Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема профессиональной совести профконсультанта

  • Правовой уровень регуляции.

  • Моральный уровень регуляции.

  • Нравственный поступок в психолого-педагогической деят

  • «Воодушевленность» как важное условие нравственно-воспита­

  • 15.5. Традиционно выделяемые этические

  • Принимай человека таким, каков он есть!

  • Сохраняй конфиденциальность! Ъ

  • Уважай своих коллег по работе, их право на профессионс

  • Соблюдай профессиональную компетентность

  • Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом

  • Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и

  • Соблюдай добровольность участия в психологических процедурах!

  • Уважай

  • 15.6. Проблема общечеловеческих ценностей

  • М. С. Савина Пряжникова Е. Ю


    Скачать 4.4 Mb.
    НазваниеМ. С. Савина Пряжникова Е. Ю
    Дата28.03.2023
    Размер4.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаPryazhnikova-E.-YU.-Proforientatsiya-ucheb-posobie-dlya-stud-vyi.doc
    ТипДокументы
    #1020664
    страница40 из 58
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   58

    388

    15.4. Основные уровни рассмотрения и решения этических проблем в работе профконсультанта:

    правовой, моральный и нравственный. Проблема профессиональной совести профконсультанта

    В условиях легализации рыночных отношений, а главное — в условиях, когда все большей реальностью становятся так называ­емые «рыночные личности» (по Э.Фромму), важно определить, каковы уровни этической регуляции деятельности самых разных людей, влияющие на их сущностные жизненные и профессио­нальные выборы. Также интересно рассмотреть, чем может руко­водствоваться психолог-профконсультант в сложных этических си­туациях. Традиционно в этике выделяются правовой, моральный и нравственный уровни.

    Правовой уровень регуляции. На правовом уровне четко форму­лируются правила поведения в конкретном обществе (в виде офи­циально принятых законов, кодексов, конституций, положений, ZK.аЖностных инструкций и др.), а также определяется ответствен­ность за нарушение этих правил. Человек, попавший в сложную ситуацию, может ориентироваться на существующие законы. Ори­ентация на законы является также важным регулятором этиче­ского поведения.

    Психолог-профессионал в своей деятельности, как и любой гражданин, обязан выполнять существующие законы своей стра­ны, а также стремиться к выполнению норм международного пра­ва, тем более что во многих международных документах затраги­ваются существенные аспекты психолого-педагогической помо­щи разным людям.

    Основные международные и отечественные правовые докумен­ты, определяющие работу педагога и психолога: «Всеобщая дек­ларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании» и др.

    Моральный уровень регуляции. Смысл выделения морального Уровня регуляции деятельности психолога состоит в том, что он отражает существующие традиции, правила, нормы и даже пред­рассудки, определяющие взаимоотношения между психологами и клиентами, психологами и заказчиками, а также между самими коллегами-психологами. Особенность этих норм заключается в том, что они зачастую не имеют обязательной силы (по крайней мере, ответственность за их нарушение не сравнима с ответственностью За нарушение норм официального закона). Заметим, что и эти (моральные) нормы также могут быть несовершенными, но пси­холог, работающий с реальными людьми, должен учитывать, на что большинство из них ориентируются, чего они ожидают от Профессионального поведения самого психолога.

    389

    Как это ни парадоксально, но приходится учитывать (в том чис ле) и некоторые ошибочные, неоправданные ожидания от пи холога и в какой-то мере даже «подыгрывать» этим ожиданиям.

    Естественно, с разными клиентами поведение психолога та* же будет разным, но в любом случае он должен не навязываа своего личного представления о правильном поведении, а бь более гибким во взаимоотношениях с разными людьми.

    В психологии моральный уровень обычно отражается в этиче ских принципах профессиональной деятельности, которые болподробно будут рассмотрены в следующем подразделе.

    Смысл подлинной нравственности заключается в том, что ч( ловек в сложной этической ситуации берет ответственность за ci поступки на самого себя. При этом если на уровне нормативн| правового регулирования ответственность во многом nepei дывается на существующие законы (от человека требуется Л1 правильно их исполнять), если на уровне моральной регуляг ответственность перекладывается на общественное мнение (и зде от человека требуется действовать в соответствии с существую! ми нормами поведения), то на уровне нравственной регуляции ловек обращается к своей совести и уже сам несет ответственнс за свои действия. Как писал М.Ганди, «в вопросах совести зак| большинства не действует». А еще задолго до него Квинтили! говорил, что сама «совесть — это тысяча свидетелей».

    Проблема состоит в том, что хотя в обществе и существу! определенные представления о совести, но главное — ответе ность самого человека, когда он становится по-настоящему ческим субъектом.

    Существуют реальные сложности в реализации нравстве* позиции психолога: 1) коллеги, клиенты, студенты могут не нять и даже осудить такого психолога, ведь нравственная поз! может заключать в себе определенный вызов примитивному обВ ственному мнению; 2) формально никто не вправе требовать! психолога, чтобы он был нравственным; 3) недопустимо форГ лизовывать нравственно-воспитательную работу, это привело f" неизбежному опошлению самой идеи профессиональной coi

    Нравственный поступок в психолого-педагогической деят сти. При рассмотрении этических проблем психологии прс поступка все больше становится важным отправным пункто» только для анализа реального поведения психолога, но и для * мирования у него готовности к действиям при решении прг ческих, исследовательских и других проблем. М. М. Бахтин в* ляет следующие основные свойства поступка:

    - нетехнологичность (аксиологичность) поступка, обрече* на непонимание большинства окружающих, когда исполне техническая сторона — нечто второстепенное, главное же —' факт поступка;

    390


    • единственность поступка (по принципу: «Это могу совершить
      только я и только в данное время»);

    • ответственность за совершаемый поступок, т.е. понимание
      того, что при самых благородных намерениях конкретные дей­
      ствия могут ухудшить ситуацию для других людей;

    • со-бытийность поступка, т.е. его включенность в реальную
      жизнь, а не чисто умозрительные рассуждения о благородстве
      (см.: Бахтин М.М., 1995).

    М. М. Бахтин выделяет три основных варианта совершения по­ступка:

    • ценность настолько глобальна, что противоречие с другими
      ценностями исключено (например, жизнь ребенка);

    • поступок основан на индивидуальной системе ценностей (на­
      пример, «крестьянская мудрость» и «здравый смысл», позволяю­
      щие человеку вести себя достойно в сложных ситуациях);


    • предполагается длительная внутренняя работа с ценностями,
      проведенная ранее или ведущаяся непрерывно. Именно «длящий­
      ся поступок» (по М. К. Мамардашвили) превращается в средство
      саморазвития личности, в том числе и личности самого психо­
      лога.

    Например, в деятельности преподавателя психологии это мог­ло бы быть смелое обсуждение тех реальных проблем, которые волнуют многих людей в обществе, но о которых пока еще боль­шинство даже боятся серьезно задумываться, а не то что обсуж­дать эти проблемы публично. Это может быть также открытое пуб­личное осуждение поборов и взяток со стороны коллег-препода­вателей, но на такой поступок пока еще мало кто способен, ведь многие могли бы воспринять это как явное «отклонение» от норм поведения «порядочного» психолога, а кто-то на этой основе во­обще мог бы поставить такому смелому психологу «диагноз».

    «Воодушевленность» как важное условие нравственно-воспита­тельной работы психолога. Личность педагога и личности учени­ков, — это определенные «волевые центры», считает Г. Мюнстенберг. «Когда мы входим в класс и заинтересовываемся учениками, мы в их глазах являемся волей, а они являются волей в наших гла­зах», — пишет он (Мюнстенберг Г., 1997, с. 44—45).

    Интересны рассуждения Г. Мюнстенберга о главной задаче учи­теля: «Об учителе, сидящем за своим столом, точно так же, как о священнике на кафедре, можно сказать, что, не имея веры в сердце, он осужден... Воодушевленная вера в ценность челове­ческих идеалов — это самое лучшее, что ребенок может приоб­рести, сидя у ног учителя. В высшем смысле это самая полезная ВеЩь, которая может быть усвоена в классе» (там же, с. 307 — 309).

    Таким образом, речь идет не просто о воодушевленности, а именно о воодушевленности благородными идеями. Но каков кри-

    391

    терий благородства идей? Вероятно, здесь важен сам поиск бла-| городной идеи, а не просто четкая фиксированное^ на благород^ стве, уже кем-то определенном. Но и в таком поиске важно учи4| тывать опыт культуры, т.е. от чего-то все-таки отталкиваться, а ней начинать с «чистого листа». И здесь мы приходим к проблеме «об-Ц щечеловеческих ценностей» — о ней речь пойдет в 15.6.

    15.5. Традиционно выделяемые этические принципы профконсультирования

    Не навреди! Применительно к практике профессионально! консультирования этот принцип относится, скорее, к очевидно му уровню, это как само собой разумеющееся. Было бы страннС если бы о работе профконсультанты судили бы по тому, скс ким людям они «не навредили». Поскольку профессионально самоопределение по сути своей конструктивно в отличие от пс» хиатрии и психотерапии, где успехом считается стабилиза! заболевания, то для профконсультанта можно было бы сказа! несколько иначе: сделай лучше!

    Не оценивай! Поскольку вообще без оценок (в том числе и п« ложительных) работать немыслимо, иногда этот принцип Ч няют: не навешивай ярлыков! Но можно было бы сказать еи проще: не произноси отрицательных оценок вслух!

    Принимай человека таким, каков он есть! Этот принцип ется в особом комментарии. Л.А.Петровская, анализируя под ды К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой ус новке терапевта, как "безусловное позитивное принятие", еле ет иметь в виду, что она относится к чувствам "клиента" и отн* не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в признание права на какую угодно гамму собственных чувств § риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская Л,| 1982, с. 36).

    Сохраняй конфиденциальность! Ъ условиях работы профконс танта в школе все-таки приходится сообщать какие-то результ своей работы (самого общего плана) администрации, кото| также имеет право знать, что именно делает психолог-kohcjT тант с вверенными ей учащимися. Но категорически запрег сообщать сведения о школьниках, которые могут нанести им Щ какой-либо ущерб, даже тогда, когда сами школьники будут| являть, что им «все равно, что о них будут рассказывать».

    Уважай своих коллег по работе, их право на профессионс творчество и самостоятельный выбор методов работы! Kpt дискуссии должны проводиться аргументированно и та* Недопустимым является выяснение отношений между коллеи и сотрудниками в присутствии клиентов (тем более если это \

    392

    щиеся). Для того чтобы лучше понять данный принцип, рассмот­рим пример «от противного». На занятиях лектор постоянно ссы­лался на известную работу «Анти-Карнеги, или Человек-манипу­лятор» (1992), автор которой Э. Шостром. Он постоянно говорил: «Шостром сказал..., Шостром написал...» В конце лекции к лек­тору подошла студентка, извинилась и тихо, чтобы никто не слы­шал, сказала: «А вы знаете, что Эверет Шостром — это женщина...» Поразительно то, что она могла бы не только продемонстриро­вать на самих лекциях свою эрудицию, но и реально посрамить преподавателя перед своими сокурсниками. Но она этого не сде­лала, проявив то, что у психолога должно цениться выше всяких знаний и владения методиками, — профессиональный такт и раз­витую человеческую этику.

    Соблюдай профессиональную компетентность: не передавай сложные психологические методики неподготовленным специа­листам и сам не используй методики, которыми в должной степе­ни не владеешь!

    Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом: не позволяй ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждо­го человека всегда должен оставаться хоть небольшой тайничок души, недоступный никому), а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие!

    Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки!

    Не выставляй свои знания напоказ, стремись помогать клиенту самостоятельно формулировать те или иные положения и выво­ды! Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда кли­ент захочет что-то сказать, даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил», и тогда, когда клиент хочет сказать какую-то глу­пость.

    Соблюдай добровольность участия в психологических процедурах! Полная реализация данного принципа в условиях школы может привести к тому, что к обычному (не сверхталантливому!) психо­логу значительная часть учащихся просто не будет приходить на психологические и профориентационные занятия (слишком ве­лик для школьников соблазн заняться чем-то другим, а дел у под­ростков, как известно, очень много). Поэтому этот принцип лучше немного уточнить: сочетай принцип добровольности (при проведе­нии индивидуальных профконсультаций, личностных опросников, игровых и психотерапевтических форм работы) с принципом обя­зательности (при проведении общих семинаров и лекционных форм работы). Для самих школьников меньше будет терзаний по поводу того, куда «можно не ходить», а где быть обязательно. Естествен­но, что при консультировании взрослых клиентов принцип доб-

    393

    ровольности должен реализовываться более полно (за исключе­нием случаев обязательного прохождения собеседования с проф-J консультантом, где у клиента также остается право добровольно! выбирать ту или иную степень откровенности и глубины консульЧ тации).

    Уважай себя как человека и как специалиста!'Часто можно ус-| лышать следующие красивые слова: «Главное средство работы] психолога — это его собственная личность». Но личность является! высшей ценностью, и поэтому она не должна выступать в каче-'i стве «средства». В качестве средства достижения каких-либо целей! и человек, и его личность выступают лишь при извращенном по-| нимании рыночных отношений, когда все что угодно (и личность,! и любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обога-1 щения или для получения каких-то благ. Перефразируя форму-| лировку Э.Фромма «Я такой, какой я вам нужен», где челове* самостоятельно берет на себя роль товара на «рынке личностей» (Фромм Э., 1990, с. 153), можно было бы сказать так: «Моя личнс будет такой, какой она нужна для решения ваших проблем, но... н«| такой, какой она нужна мне для собственного развития». Есл» специалист-человековед к самому себе относится как к средству! то может ли он полноценно помогать другим людям? А в качест средств все-таки должны выступать специальные психологический! методики, в том числе и так называемые внутренние средст профессиональной деятельности психолога (его знания, опыт| вербальные и невербальные средства общения и т. п.). Уважая себя| мы начинаем лучше понимать и уважать наших клиентов!

    Проблема этического «имиджа» психолога-практика является очень непростой. С одной стороны, имеется множество примеров! когда учащиеся, а нередко и обращающиеся к психологу клиен| ты вполне довольны, если преподаватель или консультант веде себя не только бесцеремонно, но и манипулятивно, директивнс внушая клиентам и ученикам, что и как делать в различных жиз| ненных ситуациях. С другой стороны, высшей степенью уважет к клиенту и основой профессиональной этики психолога являет ся создание такой ситуации, когда клиент сам (но с помощь психолога) решает свои проблемы. Здесь психолог мог бы пс пенно заинтересовывать и ненавязчиво обучать клиента решенш своих жизненно важных вопросов, да еще так, чтобы у клие* было ощущение, что в основном это он сам действует и сам пр* нимает решения.

    Но если клиент отказывается (или даже сопротивляется) дуЦ мать самостоятельно, то перед психологом возникает сложи! этический вопрос: какую позицию занимать в работе с таким «ее противляющимся» клиентом? Реально возможны следующие пс зиции: 1) идти на поводу у клиента (фактически это вариант не уважительного к нему отношения, так как психолог просто

    хочет с этим клиентом возиться»); 2) давить на клиента, когда психолог буквально заставляет его занимать позицию «субъекта» (такое давление также вряд ли назовешь этичным, так как получа­ется «субъект из-под палки»); 3) активизировать клиента, посте­пенно включать клиента в сам процесс совместных рассуждений через интересные, увлекательные консультативные процедуры.

    Проблема имиджа психолога-консультанта тесно связана с проблемой профессионального стереотипа. С одной стороны, та­кой стереотип помогает клиенту увидеть в данном психологе «на­стоящего консультанта» (или «настоящего психотерапевта»), ведь поначалу клиент пристально наблюдает за психологом и хочет увидеть в психологе то, что соответствует его ожиданиям. Таким образом, соответствие стандартным представлениям о «настоя­щем» психологе помогает самому психологу-практику быстрее установить с клиентом эмоционально-доверительный контакт и в каком-то смысле успокоить клиента. Но с другой стороны, если постоянно оставаться в рамках данного профессионального сте­реотипа, т.е. постоянно соответствовать ожиданиям клиента, то это будет сильно сковывать творчество и импровизацию психоло­га, а значит, не будет способствовать развитию консультационно­го взаимодействия с клиентом.

    Психолог должен с какого-то момента постепенно отходить от профессионального стереотипа, становясь самим собой, реализуя индивидуальный стиль своей профессиональной деятельности, по­казывая тем самым и клиенту пример освобождения от ненужных условностей. Заметим, что и клиент часто поначалу реализует что-то похожее на стереотип — стереотип «настоящего, правильного клиента», ведь и он заботится о своем «имидже».

    15.6. Проблема общечеловеческих ценностей в работе профконсультанта
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   58


    написать администратору сайта