Главная страница
Навигация по странице:

  • 15.7. Главный этический ориентир

  • Вопросы и задания

  • Рекомендуемая литература

  • ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ

  • М. С. Савина Пряжникова Е. Ю


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеМ. С. Савина Пряжникова Е. Ю
    Дата28.03.2023
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPryazhnikova-E.-YU.-Proforientatsiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vyi.doc
    ТипДокументы
    #1020664
    страница42 из 58
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   58

    402

    личных забот и невзгод, истинного смысла и источника которых они, однако, не сознают... Задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы по­стоянно превращать личные невзгоды людей в общественные про­блемы и рассматривать общественные проблемы под углом зре­ния их значимости для жизни индивидуума» (Миллс Р., 1959, с. 424-425).

    Научить школьника рассматривать свои проблемы в контексте развития общества и всей культуры — значит прежде всего сфор­мировать у него иммунитет против манипуляции со стороны раз­личных «официальных» идеологов, и прежде всего со стороны современных средств массовой информации, которые, по мнению многих психологов, формируют «стандартного человека», равно­душного к проблемам общества. Но сначала этому должны научиться сами педагоги и психологи, работающие со школьниками.

    15.7. Главный этический ориентир в работе профконсультанта

    Подводя итог, можно сформулировать главный этический ори­ентир профконсультанта, пытающегося помочь клиенту самооп­ределиться в конкретной социокультурной ситуации. Это — куль­тивирование права каждого человека (клиента) на построение и реализацию уникальной жизни, ни на что не похожей профессио­нальной карьеры, но права, не ущемляющего таких же прав дру­гих людей (которые на данный момент не являются «клиентами» данного профконсультанта). Иными словами, психолог-профкон-сультант не должен поощрять стремление своего клиента строить свое благополучие (успешную карьеру) за счет интересов других людей и всего общества.

    Такой ориентир соотносится с современными взглядами на проблему чувства собственного достоинства. В частности, Дж. Ролз определяет самоуважение и чувство собственного достоинства как «первичное благо», которое лежит в основе всех человеческих стремлений и действий и которое необходимо учитывать при по­строении справедливого общества. Чувство собственного досто­инства (по Дж. Ролзу) включает в себя два основных момента: во-первых, «ощущение человеком своей собственной значимо­сти, его твердое убеждение в том, что его концепция собственно­го блага, жизненного плана заслуживает реализации»; во-вторых, уверенность в собственных способностях, «поскольку во власти че­ловека выполнить собственные намерения» (Ролз Дж., 1995, с. 385). К этому можно добавить, что по-настоящему человек может себя уважать тогда, когда, с одной стороны, он достигает успеха, а с Другой стороны, сохраняет свое достоинство (совесть, репутацию,

    403

    не отказывается от того, чтобы считать себя порядочным челове­ком). К сожалению, такие люди встречаются нечасто, но, быть может, в этом тоже есть смысл: ведь если чего-то становится слиш­ком много, то это неизбежно обесценивается.

    Таким образом, достойным может считать себя только тот че­ловек, который «уверен в собственных способностях» и готов реа­лизовать свою концепцию блага, т.е. готов выступить субъектом построения своего счастья. Но человек живет в реальном обще- i стве и взаимодействует с другими людьми, и у всех этих людей j есть свои концепции блага, которые часто вступают друг с другом ] в неизбежные противоречия. В справедливом обществе, отмечает] Дж.Ролз, люди должны стремиться к тому, чтобы уравновесить] свои интересы, т.е. «договориться» и пойти на определенные ус-| тупки друг другу. А это означает, что даже в справедливом обществе! неизбежны определенные уступки и внутренние компромиссы. При-| чем неизбежными становятся уступки и в самом главном — в чув-| стве собственного достоинства. Но только в этом случае, уступая! даже в столь важном для себя, как в чувстве собственного достоин-1 ства, человек и все общество получают гораздо больший выиг-| рыш — стабильность всего этого общества и его дальнейшее разви-| тие, а значит, и расширение возможностей для самореализации! каждого отдельного члена такого общества (см. там же).

    И именно здесь человек превращается из отдельно взятого ин-| дивида в подлинную личность, сопричастную общественным ин­тересам, и у человека появляется то, что «поздний» А. Адлер на-| зывал «чувством сопричастности с обществом» и к чему призы­вал стремиться. На самом деле, человек, ориентированный интересы общества (а еще лучше — Культуры), не столько «терЯ1 ет» свое достоинство в неизбежных уступках интересам др> людей, сколько возвышает его. В данном случае можно говорр что достоинство проходит настоящую проверку — проверку чимости цели и смысла, ради которых человек живет и може вообще считать или не считать себя личностью, а самой высшей такой целью как раз и считается служение другим людям и обще| ству в целом.

    Но, как сказал французский революционер и писатель Н. Шам| фор, слишком большие достоинства подчас делают человека нет пригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитка| ми — там нужна разменная монета, особенно мелочь. А это зна чит, что проблема для многих людей все-таки остается. И здесь i помощь самоопределяющимся людям может прийти профконсул тант, но при условии, что он сам хотя бы пытается разобраться i этих сложнейших проблемах.

    Важным условием достойной работы профконсультанта яе ется также отказ от насилия над личностью клиента, когда са клиент не стремится быть каким-то особенным, а видит свое сч|

    404

    стье в том, чтобы не отличаться от других («быть не хуже других»). Психолог-профконсультант в этом случае должен лишь показать саму возможность построения разных вариантов счастья. Но окон­чательный выбор остается за самим клиентом. И именно поэтому корректнее говорить не о самоопределении, к которому готовы далеко не все клиенты (и не все психологи-консультанты), а о профориентации, высшим уровнем которой как раз и является вывод клиента на уровень самостоятельности и осознанности при решении важных жизненных вопросов.

    Но тогда остается вопрос: должен ли психолог допускать, что­бы кто-то из клиентов не стремился к высшим уровням самооп­ределения? Как это ни покажется странным, но здесь срабатывает «экологический принцип» практической психологии. Согласно этому принципу, как и в природе, в человеческом обществе должно быть многообразие различных видов. Как и в природе, имеют пра­во на существование и хищники, и молчаливые рыбы, и граци­озные олени, и щебечущие птичьи стаи.

    В человеческом обществе все не могут быть одинаково прекрас­ными. И у каждого человека должен быть выбор. Главная проблема для профконсультанта состоит в том, чтобы, с одной стороны, не способствовать явно антисоциальным жизненным выборам, а с другой стороны, не ограничивать свободу самоопределения даже для людей с примитивными ориентациями. Смысл свободы — в праве отказываться от высших идеалов самоопределения. А задача профконсультанта — все-таки сориентировать клиента в много­образных вариантах построения своего счастья (включая и самые благородные варианты). И, как нам представляется, говорить о благородных вариантах намного сложнее, чем о вариантах прими­тивных и однообразных.

    Вопросы и задания

    1. В чем заключается «этический парадокс» предмета и метода психо­
      логии и каковы основные варианты смягчения этого «парадокса»?

    2. Почему не правомерен вопрос о полном отказе от манипуляции
      сознанием клиента? Приведите примеры неизбежной манипуляции со­
      знанием клиента.

    3. Можно ли формировать субъекта построения своей жизни или
      субъект формируется сам?

    4. В чем заключается главный этический ориентир профессионально­
      го развития психолога?

    5. Чем отличаются «семейственность» и «кастовость» в науке?

    6. Раскройте смысл этического принципа: «Не навреди!» Приведите
      примеры, когда психолог мог бы «навредить» клиенту.

    7. Обсудите следующую ситуацию. Как быть, если соискателя степени
      кандидата психологических наук буквально накануне защиты (когда уже
      вложены немалые силы и средства) ставят перед выбором: либо он пла-

    405

    тит «эксперту», придравшемуся к некоторым незначительным ошющ-| ностям в тексте диссертации, некую кругленькую сумму, либо автори«| тетный «эксперт» сделает все, чтобы «завалить» соискателя на защите?

    1. Должен ли преподаватель психологии быть развитым этическим-!
      субъектом своего труда? Почему?

    2. Чем вызвана необходимость выделения нравственного уровня эти-J
      ческой регуляции деятельности психолога помимо нормативно-право-;]
      вого и морального уровней?

    10. Приведите пример реальной общечеловеческой ценности, которой!
    должен руководствоваться психолог в работе с большинством клиентов.

    Рекомендуемая литература

    Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Человек j мире слов/ Сост. О.Е.Осовский. — М., 1995.

    Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-челове* коведа // Психологический журнал. — Т. 14. — 1994. — № 4. — С. 130— 1]

    Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

    Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.

    Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии. — М.; Воронеж^ 2002.

    РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Мы проанализировали теоретико-методологические основы профориентации, а также представили практический материал по организации и проведению групповых занятий с самоопреде­ляющимися подростками и клиентами на индивидуальных проф-консультациях. Основной акцент при этом был сделан на суще­ствующих проблемах в теории и практике профориентационной работы.

    Как было показано в пособии, традиционные подходы в проф­ориентации, основанные на тестировании и выдаче рекоменда­ций о готовности к профессии (о возможной успешности в дан­ной деятельности), часто оказываются не очень эффективными, поэтому в целом неизбежен дальнейший поиск новых подходов. Ведь очень часто и прогнозы успешности на уровне обыденного сознания, и «научно обоснованные» прогнозы приводят к откро­венным конфузам. Например, бывшие двоечники оказываются выдающимися людьми, а отличники ведут себя недостойно в от­ветственные жизненные моменты.

    В качестве перспективных можно выделить следующие зада-чи исследования профориентационной пробле­матики.

    1. Торетический анализ и обобщение отечественного и зарубеж­
      ного опыта профориентационной работы (психологии карьеры).

    2. Разработка и апробирование наиболее эффективных систем
      профориентационной работы на уровне отдельных предприятий
      (включая и работу со школьниками), городов, регионов и всей
      страны.

    3. Разработка принципиально новых методов практической ра­
      боты и профориентационного исследования, преимущественно
      основанных не на попытках все и вся просчитать (самоопределе­
      ние — слишком неформализуемое психологическое образование),
      а на более простых и естественных подходах, более понятных как
      клиентам, так и самим психологам-профконсультантам.

    4. Разработка этических основ профориентационной работы.
      Главная проблема здесь заключается в том, что реально в совре­
      менном обществе все люди не могут быть одинаково прекрасны­
      ми и благородными, все не могут заниматься лишь благородным

    407

    и творческим трудом: кому-то приходится выполнять и менее при-влекательные работы. Более того, ориентация человека лишь на самые лучшие образцы самореализации может отторгаться мно­гими людьми, и тогда такая «благородно» ориентированная проф^ ориентация может восприниматься как насилие над теми, кто не стремится к высотам духовного роста. Это получило название эко-| логического подхода в профориентации. Экологический подхс основан не только на праве человека делать выборы, с которым^ мы (как люди и как специалисты) не согласны, но и на известно» экологическом принципе, согласно которому лишь многообразий и оптимальное соотношение видов (в частности, видов и типо| людей) обеспечивают гармонию данной системы (в частности, щественной системы). Иными словами, в человеческом общест и дурак имеет право на существование, более того, право стат дураком также один из показателей свободы выбора. Поэтому ] альная этика профориентационной помощи не так проста и нальна, как иногда кажется.

    5. Выявление и обоснование минимально необходимого пере^
    ня профориентационных услуг, которые каждый человек долж«|
    получать бесплатно и квалифицированно, а также перечня
    луг, которые можно получать и в негосударственных консульт
    тивных центрах. Это связано с тем, что любое уважающее
    государство (и соответствующее руководство) должно быть о£
    покоено тем, чтобы таланты граждан использовались на благо i
    общества. А это означает, что полноценная профориентации
    помощь — это не только личное дело каждого, это еще и важне
    шая государственная (управленческая) проблема. И надо признат!
    что сейчас в нашей стране эта проблема почти не решается. «Eel
    ственный отбор» талантов в условиях стихийного «рынка труд
    приводит к тому, что талантливые люди зачастую не реализу
    себя полностью, вынужденные просто бороться за свое сущее
    вание, и общество в целом пока не очень-то развивается. В
    реального счастья нет. Хотя есть счастье, выставленное напо*

    в чем-то очень фальшивое.

    1. Разработка основ развития личности самого профконсульт
      та и совершенствование на этой основе образовательных прог
      (включая и программы повышения квалификации, и програ
      дополнительного образования) для работы с психологами-щ
      консультантами.

    2. Постепенное перенесение акцента с подходов, орие*
      ванных на способности человека (прежде всего, нигелле*
      ные и коммуникативные), на подходы, в основе которых ле
      приоритет морально-волевой готовности к реализации своих:
      ненных и профессиональных планов. Ведь часто успеха достиг
      не столько умные, сильные и красивые, сколько именно воле!
      люди, а в основе настоящей (не декоративной) воли все-т

    должна быть идея (смысл, благородная или просто великая цель). И проблемы здесь могут быть не только теоретические — на уров­не обоснования смены парадигмы профориентационной работы, но и практические, поскольку для многих клиентов, руководите­лей и «заказчиков» тема воли (да еще морально-волевой готовно­сти!) очень непривычная и болезненная.

    8. Определение (уточнение) возможных критериев успеха в карьере. Неразработанность данного вопроса часто приводит к тому, что люди, особенно молодые, просто оказываются дезориентиро­ванными и в итоге стремятся к ложным идеалам. А последующее прозрение бывает слишком запоздалым. Сюда же можно отнести и критерии успеха для самих психологов-профконсультантов, ведь нередко именно они оказываются «сапожниками без сапог» — по­могая самоопределяться другим людям, сами нередко считают себя неудачниками (и дело не только в унизительной зарплате).

    Для того чтобы подчеркнуть сложность обозначенных выше проблем, приведем в завершение слова Эразма Роттердамского: «Чаще побеждает тот, кого не принимали всерьез».

    408

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ПРИЛОЖЕНИЕ fl
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   58


    написать администратору сайта