Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы изображения человека. Внутренний мир и ответственность. Тип героя.

  • Билеты античная литра. Билеты, античная литература (1 семестр). Литература Древней Греции общая характеристика, периодизация


    Скачать 458.57 Kb.
    НазваниеЛитература Древней Греции общая характеристика, периодизация
    АнкорБилеты античная литра
    Дата11.03.2021
    Размер458.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты, античная литература (1 семестр).docx
    ТипЛитература
    #183612
    страница5 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    «Хоэфоры»

    В начале трагедии – опора на ритуальную модель – принесение отворотной жертвы.

    В центре трагедии – образ мести поневоле. Орест решается на месть не без внутренней борьбы. Главным здесь является внутренний конфликт: долг мести за отца требует нового преступления – убийства матери. Эгисф и Клитемнестра караются также и как узурпаторы и убийцы Агамемнона. Хор одобряет содеянное Орестом. Героем, однако, овладевает безумие – его преследуют Эринии, но они – плод его воображения.
    «Эвмениды»

    Трагедия изображает борьбу богов вокруг Ореста. Эринии, древние богини сталкиваются с «младшими богами», Афиной и Апполоном. Эсхил отвергает вариант мифа, согласно которому Апполон очистил Ореста от преступления и спас его. У Эсхила заступничество Апполона недостаточно. В первой части изображаются Эринии, грозящие Оресту в дельфийском святилище.

    Главная сцена – суд над Орестом, отражающий исторически существовавшую борьбу между отцовским и материнским правом и победу последнего. Эринии воплощают родловой принцип кровной мести и требуют отмщения за убийство. Афина, покровительница демократической государственности, ставит вопрос о мотивах убийства и требует судебного разбирательства. За Афиной – последнее слово, означающее победу гуманности и милосердия над непримиримостью и насилием. Важно учреждение ареопага как цивилизованного демократического органа, призванного покарать виновного, освободить человека от бремени кровавой мести. Эвмениды – «благосклонные богини». Судебный спор представлен Эсхилом как борьба между принципами отцовского и материнского права. Отцовское право одержало победу над материнским, боги «младшего поколения» победили Эриний.

    Таким образом, у Эсхила торжествуют исторически прогрессивные начала, и трилогия заканчивается прославлением Афин. Эсхил, как поэт эпохи роста афинской демократии, убежден в осмысленности и благости миропорядка. Эсхил возвеличивает ареопаг, старинное аристократическое учреждение, и считает безвластие не менее опасным, чем деспотизм.

    Особенностью стиля Эсхила является психологический реализм. Человек побеждает неразумные стихии.



    1. Религиозные воззрения Эсхила. Трагический и нормативный герой в драматургии Эсхила (Агамемнон, Орест, Прометей).

    Для Эсхила характерно мифологически-образное мышление. Он верит в могущество богов, от которых зависит судьба человека. Его мировоззрение предстает в развитии в процессе создания новой модели мира, подчиненной действию объективного, имманентно присущего миру нравственного закона. Вопрос состоял в том, какие принципы лежат в основе отношения богов к людям. В «Илиаде» такое отношение названо «этическая беспроблемность богов, т.к. боги не стремятся блюсти справедливость. В творчестве Гесиода боги становятся блюстителями нравственности и справедливости, однако это касается только сферы суда. Люди искали критерии основания божественной справедливости.

    Эсхил открывается в человеческом деянии диалектику взаимоотношений человека с миром во всей ее сложности и противоречивости. В мире Эсхила действует множество богов. Они не могут не называться. Существуют верховные конкретные боги – члены олимпийского пантеона – Зевс, Гера, Афина, Артемида, Арес. Герой ощущает непосредственную близость божества. Греки были убеждены в материальной заинтересованности божества – богам выгодно защищать город, где их чтут.

    Наделение божества нравственными функциями делает ничем не обусловленный произвол среди богов божественной справедливостью и она становится нормой человеческого существования. Через осмысление божества как отвлеченной категории, которая управляет миром, отображается религиозное мировоззрение Эсхила. Справедливое воздаяние отображается в образе Зевса – это объективные силы, лежащие в основе мироздания. Несомненна тенденция Эсхила в пантеистическом восприятии мира. В судьбе героев «Орестеи» проявляется полное отождествление божественной воли и справедливости.

    Зевс сохраняет ряд конкретных антропоморфных признаков. Герои «Прометея Прикованного» не имеют ничего общего с отвлеченными этическими категориями. Герои выступают как обобщенные типы, отличающиеся своим отношением к людям. Эсхил проводит объективные поиски, которые объясняют существование человека.
    Проблемы изображения человека. Внутренний мир и ответственность.

    Тип героя.

    В эпических поэмах нет понятия души как психических проявлений индивида. «psyche» - это жизненная сила, покидающая тело, не зависимая от эмоциональных и интеллектуальных переживаний. Остальные органы психической деятельности самостоятельны, на них можно воздействовать извне, на них могут воздействовать боги. В «Илиаде» состояние аффекта обусловлено внешними признаками. Герой согласует свои потребности с нравственными нормами.

    Отказ от божественного воздействия на психическую деятельность, образность – достижения лирики. Поэты уже не воспринимают душу как нечто отдельное. В изображении аффекта Эсхил передает внутреннее состояние органов, а не внешние признаки.

    Существенно отличие Эсхила от эпоса в интеллектуальной трактовке: тесная связь между разумом и эмоциями несомненна. Эмоции могут мешать способности мыслить, а рассудок может обуздать чувства. Воздействие на рассудок никогда не приписывается божеству. Еще важнее спонтанное отклонение от нормы. Нарушение норм деятельности разума является причиной богохульства. Здравое состояние ума открывает человеку истинное положение вещей. Это открывает представления Эсхила о разумности мироустройства. Причины катастрофы интеллектуального порядка: это неразумие, неспособность понять, ошибка.

    Проблема родового проклятия ставит перед Эсхилом проблему справедливости этого проклятия. Единственная сфера, где проявляются объективные закономерности и субъективное – интеллект.

    Состояние одержимости, иррациональное в итоге обеспечивает торжество объективной необходимости – это парадокс трагедийного мышления Эсхила.

    Родовое проклятие в Орестее отходит на второй план, на первом – индивидуальные мотивы героев. Внутренняя противоречивость действий персонажей проявляется в поступках, которые одновременно хорошие и нехорошие. Причина этого – интеллектуальные повреждения.

    В «Орестее усиливается мотив вины и ответственности. Это приводит к большей индивидуализации образа: они уже не нормативные и обобщенные как в ранних трагедиях Ксеркса, Пеласа. Приемом создания единичного, особого героя становится включение его в исключительную ситуацию. Таким образом создается индивидуальная характеристика Агамемнона и Клитемнестры с их субъективной мотивировкой и ответственностью. Индивидуализация в античности – характер выбора и ответственность за него.

    В «Прометее» характер выбора героя совпадает с объективной неизбежностью. Сознание неизбежности и предопределенности становится источником его решимости. Его знание непосредственно связано с действием. При всей физической неподвижности знание Прометея становится пружиной конфликта.

    Решения эсхиловского героя – это всегда субъективный акт человека, который осознает возможные последствия.
    В трагедиях Эсхила изображалась борьба и смена политических и моральных систем, его персонажи являются представителями нравственных сил. Судьба и страдания индивида интересуют Эсхила лишь как звено большой исторической цепи, судьбы рода или государства, которую он чаще всего разворачивает в целой трилогии. У Эсхила не бывает углубленной индивидуальной характеристики: центральные образы героев несложны, но отличаются мощью.

    Драматическая структура пьес также несложна. Трагедия концентрируется вокруг одной ситуации, одного события. Многие приемы Эсхила уже после его смерти были названы архаичными, как например немая скорбь – длительное молчание действующих лиц.

    В соответствии с изображаемыми событиями стилю Эсхила также свойственна торжественность и величавость, особенно в лирических частях. Торжественный стиль Эсхила и малая динамичность его пьес казались уже несколько устаревшими последующим авторам.


    1. Основные аспекты эволюции драматургии Эсхила. Трагедия «Прометей прикованный»: типология героя, природа конфликта.

    Мифы о смене поколений богов и людей получают у Эсхила новую разработку: он отказывается от идей о вырождении человечества и золотом веке; имеет противоположные взгляды, разделявшиеся прогрессивной ионийской наукой: человеческая жизнь не ухудшалась, а совершенствовалась, восходя от звероподобного состояния к разумному. Мифологическим подателем благ разума был у Эсхила Прометей. Прометей не только дарит огонь, но пробуждает людей к сознательной жизни, учит ремеслам. В «Прометее ярче всего проявилась вера в силу разума.

    В «Прометее» характер выбора героя совпадает с объективной неизбежностью. Сознание неизбежности и предопределенности становится источником его решимости. Его знание непосредственно связано с действием. При всей физической неподвижности знание Прометея становится пружиной конфликта.

    В «Прометее» очевидно влияние фротонной композиции и симметрии. На первый план выдвигается единый герой. Архаическая симметрия сдает свои позиции. Это связано со стремлением Эсхила показать индивидуального героя во всей его противоречивости.

    Пролог трагически изображает, как бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса приковывает Прометея к скале; Гефеста сопровождают при этом две аллегорические фигуры — Власть и Насилие. Зевс противопоставляет Прометею только грубую силу. Вся природа сочувствует страданиям Прометея; когда в финале трагедии Зевс, раздраженный непреклонностью Прометея, посылает бурю и Прометей, вместе со скалой, проваливается в преисподнюю, хор нимф Океанид (дочерей Океана) готов разделить с ним его судьбу.

    Новому властителю богов в «Прикованном Прометее» приданы черты греческого «тирана»: он неблагодарен, жесток и мстителен. Жестокость Зевса еще более подчеркнута эпизодом, в котором выводится другая его жертва, безумная Ио, возлюбленная Зевса, преследуемая ревнивым гневом Геры. В ряде ярких картин Эсхил рисует низость и угодничество смирившихся перед Зевсом богов и свободолюбие Прометея, предпочитавшего свои муки рабскому служению у Зевса.

    Согласно мифу, Геракл освобождает Прометея, и это изображалось в трагедии Эсхила «Освобожденный Прометей», служившей продолжением «Прикованному Прометею» От «Освобожденного Прометея» сохранились только небольшие фрагменты, которые не позволяют установить, в чем автор видел разрешение конфликта между Прометеем и Зевсом. Но не приходится сомневаться в том, что у Эсхила цивилизация так или иначе торжествует над варварством.



    1. Творчество Софокла. Трагедия «Антигона»: природа конфликта, типология героя.

    Жизненный путь Софокла был благополучен: гармония личной и общественной жизни. При этом он прославился как трагичнейший из поэтов. Трагедия «Царь Эдип» считалась образцовой уже в античности.

    Эдип родился в Колоне, которую воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи и получил хорошее образование. Участвовал в хоре эфебов. Его жизнь приходилась на век Перикла. Софокл был лично знаком с Периклом, Геродотом и другими известными людьми.

    Афины в этот период достигают наивысшего расцвета. Туда съезжаются поэты, скульпторы, формируются философские школы. Софокл любил Афины и видел их историческое предназначение. Софокл занимал высокое положение в Афинском обществе: в 440г до н.э. его выбрали военачальником под впечатлением от постановки «Антигоны».

    В 411г. до н.э. Софокл участвовал в построении конституции. Это также время начала кризиса: усиливается индивидуализация, меняются отношения человека и общества.

    Его первая тетралогия принесла большой успех.

    Софокл умер в 406г. до н.э. в 90 лет.

    Софокл ввел третьего актера, увеличил число участников хора до 15.

    Аристофан Византийский приписывает Софоклу 123 трагедии. До нас дошло 7:

    «Аякс»

    «Антигона»

    «Трахиянки»

    «Царь Эдип»

    «Электра»

    «Филоклет»

    «Эдип в колоне»

    «Следопыты» - сатировская драма, известная в отрывках.

    Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму. Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений, поступков, борьбы. В то время как Эсхил старался обнаружить в человеческом поведении действие высших сил и человек у него является зачастую лишь ареной столкновения богов, герои Софокла чаще всего действуют вполне самостоятельно, сами определяют свое поведение по отношению к другим людям. Действие высших сил проявляются в естественном ходе вещей, которое содержит в себе оправдание или осуждение выбранной человеком линии поведения. Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не с судьбой рода.

    Софокл был убежден в существовании справедливых, но требовательных богов. Хотя боги – это фон, на котором разворачивается самостоятельная деятельность человека, в отличие от Эсхила. Человек поставлен в центр драматургического действия. Софокла волнуют судьбы индивида, а не рода. Герой Софокла принимает решения, отвечает за поступки. Но над ним довлеют высшие силы, он ограничен в своих знаниях. Человек руководствуется в поступках нормами морали.

    Боги не являются участниками действий. Божественным прорицаниям помогает исполняться деятельность человека. Мойра – это «жребий», участь. Это не метафизический рок. Герои стремятся понять предначертанное. В героях выражено нравственное начало, это нормативные герои, они такие, какими должны быть. Они предъявляют себе высочайшие моральные требования.

    В трагедии «Аякс» главный герой оказывается в позорной ситуации из-за проклятия Афины. Но он не ищет себе оправдания. Единственный путь восстановления утраченной чести – самоубийство. Впервые в мировой литературе появляется мотив самоубийства. В четырех трагедиях Софокла 6 случаев самоубийства.

    Трагедии Софокла несут огромную напряженность действия. Софокл часто прибегает к контрастному противопоставлению своих героев. Одним из способов противопоставления служит «состязание в речах»: действующие лица обмениваются речами, в которых высказываются противоположные точки зрения. (в «Антигоне» - между Креонтом и Антигоной, в «Царе Эдипе» - между Эдипом и Тиресием).
    «Антигона»

    Хотя в этой трагедии те же герои, что и в «Царе Эдипе» и «Эдипе в Колоне», это не трилогия.

    Софокл часто возвращается к мифу об Эдипе. Но трагедии различаются по времени написания.

    Постановка «Антигоны» состоялась в марте 422г. до н.э. Протагонист играл Антигону, Тересию, Эвридику. Девтерогонист играл стража, вестника. Тривтерогонист играл Креонта..

    Антигона – героиня трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида. Ее история была известна и постоянно воспроизводилась в театре.

    У Софокла миф изложен иначе, чем в традиции. Существует много версий мифа о погребении Полиника, много разночтений. Во всех версиях фиванцы отказались выдать тела родным. В греческой культуре не было традиции не отдавать тело.

    Антигона – идеал самоотверженной любви к родителям. В трагедии Софокла миф о ней отличается от классического. Антигона предпочитает смерть повиновению царю, что в итоге привело к признанию Креонтом своего ничтожества.

    Антигона по Софоклу – очень молодая девушка. Она обручена, но не в браке, т.е. ей около 12-13 лет, поэтому ее поведение казалось грекам дерзким, неслыханным. Считается, что афинский зритель в начале представления вряд ли сочувствует ей.

    В трагедии доводы обоих героев кажутся одинаково справедливы. Антигона излагает свою позицию в прологе, Креонт – в 1 схене. Гневная реакция царя объясняется тем, что Креонт увидел в запретном погребении руку политического противника. При личной встрече выявляется уязвимость позиций Креонта. С точки зрения правовых норм Креон не мог запрещать погребение. Это также противоречит религиознам, нравственным нормам, т.е. запрет Креонта является беспрецедентным. Этот запрет не может быть отождествлен с волей государства, это произвол, и он встречает единодушное осуждение. Об этом говорит хор, Игемон, Тересий, устами которых вещают сами боги.

    Несправедливость позиций Креонта очевидна. На это указывают и слова, которые Софокл называет «закон»: «nomos» - нравственная категория, «kerygma» - указ, приказ, распоряжение. Антигона подразумевает под законом незыблемую нравстенную категорию. Спор идет не о правах семьи и государства, а о понимании закона: должен ли он соответствовать вечным установлениям богов или может основываться на воле единичного субъекта.

    Стороны конфликта: божественный, естественный закон и индивид, который представляет государство. Креонт и Антигона представляют собой две стороны протагоровского тезиса о том, что человек – мера всех вещей: Креонт все мерит своим произволом, Антигона – нравственным законом.

    Креонт терпит моральный крах, но Антигону нельзя считать победителем. Количественно роль Антигоны в 2 раза меньше, чем роль Креонта (всего 200 стихов).

    В трагедии ее отношения ограничиваются диалогом с Исменой и с хором. В эмоциональном плане наиболее впечатляющими оказываются не события, на которые она шла сознательно, а ее одиночество: сестра отказывается от поддержки, хор молчит. В сцене шествия на казнь она чувствует себя одинокой и покинутой всеми. При ее первом появлении она готова умереть за погребение. При последнем звучат мотивы неизведанного счастья. Это занимает важнейшее место в структуре трагедии: ее действия лишаются налета аскетизма, она предстает в жалобах живым человеком, который не хочет умирать, не познав радости. Трагичность состоит и в том, что она не получила подтверждения своей правоты.

    Софокл не стремится к выявлению индивидуальных черт. Человек – это прежде всего выбор и ответственность, а не набор психических черт. Антигона оплакивает долю каждой девушки. Но обобщенный герой оказывается в исключительной ситуации.

    Созданию ситуации Софокл подчиняет всю композицию и структуру трагедии, а также роль хора.

    Самосознание личности и присвоение себе права судить вытекает из стремлений индивида.

    Гибель Антигоны утверждает мировую справедливость.



    1. «Эдип-царь» Софокла как трагедия человеческого знания.

    В «Царе Эдипе» деятельность главного героя проходит под знаком неустанного стремления к истине, какой бы она не оказалась безжалостной, и все поведение Эдипа проникнуто нескончаемым ее поиском. В трагедии Софокла никакой роли не играет рок, никто не стремится вступать с ним в борьбу.

    Именно в процессе расследования смещаются цели Эдипа. Сначала он ищет причину моровой язвы, затем – убийцу прежнего царя. Эдип расследует свое рождение, и на этом пути ему приходится неоднократно преодолевать сопротивление людей.

    Софокл показывает человека «каким он должен быть», т.е. идущего до конца к однажды намеченной цели, невзирая на все опасности, угрожающие его благополучию и самому существованию. Судьбе Эдипа находится присущая познанию трагическая двусмысленность: проникая в глубины жизни, оно разрушает ее непосредственную данность, губит спокойную простоту «наличного бытия».

    Софокл изображает человека, по неведению совершившего страшные преступления и не только не уклоняющегося от публичного саморазоблачения, но и творящего суд над самим собой, осуждая себя на самоослепление, исходя не из субъективного намерения, а из объективного результата.

    Трагедия Эдипа коренится в ограниченности, экзистенциально присущей самому человеческому знанию: все разумные меры, предпринятые его родителями в прошлом и им самим в настоящем, приводит к прямо противоположному результату.

    «Царь Эдип» потому является образцом трагедии, что в непримиримый конфликт вовлечены могучие силы, одинаково правые в своих притязаниях. Общественная нравственность не смогла бы смириться с безнаказанностью вольного или невольного отцеубийцы, взошедшего на ложе своей матери, и мир «вышел бы из колеи», если бы преступление осталось безнаказанным, - в этом отношении правда находится на стороне дельфийского оракула, давшего своим приказом изгнать из фиванской земли убийцу Лая первый толчок трагическому анализу, который разворачивается в «Царе Эдипе».

    Человеческая личность, находящая в себе силы пойти на смертные муки ради служения своему призванию и долгу, - таким видел свой идеал Софокл, создавая образы Антигоны и Эдипа. Героическая индивидуальность и разумный, но непознанный универсум – эти две силы пришли в столкновение в софокловской трагедии.

    Характерная черта трагедии – стремление поэта к обобщенной нормативности героя, непреклонного в достижении поставленной цели. Софокла не привлекает процесс выбора решения (за одним исключением). Герои проявляются в тот момент, когда сложившаяся ситуация властно диктует им одну, единственно возможную линию поведения.

    Так царь Эдип сначала озабочен выяснением причин моровой язвы и, узнав их, принимает энергичные меры, чтобы парализовать неведомого преступника. Затем он с той же одержимостью сам ищет след «древнего злодейства», который приводит его к неизбежному самопознанию, - здесь, несмотря на усилия Иокасты и старого пастуха, Эдип доводит расследование до трагического конца. Раскрывая личность героев в самый значительный момент их жизни, Софокл, однако, не уделяет внимания их чисто индивидуальным чертам. Любой царь, узнав об опасности, грозящей государству, примет меры к ее предотвращению, но далеко не всякий царь окажется тем виновником, которого он ищет.

    Каждый сюжет, заимствованный из мифа Софокл умеет обогатить такой «подробностью», которая необыкновенно расширяет возможности для создания необычной ситуации и для проявления в ней всех качеств героя. Жизненное кредо героя раскрывается в драме в монологах, построение которых и даже объем могут многое о них сказать.



    1. Религиозные воззрения Софокла. Нормативный герой Софокла (Эдип, Антигона).

    По характеру своего государственного устройства Афины в середине Vв. были наиболее передовым из греческих полисов. Бесчисленное количество праздников в Афинах были связаны с почитанием какого-либо божества – Зевса, Посейдона, Афины, Апполона, Деметры, Диониса. Но при этом очень интенсивная публичная жизнь афинян делала невозможной постоянную оглядку на авторитет богов и старые нравственные нормы.

    Мифологическая ситуация допускала наполнение актуальным идейным содержанием и от драматурга требовались ответы на новые этические вопросы. Существует ли божественное управление миром, и какими нормами оно руководствуется? Как получается, что разумные жизненные планы постигает неудача? Как соотносятся требования общественного целого с интересами отдельно взятой личности?

    В афинской демократии возник тезис, сформулированный Протагором – «Человек есть мера всех вещей»,т.е. в меру своего разумения он судит об окружающей действительности и принимает решение.

    Убеждение в благостном покровительстве богов и стремление заручиться их поддержкой, с одной стороны, и необходимость принимать под свою ответственность собственное решение, отстаивать его – с другой, таково было первое противоречие в общественном сознании афинян.

    Боязнь вызвать зависть и гнев богов, убеждение в необходимости их почитать и ублажать – с одной стороны, и полное безразличие к их существованию, опора на собственные интеллектуальные возможности, рациональное мышление, - с другой, - таково было второе противоречие в афинской демократии.

    Уважение к полисной морали и вместе с тем вера в человека и его умственные и нравственные силы – основные черты мировоззрения Софокла.

    Как и Эсхил, Софокл был убежден в существовании справедливых, хотя и требовательных богов, но божественное управление миром представлялось ему фоном, на котором разворачивается самостоятельная деятельность человека. В «Царе Эдипе» деятельность главного героя проходит под знаком неустанного стремления к истине, какой бы она не оказалась безжалостной, и все поведение Эдипа проникнуто нескончаемым ее поиском. В трагедии Софокла никакой роли не играет рок, никто не стремится вступать с ним в борьбу.


    1. Творчество Еврипида. Трагедия «Медея»: специфика трагической картины мира, новаторство Еврипида.

    Еврипид – драматург, который отразил кризис афинской демократии, хотя он был младше Софокла всего на 12 лет. Кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых основ и путей мировоззрения нашли в трагедиях Еврипида очень яркое отражение.

    В афинских богах афинская демократия видела незыблемых покровителей. Но афинская демократия привела также к новым чертам мироощущения – критическое исследование действительности, самостоятельное мышление. Образовалась школа софистов. Раньше судьба индивида рассматривалась в связи с судьбой коллектива полиса. Теперь, с началом Пелопонесской войны (431—404 до н. э.), поведение человека утратило объективную основу, человек выходит на первый план, он – мера всех вещей.

    Эта смена основ мировоззрения глубоко отражена в творчестве Еврипида. От первого этапа его творчества не сохранилось произведений (с 455г. до н.э.). Первая дошедшая до нас трагедия – «Алкеста» (438г. до н.э.).

    Сохранилось 16 трагедий Еврипида, охватывающих период Пелопонесской войны. В них отразились характерные для его времени проблемы. В них воплощены глубокие размышления, редко оканчивающиеся обретением истины. Его называли «философом на сцене».

    Еврипид редко занимал первые места, всего 4 раза. Понимания у современников он не нашел. Круг его тем – троянский и фиванский циклы, поход Аргонавтов.

    Еврипид иначе осмысляет миф и по-другому понимает смысл существования. Критика мифологической системы, начтая ионийскими философами, находит в лице Еврипида последователя. В то время как Эсхил и Софокл смягчали или устраняли грубые черты мифологического предания, Еврипид часто подчеркивает эти черты. Он вырабатывает необычный принцип изображения человека, вырабатывает новые средства. Его творчеством завершается существование аттической трагедии.

    Еврипиду чужды монументальные образы Софокла, высоко вознесенные над обыденным уровнем, как воплощение общеобязательных норм: он воплощает людей с индивидуальными влечениями и порывами, страстями и внутренней борьбой. Софокл определял своих героев как людей, «какими они должны быть», а героев Еврипида такими, «каковы они на самом деле».

    Нормативность идеала в драме Еврипида приходит в столкновение с истинным благородством, и это ставит под сомнение существование этических норм. Теперь человек должен искать нравственные критерии в себе самом и перед индивидом возникают непреодолимые трудности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта