Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 13. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО- ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 13.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама

  • Бенжамен Анри Констан де Ребек

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с. История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.. Мачин Игорь Федорович


    Скачать 4.51 Mb.
    НазваниеМачин Игорь Федорович
    АнкорИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с.pdf
    Дата31.01.2017
    Размер4.51 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И..pdf
    ТипКонспект
    #1528
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    Тема 12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО
    ПОЗИТИВИЗМА В ПРАВОВЕДЕНИИ XIX ВЕКА.
    ДЖОН ОСТИН
    Джон Остин (1790—1859) — английский юрист, труды которого обосновывали представление о праве как о разно- видности повелений, а также преследовали цель разграни- чения понятий позитивного права и морали.
    Эпоха. Стремительное увеличение количества изданных в Англии в первой половине XIX в. законов привело к из- менению представлений о самом праве. Взгляд на право как средоточие традиций вытесняется взглядом на право как на совокупность законов. Право все более и более представляется инструментом политики государства и выс- тупает как политическое требование.
    Биография. Остин приступил к изучению права, когда за его плечами уже были пять лет службы в британской ар- мии. Некоторое время он занимался адвокатской практикой в судах лорда-канцлера. Читал курс правовых учений в университетском колледже в Лондоне. В Германии Остин изучал римское право и труды германских правоведов по гражданскому праву, идеи систематизации права произвели на него глубокое впечатление. Благодаря близкой дружбе с
    Иеремией Бентамом, Джеймсом Стюартом Миллем и Джо- ном Стюартом Миллем Остин увлекся идеей необходимос- ти проведения правовой реформы в Англии. В 1833 г. он был введен в состав комиссии по реформе уголовного пра- ва, подготовил два доклада, но, не встретив поддержки своим идеям, ушел в отставку. В 1836 г. его назначили ко- миссаром по делам Мальты, и с тех пор Остин жил за ру- бежом, преимущественно в Париже, пока в 1848 г. он с се-
    147
    мьей не поселился в графстве Сюррей на юго-западе Анг- лии, где и прожил до конца жизни.
    Логическое основание политико-правового учения.
    Джон Остин испытал на себе влияние:
    • политических идей Томаса Гоббса (суверен как лицо,
    не ограниченное никакими законами);
    • правовой теории и философии утилитаризма Иеремии
    Бентама (право как повеление суверена).
    Основная работа: «Определение области юриспруден- ции».
    Содержание политико-правового учения. Юриспру-
    денция как точная наука. Остин разграничивает этику, ко- торая имеет дело с моральными категориями, науку о зако-
    нотворчестве, которая имеет дело с понятиями должного в праве, и собственно науку о праве — юриспруденцию.
    Юриспруденция изучает право, которое «является пра- вом, даже если оказывается, что нам оно не нравится, или даже если оно отличается от норм, которые мы считаем верными».
    Юриспруденция как точная наука должна дистанциро- ваться от доктрин естественного права, смешивающих по- нятие права с понятиями нравственности, религиозными догматами, законами природы: «Позитивное право (право в простом и надлежащем смысле этого слова) нередко сме- шивается с категориями, с которыми оно имеет сходство,
    либо с категориями, которые связаны с ним аналогией, то есть с категориями, которые могут обозначаться надлежа- щим или ненадлежащим образом широким и расплывча- тым выражением: "право"».
    Понятие позитивного права. Остин считает, что право,
    являющееся предметом юриспруденции, — это право, «ус- танавливаемое политически господствующим для полити- чески подчиненного».
    Это право Остин называет позитивным правом: «"пози- тивное право" (positive law),... есть право, существующее благодаря занимаемому положению (law existing by position)».
    Под позитивным правом Остин понимает приказы, ус-
    тановленные сувереном: «Для члена или членов независи- мого политического общества, в котором это лицо или орган представляет собой суверена».
    148
    Суверен для Остина — это то лицо, которому большин- ство привыкло подчиняться.
    Вместе с тем оккупационную власть нельзя признать сувереном, а ее распоряжения — позитивным правом, по- скольку привычка к подчинению складывается не сразу.
    Суверен как верховный правитель:
    —> «свободен от правовых ограничений», т.е. он не свя- зан законами, изданными как им самим, так и его предше- ственниками;
    —> связан «законами Бога» и нормами морали.
    Источники позитивного права различаются по способу выражения в них приказов суверена.
    Приказы суверена могут быть выражены:
    1) прямо, т.е. непосредственно, и это суть законы госу-
    дарства;
    2) косвенно, и это суть решения судей, обычаи, мнения
    ученых и практика частных юристов.
    Решения судей, обычаи, мнения ученых и практику час- тных юристов Остин рассматривает как части позитивного права, так как они действуют с молчаливого согласия суве- рена.
    В отличие от своего учителя Бентама Остин признавал решения судей частью позитивного права. Потребность в судебном правотворчестве он обосновывал следующим об- разом: «Я не могу понять, как можно предполагать, что об- щество в состоянии идти вперед в условиях, когда судьи не занимаются правотворчеством, или что есть вообще какая бы то ни было опасность в том, чтобы позволить им иметь ту власть, которую они фактически осуществляют для вос- полнения нерадивости или неспособности открыто при- знанного законодателя».
    Для совершенствования законодательства Остин пред- лагал провести кодификацию права.
    Джон Остин признан классическим представителем школы юридического позитивизма. Он оказал большое влияние на английскую и мировую юриспруденцию.

    Тема 13. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-
    ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
    ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    13.1. Политико-правовое учение
    Иеремии Бентама
    Иеремия Бентам (1748—1832) — английский философ и правовед.
    Эпоха. В середине XIX в. господствующим в западном обществе мировоззрением становится либерализм. Либера- лы считали, что свободная деятельность индивидов при невмешательстве в нее государства способна привести к социальной гармонии.
    Биография. Родился 15 февраля 1748 г. в семье лондон- ского адвоката. Уже в раннем возрасте обнаружил тягу к чтению (начал заниматься латынью, будучи четырехлетним ребенком). Поступив в 13-летнем возрасте в Оксфордский университет, он уже через два года получил диплом бака- лавра права, а в 18 лет стал магистром. По окончании уни- верситета посвятил себя научной деятельности. Первая на- писанная Бентамом книга увидела свет в 1776 г. («А
    Fragment on Government»). В 1785 г. Бентам приехал в Рос- сию, где написал свою первую работу по экономике в фор- ме писем. Умер 6 июня 1832 г. Умирая, Бентам завещал свое тело науке; его тело было вскрыто в присутствии дру- зей; голова была мумифицирована; реконструированный скелет и восковая маска были облачены в его собственную одежду и помещены в вертикальный футляр со стеклянной лицевой крышкой; и то и другое хранится нынче в коллед- же Лондонского университета.
    150
    Логическое основание политико-правового учения.
    Бентам — теоретик утилитаризма
    1
    . Он предложил «ариф- метику удовольствий»: из суммы удовольствия человечес- кий разум должен вычесть сумму неудовольствия и страда- ний, т.е. вычислить меру человеческого счастья.
    Основные работы: «Фрагмент о государственном прав- лении», «Введение в основания нравственности и законо- дательства», «Конституционный кодекс», «План всеобщего и вечного мира», «Анархические софизмы, являющиеся исследованием Декларации прав, изданной во времена
    Французской революции».
    Содержание политико-правового учения. Свобода ин-
    дивида и государство. Бентам — представитель доктрины
    либерализма, поэтому в центре его внимания находится проблема обеспечения свободы индивидов от какого-либо произвола со стороны государства. Однако свободу инди- видов Бентам обосновывает, обращаясь не к положениям школы естественного права, а к разработанной им самим доктрине утилитаризма.
    В своих ранних произведениях Бентам критиковал тео-
    рию естественного права, которая легла в основу француз- ской Декларации прав человека и гражданина (1789). В ра- боте «Анархические софизмы, являющиеся исследованием
    Декларации прав, изданной во времена Французской рево- люции» (1795), Бентам отрицает реальность естественных и неотчуждаемых прав человека, — прав, предшествую- щих государству и законодательству, создаваемому госу- дарством. Эти права он называет «анархическими софиз- мами», а всеобщее признание такого рода прав должно будет привести к обоснованию допустимости сопротивле- ния государственной власти. Естественное и неотчуждае- мое право человека, противопоставленное закону государ- ства, является для Бентама «величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства».
    Однако Бентам признает существование прав человека,
    но только тех, которые можно обосновать принципом полез- ности, четко определить и сформулировать в тексте закона.
    1
    Утилитаризм — доктрина или моральная установка, считающая, что то, «что полезно или может скорее всего привести к счастью», должно быть высшим принципом всех наших поступков.
    151

    Бентам исходил из убеждения, что каждый человек стремится к наибольшему счастью, а государство не долж- но мешать этим универсальным стремлениям: «Забота о доставлении себе наслаждений должна быть почти всеце- ло предоставлена самому индивидууму; главное же назна- чение правительства должно состоять в ограждении инди- видуума от страданий».
    Государство способно оградить индивидов от страда- ний, законодательно закрепив за ними фундаментальные права и гарантируя их соблюдение: «Таковы права личной безопасности, чести, собственности, право на получение помощи в случае нужды». Только таким образом, считал
    Бентам, правительство может выполнить свое предназначе- ние: «Наибольшее счастье возможно большего числа чле- нов общества — вот единственная цель, которую должно иметь правительство».
    Законодатель должен посредством сочетания наказаний и поощрений направлять поведение человека к достижению собственной пользы. Тем самым в обществе достигалось бы
    «наибольшее счастье наибольшего количества людей».
    Пределы законодательного регулирования. Бентам счи- тал, что право частной собственности — одно из фундамен- тальных прав индивида, а сама частная собственность —
    благо для всего общества. Законодатель должен избегать неправомерного посягательства на частную собственность,
    стремясь установить имущественное равенство. Такие дей- ствия законодателя могут привести к нарушению другого фундаментального права индивида — безопасности. Бен- там исходил из того, что «неравенство есть естественное условие человеческой жизни. Абсолютное равенство есть абсолютная невозможность».
    Однако он допускал законодательное ограничение сво- боды завещаний и антимонопольное законодательство как способы достижения более равномерного распределения собственности в обществе.
    Бентам считал, что законодатель не должен посягать на такой принцип гражданского права, как свобода договоров:
    «Да будет общим правилом, что свобода в договорах долж- на быть неограничена».
    Закон как форма права. Вслед за Т. Гоббсом Бентам считал, что право — это всегда выражение воли государ-
    152
    ства. Поэтому формой права для Бентама является закон:
    «Следовательно, под правом вообще мы понимаем все за- коны, которые существуют, либо какой-то один закон, либо несколько законов, как кому будет угодно».
    Бентам предложил следующее определение закона: «За- кон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определенной си- туации поведения лица или группы лиц, подчиненных (или считающихся подчиненными) его власти».
    Критика прецедентного права. Признавая в качестве совершенной формы права только закон, Бентам критико- вал систему прецедентного права Англии. Недостаток пре- цедентного права заключается в том, что оно создается без какого-либо участия народа и народу неизвестно. Это пра- во Бентам называл «собачьим правом», сравнивая судей с хозяевами собак: «Когда ваша собака делает что-либо, от чего вы хотите ее отучить, вы ждете, пока она это сделает,
    а затем бьете ее за это. Таким способом вы создаете законы для своей собаки, и таким же способом судьи создают пра- во для нас. Они не скажут человеку заранее, чего он не должен делать, они не позволят, чтобы ему об этом было сказано, они лгут, пока он не сделает чего-либо, что, по их словам, он не должен был делать, а затем повесят его за это. Каким же образом тогда каждый человек может по- знать это собачье право?». Бентам выступал сторонником кодификации права, видя в ней средство преодоления не- достатков системы прецедентного права.
    Идеальная форма правления государства. Вначале он выступал сторонником конституционной монархии. Бентам обращался к европейским монархам с предложением про- вести реформу права, в основе которой лежали бы принци- пы утилитаризма. Однако его предложения не получили у них поддержки. Затем он стал отдавать предпочтение рес- публике как форме правления, способной достигнуть «наи- большего счастья наибольшего числа лиц».
    В республике учредительная власть должна принадле- жать народу и состоит прежде всего в праве народа изби- рать депутатов парламента на основе всеобщего, равного и тайного голосования.
    Законодательная власть должна принадлежать парла- менту — однопалатному органу. Депутаты парламента не-
    153
    сут ответственность перед своими избирателями, которые наделяются правом отзыва депутатов и правом возбужде- ния в отношении них уголовных дел.
    Исполнительная власть принадлежит должностным ли- цам, часто сменяемым и ответственным перед парламентом.
    Политико-правовые взгляды И. Бентама оказали боль- шое влияние на западную политико-правовую мысль и юридическую практику. Его идеи легли в основу ряда ре- форм права в Англии. Правовые взгляды Бентама повлияли на становление школы юридического позитивизма в Анг- лии (Дж. Остин), они были знакомы также М.М. Сперанс- кому и декабристам.
    13.2. Политико-правовое учение
    Бенжамена Констана
    Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830) —
    французский политический деятель. Представитель идей- ного течения либерализма.
    Эпоха. Якобинский террор времен Великой французс- кой революции (1789—1799 гг.) и военный деспотизм На- полеона I подтолкнули мыслящих людей к осознанию зна- чимости гарантий индивидуальной свободы от произвола государства с любой формой правления. Именно в это время формируется учение политического либерализма Б. Конста- на, в рамках которого он стремится обосновать принципы конституционного государства, где свобода индивидов ог- раждена от произвола государства.
    Биография. Родился в Лозанне, куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Франции по религиозным при- чинам. Получил домашнее образование. В тринадцатилет- нем возрасте он пытался поступить в Оксфордский уни- верситет, но не был принят по причине столь юного возраста, позднее окончил Эдинбургский университет, в котором сформировались основы его представлений о сво- боде. Испытал на себе влияние теории Адама Смита и практики британского конституционализма.
    Логическое основание политико-правового учения.
    Сформировалось под воздействием доктрины британского конституционализма и идей французских просветителей.
    Основные работы: «О действиях террора», «О полити- ческих реакциях», «Об узурпации», «Принципы политики,
    154
    пригодные для всякого правления», «О свободе древних сравнительно со свободой новых народов», «Курс консти- туционной политики».
    Содержание политико-правового учения. Понятие ин-
    дивидуальной свободы. В своих работах «Об узурпации» и
    «О свободе древних сравнительно со свободой новых наро- дов» Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое уже соответствует запросам современного ему индустриаль- ного общества XIX в. До Констана многие публицисты, пи- шущие на тему свободы, ориентировались на опыт антично- сти. Констан же не идеализирует античную свободу, которая сводилась к политической свободе: гражданин древних по- лисов мог гордиться своей личной причастностью к приня- тию важных государственных решений. Но фундаментом античной политической свободы было рабство и она была обусловлена небольшими размерами античных государств- полисов: «В античных республиках благодаря малости за- нимаемой ими территории каждый гражданин обретал в политическом отношении огромную личную значимость.
    Осуществление гражданами своих прав составляло всеоб- щее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей, решали вопросы войны и мира».
    Если говорить о личной свободе античных греков, то она была существенно ограничена. Существовала жесткая регламентация государством-полисом (за исключением
    Афин) семейной и религиозной жизни граждан: «Возмож- ность избирать свою веру, возможность, которую мы рас- сматриваем как одно из наших драгоценных прав, показа- лась бы в древности преступлением и святотатством».
    Современные народы потеряли интерес к политической свободе. «Подлинная современная свобода» связана уже с личной свободой — независимостью от произвола государ- ства. Политическая же свобода рассматривается Констаном лишь как гарантия личной свободы.
    Быть свободным в понимании современных ему англи- чан, французов или жителей Соединенных Штатов Амери- ки означает:
    • «это право каждого подчиняться одним только зако- нам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие про- извола одного или нескольких индивидов»;
    155

    • «это право каждого высказывать свое мнение, выби- рать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей соб- ственностью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать раз- решения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков»;
    • «это право каждого объединяться с другими индиви- дами либо для обсуждения своих интересов, либо для от- правления культа, избранного им и его единомышленника- ми, либо просто для того, чтобы заполнить свои часы соответственно своим наклонностям и фантазиям»;
    • «наконец, это право каждого влиять на осуществление правления либо путем назначения всех или некоторых чи- новников, либо посредством представительства, пети- ций, запросов, которые власть в той или иной мере при- нуждена учитывать».
    Свое понимание свободы Констан противопоставляет пониманию свободы Монтескье. Если Монтескье понимает свободу как «право делать все, что дозволено законом», то
    Констан считал, что эти законы могут включать в себя столько запретов, что совсем не будет свободы (пример этого — деспотизм Конвента, который был установлен при помощи законов).
    Для Констана закон — это гарантия личной свободы, но в отличие от Монтескье он не представляет закон абсолют- ной ценностью.
    Требования к закону, который гарантирует личную сво- боду:
    • закон должен исходить из легитимного источника;
    • закон должен иметь справедливые границы.
    Констан утверждал: «Подчинение закону — это обязан- ность, но как и всякая другая обязанность, она не является абсолютной, — она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источ- ника и имеет справедливые границы».
    К числу законов, содержание которых выходит за спра- ведливые границы, Констан относил законы, которые:
    —> устанавливают обратную силу;
    —> противоречат морали (побуждают граждан доносить друг на друга, запрещают «укрывать изгнанников»; делают граждан ответственными не за собственные действия, при- влекая к ответственности отцов детей-дезертиров или ро- дителей детей-эмигрантов).
    156
    В отличие от Руссо, который вменял заботу о свободе индивида в обязанность коллективной воле, которая не мо- жет ошибаться, Констан полагал: «Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это..., то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее беззаконной. Руссо этого не понял».
    Определение общего понятия свободы: «Свобода есть только то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет право помешать».
    Гарантиями индивидуальной свободы для Констана вы- ступают ограничение государственной власти через ее раз- деление и сила общественного мнения.
    В своем «Курсе конституционной политики» Констан обосновал необходимость создания шести конституцион- ных властей:
    • королевской;
    • исполнительной;
    • постоянной представительной (палата пэров);
    • выборной представительной власти (нижняя палата);
    • судебной;
    • муниципальной.
    Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая, способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и су- дебной ветвями власти: «Королевская власть есть, в неко- тором роде, судебная власть над другими властями».
    Компетенция королевской власти:
    —> смещение и назначение министров;
    —> право абсолютного вето (для обеспечения достоин- ства монарха);
    > роспуск нижней палаты и назначение новых выборов;
    > назначение членов наследственной палаты;
    —> назначение судей;
    > право помилования.
    Отсутствие королевской власти, считает Констан, — по- рок почти всех существующих Конституций.
    Исполнительная власть осуществляется министрами,
    ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров.
    157

    Выборная представительная власть формируется на основе высокого имущественного ценза: «Одна лишь соб- ственность обеспечивает досуг; только собственность де- лает человека способным к пользованию политическими правами». Деятельность депутатов не должна оплачивать- ся. Когда заработная плата связана с функциями предста- вительства, тогда она становится главным объектом внима- ния этого представительства.
    Постоянная представительная власть рассматривается
    Констаном по образцу английской палаты лордов.
    Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Независимость судебной власти обеспечивается реализацией двух принципов: пожизненным назначением на должность и несменяемостью. Народу, у которого нет независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пустыне, утверждал Констан.
    Констан был сторонником суда присяжных и противни- ком создания каких-либо чрезвычайных судов.
    Муниципальная власть призвана решать вопросы местно- го управления. Каждая община, город, департамент долж- ны иметь полную самостоятельность в вопросах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан.
    Заслуга Б. Констана состоит прежде всего в том, что он предложил определение свободы нового типа. Различение личной свободы и свободы политической лежит в основе современных классификаций прав и свобод человека.
    Большой вклад внес Констан в теорию конституциона- лизма. Его концепция разделения властей нашла свое отра- жение в конституциях некоторых западных государств.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта