Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы и задания

  • Рекомендуемая литература

  • Глава 6

  • М. С. Савина Пряжникова Е. Ю


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеМ. С. Савина Пряжникова Е. Ю
    Дата28.03.2023
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPryazhnikova-E.-YU.-Proforientatsiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vyi.doc
    ТипДокументы
    #1020664
    страница18 из 58
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   58

    5.5. «Кризисы разочарования»

    как возможная основа построения периодизации

    развития субъекта самоопределения

    «Кризисы разочарования» в предшествующем элитарном идее являются опорными точками ценностно-смыслового развития ли ности.

    При этом само аффективное переживание «кризиса разочарс вания» определяется степенью реалистичности данного элита| ного идеала и его соответствием нравственным установкам л\J ности. Реалистичность идеала выступает прежде всего не в объе! тивной форме, а в субъективной, позволяющей сделать его т ностно значимым (реальным) для данного человека. Также и нра ственная состоятельность идеала важна не в плане всеобщей рали (или так называемых «общечеловеческих ценностей»), а

    168

    но применительно к наличному этическому развитию данного человека, что также позволяет говорить о личностной значимости идеала.

    Кроме того, переживание «кризиса разочарования» в данном элитарном идеале определяется рассогласованием реалистично­сти и нравственной приемлемости идеала. Например, в случае вы­сокой реалистичности идеала, но его явной нравственной сомни­тельности у некоторых (совестливых) людей вполне может на­ступить разочарование в данной элитарной ориентации. В таком случае «кризис разочарования» преодолевается повышением сте­пени реалистичности и нравственной состоятельности данного или уже нового элитарного идеала, а ценностно-смысловое развитие переходит в стадию освоения нового элитарного идеала (или рас­крытия новых особенностей в старом идеале) и постепенного накопления отрицательных впечатлений об этом идеале как усло­вия последующего разочарования и поиска нового, более совер­шенного и личностно-привлекательного элитарного идеала и т.д.

    Особые проблемы в поиске (и развитии) элитарного идеала возни­кают тогда, когда ориентация и реализация нового идеала создают для человека огромные проблемы в его реальной жизни {непонимание и даже осуждение со стороны окружающих и близких людей). В од­них случаях это может стать причиной патологических нарушений личностного развития (вплоть до «расщепления личности», когда старые и новые элитарные ориентации вступают в противоречие), в других случаях — основой для действительного личностного ро­ста через выбор и преодоление противоречия между различными элитарными ориентациями.

    В наиболее сложных случаях человек вынужден вести своеоб­разную «двойную игру». Например, если он осознал личную зна­чимость для себя нового элитарного идеала, но прекрасно пони­мает, что открытая (смелая) реализация этого идеала создаст ему множество проблем, то развитие этой новой элитарной ориента­ции будет проходить скрытно, на фоне внешней реализации ста­рого (и уже несовершенного с точки зрения самого человека, но не его окружения) элитарного идеала.

    Если бы люди во всех случаях открыто заявляли свои новые эли­тарные ориентации, то многим из них вряд ли удалось бы сделать карьеру и вообще чего-то добиться в жизни. В этой связи Г. Селье с сожалением отмечает, что нередко «из вузов уходят весьма талантливые и оригинальные мыслители, не желающие или не Умеющие приспособиться к устоявшейся рутине учебного заведе­ния... но в любом случае студент, если он достаточно сильная личность, может приспособиться к своим преподавателям в той мере, в какой это необходимо, и не тратить время на роптания по поводу неизбежного... типичный "кандидат на отсев" не ленив, он просто не гибок...» (Селье Г., 1987, с. 53 — 54). Другим примером

    169

    вынужденной «двойной игры» является феномен «поведенческс го двуязычия» российской интеллигенции в годы тоталитаризма^ когда на работе говорилось одно, а дома, в кругу семьи и друзей, другое.

    Однако именно способность отстоять свое представление о до­стойной жизни, утвердить свое представление о новом элитарнол идеале часто вызывает восхищение и даже гордость у окружаю*' щих, способствуя созданию не только индивидуальных, но и об-l щих (общественных) условий для личностного развития различи ных людей.

    Это соотносится с проблемой манипуляции общественным и дивидуальным сознанием. Э. Шостром называет манипулятором че| ловека, который «превращается в вещь», обычно «очень занят и «ориентированную на рынок», а актуализатором — человека для которого характерна «личностная цельность». «Актуализатор например, свободен в том смысле, что, играя в игру жизни, осознает, что играет, — отмечает Э. Шостром. — Он понимае что иногда манипулирует, а иногда манипулируют им. Короче, < осознает манипуляцию» (Шостром Э., 1992, с. 67).

    В ситуации профессионального и личностного самоопредел« ния, связанного с выбором элитарного идеала, человек та* может избрать для себя либо вариант «манипулятора», либо вар* ант «актуализатора». В случае более сложного и достойного выбо^ (с ориентацией на «актуализацию» — по Э. Шострому) челоЕ должен именно осознавать, в каких случаях манипулиру им (например, представители элиты или псевдоэлиты и подь рывающие им средства формирования массового сознания), а| каких случаях он сам превращается в манипулятора.

    Все это определяет сложнейшие проблемы, возникающие пер профконсультантом, пытающимся помочь человеку в наибол! полноценной профессионализации и построении своей карьер! Поэтому одной из задач профессионального консультирован^ становится формирование готовности самоопределяющегося ловека к разумным (а часто и неизбежным) компромиссам пути к своему элитарному идеалу.

    Анализ сущности элитарных ориентации позволяет выдел» их интересную особенность. Многие люди, реально оценивая ci возможности, стремятся не столько сами стать «элитой», скол! просто приблизиться к ней, почувствовать ее и рассказать о* жающим о своей сопричастности к элите. Этому феномену можно следующее объяснение. Если простой человек переход на следующий уровень социальной иерархии (попадает в элитную группу), то он неизбежно сталкивается с тем, что ме человеческие отношения для него значительно усложняются (и| вестно, что чем престижнее «тусовка», тем в большей степс проявляются в ней «волчьи законы», основанные на завис

    интригах). Попав в более престижную среду, человек, скорее все­го, вынужден будет довольствоваться довольно скромной соци­альной ролью и ему придется приложить немало усилий (в том числе и пойти на определенные внутренние компромиссы), для того чтобы занять в этой группе более привилегированное поло­жение. На это способны далеко не все (в элитных группах проис­ходит довольно жесткий «естественный отбор»).

    Многим людям гораздо проще, лишь соприкоснувшись с элит­ной группой (просто «отметившись» там), вновь вернуться в свою прежнюю, менее престижную группу и занять в ней если и не самую главную, но все равно довольно приемлемую социальную роль, постоянно напоминая всем о том, что он «принят» в более престижной «тусовке», и получать с этого определенные психо­логические дивиденды.

    Возможность стать настоящей элитой многих просто пугает. Заметим, что лица, занимающие самую высокую иерархическую ступеньку, с элитой обычно не отождествляются, поэтому мно­гие даже и помыслить себе не могут о том, чтобы достичь этой ступеньки. В качестве «нижней границы» элитарности можно на­звать откровенное слабоумие, когда вообще отсутствует претен­зия быть «лучше, чем есть сегодня». И в этом смысле (в смысле непривлекательности для большинства) верхняя иерархическая ступенька и самая нижняя как бы сливаются.

    Быть лучшим — это значит взять на себя огромную ответствен­ность и постоянно выступать образцом. Но многие люди (включая и представителей различных элит) стремятся сохранить за собой право на несовершенство (на различные слабости и пороки, от которых трудно отказаться). Хотя быть сопричастным элите очень выгодно, так как от ее имени и под ее покровительством можно решать множество вопросов житейского плана. Тем не менее че­ловек неизбежно сознательно ставит себя ниже некоего более высокого существа, под покровительством которого он действует. Для кого-то такое положение является фактом ущемления соб­ственного достоинства, а для кого-то это вполне нормальное со­стояние. Последних обычно называют «холуями», «придворными», «слугами», «шестерками» и т.п., т.е. говорят о них как о людях, не имеющих своего лица и своего мнения. И это тоже их плата за причастность к некоему кругу «избранных».

    Для построения периодизации развития элитарных ориента­ции можно взять смену «кризисов разочарования». Тогда здесь во многом можно будет опираться на известные в отечественной воз­растной психологии критерии: социальную ситуацию развития, смену ведущей деятельности и личностные новообразования (по Л.С.Выготскому, Д.Б.Эльконину и др.).

    Например, в раннем дошкольном детстве, если ребенок не ходит в детский сад, он быстро усваивает и ориентируется на


    170

    171

    образ «хорошего домашнего ребенка». Если в старшем дошкольном возрасте этого ребенка отправляют в детский сад, то он сталкива­ется с тем, что его прежний образ «хорошего мальчика» вступает в противоречие с новыми требованиями изменившейся социаль­ной ситуации и ведущей деятельности. И тогда дошкольник начи­нает все больше ориентироваться на образ «хорошего воспитан- j ника», способного радовать не только своих родителей, но и стро-; гих воспитателей, и даже своих сверстников, с которыми он иг-' рает в групповые ролевые игры. При переходе в школу вновь ме- j няются социальная ситуация и ведущая деятельность, и ребенок iвынужден «разочаровываться» в образе «хорошего детсадовского] мальчика» и быстро осваивать роль «хорошего ученика» и т.д.

    Примечательно, что такие «разочарования» нередко у самих! детей сопровождаются стремлением даже высмеивать то, что со-| всем недавно было образцом для подражания. Например, в под-i ростковом возрасте многие высмеивают или хотя бы относятся легкой иронией к образу «хорошего ученика» или «послушно* девочки». А некоторые девочки-подростки даже начинают специ-; ально изображать из себя «уже разочаровавшихся» в любви, в муж-! чинах и вообще в жизни, как бы подчеркивая свою готовност быть взрослыми (для них часто взрослый — это «уже успевши* разочароваться»).

    Исходя из этого, сами «кризисы разочарования» (как и вообщ\ возрастные кризисы) должны быть взяты под контроль. Главное это обеспечить такое развитие элитарных ориентации, которс бы не отвергало целиком предшествующий идеал (доводя его д<| полного осмеяния), а лишь постепенно показывало ребенку < ниченность этого идеала и заставляло его искать другой идеа всего лишь дополняющий прежний и в большей степени соотве ствующий изменившейся жизненной ситуации ребенка.

    Развитие элитарных ориентации зависит также от общей сощ ально-экономической и духовной ситуации в обществе. Мож* предположить, что в условиях тоталитарной (моностилистическо* культуры основные этапы развития элитарных ориентации (и ответствующие «кризисы разочарования») у большинства де окажутся почти одинаковыми, тогда как в более свободном обще стве (в условиях полистилистической культуры) у многих дет периоды развития элитарных ориентации будут достаточно вар ативны.

    Более того, в условиях полистилистической культуры возмол но сосуществование людей, для которых одни и те же «образь достойного человека будут оцениваться прямо противоположи*) кто-то воспримет такой «образ» в качестве идеала и будет к не» всячески стремиться, а для кого-то этот «образ» будет символе деградации, и человек, наоборот, будет стремиться в своем витии как можно дальше отойти от него. Примером может <

    образ человека, преуспевшего благодаря своей беспринципно­сти, — образ, на который пока еще ориентируются очень многие молодые люди, но, слава Богу, не все.

    Вопросы и задания

    1. Чем принципиально отличаются «активные» методы профконсуль-
      тирования от «неактивных»?

    2. Приведите обобщенный пример (обрисуйте возможную ситуацию)
      реализации задачи морально-эмоциональной поддержки самоопределя­
      ющегося клиента на первом уровне.


    3. Приведите обобщенный пример (обрисуйте возможную ситуацию)
      реализации задачи помощи в принятии решения на третьем уровне.

    Рекомендуемая литература

    Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личнос­ти старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 3.

    Как построить свое «Я» / Под ред. В.П.Зинченко. — М., 1991.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

    Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, 1994.

    Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д, 1996.

    Петухов В. В. Природа и культура. — М., 1996.

    Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж, 1997.

    172

    Глава 6 /

    МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

    6.1. Основные стратегии профконсультирования: приемлемые и неприемлемые подходы

    Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в| профессиональном самоопределении: диагностическую (диагно-| стико-рекомендательную) и развивающую. Однако можно пред­ставить и несколько дифференцированные направления работы] разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопуС'1 тимые, нежелательные подходы (которым уделено мало внима-f ния в профориентационной литературе).

    Допустимые стратегии.

    Тестологическая. В ее основе — стандартизированные испытан» профпригодности. Данный подход имеет как свои преимущест так и недостатки. Основные преимущества тестологического под! хода: 1) при грамотном использовании тестов (при наличии кор| ректных норм, при использовании батарей методик, при проведе нии обследования, растянутого во времени, и т.п.) можно пс чить достоверные результаты; 2) с помощью тестов легко создават видимость большой и наукообразной работы (это важно для утверл дения себя как специалиста, особенно в глазах непрофессиона лов); 3) тесты позволяют формировать у клиентов (особенно школьников) мотивацию на самопознание (например, после пр ведения даже плохих тестов школьники часто интересуются: «О жите, что у меня получилось?») и т. п. Основные недостатки тес 1) очень сложно полностью стандартизировать процедуру обслед^ вания и сами тесты (например, если кто-то в классе просто удач пошутит по поводу некоторых формулировок вопросов теста, то пс громкого хохота стандартность процедуры будет сильно нарушен и т.п.); 2) большинство профессиональных тестов просто некач<§ ственные; 3) часто тесты не позволяют учитывать меняющиеся сг собности клиента (особенно подростка), рекомендации по резул татам обследования имеют невысокую прогностичность и т. п.

    Информационно-просветительская. Главная задача здесь — оружить клиента необходимой информацией, а там уж он «с разберется». Однако в «информационную эпоху» существует ный переизбыток информации и проблема часто заключается! том, как помочь клиенту в этой многообразной и противоречш информации разобраться. А это сложно сделать без помощи щ консультанта.

    174

    Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор \и вообще самоопределение можно «рационально про­считать». Наиболее популярны сейчас разработка и использова­ние компьютерных методов при принятии решения. Это вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства. Наиболее перспективная схема «компьютер — живое общение с консультантом».

    «Глубинная», психоаналитическая стратегия. Она основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося че­ловека и направлении этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т.п.). На наш взгляд, перспективно рассмотрение такого стремления, как «элитарные ориентации» (ориентации на творчество и достоинство, с одной стороны, или же ориентация на псевдоэлиту, на внешние признаки жизненного успеха — с другой).

    «Гуманистическо-психотерапевтическая». Это стратегия базиру­ется на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи недооценивают роль социума в формировании личности, хотя самоопределяется чело­век именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых якобы «осуществился лич­ностный рост» при работе в психотерапевтических группах, часто не способны понять, что происходит в окружающем мире. Следо­вательно, им трудно самоопределиться в реальном социокультур­ном пространстве, и их жизненные и профессиональные выборы лишь частично «успешные», поскольку нередко такие люди про­сто «выпадают» из культуры, ориентируясь лишь на удовлетворе­ние своих чисто обывательских потребностей.

    Организационно-управленческая. В основе этой стратегии — ре­ально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предпри­ятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает рабо­ту конкретного профконсультанта. Даже если представить, что в современных условиях нашей страны это окажется реальностью, то следует помнить, что такая система предполагает и жесткий контроль, который часто осуществляется некомпетентными ли­цами. Важнейшим условием эффективной работы в рамках такой системы нередко становится способность консультанта писать «нужные» для проверяющих отчеты.

    « Частичные услуги». Стратегия предполагает ограниченную по­мощь: например, только профдиагностика, или только профин-Формирование, или помощь в принятии решения. Многие проф-консультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг»,

    175

    так как не всегда возможно оказать полноценную помощь ио всем важным компонентам схемы построения личной профессиональ­ной перспективы (см. 2.4).

    Идеологическая {воспитательная, мировоззренческая). В основе этой стратегии — предположение о том, что на жизненные выборы; оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. ■ Например, идея «служения царю и Отечеству» в дореволюцион- ■ ной России или идеи «индустриализации», «освоений целины»] и т. п. в советские периоды истории страны. Очень валено понять, | какие идеи господствуют в обществе сейчас (возмож/но, для ка-] ких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями»! или даже идея «поскорее и подальше уехать из этой страны», а| для каких-то людей это стремление не потерять совесть в такой! сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но| может быть именно это — самое главное в профессиональном личностном самоопределении.

    «Принудительная». Подобная стратегия — для особых случаев^ например, при выборе рода войск для призывника, при распре-| делении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор про­фессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. Пер спективным вариантом данной стратегии является пока еще ред­ко практикуемая подготовка специалистов с высшим образовани­ем из числа заключенных в колониях (правда, в основном по npoij фессиям социальной сферы). Во-первых, для многих освобождаю* щихся из мест лишения свободы это редкий шанс стать дочными членами общества (а стремление к этому есть у многих) Во-вторых, специалисты отмечают высокую мотивацию заклю^ ченных к приобретению таких профессий. К сожалению, в наше! стране средств для этого пока не хватает, и финансируют таки| рроекты зарубежные благотворительные фонды. Между тем имен! но в условиях современной России проблема заключенных явля§ ется одной их самых острых (с учетом того, что заключенных нас слишком много). На первый план в этой стратегии выход помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных даже унизительных выборах.

    Активизирующая стратегия. В ее основе лежит реальное взаи| модействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта пс строения своей жизни. Важным условием такой стратегии являе! ся активная, творческая позиция самого профконсультанта, пс скольку клиент и консультант фактически образуют единую сие тему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать един! субъектом решения профконсультационной проблемы.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   58


    написать администратору сайта