Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
Скачать 0.86 Mb.
|
Девятиклассники уже знакомы по предыдущим классам со стихотворениями Тютчева и Фета, Майкова и Полонского, Плещеева и Огарева, поэтому не составит труда подготовить к таким урокам-обзорам небольшие эссе и чтение одного-двух стихотворений. Пригласить их к творчеству, продумать вместе с учителем уроки, посвященные А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Н. А. Некрасову. Учащиеся начинают свой рассказ о Тютчеве с ответа на вопросы: когда родился и умер поэт? Что особенно характерно для его поэзии? Федор Иванович Тютчев. Для его поэзии характерно философское понимание мира. Природа предстает перед нами в постоянном движении, величественно-прекрасная и торжественно-трагическая. Человек сопричастен космосу. Поэт неудовлетворен современностью, в стихотворениях — мечта о духовной жизни, желание постичь русскую действительность («Умом Россию не понять...», «Русской женщине», «Слезы»). Мы читаем тютчевские произведения, строки любовной лирики, проникнутые всемирными идеями, видим пейзажи родной природы — все это непревзойденные шедевры, к которым хочется всегда возвращаться... Аполлон Николаевич Майков — «это — поэт-художник, поэт-пластик, но не лирик; писатель, замечательный мастерскою отделкою своих стихотворений, он с первого появления перед русскою публикою стал поэтом мысли и бестрепетно принял на себя весь нескончаемый труд, сопряженный с этим званием» (А. Дружинин). Автор стихотворений, героями которых являются простые люди — рыбаки, художники, веселые девушки. Пристальное вглядывание в мир природы и точная передача впечатлений отличают знаменитейшие произведения: «Весна! выставляется первая рама...», «Боже мой! вчера — ненастье...». Афанасий Афанасьевич Фет — поэт непосредственных переживаний и впечатлений. «...В лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область» (П. Чайковский). Стремление выразить «невыразимое» напряжение слуха и зрения, мгновенность восприятия, сменяемость красок и звуков («Тихо под сенью лесной...», «Ах, как пахнуло весной!..»). Аполлон Александрович Григорьев — поэт, литературный и театральный критик. Окончил юридический факультет Московского университета. Печататься начал с 1843 года. Выпустил единственную книгу стихотворений (1846). Тогда же обратился к большим стихотворным формам. Впоследствии стал ведущим критиком журнала «Москвитянин». В начале 1860-х годов помещал критические статьи в журнале братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время». Известен как мемуарист. Автор стихотворений о конфликте современного человека с прозаическим миром. Яков Петрович Полонский — поэт, прозаик. Окончил Рязанскую гимназию, учился на юридическом факультете Московского университета. Стихи начал печатать с 1840 года. Признанный мастер психологической лирики, передавший внутренний мир, человека в его постоянной противоречивости и изменчивости. Известен и как прозаик, всей душой воспринимающий разночинца, трудового человека, его горести, нужды, радости («Жницы», «Дорога», «Вызов», «Узница»). Алексей Константинович Толстой — поэт, драматург, прозаик. Воспитывался А. А. Перовским (его псевдоним — Антоний Погорельский). Выдержал в Московском университете экзамен на чин и служил дипломатом. Затем был приближен ко двору. Печататься стал как прозаик. Известность получил лирическими стихотворениями, историческими балладами и романом «Князь Серебряный». Лирика А. К. Толстого, утверждая ценность земного мира, проникнута томлением по прекрасному и бесконечному, разлитому в природе. Известен как автор поэм, сатирических стихотворений, замечательной драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Главные темы его поэтических произведений — природа и любовь («Колокольчики мои...», «Край ты мой, родимый край...», «Коль любить, так без рассудку...»), особое место занимают в его творчестве баллады («Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»). Небольшой рассказ может прозвучать о Николае Платоновиче Огареве (стихотворения «Арестант», «Кабак»). Лаконично можно рассказать об Алексее Николаевиче Плещееве — поэте, переводчике, прозаике, мемуаристе и театральном критике. Учился он в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, а затем в Петербургском университете. В молодые годы сблизился с кружком М. В. Буташевича-Петрашевского и вместе с Ф. М. Достоевским и другими участниками кружка был сослан. Литературную известность получил по выходе первого сборника стихотворений (1846) и до конца жизни сохранил репутацию поэта с благородным и чистым направлением. Плещееву, помимо стихотворений («Вперед! без страха и сомненья...», «По чувствам братья мы с тобой...»), принадлежат повести, рассказы, переводы, пьесы и критические статьи. Итак, обзорные уроки по теме «Русская поэзия XIX века» предваряют тематические занятия, посвященные Пушкину или Лермонтову, Некрасову, их можно провести как урок-монтаж, или урок-конференцию, или урок-концерт (небольшие сообщения и чтение стихотворений). Ведущим, естественно, будет учитель, заранее распределивший материал рассказов о поэтах и стихотворные тексты для чтения. Учитель начинает монтаж, затем берет на себя короткие комментарии, призванные связать воедино все части, а также суммарный итог такого сдвоенного урока; уместно предусмотреть ответы на следующие примерные вопросы и задания: — Каковы отличительные свойства поэзии Жуковского и Батюшкова? — Каковы особенности творчества Тютчева и Фета, Рылеева и Плещеева? — Вспомните и назовите самых крупных поэтов пушкинской поры. — Расскажите о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века. — Подготовьте рассказ «Поэзия XIX века». Советуем прочитать Бухштаб Б. Русские поэты. — Л., 1970. Городецкий Б. Русские лирики: Историко-литературные очерки. — Л., 1974. Коровин В. Поэты пушкинской поры. — М., 1980. Коровин В. Русская поэзия XIX века. — М., 1987, 1997. Семенко И. Поэты пушкинской поры. — М., 1970. Русские поэты: Антология / Под ред. В. И. Коровина. — М., 1990. — Ч. I. А. С. ПУШКИН «Евгений Онегин» При подготовке к урокам этого раздела важно иметь в виду два обстоятельства: первое — девятиклассники уже хорошо знакомы с пушкинскими произведениями — еще в начальной школе учили наизусть небольшие стихотворения, размышляли над пушкинскими произведениями в 5—8 классах («Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне...», «Метель», «Капитанская дочка», «Полтава»; отрывки из поэм «Борис Годунов», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге»), и второе — не все девятиклассники станут продолжать учебу в 10—11 классах, следовательно, необходимо не просто познакомить их с рядом пушкинских произведений, а закрепить глубокий интерес к творчеству классика. Побеседуем с учащимися: — В какой семье родился и воспитывался поэт? Когда и где родился? Кто знакомил его с устным народным творчеством? — Что помогало ему знакомиться с зарубежной литературой? — Что вам известно о его лицейских годах? — Какие произведения поэта особенно близки вам? — Расскажите о впечатлениях от наиболее понравившихся вам произведений (стихотворения, поэмы, проза). — Прочтите наизусть любое стихотворение. — Подумайте над небольшим рассказом о Пушкине. Подготовьте его к следующему уроку. Ориентируясь на примерный план, учащиеся готовят либо небольшое сообщение о личности поэта, либо рассказ по одному из периодов жизни и творчества, например: Детство. Рождение. Родители. Друзья семьи, интересы. Увлечение поэта литературой. Интерес к устному народному творчеству. Лицей. Особое учебное заведение. Поступление. Учителя (А. Куницын, В. Малиновский и др.), товарищи (И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг). Первые поэтические опыты. Впечатления от войны 1812 года. Экзамен (Г. Р. Державин). После Лицея. «Арзамас». Крепнут дружеские связи — Оленины, Тургеневы, «субботы» В. Жуковского. Первые произведения. «Руслан и Людмила». Вольные стихи и ссылка на Кавказ («К Чаадаеву», «Деревня»). Южная ссылка. Семейство Раевских. Новые произведения («Кавказский пленник», «Погасло дневное светило...», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др.). Увлечения поэта (Ризнич, Воронцова). Ссылка в Михайловское. Встречи с семейством Осиповых в Тригорском. Арина Родионовна. Творчество (четыре главы «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Я помню чудное мгновенье...», «Цыганы»). Друзья (И. Пущин, А. Дельвиг). В 1825 году первый сборник «Стихотворения Александра Пушкина». Вызов в Москву, к царю. Дело декабристов. Болдино. Предложение Н. Гончаровой. Болдино. Женитьба. Произведения: «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Медный всадник», «Пиковая дама» и др. Дуэль и смерть. Звание камер-юнкера. Двойная цензура — обычная и царская. Произведения: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и др. Дуэль. Смерть поэта. Получив индивидуальные задания, девятиклассники подбирают произведения, материал к освещению каждого периода, критический и иконографический (статьи, портреты; скульптура — фотографии, иллюстрации). Работа каждой группы комментируется и корректируется учителем. Конечно, возможны и другие варианты, например: лекция учителя, в которой участвуют и старшеклассники с высказываниями о Пушкине, с чтением любимых стихотворений, сообщениями об отдельных эпизодах жизни и творчества, анализом стихотворного и прозаического текста. Словом, и в том и в другом случае итоговый урок представляет собой небольшой вечер, концерт, монтаж, посвященный Пушкину. Рассказы учащихся, их впечатления от прочитанного закрепляются вопросами, как бы собирающими воедино знания, полученные в процессе коллективной работы, связанной с темой «А. С. Пушкин»: — Что в жизни и судьбе поэта наиболее ярко характеризует личность, глубоко воспринимающую действительность, остро чувствующую все, что связано с историей страны? — Какие его стихотворения о любви вы знаете? — Сформулируйте темы прочитанных вами сказок Пушкина, назовите иллюстраторов, главных героев. — В чем проявляется ироническое отношение автора к героям в «Руслане и Людмиле»? — В какой из поэм и сказок появляется образ автора? — В каких поэмах и стихотворениях Пушкина наблюдаются романтические мотивы? — В каком произведении показан конфликт между властью и народом? — Назовите произведения поэта, посвященные Петру I. Что особенно привлекает поэта в Петре I? — Что заинтересовало вас в прозе Пушкина («Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина»)? — Какие ценности подчеркиваются автором в дворянской и простонародной, патриархальной культурах («Евгений Онегин»)? — Какова роль лирических отступлений в романе? — Чем интересны картины природы в тексте? Как в романе сближается книжная и народная речь? — Назовите авторов-литературоведов, критиков, посвятивших свои труды Пушкину (М. А. Цявловский, Д. Д. Благой, Н. Л. Бродский, Л. П. Гроссман, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, М. И. Цветаева, А. И. Гессен, М. Я. Басина, Ю. М. Лотман, Л. А. Черейский и др.). — На какую тему вы хотели бы сделать доклад или сообщение на пушкинской конференции или вечере? — Рассказывая в книге «Александр Сергеевич Пушкин» о поэте, Ю. М. Лотман пишет: «В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями — судьбами государств и народов, — как в годы жизни Пушкина». С какими же событиями была тесно связана судьба поэта? — Кто были предки поэта и в каких произведениях есть намеки на собственное происхождение? — Что вы могли бы рассказать о взаимоотношениях поэта с друзьями и любимыми? — Что вы знаете о дуэли и смерти поэта? — Какие произведения Пушкина вы могли бы назвать шедеврами? — Какие портреты и иллюстрации к произведениям Пушкина вам известны? Назовите особенно понравившиеся вам, обоснуйте свой ответ. — Известно, что Пушкин любил осень, когда ему легко работалось, хотя часто это осложнялось другими заботами. «Еду в деревню, — писал он перед поездкой в Болдино, — Бог весть, буду ли там иметь время заниматься, и душевное спокойствие...» Онегин»'>Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831). Вот как сам автор набросал общий его план, пометив основные даты работы:
Важно помочь школьникам познакомиться с некоторыми книгами, подробно рассказывающими об этом замечательном произведении А. С. Пушкина: А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь/ Под ред. В. И. Коровина. — М., 1999.
Исследователь русской литературы Г. А. Гуковский писал: «...уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы... бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу» (Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. — М., 1957. — С. 140, 146). Подумаем, как входит такой материал в роман и какую роль выполняет (хозяйство, имущественное положение, образование, служба, интересы и занятия дворянской женщины, жилище, развлечения и пр.). Проследим за рассказом, который ведет поэт о героях, их поступках, размышлениях, радостях и страданиях, взаимоотношениях друг с другом... Описание природы и настроений героев... Лирические отступления... голос автора в романе... Прочитаем роман, который является несомненным шедевром или, как назвал его В. Белинский, «энциклопедией русской жизни». Рассмотрим вместе прочитанное сначала по главам, например: 1. К главе первой предпослан автором такой эпиграф: «И жить торопится и чувствовать спешит...» — слова князя Вяземского. Подумаем, почему взят именно этот эпиграф . Как он раскрывает суть главы? К кому он относится? Что рассказывает поэт о своем герое? Как он его называет? («Молодой повеса», «добрый мой приятель».) Как воспитывался? Как учился? Почему свет решил, что «он умен и очень мил», в чем он «истинный был гений»? Чем интересен театр и почему так скучен он Онегину? Каков кабинет героя? Как описывается бал и отношение героя к светской жизни? О чем лирические отступления? Почему он оставил книги? Почему поэту нравится мирная жизнь и деревенская тишина? Понравился ли вам начальный рассказ поэта и каким предстал перед вами герой? 2. Какой эпиграф определяет вторую главу романа в стихах? Чем интересна деревня, в которой оказался герой, и чем он решил заняться? Что хочет сказать поэт, характеризуя дружбу Онегина и Ленского словами: «Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень...»? Что нравится автору в Ленском и Ольге? Как вы понимаете слова о том, что в любом романе можно найти портрет Ольги? Чем интересен характер Татьяны и в чем его отличие от Ольги? Каково семейство Лариных? 3. И вот новый эпиграф, перевод с французского. О чем он? Как соотносится с содержанием главы? «Скажи: которая Татьяна?» Отношение автора к Татьяне — каково оно? В чем особенность чувств Татьяны и как ее характеризует письмо к Онегину? 4. Каким было первое свидание Татьяны и Онегина? Как проявляются чувства героев при встрече? 5. Характер, чувства, особенности поведения Татьяны. В чем смысл сна Татьяны? Как вы оцениваете поведение героев во время бала? 6. Каковы поведение героев во время дуэли и отношение автора к ним? 7. Какую роль играет описание природы и какое настроение автора передается через описание весны, зимы? Какова дальнейшая судьба Ольги и Татьяны? (Нравится ли вам описание Москвы? Можно ли судить об отношении автора к столице? Для чего нужен эпизод посещения Татьяной усадьбы Онегина?) 8. Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне, в их последнем свидании? Как изменились оба героя? Итак, роман прочитан. Как и многие другие произведения Пушкина, его нельзя прочесть только один раз. Повторное чтение всегда будет открывать все новые грани этого удивительного и совершенного создания поэта. Чтобы рассказать о героях — Татьяне и Онегине, Ольге и Ленском, нужно перечитать текст, продумать план и композицию такого рассказа, подобрать цитаты. Возможны и другие темы, например: «Пейзаж четырех времен года в романе „Евгений Онегин“»; «Образ автора романа в лирических отступлениях»; «Славянизмы, архаизмы, иностранные слова, народная лексика в романе и их роль»; «Ленский и Онегин», «Ольга и Татьяна», «Письмо Татьяны и письмо Онегина»; «Две встречи Татьяны и Онегина»; «Именины у Лариных» и «Изображение дворянства в романе». «Белинский и Герцен о Ленском», «Белинский и Достоевский о Татьяне», «Белинский, Герцен, Добролюбов об Онегине». Эти и другие темы можно порекомендовать и для письменных сочинений или для сообщений, докладов. Возможны и небольшие эссе, размышления на тему «Как вы понимаете главу, строфу, слова...?». Например: Как вы понимаете строки (на выбор)?
Читая и перечитывая «Евгения Онегина», важно сверить свое восприятие с суждениями критиков, литературоведов, глубоко изучивших этот роман. Литературоведы и методисты обращают внимание на то, какое огромное значение имеет привлечение музыки на все уроки по изучению литературы, но особенно это касается лирики Пушкина. «Его поэзия, — пишет М. Ф. Дроздова из Магнитогорска, — занимает огромное место в творчестве русских композиторов. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняются тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность пушкинского стиха» 1. Чайковский, отмечая эту особенность лирики поэта, писал о том, что Пушкин «силою гениального таланта очень часто врывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки» 2. Романсы на пушкинские тексты создавали многие русские и советские композиторы — Алябьев, Верстовский, Яковлев, Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович, Шапорин, Свиридов и др. На уроках изучения лирики поэта мы знакомим учащихся с некоторыми самыми популярными музыкальными произведениями. Прослушав романс, мы спрашиваем учащихся, как характер музыки отражает все этапы движения мысли и чувств стихотворения. Школьникам можно дать задание рассказать о некоторых композиторах, которые создавали музыку на слова пушкинских стихотворений; например, о том, что «Не пой, красавица, при мне...» — первое стихотворение Пушкина, к которому в 1828 году обратился Глинка, о том, что стихотворение «Я вас любил...» около 70 раз было положено на музыку, «На холмах Грузии...» — одно из лучших музыкальных произведений — романс Римского-Корсакова и др. «Лицейские друзья Пушкина» |