Главная страница
Навигация по странице:

  • (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных стереотипов

  • , 9.5. Психологические проблемы личностного и профессионального самоопределения

  • 9.6. Личностный компромисс

  • М. С. Савина Пряжникова Е. Ю


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеМ. С. Савина Пряжникова Е. Ю
    Дата28.03.2023
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPryazhnikova-E.-YU.-Proforientatsiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vyi.doc
    ТипДокументы
    #1020664
    страница25 из 58
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   58

    9.4. Роль современных средств массовой информацш

    (СМИ) в формировании профессиональных

    и жизненных стереотипов

    Современные средства массовой информации являются мо| ным средством воздействия на сознание самоопределяюще{ молодежи (и не только молодежи). СМИ могут выступить в кач стве союзника психологов-профконсультантов, позволяя циклы телепередач, через специальные рубрики в периодичес* печати и т. п. в интересной и дискуссионной форме рассматрив важные проблемы профессионального и личностного самоог деления перед широкой аудиторией. Но СМИ могут во много» перечеркивать усилия педагогов и психологов, направленные формирование полноценного, социально активного субъекта моопределения, формируя в итоге «стандартного человека», of ентированного на ценности «массового общества». Известный; янский журналист Дж.Кьеза отмечает, что средняя плотне дураков постоянна в любом достаточно многочисленном чело| ческом конгломерате, но факт таков, что журналисты — кате| рия наиболее «опасная»: и потому, что сами они подвержены ог ности, и потому, что являются источником опасности для дру (ибо влияют на множество других индивидов).

    Р. Миллс пишет, что массовые средства общения прониюге только в область нашего познания внешней действительнс они проникли в область нашего самопознания, они подсказь человеку, каким он хотел бы быть, т.е. формируют его стрел ния... и подсказывают ему, как этого достигнуть, т.е. ему пути и способы осуществления желаний. В этом случае CI должны рассматриваться в качестве реального «конкурента» , консультантов. Соответственно психологи-профконсулы должны осознать опасность такой конкуренции и искать спос противодействия манипулятивному воздействию зависим! власти и от олигархов СМИ.

    240

    Вот как оценивает современную российскую прессу Б. С. Бра-тусь: «Наша пресса заражена сегодня губительной бациллой на­смешки над всем и над всеми. Это носит какой-то болезненный характер. Не давая возможности разобраться в происходящем, людей втягивают в это всеобщее осмеяние и насмехательство» (см. интервью с Б. С.Братусем, 1998, с. 15).

    Если выразиться образно, то, к сожалению, «силы зла и раз­ложения» уже давно взяли на вооружение смех, юмор, иронию и, следует признать, используют их весьма искусно для манипуля­ции общественным сознанием, особенно в среде молодежи. Воп­реки старым представлениям, смех не всегда побеждает зло: сам смех может быть злым и даже болезненным... Отмечая особую роль смеха в развитии человеческой культуры, Л. В. Карасев в сво­ей работе «Философия смеха» при этом замечает: «Смеясь, мы под­чиняемся чужой воле — воле смеха... Не мы свободны, а смех. Это он волен распоряжаться нами, подчинять своей власти, навязы­вать свои иллюзии и надежды. Смех перед опасностью — смех силь­ного, однако и он не должен обмануть нас. "Мера" смеха для каж­дого человека различна, но неизменным остается главное — са­мостоятельность смеха и его власть над нами» (Карасев Л. В., 1996, с. 199-200).

    Смех оказался прекрасным средством подавления воли людей, особенно тех людей, которые боятся своих собственных мыслей и чувств и стремятся быть ближе к «сильным» (смеющимся) лично­стям. Между тем существует изначальная связь между смехом и страхом. Как отмечает Л. В. Карасев, животное не умеет смеяться, «животное — существо постоянно боящееся», а вот у человека перед лицом опасности «возник не еще больший ужас, а смех» (там же, с. 205). Но быть может, у неуверенного (у несамоопреде-лившегося) человека все-таки проявляются рудименты страха, но уже в виде стремления постоянно все осмеивать? Примечательно, что не смеются не только животные, но и Бог: «Животное еще не смеется, Христос уже не смеется, ибо не нуждается в этом» (там же, с. 203).

    При этом важнейшей антитезой смеху (особенно патологиче­скому смеху неуверенного в себе человека) оказывается чувство стыда: «Смех ориентирован на другого. Стыд — на самого стыдя­щегося... В этом смысле смех и стыд легко меняются местами: и если высшая точка смеха — это смех над собой, то вершиной стыда будет стыд за другого... Нельзя пережить стыд вдвоем или коллективно. Поэтому стыдящийся принципиально одинок и без­защитен» (там же, с. 68).

    Исходя из этого, пробуждение нравственных чувств у учащих­ся и у самого психолога-практика предполагает не отказ от смеха вообще, но перевод его на более высокий уровень (смех над со­бой), а также формирование готовности к чувству стыда как к

    241

    важному условию нравственного развития учащегося, где высш* уровень проявления чувства стыда — это стыд за другого человека^ который в силу своего образования и общественного положений мог бы сделать что-то значительное для своей страны и народа но не сделал. Но все это, в свою очередь, предполагает и форми! рование у самоопределяющегося человека определенного муже! ства и воли перед возможными «беззащитностью» и «одиночек ством».

    Только в этом случае учащийся не будет зависеть от мнеш окружающих и в ответственные моменты жизни сможет проде| монстрировать свою готовность к действительно нравственноь поступку, что и будет основой для чувства его собственного дс стоинства (как важнейшей этической категории). Все сказание еще в большей степени относится к преподавателю психологи» к психологу-практику и к профконсультанту.

    , 9.5. Психологические проблемы личностного

    и профессионального самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений»

    Проблема неясности социально-экономической ситуации современной России порождает возможность для спекуляции этому поводу и в итоге сильно дезориентирует самоопределяи щихся молодых людей и самих профконсультантов.

    На первый план выходит не столько традиционное самоопрв деление в мире профессий, сколько именно самоопределение! смыслах своей жизнедеятельности в конкретной социально-ист рической ситуации, в том числе и моральное, нравственное, т.< собственно личностное самоопределение.

    Вот что пишет психолог Б. С. Братусь о ситуации в совреме* ной России: «...вся наша перестройка куплена слишком дорог ценой: сколько людей сидело в лагерях, тюрьмах, психиатрич| ских больницах! ...И вот, наконец, диктатура пала! И что? Пс битвы досталось мародерам... Мы живем в каком-то бандитскс государстве... Россия — страна, в которой человек всегда чувств| ет, что его не уважают. Человеческое "я" здесь никак не охраняе ся» (см. интервью с Б.С.Братусем, 1998, с. 18).

    Самое удивительное во всей нынешней ситуации то, что новная масса населения начинает привыкать к существующе* положению и хочет лишь одного: «Лишь бы хуже не было...» Име но такая пассивная позиция массы определяет формирование i реотипов самоопределения в стагнирующем обществе. Наприме сейчас очень распространен тип авантюриста, для которого ни прошлого, ни будущего, который живет только настоя! моментом. Это люди, у которых «разорванная биография», кс

    242

    рые не готовы к полноценному планированию своих жизненных перспектив, но которые благодаря своей предприимчивости и распространенной в их среде беспринципности демонстрируют определенные «успехи» в приобретении дорогих вещей и реализа­ции норм «красивой жизни». Часто такие люди выступают «образ­цами для подражания» для многих самоопределяющихся подрост­ков, поэтому для теории и практики профессионального самооп­ределения крайне важно осознать психологические механизмы возникновения и восприятия таких «образцов». У многих людей есть неосознаваемое стремление хоть в чем-то походить на людей «успеха» и на «знаменитостей».

    Известный философ X. Ортега-и-Гассет уже давно отмечал, что «главная черта современной социальной жизни — ее "омассовле-ние"», где «современные массы — это не прежние социальные "низы", а продукт именно индустриального общества, порожда­ющего особый тип "массового человека"». X. Ортега-и-Гассет вы­деляет основные характеристики «массового общества»: потреби­тельский паразитизм; воинствующий примитивизм (право на вуль­гарность); нигилизм (право на безнравственность).

    Характеризуя «массовое общество», Р. Бредбери писал: «Люди ни о чем не говорят... Сыплют названиями — марки автомобилей, плавательные бассейны — и ко всем прибавляют: «Как шикарно!» Произведения классиков сокращены до пятнадцатиминутной ра­диопередачи... Как можно больше спорта, игр, увеселений — пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать... Слово "интеллектуальный" стало бранным словом». Примечательно, что бэрчисты (крайне правые полуфашисты — «Общество Дж. Бэрча») сожгли в свое время дом Р. Бредбери... И, видимо, не зря Р. Бред­бери в качестве эпиграфа к своему знаменитому рассказу «451° по Фаренгейту» выбрал слова: «Если тебе дадут линованную бумагу — пиши поперек...»

    Как отмечал еще в 1950-е гг. известный американский социо­лог Р.Миллс, «людей, живущих в обществе, превратившемся в инертную массу, не волнует ничего, кроме одолевающих их лич­ных забот и невзгод, истинного смысла и источника которых они, однако, не сознают... Задача либеральных институтов, как и за­дача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы по­стоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (Миллс Р., 1959, с 424-425).

    Научить школьника рассматривать свои проблемы в контексте Развития общества и всей культуры — это прежде всего сформи­ровать у него иммунитет против манипуляции со стороны различ­ных «официальных» идеологов, и прежде всего со стороны со­временных средств массовой информации, которые, по мнению

    243

    многих психологов, и формируют «стандартного человека», ра нодушного к проблемам общества.

    Нередко в основе «массового сознания» лежит чувство завис к тем, кто «намного благополучнее». Именно зависть порождае ущемление чувства собственного достоинства (по Дж. Ролзу) неудовлетворенности своей жизнью. Часто зависть становится мои ным стимулом для активности по реализации ценностей «ста* дартного успеха», но в этом случае человек как бы добровольн| обделяет себя, лишаясь возможности соприкасаться с высшид достижениями Культуры и тем более участвовать в позитивно! строительстве Культуры. Как отмечает К. Муздыбаев, зависть на более агрессивна по отношению к своим близким и знакомы| (или к коллегам из своей «тусовки»), но при этом завистливь человек готов многое простить незнакомому человеку, добивши муся общепризнанного «успеха». Более чужие и далекие «люд успеха» могут даже стать объектами преклонения и подражания

    При этом следует отличать зависть от чувства справедлив^, сти: зависть — это стремление занять место того, кому завидуег (чтобы со временем завидовали самому завистнику), а справег. вость — это стремление изменить неправильный порядок расщ деления благ и морального одобрения со стороны окружающв людей и всего общества. В каком-то смысле чувство справедлш сти — это утопия, так как завистники будут всегда, но все-таки| каждого конкретного человека есть выбор (это также ситуац» самоопределения): либо становиться завистником, либо развв вать в себе чувство справедливости и, во многом исходя из этог планировать свою жизнь.

    В целом можно выделить следующие характеристики массое общества, оказывающие огромное влияние на профессиональное^ личностное самоопределение:

    1. стандартность идеалов и ценностей, что предполагает «е;:
      ную шкалу», единую «линейку» для оценки жизненного успел
      В современном мире это, прежде всего, деньги, престиж, извес
      ность;

    2. недопустимость иных вариантов счастья. Например, ее
      какой-то человек, восприняв еще в школе ценности «массовой
      общества», всю свою жизнь посвятил накоплению денег, прио§
      ретению дорогих и модных вещей и т. п. и вдруг обнаруживает,'
      кто-то, не имея всего этого, намного счастливее, чем он,
      естественно, ему захочется «доказать» именно свое право на I
      шее счастье. В итоге оформляется целая система воздействия Щ
      тех, кто счастлив не так, как «положено» (в современном mi
      это система воздействия через СМИ, которые буквально сма*
      «прелести жизни» знаменитостей и миллионеров, как бы «с

    на место» простолюдинов, возомнивших из себя «настоящих Л1 дей»). А простолюдины легко поддаются на такое воздействие!

    начинают мечтать о том, о чем «положено» мечтать и чего многие их них, скорее всего, никогда не достигнут в своей жизни. Вот такое получается самоопределение на уровне «массового созна­ния»;

    1. цинизм. Часто «стандартные», т.е. перечеркивающие лично­
      стную уникальность, ориентации рекламируются на фоне престиж­
      ных разговоров о «личностном росте», о «самоактуализации», о
      «самотрансцендентности» и других понятиях, ничего общего не
      имеющих с ценностями «массового общества». Но в том-то и па­
      радокс ситуации, что обыватели (и подыгрывающие им «специ­
      алисты») очень любят, когда все обставлено очень «благородно».
      Примером цинизма последних лет является надпись на бомбах,
      сбрасываемых НАТО на Югославию в рамках печально известной
      «гуманитарной акции»: «Извини, но бывают и неприятные дни».
      И все это при полном одобрении людей массы;

    2. «жажда обольщения» со стороны тех политиков и деятелей
      культуры, которые во многом определяют жизнь общества. В. Райх
      в работе «Психология масс и фашизм» (1997) объяснял это сек­
      суальной неудовлетворенностью, направляемой в итоге на хариз­
      матического диктатора. При этом он отмечал, что главная опора
      фашизма — в среде образованных домохозяек, которые в свое
      время с радостью голосовали за фюрера. Известно высказывание
      диктатора Б.Муссолини: «Толпа любит сильных мужчин. Толпа
      как женщина...» Другой известный диктатор — Наполеон I откро­
      венно признавался: «У меня только одна любовница — это Фран­
      ция. Я ложусь с ней».

    С. Московичи говорит даже о новой стадии капитализма — «ин­формационном капитализме», когда с помощью великолепных СМИ формируется отношение людей к самым разным явлениям общественной жизни, но именно такое отношение, которое от­вечает интересам не столько этих людей, сколько тех, кто реаль­но правит обществом. Появился даже тип людей более страшный, чем традиционный «человек массы», — это «человек публики». Публика — это миллионы телезрителей, которые уже не собира­ются на городские площади, а сидят в своих уютных квартирах перед современными телевизорами и, будучи не в состоянии ра­зобраться в огромном количестве информации, обращают взоры к очаровательному телекомментатору, который умело все им рас­толковывает (см.: Московичи С, 1996).

    Самое страшное, отмечает С. Московичи, что уже не сотни тысяч, а десятки миллионов телезрителей по поводу каких-то со­бытий думают одинаково. Мы бы сказали, что многие из них пе­рестают быть субъектами самоопределения, превращаясь в объек­ты изощренной манипуляции.

    Но при этом каждый убежден, что думает самостоятельно (че­ловек находится один в комнате, и у него нет сильных подозре-


    244

    245

    ний, что это еще более благоприятная ситуация для манипуля* ции, ведь телекомментатор именно ему убедительно заглядывав] в глаза и именно ему ласково улыбается, когда пытается убедит его в чем-то). К сожалению, похожие механизмы «обольщенш людей массы проявляются и при формировании у них стереоти! пов «жизненного успеха», что сильно влияет и на профессионалв| ное самоопределение. Особенно это относится к подросткам, на* более подверженным такого рода влияниям.

    Описанные механизмы формирования «стандартных жизне1 ных ориентации» во многом напоминают механизмы формиро! ния «массового сознания» при фашистских диктатурах (см. работ С.Московичи, В.Райха, Э.Фромма и др.). Интересные рассужде ния о фашизме приводит Ю. Нагибин. Откуда берется фашизм?, ниоткуда он не берется, он всегда есть, как есть холера и чум{| только до поры не видны. Ибо есть охлос, люпмены, городе* протерь и саблезубое мещанство, терпеливо выжидающее свое* часа. Настал час — и закрутилась чумная крыса, настал час — вырвался из подполья фашизм, уже готовый к действию. Ю. Наг бин пишет далее: «Фашизм — прекрасный строй... он снимает § души ответственность, освобождает от мук совести и от самс совести, он всю ответственность берет на себя».

    Близкие мысли о фашизме высказывает И. Эренбург: «Фашиз родился от жадности и тупости одних, от коварства и трусост других...» Как известно, сам термин «фашизм» происходит итальянского слова fascio,fascismo«пучок», «связка», «об! единение», что лишний раз свидетельствует о связи фашизма! идеей единства действий и мыслей, т.е. связи с массовым созн^ нием.

    Как известно, фашизм официально был побежден в 1945 г., преодолен ли фашизм на уровне «общественного сознания», некая психологическая реальность? События последнего времей| (включая бомбардировки и насильственную смену режимов! Югославии и Ираке, а главное — равнодушное и даже одобр| тельное к этому отношение значительной части образованга европейцев) свидетельствуют о реальности данного явления. Пг. да, в современных условиях корректнее говорить о «неофашизме поскольку нынешние диктаторы и манипуляторы обществен! сознанием открещиваются от «классического» фашизма перЕ половины XX в. Но тогда возникает вопрос: возможно ли про<] сиональное самоопределение в условиях «массового общества»! известными ценностями примитивизма и самодовольства, Koxf рые нередко и формируют основу для фашизма?

    Да, возможно, но именно здесь важны разные варианты та* го самоопределения. Например, можно не обращать внимания 1 происходящие в обществе непростые процессы и просто вь рать профессию, чтобы «хорошо зарабатывать» и «весело про>

    вать отведенные годы» — это как раз то, что пропагандируется любой тоталитарной системой: «Хорошо делай свое дело, получай заработанное, но не суй свой нос в общественные дела». Но можно выделять для себя и более благородные смыслы, например стре­миться хоть в чем-то улучшить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих людей и всего общества, обеспечивая, таким обра­зом, и лучшее будущее для своих детей.

    Естественно, простому человеку сложно противостоять тота­литарной системе (системе массовой информации, а точнее — тотальной системе манипуляции общественным сознанием). Бо­лее того, в открытом противодействии «системе» человек может вообще не добиться никаких жизненных успехов. Поэтому более разумно было бы сначала подумать об обеспечении своих «ты­лов», т.е. сначала приобрести профессию, добиться определенно­го положения в обществе, а уже потом, обеспечив себе морально-волевые, организационно-профессиональные и другие «тылы», постараться сделать что-то, действительно, значимое. Конечно, есть риск потерять на пути построения таких «тылов» свое досто­инство или просто растерять свой творческий и субъектный (че­ловеческий) потенциал, но надо все-таки реально смотреть на ситуацию.

    Подлинная субъектность самоопределения — это не однора­зовый поступок (это, скорее, одно из проявлений «мничности» — по В.В.Петухову), а разумно выстроенная перспектива, длящая­ся во времени и имеющая своей целью что-то, действительно, значительное. Значительность «длящегося поступка» (по М. К. Ма-мардашвили) не столько в его «масштабах», а именно в готов­ности противопоставить себя стереотипам «массового сознания» и именно таким образом реализовать свою сущность, самость и т.п.

    Но лучше совершать такие поступки, когда все-таки обеспече­ны «тылы». В этом случае человек, во-первых, получает больше шансов на достижение своих высоких целей (в случае первона­чальных неудач), во-вторых, снижается риск глубокого внутрен­него кризиса, который человек может и не вынести, а в-третьих, уменьшается риск быть подвергнутым репрессиям (включая и со­временные варианты репрессий, выражающиеся в создании не­выносимого, оскорбительного «общественного мнения» о таком человеке).

    Именно тогда, когда самоопределяющийся человек сумеет соотнести свои скромные профессиональные и жизненные до­стижения с более глобальными смыслами, его жизнь окажется, Действительно, насыщенной, он как бы выйдет за рамки предна­чертанного ему пространства самоопределения и сможет, таким образом, в своей конкретной профессиональной деятельности об­рести смыслы личностного развития.


    246

    247

    9.6. Личностный компромисс как вариант построения «успешной» карьеры

    В представлениях о путях построения успешной карьеры с> ствует парадоксальная ситуация. С одной стороны, людям с де ства внушают, что жизненный успех достигается усердием в бе, честностью, уважением к другим людям и т.п. Но, с др> стороны, молодой человек быстро обнаруживает, что для «усп| ха» часто бывают полезнее прямо противоположные качества. Qn из возможных объяснений такого противоречия заключается в тс что родители и воспитатели, когда они непосредственно взаил действуют со своим ребенком, часто сами бывают заинтересова* в том, чтобы он обладал набором «хороших» качеств, «чтобы хл| пот с ним было меньше». Но когда ребенок взрослеет и все болы пребывает в других местах, с другими людьми (с преподават ми, с коллегами, с начальством), родители часто «переорие? ют» свое подросшее чадо на прямо противоположные качества i подтверждение даже приводят соответствующие примеры дс жения «успеха». Слава богу, такое происходит не во всех семьяхJ

    Реально многие люди, зная о разных путях построения ненного успеха (о «честном» и «нечестном» путях), все-таки деются втайне, что именно их пути окажутся более честными, часто самоопределяющийся человек понимает также, что вообг без каких-либо компромиссов и моральных уступок ничего в: ни не добьешься. И тогда проблема сводится к тому, чтобы ел лать эти компромиссы и уступки минимальными.

    Само понимание «успешной карьеры» предполагает постоя^ ное жестокое соревнование со своими конкурентами и сопер* ками. В.Берг, обращаясь к этимологии слова «карьера», пиш< что у древних римлян это слово означало «построенные в бое* порядке колесницы», а у французов «карьера» и сейчас означа «поводья, которыми лошадь пристегивается к повозке для то! чтобы она могла бежать в нужном направлении», т. е. явная ана гия с соревнованием, с соперничеством. При этом сама упря рассматривается как «ваше профессиональное желание стать ступеньку выше в служебной лестнице», — отмечает далее В. Бе (Берг В., 1998, с. 63).

    Попробуем показать на типичных примерах, на какие вн] ренние компромиссы приходится идти многим людям построении своей профессиональной карьеры (см.: Пряжников Н. < 2000а, с. 34-37).

    На этапе обучения в школе молодой человек может вдруг об* ружить, что его не столько приобщают к миру науки и культ сколько всего лишь «натаскивают» для поступления в вуз (иерея процент поступивших в вузы рассматривается как один из ва показателей эффективности работы школы). К этому можно дс
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   58


    написать администратору сайта