Билеты античная литра. Билеты, античная литература (1 семестр). Литература Древней Греции общая характеристика, периодизация
Скачать 458.57 Kb.
|
Трагедия. Трагедия – песнь козла, т.к. изначально являла собой представление сатиров. С середины VIв. в трагедию стали проникать другие темы. Праздник «Великие Дионисии» был утвержден афинским тираном Писистратом. Диониса изображал житель, восседавший на телеге carrus navalis. Праздник проходил в марте. Ранняя аттическая трагедия конца VI-начала V вв. до н.э. не была драмой, а являлась одним из ответвлений хоровой лирики, отличаясь двумя особенностями: 1.кроме хора выступал актер, который обменивался репликами с хором 2.хор изображал группу лиц, поставленных в сюжетную связь с теми, кого изображал актер. Партии актера были поначалу незначительны, но он выступал носителем динамики игры. Рост социального значения отдельной личности в жизни полиса и интерес к ее художественному изображению приводят к тому, что возрастает значение актера, роль хора уменьшается. Но сохраняется двусоставность, наличие партий хора и партий актера. Сюжеты брались из мифа, но в редких случаях сочинялись и на собственные темы. Основным содержанием трагедии являлось изображение какого-либо «страдания». Начиная с VI в до н.э. за трагедией следовала драма сатиров – комическая пьеса на мифологический сюжет, в которой хор состоял из сатиров. Во время представления надевались специальные платья и маски. Маска уже не имела магического значения. Система масок была подробно разработана. Окраской, выражением бровей и лба, формой и цветом маска характеризовала пол, возраст, общественное положение, нравственные качества и душевное состояние изображаемого. Актер в разные выходы надевал различные маски. Неподвижность лица компенсировалась богатством и выразительностью телодвижений и декламационным искусством. 596 г. до н.э. – первая постановка драмы Фестидом. Интерес к проблемам «страдания» и его связи с человеческим поведением был порожден религиозными и этическими исканиями VIв., отражавшими становление античного рабовладельческого общества и государства, новые связи между людьми, новую фазу в отношениях общества и индивида. Тираны выдвигали религию Диониса в противовес аристократическим культам. При переосмыслении греческих мифов на первый план выдвигались не эпические подвиги и аристократическая доблесть, а страдания. Этим путем миф становился выразителем нового мироощущения и из него извлекался материал для актуальных проблем VIв. Трагедия возникла в ответ на эти общественные запросы. В V в. до н.э государством устанавливается новый порядок постановки драмы. Это было состязание трех авторов, каждый из которых представлял три трагедии и драму сатиров. На комедийных состязаниях от поэтов требовалась одна пьеса. Поэты, желавшие принять участие в драматическом состязании, обращались к архонту – члену правительства. Этим путем осуществлялся и идеологический контроль над пьесами. После выбора трех поэтов каждому назначался хорег – человек, бравший на себя почетную обязанность оплачивать постановку. Победа в состязании присуждалась совокупно хорегу и поэту. Хорег назначал хор и первого актера – протогониста (второй актер – дефтерогонист, третий – тритогонист). Постановление комиссии публиковалось на мраморной доске – дидаскалии. Эсхил сделал решающий шаг для преобразования драмы в действие: он ввел второго актера. Эсхил перенес на диалог содержательный и формальный центр, сократил партию хора, хотя он сохранял важное значение. Софокл ввел третьего актера, перенес на диалог основную нагрузку. Тетралогия – группа из четырех трагедий, которые могут быть связаны единым сюжетом или нет (тетралогии Софокла, Еврипида). Трагедия тесно связана с лирикой. Она совмещала черты декламации, пения, актерской игры и т.д. Структура аттической трагедии. -пролог – приход хора; хор вступал с двух сторон в маршевом ритме и исполнял песню; -парод – прибытие хора; -эписодии – приход новых актеров; -стасимы – стоячие песни, хоровые партии; стасимы чередуются эписодиями; -эксод – заключительная часть, в конце которой актеры и хор покидали место игры Песни в пароде и стасимах носят симметричный характер, делятся на строфы и антистрофы. Хоровым партиям может предшествовать вступление корифея – предводителя хора. После третьего стасима наступала развязка. Коммос– совместное выступление хора и актеров. Комедия. Комедия произошла из фаллических песен, которые исполнялись на процессиях в честь Диониса. Они связаны с культом оплодотворения земли, носили веселый, вольный, непристойный характер. Трагедии ставились в марте на Великие Дионисии, затем шли комедии. В конце января на Ленеях главное место отводилось комедии. Летом повторялись ранее поставленные трагедии. Официальное признание в Афинах комедия получила позже, чем трагедия. Существует две версии происхождения названия комедии: -комос – толпа гуляк, распевающих песни -комос – деревня, жители которой высмеивали своих земляков Комедия была полна буффонады, гротеска, она уносила в мир фантастики. Комедия была частью культа. Архаические и грубые игры праздненств плодородия сочетается в аттической комедии с постановкой сложных социальных и культурных проблем. Афинская демократия подняла карнавальную вольность до ступени серьезной общественной критики. Актер комедии одет в постоянный костюм с толстым брюхом и задом и кожаным фаллом, а также в карикатурную маску, которая менялась в зависимости от изображаемых профессий и лиц. Сатировская драма Основоположником сатировской драмы стчитался Пратик. Ее содержание напоминало о сатировском прошлом и возвращало в атмосферу праздника. Особенности сатировской драмы: Несамостоятельный характер жанра в классический период Сохранение архаических черт обрядовой игры. Устройство театра. Орхестра – площадка для выступления Театр – места зрителей Схена – помещение для переодевания, позднее стала фоном для игры (изображала храм или дворец) Параскении – флигели, боковые пристройки Проскении – колоннада, часть декораций Эккиклема – площадка, выдвигающаяся из сцены В скене были разные механизмы, помогавшие сценическому действию (эккиклемы, проскении). Театр вмещал около 15 тысяч зрителей. В театр допускались даже женщины. На первых рядах сидели богатые граждане. Творчество Эсхила. Трилогия «Орестея»: проблематика и поэтика. Творчество Эсхила охватывает первую половину V в. до н.э. – период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисов, среди которых особенно выделялись Афины. В этот период складываются принципы античного гуманизма: утверждаются достоинства и красота человека, красота хоть идеализированная, но земная. Греко-персидские воины (499 г. — 449 г. до н. э.) – борьба наемников и свободных граждан, осознающих свое достоинство. Сознание величия своего коллектива, победившего внешнего врага, важно для греков в V в до н.э. Эта идея пронизывает всю культуру. В эту эпоху происходит становление трагедии как жанра. Трагедия обращена ко всему коллективу афинских граждан. Трагедия ставит актуальные вопросы. Она ставит проблему ответственности личности за свободно принятое решение. Основная тема и черта трагедии – демократичность. Эсхила еще в Древней Греции называли отцом трагедии. Он родился в 525 г.до н.э. в Элевсине и происходил из старинного аристократического землевладельческого рода. В юности Эсхил был свидетелем свержения тирании и установления демократического строя. Он принимал участие в важнейших сражениях Греко-Персидских войн и считал это своими важнейшими достижениями, не считая победы в поэтических состязаниях. 500 г. до н.э. – первое выступление Эсхила 484 г.до н.э. – первая победа Эсхила В последующие годы Эсхил побеждал еще 12 раз. В 470-60е гг был самым популярным в Афинах трагическим поэтом. 468 г до н.э. – Софокл победил Эсхила, но потом Эсхил выступил с тетралогией «Орестея» и завоевал первое место. Всего Эсхил написал около 80 драматических произведений, из которых до нас дошли только 7. Они все объединялись в тетралогии. Трагедии ставились и после смерти Эсхила, что было редкостью. «Просительницы» «Персы» «Семеро против Фив» «Прометей Прикованный» «Орестея»: «Агамемнон» «Хоэфоры» «Эвмениды» Также сохранилось несколько сотен фрагментов разной величины. Для Эсхила характерно мифологически-образное мышление. Он верит в могущество богов, от которых зависит судьба человека. Его мировоззрение предстает в развитии в процессе создания новой модели мира, подчиненной действию объективного, имманентно присущего миру нравственного закона. Вопрос состоял в том, какие принципы лежат в основе отношения богов к людям. В «Илиаде» такое отношение названо «этическая беспроблемность богов, т.к. боги не стремятся блюсти справедливость. В творчестве Гесиода боги становятся блюстителями нравственности и справедливости, однако это касается только сферы суда. Люди искали критерии основания божественной справедливости. Эсхил открывается в человеческом деянии диалектику взаимоотношений человека с миром во всей ее сложности и противоречивости. В мире Эсхила действует множество богов. Они не могут не называться. Существуют верховные конкретные боги – члены олимпийского пантеона – Зевс, Гера, Афина, Артемида, Арес. Герой ощущает непосредственную близость божества. Греки были убеждены в материальной заинтересованности божества – богам выгодно защищать город, где их чтут. Наделение божества нравственными функциями делает ничем не обусловленный произвол среди богов божественной справедливостью, и она становится нормой человеческого существования. Через осмысление божества как отвлеченной категории, которая управляет миром, отображается религиозное мировоззрение Эсхила. Справедливое воздаяние отображается в образе Зевса – это объективные силы, лежащие в основе мироздания. Несомненна тенденция Эсхила в пантеистическом восприятии мира. В судьбе героев «Орестеи» проявляется полное отождествление божественной воли и справедливости. Зевс сохраняет ряд конкретных антропоморфных признаков. Герои «Прометея Прикованного» не имеют ничего общего с отвлеченными этическими категориями. Герои выступают как обобщенные типы, отличающиеся своим отношением к людям. Эсхил проводит объективные поиски, которые объясняют существование человека. Материалом для творчества Эсхила служат не только мифы, но и героические сказания. Заимствуя сюжеты из эпоса, Эсхил не только драматизирует сказания, но и переосмысляет их, пронизывает своей проблематикой. Аристотель в 4 главе «Поэтики» перечисляет новшества Эсхила: «первый увеличил количество актеров с одного до двух, уменьшил партии хора и передал первенство диалогу». Таким образом, трагедия перестала быть отраслью мимической хоровой лирики и стала превращаться в драму. Благодаря введению второго актера появилось самостоятельное действующее лицо, носитель внутреннего конфликта, связанного с выбором поведения. Система двух актеров позволила противопоставить борющиеся силы, характеризовать одно действующее лицо через другое. Особенности композиции и драматический конфликт в творчестве Эсхила. Для архаической композиционной техники характерно трехчастное деление; рамочная композиция; система мотивов и лейтмотивов. Лейтмотивы могут охватывать все произведение. Эсхил использует эти приемы, подчиняя их новым требованиям. Композицию ранних трагедий Эсхила характеризуют как фротонную. В «Орестее» фротон изнутри. Хоровая партия занимает центральную часть структурно и идейно. Также трагедия обрамляется двумя хоровыми партиями. Замкнутость помогает преодолеть система лейтмотивов и лексические скрепы – это новый прием, с помощью которого части объединяются. В «Агамемноне» сохраняется симметричное деление, но отсутствует хоровой финал. Идейная сторона содержится не в стасимах, а в диалогических частях второй половины. В трагедиях «Хоэфоры» и «Эвмениды» происходит полный отказ от фротонной композиции. Возникает подобие интриги с участием хора. Эпизоды теперь присоединяются друг к другу не посредством формальных скреп, а сюжетной логикой действий. В «Эвменидах» хор получает наибольшую активность. Ближе к концу трилогии хор и актеры ведут действие к развязке. Преодоление фротонной композиции связано с тем, что носителями идей становятся герои, а не хор. «Эвмениды» называют диптихом. Содержание последних стихов – конфликт между поколениями богов. В «Прометее» очевидно влияние фротонной композиции и симметрии. На первый план выдвигается единый герой. Архаическая симметрия сдает свои позиции. Это связано со стремлением Эсхила показать индивидуального героя во всей его противоречивости. При этом каждая из мыслей автора выражается лексически одинаково. Трилогия «Орестея» «Орестея» - единственная дошедшая до нас трилогия. Это позднее творение Эсхила. Оно поставлено в 458г. до н.э. Заметно возросшее искусство развития действия, создание характеров, ведение хоровых партий и т.д. «Орестея» гораздо сложнее прежних трагедий: в ней использован третий актер, введенный молодым соперником Эсхила Софоклом. В основе трагедии – миф о походе Агамемнона под Трою и его возвращении. Этот миф восходит к микенским временам. Судьба Агамемнона – часть сказаний о роде Пелопса, навлекшего на себя проклятие, которое обрушивается затем на потомков. Родовое проклятие осмысляет институт родовой мести. (Дельфийская религия боролась с этим явлением. Она восприняла миф об Атрее, но придала ему другую концовку: Орест подвергается ритуальному очищению от Апполона). Эсхила не удовлетворяла такая концовка. Он оставляет месть, но решает ее иначе. Но проблематика «Орестеи» шире, чем проблема родовой мести. Его точка зрения – точка зрения афинского патриота. Действие трилогии берет начало от событий конца Троянской войны. «Агамемнон» В «Агамемноне» с самого начала подготавливается кульминация. Нагнетание ситуации происходит за счет мотивов надвигающейся беды, намеков на нее уже в прологе и монологе стража. Каждая новая радостная весть о возвращении Агамемнона усиливает нарастание тревоги. Двусмысленные речи и намеки Клитемнестры способствуют этому. Клитемнестра характеризуется как «женщина с мужским умом», и это плохо. Корифей еще не знает причины радости, почему запылали алтари. Смысл пророчества в его двойственности: два орла убивают беременную зайчиху. Знамение сулит победу ахейцам, но предсказывают кровавую тризну. Хор поет о знамениях, сопутствующих началу похода под Трою. Хор молится Артемиде так, будто еще не знает о жертве, потребованной ей. Далее вспоминает об этой жертве. В этой жертве также подчеркивается диалектика противоположностей. Хор состоит из аргосских старцев. Он не является рупором идей автора, не обладает избыточным знанием, не знает, что произошло на войне. Хор – это один из героев, представитель коллективного мнения. Главный прием в пароде – антитеза, нагнетание тягостного настроения. В трагедии важно избыточное знание зрителей. Интрига состоит не в сюжете, а в мотивировке действий – как и почему произойдет убийство. В последних стихах парода трагическая ирония. Главный герой произносит слова, не понимая их трагического смысла, но о нем знают зрители. 1 эписодий: один актер и предводитель хора. Клитемнестра характеризует себя как разумную и твердую в решениях. В 1 эписодии появляется стихомифия – особый диалог, отмеченный драматизмом, состоящий из коротких реплик героя и хора. Два монолога Клитемнестры важны и характеризуют ее и ее замыслы, но они также необходимы для развития действия. 1 монолог: Клитемнестра показывает себя умной женщиной, объясняя принцип действия вестового огня. Хор удивлен. 2 диалог: предполагаемая картина захвата Трои. Впервые появляется трагическая ирония: слова Клитемнестры в конце монолога двусмысленны («да сбудется то, о чем мечтаю я»). Эта двусмысленность ясна зрителям, но не хору. Хор второй раз сравнивает Клитемнестру с «умным мужем». 1 стасим: хор поет о преступлении Париса. К его поступку применяется термин «юбрис».(дерзость, нечестие). Его преступление наказано – свидетельство действенности неотвратимости наказания. Здесь рассуждается о страсти, аффекте, которые вредят рассудку. 2 эписодий: аргосцы в лице корифея сомневаются в надежности вести. Здесь снова возникает стихомифия, корифей что-то не договаривает. Вестник вспоминает о тяготах войны и надеется, что несчастия кончились. Далее следует монолог Клитемнестры, который выдает ее лицемерие. О нем догадывается хор и знают зрители. Клитемнестра не выслушивает вестника, а сама его наставляет – «женщина с мужским умом». 2 стасим: Елена сравнивается с пленом. Здесь рассуждается о браке Елены с Парисом, о том, что преступления приносят новые преступления и миром правит правда. 3 эисодий – важнейший; появление Агамемнона. Здесь важнейший монолог Клитемнестры, в котором она славит Агамемнона и уговаривает его пойти по пурпурной дорожке – знак усиления трагичности. Агамемнон удивлен такими почестями и отказываетс, но Клитемнестра решительна. Эписодий оканчивается ее мольбой к Зевсу. 4 эписодий – центральный в идейном отношении и большой по объему. Атмосфера достигает наивысшего напряжения в сцене видения пророчицы Кассандры. Здесь содержится кульминация и развязка конфликта. Затем выходит Клитемнестра с трупом и оправдывает/обосновывает убийство. 4 стасим – хор и Клитемнест. В эксоде появляется Эгисф и он показан как правитель-тиран. Хор и корифей обзывают Эгисфа. Таким образом, подготовка кульминации и развязки создана не поступками, а настроением. |