Билеты античная литра. Билеты, античная литература (1 семестр). Литература Древней Греции общая характеристика, периодизация
Скачать 458.57 Kb.
|
I. Эпоха республики: а) долитературный период (до сер. 3в. до н.э); • Мифологизм - главная черта, которая сохранилась на протяжении многих веков. • Долитературный период – фольклор. Древнейшими памятниками фольклора, дошедшими до нас, являются сакральные гимны – это обращение к богам. Существовали также рабочие и обрядовые песни ФОЛЬКЛОР: - Трудовые песни, которые распевались во время тех или иных работ, гармонировали с их ритмом; - Известны также колыбельные и детские игровые песни; - Заметное место в фольклоре занимали религиозные гимны; - Обрядовые песни ( «нении» - похоронные песни, заплачки. Причитания и слезы хора плакальщиц считались необходимым элементом погребального обряда. Нении содержали неумеренные славословия в адрес усопшего и напоминали погребальные речи.) ; - пиршественные песни → песни в честь исторических героев. Их подвиги и деяния, естественно, обрастали особо пышными, нередко сказочными подробностями. Эти пиршественные песни – предтечи эпической поэзии. В пиршественных песнях вырабатывался национальный стихотворный размер, т. н. сатурнинский стих; - триумфальные песни (в обстановке неугасающих военных конфликтов в Риме сложилось особое торжество в честь полководца-победителя → шествие, пели песенки); - пословицы и поговорки - важный жанр римского фольклора. В них ярко сказывались и присущая латинскому языку лаконичность, сжатость выражения, афористичность. Отразились в пословицах также здравый смысл, наблюдательность и проницательность римлян. Пословицы отличались ритмической организованностью, образностью. Обычно двучленные в композиционном плане, они охватывали широкий круг жизненных явлений. → Народная поэзия, получившая развитие в дописьменную эпоху, явилась благодарной основой для творчества многих писателей: Вергилий опирался на легендарные предания об Энее при создании «Энеиды»; Овидий – на народные поверья при написании поэмы «Фасты». Образы римского фольклора присутствуют в баснях Федра, в романах Петрония («Сатирикон»), Апулея («Золотой осел»), в комедиях Плавта. Сенатские речи вместе с триумфальными песнями и фесценнинами стали фактором формирования римской словесности в ее письменном виде. б ) ранняя римская литература (до сер. 2в. до н.э; время роста рабовладельческой республики); • к.IV в - нач. IIIв. до н.э. - Рим был античным полисом, подчинявшим себе всю среднюю Италию. → В результате Рим становится крупной средиземноморской державой. • Огромный приток рабов и богатств → изменение экономики. • Наступает эллинизация римской культуры. Эллинизация охватила самые различные стороны жизни. - В быт проникла греческая материальная культура, обычаи, греческие имена; ширилось знакомство с греческим языком. - Значительной эллинизации подверглась религия: к IIIв до н.э. антропоморфические представления о богах захватывают всю область римской религии, устанавливается знак равенства м\у фигурами греческого Олимпа и римскими божествами. Римским богам строят храмы, воздвигают статуи. Устраиваются священнодействия по греческому образцу. → почва для пересадки литературных форм. • Предтеча римской литературы - Аппий Клавдий. (впервые в Риме оценил значение литературы как идеологическо й силы и выступил в качестве писателя. Составил сборник "Сентенций" - афоризмы в сатурновых стихах, с исп. греческой гномической литературы. ←сохр. только 3 афоризма) • Первые римские поэты были невысокого соц. положения, порой вообще не римляне. Они воспроизводили греческие образцы в виде переводов и переделок или самостоятельных произведений в греч. стиле. → при перенесении греческой литературы в др.среду, многие ее особенности утрачивались и греч. жанры видоизменялись. (не все виды греч. литры могли быть приспособлены к идеологическим потребностям римлян, к культурному уровню республики. Наименее пригодной оказались эллинистические течения, александрийская поэзия.) • В виде целостных произведений сохранились только комедии Плавта и Теренция. • Ливий Андроник перевел "Одиссею" → положи начало принципу вольного перевода, где задачей ставилось приспособление иностранного памятника к культурным нуждам Рима, обогащение собственной литры и лит.языка. +Ливий обрабатывал греч. трагедии и комедии. Опираясь на римские фольклорные размеры, он создал формы драматич. стиха, близкие к греч. → Римская трагедия отличалась от греческой: в ней не было хора и хоровых партий. Она состояла из диалога и арий. → В комедиях сохранялся греч. сюжет и греческие персонажи. Ранняя римская комедия была "комедией плаща" (носит название "паллиаты"), и актеры были одеты в греч. костюм. Переработка новоаттической комедии. В отличие от новой комедии – не важна серьезность и глубина смысла, изображения характеров, моральные проблемы. У Плавта – другой зритель, которому нужна как можно более закрученная. Сочетание греческой комедии и балагана – своеобразие Плавта. → Ливий Андроник положил начало всем основным жанрам ранней римской литры. • Появление "контаминации" (привнесение в переводимую пьесу интересных сцен и мотивов из других комедий), благодаря Гней Невию. • Стихийное развитие литературы → литература начала пониматься как орудие пропаганды, средство идеологического воздействия. • Появляются политические деятели нового типа, которые видят пользу в писателях. • Квинт Эний впервые обращается к гекзаметру под влиянием греческого эпоса. Писал трагедии, комедии, дидактику («Эпихарма»), анналы. Но самые важные его произведения – сатуры – легкие жанры развлекательно-дидактического характера • Теренций - комедии, они ближе к жанру современной драмы. Они не пользовались успехом. Его ценили главным образом как стилиста за изящество языка. → Во второй половине 2 в. комедия потеряла популярность. • Впервые возникает разрыв между литературой и театром. Драмы пишутся для декламации, не для постановки. • Перестройка жанровой системы. Упадок эпоса, трагедии, комедии, возникновение новых жанров: Гай Луцилий пишет 30 книг сатур. Первая волна римского александризма. Приближение к греческой литературе. Становление прозы. Влияние греческой философии. в) литература периода гражданских войн (с к. 2в.до 30-х годов до н.э) • со вт.половины 2в до н.э Рим вступает в полосу острой социальной борьбы, а затем и гражданских войн. • обостряются глубокие социальные противоречия (борьба между имущими и неимущими). • В это время создается обширная памфлетная и политическая литература. Начинает развиваться ораторское искусство (Цезарь и Цицерон). • В это время во всех областях культуры происходит накопление тех элементов, которые приведут позднее к рассвету римской литературы, на первый план начинает выходить поэзия “малых форм”. • Представители данного периода: Лукреций, Цицерон, Цезарь. • К концу эпохи республики ораторское искусство становится главенствующим. • Расцвет римской прозы. Рост красноречия. • Цицерон - стилистический образец. От него дошло почти всё – даже личная переписка. Именно его язык – норма «классической» латыни. • С середины 1 в. до н.э. начинается поворот от старой республиканской идеологии к новой – общественному индифферентизму. «Три занятия достойны настоящего мужчины» – земледелие, политика и война → кризис политической жизни, политика начинает интересовать меньше. В поэзии – ориентация на принципы эллинистической поэзии. • Распространение эпикурейской философии (Тит Лукреций Кар 98-55 гг.: "О природе вещей". По общему мнению всех римлян, общество губят три порока: алчность, похоть и тщеславие. Но причина их всех – страх смерти, поэтому от него надо избавиться и обрести безмятежность. Учит не бояться смерти в классической греческой аргументации.) • В поэзии этого времени обнаруживается тяготение к александрийской эстетике. Принципы её таковы: 1) аполитизм; 2) обращение к узкому кругу: элитарность; 3) доминирование тематики частной жизни, личных чувств; 4) культ формы. • Римская поэзия к этому времени насчитывает 2 в. сознательной истории, этого достаточно для выработки шаблонов языка и стиля, но мало для достижения совершенства. II. Эпоха империи: а) литература конца республики и начала империи ( "век Августа", до 14г. до н.э) • Гражданские войны закончились в Риме установлением империи (диктатура Августа). • Правление Августа рассматривалось как "золотой век", положивший конец гражданским войнам, принесший "мир" и "изобилие". • "Деяния" - лит. документ, где изложен официальный взгляд Августа на его власть и деятельность. (составлен самим Августом) ← литературный жанр "деяний" богов и царей был распространен в эллинистическом мире. • борьба вокруг брачного законодательства получила разностороннее отражение в литературе этого времени. •Переходный период - это время наивысшего расцвета, "Золотой век" римской поэзии. • Установление мира в стране создало возможность для нового подъема культуры и литературы. → Поэты прославляют героическое прошлое своей страны и народа. • Мировоззренческое углубление → в литре: реакция против безыдейности александризма, повышение идейного содержания, возвращение к классическому стилю и гармонической форме. → создается новый стиль: не имеет широкого народного характера, как классическая литра греч. полиса, не ставит перед собой таких острых и глубоких проблем, как аттическая драма., отличается резко выраженной тенденцией к идеализирующему отображению социальной действительности. • Меценат, друг Августа, собирал вокруг себя компашку поэтов, дабы направить их интересы в нужное русло. ← Август и его ближайшие помощники были заинтересованы в том, чтобы привлечь литру к пропаганде идеологических основ нового строя. Кружок Мецената был важнейшим центром нового движения в римской поэзии. • ↑ интерес к литературе. • появляются "рецитации" - публичные чтения еще неизданных произведений. • римское красноречие приобретает характер риторической декламации, т.е речи на отдаленную, фиктивную тему. Риторическая проза развивала нервный, аффектированный стиль. 2 вида декламаций: 1. контроверсии (импровизированные судебные речи) 2. свасории (размышления, вкладываемые в уста историческим или мифологическим фигурам в какой-либо острой ситуации) • Самые яркие представители данного периода; Вергилий, Гораций. • Писатели этого времени живо интересуются реальной жизнью: появляется жанр небольшого стихотворения – импровизации. • Вергилий - идеологический знаменосец возникающей империи. • Любовная элегия - просуществовала недолго, но имела большое значение как один из важнейших античных источников европейской любовной лирики. Представители - Галл, Тибулл, Проперций, Овидий. → для римской элегии характерна чрезвычайная суженность поля поэтического зрения; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций. Любовь элегического поэта трудная, скорбная. б) литература императорского Рима: 1. I и начало II в. н.э.; • с точки зрения внешнего блеска Iв. н.э представляется периодом наивысшего расцвета Римского государства. Однако при всей видимости нового расцвета очень скоро стали проявляться симптомы наступающего разложения рабовладельческой системы. • Ослабевает научная мысль в Риме. ("Естественная история" - обширная энциклопедия естествознания, составленная Пилинием Старшим, представляет собой некритическую компиляцию из огромного количества книг, прочитанных автором). • Поэзия Iв. полна описаний "магических актов". →признанием пользуются формы "ведовства". Популярны восточные культы и мистерии, "открывавшие" посвященным тайны потустороннего мира и сулившие загробные богатства. ← философия не боролась с суевериями, а даже поощряла их. • расцвет риторического образования. → это давало запас идей, в котором нуждалась культура империи, и учило искусству изящно излагать банальные мысли. • период от смерти Августа (14г) до конца правления Траяна (117г) принято называть "серебряным веком" римской литры. Средоточие -Рим, диктующий теперь свои правила греческой литре. • Политическая тема теряет былое значение, превращаясь в льстивое прославление "деяний" принцепса. •Литература империи стремится к мощным взлетам и возвышенному пафосу → это приводит к господству риторическо-декламационного стиля. → Риторика захлестывает все области литературы., в первую очередь литру высокого стиля. Произведения этой литературы в большинстве случаев далеки от актуальных вопросов и уходят в область фантастики; они представляются ходульными на наш современный вкус и исполненными ложного пафоса. Заметна перегруженность патетическими сценами. • Лозунги нового лит. направления: страстность, стремительность, порывность. • Театр почти совершенно отрывается от литры. В нем господствует погоня за зрелищной пышность. и чувственной выразительностью игры. Основные театральные жанры - мим, ателлана, пантомим; серьезная драма как сценический жанр отмирает и становится чисто лит. жанром, предназначенным для чтения, а не для игры. • Растущая бессодержательность общественной жизни переключала лит. интерес на тематику частной жизни и на внутренний мир отдельного человека. ← бытовые картины, случаи из частной жизни, описания вилл\пиров\зрелищ занимают большое место в литре Iв. • Новый уровень в изображении лит. портрета, яркой индивидуальной характеристики, способности к самонаблюдению и анализу переживаний → Все же в целом уровень римской литры понижается • Велик количественный рост литературы. Дилетантизм продолжает захватывать все более широкие круги римской верхушки. • Характерная особенность "серебряного века" - появление большого числа провинциалов в среде литературных деятелей (например, Сенека, Лукан, Квинтилиан, Марциал) 2. позднейшая римская литература (II - VIвв) • Со IIв. в римской литре наступает оскуднение. ← возвышение провинций и ослабление значения Италии. • Развивается архаизм, любование стариной, интерес к памятникам ранней римской литры доцицероновского периода. ← лидер архаистов - ретор Фронтон. (Малосодержательность творчества. Стиль, риторическое искусство - превыше всего для него. Вводя в лит. язык стариные слова, Вронтон создает вычурное смешение стилей разных эпох, которым он чрезвычайно гордится. ) • Все чаще встречаются всевозможные "сокращения" более ранних трудов и сборники выписок (напр, "Аттические ночи" - сборник выписок на разные темы из трудов греческих и римских писателей). • намечаются ростки литературного движения в тех западных провинциях, для которых латинский язык был основным языком культуры. (пример - Апулей) • Длительный кризис в III в. → запустение в области художественной литры на латинском языке. Она возрождается с преодолением кризиса, но условия развития ее оказываются изменившимися. → в лит. развитии ведущая роль принадлежит христианской литре. • "Поздняя империя " IV-Vвв - время зарождения средневековой латинской литры. Античная литра находится в процессе замирания. →Но старые лит. формы продолжают существовать вплоть до оконччательного распада западной части империи и ее уничтожения. • Школа была консервативной силой, поддерживающей старую литературную культуру. Здесь учили владению старый "классическим" языком, старому стихосложению. • Старый язык сохраняется в литре общественных верхов независимо от религиозной принадлежности. • В IVв. перед собой поставил задачу возрождения римской литры кружок аристократов. → сохранение текстов многих писателей и создание комментариев к ним - один из результатов деятельности этого кружка. → собственное лит. творчество консервативных кругов отличается идейной бесперспективностью • Из поэтов IV в. самый значительный - Децим Магн Авсоний. (Оставил неск-ко произведений: "Mosella" - описание путешествия по Рейну и Мозелю с разнообразными зарисовками картин природы; "Эфемерида" - описание дневного времяпровождения). ← взоры Авсония устремлены в прошлое, и произведения его загружены всевозможной грамматической, мифологической и историко-географической "ученостью". • В к IVв возвращается Италии ее утраченное политическое значение → вновь возникает придворная поэзия с политической тематикой, прославляющая успехи Рима в борьбе с "варварами". •Развитие повествовательной литры. (напр, огромным распространением пользовался латинским роман приключений "История Аполлония, царя Тирского". ) •На грани VI -VIIв. старая римская литра уже мертва, и ее литературные формы лишь частично трансформируются в жанры средневековой латинской литературы. Римская мифология: своеобразие и влияние древнегреческой традиции. Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Исконно римские верования были значительно примитивнее греческих: римляне обожествляли явления природы, человеческие чувства и разные предметы. У каждого человека был дух-покровитель (гений), каждый дом имел свою богиню домашнего очага – Весту. В римской религии и литературе, как и в других италийских культурах, сохранились пережитки тотемизма – веры в родственную связь между группой людей и каким-либо видом животных, растений, предметом или явлением. Так, разные божества имели посвященных им животных: Юнона – гусей, Фавн – волков, Марс – волков и быков. Основными источниками римских мифов являются «Энеида» Вергилия и первые несколько книг истории Ливия. Другими важными источниками являются Фасты Овидия, шеститомная книга стихотворений, структурированных под римский религиозный календарь, и четвёртая книга элегий Проперция. Сцены из римских мифов появляются также в римской настенной живописи, на монетах и в скульптуре, в частности, на рельефах. Религия была ориентирована на конкретную жизненную практику, регулировала поведение человека. Практически едва ли не любая деталь бытового уклада, начиная с утреннего пробуждения и кончая отходом ко сну, освящалась определенным религиозным обрядом. Изначально религия носила примитивно-конкретный характер. Характерной чертой древнейшей римской религии считается отсутствие четкого представления о богах. Согласно верованиям древних римлян, мир полон духов, присутствие которых проявляется в действии неопределенных сил. С помощью обрядов и ритуалов римляне стремились увеличить благотворное и нейтрализовать вредоносное действие таких сил. Многочисленные духи опекали почти все явления природы (включая деревья, травы, скалы) и все виды работ земледельца и пастуха. Боги не имели антропоморфного образа. С усилением мощи Рима на первое место выдвигались боги, наиболее тесно связанные с его возвышением. С этими процессами связано складывание специфической римской мифологии, по форме отличной от мифологии других народов, но по сути имевшей ту же задачу: объяснить прошлое, оправдать настоящее и наметить цели на будущее. Такую задачу выполнял “римский миф”, главная идея которого - исключительность судьбы Рима, предначертанная богами. Отдельные греческие мифы рано проникли в Италию, но римляне не создали своей богатой мифологии, подобной греческой. Героями их легенд являются основатели римского государства, первые римские цари, воины, сражавшиеся с врагами Рима, добродетельные женщины древних времен. Из легендарных предков римлян только Ромул напоминает героя греческого мифа, сына смертной женщины и божества. После смерти он становится богом Квирином и возносится на небо, как герои древнегреческих мифов. Римские традиции особенно богаты историческими мифами или легендами, касающимися основания и возвышения города. Эти повествования сосредоточены на человеке-деятеле, в жизни которого бывают лишь случайные вмешательства божества, но всепроникающее чувство божественности всегда сопровождает его судьбу. В ранний период Рима история и миф имеют взаимные и взаимодополняющие отношения. Характерные мифы Рима чаще всего можно отнести к политическим или моральным, то есть они связаны с развитием системы римского правления в соответствии с божественными законами, выраженными древнеримской религией, и с демонстрацией приверженности человека к моральным надеждам или неудачам сделать это. Рим во многом отличался от греческого полиса. Постоянные войны с соседями в значительной мере определили организацию, строй жизни и саму историю Рима. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический и победоносный народ. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу. Древнейший период римской религии вызывает самые противоречивые мнения ученых. В частности, это касается вопроса о мифологии - у римлян отсутствуют какие-либо мифы, относящиеся к данному периоду и, более того, имеющие сходство с мифологией близких им народов (типичные сюжеты мифов). Некоторые исследователи полагают, что у римлян была примитивная мифология, впоследствии забытая; отголоски ее сохранились в ставших непонятными ритуалах. Одним из древнейших в римской мифологии и религии считается бог Янус. Двуликий Янус (изображавшийся с двумя лицами) был богом всякого начала, входов и выходов, дверей и ворот. Но, возможно, первоначально он был создателем мира и первых людей. Со временем римские боги начинают приобретать индивидуальность, определенные функции. Одними из первых устанавливаются культы Юпитера, Марса, Квирина. - Обиталище богов у римлян не было столь красочно и пышно, как у греков. Главные боги соответствовали греческим: Юпитер – Зевсу, Венера – Афродите, Марс – Аресу, Юнона – Гере, Минерва – Афине. Юпитер, Юнона и Минерва были почитаемы прежде всего патрициями. Крестьянам же были особенно любезны боги, «курировавшие» земледелие : Церера (Деметра) , Либер (Дионис), женская ипостась Либера (Персефона). Особенно чтим был бог войны Марс, которому служили 24 жреца. - Своеобразие религии римлян и в том, что их Олимп постоянно дополнялся божествами покоренных племен и народов. Он рос вместе с расширением границ Рима. Это также было свидетельством несокрушимой мощи растущего государства. Прибывавшие отовсюду в Рим рабы приносили свои религиозные культы и верования. - Римская религия вырастала из сложнейшей системы обязанностей и правил. Требовалось безусловное выполнение всех деталей. Если римлянин обращался к небу с какой-нибудь просьбой, то он должен был точно знать, к какому богу она адресуется. Кроме того, бытовали жестко закрепленные словесные формулировки, определяющие, в каких выражениях просьба должна быть изложена. В противном случае божество могло просто проигнорировать просьбу. - Практицизм римской религии заключался и в том, что обрядность игнорировала душевное состояние молящегося. Не принимались в расчет искренность, истинность его веры. Главным было неукоснительное следование букве обряда - Еще одна особенность римской религии – ее подчиненность государству. Она являлась одной из опор государственной политики. Государство властвовало и над умонастроениями граждан, и над их совестью. Отправление различных религиозных празднеств относилось к прерогативе сената. Коррективы в обряды или религиозную службу дозволялось вносить исключительно государственным инстанциям, прежде всего сенату. Римская мифология исторически развивалась из анимизма, т.е. веры в одушевленность природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, боги воспринимались как могущественные силы, которые необходимо умилостивлять строгим соблюдением обрядов. В богах римляне видели волю, которая вмешивалась в человеческую жизнь. - Римский пантеон имеет много аналогов с греческим, но включает и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами». Низшие божества существовали у римлян уже в раннюю эпоху — это были божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы, бракосочетания, зачатия, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т.д., в связи с чем первоначально у некоторых божеств пол не был фиксированным (Фавн — Фавна, Помона — Помон). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность общественных функций — соответственно религиозно-жреческой, военной и хозяйственной. Римские боги не имели своего Олимпа и генеалогии, и часто изображались в виде символов: маны — в виде змей, Юпитер — в виде камня, Марс — копья, Веста — огня. Система ранней римской мифологии включала безличные обожествленные силы, под покровительством которых протекала жизнь человека от зачатия до смерти. - На следующей стадии развития мифологических представлений появились божества природы — главным образом рек, источников и земли как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, смерти и преисподней, божества — олицетворения духовных и нравственных качеств человека и различных общественных отношений, а также иноземные боги и герои. - Со временем некоторые из божеств индивидуализировались, к их основным атрибутам присоединялись и другие, и мифологический образ становился рельефнее, причем некоторые божества были соединены в брачные пары. На этой ступени развития религиозных представлений появляются божества природы — водной стихии, полей, лесов, источников - Могущественнее всех божеств были боги небесного и воздушного пространства, Юпитер и Юнона: Юпитер как бог дневного света, Юнона — как богиня луны. Гроза приписывалась Юпитеру, как у греков — Зевсу; поэтому Юпитер считался самым могущественным. Он же посылал оплодотворяющие дожди и почитался как бог-податель плодородия и изобилия. В честь его были установлены праздники, связанные со сбором винограда; он был также покровителем молодого поколения. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису — злому Юпитеру. Главные персонажи, которые сильнее прочих связаны с римской литературой: Янус: сначала его почитали как бога света и солнца, открывающего небесные ворота для приходящего дня, считали его и божеством двери. Наконец, его признали богом всякого начала. В Риме было несколько храмов, посвященных Янусу. Януса признавали еще и как бога времени; празднование нового года с I века до н. э. слилось с празднеством в честь бога Януса, а январь и сейчас сохраняет свое название в честь этого божества. Юпитер - бог неба, Марс и Квирин – покровители римской мощи. Эти божества часто отождествлялись и смешивались, но Марс признавался покровителем войны, а Квирина иногда называли «Марсом мира», или «Спокойным Марсом». Сатурн - его первоначально почитали этруски, но с течением времени он получил повсеместное признание на италийской почве. Римляне считали его божеством посевов. Сатурну приписывали введение в Италии земледелия и виноградарства. С именем этого божества у римских писателей связано представление о «золотом веке». В его честь устраивались празднества – Сатурналии, когда рабы считались свободными, а хозяева им прислуживали. Во время Сатурналий царило необузданное веселье, приостанавливались общественные дела, делались подарки. Значительную роль играл в римской религии культ богов – покровителей домашнего очага: Пенатов, Ларов, Гениев. Большой популярностью пользовалась богиня Веста, которой поклонялись как хранительнице города или очага. - Римские боги в целом воспринимаются как более нравственные, чем греческие. Римляне сумели подчинить дисциплине силы человека и использовать их для утверждения государственной идеи. Римские боги, опекая человеческую жизнь, считались защитниками справедливости, права собственности и других человеческих прав. Поэтому нравственное влияние римской религии было велико, особенно в период расцвета римской республики. В раннем Риме заметны следы известного воздействия этрусской религии и культуры. К этрускам восходят обряд гадания по птицам, гладиаторские игры, различные виды актерского мастерства. Через посредство этрусков римляне познакомились с греческой культурой. ВЛИЯНИЕ: - Завоевание эллинистических государств произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. Известный римский поэт Гораций заметил позже: “Греция плененная пленила своих победителей”. Греческая культура оказала значительное влияние на римскую религию, философию, науку, образование. Римляне начали изучать греческий язык и литературу. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины и другие греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов. Еще в эпоху Республики римская культура стала двуязычной. - Вопрос о взаимоотношении греческой и римской культур является достаточно проблематичным в научной литературе. Многие исследователи античности отрицали самобытность римской культуры. Но в научной литературе существует и другая, подкрепляемая убедительными аргументами, точка зрения, которая настаивает на оригинальности, самобытности культуры Рима. По мере углубления контакта Рима с Грецией, по мере проникновения в Рим греческой культуры в Риме начинают укореняться представления греческой мифологии. Проникновение в Рим греческой мифологии в немалой степени определялось стремлением связать древнейшую историю Рима и Италии с греческой, поскольку в глазах эллинов римляне оставались еще варварами. →Римские боги отождествлялись с греческими (Юнона - Гера, Минерва - Афина, Марс - Арес, Венера - Афродита и т. д.). Данное отождествление наиболее ярко проявилось в римском искусстве и литературе. → Греческие боги и герои адаптируются на римской почве, их культы освящаются греческими и римскими обрядами, для них создаются храмы, они значительно полнее представлены и в памятниках римской литературы. (усвоение греческой мифологии в Риме не простой механический акт, а сложный процесс восприятия богатейшего мировоззренческого и художественного материала) →Именно во многом благодаря греческому влиянию римские боги получают антропоморфный облик. →Римляне начинают воздвигать статуи богам. Римские драматурги пишут по греческим образцам трагедии и комедии с греческими персонажами, называя греческих богов именами римских богов. Поэты свободно пользуются образами и ситуациями греческих мифов. →Римская литература наполняет образы греческих богов и героев новым содержанием. У многих римских писателей (таких, как Лукреций, Овидий, Сенека) греческие боги (с римскими именами) фигурируют, скорее всего, чисто символически, как литературные образы, и мифологическая легенда воспринимается ими как красивый вымысел. →Римские поэты обращаются к греческому мифологическому богатству для осуществления своего идейно-художественного замысла. Часто в римской литературе используются малоизвестные варианты мифов, часто вымысел и фантазия римских авторов изменяет или дополняет бытовавшие у греков предания, иногда мифологический материал утрачивает связь с религией (Гораций, Овидий), реже используется для выражения определенных религиозно-философских воззрений (Вергилий). →При введении греческих культов римляне или сохраняли за греческими богами их имена (например, Аполлон), или отождествляли их с определенными римскими божествами, наделяя греческого бога (или богиню) именем того божества, с культом которого сливался воспринимаемый культ. →С течением времени главные греческие боги прочно укореняются на римской почве под следующими именами: Юпитер (Зевс), Юнона(Гера), Нептун (Посейдон), Плутон (Аид), Церера (Деметра), Веста (Гестия), Минерва (Афина), Венера (Афродита), Купидон или Амур (Эрот), Вулкан (Гефест), Марс (Арес), Аполлон или Феб, Диана (Артемида), Меркурий (Гермес), Прозерпина (Персефона), Вакх или Либер (Дионис, Вакх), Фавн (отождествляется то с Паном, то с Сатиром), Парки (Мойры). →Вместе с греческими культами в Риме интенсивно распространяется и греческая мифология, которую римская литература активно популяризирует. Для неё миф оказывается благодатнейшим материалом при создании писательских шедевров, переживших многие века и продолжающих оказывать еще и сейчас сильное эстетическое воздействие на читателей. Вместе с тем в римской литературе на первый план выступает художественно-эстетическая трактовка мифологических образов и сказаний в соответствии с замыслом автора. Римская театральная культура. Комедиография Плавта. Театр – важная сторона культурной жизни Рима. Однако и его характер, и роль в жизни общества существенно отличается от того, что мы наблюдали в Элладе. Римский театр имеет свои особенности, отличающие его от древнегреческого. Одну из особенностей этого театра составляла декоративная стена, украшенная мраморными колоннами, статуями, лепкой. На ее фоне разыгрывались различные представления - пантомим, балет и мим, постепенно вытеснившие серьезную драму и веселую комедию. Места для зрителей, расположенные амфитеатром, замыкались крытой галереей. В жаркие дни зрителей защищали от солнца специальные навесы из ткани. Во времена империи по типу римских театров перестраиваются многие театры Древней Греции, в частности знаменитый афинский театр Диониса. Для римской драмы с самого начала ее возникновения характерно сочетание разговорных сцен с пением, однако, в отличие от греческой, в ней не было хора. В Риме театр был неотъемлемой частью государственных праздников, но мифологический, религиозный элемент уже не играл в нем такой роли, как в Греции. Это был по преимуществу светский театр. В отличие от театра Эсхила или Еврипида, он не был активным средством воздействия на общественное сознание, не претендовал на постановку глубоких философско-нравственных проблем. Не обращался он, подобно театру Аристофана, к политической злободневности. Главной функцией римского театра было развлечение, хотя, конечно, было бы несправедливым полностью отрицать его воспитательную функцию. Организаторам театральных представлений в Риме выступали государство, местные власти. Сценические игры проходили на нескольких главных празднествах. Среди них были Римские игры в честь Капитолийских богов; это происходило обычно в сентябре. Важны также Аполлоновы игры (в июле), игры в честь великой матери богов Реи Кибелы (в апреле). В конце апреля справлялись также Флоралии – игры в честь Флоры, богини цветов и весны: дома украшались венками, женщины надевали пестрые яркие платья, что считалось предосудительным в другое время. Иногда постановки пьес были приурочены к триумфальному возвращению победоносного полководца. Специальные должностные лица отвечали за театральные зрелища. Актерами были рабы или вольноотпущенники, формировавшие труппу (или «стадо»). Труппу возглавлял ее хозяин, который мог быть режиссером и нередко главным актером. В отличие от Греции, в Риме актеры занимали низкое социальное положение. За плохое исполнение актер, как и раб, мог быть подвергнут порке. Подобно греческому, римский театр имел фольклорные истоки. На становление римской комедии повлияла ателлана (название происходит от небольшого городка Ателла), короткая импровизированная пьеса, в основе которой лежал какой-либо бытовой эпизод. Сюжеты ателланы отличались простотой, грубоватыми шутками, даже выпадами против отдельных лиц, а также непритязательным набором типовых комических масок. Главными среди них были: хвастун и льстец Буккон; скупой старик Папп; ученый шарлатан, злобный горбун Доссен. Популярна также была маска прожорливого глупца и волокиты Макка (бытует мнение, что второе имя Плавта – Макций произошло от имени данного комического персонажа). Типы и сюжеты ателланы решительно повлияли на структуру и общий характер комедий Плавта. На поэтике комедий сказалась стилистика фесценнин – шуточных песен фольклорного происхождения. Они исполнялись в Риме на народных праздниках урожая и плодородия, особенно в сельской местности, на свадьбах. Их содержание, как и лексика, отличались фривольностью. Фесценнины напоминали фаллические песни Греции. В структуру римского театра был также «интегрирован» мим, драматическая сценка бытового содержания. Мим сделался популярен в эллинистическую эпоху, из Греции проник в Рим, где обрел сценическое воплощение. Мим «синтезировал» монолог актера, танец, музыку, цирковой номер. Большую роль играло пародирование, например, серьезных жанров, трагедии. Миму не были чужды непристойные сцены, языковые вульгаризмы, клоунада и буффонада. Все это находило отклик у плебейской части зрительного зала. Становление римской комедии проходило как под влиянием фольклора, так и греческих литературных образцов. Естественно, это были новоаттические комедии, лишенные политической остроты (присущей Аристофану), отмеченные разнообразием сюжетов, относящихся к любовно-семейной сфере. В итоге в Риме сложилось два типа комедий. Первый – комедия паллиата (от греческого слова pallium – плащ). Персонажи ее были одеты в греческие плащи. Сюжеты паллиаты восходили к средней и особенно новоаттической комедии, действие происходило в Греции, герои носили греческие имена. Наиболее ярко паллиата представлена у Плавта, Теренция, а также Невия, Стация. Второй тип – комедия тогата, т. е. комедия с римским сюжетом, герои которой были одеты в римскую тогу. Крупнейшим представителем тогаты был Лукций Афраний (род. ок. 150 г. до н. э.), биографических сведений о котором не сохранилось. В комедии тогата действие происходило в Италии (но не в Риме), персонажами являлись земледельцы, ремесленники, купцы. Однако в отличие от паллиаты в нее не допускалась фигура хитроумного раба (присутствующая в комедиях Плавта), который бы превосходил интеллектом, находчивостью своего хозяина. Стилистику тогаты составляла речевая стихия низов, «пропитанная» шутками, пословицами. Плавт – самый яркий и плодовитый римский комедиограф. Его творчество совпало с процессом становления римского театра, формирования его национальных черт. В этом театре Плавт олицетворял демократическое, плебейское направление. Он был современником важнейших событий в жизни Рима: завершились 1-я и 2-я Пунические войны, был сокрушен главный соперник – Карфаген, на Востоке решительно поколеблено могущество Сирии. Но политические коллизии почти не нашли отзвука в плавтовских комедиях. Зато они – своеобразное зеркало римского быта, нравов, обычаев, материальной культуры. Опираясь на греческие образцы, Плавт ярко проявил римскую самобытность. Богатство сюжетов, выразительность типов и характеров не только определили его успех у римской публики. Плавт – первый римский писатель, оставивший след в мировой драматургии. Римский комедиограф Плавт берет сюжеты из новоаттической комедии (Менандра, Филемона, Дифила и др. Первоисточники плавтовских пьес не всегда могут быть точно установлены. Но комедиограф перерабатывает, переиначивает их, отзываясь на вкусы и запросы римской демократической, плебейской публики. Иногда он комбинирует сюжеты двух, а то и нескольких комедий; подобный прием называется контаминация. Он ослабляет их серьезность, усиливая комическое, буффонадное начало. Действие у Плавта происходит в Греции: в Афинах, Эфесе; герои носят греческие имена. Но Плавт, талантливый драматург, далек от простого подражания эллинам. В его комедиях мы обнаруживаем разнообразные римские элементы. Эта «романизация» сказывается уже в самой типологии плавтовских персонажей и их поведения. В отличие от греческих гетер, нередко блестяще образованных, воспетых многими поэтами, – римские гетеры были, как правило, женщинами вульгарными и алчными. Такими они предстают у Плавта. Заметную роль в комедиях Плавта играют повара, составляющие важную прослойку в домашней челяди состоятельных римлян. Другая характерная для Рима фигура – «парасит», прихлебатель, обычно голодный, мечтающий лишь о том, как бы насытиться. Таков Арторог в комедии «Хвастливый воин». В комедиях Плавта герои нередко поклоняются римским богам, таким, как Венера, Марс, Юпитер, Беллона – богиня войны, Лаверна – богиня наживы, Ярк – бог подземного царства. В «Кладе» в прологе выступает римский бог домашнего очага Лар. Встречаются в комедиях Плавта римские юридические термины, упоминаются римские законы. Обнаруживаются в текстах Плавта и римские географические названия. Воспроизводя обычные сюжеты «новой» комедии и ее маски, пьесы Плавта разнообразны по построению и тону. Разнообразие форм и стилей сразу же заметно в прологах Плавта. Эти непосредственные обращения к публике служат для разных целей: они сообщают, в случае надобности, сюжетные предпосылки пьесы, заглавие оригинала и имя его автора и почти всегда содержат просьбу о благосклонности и внимании. Тит Макций Плавт – выдающийся римский комедиограф. Биографические данные о нем очень скудны. По сведениям античных биографов, Плавт был актером. Возможно, что и само имя Плавта - Макций - было связано с названием одного из гротескных персонажей ателланы - Макк (Maccus), роль которого, вероятно, и исполнял комедиограф, играя в низовом италийском театре. Плавту приписывали около 130 комедий, но в I в. до н. э. известный римский ученый и знаток литературы Варрон выделил из этого количества 21 комедию, считая их подлинно плавтовскими, и эти комедии дошли до нас. Наиболее популярны из них "Клад" (или "Горшок"), "Куркулион" (или "Проделки парасита"), "Менехмы" (или "Близнецы"), "Хвастливый воин", "Псевдол" (или "Раб-обманщик"), "Пленники" и "Амфитрион". Точно датировать комедии Плавта невозможно, потому что для этого нет данных. Так, например, из указанных выше комедий лишь "Псевдол" (или "Раб-обманщик") имеет точную дату постановки. Из дидаскалий (сведения о постановках) известно, что эта комедия была поставлена в 191 г. на Мегалесийских играх, проводимых в связи с освящением храма Фригийской Матери богов. Плавт использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии Дифила, Демофила, Филемона и Менандра, но не сюжеты Аристофана, потому что его комедии были слишком политически остры и проблемы, поставленные в них, не были актуальны для Рима III- II вв. до н. э. Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовал, усиливая демократическую направленность, элемент грубоватого комизма, буффонады, придавая им специфически римскую окраску. Действие комедий Плавта развертывается в греческих городах или на побережье Малой Азии, герои их - греки, но все же зрители чувствовали в этих комедиях биение римской жизни, созвучность поставленных в них проблем с запросами их жизни. Но творческая самостоятельность Плавта сказывалась в основном не в этих разбросанных в комедиях чертах римской жизни, а в том, что он брал из греческих комедий сюжеты, созвучные с римской жизнью, и разрешал в них проблемы, актуальные для своего общества. Комедии Плавта «Клад» и «Хвастливый воин»: традиции древнегреческой драматургии, средства и приемы создания комического. |