Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая схема игры.

  • ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ» Общей целью

  • Вариант игры с микрогруппой в 3—4 человека

  • Общая схема этого варианта игры.

  • Вариант игры с микрогруппой в 5—6 человек

  • Вариант игры с классом

  • М. С. Савина Пряжникова Е. Ю


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеМ. С. Савина Пряжникова Е. Ю
    Дата28.03.2023
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPryazhnikova-E.-YU.-Proforientatsiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vyi.doc
    ТипДокументы
    #1020664
    страница43 из 58
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   58

    ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «ПРИШЕЛЬЦЫ»

    Цель игры — помочь подростку в осознании труда как ценности, а| также роли труда в жизни общества и отдельного человека. Игра прово-| дится в рамках урока и предназначена для учащихся XXI классов.

    Общая схема игры.

    По желанию из класса выбираются 2—3 человека — гости с дальней планеты, которые неожиданно оказались в данном городе и в данной шко ле. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывани на Земле ограничено 15 мин. На срочно созванной пресс-конференг. необходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с не?1 известной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг дру

    Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главнь сведения о своей планете, уровне развития их культуры и производства, i также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (осталь| ная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.

    В течение 3 — 4 мин пришельцы готовятся в коридоре (думают, что иь рассказать о своей цивилизации, а может, даже придумают и свой внещ$ ний вид, который можно будет изобразить на доске). Ведущий в класс объясняет остальным участникам (журналистам), как надо вести себя пресс-конференции. В частности, каждый журналист должен придумат какой информационный орган он представляет, и перед тем, как задав вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует ] стников игры и делает ее более «солидной», более похожей на настояи пресс-конференцию). Естественно, вопросы должны быть краткими понятными. Вопросы могут относиться к самым разным сторонам жизи инопланетян, но задаваться в тактичной и вежливой форме.

    Далее в класс приглашаются инопланетяне, и начинается сама иг сначала гости кратко (в течение 3 — 5 мин) делают свое сообщение, затем отвечают на вопросы журналистов.

    В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового кон<| ликта в межличностный. Например, журналистам вдруг не понрави образ жизни чужой цивилизации. Если это «потребительское общее («потребительский рай», «царство наслаждений» и т.п.), то в адрес тей нередко идут язвительные реплики типа «дегенераты», «идис «свиньи». При таком развитии игры ведущий не должен радоваться соз тельности класса и тем более поощрять ее, иначе неизбежны настояг. (неигровые) обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы и i дожить участникам игры вести себя более солидно.

    410

    Через 15 мин гости (по условию игры, связанному с ограниченным временем пребывания на Земле) просто исчезают, т.е. садятся на свои места в классе. Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи. В течение 5 — 7 мин каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать: 1) каков, по их мнению, общий уровень раз­вития новой для них цивилизации (пришельцы пишут о своих впечатле­ниях о жителях Земли на основании того, что их интересует и как они задавали свои вопросы); 2) стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (может, по каким-то линиям такое сотрудничество стоит развивать, когда есть чему поучиться, а по каким-то линиям лучше не сотрудничать).

    Важно предупредить ребят, что сообщения должны быть короткими — не более трети страницы. Активизированные школьники иногда готовы за короткое время исписать до 1,5 — 2 страниц, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на общую динамику игры (при подведении ее итогов). Сами листочки можно подписать, обозначив не свои имя и фа­милию, а название агентства (или название своей планеты — для при­шельцев).

    Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом1. Лучше поручить это двум учащимся из числа наиболее пассив­ных. Такое знакомство с различными мнениями участников игры явля­ется подготовкой к основному ее обсуждению.

    В ходе обсуждения важно определить, каков же самый главный кри­терий развития общества. Ведущий выписывает все предложения уча­щихся на доске, после чего они поочередно обсуждаются. Возможно, путем обобщения удастся получить 2 — 3 самых важных критерия, одна­ко в столь сложном вопросе такое достигается редко (даже при игре со взрослыми). В заключение ведущий может ненавязчиво, как бы наравне с другими критериями, предложить и свои критерии.

    Например, это может быть возможность самореализации, предостав­ляемая обществом для каждого члена, а не только для «лучшей» его ча­сти — элиты. При этом путь (способ) самореализации у каждого человека уникален и потому бесценен. Если, конечно, он не предполагает ущем­ления возможностей самореализации других людей. Идеальным спосо­бом такой самореализации является свободный, творческий, общественно полезный труд, который может и не укладываться в общепринятые (фор­мальные или «нормальные») рамки существующих профессий.

    Если общество ограничивает возможности самореализации опреде­ленной части своих членов, то оно как бы ограничивает перспективы собственного развития. Но поскольку общество состоит из конкретных людей, то эти люди не должны оправдывать свою пассивность плохими условиями, плохим правительством, непониманием коллег и близких и т.п., а должны действовать, стремясь к самовыражению, одновремен­но улучшая и само общество, членами которого они являются.

    1 При проведении игры с большой аудиторией (от 50 и более участников) зачитываются лишь некоторые мнения, отобранные в случайном порядке (или наиболее интересные сообщения, быстро отобранные помощниками ведущего).

    411

    приложение г!

    ИГРА «ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ»

    Общей целью для всех вариантов игры «Профконсультация» является) специально организованная ситуация, в которой школьники помогают! друг другу планировать свои профессиональные и жизненные ситуации} под наблюдением и контролем со стороны психолога.

    Возможны различные варианты организации такой взаимопомощи! подростков в профессиональном и личностном самоопределении. Есте-'| ственно, не следует переоценивать реальную помощь в самоопределе-| нии в ходе подробных игровых процедур, поскольку главное предназна-, чение данных методик — сформировать у подростков готовность анали-1 зировать различные ситуации профессионального самоопределения делать обоснованные выборы.

    Вариант игры с микрогруппой в 3—4 человека

    Проводить данную игру лучше после уроков в отдельной комнате. '■ вариант игры может занять по времени около 1,5—2 ч. Игра рассчитана на учащихся IXXI классов.

    Общая схема этого варианта игры.

    1. Группе из 3 — 4 человек предлагается разыграть ситуацию, где 1—1 «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу даль нейшей судьбы после окончания школы. Соответственно участники рас-1 пределяют роли. Ведущий поясняет, что в ходе игры каждый должен побы-] вать в роли «учащегося». При этом каждый «учащийся» может представи свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплс до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свои сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько формирование готовности анализи-| ровать различные ситуации профессионального выбора.

    Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уро­вень разговора и нередко высказывают не совсем удачные мнения рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется со-| блазн быстро вмешаться и подсказать, как надо правильно консуль­тировать. Важно сдержать эти свои порывы, поскольку школьники сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать доволь­но сложно.

    Вмешательства ведущего оправданы в следующих случаях:

    • игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;

    • кто-либо из игроков (особенно игрок в роли профконсультанта);
      уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с|
      ним соглашаются;

    • игроки сами просят ведущего дать им конкретную справку или ин-|
      формацию (об особенностях профессии, о конкурсе в те или иные учеб-|
      ные заведения и т.п.);

    • игроки слишком увлеклись обсуждением какого-то частного вопроса;!

    412


    • одни игроки ведут себя слишком активно, а другие заняли откро­
      венно пассивную позицию, лишь наблюдая за происходящим (заметим,
      что такое распределение активности — самый плохой показатель эффек­
      тивности игры);

    • игроки явно начинают дурачиться.

    Задача ведущего на данном этапе — создать ситуацию, когда школь­ники сами поймут сложность настоящей консультации и обратятся за помощью.

    1. Через некоторое время подростки могут обратиться к ведущему с
      просьбой объяснить, как лучше и правильнее организовать консультацион­
      ную беседу, и тогда ведущий может подсказать это. Прежде всего можно
      прояснить, на какие вопросы следует обратить особое внимание, напри­
      мер, спросить, какие планы на будущее у «учащегося» (какую профессию
      он выбрал и куда собирается поступать), как он себе представляет трудно­
      сти на пути к своим целям и как собирается их преодолевать и т. п. В основу
      вопросов можно положить основные факторы выбора профессии, выде­
      ленные Е. А. Климовым, которые позволяют анализировать ситуации про­
      фессионального выбора (наличие личного профессионального плана, учет
      своих склонностей, способностей, знаний о выбираемой профессии, учет
      мнений родителей и сверстников, престижность выбираемой профессии и
      места учебы, а также потребность в профессии на рынке труда). Распределе­
      ние ролевых позиций в игре предполагает, что «учащийся», «родитель» и
      «профконсультанты» должны соответствовать этим ролям, т.е. вести себя
      соответствующим образом. Но это не означает, что наиболее умные и
      правильные высказывания должны делать только «профконсультанты».

    2. Завершается каждое проигрывание тем, что каждый высказывает
      свои пожелания данному «учащемуся», а «учащийся» соглашается или
      не соглашается с ними. Важно при этом, чтобы каждое мнение как-то
      обосновывалось, т.е. ведущий должен следить за тем, чтобы эти выска­
      зывания и обоснования были не столько эмоциональными и интуитив­
      ными, сколько разумными.

    Дальше участники перераспределяют роли, и игра возобновляется. Опыт показывает, что повторные проигрывания проходят более быстро и организованно.

    Вариант игры с микрогруппой в 5—6 человек («Защита профессии перед родителями»)

    В данном варианте есть возможность разыграть сцену, когда «родите­ли» явно не согласны с выбором профессии «учащегося». Данный вари­ант может использоваться как самостоятельная игра («Защита профес­сии перед родителями»), а может быть органично включен в игру «Проф­консультация» по выше обозначенной схеме.

    В последнем случае общая схема игры примерно следующая.

    1. Сначала игроки распределяют роли: один «учащийся», два-три «ро­дителя» и два-три «профконсультанта». Предполагается, что в течение всей игры как минимум два-три человека должны побывать в роли «уча­щегося», поэтому данный вариант игры может занять больше времени, чем ее первоначальный вариант (см. выше).

    413

    1. Перед игрой организуется небольшой подготовительный этап. От-1
      дельно готовится к игре «семья» («учащийся» и его «родители») и отдель»|
      но «профконсультанты». «Семья» сама определяет, в чем заключаются eel
      разногласия между «учащимся» и его «родителями». При этом каждая сто-1
      рона обдумывает и проговаривает свои аргументы (лучше когда «родите-,
      ли» не просто «возражают» против выбора «учащегося», но и предлагают!
      свой вариант выбора). При этом возможны случаи, когда и среди самих!
      «родителей» нет общего мнения о том, что делать «учащемуся» после окон-J
      чания школы. «Профконсультанты» готовятся с помощью ведущего игры,]
      который может подсказать им, какие вопросы задавать «клиентам», на|
      что обращать наибольшее внимание, как вести себя в ходе консультаций!
      и т.п.

    2. «Семья» возвращается и кратко разыгрывает спор по поводу даль
      нейшей судьбы «учащегося». Члены «семьи» должны просто обозначь
      свои основные позиции и аргументы. «Профконсультанты» и ведущиИ
      молча наблюдают за этим. Данный этап должен занять не более 10 мин;!

    3. Далее все садятся за общий стол, и разыгрывается беседа-консуль
      тация. Игроки задают друг другу вопросы, обсуждают их, спорят, об
      основывая свои точки зрения. С одной стороны, задача ведущего — н|
      допускать хаоса в разговоре, а также неуправляемых эмоциональных спс
      ров, перерастающих в конфликты. С другой стороны, задача ведущего •
      постоянно активизировать и даже провоцировать участников на выскаг|]
      зывания и обсуждение разных точек зрения. Ни в коем случае ведугвд
      не должен брать всей инициативы в свои руки, т.е. не превращаться
      единственного (или в единственно правого) «профконсультанта».

    В ходе такого разговора может выясниться, что проблемы «семьи больше связаны с разногласиями не по поводу выбора профессии, а поводу совершенно иных проблем (например, проблем лени ребенк его увлечения курением или даже наркотиками). С одной стороны, де часто проецируют те проблемы, которые их реально волнуют, и эти пр лемы нередко представлены в их сознании довольно хаотично. Когда пси хологу удается «раскрутить» участников игры на 'такие откровения, это один из показателей заинтересованности игроков в данных проблв мах и в данной методике. Но с другой стороны, эта игра направлен именно на проблемы профессионального самоопределения, поэтому ] дущий должен тактично напоминать о главной игровой цели — помоч «учащемуся» выбрать профессию и при этом сохранить взаимопонил ние в «семье».

    5. В конце этой игры также подводятся итоги, т.е. каждый участник i
    очереди высказывает свои пожелания и рекомендации «учащемуся»,
    затем и сам «учащийся» высказывает свое отношение к этим рекоме1
    циям. Далее выбирается новый «учащийся», и игра повторяется.

    Вариант игры с классом

    Данный вариант позволяет охватить гораздо больше участников, че предыдущие варианты игры. Однако качество (обстоятельность) бесед и обсуждений будет намного скромнее, чем в вышеобозначеш вариантах. Данный вариант игры занимает по времени один урок (хо

    414

    возможно и некоторое увеличение времени на игру в зависимости от расписания и т. п.). Общая схема игры.

    1. Все участники делятся на пары (возможно разделение и на команды
      в три человека, особенно когда в классе нечетное количество учеников).

    2. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а
      кто-то — «профконсультантом».

    3. Ведущий знакомит всех с общей схемой разговора. Профконсуль­
      танты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся кратко отвечать на
      них. Лучше эти вопросы кратко обозначить на доске: 1) какую профес­
      сию собирается выбрать учащийся; 2) куда он собирается поступать пос­
      ле школы; 3) какие трудности он видит на пути к своей профессиональ­
      ной цели; 4) как он собирается преодолевать эти трудности, как собира­
      ется готовиться к профессии и поступлению в профессиональное учеб­
      ное заведение; 5) есть ли у него резервный вариант выбора?

    4. Лучше, если каждый участник на отдельном листочке бумаге нари­
      сует табличку, в которой будут отражаться итоги беседы.

    5. В течение 7—10 мин участники игры проводят первую беседу, зада­
      вая друг другу эти вопросы и отвечая на них.
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   58


    написать администратору сайта