М. С. Савина Пряжникова Е. Ю
Скачать 4.4 Mb.
|
АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ОПРОСНИК «ПЕРЕКРЕСТОК» Методика включает в себя две основные части. Первая часть методики — «Перекресток-1» — предназначена для опрЫ деления наиболее предпочтительных для клиента «предметов (сфер) тру! да» и «средств труда». Это позволяет в итоге уточнить наиболее привлека| тельные профессии (по специальной таблице — на пересечении, т.е. «перекрестке» привлекательных предметов и средств). Вторая часть методики —«Перекресток-2» — является вспомогательно и предназначена для определения наиболее привлекательного для кли| ента «уровня профессионального образования» и его предполагаемог «уровня самостоятельности в труде». В итоге это позволяет соотнести; вень профессиональных предпочтений (претензий) клиента и его готов| ности самостоятельно, инициативно и творчески реализовать свои пр тензии (по специальной таблице — на пересечении, т.е. опять же «перекрестке», уровня профессионального образования и уровня само стоятельности). Данная методика является активизирующей, т.е. собственно психодиагностический эффект в ней не главное. Более важным является провоцирование размышлений самоопределяющегося клиента над сложными мировоззренческими проблемами, связанными с выбором профессии и учебного заведения. Однако если данную методику использовать вместе с другими известными методами профессиональной психодиагностики, то ее диагностический эффект может повыситься. В сборе и обработке данных для составления новых «норм» большую помощь авторам методики оказали психолог московской школы № 848 Е.В.Лямкина и педагог школы № 1 г. Долгопрудного Московской области О. Н. Мелехина. Методика предназначена для работы со старшеклассниками и со взрослыми клиентами. По времени вся методика занимает: «Перекресток-1» — около 1,5 ч, а «Перекресток-2» — около 40—45 мин. Методика «Перекресток», проведенная по полной схеме, больше подходит для индивидуальной профконсультации (в идеале — в комбинированном компьютерно-«ручном» варианте). Однако отдельные части методики могут использоваться как самостоятельные опросники, и тогда их можно включать в работу с группой (или классом). Результаты опросников (в «ручном» варианте использования) подсчитывают сами клиенты. Объясняется это тем, что методика активизирующая и клиенты должны понимать хотя бы общую логику осмысления своих результатов. Клиенты самостоятельно рисуют бланки ответов (естественно, если им понятно объяснили, как это делается, и показали пример такого бланка на классной доске). Поскольку методика «Перекресток» является активизирующим опросником, то и процедура должна строиться несколько иначе, чем при проведении настоящих «тестов». Отметим несколько особенностей процедуры данной методики. Психолога не должно смущать, что некоторые вопросы составлены в эмоционально провокационном плане. Такие вопросы — это малень кие философские дилеммы, а методики и задумывалась как провоциро вание размышлений над подобными вопросами. Например, вместо того чтобы прямо ставить данные вопросы перед клиентами (что, скорее все го, вызвало бы непонимание и даже определенные психологические барьеры), эти вопросы просто включены в другую деятельность — в запол нение бланка ответов. В итоге опросник воспринимается большинством клиентом как вполне нормальный. Некоторые вопросы психолог может по-своему комментировать, что также категорически запрещается при работе с «настоящим» тестом. Идея комментирования некоторых вопросов была подсказана учащими ся, которые часто сами (и по-своему) комментируют заинтересовавшие их вопросы. В данном случае психолог лишь просто перехватывает у них инициативу. Кроме того, психолог может через такие комментарии обо значать наиболее важные ценностно-смысловые акценты профессиональ ного и личностного самоопределения. 444 445 У некоторых педагогов и психологов могут возникнуть вопросы,! связанные с такими «предметами (сферами) труда», как «Антиобще ственная деятельность» и «Тунеядство». Конечно, включение этих групп ■> является нетрадиционным для подобных методик, хотя социологи и фи- 1 лософы, выделяя типичные группы населения в разных культурах, дав- I но говорят о «неизбежности» преступников и проституток, а социальные | педагоги — о том, что уже давно сформировался институт «профессио нальных нищих». К сожалению, часть подростков размышляют и о таких; перспективах своего самоопределения (иногда из озорства или осознан но, иногда вынужденно, в силу специфического социально-экономи-' ческого и духовного положения современной РФ). Смысл обсуждения; таких перспектив состоит не в том, чтобы поддержать подобные ориен- I тации подростков, а в том, чтобы открыто начать обсуждение данной! проблемы. Если не педагоги и психологи начнут обсуждать подобны^! вопросы, то тогда кто? К сожалению, другие «специалисты» времени! зря не теряют, и идея «криминализации общества» до сих пор еще весь ма популярна не только в подростковой среде. При обработке и интерпретации результатов в опроснике «Пер кресток» следует помнить, что некоторые «нормы» нами произвольно сдвинуты вверх. Например, норма для «Антиобщественной деятельно сти» для мальчиков раньше была: (-8) —(-4), и тогда многие попадали «плюс», что как бы «подтверждало» их намерения. Мы изменили норму^ и она стала выглядеть так: (-3)—(+3), и теперь уже редко кто из подростке попадает в «плюс». Аналогично изменена норма для «Тунеядства»: с (-5) - (-2) до (0) — (+5). Соответственно изменены нормы для девушек: по «Ан тиобщественной деятельности» — с (-7) —(-3) до (-3)—(+5), а для «Бро-1 дяг-попрошаек» — с (-6)—(-3) до (0) —(+6). На этапе подведения итогов могут возникать ситуации, когда то сильно недоволен результатами. Ни в коем случае нельзя слишко* серьезно подходить к таким результатам. Например, возможна ситуация когда психолог может примерно так «успокоить» клиента: «Скорее вс嫧 го, у вас просто плохое настроение, и в другой раз результаты буд несколько иными», «Это не ваша вина: скорее всего, методика не ее всем удачная» и т.п. Но в любом случае клиент может не только маться над такими неудачными результатами, но и как-то эмоционал* но отнестись к такой неудаче. Как уже отмечалось, методика «Перекресток» не является психоди гностической в строгом смысле слова. Соответственно и результаты имен лишь относительную диагностическую ценность. Для повышения дк гностической ценности опросника «За и против» следовало бы соблв следующие условия: исключить «провокационные» и «эмоционально не нейтральные вопросы (после чего методика значительно потеряла бы в активизиру щем плане и воспринималась бы многими клиентами-учащимися более скучная); не комментировать даже некоторые вопросы в ходе проведен! методики (но тогда психолог не имел бы возможности делать акцеь на наиболее существенных проблемах профессионального самоопред ления, что также снизило бы активизирующий эффект); 446 значительно расширить выборку обследованных для уточнения психометрических норм; например, по каждой группе (мальчиков-под ростков и девушек) довести статистику до 200—300 обследованных; разработать нормы не «вообще», а для каждой образовательно-воз растной группы клиентов (например, для подростков, абитуриентов, от дельно для каждой группы безработного и незанятого населения); желательно также разработать «нормы» для каждого культурно- национального региона страны; периодически обновлять «нормы» (желательно через каждые 3 — 5 лет); обязательно соотносить результаты опросника с другими проф- ориентационными методиками; проводить обследование по всем этим методикам в течение опреде ленного (длительного) времени, например 2—3 раза в течение учебного года или хотя бы в течение 2 — 3 лет, чтобы была возможность отслежи вать динамику изменения профессиональных намерений, самооценку своих возможностей и изменения в ценностно-смысловой сфере и т.п. Понятно, что все перечисленные требования к тесту выполнить почти невозможно, поэтому мы и не переоцениваем психодиагностические возможности данной процедуры. При интерпретации результатов психолог может опираться на общую (формальную, внешнюю) схему, описанную в процедуре использования каждой из трех частей методики, а также в разделе «Обобщение результатов». Но при этом неизбежна опора на собственный жизненный опыт и даже на профессиональную интуицию. Таким образом, формальная схема обсуждения — это своеобразная «подстраховка» для психолога на случай, если опыт и интуиция не помогают. Полученный материал является лишь скромной информацией для принятия окончательного решения. Приемлемым итогом работы с опросником «Перекресток» явилось бы не только обсуждение конкретного выбора, но и параллельное обсуждение ценностно-смысловых вопросов профессионального и личностного самоопределения. Желательно, чтобы методика как бы спровоцировала некоторые такие вопросы. «ПЕРЕКРЕСТОК-1» (первая часть опросника) Общие цели методики: выявление наиболее привлекательных для клиента предметов (сфер) труда; выявление наиболее привлекательных для клиента внешних и внут ренних средств труда; соотнесение предметов и средств для уточнения наиболее привле кательных для клиента профессий (по специальной таблице); активизация (провоцирование) самоопределяющегося клиента на ценностно-нравственные размышления, связанные с выбором профес сий (внутренняя, собственно активизирующая цель методики). Мы рекомендуем (по возможности) проводить опросники по выявлению предметов (сфер) и средств труда сразу (на одном занятии или в 447 рамках одной профконсультации). Это позволит как бы «на одном дыха- j нии» определить по таблице на пересечении предметов и средств конк-| ретные профессии. Естественно, если такой возможности нет, то эти опросники можно! проводить и на разных занятиях (профконсультациях). Например, на| первом занятии определяются наиболее привлекательные «предметы (сфе- \ ры) труда», а на втором занятии — наиболее привлекательные «средства! труда» и сразу же отыскиваются по таблице наиболее интересные для:| клиента профессии. Предметы (сферы) труда Общая инструкция: «Методика позволит нам ориентировочно определить наиболее привлекательные для вас сферы производства, связанные с теми или иными предметами труда. В дальнейшем это позвол* нам уточнить наиболее привлекательные для вас профессии». Процедура проведения. Клиенты рисуют бланк ответов. Психолог зачитывает вопросы, а каждый клиент в своем бланке от*! ветов проставляет баллы, показывающие его желание выполнять те иные трудовые действия. Используется шкала от 0 до 5 баллов (чем больше баллов, тем больше желания выполнять данное действие на работе). Подсчет результатов: сначала перед всеми баллами во второй, четвертой и шестой колон-?! ках проставляется знак «минус»; затем по каждой из двадцати строчек подсчитывается алгебраическ сумма всех баллов и результат выписывается справа от бланка (см. ко| лонку «Сумма баллов») — в итоге получается двадцать результатов, ее ответствующих двадцати сферам труда (при этом могут быть и отрица| тельные значения, и нули). Далее психолог зачитывает нормы отдельно для мальчиков/муж^ чин и для девушек. Далее сам клиент подсчитывает, насколько его результат отличает| ся от данной нормы, для чего ему необходимо на примере объяст порядок такого подсчета. Инструкция: «Запишите каждую норму справа от колонки «Сумма ба лов», в другой колонке — «Нормы» (чтобы нормы находились перед глазаЦ ми — для простоты расчетов). Если результат укладывается в норму, считается, что к данной группе профессий интерес обычный. Наприме результат — (-2), а норма — (-6, +3); результат находится в пределах от (-2 до (+4), следовательно, к данной группе профессий интерес обычный (с бого желания работать нет, но и явного нежелания также нет). Справа колонки «Нормы», в колонке «Результат» выписывается «О» («ноль»)| Если результат выходит за рамки нормы, то производятся нехитрые вь числения: определяется разница между своим результатом и крайним (б ним) значением нормы. Например, результат — (+5), а норма — (-4, +Ц вычитаем из результата крайнее значение нормы: (+5) - (+3) = (+2). В, ном случае можно говорить о некотором особом интересе к этой профессий — соответственно в колонке «Результат» выписывается «+2».'. другой пример: результат — (-7), а норма — (-2, +2); вычитаем из своего результата крайнее, т.е. опять же ближнее, значение нормы: (-7) —(-2) = (-5). Здесь, скорее, можно говорить об отсутствии интереса к данной группе профессий — в колонке «Результат» выписывается «-5» и т. п.». 6. После определения клиентом соответствия своего результата норме психолог зачитывает название сферы труда, а клиент выписывает это название в колонке «Предметы (сферы) труда». Далее определяется со ответствие по следующей сфере труда и т.д. 7. В итоге получается общая картина (общий фон): по каким-то сфе рам труда «плюсы» (интерес к соответствующим сферам имеется), по каким-то — «нули» (интерес невыраженный), а где-то — «минусы» (ин терес отсутствует). Бланк «Предметы (сферы) труда» Предметы (сферы) труда
20 40 60 80 100 120 Текст опросника Инструкция: «Оцените в баллах (от 0 до 5) свои интересы и желание выполнять на работе следующие действия». Я с огромным удовольствием работал бы с животными и растениями. Я хотел бы работать с механизмами, аппаратурой и приборами. Меня интересуют строение человеческого тела, проблемы его красо ты и здоровья. 448 449 Я люблю малышей, детей и подростков и готов работать с ними. Меня серьезно интересует строение Земли и космоса. Я очень люблю размышлять о том, как стать богаче, как заработать много денег. Меня очень интересуют жизненные проблемы конкретных людей. Я готов усиленно работать над своим телом, голосом, настроением, состоянием души. Я всегда любуюсь оригинальной архитектурой и красивыми сооруже ниями. Мне интересно быть в курсе последних событий и новостей. Я хотел бы превращать бесформенную заготовку в красивое и по лезное изделие. Я мечтаю быть преподавателем в школе, колледже или вузе. Мне очень интересны судьбы разных стран и народов. Я хотел бы сам управлять транспортным средством (автомобилем, | локомотивом, кораблем, самолетом). Я люблю ремонтировать и настраивать технику, аппаратуру и при боры. 16., Я считаю, что настоящая элита — это те, кто способен нарушит существующий закон (элита живет по своим, «высшим» законам). Я хочу заботиться о душах своих близких, прощать людям их нес вершенство, помогать им стать добрее и прекраснее, помочь им мудрее i веселее относиться к жизни. Я хочу, чтобы меня боялись всякие бандиты и прочая нечисть. Мне приятно помогать людям (клиентам, посетителям), оказыват им добрые услуги. Я считаю, что только дураки трудятся «в поте лица» своего. Мне совершенно не интересны животные, растения, микроорганизл Я не люблю изучать технику и предпочитаю лишь самые простые I доступные для понимания приборы. Я считаю, что есть вещи поважнее, чем здоровье человека и крас та его тела. Не хотел бы я работать в школе или в каком-либо воспитатель учреждении. Я считаю, что есть вещи более интересные и важные, чем прир ные богатства и прочие «внутренности» нашей планеты. Меня возмущает, когда все в нашей жизни объясняется только ' рез денежные отношения. Мне не интересно обсуждать житейские человеческие проблемы.. На работе надо заниматься конкретным делом и поменьше заб титься о своей «душе» и о своем «здоровье». Не хотел бы я работать на какой-нибудь стройке. Я не интересуюсь склоками из жизни знаменитостей, «житейс суетой» и всем, что происходит в обществе. Меня не привлекает работа на станке или каком-либо другом пр водственном оборудовании. Я не хочу всю жизнь кого-то учить, учить и учить. Мне совершенно не интересны разговоры о политике. Я бы не хотел всю жизнь «крутить баранку» или штурвал, все время «куда-то ехать». Мне совершенно не интересно, как производят различные машины, станки, аппаратуру, оборудование. Нет ничего позорнее, чем строить свое благополучие на несчастье других людей. Мне не нравятся всякие там «философские» рассуждения об исти не, красоте и счастье. Я не хочу постоянно рисковать своей жизнью ради чьей-то чужой жизни и безопасности. Я не хочу постоянно улыбаться на работе, все время угождать сво им клиентам и посетителям. Я считаю, что честный и творческий труд — это главное условие счастья. Мне интересно наблюдать за животными и растениями. Овладение сложной современной техникой — моя мечта. Я хотел бы помогать больным и немощным людям. Я считаю, что нет ничего приятнее благодарности детей и подростков за те чувства, знания и идеи, которые передают им педагоги и воспитатели. Я люблю наблюдать за природными явлениями. Самое интересное — это получать все более высокую прибыль, в этом — главный «азарт труда». Я готов выслушивать людей, с пониманием относиться к их проблемам. Чтобы стать хорошим специалистом, я готов много работать над собой, ограничивать себя от всяких «соблазнов». Мне нравится проектировать новые квартиры, дома, строения и це лые города. Я хотел бы получать общественную информацию из первых рук, знать больше, чем знают простые люди. Мне приятно видеть, как в моих руках какой-нибудь «полуфабрикат» превращается в готовое изделие. Я хотел бы самостоятельно разрабатывать учебные планы и про граммы, писать новые учебники и книги. Меня интересуют традиции, обычаи, уклад жизни и образ мыслей самых разных народов. Я готов не только управлять транспортным средством, но и само стоятельно его обслуживать. Я хотел бы заниматься сборкой и наладкой сложного современного оборудования. Если потребуется, я готов совершить зло другим людям ради сча стья и благополучия своих родных и близких. Я уверен, что постоянное соприкосновение на работе с «высшими идеалами добра, красоты и истины» — это и есть счастье. Я готов рисковать своей жизнью и здоровьем ради сохранения спо койствия в обществе. Я уверен, что иногда бывает интересно и даже необходимо так про дать товар или оказать услугу, чтобы посетитель даже не понял, что его немного обманули. 450 451 Я мечтаю о такой «работе», где меня никто не знает и я ни перед кем! не отвечаю и никого знать не хочу. Животные, растения, рыбы, насекомые часто вызывают у меня не приятные ощущения. Когда я работаю с техникой, то чувствую себя каким-то «неполно-; ценным». Больные и немощные люди, их болезни и страдания вызывают у меня некоторую брезгливость. Я боюсь, что дети не будут меня слушаться, боюсь, что не смогу; поддерживать дисциплину в работе с ними. Я считаю, что работать на открытом воздухе и в любую погоду—это \ не уважать самого себя. Не хотел бы я всю жизнь общаться с теми, кто распоряжается боль- j шими деньгами. Я скучаю от разговоров про «несчастную» жизнь, мне просто про-| тивны всякие «простофили» и «неудачники». В свободное время надо только расслабляться, почаще позволять! себе кое-какие слабости и шалости (надо уметь «забывать» о том, что есть| какая-то там работа). Я не хочу работать на открытом воздухе (под дождем, снегом или| палящим солнцем). Мне очень неприятны всякие общественные «сплетни» и «сенсации».! Я не хотел бы постоянно выполнять одни и те же трудовые действия! и операции, даже если и достиг бы в этом совершенства. Не хотел бы я, чтобы мои чувства, переживания и новые идеи стали;! известны моим ученикам. Я считаю, что проблемы социальной справедливости волнуют лишь бездельников, лишь тех, кто не умеет трудиться и сам зарабатывать деньг Меня пугает необходимость производить даже мелкий (текущий) | монт и обслуживание какого-либо транспортного средства (машины, авто буса, локомотива). Я не хочу всю жизнь собирать и ремонтировать технику. Мне было бы трудно выполнять многие «воровские законы» и под| чиняться преступным авторитетам. Я считаю, что если человек постоянно погружен в философские раз мышления, то он может пропустить свое земное счастье. Мне сложно было бы работать в условиях суровой дисциплины. Мне было бы очень неприятно все время думать на работе только <з| деньгах и «прибыли». Я никогда не смогу унижаться и просить у какого-то «благодетеля!! милостыню. Я готов заботиться и ухаживать за живыми существами, за «брать ми нашими меньшими». Я готов просидеть целую ночь, лишь бы разобраться с каким-то i вым техническим устройством или прибором. Я готов внимательно выслушивать жалобы больных и старых людей Я готов передавать детям и подросткам «частички своей души». Я хотел бы разрабатывать земные недра, добывать богатства Земл*Ц Я хотел бы участвовать в планировании развития фирмы, отрасли, страны. Меня очень интересуют человеческие страсти и жизненные проблемы. Я готов отказать себе во многих «радостях жизни», чтобы морально и психологически настроить себя на работу, чтобы всегда быть в хорошей форме. Я считаю, что нет ничего приятнее, чем видеть только что воздвиг нутое тобой и твоими товарищами строительное сооружение. Я хочу, чтобы мое мнение, эмоциональное отношение и коммента рии к различным событиям были известны тысячам людей. Я хочу чувствовать себя хозяином на современном производстве (управлять сложным оборудованием и технологическими линиями). Я готов снова и снова объяснять своим ученикам сложную идею или методику, даже если они сразу меня не понимают. Я готов обсуждать проблемы нашей страны и всего человечества. На работе я хотел бы ездить без аварий и происшествий, уверенно управляя своей машиной. Мне было бы приятно видеть, как работает собранная мной машина, какое-либо оборудование или аппаратура. Я считаю многие «воровские законы» и отношения в преступном мире достаточно справедливыми и естественными. Я готов внимательно изучать самые сложные философские и эсте тические труды. Я готов смело выполнить любой приказ ради сохранения безопасно сти моей страны и народа. 99. Я мечтаю о том, чтобы посетители уходили от меня довольные и всегда говорили «спасибо». Я мечтаю так устроить свою жизнь, чтобы нигде не работать, но чтобы другие как-то все-таки заботились обо мне. Иногда я просто боюсь животных, насекомых и растений. При слове «техника» я начинаю зевать и меня клонит ко сну. Я не хотел бы брать на себя ответственность за чье-либо здоровье. Я считаю, что дети и подростки — очень неблагодарные и каприз ные существа. Меня совершенно не интересуют природные богатства и «кладо вые» Земли. Не хотел бы я всю жизнь ломать голову над сложными финансовы ми расчетами, сводить «дебет» с «кредитом». Если честно, то меня мало тревожат судьбы мира и отдельных лю дей: я просто хочу быть богатым, здоровым и всегда иметь хорошее на строение. Я считаю, что если я хороший, ценный работник, то пусть о моей душе и здоровье заботятся другие специалисты, а моя задача — делать свое конкретное дело, не щадя себя. Меня несколько пугает тяжелая физическая работа и специфиче ские отношения в строительных бригадах. Не хотел бы я общаться с людьми, которые ради очередной «сен сации» готовы искажать информацию. 452 453 Я считаю, что работать на каком-нибудь заводе или фабрике — это ниже моего достоинства. Не хотел бы я постоянно волноваться от того, что ученики могут меня не понять и вообще «плохо про меня подумать». Чем меньше я буду думать о добре и зле, о проблемах социальной справедливости, тем спокойнее и богаче будет моя жизнь. Не хотел бы я постоянно следить за дорогой, все время беспоко иться о том, как бы не совершить аварию. Мне не хотелось бы иметь дело с техническими чертежами, проек тами и компьютерными программами. Моя честь и совесть для меня важнее, чем собственное благополу чие и завистливые разговоры (оценки) окружающих. Я не хочу иметь дело с теми, кто живет в каком-то идеальном, вы мышленном мире. Я считаю, что нельзя ни при каких условиях применять оружие про тив любого человека, даже если это злостный преступник (ведь с ним тоже можно договориться по-хорошему). Я считаю, что чем больше презираешь клиента или посетителя, i тем больше он тебя уважает. Я считаю, что иногда можно и унизиться, если это позволит тебе получить существенные средства к существованию, даже нигде не рабо тая. |