Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Сущность понятия «политическая культура», её роль в обществе

  • Политическая культура

  • 2. Структура, компоненты, этапы формирования и функции политической культуры

  • 3. Типология политической культуры

  • Зеленков М.Ю. Политология. М. Ю. Зеленков политология (базовый курс)


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеМ. Ю. Зеленков политология (базовый курс)
    АнкорЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    Дата22.03.2018
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЗеленков М.Ю. Политология.pdf
    ТипДокументы
    #17055
    страница16 из 24
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24
    Глава 16
    ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
    Учебные вопросы.
    1. Сущность понятия «политическая культура», её роль в
    обществе.
    2. Структура, компоненты, этапы формирования и функции
    политической культуры.
    3. Типология политической культуры.
    «Законы воспитания должны быть

    195
    различны для каждого вида правления: в монархии их предметы будят честь, в республиках - добродетель, в деспотиях - страх»
    Ш.Монтескье
    Политическая культура – один из важнейших элементов поли- тической системы общества, который свидетельствует о ее качестве.
    Отражая политическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, она оказывает существенное влияние на формирование политических и государст- венных институтов, придаёт значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского обще- ства, раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к участию в политическом процессе
    1. Сущность понятия «политическая культура»,
    её роль в обществе
    Термин культура имеет латинское происхождение и трактует- ся как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
    В широком смысле культура включает в себя всю совокупность мо- делей деятельности людей, закодированных в их предметной среде, духовных представлениях и стандартах поведения. Многое из того, что в настоящее время относится к политической культуре, содержа- лось еще в Библии, анализировалось и описывалось мыслителями древности, эпохи Возрождения и Нового времени - Конфуцием, Пла- тоном, Аристотелем, Н.Макиавелли, Ш.Монтескье и др.
    Термин «политическая культура» впервые употреблен немец- ким философом-просветителем И.Гердером в XVIII в. В России этот термин впервые употребил В.И.Ленин в 1920 году. Однако как явле- ние политическая культура начала изучаться и анализироваться лишь во второй половине ХХ века. Основной вклад в разработку ее теории внесли Х.Файер, Г.Алмонд, С.Верба, А.Липсет, Л.Пай, М.Дюверже,

    196
    У.Розенбаум, Е.Бабаев, Ф.Бурлацкий, Е.Сулимов, В.Щегорцев,
    Э.Баталов и др.
    В труде «Сравнительные политические системы» Г.Алмонд отмечал: «Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентаций относительно политического действия. Я счел полезным назвать это политической культурой». Есть два момента, на которых необходимо акцентировать внимание при изучении понятия
    «политическая культура». Во-первых, она не совпадает с данной по- литической системой или обществом. Структура ориентаций относи- тельно политики может простираться и обычно простирается за пре- делы политических систем. Во-вторых, политическая культура не является тем же самым, что и общая культура. По мнению
    Г.Алмонда, указанные ориентации относительно политического дей- ствия содержат в себе: познавательные аспекты (представляют собой как знания о строении политической системы, ее основных институ- тах, механизмах организации власти); эмоциональные аспекты (вы- ражают чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения); оце-
    ночные аспекты (выступают как суждения, опирающиеся на ценно- стные критерии и стандарты оценки политических явлений), которые в совокупности и характеризуют такое явление, как политическая культура.
    Классическое определение политической культуры было дано
    Г.Алмондом и С.Вербой: «Политическая культура - это разнооб-
    разные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и
    оценочные ориентации относительно политической системы вооб-
    ще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического
    актора».
    По мнению Т.Парсонса, общекультурные ценности определя- ют параметры основания любой политической системы. Здесь можно также добавить, что политическая культура выступает ядром всей политической системы, ее цементирующим фактором. С точки зрения политологии, политическая культура - кодекс поведения или стиль
    деятельности человека как субъекта политической власти. В узком понимании - это комплекс представлений той или иной национальной
    или социально-политической общности о мире политики, о законах и
    правилах его функционирования. В широком плане – это система ис-

    197
    торически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, ус-
    тановок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляю-
    щихся в непосредственной деятельности субъектов политического
    процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни
    общества на основе преемственности.
    В современной политологии трактовка сущности политиче- ской культуры отличается чрезвычайно широким спектром приме- няемых подходов. Психологический подход (Г.Алмонд): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы. Комплексный (обоб- щающий) подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д.Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р.Такера, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания. Объективистская (нор- мативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол): политическая культура опреде- ляется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения. Эвристическая концепция
    (С.Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетиче- ская нормативная модель желательного поведения.
    Характер и содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или соци-
    альной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня эко-
    номического развития государства и др. При этом политика, культу- ра, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выра- жение в политической культуре и формируют ее.
    Таким образом, в обобщенном виде политическая культура обладает следующими характерными чертами: является продуктом
    естественно-исторического развития общества, результатом кол-
    лективного политического творчества; фиксирует устойчивые по-
    вторяющиеся связи между элементами политического процесса,
    закрепляет стабильные стороны политического опыта; имеет все-
    объемлющий характер, пронизывая собой всю политическую жизнь
    конкретного общества и государства; обеспечивает целостность и
    интегрированность политической сферы; координирует политиче-
    скими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает
    интересы различных социальных групп, классов государства и лично-

    198
    сти; предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоот-
    ношений власти и граждан; характеризует политическое сознание и
    политическое поведение основной массы населения.
    2. Структура, компоненты, этапы формирования
    и функции политической культуры
    Политическая культура – явление многоуровневое. Многооб- разные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют её сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического по- ведения субъектов, этапы становления культурного целого (то есть политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т.д. Структурно поли- тическая культура состоит из трех элементов: культура политическо-
    го сознания; культура политического поведения; культура функцио-
    нирования государственных и политических институтов.
    Культура политического сознания состоит из идеологических
    (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологических (политические чувства, эмоции, пере- живания, ориентации, настроения) компонентов и раскрывает раз- личные способы ценностной ориентации человека на мировоззренче-
    ском уровне, где он выстраивает представления о политике и свою индивидуальную картину мировосприятия.
    Её характеризуют следующие основные черты: степень инте-
    реса субъекта к политике; отношение к существующей политиче-
    ской системе в целом, её отдельным политическим институтам, их
    символам и представляющим их лицам; отношение к другим участ-
    никам политического процесса, проявляющееся в терпимости или
    нетерпимости к ним; готовность принять участие в тех или иных
    политических акциях и связанные с этим ожидания; представления о
    «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозво-
    ленного в политике; отношение к закону, правовым и нравственным
    нормам; характер политической самоидентификации, проявляющей-
    ся в принадлежности к той или иной политической организации,

    199
    сочувственном к конкретной политической партии отношением и
    т.п.; политический язык.
    В культуре политического поведения проявляется граждан-
    ский уровень ценностной ориентации человека. Её характеризуют следующие основные черты: формы и степень участия в политиче-
    ской жизни общества; формы и уровень взаимодействия с государ-
    ственными институтами, с институтами гражданского общества,
    с другими субъектами политического процесса; тип электорального
    поведения.
    Культура функционирования государственных и политиче-
    ских институтов раскрывает ценностные представления личности на
    политическом уровне, и формирует отношение к конкретным формам правления, степени совершенства политической системы общества, политическим союзникам и политическим оппонентам и т.д. На этом уровне ее характеризуют: методы управления политической систе-
    мой, принятия и осуществления политических решений, взаимодей-
    ствия с другими политическими системами и институтами, регули-
    рования социально-политических конфликтов; тип электорального
    процесса; способы защиты государственных и иных интересов.
    На каждом из перечисленных уровней у человека могут скла- дываться довольно противоречивые представления. Причем, отноше- ние к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополни- тельную сложность и противоречивость. Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического по- ведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социаль- ным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографи- ческим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориаль- ным (население определенных районов, регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и др.) группам. Вы- работка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращают поли- тическую культуру в совокупность субкультурных образований вла- сти.
    В процессе формирования политической культуры личности выделяют несколько этапов. Первый этап начинается в самом раннем

    200
    возрасте, когда ребенок через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение приобретает первые сведения о политике.
    Второй этап связан со школой и юностью, в это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней (ха- рактеризуется включением новых механизмов передачи политиче- ских ценностей от одного поколения к другому, усилением влияния формальных объединений и неформальных молодежных групп, де- мократических движений, всех духовных ценностей). Третий этап продолжается в течение всей остальной жизни человека по мере вхо- ждения его в те или иные социальные слои, классы, группы, приобре- тения опыта в реальном потоке политических событий.
    При этом основными субъектами формирования политиче- ской культуры являются: государство, общественно-политические
    организации, церковь, средства массовой информации, бизнес, наука,
    образовательные учреждения, семья, трудовой коллектив, клубы и
    организации по интересам.
    Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важ- нейшими из них являются следующие:
    познавательная функция, формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, убеждения и политическую ком- петенцию;
    интегративная функция, на базе общепринятых политико- культурных ценностей участвует в достижении согласия в рамках существующей политической системы и избранного политического строя;
    коммуникативная функция, позволяет установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы, а так- же транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
    функция обеспечения социального прогресса, создает условия для эффективного развития политической системы и общества в це- лом;
    нормативно-регулятивная функция, формирует и закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, уста- новки, цели, мотивы и нормы поведения;

    201
    функция идентификации, раскрывает постоянную потреб- ность человека в понимании своей групповой принадлежности и оп- ределения, приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
    функция ориентации, характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собст- венных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
    функция адаптации, обеспечивает потребность человека при- спосабливаться к изменяющейся политической среде, условиям осу- ществления его прав и властных полномочий;
    функция социализации, характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
    Таким образом, политическая культура играет в становлении личности одну из основополагающих ролей и представляет собой органическую составную часть общесоциальной (национальной) культуры каждой страны.
    3. Типология политической культуры
    Тип политической культуры обусловлен многообразием поли- тических систем, различием в уровне социально-экономического, политического и культурного развития обществ и их исторических традиций. Из всего существующего многообразия политология выде- ляет две основные модели политической культуры – тоталитарно-
    авторитарная и либерально-демократическая.
    Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры во главу угла ставит коллективистские качества гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты: политическое сознание и ценности общества
    формируются централизованно, государством, государственные
    интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп
    (основные ценности: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политиче-

    202
    ское единство); политическое информирование общества дозировано
    и одноканально, монопольно регулируется властями, активно прак-
    тикуется политическая цензура; политический язык стандартизи-
    рован и скуден (ему присущи категоричность, а нередко и ограничен- ность, шаблонность, соотвётствующая символика маловариантна, однообразна и редко обновляемая); политическая культура общества
    формируется «сверху вниз» на безальтернативной основе; уровень
    политической культуры большей части общества невысок, полити-
    ко-культурный прогресс малодинамичен.
    Либерально-демократическая модель политической культуры ориентирована на обеспечение политических прав и свобод гражда- нина, регламентацию жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование. Этой модели присущи следующие характерные черты: политические сознание и ценности общества
    формируются децентрализованно (многоканально), из многообраз-
    ных источников; уровень приоритетности государственных интере-
    сов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его
    социальных групп, граждан (основные ценности: права человека, сво- бода, плюрализм в идеологии, политике, экономике, демократия, пра- вопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собствен- ности, приоритетность общественного мнения, гражданское общест- во, экология и др.); политическое информирование общества много-
    канально и альтернативно, политическая цензура минимальна, при-
    меняется в основном к информации радикального и экстремистского
    толка; существует свобода слова и печати, однако ее уровень зави-
    сит от финансовых возможностей источников политической ин-
    формации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража
    изданий; политический язык обширен и нестандартен, непрерывно
    совершенствуется и обогащается, политическая символика много-
    вариантна, развивается в режиме модернизации; политическое по-
    ведение многообразно; политическая культура общества находится
    на достаточном уровне, ей присущ определенный прогресс.
    Наряду с уровнями и моделями в политической культуре вы- деляются два основных типа, которые различаются по особенностям и специфике взаимодействия с внешней политико-культурной средой

    203
    и с другими политико-культурными образованиями, а также по сво- ему внутреннему содержанию.
    «Закрытый» тип, который отличается политической замкну- тостью, ориентированностью на собственные политические ценности и нормы, развитием в режиме политико-культурной автономии, при- верженностью к собственным этническим, религиозным, идеологиче- ским, историческим, социальным традициям, невосприимчивостью к другим системам политических норм и ориентации.
    «Открытый» тип, который отличается восприимчивостью к инокультурному опыту, высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социаль- но-политической мобильности, имеет богатые политические обычаи и традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалия- ми, развивается в режиме постоянного самореформирования.
    По ориентации общества на те, или иные регулятивные ме-
    ханизмы в рамках политической системы выделяют рыночный и бю-
    рократический типы политической культуры. Рыночная политиче-
    ская культура есть культура, рассматривающая политические про- цессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика есть разно- видность бизнеса, сам политик - или «товар», или «бизнесмен». По- литические решения - результат «торговой сделки». Бюрократиче-
    ская (этатистская) политическая культура – это культура, связы- вающая решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим про- цессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкурент- ной борьбы. Интересы государства признаются преобладающими над частными интересами. Рациональность воспринимается как организо- ванность и бюрократизированное управление.
    Одним из распространенных подходов к классификации поли- тической культуры является подход, предложенный Г.Алмондом и
    С.Вербой, согласно которому выделяют три так называемые «чистые» типа политической культуры :
    Патриархальная, которая существует в обществе с неразвитой культурой, а также в котором идет процесс становления политиче- ской системы. У людей-носителей этого культурного типа отсутству- ет политическая активность, разборчивость, интерес к политическим

    204
    ценностям, нормам и институтам, распространена политическая на- ивность, аполитичность, их политические взгляды «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях.
    Подданическая, сущность, которой в предпочтении ее носите- лей подчиняться властям, не пытаться оказывать воздействие на вла- сти политическими методами, имеющимися в их распоряжении, не иметь активной гражданской позиции, стремиться к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы и активного уча- стия в политической жизни.
    Активистская, которая отличается отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни об- щества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.
    Согласно концепции Г.Алмонда и С.Вербы идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Поэтому учёные ввели понятие «гражданской культуры» как смешанной политической куль- туры. Такая культура характерна для демократической политической системы. «Идеальный» гражданин, считают Г.Алмонд и С.Верба, должен оказывать давление на власть и в то же время сохранять к ней лояльность, быть активным, но не проявлять активность постоянно.
    Именно гражданственность политической культуры, по их мнению, является прочной основой демократических политических режимов.
    В контексте концепции политической культуры Г.Алмонд объяснил различную эффективность схожих политических институ- тов, действующих в разных странах, и выделил четыре типа полити- ческих систем:
    англо-американские политические системы, характеризуемые гомогенной и секуляризованной политической культурой;
    континентальные западноевропейские системы с фрагмен- тарной политической культурой, состоящей из смешанных политиче- ских субкультур;
    доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
    тоталитарные политические системы с гомогенной поли- тической культурой, «гомогенность в которых искусственна».

    205
    В политологии существуют и другие классификации типов политических культур. Так, в частности:
    Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические
    субкультуры. Этим понятием обозначаются системы политических ориентаций и моделей поведения, характерные для социальных групп и общностей, которые отличаются в этом качестве от других соци- альных субъектов и нации в целом. Политические субкультуры по- рождаются социально-экономической, социально-этнической, инсти- туциональной, социально-территориальной и культурно-статусной стратификацией общества. К числу наиболее важных и ярко выра- женных из них относятся следующие:
    Политическая субкультура Запада, которая имеет следующие характерные черты:используетсяпреимущественно «партисипатор- ная» модель политического участия, основной элемент политики – индивид, устойчивые традиции политической демократии, индивид уже «пресыщен» политикой, западные религии формируют открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, легко усваи- вающий новые элементы, преобладание модернизма в общей и поли- тической культуре, общегосударственных интересов, возрастание роли политических лидеров в силу распространения СМИ и снижения роли и значения политических объединений, наличие многочислен- ного «среднего класса» и соответствующего его интересам политиче- ского менталитета.
    Политическая субкультура Востока, которая имеет следую- щие характерные черты: используется преимущественно «подданни- ческая» политическая культура, существеннейший элемент политики
    – общность (клановая, этническая, профессиональная, семейная и т.д.), устойчивые традиции авторитарного правления, индивид не приобщен к политике, восточные религии формируют «осторожное» отношение к политике, нацеленное на воссоздание отношений и ин- ститутов по традиционному образцу; в особых условиях эта привер- женность традициям становится фанатичной, устойчивость общей и политической культуры, первостепенная роль национально- этнического фактора, возрастание роли политических лидеров в силу повышения роли парий и движений в политике, резкий «разрыв» ме-

    206
    жду элитами и массами и соответствующий им политический мента- литет.
    По степени согласованности взаимодействия политических
    субкультур в той или иной стране У.Розенбаум выделил два типа политической культуры: интегрированная (однородная) и фрагмен-
    тарная (разнородная). Интегрированный тип политической культу-
    ры характеризуется наличием сравнительно высокой степени обще- ственно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.
    Фрагментарная политическая культура отражает раскол общества, сильную поляризацию составляющих его социальных групп, марги- нализацию общества, харизматичность, т.е. ориентацию не на поли- тические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальных групп, отдельных граж- дан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».
    Таким образом, сегодня существует достаточно много различ- ных подходов к типологии и классификации политических культур.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24


    написать администратору сайта