Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание на дом

  • Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеЛитература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
    Дата12.12.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkorovina_li_9_metod_sovety.doc
    ТипЛитература
    #840062
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Задание на дом: повторить значение понятий «экспозиция» и «завязка». Подготовить развернутый устный ответ на вопрос: «Какова роль (экспозиционная) первого действия во всей комедии?» Подготовить выразительное чтение монологов Фамусова и Чацкого из второго действия.
          В начале следующего урока полезно вспомнить содержание первого действия, используя домашнее задание. Учитель вводит учащихся в обстановку второго действия и предоставляет слово для выразительного чтения первого монолога Фамусова заранее подготовленному ученику («Петрушка, вечно ты с обновкой...»). В дальнейшем при комментировании второго действия в него включается заранее подготовленное учащимися выразительное чтение наизусть монологов.
          Затем анализируем характер монолога, внутреннее состояние героя, его произносящего, цель введения этого монолога в комедию.
          Полезно сопоставить монологи Чацкого и Фамусова с определенным целевым заданием, выяснить, как характеризуют эти монологи героев, их произносящих. Случайно ли столкновение этих героев? Что нового узнали мы о действующих лицах после чтения второго действия?
          Вводится новое понятие «развитие действия», начало которого положено завязкой; оно дает представление о возможных путях разрешения конфликта, столкновения героев, обнаруживает связи и противоречия между ними, раскрывает различные черты характеров, позволяет автору показать характеры в развитии, в изменении в зависимости от различных условий, показать и воздействие самих героев на окружающую их обстановку.

          Задание на дом: сравнить монолог Чацкого из первого действия «Ну, что ваш батюшка...» и монолог Фамусова из второго действия «Вкус, батюшка, отменная манера...», сделать вывод об отношении обоих героев к Москве того времени, всем учащимся подготовить для выразительного чтения монологи Фамусова и Чацкого из первых трех действий, группе учащихся подготовить выразительное чтение по ролям диалога Чацкого и Молчалина из третьего действия.
          После чтения 1 явления третьего действия задайте вопросы учащимся:
          — Как понимают ум Чацкий и Софья? Комедия называется «Горе от ума». О каком уме, приносящем горе, идет здесь речь?
          Особое внимание уделяется выразительному чтению и анализу диалога Чацкого и Молчалина по предложенному учителем примерному плану. Завершает чтение всего третьего действия краткая беседа на основе следующих вопросов:
          — Почему общество таким образом встретило весть о безумии Чацкого?
          — Какова роль Софьи в распространении сплетни? Зачем она это сделала?
          — Какова роль третьего действия в комедии?
          Учитель сообщает учащимся определение кульминации (момента наибольшего напряжения в развитии действия произведения).

          Задание на дом: охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя из общих и индивидуальные черты; подготовить выразительное чтение монологов четвертого действия.
          В начале следующего урока учитель может в краткой беседе с учащимися восстановить в их памяти сцену Чацкого и Молчалина из третьего действия и подвести учеников к выводу на основании сопоставления персонажей, анализа их конфликта. Ориентиром в этой беседе могут быть тезисы, предлагаемые В. И. Зольниковой в ее книге «Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением» (М.: Просвещение, 1978):

          1. Внешний облик Молчалина и Чацкого.
          2. Речь как зеркало их характеров.
          3. Как отзывается Софья о Молчалине и Чацком?
          4. Роль Чацкого и Молчалина во внешнем конфликте (выяснить, что учащиеся понимают под внешним конфликтом).
          5. Афоризмы Молчалина и Чацкого — воплощение их взглядов на жизнь.
          6. Роль Чацкого и Молчалина во внутреннем конфликте; что ученики понимают под внутренним конфликтом?
          7. Молчалин и Чацкий — люди одного поколения, но разных взглядов.

          Беседа должна лишь подвести к выводам, так как четвертое действие завершит представление учащихся об этом конфликте.
          От столкновения двух героев перейдем к столкновению героя со всем обществом, характеризуя гостей Фамусова на балу.
          Заключительное чтение учителем последних явлений комедии. Определение развязки пьесы — разрешения конфликта, происшедшего в результате развития событий пьесы. Чтение учащимися двух монологов Чацкого из четвертого действия («Что это? слышал ли моими я ушами!» и «Не образумлюсь, виноват...»), краткий анализ вместе с учащимися психологического состояния Чацкого в финале комедии. При этом особое внимание уделяется причинам, обусловившим нарастание гнева Чацкого в сравнительно короткий отрезок времени.
          — Отличаются ли по тону друг от друга эти два монолога Чацкого?
          — Во втором монологе Чацкий говорит: «Мечтанья с глаз долой и спала пелена». Какая именно пелена спала с его глаз? Что нового узнал Чацкий за время, прошедшее между первым и вторым монологами? Что же вызвало такой гнев Чацкого?
          — Кого, по вашему мнению, называет Чацкий общим именем «мучителей толпа»?
          — В чем, как вы думаете, драма Софьи?

          Задание на дом: подготовиться к уроку-беседе на тему «Прошедшего житья подлейшие черты» (защитники «века минувшего» в изображении Грибоедова), повторить подготовленные монологи к уроку для чтения и анализа в рамках общей характеристики.
          Урок «Прошедшего житья подлейшие черты» состоит из двух частей: первую условно можно назвать «Барин... да!» (типичные черты барина-крепостника в характере Фамусова. Фамусовская Москва), вторую — «Какие-то уроды с того света».
          В начале урока следует вместе с учащимися определить, какое столкновение, какой конфликт и между кем лежит в основе всех событий в комедии «Горе от ума». Учащиеся довольно быстро приходят к выводу, что «горе от любви», борьба за руку Софьи существуют в пьесе, но не это определяет ее главный конфликт. Можно напомнить слова «как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший...», чтобы образно сформулировать характер главного конфликта. Важно только помнить, что «век нынешний» и «век минувший» — понятия не столько хронологические, сколько политические и морально-нравственные, «активными антагонистами Чацкого в „Горе от ума“ являются не только старики, но в не меньшей мере и ровесники героя — Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Софья и даже недавний друг и товарищ Платон Михайлович Горич» (см.: Борисов Ю. «Горе от ума» Грибоедова. Жизненный контекст и противоречия эпохи // Литература в школе. — 1980. — № 3. — С. 12).
          И все же чаще всего «век минувший» ассоциируется с Фамусовым, недаром лагерь противников Чацкого часто называют фамусовской Москвой. Чем это можно объяснить? Почему именно Фамусов воплощает в себе полнее всего «прошедшего житья подлейшие черты»? Эти вопросы должны определять весь ход анализа.
          — Понимает ли Фамусов непримиримость столкновения между двумя «веками»? Как он оценивает «век нынешний»? Почему он называет его «ужасным веком»? Почему именно век «государыни Екатерины» кажется Фамусову самым прекрасным?
          — «Прямой был век покорности и страха, / Все под личиною покорности к царю» — согласился ли бы с такой оценкой века Екатерины Фамусов, если бы Чацкий произнес эти слова без осуждения?
          — Москва считалась в то время хранительницей старины, именно поэтому о Фамусове говорят: «Как все московские, ваш батюшка таков...» Да и сам Фамусов подтверждает, что «на всех московских есть особый отпечаток», понимая под этим милые ему черты. Сопоставление монологов Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» из второго действия и монолога Чацкого «Что нового покажет мне Москва?» из первого действия дает возможность увидеть общее и различное в мнениях двух героев о Москве. Сопоставьте, например, отношение к иностранцам Фамусова и Чацкого. Что общего и что различного в этих мнениях?
          Вместе с учащимися следует выделить такие важные характеристики фамусовского «московского отпечатка», как «по отцу и сыну честь», «будь плохонький, / Да если наберется душ тысячки две родовых — / Тот и жених», «ведь только здесь и дорожат дворянством», «дверь отперта для званых и незваных, / Особенно из иностранных» и т. д.
          Обратим внимание учащихся на первые слова Фамусова в пьесе, с которыми он появляется: «Барин... да!» Конечно, это не случайно. Именно барство выделяется прежде всего в Фамусове как в первом лице барской Москвы. Не зря ведь и Лиза говорит: «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев и барская любовь». Ведь Фамусов гневается не просто как обиженный отец, а прежде всего как барин-крепостник: «В работу вас, на поселенье вас...», «изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить» и т. д. И это не простая угроза. Фамусов всегда «брюзглив, неугомонен, скор», потому еще до скандала Лиза предупреждала Софью: «...запрет он вас, — добро еще со мной; а то, помилуй Бог, как разом / Меня, Молчалина и всех с двора долой». Об этом же говорит и Молчалин: «...А меня так разбирает дрожь, / И при одной я мысли трушу, что Павел Афанасьич / Раз когда-нибудь поймает нас, разгонит, проклянет!»
          Учебник предлагает примерную характеристику основных персонажей комедии. Им надо воспользоваться на уроке для общей характеристики Фамусова.
          Полезно проанализировать с учащимися толкование значащей фамилии Фамусова («известный»), напомнив слова комедии о других персонажах: «известный человек, солидный», «Татьяна Юрьевна. Известная — притом чиновные и должностные — / Все ей друзья и все родные». Пусть ученики сами вспомнят, кто является друзьями и родными Фамусова.
          Каково положение Фамусова в обществе? («Управляющий в казенном месте», богатый барин, свой человек среди знати — графов, князей, камергеров.) Пусть учащиеся охарактеризуют его отношение к службе, делам, служащим.
          Комедия называется «Горе от ума». Проблема ума стоит в центре произведения. Умен ли Фамусов? Бесспорно, не глуп. Суждения его подчас метки, остроумны. Но ум Фамусова и ум Чацкого как бы разной природы. Слово «умник» в те времена значило «смутьян», «бунтовщик», поэтому Фамусов скажет в похвалу не «умен», а «смышлен».
          Ум Чацкого для него чума, как и для других представителей этого общества («Да этакий ли ум семейство осчастливит» — Софья, «Ученостью меня не обморочишь» — Скалозуб и др.). Соответственно складывается и отношение Фамусова к культуре и просвещению, к людям, и его нравственность.
          Ровесников Фамусова на сцене не так уж много. Откуда же появляется ощущение, что в комедии Фамусовых большинство?
          В общей беседе следует рассмотреть и образы «толпы мучителей», привлекая для доказательства своих утверждений и внесценические образы.
          Общая беседа может вестись на основе следующих вопросов:
          — Какую армию представляет в комедии Скалозуб? За что он получил награды? Каковы его взгляды на культуру, на службу? Отличаются ли они от взглядов Фамусова?
          — Что вам известно о жизни Молчалина, о завещании его отца? Благодаря чему Молчалин продвигается по службе, завоевывает любовь Софьи, расположение Фамусова и его гостей? Прав ли Чацкий, считая Молчалина глупым? Верно ли наблюдение Чацкого, что в Молчалине «Загорецкий не умрет»? Какую роль в этом обществе играет Молчалин? Как, по вашему мнению, сложится его дальнейшая судьба? Как вы понимаете слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»?
          — Кого в финале комедии жалеет зритель, кроме Чацкого? Чем вызвано такое отношение к Софье? В чем сложность ее характера? Попробуйте объяснить, в чем Софья — дочь своего отца и почему она все-таки достойна любви Чацкого.
          Составьте письменный план по теме «Фамусов — главный представитель „века минувшего“» в комедии Грибоедова». Подготовьте развернутые устные ответы на следующие вопросы:
          — Почему гости с такой охотой поддерживают сплетню о безумии Чацкого? Как складывается общественное мнение в фамусовском обществе? Используя только текст комедии, восстановите полностью биографию А. А. Чацкого.
          В процессе чтения и комментирования комедии ученики под руководством учителя делали наблюдения, накапливали материал о жизни и характере главного героя. На уроке следует этот материал собрать воедино, обобщить, сопоставляя Чацкого с другими персонажами комедии. На следующем уроке обобщите также материал, связанный с общественно-исторической обстановкой эпохи, пусть учащиеся обоснуют типичность героя. Основным подспорьем в этом станет критическая статья И. А. Гончарова.
          Беседа о Чацком начинается с проверки домашнего задания подготовленной учащимися биографии героя, анализа его предыстории с обязательной опорой на текст комедии.
          Учащиеся должны определить примерный возраст Чацкого (ему, пожалуй, не больше 20 лет, так как они с Софьей учились и играли вместе, расстались они три года назад, когда Софье было 14 лет. Вряд ли разрыв в возрасте игравших вместе детей мог быть более трех лет). Из-за раннего сиротства Чацкий воспитывался в доме Фамусова, потом покинул его, очевидно, для более серьезной учебы. Служил в министерстве и порвал с министрами, путешествовал на «кислых водах», оплошно (с точки зрения Фамусова) управлял имением, в прошлом году знался в полку с Горичем, сейчас возвращается на родину из чужих краев.
          В определенной степени жизнь его напоминает биографию Грибоедова (вспомним с учащимися, что он — литератор: «и славно пишет, переводит»), хотя, конечно, он не Грибоедов, но человек в развитии, в динамике. Уместно вспомнить героя Радищева, выехавшего из Петербурга наивным, доверчивым, восторженным человеком и становящегося к концу путешествия все понимающим, гневным борцом. Можно сказать, что и Чацкий начинает свой «путь» в пьесе в определенной степени наивным романтиком, а заканчивает его человеком, весьма близким Грибоедову по своим взглядам и оценкам.
          Радостным, влюбленным врывается Чацкий в дом Фамусова, разгневанным и оскорбленным покидает его, испытав «мильон терзаний». Само выражение «мильон терзаний», ставшее крылатым, включает в себя и «горе уму», и «оскорбленное чувство», но при всем том его нельзя воспринимать только как синоним страданий и мучений. Чацкий — боец по натуре, горечь разочарования сочетается у него с активным протестом, гневом, негодованием.
          Можно снова пройти с учащимися весь «путь» Чацкого, акцентируя внимание на особо важных моментах ( помощь в подготовке вопросов и заданий учитель может получить из учебных пособий по литературе С. И. Севериненко и С. И. Давыдова для средних специальных учебных заведений и И. А. Фогельсона для вечерних и заочных школ), например:

          Первое действие
          — Как автор вводит в комедию Чацкого? Что говорят о нем в первом действии Лиза, Софья, Фамусов?
          — Как характеризуют самого Чацкого его воспоминания о московском обществе (его занятиях, отношении к крепостным, взглядах на науку, отношении к иностранцам)?

          Второе действие
          — Как характеризует Чацкий в своих монологах «век нынешний» и «век минувший»? (Монологи вновь читаются учениками в классе.) Какие черты жизни московского дворянства и как характеризует Чацкий в монологе «А судьи кто?»
          — Сопоставьте монологи Фамусова и Чацкого (интонации, особенности словаря, стиль речи).

          Третье действие
          — Какие черты характера Чацкого особенно ярко проявляются в сцене с Софьей? Есть ли в самом Чацком «та страсть, то чувство, пылкость та, / Чтоб, кроме вас, ему мир целый / Казался прах и суета»? Подтвердите ваше мнение материалом пьесы.
          — Как взгляды Чацкого на жизнь проявились в его сценах с Молчалиным, Горичем, графиней-внучкой?
          — Как клеймит Чацкий низкопоклонство перед всем иностранным? (Выразительное чтение соответствующего монолога.)

          Четвертое действие
          — В чем различие отношений Чацкого и Скалозуба к Репетилову?
          — Чем отличается настроение героя при произнесении монологов «Что это?» и «Не образумлюсь...»?
          — Какие мечтания владели Чацким? Какая пелена застилала ему глаза?
          Самое главное мечтание: «Нет, нынче свет уж не таков, вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»; вторая мысль: «Шалит, она его не любит».
          Подводя итог изучению комедии, можно сказать: Чацкий был мечтателем, наивно верил, что в его время «вольнее всякий дышит...», что время скалозубов и молчалиных прошло, но он не сумел увидеть мир в истинном виде и недооценил силу фамусовской Москвы. Чацкого можно погубить, но нельзя превратить в Молчалина или Репетилова, в мужа-мальчика, крепостника, ненавистника разума или бесполезного болтуна. В конце комедии Чацкий разочарован в обществе. Между ним и фамусовской Москвой невозможно перемирие.
          Чацкий не идеальный герой, а живой человек, сложный, противоречивый («по крайней мере не надутый»). Он может по-мальчишески ревновать, прятаться за колонну, упрекать Софью в том, что она его «надеждой завлекла», чего, как мы знаем, не было. Но он никогда не будет приспосабливаться к подлости, не сломается и всегда останется самим собой. Именно поэтому образ Чацкого — самая большая удача Грибоедова, сделавшая «Горе от ума» вечно живым произведением искусства. Ум Чацкого может принести ему горе, но насколько он выше и благороднее смышлености Фамусова и подобных ему.

          Задание на дом: составить письменный план по теме «Кто же Чацкий — победитель или побежденный?», используя материал статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»; прочитать отрывки из статьи И. А. Гончарова, помещенные в учебнике, и подготовить черновик плана этих отрывков.
          Чтение в классе отрывка из статьи Гончарова «Мильон терзаний» (от слов «...Чацкого роль — роль страдательная...» до конца статьи, данной в учебнике). Совместное составление плана статьи, данной в учебнике. Вот примерный образец:

          I. Своеобразие комедии «Горе от ума».
          II. Значение образа Чацкого в комедии.
             1) Человек ума и чувства.
             2) Борьба Чацкого с «веком минувшим».
             3) «Мильон терзаний» Чацкого.
             4) «Мильон терзаний» Софьи.
             5) Побежденный или победитель?
             6) Один в поле воин, если он Чацкий.
          III. Бессмертие Чацкого и комедии «Горе от ума».

          Задание на дом: подготовиться к завершающей беседе «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных» (А. А. Бестужев); подготовиться к классному письменному сочинению.

    Советуем прочитать

          Баженов А. К тайне «Горя». Идеи и образы комедии Грибоедова «Горе от ума» // Литература в школе. — 1996. — №№ 4, 5.
          Литература (приложение к газете «Первое сентября»). — 1995. — № 12 (весь номер).
          Литература (приложение к газете «Первое сентября»). — 1996. — № 20 (весь номер).
          Медведева И. «Горе от ума» А. С. Грибоедова. — М., 1974.
          Петров С. М. «Горе от ума», комедия А. С. Грибоедова. — М., 1981.
          Коровин В. И. Об интриге и жанре комедии «Горе от ума» // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). — 2000. — № 34. — С. 5—9.
    РУССКАЯ ПОЭЗИЯ XIX ВЕКА

          Итак, если XVIII век для литературы был освещен двумя литературными направлениями — классицизмом (М. Ломоносов, Г. Державин, Д. Фонвизин) и сентиментализмом (А. Радищев, Н. Карамзин), то романтизм (К. Рылеев, В. Жуковский) готовит уже переход к реализму, к величайшим шедеврам русской литературы нового века. Приступая к этому особому для российской литературы периоду, учителю важно подготовить небольшой вводный рассказ об этих направлениях, призванный сделать переход от повторения сведений о литературе XVIII века к характеристике золотого века русской поэзии с именами крупнейших русских поэтов — Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.
          Вспомните слова Пушкина о В. А. Жуковском:

    Его стихов пленительная сладость
    Пройдет веков завистливую даль —

    и слова В. Г. Белинского о том, что Жуковский открыл России «Америку романтизма». Обратим внимание школьников на то, что Жуковский, замечательный переводчик, крупнейший поэт романтизма, автор многочисленных элегий, посланий, романсов, песен, баллад, выразитель душевных переживаний (тоски и печали, радости любви, сострадания), стремился жить так, как писал. «Жизнь и поэзия одно», — утверждал поэт.
          Школьники в этом возрасте уже могут понять суждение Жуковского, что для поэта чем более человечных людей, тем гуманнее и счастливее государство; счастье человека — в его душе, а все прекрасное и возвышенное должно победить, но для этого надо презреть мелкие интересы, суету, устремиться к возвышенному. Полезно дать задание сопоставить два произведения, выявляя, как предметный мир у Державина сменяется описанием эмоциональных признаков, оттенков у Жуковского:

    Г. Державин. «Соловей»

    В. Жуковский. «Вечер»

    На холме, сквозь зеленой рощи,
    При блеске светлого ручья, 
    Под кровом тихой майской нощи,
    Вдали я слышу соловья...

    Ручей, виющийся по светлому песку,
    Как тихая твоя гармония приятна!
    С каким сверканием катишься ты в реку!..

          В описаниях Жуковского, как и в балладах, преобладает чувство (вспомним «Людмилу»). Важно, чтобы школьники поняли, что у Жуковского создается национально-исторический колорит, преобладают народные предания, обычаи, призыв к гуманизму и нравственной красоте.
          К обзорному уроку после итоговых занятий по XVIII веку по теме «Русская поэзия XIX века» школьники готовят сообщения:
          — о Константине Николаевиче Батюшкове — одном из основателей русского романтизма, авторе элегий, посланий («определенность и ясность — первые и главные свойства его поэзии», по определению В. Г. Белинского), в основе поэзии которого — мечта о совершенном человеке;
          — о Вильгельме Карловиче Кюхельбекере, сущность романтизма которого — в воспевании героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами, а также о том, чем интересны его судьба и творчество;
          — о Кондратии Федоровиче Рылееве, суть обличительных од, элегий, посланий, поэм, «дум» которого в утверждении «Я не поэт, а Гражданин» (выражение гражданских чувств с помощью широких исторических картин на героических примерах — Сусанин, Ермак);
          — о плеяде русских лириков: Баратынский, Майков, Фет и др.
          Евгений Абрамович Баратынский — автор поэм («Пиры», «Бал», «Цыганка» и др.), критических статей, но главное — лирических стихотворений. Важно объяснить школьникам, что у Баратынского «человек обречен на вечное разочарование»:

    Переменяют годы нас
    И с нами вместе наши нравы;
    От всей души люблю я вас,
    Но ваши чужды мне забавы...
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта