Главная страница
Навигация по странице:

  • (Заметки с уроков литературы)

  • Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеЛитература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
    Дата12.12.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkorovina_li_9_metod_sovety.doc
    ТипЛитература
    #840062
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Штрихи к портретам

    Из опыта работы

          Урок литературы по этой теме подготовлен учительницей московской школы № 1666 В. А. Болдиной.
          Работа на таком уроке предполагает максимальную готовность школьников к беседе, рассказу, чтению стихотворений, поэтому учащиеся заблаговременно перечитывают материалы о лицейских годах Пушкина, его друзьях, готовятся к пересказам, докладам, распределяют задания внутри групп. При этом они пользуются учебником 9 класса, книгой «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» под ред. В. И. Коровина (М., 1999), книгами Н. Эйдельмана «Прекрасен наш союз...», Ю. Тынянова «Кюхля», Л. Рубинштейна «В садах Лицея» и многими другими.
          К уроку были подготовлены: выставка книг о Пушкине, портреты друзей Пушкина, фотографии здания Лицея, на доске — рисунок герба Лицея и список пушкинского выпуска (Бакунин, Броглио, Вольховский, Горчаков, Гревениц, Гурьев, Данзас, Дельвиг, Есаков, Илличевский, Комовский, Корнилов, Корсаков, Корф, Костенский, Кюхельбекер, Ломоносов, Малиновский, Мартынов, Маслов, Матюшкин, Мясоедов, Пушкин, Пущин, Ржевский, Саврасов, Стевен, Тырков, Юдин, Яковлев — 30 человек).

          Эпиграф урока

    Куда бы нас ни бросила судьбина
    И счастие куда б ни повело,
    Все те же мы: нам целый мир — чужбина;
    Отечество нам Царское Село.

          Урок открывает вступительное слово учителя, рассказ о Лицее, его особенностях, гербе, друзьях Пушкина по материалам вышеназванного Словаря.
          Почему Лицей стал для его питомцев родным домом? Вот как об этом говорит сам Пушкин:

    Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен,
    Срастался он под сенью дружных муз...

          «Чугунниками» называл лицеистов директор Энгельгард, подаривший им по чугунному кольцу, которое они надевали на встречу 19 октября. Лицейские годы, лицейское братство — самая светлая полоса пушкинской жизни. Куда бы ни бросила судьбина лицеистов, они всегда оставались верны лицейскому братству. Пущин посещает опального поэта в Михайловском. Молодой дипломат Горчаков, рискуя вызвать недовольство начальства и пожертвовать карьерой, предлагает деньги и заграничный паспорт Пущину после разгрома восстания декабристов...

          Первая группа девятиклассников подготовила рассказы о Пущине по следующему плану:
          1 В Лицее. Влияние Пущина на будущего великого поэта.
          2. Встреча в Михайловском.
          3. Чтение стихотворения.

    Поэта дом опальный,
    О Пущин мой, ты первый посетил...

          4. Пущин-декабрист. Сибирь. Мужество и стойкость. Поддержка слабых.
          5. Чтение стихотворения «Мой первый друг...».
          6. «Записки о Пушкине».
          7. Письма Пущина Малиновскому:
          «...если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашел средство сохранить поэта-товарища, достояние России».
          В день смерти А. С. Пушкин жалеет, что рядом с ним нет Пущина и Малиновского.

          Вторая группа учащихся рассказывает о Дельвиге:
          «Никто на свете не был мне ближе Дельвига» (Пушкин — Плетневу).
          1. Дельвиг в Лицее («Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?..»).
          2. Дельвиг отправляет в редакцию журнала «Вестник Европы» пушкинскую рукопись стихотворения «К другу стихотворцу». Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.
          3. Чтение стихотворения.

    Пушкин! Он и в лесах не укроется,
    Лира выдаст его громким пением...

          4. Дружба поэтов после Лицея.
          5. Чтение отрывка из стихотворения «19 октября».
          6. Ранняя смерть Дельвига.

          Третья группа учащихся рассказывает о Кюхельбекере:
          1. В Лицее. Характер. Отношения с товарищами. Закончил Лицей с серебряной медалью.
          2. Пушкин и Кюхельбекер.
          3. Чтение стихотворения «Разлука» (1817).
          4. Кюхельбекер прямодушен, добр, справедлив, самоотвержен в любви и дружбе.
          5. Чтение отрывка из стихотворения «19 октября».
          6. Кюхельбекер-декабрист. Причислен к преступникам, достойным казни, но его пощадили и на долгие годы бросили в тюрьму (10 лет одиночного заключения).
          7. Последняя встреча поэтов.
          8. Пушкин при жизни не забывал Кюхельбекера, писал ему, посылал книги.
          9. Чтение стихотворения Кюхельбекера.

    ...И вот опять Лицея день священный,
    Но уж и Пушкина меж нами нет...

          10. Кюхельбекер в Сибири. Последние годы жизни. Безденежье и нищета. Потеря зрения. Смерть в 1846 году.

          Тема четвертой группы — лицеисты и памятник Пушкину. Уход лицеистов из жизни.
          Матюшкин считал, что памятник Пушкину следует поставить в Москве, на родине поэта. Всероссийский сбор денег на памятник. Конкурс. Открытие памятника.
          А лицеисты уходят один за другим...
          1868 — умирает староста, хранитель архива Яковлев,
          1870 — Данзас, секундант Пушкина,
          1872 — адмирал Матюшкин,
          1873 — Малиновский,
          1876 — Корф.
          В 1880 году открыт памятник Пушкину. Из лицеистов только Комовскому удалось увидеть этот памятник.
          В 1825 году Пушкин писал:

    Кому из нас под старость день Лицея
    Торжествовать придется одному?

          Этим последним лицеистом оказался Горчаков.
          Урок заканчивается заключительным словом учителя: «Вот и вспомнили мы о первом выпуске Лицея, о лицейском братстве, лицейских товарищах великого Пушкина, свидетелях радости и грусти русского поэта...»

    Адресаты лирики Пушкина

    (Заметки с уроков литературы)

          В 9 классе впервые школьники познакомятся с произведениями, посвященными адресатам лирики Пушкина. Это позволит учителю организовать тематические уроки.
          Открытый урок «Адресаты лирики Пушкина» в московской школе № 1666 провела Елена Владимировна Ключникова, урок, к которому вдохновенно готовились учителя и девятиклассники, разучивая диалоги, стихотворения, изучая переписку поэта. Отрывки из писем, некоторые диалоги прозвучали не только на русском, но и на французском языке. Учащиеся оформили класс: книжная выставка с текстами произведений поэта, портреты, письма, на столах — свечи в подсвечниках, магнитофон. Тихо звучит романтический вальс. На доске — портреты знакомых А. С. Пушкина, о которых пойдет речь.
          Урок начинается с небольшого вступительного слова учителя: «Итак, наш сегодняшний урок посвящен адресатам лирики Пушкина. О любви писали Гомер и автор „Слова о полку Игореве“, Ломоносов и Державин, Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Фет. Вся жизнь Пушкина в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Давайте перелистаем некоторые из них и заглянем в этот особый мир, который вдохновлял поэта на создание поэтических произведений». (Звучит «Лунная соната» Бетховена.)
          Первая страница. Годы учения Пушкина в Лицее — 1811—1817 годы. Знакомство с Екатериной Бакуниной.
          Одна из учениц  рассказывает: — Екатерина Павловна Бакунина — сестра лицейского товарища Пушкина. «...Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи», — вспоминал С. Комовский. Милая Бакунина — предмет первого юношеского увлечения Пушкина, к ней обращены многие его стихотворения 1815—1816 годов. О ней вспоминал он и долгие годы спустя в черновых строфах восьмой главы «Евгения Онегина»: «О ней задумывался нежно, / Весь день минувшей встречи ждал / И счастье тайных мук узнал...»
          Ученик в роли Пушкина: — 29 ноября 1815 года. Лицей. «Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием с неописуемым волнением, стоя под окошком, смотрел я на снежную дорогу — ее не было видно. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице — сладкая минута! Как она мила была. Как черное платье пристало милой Бакуниной! Но я не видел ее 18 часов — ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив — 5 минут!» Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29 ноября 1815 года.
          Ученица в платье пушкинских времен: — Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы очаровали лицеистов. Раньше и гуляли, и играли, и проказили вместе, а теперь всяк сам по себе. Сдав в начале 1815 года экзамен, воспитанники перешли в старшую группу. «Монашеский режим кончился, они почувствовали себя взрослыми, это был возраст снов, надежд, мечтаний, этот критический возраст, когда и „жить торопятся и чувствовать спешат“. А что за жизнь без самого сокровенного ее таинства — любви?»
          Пушкин с чувством пламенного юноши описал прелести Бакуниной в стихотворении «К живописцу», которое было положено на музыку лицейским его товарищем Яковлевым и постоянно пелось до самого выхода из Лицея. Стихотворение посвящено однокласснику и живописцу А. Д. Илличевскому, автору многих сохранившихся рисунков из лицейской жизни...
          До нас дошел автопортрет Бакуниной, акварельная работа П. Соколова (1828), рисунок О. Кипренского из альбома Е. Бакуниной (1810).
          Тонкая художественная натура, Бакунина увлекалась живописью великого живописца Брюллова.
          Вторая страница. Петербург. Дом А. Н. Оленина, президента Академии художеств. Именно здесь произошла первая встреча с Анной Керн в 1819 году. (Звучит музыка П. И. Чайковского к «Евгению Онегину».)
          Ученик в роли Пушкина: — Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн.
          Ученица в роли Керн: — Я воспитывалась в Тверской губернии вместе с моей двоюродной сестрой. В 16 лет меня выдали замуж за генерала Керн. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из таких вечеров я встретила Пушкина.
          Ученик в роли Пушкина: — «Позволительно ли быть до того прелестною!» — воскликнул я, увидев впервые Анну Керн. Весь вечер я старался привлечь ее внимание, заслужить хотя бы улыбки, взгляда. Но мне так и не удалось приблизиться.
          Ученица в роли Керн: — Вскоре ужин кончился, и гости стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами.
          Учитель: — Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. В деревне жизнь вольнолюбивого поэта сделалась несносной. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в Тригорском, расположенном в трех верстах от Михайловского. Это было настоящее женское царство. Владелица поместья Осипова, ее дочери Анна и Епраксия, падчерица Александра, племянница Анна Керн — таковы обитатели Тригорского. А теперь давайте представим себе длинный одноэтажный дом, наполненный молодежью, — шум, говор, смех, стихи, игры, пение, музыка.
          Ученица в роли Керн: — Мы сидели за обедом и смеялись, вдруг вошел Пушкин с большой толстой палкой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова, робость видна была в его движениях. Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам «Цыган». Я никогда не забуду восторга, который охватил мою душу. Я была в упоении как от текучих стихов поэмы, так и от его чтения, в котором было столько музыкальности, истаивала от наслаждения...
          Учитель: — Вновь вспыхнули чувства Пушкина, и он написал семь восторженных писем, пестрых по настроению, полных противоречивых чувств, искрящих страстью и ревностью, одновременно полных преклонения перед поразившей его красотой. Вслушаемся в этот давний разговор... (Учащиеся читают письма Пушкина к Анне Керн на русском и французском языках.)
          Ученица в роли Керн: — Перед моим отъездом Пушкин пришел проститься и принес экземпляр второй главы «Евгения Онегина» в неразрезанных листах, между которыми я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье...». (Звучит это стихотворение Пушкина.)
          Учитель: — Прошло пятнадцать лет. Пушкина уже не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась. Судьбе было угодно, чтобы путь его еще раз скрестился с жизненным путем Анны Керн. Красотой стихов Пушкина пленился композитор Михаил Глинка. Он положил их на музыку и посвятил романс в 1840 году дочери Керн, в которую был страстно влюблен. (Звучит романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...».)
          Похоронена Анна Керн на кладбище недалеко от Торжка. На ее могильной плите — пушкинские строки «Я помню чудное мгновенье...». (Звучит «Сентиментальный вальс» П. Чайковского.)
          Третья страница поэтического дневника поэта.
          Учитель: — После михайловской ссылки Пушкин вновь оказался в столице.
          Первая ученица: — Холодной сентябрьской ночью 1826 года в Михайловское неожиданно явился чиновник, присланный псковским губернатором с предписанием привезти поэта в Псков, а затем доставить его в Москву к новому государю. Только что коронованный царь освободил поэта от ссылки, пообещал свободу от цензуры, предлагая взамен свою собственную.
          Литературная Москва с восторгом встретила и приняла поэта. В домах московских литераторов и своих друзей он читает написанное им за два года михайловской ссылки. С особой охотой он посещает салон З. А. Волконской на Тверской улице. Здесь собираются поэты, художники, актеры, музыканты, говорят о литературе, читают свои произведения, слушают изумительное пение хозяйки. Так проходит зима 1826 года.
          В мае поэт уезжает в Петербург, новое увлечение овладевает его фантазией — Анна Оленина, дочь президента Академии художеств. Это он, искусный рисовальщик, украсил своими заставками и виньетками первое издание «Руслана и Людмилы». Пушкин знал маленькую Анну, но сейчас это была 19-летняя красавица, живая, белокурая девушка, начитанная, образованная, поклонница поэзии. Поэт влюбился без памяти. Зиму и весну он не переставал посещать дом Олениных...
          Вторая ученица: — Отец Анны не обрадовался, узнав, что поэт готовится сделать предложение его дочери: за Пушкиным успела закрепиться слава легкомысленного человека. Однако намерение Пушкина было серьезным. Ей он посвятил множество восторженных стихов. Их свидания происходили в Летнем саду, куда Оленина приезжала в сопровождении гувернантки. Поэт поехал за ней на дачу в Приютино (в шестнадцати верстах от Петербурга). Наконец он посватался к ней, но приехал к концу званого обеда. Пушкину было отказано. Два года спустя поэт напишет в ее адрес стихи, которые сейчас все знают наизусть, — «Я вас любил...». Многие композиторы написали музыку на эти гениальные строки... (Звучит романс Даргомыжского на стихи Пушкина «Я вас любил...» в исполнении учащихся. Школьники читают стихотворение «Ее глаза».)
          Учитель: — А сейчас мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина. По признанию поэта, Н. Гончарова была сто тринадцатой его любовью. Но это было такое всеобъемлющее чувство, которое захватило его совершенно. Бурная молодость прошла. Настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым овладели им. Он встретил Натали Гончарову в декабре 1828 года.
          Ученица в роли Гончаровой: — Моя мать была суровой женщиной и воспитывала нас в строгости. Она дала нам хорошее образование. В детстве мы изучали французский язык, мифологию, литературу, учились танцам, музыке. Я очень любила верховую езду, увлекалась вышиванием, разведением цветов. Пушкин познакомился со мной на одном из московских балов. Мне было тогда 16 лет. Не сразу я ответила на его чувства, да и мать моя была далеко не в восторге от перспективы такого замужества. Но Пушкин преодолел все преграды. (Школьники читают письмо поэта к матери Н. Гончаровой.)
          Ученик в роли Пушкина: — Как было переполнено счастьем мое сердце, когда Гончарова согласилась стать моей женой.
          Учитель: — Поэт любил ее красоту, но еще больше ее душу. «Мадона» — так назвал он стихотворение, посвященное ей. (Звучит стихотворение А. С. Пушкина «Мадона».)
          Ученик в роли Пушкина: — Я счастлив, одно мое желание, чтоб ничего в моей жизни не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется, что я переродился...
          Учитель: — Позднее Гончарова первое лето в Царском Селе назовет самым безоблачным в их жизни. Письма А. С. Пушкина к Н. Гончаровой полны любви и нежности.
          Ученик в роли Пушкина: — Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив.
          Учитель: — Наталье Николаевне не было равных в Петербурге. Пушкин считал, что жена его прелесть.
          Ученик в роли Пушкина: — Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, — а душу твою люблю еще более твоего лица.
          Жена моя прелесть, и чем далее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание.
          Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться.
          Учитель: — Но беда надвигалась... Подметные письма. Сплетни... Дуэль и смерть поэта...
          Ученица в роли Гончаровой: — Очень тяжело я пережила его смерть. Перед самой кончиной Александр сказал мне: «Носи траур по мне два года, а потом выходи замуж только за порядочного человека». Сразу после похорон Пушкина я с детьми уехала в деревню. И жила в одиночестве. Я жила для детей и ради детей. Все они выросли достойными, честными людьми.
          Учитель: — Перевернута последняя страница поэтического дневника Пушкина, пушкинских поэтических страниц, посвященных адресатам его лирики, вдохновившим его на великие, несравненные произведения.
    М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

    Лирика,
    «Герой нашего времени»

          «Коренной переворот, совершенный Пушкиным в литературе, не отменил романтизма, как не оттеснил на второй план пафос времени — вопрос о судьбе и правах человеческой личности, — пишет В. И. Коровин в книге „Русская поэзия XIX века“. — Воплотить с наибольшей полнотой эту проблематику выпало на долю великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова».
          Обратим внимание учащихся на прочитанные ранее лермонтовские произведения — «Два великана», «Беглец», «Бородино», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова...» и другие. Примерные вопросы для небольшой беседы:
          — Какие произведения М. Ю. Лермонтова вами прочитаны и какие из них стали для вас особенно любимыми? Какие темы поднимает в них поэт? Что вы знаете о его жизни и творчестве?
          — Где он родился, учился? Кем воспитывался? Какие литературные места связаны с Лермонтовым? Какие произведения поэта известны вам, но еще не прочитаны? Что вы знаете о его короткой жизни? Как погиб поэт?
          Распределим между учащимися материал для подробного рассказа о жизни и творчестве Лермонтова:
          — Рождение. Детство. Москва. Тарханы (1814—1827).
          — Годы учения. Московский благородный пансион. Московский университет. Школа гвардейских подпрапорщиков («Испанцы», «Жалобы турка», «Нищий», «Желание», «Парус» и др. — 1828—1834).
          — Петербург. Новгородский драгунский полк, Петербургский гусарский («Дума», «Поэт», «Демон», «Тамань», «Фаталист» и др. — 1834—1836).
          — Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка Лермонтова на Кавказ (1837).
          — Лермонтов в Гродненском гусарском полку под Новгородом (1838).
          — Лермонтов в Петербурге (1838—1840).
          — Лермонтов в Москве (1840).
          — Вторая ссылка на Кавказ (1840).
          — Последняя поездка в Петербург (1841).
          — Дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске (1841).
          На следующих уроках одни школьники под руководством учителя рассказывают каждый об одном из этапов жизни поэта, другие читают и обсуждают избранные заранее стихотворения или отрывок из романа и поэмы данного периода, высказывают свои суждения о прочитанном.
          Попробуем определить самое главное в этих рассказах девятиклассников:
          1-я тема — Рождение в Москве. Переезд в Тарханы. Смерть матери, ссоры семейные и разлука с отцом. Бабушка Е. А. Арсеньева и воспитание внука. Пензенский фольклор. Внимание к рассказам о Пугачеве. Поездки с бабушкой на Кавказ (1818, 1820, 1825). Переезд в Москву осенью 1827 года.
          «Панорама Москвы»
          2-я тема — Просветительские традиции Московского благородного пансиона. Знакомство с семьей Сушковых, Лопухиных. Роль Московского университета в истории русского просвещения. Кружок Белинского. Любовь к Н. Ф. Ивановой, уход из университета и переезд в Петербург. Лермонтов в школе гвардейских подпрапорщиков.
          3-я тема — Лермонтов — корнет лейб-гвардии гусарского полка. Выезды в свет. Любовь к Сушковой. Петербургские театры. Работа над драмой «Маскарад», романом «Княгиня Лиговская». Поездка в Петербург («Маскарад», «Демон», «Тамань», «Фаталист».)
          4-я тема — Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ. Лечение в Пятигорске. Сказка «Ашик-Кериб».
          5-я тема — В Гродненском полку под Новгородом. Посещение Жуковского и передача ему поэмы «Тамбовская казначейша» для «Современника». Отъезд поэта в Петербург.
          6-я тема — Лермонтов в Петербурге. Служба в гусарском полку. Общение с Жуковским, Плетневым, Вяземским, А. Тургеневым, В. Одоевским, С. Н. Карамзиной и др. Работа над романом «Герой нашего времени». Столкновение с де Барантом в доме графини Лаваль. Дуэль. Арест и суд. Встреча с Белинским. Прощальный вечер у Карамзиных. Отъезд из Петербурга.
          7-я тема — Лермонтов в Москве. Чтение автором поэмы «Мцыри». Лермонтов и семейство Мартыновых. Отрывки из «Мцыри», «Демона», «Маскарада», других произведений по выбору учителя и учащихся.
          8-я тема — Лермонтов во второй ссылке на Кавказе. Участие в военных действиях. Сражение при Валерике. Послание В. Лопухиной. Представления Лермонтова к наградам. Отказы Николая I. Отпуск в Петербург. Творчество Лермонтова на Кавказе в 1840 году.
          9-я тема — Последняя поездка в Петербург. Встречи с Карамзиным. Высказывания Белинского о Лермонтове. Появление в «Отечественных записках» стихотворений «Завещание» и «Родина».
          10-я тема — Столкновение с Мартыновым в доме Верзилиных. Дуэль и смерть в Пятигорске.
          Литературоведы говорят и о широкой тематике юношеской лирики, и о жанровом разнообразии (послания, баллады, стансы, элегии, романсы, эпиграммы, эпитафии, мадригалы и пр.).
          Далее учитель подытожит работу по вопросам:
          — Сравните стихотворение «Поле Бородина» и «Бородино». Какова эволюция?
          — Каково значение стихотворения «Смерть Поэта»?
          — Тема поэта и поэзии у Лермонтова и Пушкина. Традиция «разговора о поэзии» в русской литературе.
          — Какие произведения Лермонтова говорят о его неизменном интересе к фольклору?
          — Лирическая поэзия, посвящения, послания. Назовите и прочитайте одно из таких стихотворений поэта.
          — Военная лирика. Какие примеры произведений М. Ю. Лермонтова на эту тему вы можете привести?
          Остановимся подробнее на прочитанном «Герое нашего времени»:
          — Какие суждения критиков об этом произведении известны? Нравятся ли его герои? Какие главы кажутся особенно интересными?
          — Романтическим или реалистическим произведением является роман М. Ю. Лермонтова? Кто такой Печорин? Сознательно ли выбирает он позицию эгоиста?
          Каким вам представляется герой? Исследователи считают, что противоречия героям намекают на существо жизни, а события, происходящие с Печориным, демонстрируют с очевидностью фатальный ход жизни. Согласны ли вы с этими суждениями?
          Если считать, что в Печорине живут две стихии — природная, естественная и искажающая ее социальная, то как проявляются они в различных ситуациях?
          Подготовьте рассказы-характеристики Печорина и Грушницкого, Веры и Мери, Максима Максимыча. Какие характеры показались вам наиболее симпатичными? Чьи поступки и слова кажутся вам убедительными? Подтвердите свою мысль примерами (сценами, диалогами, описанием поступков героев).
          «Эгоистическая позиция Печорина, принятая им как принцип жизненного поведения, помогает ему увидеть истинное лицо действительности и любого человека, с которым он сталкивается. Герой пробуждает в каждом его истинное существо, истинную натуру, он добирается до нее чувством и разумом и заставляет каждого высказать эту натуру в чувствах, поступках, в поведении, в действии...
          Печоринская позиция высветляет тайные, скрытые чувства „диких“, нецивилизованных людей, обнажает корысть и эгоистический интерес, проникающий в среду, которая в романтической литературе считалась естественной. Аналитический ум Печорина разоблачает эту идиллию, докапываясь до существа характеров Казбича и Азамата. Может быть, единственным действительно „естественным человеком“ выступает Бэла. В ней сохранилась природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство», — пишет В. И. Коровин («Творческий путь М. Ю. Лермонтова»).
          — Подумаем вместе над тем, как раскрываются эти характеры, как обнажается «истинная натура» действующих лиц.
          — Можно ли сказать, что Грушницкий олицетворяет торжество эгоизма? А Вернер застыл в эгоистической позиции, которая сделала его несчастным? Мери благородна, человечна, но и в ней есть условности (она принимает и оправдывает поведение Печорина).
          Согласны ли вы с мыслью, что жертвенная любовь Веры вызывает в Печорине искреннее чувство?
          В книге В. И. Коровина «Творческий путь М. Ю. Лермонтова» глава о «Герое нашего времени» завершается выводом, что хоть Лермонтов в романе и пришел к реалистическому принципу изображения жизни, но он не остается в творчестве писателя единственным, а сосуществует с романтическим методом. «Лермонтов приводит Печорина к сознанию, что жизнь едина. Она приносит страдания, чревата трагедиями, невыносимо „скучна“, но лишь в ней личность может обрести счастье, испытать радость борьбы, приобщиться к духовным ценностям».
          Каким выводом вы сопроводили бы свое знакомство с этим романом, который, конечно, относится к шедеврам русской литературы XIX века?
          Завершая знакомство с некоторыми произведениями поэта — стихотворениями и драмой, поэмами и романом «Герой нашего времени», вспомним восприятие поэзии М. Ю. Лермонтова поэтом и философом Д. С. Мережковским:
          «С годами я полюбил Пушкина, понял, что он велик больше, чем Лермонтов. Пушкин оттеснил, умалил и как-то обидел во мне Лермонтова: так иногда взрослые нечаянно обижают детей. Но где-то в самой глубине души остался уголок, не утоленный Пушкиным.
          ...Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда?
          Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии».
          Завершающими вопросами и заданиями для размышлений и устных и письменных сочинений могут служить такие:
          — Каково ваше восприятие пушкинских и лермонтовских произведений?
          — Можно ли сравнить Онегина и Печорина?
          — В чем пафос поэзии Лермонтова?
          — Чем интересны герои «Маскарада» и «Демона», «Мцыри» и «Песни про купца Калашникова...», «Героя нашего времени» (на выбор)?
          — О каком произведении Лермонтова вы хотели бы рассказать подробнее в сочинении или эссе?
          — Каких иллюстраторов лермонтовских произведений вы знаете и какие из них кажутся вам наиболее «лермонтовскими»? (Серов, Пастернак, Врубель, Васнецов, Билибин и др.)
          — Какие произведения экранизированы или поставлены в театре? Расскажите об одной экранизации или спектакле, опере, вам известной.
          — Весть о дуэли и смерти Лермонтова взволновала всех, и всегда было подозрение в том, что это было убийство. (Каковы были условия дуэли? Заявлял ли Лермонтов о своем отказе от выстрела? Когда и как выстрелил Лермонтов? Что можно сказать о действиях Мартынова и секундантов?) Что вы думаете об этом?
          — Какие высказывания о творчестве Лермонтова вам известны? Каковы они? (К каким высказываниям о жизни и творчестве поэта вы бы присоединились?) Какие произведения поэта положены на музыку?
          Проведите небольшую научно-исследовательскую работу. Сравните черновой и окончательный тексты в стихотворении «Смерть Поэта», подумайте, почему поэт сделал такие поправки.
          

    Черновой

    Окончательный

    а) Не вы ль сперва так долго гнали...
    б) Чудный дар
    в) Из любопытства возбуждали...
    г) Его противник хладнокровно
        Наметил выстрел
    д) Зачем он руку дал клеветникам безбожным
    е) Коварным шепотом презрительных невежд

    Не вы ль сперва так злобно гнали...
    Смелый дар
    И для потехи раздували...
    Его убийца хладнокровно
    Навел удар
    ...клеветникам ничтожным...
    ...насмешливых невежд...

          По мнению некоторых исследователей, главное содержание поэзии Лермонтова — человек с его тоской и одиночеством и его жизнеутверждающий порыв, жажда борьбы. В каких стихотворениях и поэмах это звучит?
          В чем видит Лермонтов общественное значение поэзии?
          Сопоставьте точки зрения Белинского и Добролюбова о Печорине.
          Подготовьте сочинение или доклад на темы: «Мое восприятие произведений Пушкина и Лермонтова», «Мой любимый герой Пушкина и Лермонтова», «Лермонтов — жизнь, творчество, судьба» и др. или сформулируйте собственную тему, которая возникла у вас благодаря чтению пушкинских и лермонтовских произведений.
          Какие критические статьи, книги о Лермонтове вам известны (И. Андроников, С. Наровчатов, Д. Максимов, Э. Герштейн, В. Коровин и др.)? Расскажите об одной из них.
          Возможны и такие задания.
          Дайте отзыв на одну из книг, например:

          Иванова Т. А. Лермонтов на Кавказе. — М., 1975.
          Чекалин С. В. Лермонтов. Знакомясь с биографией. — М., 1991.
          Иванова Т. А. Лермонтов в Москве. — М., 1979.

          В мире немного энциклопедий, посвященных одному писателю (например, Шекспировская энциклопедия).
          Познакомьтесь с уникальным изданием о творчестве Лермонтова — Лермонтовской энциклопедией. Она поможет учащимся подготовиться к уроку, вечеру, конкурсу, получить справку по любому затрудняющему их вопросу.
          Сопоставляя судьбу, творчество Пушкина и Лермонтова, Ст. Золотцев (Литература в школе. — 1991. — № 5) пишет:
          «Оба поэта были очень русскими людьми. Но каждый исключительно по-своему. Образ поэзии старшего из них и его собственный — размах русской души, ее солнечность, жизненная сила. Ее органичность в жизни, умение принимать мир мудро, таким, какой он есть. Да, какие бы тяготы и муки ни выпадали на долю Пушкина, он, даже бунтуя и протестуя, восставая против злых сил судьбы и общества, был все-таки в ладу с миром. И с собой... У Лермонтова — все противоположно. Недаром парус его одинок. И не случайно так поражает наше воображение образ одинокого листка, оторвавшегося от родимой ветки...
          Лермонтов всей своей судьбой и творчеством показал, какие грозы и бури могут таиться во внешне спокойной и мягкой русской личности, каким могучим бунтом может взрываться его дух, как несмиренен и неукротим бывает он в своем разладе, в своем споре с миром, людьми и с самим собой. Как глубок».
          Предложите школьникам передать основные мысли этих высказываний. Согласны ли вы с ними? В чем вы видите отличие пушкинских и лермонтовских стихотворений?
    Н. В. ГОГОЛЬ

    «Шинель»

          Примерный план изучения темы:
          
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта