История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с. История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.. Мачин Игорь Федорович
Скачать 4.51 Mb.
|
205 Маритен указывает на факт развития как самого есте- ственного права, так и нашего знания о естественном праве в различные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уде- лялось внимание обязанностям человека, нежели его пра- вам. Определенное достижение (великое достижение, разу- меется) XVIII столетия состояло в освещении того, что естественное право требует также прав человека». В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъем- лющая теория должна обращать внимание как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право». Итак естественное право с точки зрения: • онтологической — это то, что требуется для нормаль- ного человеческого существования; • гносеологической — это не концептуально познанное естественное право, а лишь динамические схемы есте- ственного права, которые постигаются через ощущение сущностных склонностей бытия человека. Теория прав человека. Маритен решает проблему прав че- ловека с опорой на теорию естественного права. Права че- ловека вытекают из естественного права: «благодаря есте- ственному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами». По мнению Маритена, школа юридического позитивизма «бессильна обосновать существование прав, которыми есте- ственным образом обладает человек, прав первичных и выс- ших по отношению к писаному законодательству и к согла- шениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и ут- верждать в качестве универсально ценных и которые ника- кая общественная необходимость не может заставить нас от- менить или игнорировать хотя бы на мгновение». Проблема развития прав человека. «Старые» права со- противляются появлению «новых» прав: «в человеческой истории ни одно «новое право» (я имею в виду — ни одно право, которое общее самосознание вновь осознавало) ре- ально не было признано без борьбы и без преодоления же- сткого противостояния некоторых «старых прав». Так было с правом на справедливую заработную плату, которое возникло в процессе борьбы с уже существующи- ми правами: правом на свободу договоров и правом част- ной собственности. Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Он считал, что эта Декларация остав- ляет место как для «старых», так и для «новых» (соци- альных, экономических, культурных) прав. Маритен предложил классификацию прав человека, раз- делив их на три группы: • права индивида; • права гражданина; • права трудящегося. Права индивида — это такие права человека, которые безусловно соответствуют естественному закону, они абсо- лютно неотчуждаемы: —> право на жизнь; —> право на стремление к счастью; —> право на религиозную свободу. Почему эти права абсолютно неотчуждаемы! Маритен так отвечает на этот вопрос: эти права основаны «на чело- веческой природе, которую, конечно же, ни один человек не может утратить». Права гражданина — это такие права человека, кото- рые вытекают из позитивного права: —> право объединения в политические партии; —> избирательное право. Права трудящегося — это такие права человека, кото- рые санкционированы позитивным правом при полном со- ответствии их рекомендациям естественного закона, обла- дание этими правами естественно присуще людям: —> право на труд; —> право на объединение в профсоюзы; —> право на справедливую заработную плату и др. Философия прав человека, развитая французским фило- софом, — один из значимых идейных источников Всеоб- щей декларации прав человека (1948), в разработке кото- рой Маритен принимал непосредственное участие. Философия культуры Маритена получила признание на II Ватиканском соборе. Павел VI в своей энциклике «О прогрессе народов» (1967) ссылается на работы Маритена. Философия права и прав человека Маритена — возрож- дение теории естественного права в XX в. www.infanata.org Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берёте на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете своё согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо в соответствующие организации торговли! www.infanata.org |