Главная страница
Навигация по странице:

  • «государственная доктрина»

  • «православие/соборность»

  • «приоритет национального»

  • Динамика изменения интерпретаций К-переменной «национальная идея».

  • Динамика изменения типов метафор, связанных с К-переменной «национальная идея».

  • книга. Литература по лингвистике и литературоведению


    Скачать 2.85 Mb.
    НазваниеЛитература по лингвистике и литературоведению
    Анкоркнига
    Дата16.12.2019
    Размер2.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаBaranov_A_N_Vvedenie_v_prikladnuyu_lingvistiku_2001.doc
    ТипЛитература
    #100632
    страница34 из 39
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39

    Типы понимания/интерпретации «национальной идеи». В результате изучения материала было выделено пятнадцать типов интерпретации категории «национальная идея». Приведем контексты на каждый тип интерпретации.

    «демократия»:

    (2) Всегда в России власть была далека от народа. Теперь граждане сами избирают свою власть, включая первое лицо государства. Приверженность демо­кратии и ее защита — пусть это тоже будет частью нашей национальной идеи.

    [«Российская газета») «возрождение России»

    (3) (...) предлагаемая мною формула общенациональной идеи для России выгля­дит так: «Россия — для меня, я для России» — их взаимоспасительное единство как самодостаточное условие для возрождения России (...).

    [«Российская газета»]

    7) В таблицах и графиках для изданий используются следующие сокращения: Извест. — "Известия», ЛГ — «Литературная газета», Моск. нов. — «Московские новости», НГ — «Независимая газета», Подмос. изв. — «Подмосковные известия», Рос. газ. — «Российская газета», Рос. вес. — «Российские вести».

    «государственная доктрина»

    (4) Трогательное единение политически как будто полярных сил, западников и антизападников. Чуть-чуть поработать совместно — и вот вам она, искомая национальная идея, общая государственная идеология борьба с расширением НАТО.А для граждан — всего лишь оскомина от словопрения. Почему?

    [«Известия»]

    «идеология»

    (5) Такую же неспособность демонстрирует номенклатура, сохранившая в основном командные высоты, в новых условиях, когда она уже не связана догмами коммунизма. На фоне сворачивания производства — чеченская эпопея, упомянутая забастовка шахтеров и эпидемия невыплат зарплат — служат лишними тому доказательствами. Не случайно спасение для себя и страны власть порой пытается искать на знакомых ей путях идеологии. Чего стоит, например, президентский заказ на формирование «национальной идеи!»

    [«Независимая газета»]

    «культура»

    (6) Вы ищете единую национальную идею? Внимательному читателю ее не так трудно отыскать у Льва Толстого и Федора Достоевского, у Ивана Бунина и Ивана Ильина... Ее, право же, нужно искать в великой национальной культуре, а не на политической помойке.

    [«Независимая газета»]

    «неопределенность»

    (7) Публикации в парижской «Монд», телепередачи американской ABC, и первой немецкой программы — в этих и других проявлениях профессионального журналистского интереса видится еще и стремление самим разобраться: а какой же может быть и может ли быть вообще идея для России, что представляют собой люди, ищущие ее?

    [«Российская газета»]

    «мессианство»

    (8) Российское государство формировалось вокруг Православной церкви. Во многом благодаря православию русский народ осознал свое место в мире и выработал собственную национальную идею, которую можно обозначить как мессианский экспансионизм.

    [«Российская газета»]

    «объединяющее начало»

    (9) Наши читатели живо откликнулись на предложение редакции поделиться своими соображениями о национальной идее, способной объединить общество. Каждый день пополняется редакционный портфель письмами, телефонными сообщениями, факсами.

    [«Российская газета»]

    «православие/соборность»

    (10) Поняли они также и то, что первый «нашедший», «осознавший», «раз­работавший» эту идею станет духовным вождем, предложит власти идеологию, которая заполнит идейный вакуум и вознесет нового пророка к вершинам политического Олимпа. В качестве исходного материала использовалось все многообразие российского духовного наследия, от самодержавной триады «православие,самодержавие, народность» до религиозной философии Соловьева, Бердяева и других великих русских мыслителей. Старую триаду представили в новом виде: «духов­ность, державность, народовластие». Русская идея религиозных философов стала «национальной идеей».

    [«Независимая газета»]

    «приоритет личности»

    (11) Понимание российской «национальной идеи» как защищенности частных сфер жизни граждан от государственной регламентации также было бы воспринято обшеством.

    [«Независимая газета»]

    «приоритет национального»

    (12) На рубеже веков реакцией на слабость России как нации-государства стал русский этнический национализм. Если либерально-радикальная интеллиген­ция сознательно игнорировала «русскую национальную идею», то другая часть обра­зованного общества встала на позиции русского национализма, поддержав власть, стремившуюся добиться единства общества перед угрозой растущего сепаратизма.

    [«Независимая газета»]

    «монархия»

    (13) ПРЕСТУПНО вяло общественность отреагировала на призыв прези­дента выдать через год новую национальную идею. Между тем можно обернуть все гораздо раньше срока. Учитывая неизбывную любовь народа к сильной руке, я не буду оригиналом: монархия.

    [«Независимая газета»]

    «социализм/коммунизм»

    (14) За последние 500 лет Россия пережила по крайней мере три четко сформулированные национальные идеи: «Москва — третий Рим» (инок Филофей), «Православие, Самодержавие, Народность» (министр народного просвещения князь Сергей Уваров) и «Наша цель — Коммунизм!» (слова народные). Между тем президент предложил доверенным лицам сосредоточить внимание на историчес­ком опыте XX века.

    [«Сегодня»]

    «ценность/ценности»

    (15) Там, где национальная идея пустила глубокие корни в массовом созна­нии, отлилась в сумму чтимых в народе ценностей, включая духовные, — там и глубокие общественные кризисы преодолевались цивилизованно, не вызывая катастрофических последствий.

    [«Российская газета»]

    «фашизм»

    (16) (...) лидер националистов Петербурга, издатель газеты 'Националист' и пламенный оратор Юрий Беляев должен чувствовать себя по гроб жизни обязанным советскому народу за то, что в борьбе с фашизмом победил народ, а не фашизм. Так или иначе, факт осуждения «национальной идеи» в лице лидера НРПР можно считать состоявшимся. Петербургская Фемида сочла Юрия Беляева виновным в нарушении 13-й, 19-й и 29-й статей Конституции РФ, запрещающих преследование граждан России по национальному, расовому и ре­лигиозному признакам. В приговоре указывается, что Юрий Беляев и НРПР, председателем центрального совета которой он является в настоящий момент, вели пропагандистскую работу, направленную против евреев и «лиц кавказской национальности».

    [«Сегодня»]

    «экономический фактор»

    (17) Общенациональная объединяющая идея для России такова. Первое и глав­ное — это надо решать экономические вопросы так, чтобы одни слои населения не жили за счет других.

    [«Российская газета»]

    В тех случаях, когда контекст позволял несколько смысловых интер­претаций, он дублировался в базе данных в нескольких записях с соот­ветствующим заполнением поля «значение/интерпретация». Например, контекст (17) представлен в двух различных записях со значениями «объ­единяющее начало» и «экономический фактор».

    Динамика изменения интерпретаций К-переменной «национальная идея». Из табл. 1 видно, что в контекстах концепт «национальной идеи» чаще всего оказывается неопределенным — на этот тип интерпретации при­ходится около трети всех употреблений. Объяснение этому факту лежит на поверхности: до самого последнего времени национальная идея, ско­рее, относилась к области философии, культурологии и литературоведе­ния, чем к области публичной политики. С политической точки зрения понятие «национальной идеи» пока еще не сформировано, что указывает на возможную перспективу его использования для целей идеологичес­кого конструирования. Общий мотив проанализированных публикаций можно свести к следующему: осознания национальной идеи пока нет и ее нужно найти.

    Вторая по частотности интерпретация связана с приоритетностью национального (121 контекст из более чем 800 употреблений), что впол­не понятно, поскольку этот смысловой компонент представлен в самой внутренней форме словосочетания национальная идея. Приоритетность «национальной составляющей» понимается в проанализированных кон­текстах в широком диапазоне — от чистого национализма (оцениваемого чаще всего отрицательно — см. ниже) до идеи нации в европейском понимании и возрождения России. При положительной оценке приори­тет национального часто связывается с традицией русской философии (Соловьев, Бердяев, Леонтьев, Булгаков и др.).

    На третьем месте находится интерпретация «национальной идеи» как объединяющего начала (109 контекстов). В некотором смысле это пони­мание противоположно предыдущему. Основной аргумент сторонников объединения заключается в том, что Россия многонациональна и ориен­тация на приоритет национального (русского или какого-либо другого) приведет к распаду государства. В подавляющем большинстве случаев эта интерпретация сопровождается положительной оценкой. Стремление к объединению тесно связано с идей государственности. Интерпретация

    Таблица 1

    Распределение интерпретаций К-переменной «национальная идея» по источникам

    Интерпретации

    Общее кол-во

    Век

    Рос. газ.

    Рос. вес.

    ЛГ

    Извест

    Итоги

    НГ

    Подмос. изв.

    Моск. нов.

    Сегодня

    Эксперт

    демократия

    2




    1













    1













    возрождение России

    20




    12




    1







    2

    1

    1

    1




    гос. доктрина

    98

    4

    26

    9

    5

    3

    1

    25

    2

    1

    10




    идеология

    65




    6

    8

    4

    1




    34




    2







    культура

    6




    3

    1

    1







    1













    неопределен-ность

    240

    7

    87

    13

    4

    6

    1

    68




    1

    17

    4

    мессианство

    27




    18




    1







    4







    1




    объединяющее начало

    109

    3

    50

    7

    3

    3




    32

    1




    3




    православие / соборность

    30




    11

    3










    3







    1




    приоритет личности

    9




    7













    2













    приоритет национального

    121

    6

    22

    4

    4

    12

    3

    32

    1

    11

    6




    монархия

    7




    1

    1










    1













    социализм / коммунизм

    13




    1






















    1




    ценность / ценности

    60




    29

    8

    2







    8

    1




    1

    1

    фашизм

    1




























    1




    экономический фактор

    23




    10




    1







    10







    1

    1


    «национальной идеи» как «государственной доктрины» оказывается в из­вестном смысле продолжением ее интерпретации как «объединяющего начала». Интересно, что и по частотности употребления они весьма близ­ки (на «гос. доктрину» приходится 98 употреблений). Однако оценочная составляющая у них различна — «гос. доктрина» хотя и оценивается чаще положительно, отрицательных оценок у нее довольно много (см. ниже).

    Остальные интерпретации располагаются по частотности в следую­щем порядке: идеология (65 контекстов); ценность/ценности (60 кон­текстов); православие/соборность (30 контекстов); мессианство (27 кон­текстов); экономический фактор (23 контекста); возрождение России (20 контекстов); социализм/коммунизм (13 контекстов); приоритет лич­ности (9 контекстов); монархия (7 контекстов); культура (6 контекстов); демократия (2 контекста); фашизм (1 контекст).

    Среди выделенных типов интерпретаций по значению лишь один тип не вполне соответствует «по жанру» категории «национальной идеи». Это понимание «национальной идеи» как культуры. Возможно, что про-поненты такой интерпретации сознательно осуществляли подмену одной категории другой, понимая, что они не рядоположены друг другу. Цель такой подмены достаточно очевидна — постараться привлечь внимание к тому понятию, которое более важно для автора текста в данный момент времени.

    Рассматривая частоту употребления концепта «национальной идеи» по источникам, отметим, что наиболее оживленная дискуссия по этой проблеме проводилась в «Российской газете» и «Независимой газете». В отличие от общей картины частоты распределения интерпретаций, в «Российской газете» на второе место выходит понимание «националь­ной идеи» как объединяющего начала. Кроме того, «гос. доктрина» ока­зывается на третьем месте, а «приоритет национального», занимающий второе место в общем распределении, оказывается на четвертом. По­следнее понятно, если учесть, что «объединяющее начало» по семантике тесно связано с «гос. доктриной».

    В «Независимой газете» на втором месте по частоте оказывается по­нимание «национальной идеи» как идеологии. Третье и четвертое места разделяют интерпретации «приоритет национального» и «объединяющее начало».

    Временное распределение не позволило выявить какие-то устойчи­вые тенденции, по этой причине таблицы и графики временного рас­пределения не приводятся. Можно лишь упомянуть, что пик дискуссии по национальной идее пришелся на август, сентябрь и октябрь 1996 г. Во всех этих месяцах превалирует интерпретация «неопределенность». В тройке лидеров, кроме «неопределенности», чаще всего оказываются интерпретации «гос. доктрина», «приоритет национального», «объединя­ющее начало».

    Динамика изменения типов метафор, связанных с К-переменной «национальная идея». Политическая метафорика является важным параметром исследования политического дискурса. По отношению к концепту «на­циональная идея» было выделено тринадцать различных метафоричес­ких моделей. Количественная оценка, конечно, весьма приблизительна прежде всего потому, что выделенные метафоры различны по степени абстракции, ср., например, метафору СТЕРЖНЯ и метафору МЕХА­НИЗМА. Тем не менее и в таком варианте количественный анализ весьма показателен — см. табл. 2 и график к ней.

    Наиболее частотной оказалась метафора ПЕРСОНИФИКАЦИИ — понимание «национальной идеи» как одушевленной сущности:

    (18) (...) я поддерживаю «обращение к общественности» А.Яковлева и его идею для России. Вместо очередного эксперимента над людьми я призываю коммунистов всех мастей к покаянию перед народом за все деяния кровавых утопистов, за фабеж и ликвидацию (уничтожение) миллионов крестьянских душ. Во имя восстановления исторической правды и социальной справедливости. Во имя возрождения или рождения новой объединяющей национальной идеи России.

    [«Российская газета»]

    Ничего удивительного в высокой частотности употребления мета­форы ПЕРСОНИФИКАЦИИ по отношению к концепту национальной идеи нет, поскольку именно эта метафорическая модель и в политиче­ском дискурсе в целом является наиболее распространенной [Баранов, Караулов 1994, c.xv, xvi]. Второе место в проанализированном материале занимает метафора СТРОЕНИЯ. К этой метафоре относится широкий круг контекстов, в которых «национальная идея» интерпретируется как нечто, что следует строить, что образует фундамент, основу, базис чего-либо и т.п., ср. (19).

    (19) Мне представляется, что ближе всего к формулировке национальной идеи России в настоящее время (и надолго) подходит «Наш дом Россия». Меня не смущает, что это совпадает с названием известного общественного движения, хотя мне кажется, что основатели этого движения поставили перед собой цели чисто тактические, связанные с борьбой за власть, и недостаточно акцентировали идеологические проблемы существования и развития России.

    [«Российская газета»\

    Довольно высокая частотность использования метафоры СТРОЕ­НИЯ по отношению к «национальное идее» (второе место) — факт совсем не тривиальный. В русском политическом дискурсе эпохи перестройки и постперестроечного периода на втором месте обычно по данным из [Ба­ранов, Караулов 1994, c.xv, xvi] находится метафора ВОЙНЫ. Метафора СТРОЕНИЯ, хотя и относится к числу самых употребительных, тем не менее занимает шестое место, существенно уступая в этом отношении метафоре ВОЙНЫ.

    Третье место разделяют метафоры ВЕЩЬ (20) и РАСТЕНИЕ/ДЕРЕ­ВО (21).

    (20) «Великая американская мечта» возникла не в «коридорах власти», а в жестокой борьбе переселенцев из Старого Света за свой индивидуальный успех и понятна любому индивиду, являясь порождением опыта людей. Со­гласен с моим оппонентом, что «"национальную идею" нельзя получать из рук некомпетентных чиновников». Еще более опасно получать ее из рук главы государ­ства. Чиновник, какой бы высокий пост он ни занимал, не персонифицирует государство.

    [«Независимая газета»]

    (21) Замена понятия «народности» классовым подходом имела самые тра­гические последствия для страны. И вот что любопытно. Там, где национальная идея пустила глубокие корни в массовом сознании, отлилась в сумму чтимых в народе ценностей, включая духовные, — там и глубокие общественные кризисы преодолевались цивилизованно, не вызывая катастрофических последствий.

    {«Российская газета»]

    На четвертом месте находятся ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ метафоры, которые представлены в корпусе примеров такими вариантами, как ФИЛЬТР, ПРИЗМА (22), СКРЕПЫ (23):

    (22) Иными словами, это отдельное «произведение идеологии», стоящее несколько особняком, но при этом служащее призмой, окрашивающим фильтром:для общего комплекса идеологического строительства; для системы трансляторов (СМИ, образование, книгоиздание и пр.); для восприятия и воспроизводства практических, жизненных реалий, включая приоритетную расстановку разного рода социальных программ и проектов. Таким образом, общенациональная идея начинается как связка очень простых и понятных, по возможности лапидарных «истин» и установок, но воплощается через переориентацию практически всех основных систем духовной и практической жизнедеятельности общества.

    [«Российская газета»]

    (23) Если доверенные лица Б. Н. Ельцина найдут или придумают для Рос­сии некую «новую» идеологию, а потом постараются навязать ее обществу, перемежая архаизмы с неологизмами, она окажется не чем иным, как раз­новидностью замшелого и подновленного НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА. Нам нужны не идеологические скрепы, а развитие общественного сознания, партийного и беспартийного, религиозного и светского, оппозиционного и поддерживающего власть.

    [«Литературная газета»]

    Близкая по семантике ограничительным метафорам метафора БО­ЛЕЗНИ представлена только четырьмя контекстами употребления, ср. (24).

    (24) Сам Лебедь, не дожидаясь сеанса у психоаналитиков, обронил ключе­вую фразу о том, что ему, слава Богу, никому не нужно доказывать, что он русский. Это и так видно невооруженным глазом. Идеология любого национализма выра­стает из комплекса неполноценности. Александр Иванович вряд ли производит впечатление ущербного человека, похожего на инвалидов национальной идеи.

    [«Московские новости»]

    Прочие типы метафор представлены единичными контекстами: МА­ТЕМАТИЧЕСКАЯ метафора (2 контекста), гастрономическая метафо­ра (1 контекст), медицинская метафора (1 контекст), метафора механизма (1 контекст), организм (1 контекст), стержень (1 контекст).

    Таблица 2

    Распределение метафор, связанных с К-переменной «национальная идея», по источникам

    Метафоры

    Общее кол-во

    Век

    Рос. газ.

    Рос. вес.

    ЛГ

    Извест.

    НГ

    Подмос. изв.

    Моск. нов.

    Сегодня

    Гастроном, метаф.

    1
















    1










    Вешь

    9

    1

    2




    2




    3







    1

    Болезнь

    4
















    1




    3




    Растение/дерево

    9




    6










    2







    1

    Игра

    4
















    1




    3




    Медиц. метаф.

    1
















    1










    Ограничит, метаф.

    7




    3




    3




    1










    Персонификация

    22




    5

    4

    2




    9

    2







    Математ. метаф.

    2




    1

    1



















    Механизм

    1

























    1

    Организм

    1




    1






















    Стержень

    1




    1






















    Строение

    13




    4

    3

    1

    1

    3







    1


    Из проанализированных общедемократических изданий наиболее широко спектр метафор представлен в «Независимой газете» и «Россий­ской газете». Интересно, что если в «Независимой газете» превалирует метафора ПЕРСОНИФИКАЦИИ, то в «Российской газете» — РАСТЕ­НИЕ/ДЕРЕВО. В «Независимой газете» метафора РАСТЕНИЕ/ДЕРЕВО оказывается на четвертом месте.

    Анализ метафорических контекстов употребления понятия «нацио­нальной идеи» позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, частота использования метафор по отношению к «национальной идее» очень мала8). Это говорит об относительно слабой «дискуссионности» концепта (ср. в этой связи результаты эксперимента X. деЛандшер). Во-вторых, обращает на себя внимание набор метафорических моделей: в обще­демократической печати9) в принципе отсутствует метафора ВОЙНЫ. Имеющиеся метафоры опять-таки неконфликтны. Количество ограни­чительных метафор и метафор болезни очень мало. С другой стороны, наибольшая часть употреблений в метафорических контекстах приходится на нейтральные и позитивно оцениваемые метафоры — ПЕРСОНИФИ­КАЦИЯ, СТРОЕНИЕ, РАСТЕНИЕ/ДЕРЕВО.

    Что касается распределения на временной оси, то здесь картина оказывается сглаженной. Откровенных «пиков активности» употребле­ния политической метафорики по отношению к «национальной идее» обнаружить не удалось (по этой причине статистика по временному распределению не приводится).
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   39


    написать администратору сайта