М. С. Савина Пряжникова Е. Ю
Скачать 4.4 Mb.
|
другие ядра в процессе развития (там же, с. 250). Субъектное составляет субстанциальную (самопричинную и самодействуюг. основу активности человека как субъекта психики. Субстанцш ные интуиции субъектного ядра — «изначально интегрирован* онтопсихические образования, несущие в себе "сущности! код" онтопсихических превращений индивида в направлен! достижения им подлинного человеческого бытия в мире» (г же, с. 151).5.2. Основные варианты (схемы) планирования субъектом своей карьеры ченность развивается как личность» (там же, с. 232). По мнению, В.А.Петровского, развитие личности — это становление целости ности в четырех основных формах субъектности: субъект витального отношения к миру («Природа»); субъект предметного отношен ния к миру («Предметный мир»); субъект общения («Мир людей»)! субъект самосознания («Я сам»). Человек входит во все эти «миры»] но их значимость для человека меняется на каждом этапе его pa3J вития. «Суть образовательного процесса согласно личностно-орщ ентированному подходу заключается в порождении человека кИ субъекта активности в единстве четырех ипостасей» (природь предметного мира, других людей и самого себя): обучать — — значит порождать средства освоения универсума в четырех ипоста! сях; воспитывать — приобщать к ценностям постижения и действо вания (ценности Истины, Творчества и Любви соприкасаются и четырьмя ипостасями) (там же, с. 242). Важно исследовать саг «потребность ребенка стать личностью» (там же, с. 257).связь смысла с прошлым, настоящим или будущим (М. Р. Гинз бург на этой основе выстраивает свою типологию вариантов са| моопределения личности — см.: Гинзбург М. Р., 1995); устойчивость смысла, его соотнесенность со всей жизнь»! или, наоборот, фрагментарность смысла, его соотнесенность лищ| с определенными жизненными периодами (тогда как другие пе риоды вообще могут оказаться «бессмысленными»); многоплановость смыслов, что иногда приводит к путанщ и внутреннему хаосу (личность как бы «расщепляется», мече между разными смыслами). Или же, наоборот, такая многоплане вость как бы «подстраховывает» человека: в случае невозможна сти реализовать какой-то из смыслов остается возможность лизации других смыслов; степень иерархичности (соподчиненности) смыслов и цен ностей, когда у человека есть возможность выделить для себя что- то более или менее значимое, а следовательно, возможность скон центрировать свои усилия на главном деле жизни; сама направленность на те или иные смыслы (например, зто может быть эгоистическая или альтруистическая ориентация пли же ориентация на ценности массового сознания или на цен ности уникальности и творчества — см. 2.1 настоящего пособия); степень творческого участия самого человека в построении тех или иных жизненных и профессиональных смыслов (напри мер, человек самостоятельно ориентируется в мире профессий и в социальном мире вообще, или же он не может обойтись без ква лифицированных советчиков и друзей). радость многим так и остается непонятной, и они, уже будуч| работниками какой-то профессии, главный смысл видят в то\ чтобы поменьше работать, но побольше развлекаться. А поскол! ку на работу тратится основное время, то у этих людей усиливае ся ощущение, что они явно «не догуливают», и в итоге жизнь, них становится нерадостной. Правильно сказал Б. Шоу: «Труд щ| обязанности — это работа, а работа по склонности — это дос> Кроме того, такие «загулы» могут испортить репутацию человек что в будущем может осложнить построение карьеры. «Максималист». Он хочет все сразу. Иногда он стремится к: му, полагаясь только на свои силы, и нередко не достигает жела емого, чаще — полагаясь на помощь других людей, но и они могут ему дать «все сразу». В остальных случаях такие люди всю жиз надеются на случай (например, надеются, что где-то в Америк объявится некая троюродная бабушка или дальняя родственни! которая оставит им богатое наследство, что и решит все их nj блемы). О таких людях Э. Фромм говорил, что они всю жизнь м€ гут прождать благодеяния от кого-то, сами ничего не предпри* мая, поэтому он и называл такую ориентацию неплодотворнс Кроме того, часто наследники вынуждены свои силы и тала* расходовать на выяснение отношений с другими претендентал на такое «счастье». Другой разновидностью «максималистов» я^ ляются девушки (иногда и молодые люди), стремящиеся с п<| мощью выгодного брака сразу переместиться «из грязи в княз* и нередко у них это получается. Заметим, что такой вариант пос роения счастья является основой многих сказок, когда главн! герой-простолюдин женится на принцессе или девушка-зол> очаровывает прекрасного принца. Но при этом в реальности зение» часто оборачивается трагедией, поскольку родня «прин1 обычно намекает бывшей простолюдинке, что ее счастье незасл| женное, и отравляет этим и жизнь счастливой избранницы, и жиз самого благодетеля. «Придворный». Человек старается быть поближе к влиятельнв и преуспевающим людям, стремясь пристроиться к людям успе в надежде на то, что и ему «перепадет» кусочек их счастья. «Подпольщик». Человек скрывает свои истинные стремления! цели, ведя как бы двойную жизнь. К сожалению, творческие часто вынуждены вести такую жизнь, поскольку рискуют быть ] только не понятыми окружающими, но и осмеянными и да наказанными за свою непохожесть на окружающее большинс Нередко такая двойная жизнь становится основой серьезных пс| хических нарушений, поэтому далеко не каждый человек спос<| бен это вынести. «Непотопляемый». Человек способен на тотальную адаптации любым (в том числе и принципиально меняющимся) условия Возможны разные варианты такой «непотопляемости»: 1) «се парень» находит общий язык с любыми людьми (даже с теми, кого следовало бы презирать); 2) «неуловимый» умудряется из всех сложных ситуаций выходить «сухим из воды», в трудную минуту исподтишка подставляя вместо себя своих недавних приятелей; 3) «предатель» (прежде всего, «научившийся» предавать или продавать самого себя); 4) «дипломат» имеет явную способность искать компромиссы и находить общие интересы с разными людьми, даже со своими антиподами, эта способность позволяет решать определенные жизненные и профессиональные проблемы и т.п. «Одноразовый». Человек всю жизнь вспоминает о каком-то одном интересном и значительном событии в своей жизни. Главный смысл и главная ценность для такого человека как бы находятся в прошлом, а будущее существует лишь для того, чтобы вспоминать об этом событии и рассказывать о нем окружающим. Осуждать таких людей за это не следует (хуже, когда вообще не о чем вспомнить). Их проблема состоит в том, что на свое будущее они смотрят без особого оптимизма, а иногда даже боятся этого будущего (вдруг произойдет что-то такое, что по значимости станет конкурировать с главным событием прошлого, и тогда красивая сказка о себе и своей судьбе может разрушиться или сильно запутаться). «Запрограммированный» человек реализует стереотипные представления о путях к жизненному и профессиональному успеху, характерные для массового сознания. Это могут быть также и запрограммированные неудачи, и даже планируемая трагедийность жизни (например, по образцу героев популярных романов, телесериалов и кинофильмов). С одной стороны, такой человек обеспечивает себе «гарантированное» счастье (или приближение к образцу такого счастья), понятное для большинства окружающих, а значит, и «признаваемое» окружающими людьми. Это очень важно — быть понятым и признанным окружающими, ведь известно, что жизнь некоторых людей омрачается тем, что они не могут разобраться, «правильно» ли они живут, «правильное» ли счастье они построили. С другой стороны, такой человек ограничивает себя в творческом поиске своего, неповторимого варианта счастья. Если он позже поймет, что не реализовал свой шанс прожить жизнь уникальную, непохожую на стандартизированное счастье окружающих, то у него, «прозревшего», может наступить глубокое разочарование и серьезный внутренний кризис. «Застрявший». Человек когда-то, в какие-то периоды или в каких-то ситуациях почувствовал себя значительной личностью, кызывающей восторг, страх, уважение, понимание или просто одобрение со стороны окружающих, и всю оставшуюся жизнь пытается воспроизводить эти периоды или ситуации. Например, возможны следующие варианты «застревания»: 1) «вечный студент», 156 157 В.А.Татенко рассматривает субъект психической активное! как «регулятивно-развивающий центр» на всех уровнях психиче ского (см.: Татенко В. А., 1996, с. 249). Субъектное ядро рассматру вается как некая центральная часть, вокруг которой группирут Состав субстанциальных интуиции субъектного ядра: экзисте! циальная («я присутствую, существую, живу»); интенциональна («я хочу, желаю, стремлюсь»); потенциальная («я могу, уме» способен»); виртуальная («я выбираю, намереваюсь, решаю»} актуальная («я реализую, выполняю, достигаю»); рефлексивна] («я оцениваю, примеряю, сравниваю»); экспириентальная («1 имею, содержу, владею»). «Субъектные механизмы психической активности» (там же, с. 253 255) — самовопрошание, актицинирующее полагание, самопс 160 тенциирование, самоопределение, самоактуализация, самооценивание, самоапперцепция. Самовопрошание возглавляет и завершает развитие; основное переживание — «я существую» («снимает» экзистенциальную интуицию субъектного ядра); основное переживание антиципирующего целеполагания — «хочу быть человеком» (реализует интенциальную интуицию); переживание самопотен-циирования — «я могу быть человеком» (снимает потенциальную интуицию); самоопределение — способность к соотнесению поставленных целей, избранных средств и ситуации действования, основное переживание — «я уверен в успехе, принимаю решение и начинаю действовать» (снимает виртуальную интуицию); самоактуализация превращает намерение в действие, идеальное — в реальное, цель — в результат, основное переживание — «я должен достичь поставленную цель» (снимает актуальную интуицию); самооценивание устанавливает факт достижения или недостижения цели, это интеграция всех названных механизмов, основное переживание — «я доволен/не доволен полученным результатом» (снимает рефлексивную интуицию); самоапперцепция — воспроизводство индивидуального психологического опыта, переживание — «я обретаю необходимый опыт субъектной активности в становлении себя человеком» (снимает экспириентальную интуицию) (там же). Подытоживая размышления ряда авторов, можно сказать, что в ходе развития субъект психической активности является образованием единым, целостным и неделимым, не подлежащим в онтологическом смысле удвоению, раздвоению и тиражированию. Допустимо мыслить лишь возможность создания самим субъектом живой проекции себя как «внутреннего оппонента» или как предмета интроспекции, самопознания и т.п. Психоэнергетический источник субъектной активности — противоречие между субстанциальным содержанием, заложенным в субъектном ядре, и реальными психобиологическими и психосоциальными условиями осуществления этой сущности. «Таким образом, речь должна идти не о возникновении субъектной психической активности в дошкольном, младшем школьном, подростковом или каком-либо другом возрасте, но о ее генетических Уровнях и формах. Причем на каждом из этапов онтогенеза индивид выступает как целостный субъект психической активности определенного уровня развития. Иными словами, субъект всегда имеется, «наличествует» и всегда находится в состоянии самоста-новления, самосовершенствования и саморазвития» (там же, с. 257). Автор считает, что к этапу совершеннолетия «самопробуждают-ся» все субстанциальные интуиции субъектного ядра; включаются 15 развитие все соответствующие им субъектные механизмы психической активности, «новообразуются» все основные психиче-ские функции. 161 "рпжникова Таким образом, можно говорить о развитии самой субъектно-1 сти. При этом развитие субъекта профессионального самоопреде-1 ления неизбежно проходит через кризисы, которые еще пред сто- i ит осознать, для того чтобы контролировать и корректировать] процесс их протекания. Поскольку кризисы становления субъекта: неизбежны, постольку на первый план выдвигается такое важное условие полноценного формирование субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кри-? зисные ситуации. И здесь важнейшим становится не столько ин-1 теллект (или другие традиционно выделяемые «качества»), сколь-| ко морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля! имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профес* сиональной цели, а также при стремлении к этой цели. В связи с этим возникают даже несколько парадоксальных си*| туаций. Одна из таких ситуаций связана с часто возникающей ж субъекта профессионального самоопределения необходимостью сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствую щих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (* развившимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здес приходится ставить под сомнение традиционно выделяемое в про4 ориентации требование всегда учитывать желания самоопреде! ляющегося человека (его «хочу»). !' Другая ситуация связана с необходимостью отказываться учета имеющихся способностей и возможностей для достижеш профессиональных и жизненных целей. Поскольку способное! не только меняются в ходе развития самоопределяющегося пох ростка, но и изменяются им самим (или с помощью воспитаг лей и родителей) произвольно, то традиционное «могу» так ставится под сомнение. Если мы основываемся в своих рассужд^ ниях на «морально-волевой» составляющей субъектности, то долз| ны ориентироваться на неизбежное изменение имеющихся спс собностей («могу») в результате волевых усилий становящег"" субъекта профессионального самоопределения. Наконец, сомнения вызывает и традиционно выделяемое профориентации «надо», т.е. учет потребности общества («ры"" труда») в выбираемой профессии. Неясно, кто определяет «надо» и всегда ли оно вызвано объективными социально-эко* мическими обстоятельствами. Мы можем предположить, что ра витый субъект самоопределения (как и развития личность) дс жен самостоятельно определять, что является «должным» и «су ностным» как для собственного развития, так и для развития щества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру «рынка тру и имеющиеся общественные предрассудки. Все это также пре,г лагает у клиента развитую волю, т.е. его готовность самостоят но ориентироваться в общественных процессах, мучительно nj одолевая стереотипы общественного (массового) сознания. 162 5.4. Основные линии развития субъекта профессионального и личностного самоопределения Развитие субъектности в профессиональном и личностном самоопределении можно рассматривать в контексте формирования готовности к построению и реализации образов и идеалов, к которым стремится развивающаяся личность. Предполагается, что каждый человек выбирает для себя лучшие образы, понимая их по-своему. Это стремление к лучшим образам и идеалам условно обозначается как «элитарные ориентации» самоопределяющейся и развивающейся личности (см.: Пряжников Н.С., 2000, с. 138-144). В таком контексте на уровне онтогенеза конкретного человека можно выделить следующие линии развития субъекта самоопределения (и соответствующего анализа): линия развития фантастического (сказочного, мифологического) представления об элите; линия развития независимости от внешнего окружения (родителей, воспитателей, учителей, начальников); линия развития внутренней свободы и самостоятельности личности (как «преодоление самого себя как части толпы» — по Ф.Ницше, как «преодоление в себе бессознательного толпы» — по К. Г. Юнгу; как переход от «мничности» к «личности» — по В.В.Петухову). При этом исходной позицией является общая логика развития чувств, намеченная еще Л. С. Выготским: путь от интер- к интра-психической функции сознания, когда ребенок сначала воспринимает чувства других людей, близких и в общении с ними воспринимает саму структуру и смысл чувств. Линия развития фантастического представления об элите. Эта линия связана с исследованием развития представлений о соотношении высшего, элитного и массового, относящегося к жизни простолюдинов. Вероятно, в качестве первых «учителей-просветителей» здесь выступают авторы (и исполнители) различных сказок, легенд, мифов, на которых воспитываются все дети мира. Наиболее типичный сюжет многих сказок связан с тем, как главный герой в результате невероятных, волшебных событий из простолюдина превращается в принца, короля, героя-спасителя, который получает обычно в награду принцессу, корону и т.п. Особенностью Детских сказок является то, что они пронизаны идеей добра, поэтому в итоге на троне оказывается человек добрый, умный и прекрасный, т.е. элитарность уже с детства отождествляется с самыми достойными качествами человека. Дж. Родари пишет, что главными персонажами детской сказки являются «король», «королева» (мать), «принц» или «принцесса» (часто отождествляются 163 с самим ребенком), «фея-волшебница», «черт», «злодей» (оли-i цетворяют зло), и отмечает, что «нельзя недооценивать воспита-? тельной роли утопии» (Родари Дж., 1990, с. 112—114). Э. Берн считает, что иллюзии, на которых основаны «жизнен-* ные сценарии» многих людей, формируются уже у маленьких де* тей, например образ доброго Санта-Клауса, который следит за их поведением и все учитывает. «Большинство людей всю жизнь: Санта-Клауса или кого-то на него похожего», — пишет Э.Бер* (Берн Э., 1988, с. 252). В подростковом и далее во взрослом возрасте наблюдается прин*| ципиальное раздвоение этой линии развития: человек не стремится (или не может) понять реальность определить свое место (смысл) жизни в этой реальности, что, п| словам В. В. Петухова, означает для него катастрофу (Петухов В. Щ 1996, с. 103), и тогда человек начинает выдумывать себе сказ* как бы оправдывая этим свое существование. В этом случае моя говорить о «мнимой личности» («мничности»), поскольку, ртмечает В. В. Петухов, «выдуманная "сказка" суть просто лоя без намека — фантомная "культура", имитирующая подлинную! "моделирующая собственный сон"» (там же, с. 35). Э. Берн nnuieij что все люди в итоге делятся на тех, кто «живет в ожидании Санц Клауса (Жизни)» и кто живет «в ожидании Смерти, мрачной гуры с косой в руках» (Берн Э., 1988, с. 252); человек все-таки обретает смысл, выделяет для себя дс стойный элитарный идеал и, таким образом, создает основу, настоящего чувства гордости и значимости собственной жизщ В этом случае даже построение недостижимого идеала (тоже свой образной фантазии) вполне оправданно, поскольку, как ска Г. Селье, «идеалы создаются не для того, чтобы их достигать, для того, чтобы указывать путь» (Селье Г., 1987, с. 45). О «несомненной связи, которая существует между эмоциями| фантазией» прекрасно сказал Л.С.Выготский: «...чувство и фат тазия являются не двумя друг от друга отдаленными процессам! но, в сущности, одним и тем же процессом, и мы вправе смс реть на фантазию как на центральное выражение эмоционально реакции» (Выготский Л. С, 1987, с. 199). Анализируя условия пЩ строения человеческой биографии, Б.Ливехуд отмечает, что «де ские фантазии являются основой, на которой в будущей npocj сиональной и социальной жизни разовьются творческие спосс ности» (Ливехуд Б., 1994, с. 44). Особенно обостряется поиск элитарного идеала в подростку вом возрасте. В этом плане интересны слова Э.Эриксона, размьа ляющего о разрыве между моралью, выученной ребенком, и эт кой, которая еще должна быть сформирована взрослым, он пише| «Подросток готов к тому, чтобы его положение как равного бь подтверждено принятием ритуалов, "символа веры" и программ одновременно определяющих и что есть зло. Поэтому в поисках социальных ценностей, управляющих идентичностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и аристократии в их самых общих смыслах. Смыслы эти связаны с представлением о том, что внутри определенного образа мира и в ходе предопределенного исторического процесса наилучшие люди будут приходить к руководству, и руководство будет развивать в людях самое лучшее. Для того чтобы не стать циниками и не впасть в апатию, молодые люди должны быть способны каким-то образом убедить себя в том, что те, кто преуспевает во взрослом мире, при этом взваливают себе на плечи обязанность быть лучшими из лучших» (Эрик-сон Э., 1993, с. 32). К сожалению, часто подростки бывают потом разочарованы, встречая взрослых, которые хоть и руководят, но не взваливают себе на плечи настоящую ответственность. Одним из вариантов линии развития фантастического представления об элитном можно считать обращение к Богу. В своих высших проявлениях это может быть ориентация на высшие идеалы самосовершенствования, когда, как отмечает С. Франк, происходит «взращивание в себе сил добра и правды через действенное вживание человека в Первоисточник жизни — Бога», это «Бо-гочеловеческий процесс», в котором человек «только соучаствует», но именно так человеческая жизнь утверждается в своем «подлинном смысле» (Франк С, 1992, с. 39). Но другой выдающийся мыслитель — Ф. Ницше писал, что «религия — дело черни» (цит. по: Гарин И. И., 1992, т. 2, с. 241). Можно лишь воскликнуть: «Как все непросто!» А разбираться в этом приходится каждому человеку самостоятельно. Религиозно-мистический и мифологический пути понимания элитарного идеала и соприкосновения с высшими смыслами бытия очень непросты и противоречивы и могут быть осмыслены психологией лишь на принципиально новых основаниях. Выделяя фазы развития ребенка и построения биографии, Б.Ливехуд отмечает, что в фазе юности (примерно в 16—17 лет) человек пытается определить свое отношение к миру и осуществляет поиск образа мира, что такие стремления в этом возрасте часто имеют еще религиозный характер, но все-таки завершаются «выбором места учебы и профессии» (Ливехуд Б., 1994, с. 45). Часто именно фантастическое представление об элите и о своей сопричастности этой элите является основой для возникновения и развития чувства элитарности или же не менее сильного чувства (переживания) своего несоответствия элитарному идеалу. Причем, как отмечает Е.Дрейкурс-Фергюсон, важно то, что человек верит в реальность своего понимания мира, которая и «является истинным событием в его судьбе» (Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995, с. 39). 164 165 Линия развития независимости от внешнего окружения (родите-1 лей, воспитателей, учителей). Такое развитие, проходя через раз-] ные этапы, может привести либо к формированию покорности,! неуверенности, конформизма, либо (при более благоприятных] обстоятельствах) к самостоятельности, внутренней свободе и адек-] ватному восприятию действительности. Здесь уместно вспомнить и о нескольких «рождениях лично-J сти», когда осуществляется «иерархия мотивов» и происходит и> осознание (по А. Н.Леонтьеву), и о важной роли старшего подростЧ кового возраста и юности, когда происходит переход от зависни мости к независимости и решаются проблемы, связанные с ^ фессиональным и личностным самоопределением (по Л. И. Божо| вич, Д. Б. Эльконину, которые опирались на принципы периоди-^ зации развития, предложенные еще Л.С.Выготским), и о стадия психосоциального развития, когда формируются чувства доверия инициативности, полноценности, признание другими, сотрудни| чество и происходит становление «идентичности личности», вь ступающей как ее интегрирующее свойство (по Э.Эриксону). Развивая представления А.Адлера о «жизненном стиле» Е. Дрейкурс-Фергюсон пишет, что «ребенок уже в раннем возраст имеет простые планы и собственные цели», в дальнейшем происхс дит формирование «взгляда на жизнь» и уже к 5 —6 годам у бенка появляется «жизненный стиль», который обеспечивает еди? ство, индивидуальность, связность и устойчивость психическог функционирования, являясь своеобразным «ядром личности» (Дре^ курс-Фергюсон Е., 1995, с. 27 — 29). При этом именно эмощ чувства являются «топливом» для действий (см. там же, с. 44). Как отмечает Т.А.Харрис, уже для беспомощного новороа денного ребенка взрослый приходит как «спаситель» и имен! «приятные поглаживания» и забота являются с самого начала новой для «психологического рождения человека» (Харрис T.i 1993, с. 39). Действительно, ребенок постоянно нуждается в оде рении со стороны взрослых и признании его значимости, он бы постоянно заявляет: «Смотрите, какой я хороший, смотру те, как у меня что-то получается». Без внешнего одобрения возможно представить себе его полноценного развития. Но п| этом уже с самого начала исходной позицией для ребенка яб ется то, что в трансакционном анализе называют «я плохой, хороший», и требуется приложить немало усилий, чтобы сфе мировалась другая позиция — «я хороший, ты хороший» (Берн ' 1988; Харрис Т. А., 1993). Если реализуется позиция «я плохой, ты хороший», то мо> с уверенностью сказать, что сформировался типичный преде витель «массы»; если реализуется позиция «я хороший, ты хой», то это показатель псевдоэлитарной ориентации; если лизовалась позиция «я хороший, ты хороший», то можно говЦ 166 рить о более полноценной элитарной ориентации, ориентации на подлинное творчество, добро и достоинство. Особенность данной линии развития чувства элитарности состоит в том, что в отличие от первой линии, когда идеально-фантастический образ элиты формируется в социокультурном контексте, в данном случае все происходит во взаимоотношениях с близкими людьми (родителями, учителями, воспитателями, а иногда и начальниками). Они поначалу также воспринимаются ребенком как «главные вершители судеб», и лишь потом приходит понимание того, что и родители, и даже начальники — всего лишь «простые люди», над которыми возвышается «настоящая элита». Другой особенностью данной линии является то, что можно исследовать постоянное «разочарование» человека в имеющемся элитарном идеале и его стремление искать все более и более высокие образы такого идеала (иногда это может быть открытие для себя все новых и новых элитных достоинств в одном и том же человеке). Как отмечает С. Московичи, «каждый ребенок проводит часть своей жизни между двух семей: первая — коренная, в которой господствует Эрос, любовь; другая — благородная, основанная на идентификации с какой-нибудь группой, с идеей, которая его волнует». При этом часть детей «упорствуют в своем стрем-лении во что бы то ни стало жить в своем романе, реализовывать свою мечту». А проявляется это, с одной стороны, в «ослаблении любовной привязанности к родителям», с другой стороны, в «интериоризации вымышленного родства, которое включает великих людей, национальных героев, гениев науки или искусства и так далее». «Главное для них, — продолжает свои рассуждения С. Московичи, — быть похожими на высшие существа, уравнять себя с их образцами» (Московичи С, 1996, с. 385 — 386). Еще З.Фрейд писал, что «...ребенок не может удержаться, чтобы не обнаружить, к какому социальному слою принадлежат его родители. Он учится узнавать других родителей и сравнивать их со своими... Небольшие инциденты в жизни ребенка, заставляющие его испытывать неудовлетворенность, с самого начала провоцируют его критиковать своих родителей, позволяя ему использовать, чтобы укрепить свое критическое отношение, знание, которое он получает о других родителях, более предпочтительных в определенных отношениях» (цит. по: Московичи С, 1996, с. 384—385). Линия развития внутренней свободы и самостоятельности личности. Как отмечает А. Адлер, «каждый человек стремится стать значительным; но люди ошибаются, если они не понимают, что эта значительность может быть достигнута лишь благодаря их вкладу в жизнь других» (цит. по: Дрейкурс-Фергюсон Е., 1995, с. 13). Сложность преодоления в себе стереотипов массы определяет-Ся и общим культурно-историческим развитием, и особенностями этого развития в каждой конкретной стране. 167 Например, Э.Берн пишет: «В США ты не станешь мужчиной,! если не сделаешь первого взноса за дом, не задолжаешь в бизнесе! и не затратишь годы упорного труда, чтобы вырастить и выучить! детей» (Берн Э., 1988, с. 272 — 273). «Самый великий день жизни] того или иного человека, — пишет далее Э.Берн, — это день,; когда для покупки дома идет в заклад заработок двух или трех| десятилетий» (там же, с. 273). По этому основанию всех людей| Э. Берн делит на следующие группы: а) неудачников (у них «не хватает сообразительности осуществить заклад»); б) непобедите-| лей, составляющих основную массу «молчаливого большинства» (это те, кто всю жизнь выплачивает стоимость залога), и в) побе* дителей (это те, кто держит заклад) (там же). Призывая преодолевать в себе «внутреннего раба», А. Менегет<| ти отмечает, что обычно «индивид, делая выбор, реализует толь-»! ко самого себя, но тот же выбор, после того как определены ег границы, а ситуация с максимальной точностью сконструировав на, может быть мгновенно адаптирован для миллионов и милли| онов людей» (Менегетти А., 1996, с. 81). «Претендующие на успе молодые люди не должны, выбирая, отдавать приоритет свои» биологическим потребностям», но должны «сохранять верност своей задаче продолжения творения, оставаясь сознающими свои ответственность со-творцами вселенной», и становиться «деятель ными участниками бытия» (там же, с. 89). Только это дает полно ценное чувство жизни, прожитой не зря, жизни творческой, дея| тельной (элитной в высшем смысле этого слова). В современных условиях, когда средствами массовой коммун* кации искусственно формируется некое «общее мнение», значр тельно усложняется общая ориентировка в жизненных смыслах; идеалах. |