Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Политическая идеология, сущность, содержание и функции

  • Дестют де Траси

  • Р.Арон

  • 2. Современные типы политической идеологии

  • Ш.Монтескье

  • Консерватизм

  • Э.Берк

  • Б.Муссолини

  • П.Прудон

  • Зеленков М.Ю. Политология. М. Ю. Зеленков политология (базовый курс)


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеМ. Ю. Зеленков политология (базовый курс)
    АнкорЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    Дата22.03.2018
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    ТипДокументы
    #17055
    страница15 из 24
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24
    Глава 15
    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
    Учебные вопросы.
    1. Политическая идеология, сущность, содержание и функ-
    ции.
    2. Современные типы политической идеологии.
    «Идеологии придумываются не для того,

    184
    чтобы сделать невозможное возможным, а для того, чтобы обеспечить немногим всё возможное»
    В.Швебель
    Политическая идеология является важным элементом общест- венного сознания. Выступая в качестве стержневой конструкции всей идеологической системы, она играет значительную роль в политиче- ской системе общества, образует ее идеологическую подсистему, в которую включены различные политические концепции, теории, взгляды. Идеология - это функциональная характеристика общест- венного сознания, отражающая общественное бытие с позиций инте- ресов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслу- живающая эти интересы.
    1. Политическая идеология, сущность,
    содержание и функции
    Первые ростки идеологии появились на свет в XIV веке в пе- риод эпохи Возрождения, когда возник первый общественный кризис.
    Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т.е. освобож- дения общественного и индивидуального сознания от религии. В на- учный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы
    идеологии». Понятие идеология происходит от английского idea и греческого logos. По самому общему определению идеология - это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и полити- ческому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться по- литикам и обществу в целом.
    Следует признать, что ни одно современное общество не мо- жет существовать без идеологии, так как именно она: формирует у
    каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им опреде-
    ленные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их
    участие в политическом процессе осмысленным.

    185
    При этом, однако, следует воспринимать идеологию не как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу «сверху», а как систему ценностей и идей, которая принимается большинством об- щества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин.
    В рамках политической науки существуют различные подхо- ды к пониманию природы, сущности, роли и места идеологии в жиз- ни общества. Среди таких подходов в первую очередь выделяются:
    Системный подход (Т.Парсонс) рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы обще- ства, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий об- щественный порядок.
    Марксистский подход (К.Маркс) рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной сторо- ны, буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталисти- ческой системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием проле- тариата. С другой стороны, собственно марксистскую идеологию
    («идеологию нового типа») трактует как учение или доктрину, объек- тивно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата.
    Культурологический подход (К.Манхейм) рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) соз- нания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и созда- ния возможностей для манипулирования ими. При этом, если идеоло- гия - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - это ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира.
    Критический подход (Р.Арон и Э.Шилз) рассматривает идео- логию как своего рода «политическую религию», т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

    186
    Синтезируя основные подходы, можно сказать, что полити-
    ческая идеология - определенная доктрина, оправдывающая притяза- ния той или иной группы лиц на власть (или ее использование), доби- вающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
    Основными целями политической идеологии являются: овла-
    дение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных
    оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведе-
    ния граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.
    В политической идеологии принято выделять три уровня функционирования : теоретико-концептуальный, программно-
    директивный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. Программно-
    директивный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отно- шению к солидарным или враждебным классам и социальным груп- пам. Поведенческий. На этом уровне осуществляется внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит, в конечном счете, к определенному типу политического поведения.
    Структурно идеология содержит в себе три компонента: объ-
    яснение существующей действительности (что правильно, а что нет); систему ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение); представления о целях и тактике их
    достижения
    Как важнейший ключевой элемент политической системы идеология выполняет в ней целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: с одной стороны, идеология направляет политическую деятельность и поли- тическое развитие общества, с другой стороны, при этом политиче- ская практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода «замкнутый круг» или цикл: конкретная общественная

    187
    ситуация порождает определенную отвечающую потребностям
    времени идеологию, которая, в свою очередь, овладевает массами,
    становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в
    итоге сложившаяся новая политическая ситуация приводит к пере-
    оценке первоначального содержания идеологического учения, его воз-
    можностей и достоверности. К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:
    ориентационную – включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуще- ствлять осознанные политические поступки;
    мобилизационную - предлагая обществу определенную модель
    (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;
    интеграционную - формулируя общенациональные и общего- сударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей;
    амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политиче- скую реальность, идеология тем самым способствует снятию соци- ального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций;
    когнитивную - будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического разви- тия, социокультурной традицией;
    функцию выражения и защиты интересов определенной со-
    циальной группы или класса - например, марксистская идеология пре- тендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников и т.д.
    По социально-политической парадигме идеологии бывают трех видов: правые, левые и центристские. Правые идеологии (вклю- чают спектр: от ультраправых (фашизм, расизм) до либерально- демократических) связывают идею прогресса с обществом, основан- ным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственно- сти и предпринимательства. Левые идеологии (включают спектр: от

    188
    социалистов до коммунистов) видят социальный прогресс в постоян- ном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объе- динению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности.
    Таким образом, политическая идеология предстает как систе- ма воззрений и концепций в отношении окружающего мира, опреде- ленное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), про- грамма и политическая практика.
    2. Современные типы политической идеологии
    Идеологическое пространство плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм,
    анархизм и их современные разновидности.
    Либерализм. Это самое распространенное идеологическое те- чение (от лат. liberalis - свободный), которое сформировалось в конце
    XVII - XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии. В ее основу были положены идеи эпохи Просвещения, отраженные в ра- ботах
    Ш.Монтескье,
    Дж.Локка,
    Т.Гоббса,
    А.Смита,
    Т.Джефферсона и др. Основателем классического либерализма счи- тается Дж.Локк.
    Основные принципы: верховенство закона; правовое равенст- во всех граждан; договорная природа государства, основанная на об- щественном договоре, с регламентацией его полномочий и ограниче- нием его возможностей вмешиваться в жизнь общества; политиче- ский плюрализм; терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям; веротерпимость; свободная конкуренция; рынок; частное предпринимательство. Важным достижением либера- лизма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и

    189
    противовесов различных ветвей власти, а также идеи равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства.
    В конце XIX - начале XX в. представители либеральных тече- ний начали ощущать кризис идей классического либерализма, свя- занный с обострением общественных противоречий и распростране- нием социалистических идей. В этих условиях появились новые тече- ния в либерализме – «социальный либерализм» и «консервативный
    либерализм». В «социальном либерализме» основные идеи сводились к тому, что у государства появились социальные функции, и на него возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоев общества. «Консервативный либерализм», напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства.
    Под влиянием дальнейшего развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма, и в 30-х годах XX века на свет появился неолиберализм. Исследователи связывают нача- ло неолиберализма с «Новым курсом» американского президента, представителя Демократической партии Ф.Рузвельта. Неолиберализм скорректировал ряд важных политико-экономических установок сво- ей идеологии: во-первых, признал необходимым условием определен- ное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение активной социальной политики; во-вторых, ограничил власть монополий, перераспределил материальные блага через систе- му налогов и государственных социальных программ в пользу низ- ших слоев общества.
    Консерватизм. Консерватизм (термин впервые употребил
    Ф.Шатобриан в конце XVIII в.) возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемо- сти установленных Богом порядков и выступает оппонентом либера- лизма. Предпосылкой возникновения консерватизма стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Фран- цузской революции 1789 г. Его создателями являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж.
    де Местр и Л. де Бональд.
    Важнейшими принципами являются: нравственный абсолю- тизм; признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, естественным образом сложившегося порядка вещей; тра-

    190
    диционализм (идея сохранения традиционных ценностей связанных с семьей, религией, сословными разграничениями); отторжение прин- ципа равенства, как противоречащего самой природе человека.
    Различают несколько типов консерватизма: реформистский,
    радикальный, и традиционный. Реформистский консерватизм близок либерализму, характеризуется приверженностью буржуазному ре- формизму с его идеей постепенных реформ с целью сохранения су- ществующих институтов власти. Радикальный консерватизм отлича- ется тягой к крайним методам борьбы с политическим противником, к неглубоким переменам. Традиционный консерватизм занимает про- межуточное положение, ему свойственна ориентация на традицион- ные ценности: религию, семью, мораль, образование, порядок и т.д.
    В 70-х годах XX столетия возникла исторически новая фаза в развитии консерватизма - неоконсерватизм. Его появление связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в
    Великобритании - консерваторов во главе с М.Тетчер, в ФРГ - блока
    ХДС-ХСС во главе с Г.Колем.
    Основные положения неоконсерватизма: признавая в прин- ципе необходимость вмешательства государства в экономику и вы- полнения им ряда социальных функций, все же требует ограничения этого вмешательства; антиэтатизм и антигосударственая направлен- ность являются определяющей чертой идейно-политических устано- вок; лозунг «лучшее правительство то, что правит меньше»; выступа- ет против чрезмерного обложения налогами крупного капитала с це- лью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения; требует сокращения государственных социальных программ.
    Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма обычно выделяют:
    национал - консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государствен- ности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства (ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам).
    либеральный консерватизм - приверженцы выступают: против экономического равенства и стремления государства к социальной
    «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения

    191
    нормами гражданской политической культуры) распространения по- литических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты; за неприкосновенность частной собственности, стихийного
    «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции; против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии (счи- тают, что ее распространение и любые попытки реализации «социа- листической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации); за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограни- чены законом, и большинство общества не имело бы права и возмож- ности покушаться на частную собственность, права и свободы от- дельных личностей;
    технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общест- ва, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других вра- ждебных ему движений;
    религиозный консерватизм - идеология, выступающая за со- хранение традиционных христианских, мусульманских и иных рели- гиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политиче- ской жизни общества.
    Социализм. Идеи социализма возникли в глубокой древности, но свое теоретическое и идеологическое оформление он получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма
    Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Ж.-Ж.
    Руссо и др. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К.Маркс и
    Ф.Энгельс. На базе учения К.Маркса и Ф.Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм. В начале XX века мар- ксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви:
    ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равен-
    ства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная
    справедливость, приоритет общественного над личным, признание

    192
    необходимости энергичного вмешательства государства в регулиро-
    вании общественных отношений.
    Ленинизм - учение В.И.Ленина и его сторонников, которое сформировалось в России. Отказавшись от основополагающего прин- ципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В.И.Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран - России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность.
    Социал-демократия – учение немецких мыслителей и обще- ственных деятелей К.Каутского и Э.Бернштейна. В основе учения лежит доктрина «демократического социализма» или социализма «с человеческим лицом». С точки зрения социал-демократов, социализм
    - это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения соци- альной справедливости в общественную жизнь. Этот процесс не име- ет конкретно-экономических и политических ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула
    Э.Бернштейна «движение все, конечная цель - ничто». Социал- демократы утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости. Представление о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно связано с отказом от насильственных форм классовой борьбы и про- пагандой концепции социального партнерства, сглаживания социаль- но-экономических противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономи- ческую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу не- имущих, развитием государственного сектора экономики и много- численных государственных социальных программ.
    В дальнейшем все эти идеи легли в основу концепции «демо-
    кратического социализма» - идейной платформы современных евро- пейских социалистов и социал-демократов. Для этой концепции ха- рактерны следующие основные моменты: ориентация на защиту
    интересов трудящихся и всех лиц наемного труда; реформизм, т.е.
    отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на мирные,
    осуществляемые эволюционным и правовым путем реформы; вместо
    классовой борьбы - социальная солидарность всех слоев и групп об-

    193
    щества, социальное партнерство (например, в форме трехсторон-
    них соглашений правительства, профсоюзов и работодателей); на-
    родовластие и развитие общественного самоуправления как на ме-
    стном уровне, так и в форме участия трудящихся в управлении
    предприятиями.
    Фашизм. Сформировался в 20-30-х годах ХХ века как нацио- нал-социалистическая идеология. Родоначальниками фашизма явля- ются бывший лидер левого крыла итальянских социал-демократов
    Б.Муссолини и немецкий политический деятель А.Гитлер
    (А.Шикльгрубер). Теоретическим основанием выступают: идеи ра-
    сизма и элитаризма, теория о превосходстве определенных народов
    над другими, вождизм или принцип фюреризма, требующий безуслов-
    ного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создате-
    ли фашистских партий и государств наделены сверхъестественны-
    ми способностями, ницшеанская идея сверхчеловека, который в ин-
    тересах своей расы имеет право преступать нормы общественной
    морали, созданной для того, чтобы слабые могли господствовать
    над сильными.
    Анархизм - политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудитель- ной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Идеи анархизма были развиты в Новое время английским писателем
    У.Годвином, который сформулировал понятие «общество без госу- дарства» в своей книге «Исследование о политической справедливо-
    сти». Сложившийся как политическое течение в 40-70-х гг. XIX в. в
    Западной Европе анархизм никогда не выступал в качестве единой идеологической доктрины в силу различий в подходах его теоретиков к вопросу о путях достижения провозглашенной цели. Традиционно выделяются четыре основных направления в анархизме - индивидуа-
    листическое, мютюэлистское, коллективистское и коммунистиче-
    ское.
    В основу теории
    индивидуалистического
    анархизма
    (М.Штирнер) была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и мора- ли. Идея обмена на базе «свободного договора» стала основопола- гающим принципом теории мютюэлизма(П.Прудон). Коллективи-

    194
    стский анархизм(М.Бакунин) считает, что государство в любой его форме является орудием угнетения масс и выступает за его немед- ленное уничтожение революционным путем. Коммунистический
    анархизм(П.Кропоткин)в свою основу положил «биосоциологиче- ский закон взаимной помощи», определяющий якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом.
    Таким образом, рассмотренные типы идеологий показывают, что содержание идеологии представляет собой широкий спектр раз- новидностей систем идей и форм. Политические идеологии фактиче- ски образуют идейное ядро любых систем ценностей и программ их реализации.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   24


    написать администратору сайта