Литература 9 класс Методические советы Введение Древнерусская литература Русская литература xviii века
Скачать 0.86 Mb.
|
М. В. ЛОМОНОСОВ Уроки, посвященные М. В. Ломоносову, начинать лучше с повторения того, что уже известно школьникам по средним классам и самостоятельному чтению, так как произведения этого поэта вошли в программу 7 класса, многое было прочитано самостоятельно благодаря хрестоматиям для внеклассного чтения. Самые простые вопросы учителя настроят школьников на беседу о М. В. Ломоносове, например: — Что вам известно о жизни и творчестве М. В. Ломоносова? Какими талантами наградила его природа? — Какие произведения Ломоносова вам известны, какие из них вы читали на уроках, какие были прочитаны вами самостоятельно по советам родных и близких? Что вы могли бы рассказать об этом чтении? — Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями великого ученого и поэта. Кроме более подробного рассказа учителя, можно использовать заранее подготовленные рассказы учащихся о Ломоносове — ученом, поэте, художнике. Закрепляется работа чтением рассказа о поэте, подготовленного по Г. П. Макогоненко. В программу и учебник 9 класса включены две оды: «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» и «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». После чтения первой оды выясняется, как учащиеся понимают ее тему, как осмысливают начало, конец, отдельные фрагменты, например:
Тщательно комментируется текст учителем и учащимися. Следует пояснять и переводить устаревшие слова, например: несчетны солнца, не льдисты ль мещут огнь моря, се хладный пламень, быстрый зрак, мятет, что зыблет ясный ночью луч, твердь разит, являет естества устав, дуть престал зефир, коль пространен свет, несведом тварей вам конец, коль велик Творец... То же самое относится и к другой оде. Подумаем вместе с учащимися, как они понимают тему «Оды на день восшествия...». Когда и в связи с чем написана? Каким настроением и чувством пронизана? Что хочет сказать поэт государыне? Как понять устаревшие слова и выражения этого произведения: градов ограда, злато и порфиру, и зрак прекраснее Рая, как в понт пловца способный ветр, яры волны, брег, престаньте, изволила Елисавет, се хощет лира восхищенна, Зиждитель, искони, препятства, венчанну, попранну, зря, взирая, оного, тщание, жестокая судьбина, отторжен роком, восстенали, в небесну дверь пресветлый дух, праведной печали, в толикой горести, клики, щедроты отчи превышают, толикое земель пространство, напояет, простирать, воздать, се мрачной вечности, запону, Минерва ударяет, Зиждитель сохранит...? Школьники не только объясняют слова и некоторые строчки, но и читают, комментируют текст, учат наизусть отрывок, готовят доклады. Г. Р. ДЕРЖАВИН Данная тема также требует повторения ранее изученного. Повторив материалы средних классов, учащиеся рассказывают, где родился Державин, где учился, служил, когда начал писать стихи, особые сообщения можно посоветовать сделать о деятельности Державина как губернатора Олонецкой, затем Тамбовской губерний, о качествах характера поэта, о своеобразии державинской поэзии. Учитель обобщит сказанное девятиклассниками. Вполне уместно чтение таких стихотворений, как «Признание», «На птичку», последние стихи Державина. Школьники прочитают вслух статью, построенную на материалах трудов Г. П. Макогоненко, ответят на вопросы, помещенные после нее в учебнике, затем прочитают и прокомментируют столь характерные для творчества Державина стихи — «Властителям и судиям», «Снигирь», «Памятник». Задание на дом — выучить наизусть и прокомментировать одно из этих стихотворений. Понимают ли учащиеся, в чем пафос стихотворения «Властителям и судиям»? Кого осуждает поэт? Почему он так непримирим в своих суждениях, обращенных к «властителям и судиям»? Придают ли устаревшие слова больший пафос (без обороны сирот и вдов не оставлять, исторгнуть бедных из оков, покрыты мздою очеса, зыблет, падете, внемли)? Что же можно сказать о стихотворении «Снигирь»? Пусть его прокомментируют школьники самостоятельно. Особая роль принадлежит стихотворению «Памятник». В чем его смысл? Кто еще из русских поэтов обращался к этой теме? Что считает своей заслугой перед читателями Державин? Почему памятник «металлов тверже» и «выше пирамид» и почему, по мнению поэта, слух о нем пройдет «от Белых вод до Черных»? Как вы понимаете четверостишие:
Дома школьники учат наизусть одно из стихотворений или готовят комментарий. На следующем уроке учащиеся постараются воссоздать с помощью биографических сведений личность поэта, читают одно из стихотворений наизусть. Можно организовать конкурс на лучшее чтение. Вторым этапом на уроке будет чтение и осмысление материала учебника «В творческой лаборатории», а дома — по хрестоматии знакомство с другими произведениями поэта. Н. М. КАРАМЗИН Начиная уроки, посвященные Н. М. Карамзину, учителю важно, на наш взгляд, самому подготовить небольшой, но емкий рассказ о писателе, включив в него оценку В. Г. Белинского: «К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории» 6. Хорошим материалом для такого рассказа может служить книга В. И. Федорова «Русская литература XVIII века» 7. Обратите внимание на основные этапы жизни и творчества писателя, не отягощая память девятиклассников подробностями, которые понадобятся им позднее. Примерная структура: Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 года в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем — симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 года — военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н. И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А. А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» — масонства и просветительства. В 1803 году Н. М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 году прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года. Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма — «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце XVIII — начале XIX в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посадница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец — результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью. Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича. Сентиментальное воспроизведение душевных переживаний еще более последовательно отразится в поэзии Карамзина («Поэзия», «Послание к Дмитриеву», песня «Прости»).
писал поэт в «Послании к Дмитриеву». Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А. С. Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...» Рассказ учителя подкрепляется чтением учащимися небольшой статьи в учебнике о Карамзине и энциклопедической справки о сентиментализме, ответами на вопросы, помещенными после этих статей. Дома школьники прочтут повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», подготовятся к пересказам и беседе в связи с прочитанным. Второй урок посвящается повторению сведений об авторе, осмыслению понятия «сентиментализм», анализу прочитанного дома. В целях воспитания патриотизма, интереса и любви к российской истории педагогу очень важно пробудить интерес учащихся к самостоятельному чтению если не в полном объеме «Истории государства Российского», то ее фрагментов. Попросите их рассказать о своих впечатлениях, порекомендуйте прочитать книги: «Литература. 9 класс. Хрестоматия художественных произведений», «Читаем, думаем, спорим... Дидактические материалы по литературе. 9 класс», «Российская школьная хрестоматия» (9 класс). Карамзин преобразовал, сблизил литературный и разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный. Старшеклассники, подготовившие сообщения, расскажут о жизни писателя, значении его творчества («Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом», — писал А. С. Пушкин), и о «Бедной Лизе», и о главном его труде «История государства Российского», который по выходе покупался нарасхват всеми слоями общества. К сентиментализму или классицизму относим мы «Бедную Лизу»? Чем интересна сегодняшнему читателю «История государства Российского» или «Записка о древней и новой России» в ее политическом и гражданском отношении? А. Н. РАДИЩЕВ Важно поощрять самостоятельную «исследовательскую работу» школьников. Весьма интересным может быть их рассказ о личности А. Н. Радищева, сказавшего о себе: «Я тот же, что и был и буду весь свой век: / Не скот, не дерево, не раб, но человек!» В какой семье воспитывался А. Н. Радищев? Каково влияние на его становление родственника матери М. Аргамакова — ректора Московского университета? Любопытные сведения можно сообщить и о Пажеском корпусе, где уделялось внимание юридическим наукам и нравственному воспитанию, и об учении будущего писателя в Лейпциге. Вся служба Радищева была посвящена борьбе с несправедливостью, этим же стремлением пронизаны ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву». Рассказы учащихся дополняются учителем. Какое впечатление производят эти произведения на читателей сегодня? Попросите школьников высказать свои суждения (что испытывают они, читая страшные истории, рассказанные писателем в «Любани», где крестьянин пашет на двух лошадях, чтобы дать роздых животным, сам же не имеет возможности отдохнуть, или в «Медном», где барин продает своего «дядьку»; как перенес Радищев осуждение и ссылку, болезнь и смерть близких; что помогло ему не изменить своим убеждениям). Именно так может произойти обзорный разговор-экскурс в творчество А. Н. Радищева. Д. И. ФОНВИЗИН «Недоросль» Д. И. Фонвизин — писатель, сатирик, театрал, честный и остроумный человек, автор «Недоросля». Школьники подробно знакомятся с биографией и творчеством А. Н. Радищева, готовят чтение по ролям комедии «Недоросль», размышляют над тем, чем интересен Стародум и его взгляды, в чем противостоит ему Простакова, почему комедия названа «Недоросль». Весь раздел «Литература XVIII века» в программе обозначен как общий обзор с изучением одной из монографических тем (по выбору учителя и учащихся). Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» представляется весьма подходящей для такого монографического изучения, поскольку находится в русле «сквозной», концептуальной темы формирования молодого человека, истинного гражданина. Известно, что человек формируется в соответствии с окружающей его действительностью, в гармонии с ней или в конфликте. «В русской литературе XVIII века можно выделить (с известной условностью) три этапа в познании соотношения человека с окружающей действительностью, в подходе к осмыслению его места в мире» (С. Е. Шаталов). В общем виде схема этого процесса такова: 1. Классицисты. Их человек — это прежде всего человек общественный. Его поведение обусловлено одним требованием — служением обществу. Характер становится образным воплощением основных идей, формируется под их влиянием. 2. Сентименталисты (Н. М. Карамзин). Их человек живет личной жизнью. Долг перед государством и обществом заменяется долгом перед собою. Человек не обязан жертвовать собой ради государства или монарха, не обязан подавлять чувства, не совместимые с идеей гражданственности либо просто частные. Смысл бытия в том, чтобы уметь видеть, чувствовать, откликаться на явления бытия, стать вместилищем тонких чувств. Человек совершенный — это человек, умеющий страдать, любить, сожалеть, прощать, сочувствовать, сопереживать. 3. Просветители-реалисты (Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев). Плюрализм в подходе к человеку: характер и среда соотносятся в свете воздействия на них многих сил. Общество — это не «герои» и «толпа» (безусловно положительные и безусловно отрицательные). Характеры формируются, не рождаются уже готовыми, а среда определяет их формирование. Задача художника — воссоздать формирование социально-типических характеров. Эти общие положения учитель конкретизирует в работе над комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль». Программа предполагает знакомство учащихся с отдельными сценами комедии. Следует напомнить последовательность так называемого «действенного анализа», принятого в большинстве театров: 1. Слово о драматурге (его место в развитии драматургии и театра соответствующей эпохи). 2. Краткая характеристика истории создания пьесы и ее сценической судьбы. 3. Обзор содержания с целью проследить развитие конфликта (сквозное действие). 4. Выяснение основной мысли (идеи) пьесы на основе анализа текста и подтекста наиболее важных сцен. 5. Представление о характерах персонажей и их взаимоотношениях (выразительное чтение по ролям, лицам, исполнение на сцене). Образное воображение. 6. Возможно сопоставление пьесы и спектакля, экранизации. Краткое вступительное слово учителя знакомит учащихся с эпохой. Оно, как правило, сопровождается заранее подготовленными сообщениями учащихся о жизни и деятельности драматурга. Материалом для этой части первого урока может служить книга Ст. Рассадина «Сатиры смелый властелин» (из серии «Писатели о писателях»). Названия глав этой книги могут составить содержательный план: 1. Спасенный Митрофан (Митрофан Простаков, Гринев, Денис Фонвизин). 2. Езда в Елагин остров. 3. Урок царям. 4. Умри, Денис! 5. Неугодный собеседник. 6. Через два года родится Грибоедов. Методическая цель — подготовить учащихся к восприятию комедии «Недоросль», возбудить интерес к ней, предварительно прокомментировать. Возможные сопоставления с комедиями Мольера покажут не только общее в творчестве обоих драматургов, но и своеобразие русского сатирика. Интересен вывод, сделанный Ст. Рассадиным: «„Бригадир“ был комедией о наших нравах; „Недоросль“ стал... комедией о наших общественных условиях. Тут и нравы, и то, что их породило... „Недоросль“ — первое русское художественное произведение, столь прочно связанное с корнями государственных бед и нужд, этими же корнями и выращенное. Комичность, нелепость, бессмысленность персонажей — прямое порождение жизни, общественной, политической... и экономической, порождение ее нелепостей, которые у Радищева, бунтаря, исторгли слезы гнева, у Фонвизина, комического писателя, — смех до слез». Система уроков по драматургии построена на основе сочетания хронологического принципа и постепенного усложнения самостоятельных заданий. Если в теме «Шекспир» инструкция помогала самостоятельно анализировать монолог, то в теме «Мольер» — диалог. На материале комедии Фонвизина проверяется и совершенствуется умение учащихся самостоятельно анализировать ключевые сцены драматических произведений. Рекомендуем учителю примерную схему анализа отдельной сцены из пьесы: 1. Установите границы сцены (непосредственно текстовые, пространственные и временны́е). 2. Определите основной смысл сцены, дайте ей название. 3. Какие персонажи выступают носителями основного смысла сцены? 4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла сцены? (Работу над речевыми выразительными средствами следует ввести в процесс всего анализа.) 5. Проследите смену настроений и чувств действующих лиц. Какова логика развития действия? 6. Какова роль этой сцены в пьесе, как она связана с другими сценами? При дополнительном комментировании используйте уточняющие вопросы для первых сцен комедии (с Тришкой): — Сколько лет Тришке? Почему его так зовут? — Почему он никак не реагирует на оскорбительные замечания (скот, скотское рассуждение и т. д.)? Он трусоват от природы? Может быть, он глуп? — Умно ли он отвечает барыне? Знает ли он свое дело, хотя и не учился ему? — Какой предстает в этой сцене Простакова? Почему она все поворачивает так, чтобы виноват был Тришка? — Что здесь говорит о личных качествах людей, а что — об общественных, социальных отношениях? Последний вопрос подчеркивает своеобразие конфликта в комедии «Недоросль» — его двуединый характер. На первый взгляд основной конфликт строится на личной основе, в борьбе за руку Софьи трех претендентов. Анализируя завязку сюжета, ученики заметят, что намерение Скотинина жениться на Софье обнаруживается в 5 явлении первого действия, желание Простаковой выдать Софью за Митрофана — в 7-м явлении, а третий соперник — Милон — появляется лишь во втором действии. Очевидно, что все предшествующее этому оказывается экспозицией данного конфликта. Но более внимательное чтение обнаруживает за этим внешним конфликтом другой, внутренний и более значительный. Ученики имеют возможность обнаружить его чуть ли не с 1-го явления. Возможно, они подыщут для него краткую формулу, например: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». В связи с этим при обзоре следует обратить внимание на 1—8-е явления первого действия, 3 и 4-е явления второго действия, 6 и 7-е явления третьего действия, 8 и 9-е явления четвертого и 3, 4-е и финальное явления пятого действия. Начать обзор уместно с перечисления действующих лиц, памятуя о словах поэта П. А. Вяземского: «Сама афиша объясняет характер». Ученики непременно обратят внимание на значащие имена и фамилии, авторские указания по поводу того или иного образа. Главный конфликт комедии связан с противоборством жестокого крепостничества с антикрепостниками (тема помещичьего произвола начинает звучать уже в первой сцене с портным Тришкой), тупого невежества — с поборниками просвещения, корыстолюбцев — с бескорыстными гуманистами, короче — добра со злом в их конкретном социально-историческом воплощении. Основной конфликт передают динамические сцены столкновения персонажей, их поведения, а также яркие речевые характеристики, когда автор не дает прямых оценок героям. В книге для учащихся «Литература учит» предлагается составить характеристики персонажей после чтения сцен из комедии с целью подготовки выразительного чтения по ролям. «Характеристика — это описание живого лица и характера, т. е. устойчивых особенностей человека, которые зависят от образа жизни и проявляются в действиях, поступках и высказываниях». Многие методисты предлагают такой анализ начать с образа Простаковой. Вот вопросы учителя, предлагаемые М. Г. Качуриным: — Что мы узнали из первых сцен о характере госпожи Простаковой? Какова ее самая главная страсть? Попробуйте найти эпитет для оценки ее любви. (Вспомните, например, ее слова: «Слыхано ли, чтобы сука своих щенят выдавала».) Во что превратилась у нее материнская любовь? — А что бы вы сказали о ней, прочитав последнее явление комедии? Почему ее жалеют и Стародум, и Софья, и Правдин? — Что соединяет в образе Простаковой автор? Правила классицизма говорили о том, что нельзя соединять в одном персонаже смешное и страшное, комическое и трагическое. А как поступает Фонвизин? Другие методисты конкретизируют эти вопросы, например: — Что мы узнаем о семье Простаковой, о ее родителях, происхождении и воспитании? Каково ее положение в доме? С кем особенно проявляет она свое полновластие? О ней сказано: «Это презлая фурия, которой адский характер делает несчастье всего дома». Подтвердите эти слова примерами из текста. — Чем обосновывает Простакова свою жестокость, насилие и произвол? — Каковы ее духовные качества? Нужно ли ей просвещение? — Почему комедия называется «Недоросль», а не «Госпожа Простакова», например? Какой смысл носит имя Недоросля? В чем он походит на мать, а в чем нет? (И. А. Фогельсон.) Последние вопросы можно уточнить: — Кто является главным героем комедии, кто приводит в движение все действие комедии, является центром всех событий? Почему же тогда комедия названа «Недоросль»? — Чем Митрофан отличается от своей родни? Глуп ли он? Почему он натравливает мать то на отца, то на Еремеевну? Каковы еще его свойства? Кого и что он любит? — Прав ли Кутейкин, диктуя Митрофану как бы его собственные слова: «Аз есмь скот, а не человек»? Подвести итоги изучения комедии помогут вопросы общего характера: — Найдите в комедии фразу, которую можно было бы назвать выражением авторской главной мысли, идеи произведения. Для кого пагубно закабаление людей? Только ли для рабов? Что делает рабовладение с хозяевами крепостных? — Чем характеризовалась классицистическая комедия? Какие правила классицизма сохранены в комедии? А какие особенности комедии явно нарушают эти правила? (Т. С. Зепалова.) — В чем состояло художественное открытие, совершенное Фонвизиным в русской драматургии? Согласны ли вы в этом плане со словами В. Г. Белинского, который считал, что Фонвизин сделал огромный шаг к сближению с действительностью? В чем именно? (М. Г. Качурин.) — Чем сегодня интересен нам «Недоросль»? В пособии «Методика работы по истории литературы в средней школе» (М., НИИ школ, 1982) приводится примерный перечень вопросов, которые позволят подвести итоги изучению темы: 1. Назовите первое крупное произведение Фонвизина. 2. Кому из персонажей комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Тиранствовать никто не волен»? 3. Кто поучал своего сына словами: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»? 4. Кому принадлежат слова: «Начинаются чины, перестает искренность»? 5. Кто и кому дал совет пословицей: «Век живи, век учись, друг мой сердечный»? 6. Кто и кому платил «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день»? 7. Кому из персонажей комедии «Недоросль» на его заявлении написали: «От всякого учения уволить: писано бо есть — не мечи бисера перед свиньями, да не попрут его ногами»? 8. Кто умер с голоду, лежа на сундуке с деньгами? 9. Кому казалось, что он, живя в доме Простаковых, находится среди лошадей? 10. Какой фразой начинается комедия «Недоросль»? 11. Кто из поэтов и в каком произведении писал: «Волшебный край! Там в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы...»? Можно предложить темы для письменных работ: 1. «Вот злонравия достойные плоды». 2. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». 3. «Времен новейших Митрофан». Советуем прочитать Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945. Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966. Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961. Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983. 1 Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990. — С. 6. 2 Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990.— С. 97. 3 Берков П. Н. Основные вопросы изучения русского просветительства // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века.— М.; Л., 1961. — С. 26. 4 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. — М.; Л., 1955. —Т. 7.— С. 117 или в кн.: Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990. 5 Пушкин А. С. Полн. собр. соч. — М., 1949. — Т. 12.— С. 72. 6 Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. — М., 1982. — Т. VIII. — С. 164. 7 См.: Федоров В. И. Русская литература XVIII века. — М., 1990. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА А. С. ГРИБОЕДОВ «Горе от ума» Изучение этой темы представляет собой трудную задачу для учащихся и учителя: крупное драматическое произведение, да не просто пьеса, а пьеса в стихах. Известны слова Гоголя: «Драма живет только на сцене». Поэтому надо учить школьников не просто читать, а «мысленно смотреть» драматическое произведение, воображать себе реальное действие, обстановку и участников конфликта. В самостоятельном чтении учащиеся почти никогда не встречаются с драматургией: «Чтение пьесы требует большого напряжения и большой сосредоточенности... ее читать трудно» (Т. В. Чирковская). В этом плане очень полезны задания, как бы роли для читателей-учеников, позволяющие им «войти внутрь персонажа». Предлагается следующая примерная схема работы. «Я исполняю роль...» 1. Почему мной выбрана эта роль (если она выбрана самостоятельно)? 2. Какое место в пьесе занимает «мой» персонаж? 3. Какими представляются его внешность, манера держаться, говорить? 4. В каких обстоятельствах он изображен? 5. Что я знаю о его прошлой жизни (до появления на сцене)? 6. Каковы его отношения с другими действующими лицами? 7. К чему он стремится (какова его «сверхзадача»)? 8. Что он делает, что говорит и что на самом деле думает и чувствует (то есть каков подтекст роли)? «...При анализе пьесы нельзя рассматривать действие в отрыве от характеров. Более целесообразен целостный анализ ее вслед за развитием сценического действия, от явления к явлению» (С. Н. Юзбашев). Этой работе предшествует разговор об авторе и о его пьесе как едином целом. Итоговые занятия можно посвятить сопоставлению пьесы с ее сценическим или экранным воплощением. Первое действие читает целиком учитель, чтобы установить отношение к героям. Начать следует с чтения и комментирования афиши: «...Фамусов. Управляющий в казенном месте. Софья Павловна. Его дочь. Лизанька (как ученики объясняют эту форму имени?)... Наталья Дмитриевна, молодая дама, Платон Михайлович, муж ее». Ремарки, описывающие место действия, следует развернуть в картину, т. е. ввести учащихся в богатый барский дом Фамусова. 1—4 явления можно прочесть без комментариев. После этого задать вопросы, выясняющие уровень восприятия текста и готовящие учащихся к дальнейшей работе: — Что мы узнали из прочитанных явлений? (Предлагается ответить кратко, не пересказывая содержания.) — Началось ли уже действие? Столкнулись ли герои в конфликте? После ответов учащихся желательно напомнить им, что называется сюжетом произведения, дать определение экспозиции (вступительная часть сюжета: изображение времени и места действия, среды, обстановки, где складывались и развивались черты характеров действующих лиц). Читаем 5 явление. Что важно в этой сцене? Что нового узнали мы о героях пьесы? Чье появление подготавливает автор? После знакомства с 6—8 явлениями выясняем, что конфликт уже наметился; но началось ли действие? Даем определение завязки действия (события, с которого начинается действие в произведении, вызывающего за собой все остальные события). После чтения последних явлений действия уместна небольшая обобщающая беседа о том, что мы узнали по первому действию о взаимоотношениях Чацкого и Софьи. Что значит реплика Софьи в 8 явлении «Ах, батюшка, сон в руку»? Ведь мы знаем, что Софья не спала всю ночь. Какой же смысл имеют ее слова? — Нельзя ли по репликам Софьи в 7 явлении сделать вывод о сходстве или различии отношения ее и Чацкого к жизни? — Что мы узнали о Чацком по первому действию? Для обучения выразительному чтению, пониманию подтекста особенно подходит 7 явление. |