Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
Скачать 0.86 Mb.
|
1-й урок. Слово о Гоголе. «Шинель». «Петербургские повести». Тема Петербурга в русской литературе. Тема «маленького человека» в русской литературе. Сатира и фантастика в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя. Творческая история повести «Шинель» и краткий обзор ее содержания. Обмен впечатлениями после самостоятельного чтения повести. Выразительное чтение начала повести, обоснование его комического характера. 2-й урок. Выразительное чтение избранных эпизодов из повести (например, чтение по лицам сцен «Башмачкин на чиновничьей вечеринке», «Башмачкин и „значительное лицо“» и др.). Аналитическая беседа о содержании избранных эпизодов. Власть вещей и денег над человеком, его отчуждение в обществе социальной несправедливости. 3-й урок. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Отношение к «маленькому человеку» («Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь»). Своеобразие мастерства Гоголя в «Петербургских повестях», и в частности в «Шинели». 4-й урок. «Мертвые души». Замысел автора и творческая история «Мертвых душ». Смысл заглавия. Мертвые и живые души в произведении. Обложка первого издания. Жанр, композиция поэмы. Обзорное обсуждение «портретных» глав поэмы. Общее в композиции «портретных» глав. Обоснование их последовательности. 5-й урок. Сатирическое изображение городского чиновничества. Чичиков — подлец-приобретатель. Типичность и историческая новизна образа Чичикова. Автор и повествователь. Сатирическое и лирическое начала в поэме. Перспективное задание для углубленного в дальнейшем изучения поэмы. Опережающие вопросы и задания 1. Общие: Всем прочитать до изучения в классе повесть «Шинель» и поэму «Мертвые души». Ответить на вопрос: какие приемы создания образа использует Гоголь в повести и поэме? Подготовиться к беседе по содержанию прочитанного. 2. Групповые: Подготовить художественный пересказ или чтение по лицам избранных эпизодов из повести «Шинель» и поэмы «Мертвые души». 3. Индивидуальные: Подготовить сообщения для вступительного слова о Гоголе (петербургский период, период работы над «Мертвыми душами»). — Сопоставить сюжет и главных героев повестей Пушкина «Станционный смотритель» и Гоголя «Шинель». — Подготовить рассказ об одном из героев «Петербургских повестей» Гоголя. Встреча с творчеством Гоголя в 9 классе не первая в жизни учащихся. В 5 классе ученики узнали о детстве и годах учения Гоголя и начале его литературной деятельности. Они изучали повести из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Майская ночь», «Заколдованное место»). В дальнейшем знакомство с творчеством Гоголя продолжилось: 6 класс — «Ночь перед Рождеством», 7 класс — «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорились...», 8 класс — «Ревизор». В каждом из этих классов вступительное слово о Гоголе имело свое конкретное содержание. Специфично оно и в 9 классе: представлена характеристика петербургского периода жизни и творчества писателя, в частности содержание и особенности «Петербургских повестей». Примерное вступительное слово может быть таким. Юный Гоголь мечтал о государственной карьере. «Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству», — пишет он матери. В мечтах ему видится веселая петербургская комната с окнами на Неву. Но уже в январе 1829 года он сообщает матери: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее... все подавлено, все погрязли в бездельных ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их». Чиновник департамента уделов Гоголь слышал лишь скрип перьев, и этот шелест переписывания еще долго потом отдавался в его ушах. Зато он овладел чиновничьим умением красиво писать да зорко умел наблюдать за окружением своим, особо отмечая смешное и нелепое. Правда, даже в его веселых книгах явственно проступало и грустное, и серьезное, а подчас и страшное. Сатирическое начало, как правило, сочетается у Гоголя с лирическим. Это сочетание видим мы и в оригинальнейших повестях петербургского цикла. В «Петербургских повестях» всему повествованию придан фантастический колорит, когда кажется, что в Петербурге может случиться буквально все, но ничему нельзя верить. В них Гоголь продолжает и развивает пушкинскую тему «маленького человека» в фантастическом городе. В связи с этим уместно вспомнить поэму Пушкина «Медный всадник» и повесть «Станционный смотритель», сопоставить их с повестью Гоголя «Шинель». Многие методисты и учителя предлагают учащимся сравнить названия двух повестей. У Пушкина название связано с должностью, но все же это должность человека, а у Гоголя повесть посвящена чиновнику, а озаглавлена именем вещи, шинели. Невский проспект у Гоголя оказывается собранием бакенбард, усов, шляпок, платков, рукавов и т. д., отделенных от людей. Людей нет. Здесь и нос может отделиться от хозяина и зажить самостоятельной жизнью. Ф. М. Достоевский назвал этот призрачный город «умышленным», каким-то ненастоящим, нереальным городом. А Анна Ахматова назвала Петербург траурным, даже достоевским и бесноватым. Можно назвать такое изображение Петербурга гоголевской традицией. Самсон Вырин у Пушкина страдает не от бедности, а от бесправия в обществе, «где господствует правило: чин чина почитай». Самсон Вырин бесправен, но не забит, а Башмачкин у Гоголя — это «забитое существование». Гоголь пишет, что ради шинели Башмачкин выучился голодать, но зато научился питаться духовно. «Хорошо известно, что „Шинель“» рождалась из реального случая: некий чиновник ценою невероятных лишений купил дорогое охотничье ружье, но в первый же день охоты оно зацепилось за густой тростник, упало в воду, исчезло на дне. Сослуживцы сделали складчину и купили бедняге новое ружье». Услышав этот рассказ, все смеялись, как над анекдотом. Лишь Гоголь задумчиво выслушал его и опустил голову. Вопросы и задания к учащимся: — Что и почему изменил Гоголь в этой истории, создавая повесть «Шинель»? — Почему повесть построена не только на рассказе о шинели, а еще на описании рождения Акакия Акакиевича, наречения его именем, его службы и т. д.? — Как вы объясняете себе, что уже в самом начале знакомства с героем повести говорится: «Что касается до чина (ибо у нас всего нужнее объявить чин)...»? — Как относились к Акакию Акакиевичу чиновники в департаменте? Как он реагировал на поведение окружающих? — Заметили ли вы, что имя героя повести тоже как бы заикается? В черновой редакции Гоголь делает вид, что объясняет странность имени Башмачкина: «Конечно, можно было некоторым образом избежать частого сближения буквы К, но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя было это сделать». Как вы объясняете эти «обстоятельства»? — В каких эпизодах и как проявляется юмор Гоголя? Вспомните, например, поведение Башмачкина перед витриной магазина после вечеринки. — О Гоголе сказано, что он мастер передавать самое характерное в человеке через обрисовку его внешнего поведения. Приведите примеры таких гоголевских характеристик с помощью внешних проявлений. — Акакий Акакиевич наделен автором смешной внешностью, смешным именем, смешными привычками, однако он не похож на комического персонажа. Какую цель поставил перед собой Гоголь, изображая мелкого чиновника и ничтожное, казалось бы, происшествие? — Почему Гоголь не называет «значительное лицо» по имени и фамилии? Какое значение имеет описание того, как «значительное лицо» едет в санях, «закутавшись весьма роскошно в теплую шинель»? — «Значительное лицо», если подумать, не имеет прямого отношения к украденной шинели. Чего от него ждал Башмачкин и за что он в фантастическом финале повести срывает с него шинель? — Московское «значительное лицо» граф Строганов как-то сказал: «Какая страшная повесть Гоголя „Шинель“: ведь это привидение на мосту тащит просто с каждого из нас шинель с плеч». — Гоголь осознавал противоречивость своего характера и творчества: «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно». Сравните следующие высказывания о повести «Шинель» известных критиков: Г. Гуковский: «Гоголь не грозит хозяевам жизни, а лишь убеждает их в том, что Акакий Акакиевич — такой же человек, как и они». B. Ермилов: «В финале звучит тема страшной мести; ненависть и презрение продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал повести». Г. Макогоненко: «...Гоголю была принципиально чужда идея насильственных действий... Гоголь верит, что можно перевоспитать погрязших в пороках...» C. Машинский: «...Произведения Гоголя объективно возбуждали мысль о необходимости иной жизни, иных социальных порядков». — Сопоставьте приведенные выше трактовки повести. Мотивируйте, какая из них представляется вам наиболее убедительной. «Мертвые души» Знакомство в 9 классе с «Мертвыми душами» носит обзорный характер и опирается на предварительное чтение учащимися текста поэмы. Примерное содержание занятий отражено в образце плана изучения темы (см. выше). Педагогу важно подчеркнуть некоторые аспекты. 28 ноября 1836 года Гоголь писал Погодину: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман... Если Бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в ней». Следует обратить внимание учащихся на эти два момента: поэма и задача охватить враз всю Русь. Истинный герой поэмы — вся Россия, ее души — живые и мертвые. Как было сказано: позади мертвых душ души живые. Обложка первого издания «Мертвых душ» нарисована самим Гоголем — это своеобразный автокомментарий к произведению. Слово «поэма» выделено как главное. На рисунке — бутылки, жареный гусь, лапти и прочий бытовой, обыденный мир, а над всем этим — летящая тройка. Как учащиеся воспринимают эту символику? Следующий этап работы — рассмотрение композиции всей поэмы, и ее «портретных» глав в частности. Уместны вопросы: — Какие общие черты вы заметили в композиции «помещичьих» глав? (Можно сообщить затем учащимся «типовой» план таких глав: описание имения; портрет помещика; характеристика хозяина; члены семьи; отзыв о знакомых; манера речи и обращения с Чичиковым; описание обеда; описание кабинета; разговор о продаже мертвых душ.) Вопросы для беседы на материале глав: — Для чего, по вашему мнению, Гоголь строит 2—6-ю главы примерно по одному плану? Почему Плюшкин завершает галерею «помещичьих» образов? — Как бы вы охарактеризовали нравы и уровень развития чиновников города, их взаимные отношения, образованность? — В чем смысл аферы Чичикова? Какова основная цель его жизни? Можно ли назвать Чичикова первым в русской литературе образом русского предпринимателя? Почему Гоголь, говоря о Чичикове, пишет: «Итак, припряжем подлеца»? Напомните завещание отца Чичикова. Какое еще завещание отца сыну в связи с этим стоит вспомнить? Случайно ли, что именно на мертвых душах пытается сделать Чичиков себе состояние? — Определите значение в поэме «Повести о капитане Копейкине», истории Кифы Мокиевича и Мокия Кифовича. — Как вы себе объясняете тот факт, что тройка, везущая Чичикова, неожиданно превращается в Русь-тройку? И. С. ТУРГЕНЕВ «Первая любовь» Название повести Тургенева «Первая любовь» подсказывает учителю содержание вступительного слова: любовь в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Эта повесть — одно из наиболее автобиографичных произведений писателя. Его отец Сергей Тургенев был очень красив. Он мог быть с женщинами мягок, нежен, тверд, настойчив. В то самое утро, когда отца хватил удар, он начал письмо к сыну на французском языке: «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы». И сам Иван Сергеевич сказал о себе: «Вся моя жизнь пронизана женским началом... Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, каким не может быть ни что другое». На вопрос, кто же послужил прототипом молодого героя повести «Первая любовь», Тургенев ответил: «Этот мальчик — ваш покорный слуга... — Как? И вы так влюблены были? — Был. — И с ножом бегали? — И с ножом бегал». Прототипом Зинаиды из повести послужила молодая поэтесса Екатерина Львовна Шаховская. Уже в возрасте 60 лет на вопрос Л. Толстого о самой счастливой минуте в его жизни Тургенев ответил: «Разумеется, самая счастливая минута жизни связана с женской любовью. Со мной это было раз в жизни, а может быть, и два раза». Тургенев до старости оставался юношей с романтическим отношением к любви. Соседка по даче 15-летнего Тургенева открыла в его жизни полосу неразделенной любви. С этого началась жизнь сердца изящнейшего, умнейшего, очень красивого человека и великого художника. «В творчестве Тургенева высокие чувства, пережитые в юности, отразились в повести „Первая любовь“, — так оценил писатель Б. Зайцев. — Это лучшее его произведение». «Любовь к женщине, особенно первая, — одно из могущественнейших проявлений мирового закона любви... Потому Тургенев так чутко присматривался к духовной сущности первой любви...» (по Ю. В. Лебедеву). Подобное вступительное слово учителя о писателе открывает серию уроков по теме, примерный план которой может быть таким: 1-й урок. Слово о Тургеневе. Содержание повести «Первая любовь». Композиция повести. История любви как основа сюжета повести. Психологизм и лиризм произведений Тургенева (использовать материал изученной в 8 классе повести «Ася»). Беседа по 1—6-й главам повести «Первая любовь». (Предчувствие любви. Знакомство.) 2-й урок. Беседа на материале 7—17-й глав повести («Моя „страсть“ началась с того дня»). Система образов повести: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. «Тургеневская девушка» в произведениях Тургенева. Образ героя-повествователя. 3-й урок. Завершающая беседа по повести («Совершилось невероятное дело...»). Нравственные проблемы в повести. Своеобразие тургеневского психологизма. Мастерство пейзажной живописи Тургенева. Образ-пейзаж. Художественная деталь в повести. Любовь как величайшая ценность жизни. Опережающие вопросы и задания 1. Общие задания: — Прочитайте заранее повесть «Первая любовь». Определите наиболее важные, с вашей точки зрения, фрагменты художественного текста в повести. Обоснуйте ваш выбор. — Подготовьте краткий пересказ истории любви рассказчика: зарождение любви, развитие чувства. Драматический финал любви. — Сопоставьте описания «тургеневской девушки» в повестях «Ася» и «Первая любовь». 2. Индивидуальные задания: — Подготовьте сообщения для вступительного слова о писателе (юные годы Тургенева, любовь в жизни писателя и др.). Обычно в повестях Тургенева сюжетная линия раскрывается так: вначале дается краткая экспозиция, рисующая среду, где должны действовать герои, дальше идет завязка, сообщающая об их зарождающейся любви, затем на пути персонажей встречаются препятствия, наконец наступает момент наивысшего напряжения действия (объяснение героев), за которым следуют личная катастрофа и, как правило, эпилог. — Что бы вы выделили в качестве экспозиции повести? Какие ключевые эпизоды вы считаете завязкой сюжета? Какую сцену в повести вы бы выделили как центральную, наиболее важную в качестве кульминации сюжета? — Одной из особенностей тургеневского творчества часто называют «тайный психологизм». Как вы понимаете это выражение? В каких сценах из повести вы видите проявления «тайного психологизма» писателя? Как через внешнее изображение (мимику, жесты, поступки и т. д.) передает Тургенев внутреннее состояние героев? — Вспомните портрет героини повести. Что важно в этом описании внешности: красота девушки или ее неповторимость, изменчивость, человеческое обаяние? Мотивируйте свой ответ. Что в поведении Зинаиды позволяет понять сущность, характер ее чувств? — По каким деталям изображения можно судить об авторском отношении к героям повести? Помогают ли этому повествование от первого лица, портреты, пейзажи? Как относится автор к Зинаиде, рассказчику и его отцу? — Что в поведении Зинаиды позволяет понять характер ее чувств, как меняется ее поведение в ходе повествования? — В связи с чем рассказывает Владимир о своих взаимоотношениях с отцом? Каким представляется вам отец героя? Как вы оцениваете его наказ: «Умей хотеть — и будешь свободным, и командовать будешь»? — Какую роль играет пейзаж в повести: это фон, место действия или средство характеристики персонажей, соответствующее их переживаниям? Как воздействует природа на героев повести? Определите роль пейзажа в сцене встречи Владимира с Зинаидой в саду. Как вы понимаете утверждение, что тургеневский пейзаж многообразен и является своеобразным действующим лицом произведения? — В 8 классе вы познакомились с повестью Тургенева «Ася». Она написана в 1858 году. Примерно в то же время (в 1860 году) создана повесть «Первая любовь». Оба произведения раскрывают психологию любящего человека, изображают любовь в жизни молодых людей — поэтическую и грустную. Мы видим образ так называемой тургеневской девушки. Какие еще черты сходства находите вы в обеих повестях? А что их отличает друг от друга? Предлагая учащимся написать домашнее сочинение на тему «Я прочитал повесть Тургенева „Первая любовь“», учитель может помочь им своими вопросами, например: какие впечатления остались у вас о прочитанном? Какие особенности повести-исповеди помогли вам ощутить авторское отношение к героям? Что можно сказать о композиции повести? Как решается Тургеневым проблема любви в повести? Каков идейный смысл произведения? А. Н. ОСТРОВСКИЙ «Бедность не порок» Вступительное слово о драматурге опирается на краткий очерк жизни и творчества, открывающий главу об Островском в учебнике литературы для 9 класса. Сообщения учащихся конкретизируют те разделы этого слова, которые непосредственно относятся к созданию комедии «Бедность не порок». С марта 1850 года Островский стал одним из основных сотрудников журнала «Москвитянин». Вокруг драматурга начали собираться молодые люди, которые прославляли русскую песню и даже пьянство прощали как страсть русской души, не знающей меры. Идеи «москвитян» принято считать разновидностью славянофильства, сосредоточенного вокруг идеи национальной самобытности, сохранившейся в среде крестьянства и патриархального купечества. Поэтический образ мира народной культуры и нравственности, созданный в пьесе «Бедность не порок», своим обаянием, чистотой противостоит самодурству, но недостаточно защищен от его дикости. Прекрасны, поэтичны, очень подлинны в пьесе картины святочного веселья. Осенью 1853 года Островский читал написанную им комедию «Бедность не порок» в разных московских домах. «Успех последней моей комедии, — писал Островский, — превзошел не только ожидания, а даже мечты мои». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко). Опережающие вопросы и задания Организация предварительного чтения пьесы «Бедность не порок», подготовка выразительного чтения по лицам сцен из комедии, сообщений учащихся, а также ответы на вопросы. 1-й урок. Вступительное слово о драматурге. Значащие имена и фамилии. Чтение и анализ отдельных сцен 1-го действия. Определение композиционной роли прочитанных сцен. 2-й урок. Обзорная беседа по содержанию 1-го и 2-го действий с выразительным чтением по ролям заранее подготовленных фрагментов пьесы. В чем основной конфликт комедии? Обсуждение названия произведения и его жанра. 3-й урок. Учащиеся самостоятельно анализируют образы пьесы на основе ранее выполненных письменных работ. «Мне поручена роль...» (Как вы себе представляете данного героя и как бы вы его играли на сцене?) Обобщающая беседа по групповым заданиям: — 1-й ряд — «Пьесы Островского — пьесы жизни». — 2-й ряд — «Народность драматургии Островского». — 3-й ряд — «Островский — чародей языка». Завершающее слово учителя. Индивидуальные предварительные задания: — Подготовьте воспроизведение песен из комедии «Бедность не порок». — Выразительное чтение монолога Любима Торцова из 3-го действия. — Чтение фрагмента из стихотворения Ап. Григорьева «Искусство и правда» (от слов «И вот пришла пора другая...» до слов «Но с русской чистою душой»). — Островский скрыто прокомментировал своих героев — дал им говорящие имена и фамилии, например Самсон Силыч Большов, Тигрий Львович Лютов. Он играл сочетаниями несоединимых качеств: Тихон Кабанов, Платон Зыбкин и т. д. Ответьте на вопросы: как вы объясняете то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому — Гордей? Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями — Африкан Коршунов, Любовь, Гуслин, Разлюляев? После чтения фрагментов текста пьесы уместна беседа, основу которой могут составить следующие вопросы и задания: — Как вы думаете, почему пьеса начинается со сцены, где Егорушка рассказывает Мите о делах в доме Торцовых: ведь Митя должен знать об этом не хуже его? Каким образом драматург посвящает нас в отношения Любы и Мити? — Как называется та часть произведения, которая знакомит нас с местом и временем действия, представляет основных героев и их взаимоотношения, но где еще нет завязки действия, не обозначился конфликт, определяющий содержание пьесы? Зачем Островский создает такую развернутую экспозицию? Что мы узнали о персонажах пьесы после 1-го действия? — Пусть школьники озаглавят важнейшие эпизоды 2-го и 3-го действий, определив завязку, развитие, кульминацию и развязку действия комедии, например: действие 2, явление 5 («Ну-ка, тряхнем стариной!»), явление 6 («Сам приехал!»), явление 10 («Ты, дура, сама не понимаешь своего счастья»); действие 3, явление 1 («Налетел ястреб, как снег на голову...»), явление 8 («Я бы, кажется, всякую моду подражал!») и т. д. Беседа по 2-му и 3-му действиям завершается обобщающими вопросами: — В чем проявляется самодурство Гордея Карпыча? Чем его поведение отличается от поведения Коршунова? Кто из героев пьесы в наибольшей степени воплощает замысел автора? Почему эта не всегда веселая пьеса названа комедией? Как бы вы определили характер смеха, который вызывают Коршунов и Гордей Торцов? Почему в устах Гордея и Коршунова не звучат песни, пословицы, прибаутки? — Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это определение? Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы? — Драма — это изображение жизни в формах самой жизни. Покажите на примерах из пьесы «Бедность не порок», как Островский изображает установившийся порядок жизни. — Прочитайте ремарки автора к явлению 10 действия 2-го, относящиеся к Любе. Почему там повторяется глагол «кланяется»? — Чем объяснить случайность развязки пьесы? Что, собственно, так подействовало на Гордея в монологе его брата? Не хочет ли автор показать, что торжество добра есть подчас счастливый случай в этой среде? Поведение Гордея неразумно. Согласны ли вы со словами: «Где же взять разумности, когда ее нет в самой жизни, изображаемой автором»? Важно при анализе пьесы подчеркнуть, что Островского интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека. И. Тургенев видел силу таланта Островского в его близости к русской жизни: «Ни в одном из наших писателей русский дух не веет с такой силой, не играет так, как в Вас». Островский и сам это понимал. В письме Некрасову он утверждал: «Ведь мы с вами только двое настоящие народные поэты, мы только двое знаем его (народ. — Авт.), умеем любить его сердцем и чувствовать его нужды, без шаблонного западничества и без детского славянофильства». Народность понималась Островским всегда конкретно, вместе с тем широко. Именно поэтому он так высоко ценил драму как род литературы: «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». Драмы пишутся не только для образованных, но для всего народа и зависят от зрителя больше, чем роман от читателя. Замечено, что именно зритель и читатель, как и автор, и его герой Любим Торцов, с радостью смотрят на ушедший почти сказочный мир человеческого единства, воплощенный в мотиве народного праздника, и с горьким сознанием, что мир этот ушедший не устоял перед натиском новых хищнических деловых отношений. — Кто из героев пьесы в своем духовном облике и жизненном поведении олицетворяет линию народной песни? Кого из персонажей пьесы назвали «песенной героиней»? Обоснуйте с помощью текста утверждение, что вся душа Любови «как бы пропета, прокомментирована лирическими песнями». — С каким героем прежде всего связано авторское отношение к жизни? Почему именно пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся чувство сопротивления самодурству? Почему Любим считает, что «...кабы я беден был, я бы и человек был»? Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским нравам и обычаям? Как выражается в ней талантливость людей из народа? Ап. Григорьев в своих стихах приветствовал Любима Торцова как наиболее полное выражение русской души:
Метко сказано, что театр Островского — речевой театр. Следует спросить учеников, как они понимают утверждение: «Островский — чародей языка»? Часто отвечают, что у него в пьесах красивый, поэтически богатый язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. А у одной из его героинь в роли всего 263 слова, нет ни одного глагола, 60 раз повторяется слово «уж». У Островского каждый персонаж говорит своим языком. Речь героев — важнейшее средство их характеристики. Предложите учащимся объяснить особенности речи тех персонажей, которых они избрали для чтения по ролям. Справедливо отметил И. С. Тургенев речевое мастерство А. Н. Островского: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него... Ах, мастер, мастер этот бородач!..» Театральный режиссер нашего времени Л. Додин обратил внимание на современность, даже злободневность драматургии Островского: «Островский — один из немногих отечественных драматургов, максимально учитывающих возможности и способности театра. К тому же наше время походит на эпоху Островского с ее грубостью, инфантилизмом и ограниченностью, со стремлением „урвать“... когда обмануть и унизить ничего не стоит». И еще одно — главное — выделил в творчестве Островского писатель И. А. Гончаров: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой, русский, национальный театр. Он по справедливости должен называться „театр Островского“. (По материалам А. Анастасьева, Ц. Балталона, Aп. Григорьева, С. Дурылина, А. Журавлевой, М. Макеева, В. Медведева, В. Некрасова, А. Новиковой, С. Петрова, С. Пирогова, А. Ревякина, В. Филиппова, Е. Холодова, А. Штейна и др.) Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «Белые ночи» Изучение повести («сентиментального романа») «Белые ночи» представляет для учащихся и учителей определенные сложности. Достоевский — «трудный» писатель, и «Белые ночи» не самое простое его произведение. Предлагаем один из вариантов плана изучения повести «Белые ночи». 1-й урок. Слово о Ф. М. Достоевском. Основные этапы жизни и творчества (лекция учителя о юности писателя и начале его литературной деятельности; сообщения учащихся по особым индивидуальным заданиям). Приведем примерный план такого вступительного слова: 1. Семья штаб-лекаря в больнице для бедных. 2. В Инженерном училище. 3. «Одна моя цель — быть на свободе». 4. «Самая восхитительная минута». 5. Петербургский мечтатель. «Белые ночи» (1848). 6. «Подвергнуть смертной казни расстрелянием» (22 декабря 1849 года). 7. В Мертвом доме. Годы изгнания. За рубежом и на родине. 8. «Анна Григорьевна Сниткина — горлица среди ворон». 9. Великие романы: роман-исповедь («Преступление и наказание»), роман-поэма («Идиот»), роман-памфлет («Бесы»), роман воспитания («Подросток»), роман-синтез («Братья Карамазовы»). 10. Пушкинская речь. Болезнь и смерть 8 июня 1881 года. 11. Обмен впечатлениями учащихся о заранее прочитанной повести. Выделение наиболее важных фрагментов повести. Краткое изложение сюжета повести. Образ Петербурга, белых ночей — образ места страданий человека и символ поэзии, красоты жизни. 2-й урок. Беседа о содержании 2—4-й «ночей». Лирическая атмосфера повести. Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей. Внутренняя судьба личности — основная тема повести «Белые ночи» и других произведений Достоевского. 3-й урок. Роль истории Настеньки в «сентиментальном романе». Истоки трагического финала «сентиментального романа». Настенька как воплощение действительной жизни. «Зачем мы все не так, как братья с братьями?» Жанровые особенности повести. Повествование от лица героя. «Диалогическое слово в монологе». Своеобразие пейзажа у Достоевского. Успех урока в большой степени зависит от предварительной работы с учащимися. Этому способствуют опережающие вопросы и задания: 1. Общие задания: — Самостоятельно прочитать до изучения в классе повесть «Белые ночи». Подготовить краткий пересказ сюжета повести. — Определить композиционные особенности повести. — Озаглавить с помощью цитат части повести, например: «Ночь первая — „Я мечтатель“». 2. Групповые задания: — 1-й ряд — Как вы понимаете подзаголовок повести Достоевского? Почему она названа «сентиментальным романом»? — 2-й ряд — Что подсказывает вам для понимания особенностей повести ее второй подзаголовок — «Из воспоминаний мечтателя»? — 3-й ряд — Как вы понимаете слова Достоевского: «Мечтатель — странное существо среднего рода»? 3. Индивидуальные задания: — Подготовьте сообщения об этапах жизни и творчества Достоевского в дополнение к вступительному слову учителя (см. в примерном плане «Слова» пункты 6—10). — Сопоставьте изображение Петербурга у Пушкина, Гоголя и Достоевского (устно или письменно). Достоевский в значительной степени писатель автобиографический, поэтому во вступительном слове о нем важно сообщить факты биографии автора, помогающие освоению изучаемого произведения. 30 октября 1821 года в казенной квартире штаб-лекаря Достоевского при московской Мариинской больнице для бедных родился сын Федор... Рядом с больницей было печальное кладбище, и все это место называлось «убогим домом», а улицу москвичи поэтому прозвали Божедомкой. Это был район бедных людей, «униженных и оскорбленных», будущих персонажей произведений Достоевского. Учитель расскажет о том, как братьев Федора и Михаила Достоевских после смерти матери поместили в Инженерное училище и «испортили нашу будущность», как вспоминал позже писатель. После производства в офицеры Федор Михайлович стал жить на частной квартире, что позволило ему чувствовать себя свободным и мечтать о творчестве. «Я был тогда страшным мечтателем, — вспоминал позднее Достоевский. — И чего я не перемечтал в моем юношестве...» Через несколько лет в своей повести «Белые ночи», отмеченной сильным «психологическим автобиографизмом», писатель изобразил одинокого фантазера, романтически оторванного от окружающего мира. В ряде его произведений 40-х годов появится этот образ петербургского мечтателя, человека доброго, но слабого, протестующего против несправедливого общества, только протест этот чаще всего воображаемый. Весной 1845 года Достоевский заканчивает свой первый роман «Бедные люди». История его опубликования известна, следует воспроизвести ее в классе, рассказав о том, как Некрасов и Григорович рано утром ворвались в квартиру известного критика Белинского со словами: «Новый Гоголь явился!» «У вас Гоголи-то как грибы растут», — строго заметил критик, но, прочитав рукопись, воскликнул: «Что автор — молодой человек?» — и, узнав, что ему нет и 25 лет, произнес: «Ну, так он гениальный человек!» Потом Белинский скажет самому Достоевскому: «Цените Ваш дар и оставайтесь верным ему и будете великим писателем!» «Я вышел от него в упоении, — рассказывал Достоевский. — ...Началось что-то... такое, чего я и не предполагал тогда даже в самых страстных мечтах моих (а я был тогда страшный мечтатель)... Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни». В 1848 году Достоевский создает свой «сентиментальный роман» о петербургском мечтателе. Н. Долинина в книге «Предисловие к Достоевскому» одну из глав называет «Фантастический мир Петербурга». Замечено, что многие люди представляют белые ночи как соединение ночи и дня. И эта двойственность производит фантастическое впечатление призрачности. В таком городе, в такие ночи и должен был герой повести сказать о себе: «А все-таки моя ночь была лучше дня!» У мечтателя это именно его ночь, которая является полем для развертывания сюжета повести. Ученики могут произвести краткое его изложение. В этой обстановке происходит случайное знакомство, зарождается робкая и в то же время пылкая любовь. Но счастье вскоре меркнет «вместе с неверным, обманчивым блеском короткой белой ночи. Мечтатель снова остается один». Сам Достоевский вспоминал время, когда создавалась повесть: это было прежде всего особое ощущение Петербурга со всеми его резкими социальными контрастами как «фантастической волшебной грезы», как чего-то стоящего на грани реальности и фантастического вымысла (М. Бахтин). Беседа о содержании повести может опираться на следующие вопросы: — Случайно ли, что герои Достоевского никогда не имеют никакого настоящего человеческого дела? В чем причина бездействия Мечтателя? Почему он так безмерно одинок? — Почему «Белые ночи» написаны от первого лица, в форме исповеди? Чей голос слышится вам в рассказе героя и в ночных грезах? Каково отношение рассказчика к мечтательности как образу жизни? Какую роль играет в повести тема несостоявшейся любви, отнятого счастья? Связано ли это с мечтательностью героя? — Достоевский пишет в то время: «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни... но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». Покажите на примерах из повести, что эта характеристика справедливо относится к главному герою повести. Как именно связана тема несостоявшегося счастья с темой мечтательности героя? — Как вы оцениваете любовь героя к Настеньке? Готов ли он пожертвовать собой ради счастья любимой или он в своей любви эгоистичен? Как объяснить то, что любовь Мечтателя к Настеньке освещена белыми ночами Петербурга? Спасает ли эта любовь героя от бесплодной мечты? — Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? За что благодарен Мечтатель своей любимой? — Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своем братском отношении к герою? — Определите отношение автора и свое собственное к словам Настеньки: «Зачем мы все не так, как братья с братьями?» — У Достоевского, как правило, нет развернутого пейзажа. У него как бы пейзажные ремарки, рассыпанные по всему полю действия. Главное в них — это общее впечатление, но связанное с переживаниями героев. Вспомните переживания героя в связи с созерцанием вечерней зари. В юные годы Достоевский увлекался романтизмом. В известном смысле он навсегда остался романтиком, но хорошо видевшим слабости романтизма. При этом даже ранняя проза его близка к реальной жизни, только в его реализме много романтизма. Попытайтесь найти в повести проявления такого реализма. (Использованы материалы М. Басиной, М. Бахтина, С. Белова, Б. Бурсова, Л. Гроссмана, Н. Долининой, В. Ермилова, Н. Чиркова и др.) Н. А. НЕКРАСОВ |