Главная страница

Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века


Скачать 0.86 Mb.
НазваниеЛитература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
Дата12.12.2022
Размер0.86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаkorovina_li_9_metod_sovety.doc
ТипЛитература
#840062
страница8 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
примерным планом по рецензированию художественных произведений:
      1. Укажите фамилию, имя автора, название, дату издания, кратко сообщите, что вы знаете об авторе, о времени его жизни и творчества, истории создания произведения, его жанре.
      2. О чем говорится в произведении (тема, краткое изложение содержания, время и место действия)? В чем его основная идея?
      3. Как построено произведение, из каких основных частей оно состоит, как развиваются изображенные в нем события? Перечислите основных героев, охарактеризуйте главного из них, если такой выделен (какие поступки совершает герой, каков его характер, чем он вам нравится или не нравится и т. д.).
      4. Что в произведении вам особенно понравилось (или не понравилось) и почему? Какие эпизоды особенно заинтересовали и чем (изображение событий, портретов, характеров людей, предметов, явлений природы и т. д.)?
      5. Что нового вы узнали из прочитанного? Все ли поняли? Что может повлиять на изменение вашего характера?
      6. С какими другими произведениями этого автора или других писателей можно сопоставить это произведение, к каким выводам такое сопоставление приводит?
      7. Ваша окончательная оценка произведения. Обоснуйте ее. При этом следует помнить принципиальный подход Чехова к изображению поступков и характеров, например, в рассказе «Анна на шее»:
      «Только, пожалуйста, не рыдайте. Это противно... Всю жизнь ничего не делать, всю жизнь эта праздничная ребяческая болтовня, ломанья, кривлянья, — неужели у вас самого голова еще не закружилась и не надоело так жить? Тяжело с вами! Скучно с вами до одурения!.. Во всяком случае, негодование и суровые попреки тут бесполезны, и скорее нужно смеяться: одна хорошая насмешка сделала бы гораздо больше, чем десяток проповедей».
      (Использованы материалы В. Голубкова, М. Громова, А. Зверева, Т. Недайновой, М. Семановой, А. Чудакова и др.)
И. А. БУНИН

«Темные аллеи»

      С творчеством Бунина девятиклассники уже встречались. В 5 классе они впервые познакомились с рассказом «Косцы», в 7 — с рассказами «Лапти» и «Цифры». Следовательно, необходимо вспомнить как о перечисленных произведениях, их героях, так и о стихотворениях этого замечательного писателя, который у нас в стране и за рубежом признан первоклассным мастером и удостоен Нобелевской премии.
      Урок включает более подробный рассказ о писателе. Заранее подготовленные учащиеся прочтут высказывания критиков, современников о Бунине. Поручим им подготовить фрагменты рассказа о том или ином периоде жизни великого писателя. Таким образом выстроится некий монтаж, дающий представление о жизни и творчестве писателя.
      В организации урока помогут книги А. Бабореко «Дороги и звоны. Воспоминания, письма» (М., 1993); Льва Никулина «Чехов, Бунин, Куприн. Литературные портреты» (М., 1960); В. Н. Муромцевой-Буниной «Жизнь Бунина» (М., 1989).
      1. В автобиографических записях Бунин писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский...»
      2. Отец Бунина, Алексей Николаевич, — офицер, участвовал в обороне Севастополя в 1854—1855 годах. Беспечный, вспыльчивый, добродушный человек. «Суходол», «Подснежник» и другие произведения Бунина рассказывают об особой натуре отца.
      3. Жизнь будущего писателя на хуторе, общение с крестьянами. Влияние на него воспитателя, обедневшего дворянина. Учение в гимназии в Ельце. Старший брат Юлий Алексеевич пробудил в мальчике любовь к книгам.
      4. В 1887 году настал радостный день — было напечатано первое стихотворение «Деревенский нищий». Бунина стали публиковать в журналах «Родина», «Орловский вестник». Поездка в Харьков, поиск работы, затем — Орел. Работа в редакции местной газеты. Служил статистом в Полтаве, работал в журнале «Русское богатство» в Петербурге.
      5. Дальнейшие переезды, работа над стихотворениями и рассказами. Знакомство с Чеховым, Л. Толстым. Жизнь в Москве. Бунин писал Толстому: «Я теперь вполне бродяга: с тех пор как уехала жена, я ведь не прожил ни на одном месте больше двух месяцев...» (Гурзуф, Ялта, Екатеринослав, Москва, Царицыно, Одесса.)
      6. Всю зиму 1914/15 года Бунин работает над собранием сочинений.
      7. В 1920 году, в разгар Гражданской войны, А. Бунин вместе с женой В. Н. Муромцевой навсегда покидает родину. В эмиграции его ждут и трудности, и радости. Там он получает Нобелевскую премию, там умирает. В одном из последних писем он написал: «....я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Василий Андреевич Жуковский...» В старости он писал: «Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке...»
      Это последнее желание сбылось: смерть застала Бунина за книгой.
      И. А. Бунин, говоря о собственной манере письма, подчеркивал, что для него главное — найти верный «звук». Вот перед нами рассказ «Темные аллеи», который как бы передает нам самый тонкий и грустный «звук», интонацию грустных воспоминаний героя и героини. Нет, она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь. Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор, хоть и красива и могла бы создать семью... Он женат, давно не думает о своем увлечении молодости. Но что-то грустное входит в его душу с этой встречей...
      — Чем интересен этот рассказ? Чем привлекает он нас? Каковы его герои? Можно ли назвать его жизненным? Почему он читается на одном дыхании?
      Школьники читают текст, пересказывают, готовят характеристики героев, размышляют об особенностях рассказа, анализируют его. Дома они перечитывают другие рассказы и стихотворения Бунина.

Советуем прочитать

      Бабореко А. И.  А. Бунин — М., 1923.
      Рощин  М. Иван Бунин — М. 2000 — (Серия ЖЗЛ).



1 Дроздова  М. Ф. Музыка на уроках по лирике Пушкина // Литература в школе. — 1981. — № 5.
2 Чайковский  П. И. О России и русской культуре. — М., 1961.— С. 99.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

А. БЛОК

Лирика

      В личности поэта Блока современники отмечали такие качества, как гражданственность, высокая культура, бескомпромиссность, принципиальность. М. Горький писал: «Блоку — верьте, это настоящий — волею Божией — поэт и человек бесстрашной искренности». Как вы понимаете это высказывание?
      Ранняя лирика поэта была связана с символизмом, мистицизмом, верой в идеальный мир. Такой она осталась и в дальнейшем, но сущность символизма в творчестве Блока углубилась и наполнилась трагическим содержанием. Впоследствии в автобиографии Блок скажет: «Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, З. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым...» Далее поэт вспоминает свои поездки, впечатления, оставившие большой след в его сердце.
      Познакомим девятиклассников со «Стихами о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом», «Россия», «Русь», «Скифы».
      Пусть вслушаются школьники в музыку блоковских стихотворений:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
Я каждый день издалека
Следил за ней, на все готовый.
  «Стихи о Прекрасной Даме»

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла...
             «На поле Куликовом»




О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
«О, я хочу безумно жить...»

Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
                                        «Русь»




...Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами!

«Скифы»




Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею,
         И крест свой бережно несу...
  Какому хочешь чародею
  Отдай разбойную красу!
                                         «Россия»

      Рассказ о жизни и творчестве А. Блока также может быть распределен между учащимися и учителем. При этом можно прочитать или пересказать автобиографию поэта (см. энциклопедические справочники, книгу «Русская литература. XX век» (М., 1995).
      Пусть школьники поразмышляют над стихотворениями и их отдельными фрагментами. Как развивается тема родины в стихотворениях Блока? Как понимают школьники строчки:

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! 
И приветствую звоном щита!

      Что в личности поэта, его творческой жизни и стихотворениях вам показалось особенно значительным? Современен ли поэт? Какие его стихотворения кажутся наиболее близкими сегодня? Чем?
      Подготовьте рассказ о поэте или чтение одного из стихотворений наизусть, рассуждение о значении А. А. Блока в русской литературе.
      Александр Блок — один из самых значительных поэтов XX века, эпохи русского символизма. Стихотворения Блока в программу для учащихся младших и средних классов были включены в минимальном количестве, следовательно, знание Блока и его поэзии возможно только при достаточно полном рассказе учителя, который впервые познакомит школьников с выдающимся русским поэтом, расскажет о его жизни и судьбе, заинтересует звучанием его поэзии, вдохновит на самостоятельное чтение.
      Если 9 класс для них будет завершающим, то важно привить тягу к самостоятельному чтению стихотворных шедевров Блока.
      Преподаватель расскажет о семье и детстве, в котором будущего поэта опекали женщины — мать, бабушка, прабабушка, няня, тетя, что с семи лет он начал писать стихи. Сначала — не понравившаяся поэту гимназия, затем — «театр, флирт, стихи...», университет. С 18 лет начинается, по словам Блока, «серьезное писание». Внимание к нему проявляют Михаил и Ольга Соловьевы, В. Брюсов.
      Первый сборник стихов — «Стихи о Прекрасной Даме». Встреча с Л. Д. Менделеевой. Женитьба. Блок и Белый. Символисты. Учителю предстоит просто и кратко охарактеризовать сложную эпоху начала века, символизм и его черты в поэзии Блока.
      В раннем творчестве Блок мечтает об идеальном, цельном человеке, тесно соединенном с миром. Увлечение Менделеевой, будущей женой поэта, вызвало к жизни «Стихи о Прекрасной Даме», для которых характерны искренность, нравственная чистота, возвышенность чувств.
      В дальнейшем Блок отражает в своих стихах трагизм «страшных лет России», глубину переживаний. Литературоведы подчеркивают, что все его творчество — о России. «Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или гибель» («Россия», «О, весна, без конца и без краю...», «На поле Куликовом», «Родина»). Поговорим об этих стихотворениях на уроке подробнее — прочитаем, подумаем, обсудим...
      Трагическое ощущение жизни не уходит из поэзии Блока («Ночь, улица, фонарь, аптека...»). В январе 1918 года была написана поэма «Двенадцать». Девятиклассникам пока рано знакомиться с ней подробно, но надо знать о ее существовании, об отражении в ней революционных событий и вместе с тем о символических образах вьюги, метели, пурги, ветра, снега, помогающих представить смятенность, трагичность. Пусть в классе прозвучат такие шедевры, как «Соловьиный сад», «Ямбы», «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «О доблести, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом» и др.
      Литературовед Л. К. Долгополов в книге «Александр Блок» (Л., 1978) пишет: «...Блок с возможной лирической полнотой и экспрессией выразил кризис человеческой личности. В этом и состоит непреходящее значение его творчества и его самого как неповторимой человеческой индивидуальности. Поэтому, может быть, не так уж была не права Анна Ахматова, когда она написала на листке бумаги: «Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти XX века, но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени...»
      Желательно, чтобы учащиеся ответили на вопросы, например:
      — Как взаимодействуют реализм и символика в стихотворениях и поэмах Блока? (Приведите примеры.)
      — Чем интересен вам поэт и человек А. Блок?
      — Назовите стихотворения поэта о России, родной природе и любви, которые нашли отклик в вашем сердце.
      — Вспомните высказывания А. Блока о поэзии. Какие из них особенно близки вам?

Советуем прочитать

      Тимофеев Л. Творчество Александра Блока. — М., 1978.
      Долгополов Л. Александр Блок: Личность и творчество. — Л., 1978.
      Бекетова М. Воспоминания об Александре Блоке. — М., 1991.
      Лесневский Ст. Путь, открытый взорам: Московская земля в жизни Александра Блока. — М., 1980.
      Орлов Вл. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. — Л., 1978.
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
(Алексей Максимович Пешков)

«Макар Чудра»

      А. Н. Толстой задал вопрос в своей статье «Ранний Горький»: «Какое волшебное слово сказал Горький, если существующий чинный, вполне приличный порядок размечтался о бродягах, ворах... цыганах, контрабандистах?» Пусть на этот вопрос ответят сами школьники.
      — Так какое же волшебное слово сказал Горький в таких произведениях, как «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра»?
      А. Толстой писал, что первый рассказ Максима Горького («Макар Чудра») в первой его книге был чистейшей романтикой: «Чехов и Бунин изображали жизнь с неповторимым мастерством и правдивостью, но тем отвратительнее было для жизни глядеть в это зеркало. И Горький выдумал жизнь — сильную, свободную, радостную, полную волнующих предчувствий... И в этом была правда большая, чем правда обыденности».
      Этот характер правды Горького очень точно определил В. Г. Короленко: «Вы можете создавать характеры, люди говорят и действуют у Вас от себя, от своей сущности. Вы умеете не вмешиваться в течение их мыслей, игру чувств, это не каждому дается. А самое хорошее в этом то, что Вы цените человека таким, каков он есть. Я же говорил Вам, что Вы реалист! — Но, подумав и усмехаясь, добавил: — Но в то же время — романтик!»
      Конечно, тогда и в этих произведениях Горький был романтиком, поскольку считал, что «...надо показать людей так, чтобы они видели себя преображенными, лучшими, такими, какими они могут быть, такими, какими они хотят быть... это не романтика лжи, возвышающего обмана; это — романтика будущего».
      После такого вступительного слова учителя, естественно, возникают вопросы к классу:
      — Что вы знаете о романтизме? Когда сформировался романтизм в русской литературе? Назовите известные вам романтические произведения.
      — Что можно добавить к такому определению романтизма: «Романтизм, если определить его в самой общей форме, — это художественный метод, основанный на стремлении... найти необыкновенное в обыкновенном, воссоздать жизнь в ее самых острых и драматических моментах»?
      — Обратите внимание на такую особенность творческого метода романтизма, как принцип романтического противопоставления двух миров: окружающей действительности и мира героя-романтика. Приведите примеры из знакомых вам произведений, в которых резко противопоставляются идеалы героя и окружающее общество.
      — Покажите на примере героев рассказа Горького «Макар Чудра», что автор изображает исключительных героев, резко отличающихся от окружающих их людей. Чем вызвано явное одиночество романтических героев?
      — В чем выразилась в рассказе связь с фольклором? Какие особенности народных легенд и сказаний определили своеобразие ранних романтических произведений Горького?
      — Какую роль играет пейзаж в романтических произведениях Горького? Почему их героям более близки природа, стихия, а не другие люди?
      — Как вы понимаете слова Макара Чудры: «...Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»? Что считает Макар Чудра самым ценным для человека?
      — Зобару всего дороже свобода, Радда более всего ценит гордость, которую не может сломить даже любовь. Чем может разрешиться такое противоречие? Согласны ли вы с Макаром, что разрешение такого противоречия смертью естественно?
      — Почему любовь Лойко и Радды закончилась так трагически? Кто из них, по вашему мнению, мог бы поступиться своими принципами? Как сформулировать требования к жизни Макара Чудры, Лойко Зобара, Радды? Радда говорит перед своей смертью: она знала, что Лойко так сделает. Почему же она на это пошла?
      — Каково авторское отношение к сильным и слабым сторонам характеров героев? Чем восхищается рассказчик, а с чем он явно не согласен? Как на вопрос о позиции автора отвечает концовка рассказа?
      — Почему не может Зобар сравняться с гордою Раддой даже после ее смерти? Почему остался одиноким Макар Чудра?
      — Покажите на примерах из рассказа «Макар Чудра», как Горький использует поэтический язык, ритмику речи, афористичность высказываний, образность и лиризм повествования.
      — Если вы видели кинофильм «Табор уходит в небо», то сопоставьте его с рассказом «Макар Чудра». Считаете ли вы эту экранизацию удачной? Обоснуйте вашу оценку.
      (Использованы материалы Н. Гердзей-Капицы, М. Голубкова, Н. Жегалова, В. Короленко, А. Луначарского, А. Н. Толстого и др.)

      Приведем примеры отзывов на это произведение учащихся школы № 1666 (учитель Н. В. Филимонова):
      «Произведение М. Горького особенно важно для молодежи. Рассказ учит нас любви к жизни, борьбе с неудачами и невзгодами. Автор противопоставляет свободного, гордого человека людям безвольным, рабам...»
      «Наиболее ценно для меня в рассказе — это стремление человека к свободе. Я прочитал этот рассказ с удовольствием...»
      «Мне понравился Макар Чудра. Я открыла в нем мудрого, рассудительного героя, ведь недаром он рассказал эту удивительную историю. Произведение современно в наши дни, ведь нравы людей, по-моему, почти не меняются...»
С. А. ЕСЕНИН

Лирика

      Лишь немногие стихотворения из есенинского наследия в рубрике «Стихотворения о родной природе» вошли в программу средних классов. Однако все-таки повторить и, может быть, перечитать стихотворения Есенина, известные девятиклассникам, следует в самом начале урока в процессе учительского рассказа о жизни и творчестве поэта.
      Путь Сергея Есенина был сложным. Учитель начнет рассказ с рождения и детства, с истоков, которые питали его творчество, например:
      — 1895 год. Родился в Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. «Его любили за прямоту и веселый нрав» (из воспоминаний товарищей).
      — Школа. Мастер на выдумки. Читал стихи Некрасова, Кольцова, Пушкина.
      — В 15 лет — уже тетрадь стихов. Мать Есенина, Татьяна Федоровна, слушает первые поэтические пробы поэта.
      Учащиеся читают отдельные стихотворения, заранее подготовившись к этой беседе: «Сыплет черемуха снегом..», «С добрым утром», «Задремали звезды золотые...».
      Москва. Работа в типографии.
      Петроград.
      — Публикация в журналах. Встреча с Блоком.
      «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная».
      Роль Александра Блока в судьбе Есенина.
      — Поэт принимает революцию. «Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли...»
      — Ощущение неизбежной беды, желание уйти из жизни.
      «Письмо к женщине».
      — Поездки за границу. Он пишет оттуда: «В страшной моде Господин Доллар, а на искусство начихать...»
      «Я иду долиной. На затылке кепи». «Неуютная жидкая лунность...»
      Рассказать о заграничных поездках поэта.
      — Поэт о любви («Заметался пожар голубой...», «Я спросил сегодня у менялы...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Спит ковыль…», «Мелколесье. Степь и дали...», «Письмо к матери»).
      — Пушкинская тема («Пушкину», «Несказанное, синее, нежное...», «До свиданья, друг мой, до свиданья...»).

      Задание: прочитать наиболее любимое есенинское стихотворение. Подготовить рассказ о поэте. Каково отношение Есенина к Пушкину?
      Рассказывая о Есенине, школьники описывают его облик, атмосферу, в которой рос поэт, приметы окружающей его деревенской жизни (рыбная ловля, ночное, ясные березовые дали, труд крестьянина, сенокос), впоследствии широко отразившиеся в его поэзии. Обратим внимание, что именно поэтому стихотворения поэта песенны, напевны, как протяжна и напевна русская речь, и неизбывно грустны, как российская действительность. Есенинская муза как бы жалеет и крестьян с их тяжелой долей, и животных, и даже природу, окружающую весь этот мир («Гой ты, Русь моя родная...», «Корова», «Песнь о собаке», «Я последний поэт деревни...»).
      Учащиеся расскажут о первых шагах Есенина в городе, о восприятии романтического пафоса революции, о драматической поэме «Пугачев», прослушают запись удивительного авторского чтения.
      Другая группа школьников, наиболее подготовленных, расскажет о группе имажинистов, с которой сближается поэт. Совершая поездки по Германии, Франции, Бельгии, Италии, США, Есенин знакомится с западной цивилизацией и одновременно убеждается в духовном преимуществе России, в то же время негодует против ее нищеты.
      Вот почему преобразования, начавшиеся в России с революцией, вызывают у поэта сочувствие и симпатию. В 9 классе необходимо, чтобы учащиеся услышали как можно больше стихотворений, доступных их возрасту, в чтении учителя, товарищей, учащихся, автора и актеров (в записи). Благодаря рассказам о поэте, чтению воспоминаний и, главное, текстов есенинских произведений важно показать девятиклассникам оригинальность, органичность поэтических шедевров Сергея Есенина.
      Целую гамму переживаний вызывает у нас поэт в цикле стихотворений о любви и о родине:

...Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому...
 («Заметался пожар голубой...»)

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет...
...Ничего, родная! Успокойся,
Это только тягостная бредь,
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть...
                       («Письмо к матери»)

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
 («Отговорила роща золотая...»)

      Обратим внимание на их песенность, особенности лексики, подбор метафор и пр.: например, на такие слова, как «цветь», «рань», «бредь», просторечные слова «шибко», «пожитки» и пр.
      Метафоры, олицетворения, сравнения... Настроим учащихся на то, чтобы они подумали, какие картины создаются благодаря используемым поэтом тропам. Как они понимают строки, картины? Что хочет сказать поэт?

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс...
 («Гой ты, Русь моя родная...»)




Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста...
 («Не бродить, не мять в кустах багряных...»)




...И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож...
 («Я покинул родимый дом...»)

...Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?
 («Закружилась листва золотая...»)

      Почему перед памятником Пушкину Есенин стоит как перед причастием?
      Научиться читать, по-настоящему оценивать особую музыку есенинских стихотворений, понимать поэтические образы настолько, чтобы уметь радоваться и восхищаться поэтическим находкам, шедеврам, — вот главное.
      Литературовед В. Перцов во вступительной статье к есенинским стихам в книге «Русские поэты» (М.: Детская литература, 1968. — Т. IV) писал: «Поэзия Есенина, грустная и размашистая, щемящая и озорная, давно нашла свое место в душе современника, закалившейся в суровых невзгодах и бурях века».
      Пусть радуют каждого молодого человека удивительная напевность стиха, верно и точно найденные звуки, образы и краски, ведь это есенинские строки всплывают в памяти, когда мы говорим — «тот вечерний несказанный свет», «неуютная жидкая лунность...», «в саду горит костер рябины красной, / Но никого не может он согреть». Эти и многие другие строки помогают Есенину не только создать образ, характер картины, но и передать напряжение чувств, состояние души — «Все пройдет, как с белых яблонь дым...», позволяют и читателю выразить многие свои чувства через стихотворные строчки Есенина.

Советуем прочитать

      Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин — поэт, человек. — М., 1973.
      С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. — М., 1986.
      Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. — Л., 1982.
      В мире Есенина: Сб. статей — М., 1986.
      Марченко А. Поэтический мир Есенина. — М., 1989.
      Михайлов А. Пути развития новокрестьянской поэзии.— Л., 1990.
      Зуев Н. Н. Поэзия С. А. Есенина. Народные истоки. Философия мира и человека // Русская литература. XX век. — М., 1995.

 

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Лирика. Поэмы

      Громкий голос трибуна-оратора, безоговорочно принявшего революцию, но беспощадно критиковавшего бюрократов, разгильдяев, бездельников. Каков он, этот поэт? Чем интересен? Множество точек зрения, критических статей и книг о поэте: от восторженных отзывов до почти полного отрицания. Рассказы учителя и учащихся о Маяковском — поэте, человеке, сыне, брате, любящем человеке (по книгам о нем, воспоминаниям...): детство, учение, участие в революционных событиях, творчество — лирика, поэмы, пьесы, «Окна РОСТа», поездки по стране, судьба поэта...
      Возьмем для обсуждения стихотворение «Послушайте!».

Послушайте!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь,
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загорелась хоть одна звезда?!

      О чем это стихотворение? Что беспокоит героя этого стихотворения? Кто он?
      О В. В. Маяковском школьники уже знают по нескольким стихотворениям — «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение...», может быть, «Прозаседавшиеся», по текстам, прочитанным в начальной школе и самостоятельно.
      В 9 классе учащихся заинтересует в большей степени необычная судьба и личность поэта. Как он выглядел? Чем интересны его поездки по различным странам? Почему так часто он выступал перед большими аудиториями рабочих, служащих, студентов? Причины самоубийства? Каково отношение девятиклассников, их родственников или товарищей по школе к Маяковскому?
      Девятиклассники получают индивидуальные задания — подготовить рассказ о жизни или отдельном периоде биографии, выразительное чтение одного из стихотворений данного периода.
      И вновь напоминаем учителю — это не монографическое, подробное изучение жизни и творчества поэта (как это будет в 11 классе).
      В данном случае это обзорное знакомство с личностью поэта, его необычной судьбой, различным отношением к творчеству Маяковского его и наших современников, с огромной заслугой поэта в его просветительской деятельности во время поездок по городам страны, с некоторыми новыми для учащихся стихотворениями.
      На следующем уроке каждый школьник рассказывает порученную ему часть материала. Самые сложные моменты жизни и творчества поэта комментируются педагогом.
      Детство и юность. Багдади. Семья лесничего. Учеба сестры в Москве и знакомство через нее с русскими прокламациями. Смерть отца. Переезд семьи в Москву. Сближение с революционно настроенными студентами. Аресты. Тяга к поэтическому творчеству.
      Учение. Московское училище живописи. Футуризм. Проповедь искусства будущего, абсолютная свобода творчества («сбросить с парохода современности» наследие классиков), словотворчество — неологизмы.
      Статьи о театре, кино, живописи, поэзии. «Чувствую мастерство». Отход от футуризма. Знакомство с А. Блоком, М. Горьким, А. Куприным, В. Брюсовым, И. Репиным, К. Чуковским.
      — Поэма «Облако в штанах».
      — Четыре крика четырех частей — «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию».
      — Сатирические гимны — «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн взятке» (близость к традициям щедринских и некрасовских произведений).
      — Гуманистические мотивы — «Человек», «Война и мир».
      — Первые послеоктябрьские годы («Моя революция», «Мистерия-буфф», участие в фильме «Иван Нов», «150 000 000»).
      — Стихотворения-марши: «Наш марш», «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Левый марш».
      Дни и ночи РОСТа.
      — Сатирические стихи «О дряни», «Прозаседавшиеся».
      — Лирика 20-х годов. Поездки по стране. Выступления. Поэмы.
      — Стихи о загранице, стихи об Америке.
      — Стихи о любви.
      — Жизнь, любовь, творчество.
      Школьники обратят внимание на особое чувство и источники творчества (громадность чувства).

Любить —

это с простынь,           

бессонницей рваных,

срываться,

ревнуя к Копернику,

его,

а не мужа Марьи Иванны,        

считая
           своим

соперником...                    

      — Поэма «Хорошо!», стихи о стране, республике, родине...

И я,
      как весну человечества,
рожденную
                  в трудах и в бою,
пою
      мое отечество,
республику мою!

      — Пьесы «Клоп», «Баня», поэма «Во весь голос».
      — В чем новаторство Маяковского?
      — В чем трагизм последних лет и последних дней поэта?
      Школьники обсуждают подготовленные товарищами сообщения, размышляют над этапами жизни и творчества поэта, читают стихотворения, отрывки из поэм, приводят высказывания литературоведов, например:

      Метченко А.  Маяковский: Очерк творчества. — М., 1964.
      Маяковская Л. О Владимире Маяковском: Из воспоминаний сестры. — М., 1965.
      См. также работы З. Паперного, О. Смолы, П. Лавута, Ю. Карабчиевского.

      Разумеется, важно обсудить своеобразие стиля и лексики поэта, проанализировать его собственные рассуждения по этому поводу (почему нужна «лесенка»?). В чем смысл неологизмов? Каковы основные мотивы раннего творчества?
      Сравним стихотворения о революции, родине, любви различных поэтов (Есенин, Блок, Маяковский). В чем разница, в чем сходство?
      Вместе можно обсудить темы докладов и сочинений.
      — Как вы понимаете слова: «Поэзия — та же добыча радия...»? Или:

Поэзия
                  — вся! —
                                    езда в незнаемое...
      («Разговор с фининспектором о поэзии»)

      Или:

В этой жизни
                    помереть
                                    не трудно.
Сделать жизнь
                        значительно трудней
                        («Сергею Есенину»)

Или:

Я волком бы
                      выгрыз
                                    бюрократизм.
К мандатам
                   почтения нету...
      («Стихи о советском паспорте»)

      
      — В чем смысл и особенности работы Маяковского в «Окнах РОСТа»?
      — Против чего направлены его сатирические стихи?
      — В каких стихотворениях выразилось отношение поэтов XX века к поэзии Маяковского?
      — Как вы объясняете такие факты биографии поэта:
      • отношение Маяковского к революции;
      • рождение таких пьес, как «Баня», «Клоп»;
      • печальные обстоятельства (игнорирование выставки поэта);
      • несложившаяся личная жизнь;
      • трагическая смерть?

Советуем прочитать

      В. Маяковский. Громада любовь. — М., 1977.
      Паперный З. О мастерстве Маяковского. — M., 1957.
      Лавут П. Маяковский едет по Союзу. — М., 1969.
      Семья Маяковского в письмах. — М., 1978.
      Станчек Н. Изучение лирики и поэм В. В. Маяковского в школе. — М., 1972.
      Карабчиевский Юрий. Воскресение Маяковского. — М., 1990.

 
М. И. ЦВЕТАЕВА

Лирика

      Поэзия Марины Цветаевой, ее жизнь и судьба мало знакомы девятиклассникам. Именно поэтому живой, основанный на документах, воспоминаниях, стихотворениях рассказ учителя скорее приведет учащихся к пониманию и активному восприятию творчества поэта.
      Трагической во всем была жизнь Цветаевой: в СССР ее считали «белой», за границей — «большевичкой». Ее отец подарил Москве замечательный музей изобразительных искусств, но Марине Цветаевой не находится места в столице, она погибает одинокой и обездоленной в Елабуге, где даже могила ее не сохранилась.
      Детство (1896—1906). Мать — музыкантша, отец занимается делами музея. Сестра Анастасия читает стихи. Однако в семье, по воспоминаниям, не было гармонии. Характеры сестер различны.
      Отрочество. Оно начинается, по свидетельству изучавших жизнь и творчество Цветаевой, со дня смерти ее матери — с лета 1906 года. Далее — смена различных гимназий. По отзывам подруг, Марина «...увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове...». «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее...»
      В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Она поражала своих соучениц отсутствующим взглядом, неучастием в общих делах. В 1912 году обе сестры вышли замуж.
      Юность. Среди знакомых — Мандельштам, Блок. В Париже Цветаева переводила стихи Маяковского, когда он их читал, высоко ценила его поэзию. Семья мужа увлекалась театром, Марина подружилась со многими актерами. Муж Сергей Эфрон играл в Свободном театре. В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу.
      Эмиграция. В Праге и пригородах, где они жили, Марину Цветаеву окружала студенческая молодежь. По воспоминаниям, это было хоть и небогатое житье, но очень веселое для семьи Марины и Сергея Эфрона.
      Стихи — «Поэма горы», «Попытка ревности».
      Первые семь лет в Париже. Старые и новые знакомства (Рильке, Пастернак, Слоним). Теперь Марина в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями.
      Семейная жизнь. Знакомая рассказывала: когда вторая дочь Цветаевой умерла, то мать две недели никому не рассказывала — ей казалось, если никому не говорить, то это окажется неправдой. Детей Алю и Мура не учили — на это не хватало денег. Дети были от природы одаренны. Свидетельства об увлечениях Цветаевой различны: одни говорят о многочисленных романах, другие — о том, что ее «бурная» жизнь сильно преувеличена, что это все мифы...
      В 1937 году дочь и муж уезжают в СССР. Марина остается во Франции с сыном. Жили они в деревне — лес, пляж, прогулки. Материальное положение тяжелое. «Я вся в мыльной посудной пене, из нее не выхожу с 17-го года и за нее всех сужу и всем грожу». Одно из стихотворений другого периода, но характерное для настроений этих лет:

За этот ад, за этот бред
Пошли мне сад на старость лет...

      В 1968 году ее дочь писала о Цветаевой: «Мама была мужественна в невзгодах и беспомощна в мелочах. Щедра. Все в ней было в меру. Внешне и внутренне — подтянута, ненавидела расплывчатость, рыхлость, вялость, приблизительность. Всякое дело доводила до конца. В своей стихотворной работе была точна: видимая сложность многих ее вещей лишь от предельной точности выражения. Была человеком долга. Действительно любила собак и кошек. И действительно не любила моря, о чем не раз писала. Была человеком бескомпромиссным и благородным, никогда ничего никому в главном не уступившая ни на йоту...»
      Поэт. Непреклонность, мужество поэта, чье творчество выпало на сложный исторический период. Цветаева говорила: «Меня грызут, но это нормально, ведь я же поэт, а поэтов ненавидят и преследуют». Она считала, что есть три поэта — Пастернак, Маяковский и она сама и что они равносильные, ни на кого не похожие и вперед смотрящие новаторы. Вообще же она была щедра и готова к помощи, возилась без конца с молодыми литераторами и питала настоящее уважение к людям одного с ней ремесла. Она никогда не обижалась, если ее не понимали... М. Л. Слоним считал, что она убеждена в своем ремесле и в своем долге поэта, что форма стихов ее оттачивалась ею долгим трудом («Она из слова исходила. В этом отношении она очень современна. Она верила в слово. Конечно, у нее были „муки“ слова. Она тогда ходила и что-то навязчиво бормотала. Она всегда хотела найти форму, а форма приходила не сразу... Черновики ее все исчерканы, она подыскивала и рифмы, и слова... Самый последний вариант был для нее всегда самым лучшим...»).
      Возвращение в СССР. Цветаева вернулась летом 1939 года, и до октября вся семья жила в Болшево под Москвой на даче. И вдруг — арестована дочь Ариадна, а затем муж Сергей Эфрон, Марина с сыном некоторое время жила в Москве у сестер мужа. В августе 1941 года расстрелян муж. Марина Цветаева была эвакуирована в Елабугу как литератор. Сын погиб на фронте в 1944 году. Цветаева была абсолютно одинока в последние месяцы жизни.
      Школьникам будет интересно ознакомиться с некоторыми публикациями о Цветаевой, например:
      Вокальные сочинения на стихи Марины Цветаевой // Московский фонд культуры. Дом Марины Цветаевой — М., 1991; Посвящается Марине Цветаевой: Сб. стихов. — М., 1991.
      Цветаева не объясняла своих стихов, но множество раз повторяла их в чтении, добиваясь понимания. В работе с учащимися можно применить ее метод. В большой серии «Библиотека поэта» есть книга «Марина Цветаева. Избранные произведения» с вступительной статьей Вл. Орлова, которая начинается с пророческих строчек самой Марины:

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед...
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта