Главная страница
Навигация по странице:

  • А. А. АХМАТОВА Лирика

  • Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века


    Скачать 0.86 Mb.
    НазваниеЛитература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
    Дата12.12.2022
    Размер0.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkorovina_li_9_metod_sovety.doc
    ТипЛитература
    #840062
    страница9 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

          «Черед» этот настал.
          Прочтем вместе с учащимися как можно больше стихотворных произведений Цветаевой, вдумаемся в их смысл, постараемся перечитать их вновь и вновь...

    Идешь на меня похожий,
    Глаза устремляя вниз.
    Я их опускала — тоже!
    Прохожий, остановись!..

    Бабушке

    Продолговатый и твердый овал,
    Черного платья раструбы...
    Юная бабушка! Кто целовал
    Ваши надменные губы?..

    * * *

    Мне нравится, что вы больны не мной,
    Мне нравится, что я больна не вами,
    Что никогда тяжелый шар земной
    Не уплывет под нашими ногами...

          Много стихотворений посвятила Цветаева Москве, все они необычны. Попытаемся понять строки:

    Москва! Какой огромный
    Странноприимный дом!
    Всяк на Руси — бездомный.
    Мы все к тебе придем...

          Прочитайте стихотворение, начинающееся словами «Полюбил богатый — бедную, / Полюбил ученый — глупую...», подумайте, что хотела сказать Цветаева этими строками. А также стихотворения: «Вчера еще в глаза глядел...», «Маяковскому».
          Хочется обратить внимание учителя, что это лишь первое, как и в других поэтических страницах учебника, знакомство с личностью и особенностями поэтического творчества Цветаевой. Именно поэтому предполагается небольшой, но хорошо подготовленный и проникновенный рассказ учителя или учащихся о поэте, затем — чтение, чтение и еще раз ознакомительное чтение замечательных стихотворений, включенных в учебник и избранных самостоятельно девятиклассниками.
          Наряду с вопросами и заданиями, которые обратит к учащимся учитель в конце знакомства с некоторыми стихотворениями Цветаевой, возможны и небольшие сочинения-эссе: «Мое любимое стихотворение Цветаевой»; «Что меня привлекает в поэзии Цветаевой?» и др.

          Советуем прочитать

          Саакянц Анна. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества. — М., 1986.
          Павловский Алексей. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. — Л., 1989.
          Эфрон Ариадна. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. — М., 1989.
          Воспоминания о Марине Цветаевой. — М., 1992.
          Максимова Т. Ю. Поэзия М. Цветаевой: Путь от личных переживаний // Русская литература. XX век. — М., 1995.
    А. А. АХМАТОВА

    Лирика

    Вступительную статью в сборнике «Русские поэты» (М., 1968. — Т. 4) А. Т. Твардовский назвал «Достоинство таланта». В самом деле, литературоведы, писатели, художники — все, кто в той или иной мере соприкасался с жизнью и творчеством Анны Ахматовой, писали и говорили об особой манере держаться, жить, страдать, терпеть горе и невзгоды, создавать великие свои произведения, и во всем было необыкновенное ее человеческое достоинство. «Литературная и жизненная судьба Ахматовой была на редкость нелегкой, и через все ее испытания она прошла с выдержкой и достоинством, которые не могут не вызывать уважения», — читаем мы в этой статье Твардовского.
          Лишь немногие стихотворения Анны Ахматовой знакомы школьникам (по учебникам литературы — «Мужество», «Перед весной бывают дни такие...», другие прочитаны учащимися самостоятельно) до 9 класса. Им еще неизвестна главная тема поэта — тема любви в различных ее проявлениях. Предчувствия, испытания, утраты, раскаяние, страсти, память о пережитых чувствах, душевные переживания и многие другие состояния и оттенки чувств передаются в поэтических строках ахматовской поэзии.

    Должен на этой земле испытать
    Каждый любовную пытку...

          Твардовский в своей статье отразил лишь некоторые вехи жизни и творчества Ахматовой:
          1917 год — когда она для себя отринула возможность эмиграции — «Мне голос был...».
          1942 год — год труднейшего периода войны и ее стихотворение «Мужество».

    1944 год — Белым камнем тот день отмечу,
                         Когда я о победе пела.
                         Когда я победе навстречу,
                         Обгоняя солнце, летела...
                                                («С самолета»)

    1946 год — ...Еще на всем печать лежала
                          Великих бед; недавних гроз, —
                          И я свой город увидала
                          Сквозь радугу последних слез...
                                       («Вторая годовщина»)

          Тяжелые времена коснулись жизни поэтессы: сына арестовали, поэзия ее осуждалась. И вот тогда в рукописях, в памяти близких друзей зазвучал гражданский голос Ахматовой.
          Как колокол, звучащий для сердец всех живущих на земле, будет жить во все века ахматовский «Реквием», напоминая о гражданском мужестве...
          Как приступить в 9 классе к этой теме?
          Очевидно, самый подходящий способ подачи материала — это хорошо подготовленный, яркий рассказ учителя о жизни, судьбе и творчестве А. Ахматовой. В этом рассказе найдут свое место основные этапы жизненного и творческого пути поэта, воспоминания самых разных друзей и знакомых Ахматовой, отрывки из стихотворений и поэм.
          Важно показать, что истоки творчества Ахматовой — в классической русской литературе, и прежде всего в творчестве Державина и Некрасова, Пушкина и Лермонтова.
          Рассказ о поэте Ахматовой можно начать с ее же собственных слов о том, как ее «уничтожали» в Одессе, в Москве, в Ленинграде, как ее десятилетиями не разрешали печатать. «Между 1925—1939 годами меня перестали печатать совершенно».
          Сообщение о жизни и творчестве будет особенно интересным и значительным для учащихся, если будут прочитаны высказывания Ахматовой: «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в „Царскосельскую оду“».
          Короткий рассказ о том, что читать она училась по азбуке Льва Толстого, что первое стихотворение было написано в одиннадцатилетнем возрасте, что стихи начались с Державина и Некрасова, со стихов, которые наизусть читала ей мама, что училась в гимназии (Царскосельской, Евпаторийской, Киевской), затем на женских курсах в Киеве, потом на Высших историко-литературных курсах в Петербурге. Прочитаем стихи, посвященные А. С. Пушкину, вошедшие в первую книгу ее стихов:

    Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озерных грустил берегов,
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шелест шагов... —

    и другие стихотворения: «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», «Настоящую нежность не спутаешь...» и др.
          «Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов — Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом — я сделалась акмеисткой». Поездки в Париж, Италию, выход сборника «Вечер».

    Сад

    Он весь сверкает и хрустит,
    Обледенелый сад.
    Ушедший от меня грустит,
    Но нет пути назад...

          Появляется вторая книга — «Четки»:

    Сколько просьб у любимой всегда!
    У разлюбленной просьб не бывает,
    Как я рада, что нынче вода
    Под бесцветным ледком замирает...

          Следующая книга — «Белая стая» — вышла, по словам Ахматовой, когда голод и разруха росли с каждым днем, книга разошлась в Петрограде («Молитва», «Песня о песне» и др.). В 20-е годы появляются книги «Подорожник», «Anno Domini» («Мне голос был. Он звал утешно...», «Что ты бродишь неприкаянный...», «Сказка о черном кольце» и др.).
          Великая Отечественная война. Ленинград, затем Ташкент («Мужество»), в 1944-м — Москва, Ленинград, в 1962-м — «Поэма без героя», Рим, Париж. Ахматовой принадлежат и многие прозаические сочинения — о Пушкине, Блоке, Модильяни, Лозинском, переводы иностранных текстов.
          И конечно, одна из самых трагических вещей Ахматовой — «Реквием».
          Прочитаем школьникам текст «Вместо предисловия» к «Реквиему»:
          «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то „опознал“ меня. Когда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):
          — А это вы можете описать?
          И я сказала:
          — Могу.
          Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». 1 апреля 1957 года, г. Ленинград.

    ...Звезды смерти стояли над нами,
    И безвинная корчилась Русь...

    ...Уводили тебя на рассвете,
    За тобой, как на выносе, шла,
    В темной горнице плакали дети,
    У божницы свеча оплыла.

          Общее впечатление о самых страшных событиях передано Ахматовой с необычайно точной и щемящей нотой.

    Опять поминальный приблизился час.
    Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
    И ту, что едва до окна довели,
    И ту, что родимой не топчет земли,
    И ту, что, красивой тряхнув головой,
    Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»
    Хотелось бы всех поименно назвать.
    Да отняли список, и негде узнать...
    Для них соткала я широкий покров
    Из бедных, у них же подслушанных слов.
    О них вспоминаю всегда и везде,
    О них не забуду и в новой беде,
    И если зажмут мой измученный рот,
    Которым кричит стомильонный народ,
    Пусть так же они поминают меня
    В канун моего погребального дня...

    Вопросы к учащимся:

          — В чем сила стихотворений и поэм Анны Ахматовой? В чем величие духа этого необыкновенного человека? Почему мы называем поэтические страницы этого поэта шедеврами?
          — Какой личностью вам представляется Анна Андреевна Ахматова? Что в ее поэзии и жизни кажется вам особенно привлекательным?
          — Какие чувства рождают у вас стихи и «Реквием» Ахматовой?
          — Какие ее стихотворения вы знаете наизусть?
          — Какие газеты, журналы вам удалось перечитать, готовя рассказы об Ахматовой?
          — Как Ахматова относилась к Маяковскому? к Блоку? к Пушкину?
          В качестве сочинений или докладов можно предложить «Письма к Ахматовой из школы конца XX века», «Мое восприятие „Реквиема“», «Мое отношение к стихам Ахматовой», «Воспоминания об Ахматовой», «Штрихи к портрету Ахматовой» и др.
          Чтение и изучение «Реквиема» еще предстоит школьникам в 11 классе. В 9 классе учащимся важно через обзор жизни и творчества А. А. Ахматовой лишь приобщиться к поэзии выдающегося поэта, заинтересоваться ее стихотворениями и судьбой, а затем самостоятельно искать ее книги в библиотеках, магазинах, у друзей. Учитель литературы собственным рассказом о жизни, личности Ахматовой, чтением ее стихотворных произведений поможет в этом девятиклассникам.
          Кроме того, при таком обзорном изучении жизни и творчества А. А. Ахматовой учащимся необходимо предварительно прочитать стихотворения и некоторые материалы, воспоминания, с тем чтобы все школьники заинтересованно и активно восприняли новый материал.

    Советуем прочитать

          Жирмунский В. Анна Ахматова. — Л., 1975.
          Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой // Нева. — 1989. — № 6.
          Литературное обозрение. — 1989. — № 5.
          Литературная газета. — 1989. — № 43. — 25 окт.
          Поэзия Анны Ахматовой // Русская литература. XX век. — М., 1995.
    Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ

    Лирика

          Некоторые произведения Н. А. Заболоцкого вошли в программу средних классов, знакомы школьникам по классному и внеклассному чтению. В 9 классе предстоит познакомить учащихся с поэтом «углубленного раздумья», автором замечательных стихотворений, в равной степени интересных взрослым и молодым людям, обучающимся в старших классах. В этом же году школьники прочитают «Слово о полку Игореве» в его переводе. Статья в учебнике, составленная по книге А. Македонова, высказывания литературоведа Н. Степанова, писателей К. Чуковского и А. Фадеева раскрывают характер, особенности творчества Николая Алексеевича Заболоцкого.
          Девятиклассники прослушают рассказ учителя, прочитают очерк А. Македонова, высказывания о поэте, наконец, ответят на вопросы, поставленные после статьи, вспомнят стихотворения Заболоцкого, которые были известны им ранее. Учитель, кроме того, заранее познакомит учащихся с рассказами книги «Воспоминания о Заболоцком» или прочитает сам некоторые из них вслух, с тем чтобы создать с самого начала особую атмосферу внимания к поэзии Заболоцкого.
          Следующим этапом работы будет непосредственное знакомство со стихотворениями. Может быть, лучше учителю прочитать все пять включенных в учебник стихотворений, пояснить, что каждое из них содержит в себе целое мировоззрение, позицию, отношение к жизни талантливого поэта XX столетия.
          Обратите внимание, что Ираклий Андроников говорит о нем как о колоссальном даровании, а поэт Лев Озеров советует учиться у него по произведениям, так как в них запечатлена его жизнь, натура, мудрость, судьба.
          Беседа в связи с рассказами, воспоминаниями, стихотворениями, которые будут сначала прочитаны учителем, затем учащимися, переходит в комментирование текста.
          Школьники рассматривают портреты поэта, читают стихотворения, затем дома готовят к чтению наизусть одно из понравившихся стихотворений и его комментирование.
          Можно рассказать и о грустных страницах биографии — тогда творчество Заболоцкого станет ближе и понятнее школьникам.
          Поэт в годы репрессий работал в районе Байкала то чертежником, то на лесоповале («История моего заключения»).
          Его стихотворение, как трагический вздох, воспоминание, — «Где-то в поле возле Магадана...». Он, несмотря ни на что, верит:

    ...Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
    Себя я в этом мире обнаружу...
    ...И сладко мне стремиться из потемок,
    Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
    Доделал то, что я не довершил.

    («Завещание»)

          Девятиклассники с помощью учителя выберут наиболее понравившееся стихотворение Заболоцкого и выучат его наизусть. Важно, чтобы школьники осознали, оценили красоту и значительность его поэтического дара, захотели узнать о поэте и его творчестве больше, а главное — захотели читать его стихи самостоятельно.
          Таков путь, по нашему мнению, ознакомительного чтения стихотворений Н. А. Заболоцкого.

    Советуем прочитать

          Воспоминания о Н. Заболоцком. — М., 1984.
          Македонов А. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. — М., 1968.
    М. А. БУЛГАКОВ

    «Собачье сердце»

          Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» по известным всем причинам не имеет длительной традиции школьного изучения. Даже ее конкретное «место» в школьной программе постоянно изменяется: повесть изучали в 8, затем в 11 классе, а ныне она в программе 9 класса. Учителям следует обратить внимание на методические рекомендации С. Леонова, опубликованные в «Методических советах к учебнику-практикуму для 9 класса. Литература» (М., 1998).
          Предлагаем примерный план изучения повести М. Булгакова «Собачье сердце».
          1-й урок. Слово о Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». Краткий обзор ее содержания. Обсуждение опережающих вопросов: в чем состоял эксперимент профессора Преображенского? В чем, по мнению автора, состоял эксперимент большевиков?
          2-й урок. Комментирование и анализ фрагментов, показывающих процессы «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания» человека. Приемы сатирического разоблачения персонажей в повести Булгакова. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести шариковых и швондеров.
          3-й урок. Система образов в повести: интеллигенты, представители класса-гегемона, демагоги-злодеи и демагоги-простаки. Символическая звезда над Пречистенкой. Смысл названия повести. Гоголевские традиции сатирического гротеска в повести. Жанровые особенности «Собачьего сердца»: фантастика, утопия и антиутопия, сатира как средство раскрытия темы «нового человека».
          Вступительное слово о писателе может опираться на справку о жизни и творчестве М. А. Булгакова. Учитель имеет возможность дополнить ее материалами, характеризующими личность Булгакова, выделив такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжелых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.
          Юмор не оставлял писателя даже в смертельных обстоятельствах. Булгаков был врачом, поэтому он, как и Чехов, знал, чем болен. Своего друга он предупредил обо всем, что будет с ним происходить, и о том, что жена не должна знать о наступающей трагедии (а Булгакова ожидала слепота и мучительные боли). С женой же в это время Булгаков разговаривал так: «...Я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы, а тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье, с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: „Отлетел мой сокол...“» Оба хохотали, настолько это казалось нелепым.
          Он обладал даром предчувствия. Умирая в 1940 году, предсказал Вторую мировую войну: «Я этого уже, конечно, не узнаю, но вы узнаете. Помяните мое слово: война наделает в мире много бед».
          Практический опыт изучения данной темы невелик, но разнообразен. Так, учительница из Чебоксар Т. В. Васильева после вступительного слова о Булгакове организовала ролевую игру «Встреча с героями повести». Инсценированная беседа с героями писателя завершалась обобщающими вопросами, некоторые из которых предлагаем общему вниманию, включая их в композицию уроков:
          — Почему так опасен Шариков? Есть ли сейчас люди, подобные Шарикову?
          — В чем причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наше время? Что же может спасти наше общество от засилия шариковых?
          —Какие основные научные и социальные проблемы ставит в своей повести Булгаков?
          А. Трунин заметил, что герой Булгакова Шариков удивительным образом совмещает в себе как типичные черты новой эпохи, так и атрибуты далекой истории, например опричнины.
          Связь между ними даже в том, что опричники привязывали к седлу собачью голову. Интересны и другие наблюдения автора (Литература. — 1999. — № 6), позволяющие организовать в классе беседу на основе возможных вопросов и заданий:
          — Какими средствами отстаивает Шариков свои «права»? Приведите примеры его наглости, демагогии, доносительства.
          — Чем заслужил Шариков должность, кожаную комиссарскую куртку, оружие, почему его привозят «домой» в автомобиле?
          — Как вы объясняете цветовые определения в словах профессора Преображенского: «Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, каков бы он ни был: белый, красный и даже коричневый»?
          — Почему профессор Преображенский называет главным дураком Швондера?
          — Какие именно события предсказал Булгаков, предупреждавший, что воспитанный Швондером Шариков когда-нибудь оставит от самого Швондера рожки да ножки?
          — Борясь с наглостью и безответственностью революционных демагогов, профессор Преображенский возлагает надежду на то, что рядом с каждым человеком будет поставлен городовой. Определите свое и авторское отношение к этой идее.
          — Что общего находите вы в сатирических образах Чехова и Булгакова: в унтере Пришибееве, Очумелове, Беликове и Шарикове, Швондере? (А. Трунин находит общее в том, что у обоих писателей ярко проявляется абсолютное неприятие репрессивных методов воздействия на людей.)
          С. А. Леонов предлагает вопросы:
          — Почему Шариков не испытывает облагораживающего влияния своих создателей и в то же время воспринимает наставления Швондера и его команды?
          — Что, на ваш взгляд, делает сатирические повести 20-х годов актуальными в наше время? (Следует определить вместе с учащимися свое отношение к утверждению ученого: «Время создания „Собачьего сердца“ и наше сходны в том, что они переломные для страны...») Какие именно реальные обстоятельства человеческих отношений, представления о жизни сходны у двух этапов истории нашей страны в XX веке?
          Развитию аналитического мышления школьников помогут и такие вопросы:
          — Можно ли сопоставить эксперимент доктора Преображенского с тем социальным экспериментом, который проводили большевики в 1917 году? Почему оба эксперимента не удались? О чем говорит фамилия Преображенский (Л. Савина)?
          — Как вы оцениваете следующее утверждение: «Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павла Корчагина (Н. Островский. „Как закалялась сталь“), Веньку Малышева (П. Нилин. „Жестокость“), Сашу Дванова (А. Платонов. „Чевенгур“), но нашел себя в ней именно Шариков. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно» (Г. Лазаренко)?
          Завершением обсуждения повести могут быть вопросы и задания:
          — Что понял профессор Преображенский в результате своего эксперимента? Совпадает ли позиция профессора с мнением автора?
          — Почему, казалось бы, счастливый финал повести «Собачье сердце» не производит на читателей оптимистического впечатления?
          — По телевидению неоднократно демонстрировался фильм «Собачье сердце». Сопоставьте повесть с ее экранизацией. Что удалось создателям фильма, а что показалось вам не вполне соответствующим произведению Булгакова?
          Закрепить изучение повести Булгакова могут письменные сочинения по следующим темам:
          1. Портрет эпохи в повести «Собачье сердце».
          2. Реальное и фантастическое в повести «Собачье сердце».
          3. «Новый человек» в изображении М. Булгакова (в повести «Собачье сердце»).
          (Использованы материалы Л. Белосельской-Булгаковой, В. Боборыкина, Е. Булгаковой, Т. Васильевой, С. Ермолинского, О. Кучкиной, Г. Лазаренко, С. Леонова, В. Маранцмана, И. Михайловой, Л. Савиной, А. Трунина и др.)
    М. А. ШОЛОХОВ

    «Судьба человека»

          Примерный план изучения рассказа Шолохова «Судьба человека».
          1-й урок. Слово о М. А. Шолохове. Творческая история рассказа «Судьба человека». Обмен впечатлениями после самостоятельного предварительного чтения рассказа. Краткий обзор содержания рассказа и выразительное чтение или художественный пересказ избранных фрагментов. Можно рекомендовать такие отрывки для чтения в классе: 1) от слов «попал я в плен» до слов «на всю железку»; 2) от слов «тяжело мне» до слов «прочее дерево»; 3) от слов «два осиротевших человека» до слов «позовет родина».
          2-й урок. Путь испытаний Андрея Соколова. Образ человека, воина и труженика. Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Мастерство портретной и пейзажной живописи. Смысл заглавия рассказа. Судьба родины и судьба человека. От судьбы человека — к судьбе человечества. Гуманизм рассказа. Война и дети.
          Вступительное слово дополняет материал справки о жизни и творчестве писателя из учебника краткими сообщениями о времени создания рассказа и отношении Шолохова к проблеме «человек и война», например: «Однажды во время войны группа писателей обсуждала состояние и снаряжение гитлеровской армии. Евгений Петров сказал, что главное у немцев — это танки.
          — Только не это главное... — отозвался Шолохов. — Ты пленных видел?.. Какие там для них высокие материи, идейность... Надрессированные машины... А столкнутся с войной, получат по зубам, и просыпается из всего человеческого только одно желание — жить... Только зачем же до этого доходить через войну...»
          В первые дни Великой Отечественной войны фашисты называли наших солдат «русскими Иванами», вкладывая в эти слова оскорбительный смысл. Ответил им писатель в одной из своих статей: «Символический русский Иван — это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребенку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища... человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесет все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».
          Важно отметить особенность шолоховского мастерства — умение передавать самые сложные душевные переживания человека, переносящего лишения и невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления — жест, мимику, короткое слово...
          Так, волнение героя рассказа «Судьба человека» Андрея Соколова, которое он пытается скрыть, прорывается в дрожании рук, губ, в безуспешной попытке свернуть самокрутку.
          Следует воспроизвести в классе эпизоды, в которых герои Шолохова в самых тяжелых обстоятельствах сохраняют человеческое достоинство, например, когда обессилевшие пленные солдаты поднимаются при виде врага: лежа не хотели умирать. Характерно и поведение Андрея Соколова, когда немец снимает с него сапоги.
          Существует мнение, что «Судьба человека» принадлежит к той традиции русской прозы, которую представляют такие произведения, как «Станционный смотритель», «Шинель», «Бедные люди». Можно ли назвать обделенного счастьем Андрея Соколова «маленьким человеком»?
          Многие отмечали некоторое сходство рассказа Шолохова с рассказом Хемингуэя «Старик и море». Объединяет их, казалось бы, общая судьба героев-одиночек. Но сам Шолохов сказал, что «ему судьба человека представляется иначе, чем Хемингуэю». Как бы в ответ на эти слова Шолохова одна из рецензий на рассказ «Судьба человека» носит неожиданное название — «Слово о счастье». Автор пишет: «И это очень страшный рассказ, хотя кажется, что он с благополучным концом...
          Это человек, отягощенный несчастьями, но это человек не несчастливый. Он — вне „категории счастья“. Его жизнь так страшна, что он не думает о выгоде и счастье... Он приходит, рассказывает свою историю и уходит куда-то. Поэтому „Судьба человека“ больше, чем просто отпечатанный текст».
          Аналитическая беседа по содержанию рассказа определяется вопросами и заданиями из учебника и приведенными ниже:
          — Какие качества воина и труженика раскрываются в судьбе Человека — Андрея Соколова? Назовите эпизоды, в которых особенно ярко проявились его мужество и стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, умение любить и дружить.
          — Когда фашист-мародер отбирает у раненого Андрея сапоги, почему тот протягивает ему и портянки? В какой еще сцене герой рассказа демонстрирует врагу силу своей ненависти и презрения?
          — Что помогло Андрею Соколову не ожесточиться, обрести высокий человеческий смысл жизни в безнадежных, казалось бы, обстоятельствах?
          — Какой символический смысл несет образ первой послевоенной бурливой и многоводной весны?
          — Почему историю своей горестной судьбы рассказывает сам герой? Какую при этом роль играют авторские комментарии, например лирический финал рассказа?
          — Почему Андрей Соколов так доверителен в разговоре с рассказчиком? Чем именно расположил его к себе автор?
          — Как речь Андрея выражает его характер, образование, профессию, душевное состояние? Каким предстает в словах Андрея образ его жены Ирины?
          — Приведите примеры контрастного изображения жизни, событий, людей в рассказе. В каких эпизодах противопоставлены друг другу тихое счастье, мирный труд и разрушительная война, человечность и жестокость, товарищество, патриотизм и предательство? Найдите противостояние в рассказе Шолохова сил жизни, природы, нравственности, любви и разрушения всех основ жизни, бесчеловечности, цинизма.
          — Кинофильм С. Бондарчука «Судьба человека» получил всенародное признание. Если вы видели его, то попробуйте определить достоинства этой экранизации рассказа. Рассказывают, что во время съемок расстрела пленных раздался душераздирающий крик женщины. Оказалось, что создатели фильма, стремясь достичь полной достоверности, проводили съемку на месте подлинных событий, описанных в рассказе. На этом месте гитлеровцы расстреляли сына кричавшей женщины. Правда описанной писателем жизни совпала с правдой искусства.
          Справедливо замечено, что этот рассказ назван весомо и значительно — «Судьба человека». Не «Судьба Андрея Соколова», как можно было бы ожидать, а судьба человека вообще.
          Но это произведение можно было бы назвать и «Наука любви» (вспомним, что у Шолохова был военный очерк под названием «Наука ненависти»). «Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку, товарищу... — писала И. С. Грачева. — Оставаться человеком в нечеловеческих условиях — это трудное дело».
          Один из иностранных исследователей назвал манеру Шолохова «свирепым реализмом». При чтении шолоховских произведений возникает ощущение жестокой правды, почти беспощадности. Но это одновременно правда полноты жизни и мечты, рождающая способность мужественно принять мир таким, какой он есть.
          (Использованы материалы Г. Беленького, В. Березина. Ф. Бирюкова, А. Власова, И. Грачевой, В. Гуры, Л. Зуевой, М. Кокты, Ю. Лукина, А. Млодика, В. Огнева, В. Петелина и др.)

          В девятых классах московской школы № 1666 проведены опросы и собраны отзывы учащихся о рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Приведем некоторые фрагменты из оценок.
          «Это очень грустное произведение, оно показывает все ужасы войны, горечь разлук и потерь. Читая и перечитывая его, я не смогла сдержать слез, особенно когда Ваня радовался, что нашел отца».
          «Мне кажется, что этот рассказ обязательно должен быть в школьной программе, потому что учит жизни, учит любить мир и мирную жизнь, ненавидеть войну. Мне очень нравится все произведение, его название...»
          «Я хотел бы, чтобы это произведение входило в школьную программу, оно современно, полезно каждому и поучительно».
          «Мне понравилась эта трагическая повесть. Меня привлекла жизненная стойкость Андрея Соколова. Жизнь была жестокой к этому человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Само название рассказа напоминает нам, что судьба человека — это судьба целого народа в годы жестокой войны и в послевоенное время. Это произведение важно для нас, как важна сама история...»
          «Мое мнение такое, что это произведение просто необходимо в школьной программе. Дети, которые не видели войны (и дай Бог им никогда не увидеть и не пережить ее), должны узнать о правде этого тяжелейшего времени... Это особенно важно и потому, что и сейчас кругом идут войны, гибнут люди...»
    А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

    Лирика

          Твардовский — один из поэтов XX века, показавший жизнь, боль и радости, горе и разруху, проблемы народа и страны в различные исторические периоды. Стихотворения и поэмы, работа в журнале «Новый мир» — все это примеры высокого служения поэта правде и справедливости.
          Учащимся 9 класса вполне доступны произведения Твардовского. Однако их чтение важно дополнять рассказами, чтением статей, касающихся исторических событий того или иного периода.
          Можно поручить школьникам подготовить заранее рассказы о жизни и творчестве Твардовского, например:
          — Детство поэта. Смоленский край. Мать. Отец. Братья. (Напомним и о стихотворении «Братья», которое включено в программу 7 класса.) Чтение в семье. «Заветная книга» (Некрасов).
          — Юность. Первые заметки в смоленские газеты. Близость к поэзии Исаковского, Некрасова, Кольцова, Никитина. Смоленский пединститут. Ссылка родных.
          — Творчество. Первые пробы — несовершенные поэмы. Знакомство с произведениями Бунина, Ходасевича, Мандельштама. «Страна Муравия». Что в этой поэме сказочного, что реального? Проанализируем описание пляски:

    ...Эх, дай на свободе
    Разойтись сгоряча!.. —
    Гармонист гармонь разводит
    От плеча и до плеча.
    Паренек чечетку точит,
    Ходит задом наперед,
    То присядет,
    То подскочит,
    То ладонью, между прочим,
    По подметке попадет
    И поднесет ладонь к груди:
    — Ходи, ходи!
    — Ходи, ходи!
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта