Главная страница
Навигация по странице:

  • Племенная (территориальная) классификация

  • Жанровая классификация Декламационная лирика. Песенная лирика. Декламационная лирика

  • Билеты античная литра. Билеты, античная литература (1 семестр). Литература Древней Греции общая характеристика, периодизация


    Скачать 458.57 Kb.
    НазваниеЛитература Древней Греции общая характеристика, периодизация
    АнкорБилеты античная литра
    Дата11.03.2021
    Размер458.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты, античная литература (1 семестр).docx
    ТипЛитература
    #183612
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Историческая (или хронологическая) классификация

    1. От 648 года до нашей эры (самая ранняя зафиксированная по солнечному затмению дата) до начала VI века.

    В этот период создавали свои произведения Архилох, Мимнерм, Алкей, Сапфо, Алкман, Каллин, Тиртей, Семонид Аморгосский, Стесихор, Арион, Солон.

    1. VI век – «век тиранов».

    В этот период писали Анакреонт, Симонид Кеосский, Гиппонакт Клазоменский, Ксенофан, Парменид. Сюда же относятся первые выступления Пиндара.

    1. Первая половина V века – развитие хоровой мелики.

    Симонид Кеосский (его относят к обоим периодам), Пиндар, Вакхилид, Феогнид Мегарский.

    1. Вторая половина V – первая половина IV века.

    Тимофей Милетский.

    • Племенная (территориальная) классификация

    1. Ионийская лирика (элегии и ямб)

    2. Эолийская лирика. К ней относятся Алкей и Сапфо.

    3. Дорийская лирика (хоровая). Пиндар, Вакхилид.

    4. Сицилийская лирика. Творчество поэтов при дворе тиранов на острове Сициллия.

    5. Странствующие поэты. Например, Ивик, Анакреонт.

    • Жанровая классификация

    1. Декламационная лирика.

    2. Песенная лирика.

    Декламационная лирика

    Греческая лирическая поэзия своими корнями уходит в устное народное творчество. Она связана с любовными, свадебными и застольными песнями, обрядовыми прославлениями и гимнами, погребальными заплачками.

    Главные жанры - элегия и ямб.

    Название элегии произошло от названия тростника. Она исполнялась под аккомпанемент духового инструмента, и рано потеряла связь с музыкой, возможно, произошла от заплачки на похоронах (это причитание). Элегия исполнялась на пирах, народных сходках. Иногда содержала призыв. Пример - элегия Солона «Саламин». Внешним признаком элегии, который отличал ее от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гекзаметра со стихом несколько иной структуры, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие). При этом элегия по содержанию могла быть различной, например, общественной, личностно настроенной, дидактической.

    К элегии примыкает эпиграмма – более емкий жанр. Она писалась элегическим двустишием.

    Ямб восходит к насмешливым и обличительным песням на земледельческих праздниках, в нем отразилась стихия разгула, брани и злословия. Он воспринимался как жанр, близкий к народной речи. Ямбический размер – трёхмерная стопа, состоящая из двух слогов. Наиболее употреблявшийся ямбический размер – триметр. Ямб исполнялся без аккомпанемента. Для него характерно чередование длинных и коротких стихов.

    Также существовала эпитафия, которая писалась гекзаметром или элегическим дистихом.
    Мелика

    1. Сольная (монодийная). Лесбосские поэты (Алкей и Сапфо), сицилийские поэты, странствующий поэт Анакреонт.

    2. Хоровая. Алкман, аттический мелос, общегреческая лирика – Симонид Кеосский, Пиндар, Вакхилид.

    Мелические произведения – песни, но ноты к ним не сохранились. Этот жанр уходил корнями в первобытно-общинную эпоху и обслуживал определённую общественную группу. Прикрепление мелики к какому-либо коллективу остаётся её постоянным признаком. Литературная мелика сохраняет связь с фольклорной основой. Существовали застольные песни (сколии), свадебные (эпиталамии или гименеи), похоронные (френы), в честь богов (гимны), песни исцеления (пеаны), дифирамб – гимн Дионису, парфений – гимн Афине.


    1. Творчество Архилоха: жанровый состав, проблематика, поэтика.

    Архилох жил между 689 – 640 гг. Его творчество было популярно в античности. До нас дошло около 200 фрагментов его стихотворений. Архилох сочинял элегии, гимны, басни, эпиграммы, но он более известен как создатель ямбической поэзии. Она использовалась в личной полемике и писалась двусложными размерами: ямбом, трохеем, спондеем. Архилох родился на острове Парос. Вплоть до последнего времени считалось, что Архилох был вольноотпущенником, сыном рабыни и знатного человека и наёмником, сражавшимся на острове Парос и во Фракии. Сейчас нельзя говорить о том, что он был наёмником. Он сражался как представитель полисной общины. Его этика – антиэпичность и антигомеричность, идеалы – идеалы общины, которые неизвестны героическому эпосу. Раннегреческая лирика мыслилась в рамках общественного коллектива (фиас, гетерия, апелла). Точно такой же группой было общество колонистов, к которому принадлежал Архилох.

    В своём творчестве Архилох отказывается от шкалы ценностей родовой аристократии. Он обращается к безземельным переселенцам, которые ищут кусок земли. С новыми обстоятельствами складывается и новое мировоззрение. Нестабильность общественных отношений эпохи колонизаторов противостоит стабильности героического века. Возникает интерес к жизни индивида, его внутреннему миру. В творчестве Архилоха подчеркивается субъективное «Я», и трудно отличить лирического героя от самого поэта. Однако такая субъективность относительна, ведь поэт – выразитель идей коллектива.

    Несомненна роль Архилоха в обновлении художественных средств. В стихотворении «Я служитель царя Эниалия» Архилох пишет о том, что соединяет в себе войну и поэзию.

    В своих произведениях он руководитель и наставник своих сограждан, особенно в элегиях. Стихотворения Архилоха дидактичны, хотя в них изображаются личные чувства и переживания поэта. В храмовой легенде рассказывается, что Архилох стал по-новому петь старые песни и ввёл новый культ бога Диониса. Граждане воспротивились, за что были наказаны Дионисом. Тогда граждане приняли новаторство и восславили Архилоха. В творчестве Архилоха время меняется вместе с человеком. Архилох знает, что невзгоды подавляют человека, меняют его. Архилох сомневается в гомеровской чести, оспаривает её, отстаивает индивидуальность. Гомеровская лексика приобретает иной контекст. «Необходимое бегство не несёт людям позора» - Архилох убеждает, что в трудных боевых действиях лучше убежать и спастись, чтобы потом защищать общину. У него появляется мотив брошенного щита. «Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный», - пишет он. Поэзия Архилоха преодолевает дистанцию между слушателем и героем, нарочито подчёркивая субъективный момент, авторское отношение. Тема дружбы чередуется с темой вражды. Больше всего Архилох ненавидит бывших друзей, посвящает им порицания.

    Отличительная черта Архилоха – его активное вторжение в жизнь. Эта особенность – личная ответственность поэта. Взлёты и падения в личной жизни Архилох типизирует, демонстрируя образцы поведения для себя и для слушателей. Жизнь представляется ему в течении удач и неудач. У Архилоха есть идея человеческой беспомощности перед миром. В обращении к себе Архилох продолжает эпическую традицию внутреннего монолога. Но Архилох не ограничивается приказом – он утешает, ободряет свой дух. Глаголы в его стихах повелительного наклонения. У Архилоха происходит самосознание своего переживания, внутреннего ощущения. Тема любви не занимает особого места в творчестве Архилоха. В ряде отрывков он признаётся в любви к прекрасной Необуле. Отвергнутый ею, получивший отказ от отца Необулы в свадьбе, он пишет про неё с жестокой насмешкой. (По легенде Ликамб, ее отец, тоже поносимый поэтом, и сама Необула покончили с собой. Эта легенда – проявление веры в силу слова). Обличительная поэзия Архилоха «таила в себе жало змеи и яд пчелы». Известны басни Архилоха, например, самая древняя из басен, «О лисице и орле».

    Архилох стоит у истоков европейской лирики. Его нововведения использовали многие поэты.


    1. Греческая монодийная мелика (Сапфо, Алкей, Анакреонт).

    Алкей и Сапфо жили в VI веке до н.э. и происходили из аристократических семей острова Лесбос – музыкального и литературного центра эолийских поэтов. Их творчество высоко ценилось в античном мире. Произведения Сапфо были изданы в девяти папирусных книгах, Алкея – в десяти. Их творчество было известно в Римской империи. До нас дошло по 400 строк от каждого поэта.

    Сапфо и Алкей исполняли свои произведения в фиасе и гетерии соответственно. Эти объединения берут своё начало в родовом строе. По мере формирования классовых обществ возрастные границы начали стираться. Мужчины составляли замкнутое объединение и жили вне семьи. Гетерия жила политической борьбой, а фиас – женскими заботами. Гетерии покровительствовал Зевс, Аполлон, Гермес, Дионис, а фиасу – Афродита, Гера. В Греции не существовало жречества как сословия, монополизирующего общение с богами, и каждый гражданин полиса мог принести жертву богу. Фиас существовал в дорийских и эолийских областях Греции, где положение женщины было свободней, где она могла появляться вне дома.

    Коллектив Сапфо был посвящён Афродите и Музам. Основная тематика песен Сапфо – общение с подругами, свадьбы, праздники. Политическая жизнь не интересовала Сапфо, но она была в изгнании, когда к власти пришёл враждебный ей род. Уже в V веке начинаются намеки на сомнительную нравственность Сапфо в отношении воспитанниц. Но, скорее всего, они не имели реального обоснования, так как школа этой поэтессы была широко известна, к ней отправляли девушек со всей Греции, и развратное поведение Сапфо недопустимо. Существовала также легенда о несчастной влюбленности поэтессы в Фаона и ее самоубийстве, но она тоже является вымыслом. Сапфо вышла замуж за богатого и знатного человека и дожила до старости.

    Отец Сапфо – богатый гражданин Митилены, мать рано умерла. В фрагменте 50 ею вводится ставшая известной античная формула kalos kagathos (прекрасный и благородный) (Калокагатия), характеризующая человека, принадлежащего знати и являющегося аристократом генетически и качественно. Сохранились сведения о братьях Сапфо. Старший влюбился в гетеру и спустил на нее все состояние, Сапфо очень беспокоилась о нем.

    По легенде, Сапфо изобрела фектиду (вид арфы) и миксолидийский лад в трагедиях.

    Сапфо писала, что ее жизнь посвящена музам, дом – их святилище.

    Поэтика произведений Сапфо:

    Часто у Сапфо начало и конец стихотворения – обращение к богам. Призываются женские божества: Гера, Афродита, Музы, Хариты, а также Эрос. Другие боги Сапфо не близки.

    Любовь и поэзия – два начала, которым служит Сапфо.

    Важно отметить, что призывы к богам не речевой оборот, Сапфо верит в возможность эпифании – явления божества смертному.

    Центральная часть гимна – биография божества. «Гимн Афродите» - призыв, цель которого – исполнение желания. Ритуальный характер носит начальная строка («дочь Зевса», «бессмертная»). Подчёркивается могущество божества: внутренняя рама – могущество, внешняя – её качества и свойства. Древние греки искренне верили в возможность общения человека и бога, но бог не мог появляться в истинном обличье. Афродита могла явиться, например, в виде стаи голубей (это связанные с ее культом птицы). Эта иллюзия подкрепляется актуализацией предыдущего свидания с богиней. Речь идёт не только о лейтмотиве. Сапфо соблюдает ещё одно условие призывной песни: если бог однажды оказал благодеяние, он окажет его вновь. Отсюда в завершающей строфе призыв повторяется. Рамочная композиция известна ещё эпосу. Вся структура динамично устремлена от начала до конца.

    Культ Афродиты носил эротическую окраску. Обязательным элементом почитания Афродиты являлось любовное томление. У Сапфо присутствуют внешние симптомы, как у Гомера, но она характеризуют любовную страсть, а не страх или гнев. Например, у лирической героини пропадает голос, она становится зеленее травы. С другой стороны, Сапфо описывает и внутренние переживания. Также она употребляет нанизывающий стиль: яркая картина создаётся накоплением коротких фраз, определения сведены к минимуму. Исход драматического действия один – страсть губит того, кто испытывает её. У Сапфо любовь теряет однозначную привлекательность, становится «горько-сладким неодолимым чудовищем», «потрясает душу как бурный ветер, обрушивающийся на дубы». Преобладает неразделённая любовь, ревность, страдания.

    Кроме любовных песен, Сапфо известна своими эпиталамиями. Эти песни охватывали различные моменты греческого свадебного обряда; в сохранившихся отрывках мы находим прощание невесты с девичеством, состязание между хором юношей и хором девушек, песни и шутки перед брачным покоем. По стилю эпиталамии Сапфо чрезвычайно напоминают народные свадебные песни и богато расцвечены сравнениями фольклорного типа. Пример эпиталамии – «Эй, потолок поднимайте, о Гименей!»

    По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Так называемая «сапфическая» строфа представляет собой лишь один из образцов этой богатой строфики.

    Творчество Алкея формируется в рамках гетерии. Алкей живёт политикой. В начале VI века Лесбос представлял собой разделённый противоречиями полис. Вначале Алкей в союзе с Питтаком боролся против тирана Мирсила. Однако когда Питтак стал правителем («примирителем») на 10 лет, Алкей выступил против, используя фольклорное поругание, гиперболизацию пороков, бранные стихотворения. Он называл Питтака «завсегдатаем пьяных притонов» и призывал соратников к борьбе, хотя собственная гетерия казалась ему «кораблём, застигнутым бурей в открытом море». Эта метафора перешла в мировую поэзию. Забвение от неудач Алкей находит в вине и общении с друзьями. Древние говорили, что «для Алкея любой повод – повод выпить». Он написал много пиршественных песен. Ему приписывается афоризм «истина в вине».

    Анакреонт (572/569 – 487/484 гг.) относится к странствующим поэтам. Он родился на острове Самос. Темы его поэзии – любовь, эротика, меланхолия. Анакреонт – символ изящного эротизма. Анакреонт в основном известен через своих подражателей. До нас дошёл сборник стихов в стиле Анакреонта, относящийся к поздней античности.

    Анакреонт – поэт редкого жизнелюбия, выражающий общегреческое мировоззрение – мир прекрасен. Анакреонт до старости славил чувственные удовольствия. Предмет любовной лирики Анакреонта – преимущественно гетеры. Долгое время Анакреонт жил в Афинах, культурном центре Греции. Концепция любви у Анакреонта – наслаждение, лёгкое, светлое чувство. Эрот Анакреонта – шаловливый мальчик, играющий человеческими судьбами в кости. Причем если объект страсти не отвечает взаимностью, поэт легко находит другую подругу. Сходные мотивы позднее встречаются у Горация. Имена юношей и мальчиков, к которым обращается Анакреонт, сохранились, девушек нет.

    В поздней лирике Анакреонт шутит над своей старостью. Любовь у него неотделима от вина, пиров, музыки, вписана в стиль придворной жизни. Однако Анакреонт не теряет голову от вина и любви, предлагает не напиваться, а чинно славить Вакха. Простота и ясность восприятия мира отличает Анакреонта от Алкея и Сапфо. Его лирический герой легкомысленный, но его принципы подчёркиваются мыслью о неизбежном конце. Анакреонт не раскрывает тему войны, она ему чужда, он считает, что жизнь дана для удовольствия и воспевает красоту юношей и девушек. В мировой и русской литературе темы Анакреонта нашли своё продолжение.



    1. Греческая хоровая мелика. Творчество Пиндара: особенности жанра, проблематики и поэтики.

    Из всех видов греческой лирики хоровая песня сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом, потребности которых она главным образом и обслуживала. В своих фольклорных формах хоровая песня существовала, разумеется, повсеместно, но особенно культивировалась она в тех государствах, где у власти удержалась землевладельческая знать. Культовая поэзия служила здесь орудием пропаганды аристократической идеологии, получившей в это время новое оформление в религии Аполлона Дельфийского.

    В силу своего культового и обрядового характера хоровая лирика более архаична по способу своего исполнения, чем монодическая мелика или элегия. Слово остается связанным не только с музыкой, но и с ритмическими телодвижениями; песня исполняется традиционным обрядовым хором, который поет и вместе с тем пляшет. Во главе хора стоит предводитель; половозрастной состав хора и характер пляски очень часто уже предопределены культовым заданием, так как хоровая песня исполняется лишь по определенному поводу, в связи с каким-либо празднеством или обрядовым действием.

    Жанры хоровой лирики делились на две группы: в честь богов (гимны, пеаны (в честь Аполлона), дифирамбы (в честь Диониса), просодии (в честь Аполлона и Артемиды), парфении (в честь Артемиды)) и в честь людей (гипорхемы (песни-пляски), энкомии (хвалебная песнь), френы (исполнялись на похоронах), эпиникии (в честь победителей на спортивных состязаниях)).

    Пиндар (около 518 — 442 гг.) – последний и самый выдающийся певец греческой аристократии. Пиндар был уроженцем Фив и происходил из знатного рода; с юных лет он был тесно связан с Дельфами, и дельфийская религия оставила очень значительные следы на всей его поэтической деятельности. Творчество Пиндара включало в себя все жанры хоровой мелики, но от его богатого наследия, обнимавшего в античных изданиях 17 книг, сохранилось 4 книги эпиникиев, в общей сложности 45 стихотворений. Это прославления победителей в играх в Олимпии, в Дельфах (пифийские игры), на Истме (около Коринфа) и в Немее (в северо-восточном Пелопоннесе), а также в областных и местных играх.

    Причина интереса Пиндара к общегреческим состязаниям заключается в особом отношении древних греков к таким мероприятиям. Греческие состязания должны были выявить не того, кто лучше всех в данном спортивном искусстве, а того, кто лучше всех вообще - того, кто осенен божественной милостью. Спортивная победа - лишь одно из возможных проявлений этой божественной милости; спортивные состязания - лишь испытание, проверка обладания этой божественной милостью. Исход состязаний позволял судить, чье дело боги считают правым, чье нет. Именно поэтому Пиндар всегда прославляет не победу, а победителя; для описания доблести своего героя, его рода и города он не жалеет слов, а описанию спортивной борьбы, доставившей ему победу, обычно не уделяет ни малейшего внимания.

    Эпоха, предшествующая эпохе Пиндара – эпоха эпоса, ориентированного на прошлое, представляющее собой цепь сбывшихся предсказаний, где от действий героя уже ничего не зависит. А эпоха Пиндара это эпоха лирики, полной ощущения решимости к действию, исход которого лежит в неизвестном будущем и создающей атмосферу тревожной ответственности. Это уже взгляд на события не «издали», а «изблизи», это внимание не к целому, а к частному, к отдельным аспектам мира.

    Внимание к частному проявлял и Пиндар, страстно прославлявший каждую победу на состязаниях. При этом для Пиндара все, что есть, то заслуженно и истинно. Мерило всякого достоинства – успех, ведь он – знак воли богов. Слагаемые успехи Пиндар перечисляет несколько раз: во-первых, это «порода» предков победителя, во-вторых, это его собственные усилия - траты и труд, и только в-третьих - это воля богов, даровавшая ему победу. Но фактически первые из этих элементов также сводятся к последнему: «порода» есть не что иное как ряд актов божественной милости по отношению к предкам победителя, «траты» есть результат богатства, тоже ниспосланного богами, а «труд» без милости богов никому не в прок.

    Пиндар стремится вписать частное событие в общий ход событий, и использует для этого мифы. Он проводит параллели между победами современников и мифическими победами в прошлом по метафорическим (Так, эффектная ода Гиерону, Пиф. 1, построена на двух метафорах, одна из них - явная: больной, но могучий Гиерон уподобляется больному, но роковому для врага Филоктету; другая - скрытая: победы Гиерона над варварами-карфагенянами уподобляются победе Зевса над гигантом Тифоном) и метонимическим (по месту состязаний (так введены олимпийские мифы о Пелопе и Геракле (Ол. 1, 3, 10)), по роду победителя (миф о Диоскурах в Нем. 10), но чаще всего - от родины победителя и ее мифологического прошлого) моделям.

    Миф у Пиндара рассказывался ради конкретного современного события, в нем интересны не все подробности, а только те, которые ассоциируются с событием, которому посвящено произведение, это мгновенные вспышки, отдельные эпизоды. Предполагается, что достаточно мимолетного намека, чтобы в сознании слушателя встали все мифологические ассоциации, необходимые поэту. Мои примеры ниже.

    Пиндар твердо убежден во всемогуществе, всеведении и нравственном совершенстве богов. Там, где традиционная мифология оказывалась в противоречии с позднейшими моральными представлениями и богам приписывались безнравственные поступки, Пиндар без колебания «исправляет» мифы. Вместе с дельфийской религией он подчеркивает ограниченность человеческих возможностей и призывает соблюдать во всем «меру». «Чрезмерность» — гибельна: «смертному приличествует смертное». Предел человеческого счастья — богатство, соединенное с «доблестью». Способность развить в себе качества, которые составляют доблесть, присуща знатному от рождения. Тот же, кто обладает только «знанием» без наследственных качеств, не способен достигнуть полноценной «доблести».

    Миф - главное средство утверждения события в оде; поэтому чаще всего он занимает главную, серединную часть оды. В таком случае ода приобретает трехчастное симметричное строение: экспозиция с констатацией события, миф с его осмыслением и воззвание к богам с молитвой, чтобы такое осмысление оказалось верным и прочным. Экспозиция включала похвалу играм, атлету, его родичам, его городу; здесь обычно перечислялись прежние победы героя и его родичей, а если победитель был мальчиком, сюда же добавлялась похвала его тренеру. Мифологическая часть образно объясняла, что одержанная победа не случайна, а представляет собой закономерное выражение давно известной милости богов к носителям подобной доблести или к обитателям данного города. Заключительная часть призывала богов не отказывать в этой милости и впредь. Почти все оды Пиндара написаны повторяющими друг друга строфическими триадами (числом от 1 до 13), а каждая триада состоит из строфы, антистрофы и эпода; это двухстепенное членение хорошо улавливается слухом.

    Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора. Пиндар стремится максимально повысить выразительную энергию стиха. Каждое слово полновесно, все второстепенное, неяркое отбрасывается; поэт как бы скользит по вершинам мыслей и образов, опуская соединительные звенья. Хвалебный гимн, по его собственным словам, перелетает, «подобно пчеле», с одной темы на другую.

    Пиндар и Вакхилид — последние выдающиеся мастера эпиникия, связанного с аристократической культурой и постепенно терявшего свою актуальность.



    1. Древнегреческий театр и драматургия: фольклорные истоки, основные жанры, их особенности.

    Вопрос о происхождении жанров является наиболее сложным в античной литературе. Раскопки обнаруживают маски времен Крито-Микенской культуры (Х в. до н.э.). Зачатки драмы содержались в фольклоре и поэзии. Но истоки драмы нельзя искать в эпосе.

    Огромное значение при рассмотрении драмы играют подражательные (мимические) игры, связанные с первобытными магическими представлениями о том, что разыгрывание какого-либо действия способствует его реальному осуществлению. Наличие обрядовых мимических игр установлено у всех народов; игры часто представляли собой сложное массовое действо, развернутую обрядовую драму.

    Характерной чертой обрядовой драмы является ряжение, надевание маски бога демона, мертвеца, духа (предка) или зверя: человек, надевающий маску получает свойства изображаемого существа. На основе таких масок вырастают различные примитивные формы театра.

    Мимические игра с ряжением играет большую роль в земледельческих культах и входит в состав празднеств плодородия, обычно приуроченных к какому-либо поворотному пункту года (солнцестояние, жатва). При переходе от одного годового цикла к другому разыгрывают «смерть» старого и «рождение» нового, победу «молодого» над «старым»; скорбь сменяется ликованием. Характерные черты празднеств – обжорство, половая разнузданность, сквернословие как магические средства обеспечения урожая, плодородия, сытого года.

    Образцом греческого культового действа может служить священная игра во время мистерий (таинств, доступных лишь посвященным), справлявшихся в Элевсине, около Афин. Здесь изображалось похищение Персефоны Аидом, блуждания Деметры. Игра повторялась каждый год. В облике Персефоны, умирающего и воскресающего божества, символически изображается смена времен года.

    Драма гораздо древнее, чем она получила государственное установление (Платон «Минос»). Наиболее ранние свидетельства об установлении драмы находятся в «Поэтике» Аристотеля (IV гл.), но александрийские ученые имели другую точку зрения на этот вопрос, хотя она не противоречила аристотелевской. Согласно Аристотелю, трагедия возникла от зачинателей дифирамбов на представлениях сатиров. Речь из шутовской позднее стала серьезной.

    Аттическая трагедия в ее трех основных ответвлениях – трагедия, комедия, драма сатиров – развилась в рамках культа бога Диониса, как одна из составных частей его празднеств. Дионис – вегетативный бог, бог природы, виноделия. Это поздний бог. Культ Диониса вобрал в себя элементы других обрядов (мистерии). Установление культа Диониса относится к периоду правления Писистрата (ок. 529г. до.н.э.). Дионис воплощал представления о зимнем умирании и воскрешении. Ритуал его носил космический характер и проходил в день весеннего равноденствия. Постепенно Дионис приобретал черты зооморфного существа. Его спутниками были сатиры, селены.

    Греческий фольклор не исчерпывался формами обрядовой игры, рядом с ней имелись зачатки бытовых представлений (основы комедии).

    Трагедия и комедия в своем развитом виде сделались важнейшим орудием для постановки проблем, волновавших афинскую демократию. Драма сатиров не играла самостоятельной роли и являлась дополнением к постановке трагедии. Трагедия получила литературное развитие раньше комедии и в течении всего Vв. до н.э. оставалась важнейшей формой античной драмы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта