Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.2. Основные концептуальные установки

  • 8.3. Профконсультант как возможный посредник ме>

  • 8.4. Интеллигентность как возможный ориентир

  • Вопросы и задания

  • Рекомендуемая литература

  • М. С. Савина Пряжникова Е. Ю


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеМ. С. Савина Пряжникова Е. Ю
    Дата28.03.2023
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPryazhnikova-E.-YU.-Proforientatsiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vyi.doc
    ТипДокументы
    #1020664
    страница23 из 58
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   58
    Глава 8

    ПСИХОЛОГ-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ

    СОПРОВОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И

    ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

    8.1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта

    Иногда перед психологами возникает интересный вопрос: чем они как специалисты принципиально отличаются от «психоло­гов-любителей»? Возможно, с постановки этого вопроса и начи­нается настоящее развитие профессионала.

    Примером эффективной профориентационной помощи «пси­холога-любителя» может быть помощь матери в выборе профессии сыну или взаимная помощь одноклассников друг другу в инфор­мировании о профессиях и учебных заведениях, в морально-эмо­циональной поддержке и даже в трудоустройстве и т. п.

    И все-таки можно выделить основные отличия пси­холога-специалиста от «психолога-любителя»:

    1. специалист имеет теоретическую базу. Его знания система­
      тизированные, обобщенные, и, кроме того, у специалиста посте­
      пенно вырабатывается особый стиль мышления. Любитель может
      похвастаться, что «прочитал всего З.Фрейда», и даже привести
      красивые примеры из его книг, но суть 3. Фрейда он, скорее все­
      го, не понял, так как он не знает других корифеев психологии и
      поэтому ему сложно оценить роль З.Фрейда в психологии и во
      всей культуре;

    2. психолог-профессионал использует специальные средства —
      методики, которые расширяют возможности психолога, а иногда
      и подстраховывают его, например, когда психолог просто устает
      (любитель часто опирается на свое природное обаяние и жизнен­
      ный опыт);

    3. психолог-специалист формирует чувство ответственности.
      Любитель обычно берет всю ответственность «на себя», а задача
      психолога более сложная — сформировать чувство ответственно­
      сти у самоопределяющегося подростка;

    4. психолог-специалист включен в профессиональное сооб­
      щество, и у него развиваются профессиональное самосознание и
      самоуважение. «Психолог-любитель» обычно лишен стабильных кон­
      тактов с психологами и «варится в собственном соку» (даже если
      самостоятельно увлекается психологией и читает психологиче­
      скую литературу). Включение в сообщество (в «профессиональ­
      ную тусовку») позволяет психологу-специалисту обмениваться
      опытом с коллегами (особенно в неформальном общении), быть

    215

    в курсе методических новинок, а также получать морально-эмс циональную поддержку в случае неудач на работе;

    1. специалист имеет диплом и различные сертификаты, под
      тверждающие его квалификацию, чего лишен любитель. Заметил
      что для многих клиентов важно, чтобы с ними работал «диплс
      мированный» специалист;

    2. психолог-специалист обладает особым профессиональнь
      тактом, развитой профессиональной и человеческой нравстве*
      ностью, суть которой состоит в том, чтобы не лишать человек
      права быть субъектом своих выборов. Любители в большинст
      случаев демонстрируют тем людям, которым они помогают, ее
      ственную уверенность и напористость, их позиция: «Будь cnoKq
      ен! Положись на меня!»;


    3. настоящий специалист способен к саморазвитию (даже
      специально организованных «переподготовок» и «учеб» за сч((
      организации);


    4. психолог-профессионал способен к самосохранению, т.|
      он обладает профессиональной психогигиеной труда, которой,!
      сожалению, специально почти не обучают в вузах;

    5. профессиональный психолог имеет иммунитет против н|
      научных, популистских методов, например против использовав

    в работе с клиентами методов астрологов и гадалок. Хотя иногда, установления доверительного контакта с «астрологически-орие» тированными» клиентами было бы неплохо продемонстрировав свои знания в этих областях (например, как бы невзначай заяв* что читали книги такого-то авторитета и были на лекциях таког то), но только для того, чтобы потом перевести профконсульт цию в русло научно-практической традиции.

    Для понимания того, кем является «настоящий профконсул тант», можно обратиться к понятию «модель специалиста». А. К. Maj кова выделяет следующие составляющие «модели специалис а) профессиограмму деятельности специалиста; б) профессий нально-должностные требования (ПДТ); в) квалификационно профиль (требования по разрядам, категориям).

    При построении «модели специалиста» выделяют же следующие варианты модели:

    1. модель реально действующего, «готового» специалиста,
      торая включает в себя: а) модель деятельности специалиста (г
      выделяются цели, задачи, действия, операции) и б) модель л!
      ности специалиста (где выделяются профессионально важные :
      чества — ПВК);


    2. модель подготовки специалиста. Такие модели могут бь
      очень разнообразными в зависимости от опыта обучающегося
      переобучающегося) специалиста.

    Заметим, что традиционно когда психологи говорят о cnei алисте такой-то профессии, то больше внимания обращают i

    216

    на его качества. У психолога обычно выделяют: коммуникатив­ность, психическое здоровье, знание своего дела, жизненный опыт и даже остроумие (по оценкам и пожеланиям многих студентов). Цо если бы профотбор на профессию «психолог» осуществлялся только по этим качествам, то, скорее всего, такой человек, как 3. Фрейд, известный своим неуживчивым характером, был бы сразу ^е «забракован».

    Таким образом, есть, видимо, что-то гораздо более важное, чем просто «необходимые качества». Для целого ряда творческих про­фессий важны мировоззренческая позиция, способность находить смысл в данной профессиональной деятельности, наконец, готов­ность совершить в рамках данной деятельности личностный посту­пок, будь то научное открытие или воля для противодействия про­фессиональным стереотипам. Особенно это относится к гуманитар­ным профессиям, включая и профессию психолога-практика.

    При рассмотрении вопроса, каким должен быть специалист по профессиональному самоопределению, можно обратиться к проблеме «имиджа психолога-профконсультанта». Можно поставить вопрос так: должен ли психолог-профконсультант быть «узнаваемым» по каким-то специфическим признакам? Скорее, да, так как это творческая профессия (а «творцы» любят выделяться, им это помогает в рабо­те), сам образ также способствует решению проблемы клиента (устанавливается большее доверие, клиент не тратит время на выяс­нение того, «настоящий» перед ним психолог или «ненастоящий»).

    Следующий вопрос: какие признаки (или какое поведение) определяют «имидж» «настоящего» профконсультанта? Многое зависит от того, что это за психолог: а) если он всего лишь «дела­ет деньги», то должен нравиться своей клиентуре (как, напри­мер, это делают многие «целители» и «психотерапевты»), для этого желательно уметь выглядеть «экстравагантным»; б) если проф-консультант работает в организации или на фирме, где свои пра­вила поведения и одежды, то придется соответствовать этим пра­вилам; в) если психолог служит идее, то обычно он держится скромнее; г) если профконсультант сам в себе не разобрался, то он обычно пробует разные варианты поведения (может, одежда и пробное поведение что-то подскажут ему для нахождения своего «образа профессионала»).

    Имидж (авторитет, образ) профконсультанта может форми­роваться разными путями:

    1. посредством стремления к внешнему сходству с «настоя­
      щим» специалистом (каким видят его многие клиенты и коллеги-
      психологи, слава богу, для этого всегда есть множество примеров
      Для подражания);

    2. посредством успешной помощи клиентам;

    3. с помощью общественного мнения, некой «харизмы», хотя
      Как профессионал он ничем особенным не выделяется (как извест-

    217

    но, в некоторых организациях или в определенной среде потен^ циальных клиентов хотят, чтобы у них работали побольше «выда^ ющихся» специалистов).

    Проблема имиджа заключается в том, что профконсультант
    бы «разрывается» между стремлением соответствовать некому прс
    фессиональному стереотипу (чтобы вызывать доверие у клиентов|
    чтобы нравиться начальству и застрявшим в своем развитии кол|
    легам-психологам) и тем, что профконсультант — это творчес«|
    кая профессия, предполагающая творчество не только в мыслях'
    но и в поведении. (J

    В любом случае на первоначальных этапах профконсультиро| вания лучше соответствовать имиджу настоящего специалист! (не разочаровывать клиентов), а уже на последующих этапа работы стараться быть самим собой. Самое печальное, если прс1 консультанту так понравится «производить впечатление», чч он уже не в состоянии выйти из этого профессионального сте| реотипа и лишает себя возможности развиваться в своей прс фессии.

    8.2. Основные концептуальные установки профконсультанта

    Выделение подобных установок важно для лучшего осознан профконсультантом своего труда, для осознания того, что име но он делает в каждом конкретном случае. В целом можно — лить три пары таких противоположных установок (табл. 7).

    Таблица Основные концептуальные установки профконсультанта

    Установки, предполагающие внутренне активного клиента и консультан

    У становки,

    Критерии выделения установок

    предполагающие

    внутренне пассивного

    клиента и консультанта

    Подбор человека к профессии (или про­фессии к человеку) (это предполагает уже что-то имеющееся и мало зависящее от самого человека)

    С точки зрения готовности человека к профессии

    218


    Подготовка и само­подготовка человека к труду, что предпо­лагает и формирова­ние готовности к самсн| му труду (по Е. А. Кли| мову), где у человека уже гораздо больше возможностей стать субъектом профессио1 нального развития

    Окончание таблицы 7

    Критерии выделения установок

    Установки, предполагающие внутренне пассивного клиента и консультанта

    Установки, предполагающие внутренне активного клиента и консультанта

    С точки зрения психологии «полезности» и психологии «достоинства» (по А. Г. Асмолову)

    Профессиональное самоопределение как «выгодная сделка», т.е. наиболее выгодная продажа своих услуг на рынке труда, где человек превращается в товар для продажи (человек сам себя не столько реализует, сколько продает). Смысл «выгодной сделки» в том, чтобы продать не очень качественный товар (плохо подготов­ленного абитуриента или специалиста) как можно дороже, т.е. устроиться как можно лучше

    Профессиональное самоопределение как проявление творчест­ва, достоинства и справедливости, для чего от человека требуется иногда опре­деленное мужество и способность к неор­динарным поступкам

    С точки зрения стремления человека быть реальным субъектом самоопределения

    Профессиональное самоопределение как следование судьбе, року, предназначению (близко к астрологиче­скому подходу), где сам человек не столько самоопределяется, сколько следует своему предназначению

    Профессиональное самоопределение как постоянное расшире­ние возможностей клиента для освоения новых видов труда и способов жизнедея­тельности, как «выход человека за рамки самого себя» (по В. Франклу)

    Проблема возникает в том случае, когда профконсультант стремится работать, ориентируясь на установки, предполагаю­щие уважение к клиенту, уважение его достоинства и субъект -ности, но сам клиент этому отчаянно сопротивляется под воз­действием стереотипов общественного сознания и предрассуд­ков.

    Например, клиент убежден, что для жизненного успеха ему необходимо обязательно доказать кому-то свое превосходство, а может, и занять должность в фирме или место в престижном вузе,

    219

    на которое реально претендует более подготовленный и достой ный человека.

    Примечательно, что подобные клиенты очень любят порасс> дать о высоких материях, т. е. неблаговидные дела совершают обь но на фоне благородных поз и разговоров. Когда во всем этс участвует профконсультант, то возникает сильное сомнение в будет ли такая работа способствовать его собственному личное ному развитию. Естественно, напрямую заявлять клиенту, что не прав, категорически запрещается, так как ничего, кроме об* и неприязни с его стороны, мы не получим. Здесь нужны бол| тонкие действия и, чтобы их совершить, нужно быть не толЦ хорошим психотерапевтом, но и немного философом.

    8.3. Профконсультант как возможный посредник ме> самоопределяющимся человеком и культурой

    В самом упрощенном варианте профконсультант может ра сматриваться как «посредник» между подростком и миром npoqсии. Но, как уже отмечалось, самоопределяющегося подрс собственно профессия часто волнует лишь в качестве средства, нахождения своего места в обществе, построения жизненного; пеха (лишь со временем смысл может быть найден в самой фессиональной деятельности). Поэтому профконсультант реаль^ выступает посредником между подростком и социумом, а та* между подростком и более конкретными социальными hhcti тами.

    Профконсультант может быть «посредником» между человеком конкретной организацией, например предприятием, фирмой учебным заведением. В этом случае психолог помогает челове| найти свое место в данной организации, но часто при этом соблюдает интересы этой организации в ущерб интересам определяющейся личности, поскольку организация платит пс хологу деньги, рассчитывая в перспективе получить от даннси кандидата на работу высокую прибыль или реализовать какой-| иной свой интерес, часто отличающийся от интересов разв* личности данного человека, ведь известно, что даже в вузах i ление к высоким показателям успеваемости (или «качества з* ний») нередко достигается за счет ограничения возможное личностного развития обучающихся.

    Профконсультант может выступать «посредником» между че веком и определенной социально-профессиональной группой. Нап{ мер, после проведения психологических занятий со школьт ми большая часть класса вдруг начинает выбирать профессию «пс холог». Скорее всего, любящий свою профессию профконсу! тант просто сагитировал всех на нее. В иных вариантах это моя

    220

    быть просто «подыгрывание» школьникам, ориентирующимся на «модные» и «престижные» для данного момента профессии. Здесь также происходит не столько выбор данной профессии, сколько ориентация на образ жизни данных профессионалов. Заметим, что для конкретных подростков привлекательной может оказаться не только «престижная» профессия, но и любая другая, иначе «не­престижные» профессии вообще никем бы не выбирались. Во всех этих примерах также проявляется стереотипизированное отноше­ние к построению профессиональной перспективы.

    В каких-то случаях профконсультант может выступать «посред­ником» между человеком и конкретной государственно-админист­ративной системой. Например, это может быть агитация непре­менно заниматься «бизнесом» (в условиях построения «рыноч-но-базарной» экономики) или агитация осваивать военные спе­циальности и готовиться к войне (в условиях милитаризованно­го государства). Здесь также самоопределяющегося человека при­общают к чему-то конкретному, часто не давая сориентировать­ся в более глобальной социокультурной ситуации. Хотя, несом­ненно, в случае реальной угрозы войны определенная агитация и патриотическое воспитание должны осуществляться более ак­тивно.

    Наконец, в каких-то отдельных случаях профконсультант мо­жет выступать «посредником» между человеком и всей Культурой, постепенно приобщая его к высшим идеалам и ценностям, со­зданным человечеством. Лишь только «осознав» или хотя бы «по­чувствовав» величие Культуры, можно полноценно искать свое призвание в более конкретных жизненных ситуациях. Лишь в этом случае каждая конкретная профессиональная деятельность, как и любой жизненный поступок, будет пронизана высоким смыслом, а не просто желанием «побольше заработать» и «попрестижнее устроиться».

    Одним из результатов такого «посредничества» может быть формирование «активного субъекта Культуры», который не толь­ко соприкасается с ее величием, но и стремится что-то привнес­ти в нее, сделать свой сознательный личностный вклад в Культуру. В противном случае человек все равно не может оставаться вне Культуры, но здесь, скорее, Культура «захватывает» его в свое «пространство» и «использует» в своих целях всего лишь как под­собный материал. Видимо, как и в Природе, в Культуре есть свои «органические и неорганические химические элементы», свои «флора» и «фауна», а есть и свои активные субъекты (например, человек как уникальная Личность). Поэтому можно сказать, что если человек не стремится стать уникальной личностью, то он просто превращается в «культурный материал». Правда, в Культу-Ре, как и в Природе, важны не только «активные субъекты», тво-Рящие и развивающие данную систему. Каждый вспомогательный

    221

    элемент (подсобный «культурный материал») тоже имеет се смысл для существования данной системы.

    Если самоопределяющийся человек находит смысл своего суще ствования «вне Культуры», то тогда сама Культура находит для нег смысл — смысл его пребывания в данном обществе и в Культуре. Н| каждый самоопределяющийся человек имеет право ориентировать! ся не на высшие ценности Культуры, а, например, на np ные («земные») радости. Профконсультант может лишь познакО мить консультируемого подростка с самой возможностью нахоя дения более интересных, но одновременно и более сложных ненных смыслов — смыслов активного вхождения в Культуру.

    Можно вспомнить и такой вид «посредничества», когда главнь^ становятся личные отношения между профконсультантом и клие том. В этом случае для профконсультанта важна не реальная п| мощь человеку в нахождении своего места в мире профессий^ обществе или в Культуре, а самоутверждение за счет клиента. "' пример, это может быть «самокрасование» (внешне это выгл* часто как длинное и выразительное повествование о своих дс жениях или о величии своей «любимой» психологии и т.п.), «очаровывание» клиента, или «гневное обвинение» и даже «заг гивание» клиента в том, что он «совершенно неправильно щ ставляет себе будущую жизнь», и т.п. Хотя, как отмечал Е. А. Г мов, минимальным позитивным эффектом профконсультаг должно быть формирование оптимистичного отношения опта* к своей профессиональной перспективе. Конечно, в перечисле ных случаях профконсультанту далеко от того, чтобы считать се «посредником» между подростком и Культурой.

    Главное, что у профконсультанта есть возможность не толь помочь человеку сориентироваться в ограниченном смыслов «пространстве» данной профессии или в конкретной организа (что также по-своему важно), но и помочь самоопределяющек ся человеку понять свое место в этом мире, в Культуре. К соя лению, при попытке реализовать такую возможность возни* масса сложностей. Перечислим некоторые из них.

    Во-первых, не все профконсультанты хотят быть такими «Я средниками» (и это их право: самое страшное, если ориер на ценности Культуры будет проводиться в «обязательном порй ке»; в том-то и ценность такой ориентации, что она добр| вольная!).

    Во-вторых, не все клиенты охотно откликнуться на такое «I средничество» (у подростков еще необходимо сформировать требность по-настоящему понимать мир, в котором они сложность здесь состоит в том, что постижение мира — эт(Н только «радость открытия», но и «огорчения» и даже «страда от неизбежных разочарований; здесь также все должно осуще ляться только на добровольной основе!).

    В-третьих, возможно и противодействие со стороны различных администраторов, заказчиков и коллег-психологов, которым сам факт выхода на ценности Культуры может показаться бессмыс­ленным, непрагматичным и даже вредным для психологической профконсультации (по принципу: «Зачем это нужно, когда нет времени и для более важных дел?»).

    В итоге профконсультант сам оказывается перед сложным про­фессиональным и личностным выбором: оставаться «хорошим», «удобным для всех» и «правильным» специалистом (например, исследовать у клиентов память, мышление и т.п., выдавая ба­нальные рекомендации о «пригодности» или «непригодности» к такой-то профессии) или стремиться максимально реализовать свой шанс помогать самоопределяющимся подросткам приобщать­ся к высшим ценностям культуры и в идеале помогать им нахо­дить для себя смыслы в этом мире.

    8.4. Интеллигентность как возможный ориентир личностного развития профконсультанта

    Само обращение к проблеме интеллигентности может у кого-то вызвать кривую усмешку: тема непопулярная (особенно в среде людей, похожих на интеллигентов). Если соотнести понятие «ин­теллигентность» с разными профессиями, то, прежде всего, об­раз интеллигента должен ассоциироваться с профессиями «врач» и «учитель». Именно психолого-педагогические специальности затрагивают самые гуманитарные аспекты развития личности как школьников, так и взрослых людей. Поэтому было бы странным не затронуть проблему интеллигентности при рассмотрении проф­консультанта как субъекта помощи самоопределяющемуся чело­веку.

    Традиционно выделяют следующие варианты понимания «ин-тел л игентности»:

    интеллигент — это работник умственного труда. Хотя если та­кой человек оказывается негодяем (например, отличным профес­сионалом с высшим образованием), то вряд ли его можно назвать «и нтеллигентом»;

    интеллигент — это воспитанный, обаятельный человек, знаю-Щий, как вести себя в приличном обществе. Но сколько в мире обаятельных, изысканных и «хорошо пахнущих» ничтожеств;

    интеллигентность — это определенная нравственная позиция, Это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе. Известный философ А. Ф.Ло­сев писал, что если интеллигент не является критически мысля­щим общественником, то такой интеллигент глуп, не умеет про-Явить свою интеллигентность, т. е. перестает быть интеллигентом.


    222

    223

    Но если человек с развитой нравственностью не обладает образо­ванием и элементарно не воспитан, то его также сложно назват интеллигентом;

    интеллигент сочетает в себе прекрасное образование и воспи­тание с активной нравственной позицией, т. е. он неравнодушен: тому, что происходит в обществе и во всем мире. Настоящем} интеллигенту не только «до всего есть дело», но он в силу своег образования и положения в обществе может хоть как-то повлиять на ситуацию и хотя бы попытаться улучшить ее. Такое понимание «интеллигентности» представляется нам пригодным для дальней^ шего анализа, но есть еще одно понимание интеллигентности;

    интеллигентность — развитое чувство долга перед своим нарс дом, перед обществом. Такое чувство — результат понимания справедливости в стартовых возможностях разных людей.

    Например, кто-то рождается в хорошей семье, в культурно^ центре, ходит в специализированные («элитные») школы и т.ш а другой рождается в семье алкоголиков, вдали от культурнь центров, с детства погружен в атмосферу злости и насилия, тественно, у первого гораздо больше возможностей получить чественное образование и занять определенное положение в ществе, а второй человек, скорее всего, такого образования воспитания не получит, и его положение в обществе будет самым завидным. При этом второй человек (с менее удачной пр фессиональной судьбой) будет даже приносить пользу общее и часто в ущерб самому себе создавать возможности для тог чтобы кто-то с более благоприятными стартовыми возможности ми получил образование и стал «интеллигентом». К сожаленвд часто благополучие одних людей строится на относительном благополучии других людей, а всякие рассуждения о том, что дый является «кузнецом своего счастья», справедливы лишь отдельных случаев. И если интеллигент не понимает своего дол| перед теми, за счет кого он выстроил свой профессионалы успех, то это уже не настоящий интеллигент (например, обра ванный и воспитанный человек заявляет, что «он никому и hi го не обязан» и «ему наплевать на тех, кто не сумел добит успеха», надо, мол, «меньше жаловаться и больше работать...*] Еще А. Блок писал, что одно только делает человека человеком;! знание о социальном неравенстве.

    Но понимать мало: надо еще стремиться хоть что-то сдел для того, чтобы у всех людей расширились возможности и получения хорошего образования и воспитания, и для сокра ния социального разрыва между «благополучными» и «менее i гополучными» слоями общества, и для возможности приобщен! как можно большего числа людей к ценностям культуры.

    К сожалению, история интеллигенции в России такова, последние десятилетия она растеряла лучшие свои качества.

    224

    началу, еще в предшествующие столетия, интеллигентами стано­вились представители привилегированных классов (как и во всех развитых странах), поэтому быть интеллигентом означало принадлежать к «элите». Позже, по мере демократизации обще­ственной жизни, образование стало более доступным и для пред­ставителей средних классов. Одновременно образованные (интел­лигентные) люди превратились в наемных работников, и их труд несколько обесценился. Но до сих пор еще многие из людей, име­ющих высшее образование, в глубине души причисляют себя к привилегированным слоям общества. Не этим ли объясняется некоторая моральная неустойчивость (продажность) значитель­ной части интеллигентов, как только тоталитарная власть на­чинает заигрывать с интеллигенцией (например, раздавать награ­ды и т.п.).

    Некоторые авторы (см.: Барбакова К. Г., Мансуров В.А., 1991; и др.) считают, что «самым страшным преступлением сталинского режима» было превращение отечественных интеллигентов в «узких специалистов», когда образованному человеку было небезопасно размышлять о происходящем вокруг: от него требовалось только качественное выполнение его основной работы, а за «лишние» размышления — репрессии. Благодаря этому в России сформиро­вался особый тип «образованных и воспитанных» специалистов, которым «наплевать на все, что происходит вокруг» (в простона­родье их называют «пофигистами»). Например, среди таких людей неприличным считаются разговоры о политике, о судьбах страны и т. п. Страшно, когда такими специалистами оказываются педа­гоги и психологи.

    Если раньше интеллигент опасался репрессий со стороны вла­стей, то современный интеллигент больше всего на свете боится так называемого «общественного мнения». Еще Э.Фромм писал о том, что свобода, достигнутая современными демократиями, — это «всего лишь обещание, но не исполнение обещанного», по­скольку в итоге люди остаются зависимыми от «анонимной влас­ти рынка, успеха, общественного мнения, "здравого смысла" — или, вернее, общепризнанной бессмыслицы...».

    Как ни парадоксально, но наиболее отчетливо и трагично та­кая зависимость от «общественного мнения» (и от мнения «своей тУсовки») проявляется именно у представителей так называемых «творческих профессий» (писателей, артистов, музыкантов... и психологов). Объясняется это тем, что в среде наиболее творче­ских и редких профессий жизненный успех и карьера человека во многом зависят от их согласия с господствующими в этой среде мнениями и нормами. Если творческий человек высказывает свою иную нравственную позицию, то «тусовка» его обычно отторгает, Рицательное (презрительное) мнение о нем быстро распрост­раняется в узком кругу «своих», «посвященных» людей и такой

    225

    Чрнжникопа

    I

    смельчак просто не может реализовать себя как профессиовд И наоборот, в более массовых инженерных профессиях челов не зависит столь сильно от мнения своей профессиональной с{ ды, так как в случае его отторжения конкретной «тусовкой» гораздо проще сможет устроиться в другой организации по пр филю своей работы, чем артист или художник. В итоге те (традиционная «элита», «интеллигенция»), которые должны бь выразителями свободной нравственной позиции, утрачивают в < временном мире свое главное достоинство и превращаются лвд в пустых (но обычно очень «ярких») идолов массового сознаь

    Трагедия этих людей в том, что часто они вынуждены подстра ваться под примитивные вкусы обожающей их публики, хс могли бы реализовать свой несомненный творческий потен1 более достойно. Как ни удивительно, но благодаря своему инт лекту, образованию и другим способностям они быстро наход варианты самооправдания и часто выглядят вполне благопол ми и довольными своей жизнью. Но это все до поры до времен! А впоследствии кто-то из них вполне может оказаться пациеь психотерапевта...

    Деградация отечественной интеллигенции имеет множес причин, в том числе и подверженность влиянию культуры «к сового общества». Бывший госсекретарь США 3. Бжезинский в < ей книге «Великая шахматная доска» (1998) предлагает свою щ цепцию культурного превосходства и пишет, что «...в области ] туры, несмотря на некоторую примитивность, Америка поль ется не имеющей себе равных притягательностью, особенно ди молодежи всего мира...». Утверждая свою культурную экспв сию, отмечает 3. Бзежинский, Америка широко полагается в : на косвенное использование влияния на зависимые элиты, т.е. интеллигенцию.

    Еще во второй половине 1940-х гг. тогдашний директор США в своей работе «Размышления о реализации американс! послевоенной доктрины против СССР» писал: «Посеяв там мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и зас их в эти фальшивые ценности поверить. Эпизод за эпизодом разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия ги самого непокорного народа на земле, окончательного, необр мого угасания его самосознания... Хамство и наглость, лоз обман, пьянство и наркомания, национализм и ненависть к скому народу — все это мы будем ловко и незаметно культам вать... и лишь немногие будут догадываться или понимать, происходит... Но таких людей мы поставим в беспомощное пей жение, превратим в посмешище, найдем способы оболгать и щ явить отбросами общества» (цит. по: Зюганов Г.А., 1996, с. 1).|

    Типичный пример: во многих квартирах российской «золе молодежи» 1960—1980 гг. на самом видном месте обычно крас

    пись полочки с пустыми импортными банками из-под пива и пеп­си-колы, а также панно из импортных коробок из-под сигарет. Это была своеобразная весточка из иного, «свободного» мира, показатель некоторого «бытового диссидентства» и даже соприча­стности к иной культуре и т.п. Сейчас, в эпоху «демократических преобразований», такие «иконостасы» выставлены в каждом пив­ном ларьке. Можно сказать, что Россию не столько даже «шапка­ми закидали», сколько «голубыми штанами» (джинсами, о кото­рых искренне мечтали долгое время многие российские молодые люди — будущие интеллигенты). В итоге получается, что в России несколько поколений интеллигенции воспитывались на идее «го­лубых штанов» (как одном из важных показателей «жизненного успеха» и «свободомыслия»).

    Уже в наше время другой важный военный чиновник США, шеф военной разведки Дж. Клэппер восклицает: «Как низко пали русские!» (цит. по: Кьеза Дж., 1997, с. 45). Конечно, главная при­чина нравственной деградации интеллигенции не во «внешних врагах», а в нас самих. Проблема — как осознать и пережить это, как использовать такой «опыт» для нравственного возрождения и собственного личностного самоопределения?

    Не дай бог самим профконсультантам оказаться в положе­нии таких псевдоинтеллигентов! Самое страшное — это не ис­пользовать шанс помочь людям найти свое место в обществе и в Культуре, опираясь на имеющиеся знания, опыт и возмож­ности своей профессии (психолог-профконсультант). Человека, который не использует свои возможности, в народе называют дураком. Есть смысл кратко рассмотреть эту ситуацию, кото­рую можно условно обозначить «психологический феномен ду­рака».

    Вопреки распространенному мнению, «дурак» — это не столько обозначение врожденного или приобретенного слабоумия или интеллектуальной ущербности (что отмечается даже в некоторых толковых словарях). «Дурак» — понятие оценочное, и никакой уважающий себя психиатр или психотерапевт не станет называть слабоумного этом словом.

    Но если дурак — это человек, не использующий свои возмож­ности для совершения каких-то значимых дел, то следует при­знать, что наибольшими возможностями как раз и обладают обра­зованные, интеллигентные люди, да еще занимающие опреде-ленное положение в обществе. Получается, что именно у них наи­большая опасность (риск) стать дураками. Ведь сами по себе спо­собности и таланты смысла не имеют, они важны именно как сРедство для совершения благородных дел.

    Еще А. Адлер считал, что главное для человека — быть при­нятым в обществе, найти в нем свое место и «содействовать благополучию других», т.е. реализовать то, что А.Адлер называл


    226

    227

    «Gemeinschaftsgefiihl», т.е. сопричастность обществу. И наоборс если человек неудовлетворен своим положением в обществе и может внести свой вклад в общее дело, в культуру, то он буад преодолевать чувство собственной неполноценности стремлен* ем к превосходству над другими людьми, в том числе демонстр! руя свои (неиспользованные!) возможности.

    В свое время Ф.Ларошфуко говорил, что нет глупцов боле несносных, чем те, которые не совсем лишены ума. Зат Ф.М.Достоевский отмечал, что дурак, познавший, что он рак, это уже не дурак... Но как это осознать человеку, имев щему высшее гуманитарное образование и сдавшему все эи мены по психологии на «отлично» (ведь он уже по определи нию — «умный»)! Его не очень-то беспокоит то, что происхс дит в мире, в стране и в культуре (для него показатель культ ры — это стремление посещать престижные богемные «тусо| ки»).

    Такой «отличный» психолог «выше всякой там политики», е| не волнует будущее страны и ее народа, а сам народ восприним| ется им как «быдло» (именно так характеризуют современные «| мократические» СМИ тех обездоленных пожилых людей, кс рые пытались защищать свои социальные права и достоинс используя законное право на демонстрации).

    В свое время Данте написал, что самые раскаленные мес аду предназначены для тех, кто в эпохи великих потрясен! сохранял нейтралитет, а другой великий гуманист и мыслит А. Швейцер отмечал, что спокойная совесть — это изобретет дьявола... А в прошлом веке В.Белинский с сожалением замет что моральное равнодушие — болезнь слишком образован! людей.

    Иными словами, самый страшный грех для образованного ловека, да еще с высшим гуманитарным образованием, — это циальное, моральное равнодушие, а для профконсультанта — первый признак профессиональной несостоятельности, ведь по роду своей профессии как раз и должен помогать челов самоопределяться в обществе, в социальном мире и в сложн<| ценностно-смысловом «пространстве» Культуры.

    Поэтому важнейшей проблемой для самих профконсульта* является осознание реальной опасности стать «профессиона ными дураками» (близко к тому, что К.Маркс называл «nj фессиональной идиотией», т.е. узкой специализацией, огра ченностью своего жизненного кругозора) — риск превратит в образованных специалистов, разбирающихся в различных и: зотичных концепциях развития личности, знающих много ных и трудновыговариваемых слов и т.п., но не умеющих боящихся) использовать все это для помощи человеку в п ном личностном и профессиональном самоопределении.

    Вопросы и задания

    1. В чем принципиальное отличие теоретической базы настоящего
      психолога от знаний и осведомленности «психолога-любителя»?

    2. В чем принципиальное отличие ответственности психолога-про­
      фессионала от ответственности «психолога-любителя»?

    3. В чем недостаток построения «модели специалиста» профконсуль­
      танта, предполагающей выделение только значимых для успешной ра­
      боты профессиональных качеств?

    4. В чем заключается главная проблема построения имиджа профкон­
      сультанта?

    5. Поясните смысл возможного «посредничества» профконсультанта
      между самоопределяющимся человеком и культурой.

    6. Обязан ли психолог-профконсультант быть интеллигентом?

    Рекомендуемая литература

    Барбакова К. Г., Мансуров В. А. Интеллигенция и власть. — М., 1991.

    Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М; Воронеж, 1996.

    Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж, 1997.

    Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопреде­ления. — М., 1999.

    Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

    228

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   58


    написать администратору сайта