Главная страница
Навигация по странице:

  • Фридрих Карл Савиньи

  • Содержание политико-правового учения.

  • Тема 11. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА

  • Основные работы

  • Отличие в программах Северного и Южного обществ

  • История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с. История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.. Мачин Игорь Федорович


    Скачать 4.51 Mb.
    НазваниеМачин Игорь Федорович
    АнкорИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с.pdf
    Дата31.01.2017
    Размер4.51 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И..pdf
    ТипКонспект
    #1528
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
    Тема 10. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
    (ГУСТАВ ГУГО, ФРИДРИХ КАРЛ САВИНЬИ,
    ГЕОРГ ФРИДРИХ ПУХТА)
    Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX в. Представители этой школы выс- тупили с критикой школы естественного права — права идеального, которое можно вывести из человеческого разу- ма. Исторически сложившееся и применяемое каждым на- родом право — результат опыта прошедших времен — они считали необходимым признать самоценностью независи- мо от того, является это право разумным или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг
    Фридрих Пухта.
    Логическое основание политико-правовых учений
    представителей исторической школы права во многом сложилось под влиянием идей Ш.Л. Монтескье. Тезис
    Монтескье «законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать ве- личайшей случайностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой» позволил теоретикам ис- торической школы права сделать вывод о том, что нет пра- ва вообще, а есть исторически сложившееся право того или иного народа, которое правоведам и следует изучать.
    Густав Гуго (1764—1844) — профессор права Геттин- генского университета, основатель исторической школы права.
    Основные работы. «Учебник по истории римского пра- ва», «Учебник и хрестоматия классического пандектного
    131
    права», «Учебник естественного права, или философия по- зитивного права», «Учебник по курсу цивилистики»
    Содержание политико-правового учения Густава
    Гуго. Источники права. Гуго различает:
    • право, самобытно развивающееся (обычное право,
    преторское право, земское право, городское право);
    • право, создаваемое законодателем.
    Законодательство, созданное верховной властью, исто- рически никогда не было единственным источником права.
    Так, в римском праве до Юстиниана отдельные институты права возникали независимо от законодательной власти.
    Историческое развитие права. Право развивается по- добно языку и общественным нравам: «Большая часть пра- вовых норм, действующих у данного народа, возникли сти- хийно, подобно тому как возникли язык и нравы этого народа, или скорее всего, являясь частью того и другого,
    возникли в результате привычки». Это право развивается само собой, вне приказов, но всегда сообразно с обстоя- тельствами.
    Соотношение между самобытно развивающимся пра-
    вом и законодательством. В массиве правовых норм,
    действующих у того или иного народа, самобытно развива- ющееся право занимает большую часть. Гуго отдает пред- почтение формам самобытно развивающегося права и кри- тически оценивает законы как источник права.
    Формам самобытно развивающегося права в высшей степени присущи такие качества, как известность и опре- деленность предписаний.
    В отношении же законов, созданных верховной влас- тью, всегда остается сомнение: насколько они будут приме- няться в действительности? Гуго приводит пример, когда согласно постановлению властей города в Геттингене пере- именовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привычными названиями.
    Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь корыстные цели законодателя, требовать особого по- вода к принятию и большой работы по внесению в них по- правок. Кроме того, многие граждане никогда не читают законов.
    Критика концепции естественного права. Естественно- го права нет, есть лишь право позитивное (самобытно раз-
    132
    вивающееся право и законодательство), считал Гуго. Это позитивное право само по себе несовершенно, но оно име- ет существенную ценность: с его помощью можно добиться определенности в предписании запретов и обязанностей,
    без чего невозможно обеспечить общественный порядок. И
    потому Гуго оправдывает правовой институт рабства, хотя и признает его лишь временную правомерность. Если раб- ство утверждено положительным правом, то оно лучше,
    чем свобода, полагал Гуго.
    Критика теории договорного происхождения госу-
    дарства:
    • миллионы людей не могут договориться о вечном под- чинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повиновении еще не известным им правителям;
    • договорная теория происхождения государства не обеспечивает стабильности положению верховной власти и отрицает абсолютный характер этой власти, «против кото- рой никто не может иметь юридических притязаний».
    Положения исторического правоведения впоследствии были развиты Савиньи.
    Фридрих Карл Савиньи (1779—1861) — профессор
    Берлинского университета. Был сторонником особого пути кодификации гражданского права в Германии.
    Основные работы: «Право владения», «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению», «Ис- тория римского права в средние века», «Система современ- ного римского права».
    Содержание политико-правового учения. Источник
    развития права — «характер народа» или «народный дух»
    (Volksgeist). Право — это всегда историческое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого- либо произвола. Право — это органический продукт тай- ных внутренних сил народа.
    Этапы исторического развития права. Первоначально право возникает в сознании народа как природное право.
    Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого народа. Явля- ясь простым по своему содержанию, это право реализуется при помощи вполне наглядных символических действий,
    133
    которые выступают основанием возникновения и прекра- щения правоотношений.
    С развитием народной культуры усложняется и право,
    оно начинает обособленно жить в сознании юристов, —
    так появляется научное право. Юристы выступают не твор- цами права, а лишь выразителями народного духа. Они вы- рабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике.
    Последний этап в развитии права — это стадия законо-
    дательства. На этом этапе юристы подготавливают зако- нопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже про- изведено народным духом.
    Историческая школа и кодификация права. В 1814 г.
    профессор Гейдельбергского университета Ю. Тибо пред- ложил создать единый Гражданский кодекс Германии, ко- торый базировался бы на тех же рациональных началах,
    что и Французский гражданский кодекс 1804 г.
    Савиньи в своей работе «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» подверг критике идею быстрой кодификации германского гражданского права как антинациональную и неосновательную. Он считал, что немцы «не доросли до создания свода законов». В раздроб- ленной Германии Савиньи не видел единообразно подготов- ленных юристов, подобных римским юристам времен Папи- ниана, которые смогли бы разработать этот кодекс.
    Савиньи не отрицал возможность кодификации, но толь- ко после создания в Германии единой «органично развива- ющейся правовой науки».
    Пухта Георг Фридрих (1798—1846) — профессор Бер- линского университета, который внес значительный вклад в развитие исторической школы права. Пухта был учени- ком Савиньи и развил его идею о праве как продукте исто- рического развития народа.
    Основные работы: «История римского права», «Курс римского гражданского права», «Обычное право», «Учеб- ник пандектов».
    Содержание политико-правового учения. Источники
    права. Пухта различает:
    > невидимые источники права: вначале — это Бог, за- тем — народный дух. Понятие народного духа (Volksgeist) —
    134
    безличного и самобытного сознания народа стало ключе- вым понятием в концепции правообразования Пухты;
    > видимые источники права — формы выражения на- родного духа (обычное право, законодательное право, на- учное право).
    Формы права. Обычное право нельзя свести лишь к факту повторяемости народом определенных действий, на- против, обычное право — это общенародное убеждение.
    Законодательное право — форма права, которая позво- ляет сделать право ясным и единообразным. Однако это право не может иметь произвольного содержания: «Пред- полагается, что законодатель действительно выражает об- щее убеждение народа, под влиянием которого он должен находиться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже установившееся юридическое воззрение или, согласно истинному духу народа, содействует образованию его».
    Научное право — форма права, с помощью которой можно выявить «юридические положения, сокрытые в духе национального права, не проявлявшиеся ни в непос- редственных убеждениях членов народа и их действиях,
    ни в изречениях законодателя, которые, следовательно, ста- новятся ясными только как продукт научной дедукции».
    Будучи сторонником идеи органического развития пра- ва, Пухта тем не менее признавал и субъективные факторы в процессе правообразования. Так, он высоко оценивал дея- тельность правоведов, благодаря которой только и можно объяснить рецепцию римского права. Пухта говорил о рим- ском праве как о всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями, о взаимном влия- нии правовых систем разных народов.
    Традиции исторической школы права нашли свое отра- жение в современных правовых системах (ФРГ, Швейца- рия), рассматривающих закон и обычай как два источника права одного порядка.

    Тема 11. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ
    В РОССИИ КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА
    В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в
    России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа- вие всегда связано с политическим отчуждением населе- ния, которое не имеет никаких политических прав.
    В России в это время было крепостное право, которое распространялось на огромную массу крестьян. Крепост- ное право препятствовало культурному и экономическому развитию русского общества, вело к деградации сословия дворян. Многие передовые мыслители того времени оцени- вали крепостное право как архаизм, как причину отстава- ния России от передовых стран Запада. Политика русских монархов в отношении к крепостному праву носила непос- ледовательный и двойственный характер, Павел I, с одной стороны, отменил некоторые привилегии дворян и ограни- чил барщину крестьян тремя днями в неделю, а с другой —
    роздал в частное владение дворянам 100 тысяч дворцовых и казенных крестьян. Александр I также не смог провести реформу по отмене крепостного права, хотя по его поруче- нию готовились проекты по этому вопросу.
    Такое положение дел приводило к росту социальной на- пряженности в России.
    Русский историк В.О. Ключевский так оценивал рус- ское общество того времени: «Дворяне страшились кресть- ян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а прави- тельство боялось обоих».
    В этот период в России сформировались два направле- ния политико-правовой мысли: либеральное (М.М. Сперан- ский, декабристы) и охранительное (Н.М. Карамзин
    136
    11.1. Либерализм в России.
    Политико-правовые проекты М.М. Сперанского
    Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) —
    русский политический мыслитель и государственный дея- тель, автор проектов реформ российского самодержавия.
    Эпоха. Время правления императора Александра I.
    В начале своего правления император выступил с предло- жением проведения реформ государственного строя импе- рии и крепостного права.
    Биография. Родился в деревне Черкутино Владимир- ской губернии в семье священнослужителя Третьякова.
    По окончании Владимиро-Суздальской духовной семи- нарии был назван Сперанским (от лат. «speranto» — надеж- да) и направлен в числе лучших учеников в Санкт-Петер- бургскую духовную семинарию в качестве преподавателя.
    Преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии.
    С 1797 г. — на государственной службе. Возглавлял депар- тамент министерства внутренних дел. С 1807 г. — статс- секретарь Александра I. В 1809 г. по поручению императо- ра составил план государственных преобразований —
    «Введение к Уложению государственных законов». В 1812 г.
    Сперанский был смещен с поста секретаря Государственно- го совета и выслан в Нижний Новгород, затем — в Пермь.
    Был пензенским губернатором, генерал-губернатором Сиби- ри. Возвращен в столицу в 1826 г., назначен членом Государ- ственного совета, а также Верховного уголовного суда над декабристами. В 1826 г. возглавил II отделение император- ской канцелярии. Занимался систематизацией российского законодательства, руководил изданием «Свода законов» и
    «Полного собрания законов Российской империи».
    Логическое основание политико-правового учения.
    Идеи французских просветителей (Монтескье, Руссо) и представителей немецкой классической философии (Кант),
    исторической школы права (Савиньи), английского либера- лизма (Бентам) нашли свое отражение в политико-право- вых взглядах Сперанского.
    Основные работы: «Введение к уложению государ- ственных законов», «Проект уложения государственных за- конов Российской империи».
    Содержание политико-правового учения. М.М. Спе- ранский — представитель русского либерализма. Поэтому
    137
    основу его политико-правовых взглядов, которые нашли выражение в его проектах государственных преобразова- ний, составляют понятия свободы: личной и политической.
    Под политической свободой Сперанский понимал воз- можность, которая закреплена законом: «участия всех госу- дарственных классов... в действии законодательной, судеб- ной и исполнительной власти».
    Политическая свобода должна быть ограничена цензами:
    —> имущественным. Политическая свобода должна быть предоставлена лишь лицам, которые имеют недвижимость,
    и не должна быть предоставлена «народу рабочему», слу- гам, ремесленникам, которые не обладают достаточным
    «разумом» для участия в законодательной деятельности;
    —> культурным.
    Противоположностью политической свободы является
    политическое рабство, когда воля одного лица является за- коном для всех.
    Под гражданской свободой Сперанский понимал воз- можность обладать личными и имущественными правами:
    > собственности;
    —> заключения договоров;
    > на уплату налогов, установленных только согласно закону;
    —> подвергнуться уголовному наказанию только по ре- шению суда.
    Все эти права должны быть закреплены законом. Так,
    Сперанский, рассуждая о праве заключать договоры купли- продажи, писал следующее: «Но какую достоверность име- ло бы сие право, если бы закон политический не определил вообще, что всякая собственность есть неприкосновенна...».
    Под гражданским рабством Сперанский понимал такое положение дел, когда одному классу населения приходится
    «в повинностях личных и вещественных зависеть от воли другого». Он считал, что гражданская свобода может быть реализована только тогда, когда есть свобода политическая:
    «Никакая свобода не может родить в государстве свободы гражданской, не установив свободы политической».
    В России того времени, считал Сперанский, не было по- литической свободы, а свобода гражданская носила огра- ниченный характер: «Я нахожу в России два класса: рабов
    138
    самодержца и рабов землевладельцев. Первые называются свободными только по отношению ко вторым. В России нет истинно свободных людей, не считая нищих бродяг и философов».
    Будущее российское общество представлялось Сперанс- кому сословным.
    Первое сословие составят дворяне, которые будут обла- дать всеми политическими и гражданскими свободами, а также исключительным правом владения населенными не- движимыми имениями с возложением на них обязанности законного управления ими.
    Второе сословие составят люди среднего достатка, ко- торые будут иметь гражданские свободы, а их политичес- кие свободы будут ограничены имущественным цензом.
    Третье сословие составит народ рабочий: поместные крестьяне, мастеровые, домашние слуги. Это сословие бу- дет иметь только гражданские свободы.
    Программа государственных преобразований М.М. Спе- ранского включала проведение следующих реформ:
    • крепостного права;
    государственного правления;
    • законодательства.
    Реформа крепостного права должна быть проведена в два этапа. Вначале следует законодательно ограничить власть помещиков над крепостными крестьянами, опреде- лив размер крестьянских повинностей и разрешив крестья- нам приобретать недвижимость в собственность. Затем следует вернуть крестьянам древнее право перехода: «Во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка...,
    возвратится крестьянам и древнее право свободного пере- хода от одного помещика к другому...».
    Сперанский не считал правильным быстрый переход ко второму этапу реформы крепостного права, поскольку
    «участь крестьянина, отправляющего повинность по зако- ну и имеющего в возмездие свой участок земли, несрав- ненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и Соединенных
    Штатах».
    Реформа государственного правления. Анализируя по- литическую историю государств Запада, Сперанский вы- явил закономерность: все государства в своем развитии
    139
    проходят три ступени и в конце концов приходят к консти- туционному правлению:
    —> первая ступень — феодальная раздробленность госу- дарств Запада;
    —> вторая ступень — «феодальное самодержавие» госу- дарств Запада;
    —> третья ступень — конституционное правление.
    Сперанский утверждал, что первым государством, кото- рое перешло на третью ступень, была Англия, а после нее на эту ступень перешли Швейцария, Голландия, Швеция,
    Венгрия, США, Франция. Россию он относил к государ- ствам, находящимся на второй ступени политического раз- вития. Сперанский надеялся, что переход на третью ступень будет нереволюционным, поскольку российский император сам «октроирует» (подарит) Конституцию народу.
    Сперанский предлагал построить новое здание россий- ской монархии «на столпах разума и законов». Основой по- строения такой монархии могла быть только теория разде-
    ления властей: «Нельзя основать правление на законе,
    если одна державная власть будет и составлять закон, и ис- полнять его. Поэтому следовало бы прежде всего отделить друг от друга законодательную, исполнительную и судеб- ную части, сосредоточив их в разных независимых одно от другого государственных органах».
    Сперанский предлагал провести разделение законода- тельной, исполнительной и судебных властей на четырех уровнях:
    1)волости;
    2)округа;
    3)губернии;
    4) империи.
    Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, высшим органом исполни- тельной власти — Правительствующий сенат, высшим ор- ганом судебной власти должен стать Судебный сенат.
    Государственная дума должна принимать законы. Одна- ко за императором сохранялись огромные полномочия в за- конодательном процессе. Император мог наложить абсо- лютное вето на закон, принятый Государственной думой,
    имел право ее роспуска, а также право отсрочить ее созыв.
    Выборы депутатов в Государственную думу предполага-
    140
    лось сделать трехступенчатыми: депутаты волостной думы выбирают депутатов в окружную думу, депутаты окружной думы — депутатов в губернскую думу, а депутаты губернс- кой думы — депутатов в Государственную думу.
    Кроме этого при императоре должен быть создан Го- сударственный совет, назначение которого — соединить высшую законодательную, исполнительную и судебную власти. Члены Государственного совета назначались бы императором. Этот орган призван предварительно рассмат- ривать законопроекты, которые затем поступали бы к им- ператору, а затем уже передавались на обсуждение в Госу- дарственную думу.
    Проект конституционной монархии М.М. Сперанского соответствует модели дуалистической монархии, в которой законодательная власть носит двойственный характер.
    Реформа законодательства была проведена при непос- редственном участии Сперанского. Сперанский возглавил комиссию по составлению «Полного собрания законов
    Российской империи». В него вошли расположенные в хронологическом порядке, законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 г. до вступления на престол
    Николая I (к 1830 г. — 45 томов). Тем самым была осуще- ствлена официальная инкорпорация законодательных ак- тов. Затем с участием Сперанского был подготовлен пят- надцатитомный «Свод законов Российской империи», в который вошло все действующее законодательство. Спе- ранский сообщал: «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толко- вание».
    М.М. Сперанский вошел в историю русской политичес- кой и правовой мысли как автор проектов по реформирова- нию самодержавия. Он предлагал установить в России конституционную монархию, в которой был бы проведен принцип разделения властей. Такая форма правления госу- дарства позволила бы обеспечить политические и граждан- ские свободы российским подданным. Сперанский первый предложил создать в России высший законодательный орган — Государственную думу, однако она появилась в
    России только в 1905 г. В современной России высший орган законодательной власти носит то же название.
    141

    11.2. Политические и правовые взгляды декабристов
    Эпоха. 14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади произошло вооруженное выступление, которое было подготовлено тайными обществами. Впоследствии участников этого выступления стали называть декабриста-
    ми. С этого момента начинается освободительное движе- ние в России.
    Декабристы — офицеры, участники Отечественной вой- ны 1812 г., совершившие первое целенаправленное выступ- ление против самодержавно-крепостнического строя. Они действовали на основе разработанных программ переуст- ройства России. Эти программы готовились в недрах тай-
    ных обществ, действовавших в условиях усиления цензу- ры. Первое тайное общество — «Союз спасения» — было создано в 1816г. Затем в 1818г. оно было преобразовано в
    «Союз благоденствия». После самороспуска «Союза благо- денствия» в 1821 г. возникли два общества: «Северное об- щество», руководителем которого стал Н.М. Муравьев и
    «Южное общество», которое возглавил П.И. Пестель.
    Никита Михайлович Муравьев (1796—1843).
    Биография. Родился в Петербурге, его отец был воспита- телем царевичей Александра и Константина. Учился на ма- тематическом факультете Московского университета. С нача- лом Отечественной войны 1812 г. ушел с факультета в действующую армию в возрасте 16 лет. 14 декабря 1825 г.
    непосредственно в восстании не участвовал, но был аресто- ван и приговорен к 20 годам каторжных работ. Впоследствии вышел на поселение. Похоронен в Иркутской области.
    Павел Иванович Пестель (1793—1826).
    Биография. Родился в Москве, в семье крупного чинов- ника. Учился в Германии, затем в семнадцатилетнем возра- сте с отличием закончил Пажеский корпус. Участник вой- ны 1812 г. За мужество был награжден шестью орденами.
    На Бородинском поле фельдмаршал Кутузов наградил его золотой шпагой с надписью «За храбрость». Вместе с рус- ской армией дошел до Парижа. По свидетельству совре- менников, был одним из самых образованных людей свое- го времени. 13 декабря, в канун восстания, был арестован по доносу предателя. 13 июля 1826 г. повешен в Петропав- ловской крепости.
    142
    Общие программные положения Северного и Южного
    обществ.
    Цели:
    ликвидация самодержавия;
    • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий (Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становится свободным»);
    • отмена сословий и равенство всех перед законом (Пес-
    тель: «Все сословия уничтожаются и сливаются в одно со- словие — гражданское»);
    • введение суда присяжных (Муравьев: «Всякое уголов- ное дело производится с присяжными»);
    • предоставление свободы Польше.
    Средства достижения этих целей. Члены тайных об- ществ разочаровались в результатах народных революций.
    Так, Французская революция, начавшаяся в 1789 г., смени- лась якобинской диктатурой, которая в свою очередь при- вела к тирании Наполеона и войнам. И потому была сдела- на ставка на дворянскую военную революцию, которая была намечена на 1826 г. Но благоприятные условия для нее сложились к 1825 г.
    Таблица 11.1
    Отличие в программах Северного и Южного обществ

    Восстание декабристов стало самым значительным фак- том политической истории Российской империи первой четверти XIX в. Программы Северного и Южного тайных обществ высветили первостепенные задачи будущего раз- вития России.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта