пьесы трогательные, но «без этой любви, которую всюду вклеивают». Появилось много переводных пьес (комедии Мольера «О докторе битом», «Амфитрион»). Лучшей пьесой школьной драматургии считалась трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир». Герой пьесы Прокоповича прославляется как реформатор. Богатым оказалось и стихотворство этого периода (Д. Ростовский, Ф. Прокопович и др.).
          Особое значение приобрел жанр повести («гистории») — «Гистория о российском кавалере Александре», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Для всех произведений характерны языковая пестрота, варваризмы, славянизмы.
          Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф. Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформулировавший свои художественно-эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей. Известно, что «Поэтика» Прокоповича была изучена Ломоносовым в рукописном виде, а опубликована она была только в 1786 году.
          Второй период (1730—1750) был отмечен именами известных писателей, среди которых и автор сатир Антиох Дмитриевич Кантемир (1708—1744). В его сатирах отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность. К сожалению, автору не удалось увидеть свои сатиры напечатанными («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «Об опасности сатирических сочинений» и др.). В сатирах осмеиваются пустая паразитическая жизнь, грабеж власть имущими своих подданных, другие общечеловеческие пороки. Им было написано девять сатир, несколько басен, переводов. В. И. Федоров считает, что поскольку прогрессивные завоевания петровского времени оказались под угрозой, то русский классицизм начинался с «плода осеннего» — с сатиры.
          Важно подчеркнуть в рассказе и оценку В. Г. Белинского о Кантемире: он «первым свел поэзию с жизнью».
          Другое значительное имя этого периода — В. К. Тредиаковский (1703—1769), автор произведений «Стихи похвальные Парижу» и «Стихи похвальные России», «Элегия о смерти Петра Великого». Его вклад в развитие русской литературы и формирование классицизма, как считают литературоведы, начинается с публикации «Езды в остров Любви». В оде «О непостоянстве мира» автор приводит нас к мысли о том, что ничего нет на свете постоянного и вечного, кроме Бога. Первая ода, написанная по правилам европейского классицизма, называлась «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а лучшим считается стихотворение «Вешнее тепло». Наиболее крупное произведение — «Тилемахида». Радищев писал: «Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы, а в „Тилемахиде“ найдутся добрые стихи и будут в пример поставляемы».
          Великий ученый и поэт М. В. Ломоносов (1711—1765) — один из первых теоретиков классицизма, ученый-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трех штилей. В. И. Федоров подчеркивает, что Ломоносов «страстно боролся за новую, могучую и величественную родину, преуспевающую в науках и промышленности, способную защитить свои рубежи и обеспечить мир своим согражданам» 2. Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии — одах. Поэт убежден, что науки, которые он воспевал в своих произведениях, сделают людей счастливыми, вот почему он выступает как неутомимый и яростный защитник просвещения. Наследие поэта и ученого велико и прогрессивно, что дало право Белинскому назвать Ломоносова «Петром Великим русской литературы».
          Ломоносов и Тредиаковский основали две линии в развитии русской поэзии — магистральную и боковую, одна из них связана с расцветом четырехстопного ямба, другая — с экспериментальными поисками и обогащением ритма русской поэзии.
          Наконец, последним значительным писателем этого периода является Александр Петрович Сумароков (1717—1777), который также вошел в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма (эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве»), как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), близкой к разговорному языку, как автор трагедий (9 трагедий — «Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Димитрий Самозванец», «Мстислав»), прославивших его. (Школьники старших классов смогут прочитать некоторые из них и понять, что главное в них — борьба страсти и разума, долга и личных чувств.) Он автор комедий («Опекун», «Лихоимец», «Ядовитый»), наконец, автор басен (им написано, как известно, около 400 басен — «Безногий солдат», «Терпение», «Война Орлов», «Жуки и Пчелы», «Сова и рифмач» и др.). В. И. Федоров считает именно Сумарокова родоначальником стихотворного басенного жанра. «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время», — писал В. Г. Белинский (Полн. собр. соч. — М., 1956. — Т. X. — С. 124).
          В третий период (1760-е — первая половина 70-х годов) в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. Этот период в литературе П. Н. Берков охарактеризовал так: «Литературно-стилистическое выражение... эпохи русского Просвещения — суммарно можно было бы назвать „постклассицизмом“: здесь мы встречаем и элементы сентиментализма в классицизме, и перерастание классицизма в реализм, и черты предромантизма...» 3. Тогда же, постигнув «стихов российских механизм», поэты демонстрируют исключительную изобретательность в создании разных поэтических форм.
          В этот период литературы XVIII века активно развивались пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В. И. Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх»), в жанре повести выступил М. Д. Чулков, издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сио»), В. В. Тузова («Смесь»), Н. И. Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»).
          В это же время творил М. М. Херасков, создатель «Россияды» — русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).
          Литература последней четверти XVIII века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвертый период расцветает комическая опера, творчество Д. И. Фонвизина (1745—1792) — автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».
          К последнему периоду относится и творчество Г. Р. Державина (1743—1816), перу которого принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Ее Величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года», «Фелица»). Школьники уже знакомы с такими произведениями поэта, как «Река времен», «Признание», «Властителям и судиям».
          Державин первым ввел в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка. Белинский так определил его роль в русской литературе: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым его именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед» 4.
          С данным периодом связаны имена А. Н. Радищева (1749—1802), автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву», прославленного баснописца И. А. Крылова (1769—1844), среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»), комедии («Сочинитель в прихожей», «Проказники», позднее — «Модная лавка», «Урок дочкам»).
          Н. М. Карамзин (1766—1826) возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. По высказыванию В. Г. Белинского, он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», лирика. Все это позволило А. С. Пушкину сказать: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему в дани уважения глубокого и благодарности» 5.
          Белинский считал, что Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумел «заохотить русскую публику к чтению книг».
          И. И. Дмитриев (1760—1837) — автор песен, сатир, басен. Особой популярностью пользовались его песни («Стонет сизый голубочек...», «Что с тобою, ангел, стало?..», «Всех цветов боле розу я любил...»), но главное место занимали в его творчестве басни, современники называли его русским Лафонтеном («Два голубя», «Искатели фортуны», «Летучая рыба», «Кот, Ласточка и Кролик», «Мудрец и Поселянин» и др.).
          «Большое и полезное наследие оставили после себя русские писатели XVIII века. Они показали, какой была жизнь их современников, какой она могла бы быть и какой она быть не должна», — пишет В. И. Федоров в учебнике «Русская литература XVIII века» для будущих учителей литературы, откуда мы процитировали несколько фрагментов, важных для девятиклассников и их правильного представления о русской литературе XVIII столетия.
          Поручите одним учащимся подготовить короткие рассказы о жизни писателя, другим — чтение отрывка из комедии или повести, рассказы о том или ином произведении.
          Такая подготовка урока поможет сделать его максимально полезным и интересным.
          Коллективно могут быть обсуждены планы каждого из рассказов, выставки.
          Для совместной работы учителя и учащихся важны и вопросы, которые будут заданы школьникам в процессе обсуждения рассказов, докладов, сообщений о русской литературе XVIII века. Это могут быть не только проверочные вопросы, но и вопросы викторины, конкурса. Например:
          I период — литература петровского времени.
          В чем особенность этого периода? Какие издания характерны для этого времени? Назовите учебники, которые начали издаваться. Какие имена писателей этого периода запомнились вам?
          II период — формирование классицизма, создание новой жанровой системы.
          В чем особенность второго периода, имена каких писателей для нас особенно значимы?
          Кому из авторов не дано было увидеть свои сатиры напечатанными? Сколько сатир им было написано? Каковы его достижения?
          Кто написал «похвальное слово» в стихах и Парижу и России?
          В ком совмещалось множество талантов и кого Белинский назвал Петром Великим русской литературы?
          Кого можно назвать теоретиком русского классицизма? У кого были произведения таких разных жанров, как песни, эклоги, идиллии, элегии, трагедии и басни, имевшие у современников, по выражению Белинского, огромный успех? (Сумароков.)
          III и IV периоды — эволюция классицизма, расцвет сатиры, предпосылки к зарождению сентиментализма.
          В чем суть этих периодов для развития русской литературы? Назовите несколько имен писателей.
          Кто автор «Недоросля»? Кто автор стихотворения «Властителям и судиям»? Против кого и против чего направлены такие произведения, как «Недоросль», «Властителям и судиям»?
          Как вы понимаете высказывания о том, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед?
          Кто из писателей был автором повести-романа, критических статей, исторических повестей, посвящал себя изучению истории? Кого называли русским Лафонтеном?
          Почему, как считал Пушкин, Карамзину нельзя отказать ни в уважении, ни в благодарности?
          Какие еще писатели XVIII века вам известны?
          Какие произведения каких авторов удалось вам прочитать? Проведем конкурс на лучшее выразительное чтение одного из произведений XVIII века.
          Кто прочитал лучше и почему? Дайте отзыв.
          Чей рассказ о писателе этого века в большей мере удовлетворил слушателей?

    Советуем прочитать

          Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.
          Москвичева Г. В. Русский классицизм. — М., 1986.
          Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. — Л., 1985.
          Орлов П. А. Русский сентиментализм. — М., 1977.
          Татаринцев А. Г. Сын отечества: Об изучении жизни и творчества Радищева. — М., 1981.
          Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. — М., 1996.
          Степанов Н. Л. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. — М., 1958.
          Осетров Евгений. Три жизни Карамзина. — М., 1985.
          Русская литература XVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. — Л., 1970 (в этой хрестоматии содержатся основные произведения писателей XVIII века — Ф. Прокоповича, А. Кантемира, В. Тредиаковского, М. Ломоносова, А. Сумарокова, М. Хераскова, И. Баркова, Н. Новикова, Д. Фонвизина, Г. Державина, И. Крылова, А. Радищева, И. Дмитриева, Н. Карамзина и других).
          Русская поэзия XVIII века/Сост. Г. П. Макогоненко. — М., 1972.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта