Главная страница
Навигация по странице:

  • Периодизация: Архаичный период

  • Классический (аттичний) период.

  • Эллинистичний период

  • Период греческой литературы эпохи римского господства

  • Во-вторых

  • Мировосприятие и религия.

  • Доолимпийский хтонический период

  • Билеты античная литра. Билеты, античная литература (1 семестр). Литература Древней Греции общая характеристика, периодизация


    Скачать 458.57 Kb.
    НазваниеЛитература Древней Греции общая характеристика, периодизация
    АнкорБилеты античная литра
    Дата11.03.2021
    Размер458.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты, античная литература (1 семестр).docx
    ТипЛитература
    #183612
    страница1 из 20
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Перечень контрольных вопросов по курсу:

    1. Литература Древней Греции: общая характеристика, периодизация.

    Античная литература является самой давней европейской литературой, потому она влияет на всю другую литературу.

    Античная литература - первая ступень в культурном развитии мира, потому она и влияет на всю мировую культуру.

    Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения. Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным» путём; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы.

    В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, — все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

    Периодизация:

    • Архаичный период (7 век до нашей эры - 5 век до нашей эры). Характерно: острота в социальном отношении, потому что идет разрушение родового общества и становление полисов. В обществе во главе стоял царь, потом родовая знать, в полисе происхождения не мало значения. Ницше называет этот период трагическим.

    Развивается устное народное творчество, но в греческой мифологии отсутствуют сказки. Из греческих сказок к нам дошла только одна, да и о ней ведутся споры, не была ли она более поздней вставкой. Она дошла до нас в составе «Метаморфоз» Апулея - «Сказка об амуре и Психею». В греческом искусстве сказку вытесняет миф, у него наиболее значимая роль. Также развивается басня, которая охватывает огромный конгломерат. Эзоп - родоначальник басен, он выходец из Малой Азии. Появляются эпические, архаичные, героические поэмы, с которых до нас дошли только гомеровские. О другие мы можем судить только из отрывков. На смену Гомеру приходит дидактичный эпос Гесиода, который желает удержать старые моральные нормы. В этот же период появляется и архаичная лирика.

    • Классический (аттичний) период. В это время центр культурной жизни находится в Афинах. После Греко-перской войны началось развитие Афин, которые вскоре стало примером для всей Греции. Развивается театр драматургии, считается, что театр всегда развивается в трагическую эпоху. Сначала появляется трагедия, потом комедия. Развивается лирика и ораторское искусство, риторика. В четвертом веке начинает развиваться проза. Сначала появляется историческая проза, потом философская.

    • Эллинистичний период (с 4 века до нашей эры по 1 век к нашей эре). В этот период Греция завоевывается сначала Филиппом, потом Александром Македонским. Полисная система отжила себя.

    У Александра есть большая идея - нести греческую культуру варварам. Появляется понятие «космополит». Потом Александр понимает, что греческая культура - не единственная в мире. Эллинизм - симбиоз греческой и других культур. Культурный центр переносится в Египет, в Александрию. Там возникает гуманитарная наука.

    Характерное пристальное внимание к человеку. Развиваются малые жанры лирики, например, эпиграмма. Теряет значение высокая комедия, появляется новоаттичная комедия о семье, о доме. В самом конце периода появляется греческая повесть или греческий роман.

    • Период греческой литературы эпохи римского господства (1 век к нашей эре - 476 год нашей эры). Пример: Апулей «Золотой осел (Метаморфозы)». Развивается историческое знание, например, «Жизнеописания» Плутарха.




    1. Основные черты мифологического сознания как типа мировосприятия древних греков.

    Во-первых, античная культура отличается космологичностью. Космос противостоит Хаосу своим совершенством и упорядоченностью, своей красотой. Сама по себе красота заключена в природе, поэтому подражать ей следовало всем без исключения художникам. Так складывались эстетические категории, тесно связанные между собой, исходящие из космологичности мышления и пронизывающие всю античную культуру, все искусство: красота, гармония, мера.

    Красота, согласно Аристотелю, объективно существует в настоящем мире. Красота в понимании древних греков есть соразмерность, органичность, гармоничность.

    Мера — исходный принцип существования чего-либо определённого. По словам Демокрита, «прекрасное есть надлежащая мера во всем». Понятие меры должно быть присуще не только людям, занимающимся искусством, но и политикам и философам.

    Как основная черта бытия особо выделялось понятие гармонии как выражения чувства меры, единства в многообразии, как «внутренняя природа вещей». Мера есть наивысшее выражение гармонии. Образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония общества и человека.

    Во-вторых, античную культуру объединял антропоцентризм. Лучшее определение антропоцентризма заключено в словах Протагора: «Человек есть центр всей Вселенной и мера всех вещей». Космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком. Сопоставление макрокосма — Вселенной и микрокосма — человека предполагало гармонию существования. Поэтому для древнегреческой культуры был свойственен поиск «пропорции связи вещей», математических законов красоты и гармонии, поиск идеала человеческого тела и духа. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате чего выявились идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры, установлены правила пропорционального соотношения его частей. Предполагается, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет. Тело, прекрасное само по себе, было лишь частью гармонической личности. Идеал, к которому должен был стремиться каждый гражданин полиса, — калокагатия. Прекрасный и хороший человек соединяет в себе красоту безупречного тела и нравственное совершенство. Это положение определяет «телесный» характер культуры Древней Греции. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой, т. е. достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием, воспитанием.

    Культ тела определялся и более прагматическими причинами: ловкость, сила были необходимы для защитника отечества, т. е. для военных целей.

    Соотнесение природных объектов с человеческим телом определило отношение греков к земной жизни: любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения. Культ тела повлиял на совершенно особенное отношение к наготе, а само тело стало мерилом всех форм греческой культуры: философия, математика, скульптура и архитектура, поэзия и драма, даже риторика определяли человека своим критерием.

    В-третьих, общим в культуре античной Греции была состязательность. Эта черта была порождена полисным характером культуры. Состязательность характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания спортивные, конные, художественные — поэтические и музыкальные, состязания философов и т. п.

    Агон (состязание, борьба) олицетворял характерную черту свободного грека, гражданина полиса: его личные заслуги и качества проявлялись только тогда, когда выражали идеи и ценности городского коллектива.

    Состязательный характер античной культуры проявляется и в таких ее чертах, как праздничность, зрелищность, красочность. Праздники сопровождали все состязания и сельскохозяйственные работы и являлись неотъемлемой частью социальной жизни древних греков.

    Мировосприятие и религия.

    Мир — «космос» — понимался древними греками как одушевлённое, прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. Основу мировосприятия составляла мифология, которая прошла длительный путь развития. На ранних стадиях развития греческая мифология характеризовалась стихийными, уродливыми формами, т.е. имела черты ярко выраженного хтонизма (земля, которая, по мифологическим воззрениям, порождала все эти чудовища). В раннем периоде ещё не было определённой иерархии богов, существовало множество местных богов, которые почитались в отдельных общинах и не имели всеобщего значения. Наивысший расцвет древнегреческой мифологии относится ко II тыс. до н.э., когда окончательно оформился олимпийский пантеон богов. По мифологии, боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами.

    Боги распоряжались всеми сферами: небом, землёй, морем, подземным царством. По древнегреческой мифологии боги научили людей земледелию и виноделию, кузнечному и ткацкому делу, судостроению и мореплаванию, счёту и письму, гимнастике и искусствам. Верховным богом был Зевс — «отец людей и богов», властитель неба, грома и молнии. Каждое олимпийское божество обладало своей строго определённой функцией: Артемида — богиня охоты, Афина — богиня справедливой войны и мудрости, Афродита — богиня любви и красоты, Гермес — бог торговли, Гефест — бог огня и кузнечного мастерства, Аполлон — бог света и водитель девяти муз-покровительниц искусств и наук: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии и др. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Дионис покровительствовал виноградарству и виноделию, Деметра — земледелию, Гермес — торговле, Гефест — покровитель ремесленников и т.д. Кроме мифов о богах и начале мира, у древних греков были распространены мифы о героях (подвиги Геракла, Персея и др.).

    Для олимпийской мифологии характерен антропоморфизм. Мир богов был подобен миру людей, а мотивы их поступков были подобны человеческим. Но боги отличались от людей бессмертием и силой. Греки, в отличие от древневосточных народов, изображали своих богов не просто антропоморфными, но и без природных «изъянов», наделённых красотой. Отношение греков к своим богам — это скорей восхищение, чем преклонение. Посредствующим звеном между богами и людьми выступали герои — идеалы античности. Древнегреческая мифология сыграла исключительную роль в античной культуре. Параллельно с развитием греческой мифологии развивается и формируется греческая религия (политеизм), т.е. вера в сверхъестественную силу богов, закреплённая системой культов и обрядов. Богам (кроме Ареса — бога разрушительной войны) возводили храмы. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую — внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя бога-покровителя полиса, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Каждый храм обслуживался одним жрецом, который избирался народным собранием. Главной обязанностью жрецов было совершение обрядов жертвоприношения в храмах.


    1. Древнегреческая мифология: основные периоды развития.

    Доолимпийский хтонический период развития закладывает самые основы греческой мифологии, которые не дошли даже до VI века до н.э. Он делится на два этапа, первый из которых – фетишизм. Так как это самый древний этап формирования и развития мифологии, то время не оставило от первоначального образования следов в современной мифологии. Древние греки того времени не разделяли сущность предмета, его идею от его самого, то есть фетиш от его идеи. Они видели во всем окружающем мире магическую силу и считали ее тождественной тому, в чем она живет. На фетишей переносились социальные функции общинно-родовой формации, создавая между фетишами определенные иерархическо-родственные связи. Как уже было сказано, демоническое существо (т. е. магическая сила), живущее в предмете, никак не отделяли от самого предмета, и поклонялись ему. Например, Зевс первоначально был каменной пирамидой, которой поклонялись в городе Сикионе (Пелопоннес), а на Ликейской горе в Аркадии – колонной. А Геру в Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на острове Самос – в виде доски. Фетишизм этих богов указывает на их исключительную древность и глубокие корни.

    По мере развития производящего хозяйства греки начали интересоваться вопросами производства вещей и их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда-то в мифологии появилось понятие разделения идеи фетиша от его самого. Магическая сила, которая ранее была слепой и беспорядочной, теперь стала приобретать черты – каждый магический сосуд и его наполнитель теперь стали разными вещами. Ранее сущность погибала при уничтожении предмета, в котором обитала, но теперь она могла самостоятельно отделяться от него и жить долгое время после его уничтожения. Тогда-то и совершился переход ко второму этапу в хтоническом периоде – анимизму (anima – душа, animus – дух). Он характерен ускоренным развитием демонизма в мифологических пластах – появление демона как самостоятельного существа стало своеобразной революцией в развитии. Магические артефакты – дома демонов – представляли огромную ценность и представляют ее и поныне. Но сила древнегреческих демонов все еще была беспорядочна. Тератологические мифы повествуют о страшных существах, символизирующих силы земли, таких, как Тифон, Тартар, титаны, эринии, циклопы, гекатонхейры, Цербер. В мифах того времени также часто присутствует миксантропия, т. е. соединение черт человека и животного. Яркий пример тому – кентавры, Сфинкс, сирены, дриады. Все это показывает, что греки тогда еще не избавились от представления себя как неотъемлемой части природы, сохраняли нецивилизованное сознание. Обобщение тератологии и миксантропии в результате дало образ праматери-земли, Великой богини-матери, что имело значение в этот и в эллинистическо-римский период, когда происходило возрождение архаики.

    Следующий период в развитии – героический. Он также разделяется на два этапа – ранний героизм и поздний героизм, различия в которых не столь явственны, чем между фетишизмом и анимизмом, но все же не менее заметны. Ранний героизм связан с переходом к патриархату в истории Греции. Именно во время этого этапа закладывается первая ступень развития героики – появляются герои, которые расправляются с чудовищами, спасая народ от опасных созданий. Происходит символическая победа человека над природой – раньше природные силы были непобедимы и имели неоспоримую власть, и было выгодно быть их частью. Теперь же, когда стены города давали надежную защиту, человек мог больше не бояться природы и хищных животных и жить отдельно. Появляются вторичные обители для духов – святилища и храмы. Небо отождествляется с Олимпом, горой выше облаков, на которой живут боги. Совершаются подвиги многими мифическими героями: Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище, уничтожает двух чудовищных великанов Ота и Эфиальта, Кадм побеждает дракона и создает на поле боя Фивы, Персей избавляет народ от Медузы, Беллерофонт убивает Химеру, Мелеагр – каледонского вепря. Совершает свои 12 подвигов и Геракл. Теперь беспорядочной силой богов верховодит Зевс, исправляя хаос, царивший в мифологии. Зевсу подчиняются все божества, ему подвластны жизни людей, все стихийные силы в его руках. Также во время раннего героизма утончается восприятие, исчезает дикость и чудовищность образов. Например, нереиды, океаниды, наяды, дриады и другие духи природы больше не представляются в виде ужасных природных кошмаров, карающих стихийными бедствиями, они становятся поэтичными и умиротворенными созданиями, которые просто являются частью природы. Появляются божества нового плана – оформившиеся вторичные образы Великой Богини-матери, такие, как Афродита, богиня любви и красоты, Афина – богиня мудрости и справеддивости, Гестия, богиня домашнего очага. Гера становится покровительницей брака и моногамной семьи, даже Артемида, сохранившая древние охотничьи функции, превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Раньше магическая сила, демоны и природа в целом были направлены против человека и были страшными и непонятными, недоступными пониманию, теперь же многие существа и предметы стали человекоподобными, даже человечными, созданными в помощь людям и направленными к ним. Люди научились использовать природные ресурсы, ориентироваться в природе, видеть и воспевать ее красоту. Даже Зевс, грозный владыка, молниями рассеивающий тьму ночи, могущественней которого не было, стал внимать и прислушиваться к людям и порой исполнять их желания. Нимфы стали предметом восхищения и примером красоты. Богами патриархального уклада жизни становятся Афина и Аполлон, славившиеся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Таким образом, можно заключить, что на этапе раннего героизма в людях начал развиваться эгоцентризм, и под него стала перестраиваться мифология. А появление безопасности ориентирования в природе отразилось в победах над тератологическими чудовищами.

    На этапе позднего героизма чувствуется влияние литературной обработки. Практически утрачивается страх перед богами, люди теперь даже бросают им вызов неверием, неповиновением и несогласием. Салмоней, например, и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать подобающих почестей. Диомед вступил в рукопашный бой с Аресом. Кассандра, получив от Аполлона свой дар предвидения, отвергла бога, за что была наказана. Делаются распространенными проклятия.


    1. Общая характеристика древнегреческого эпоса. Гомеровский вопрос.

    Героический древний эпос представлял собой огромное, безбрежное творчество греческого народа, где "Илиада" и "Одиссея" находились среди необозримого количества всякого рода других сказаний.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта