История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с. История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.. Мачин Игорь Федорович
Скачать 4.51 Mb.
|
Леон Дюги (1859—1928) — французский социолог, профессор права университета г. Бордо, представитель по- литико-правового учения солидаризма. Эпоха. В начале XX в. наметилась тенденция к сближе- нию поначалу резко противостоящих между собой право- вых идеологий гражданского общества. Ряд буржуазных теоретиков обосновывает преобразование современного им права и государства в духе идей «социализации собствен- ности» и «социальной солидарности», согласующей инте- ресы разных классов гражданского общества. Биография. Родился в Либурне близ г. Бордо, в семье юриста. С 1886 г. и до конца своей жизни преподавал на юридическом факультете в г. Бордо, одном из известных университетских центров Франции. Логическим основанием политико-правового учения Дюги послужили идеи Огюста Конта (1798—1857), осно- вателя социологии как науки, автора понятия «солидар- ность»; Эмиля Дюркгейма (1858—1917), который считал общественное разделение труда основой солидарности между классами. Л. Дюги не признавал теорию «научного социализма» Маркса. Дюги считал, что: —> «учение о борьбе классов есть отвратительная докт- рина»; —> «мы не идем к уничтожению одного класса другим, а напротив, к режиму координации и иерархии классов». Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права». Содержание политико-правового учения. Факт соли- дарности и норма солидарности. Индивиды — это соци- альные существа, они связаны между собой в силу общно- сти потребностей и общественного разделения труда. И потому объективным становится факт солидарности. Со- лидарность — это закон функционирования общества. Факт солидарности начинает осознаваться людьми и по- рождает социальную норму — норму солидарности. Норма солидарности — это не норма морали, а право- вая норма, поскольку она касается только внешних прояв- лений человеческой воли. Норма солидарности стоит выше государства и позитивного законодательства, которые лишь служат для ее осуществления. Эта норма права из- менчива, как и само человеческое общество. Смысл этой правовой нормы: «Норма права возлагает на всех обязанности не делать ничего, что противоречит общественной солидарности и делать все для развития этой солидарности». Проект позитивной организации общества. Дюги пред- полагает создание нового общественного и политического строя на основе: -> признания за индивидами только социальных обязан- ностей; —> отрицания за индивидами субъективных прав. Индивид представляется Дюги: —> лишь «составной клеточкой социального организма»; —> «не целью, а только средством». Дюги видит смысл существования каждого индивида «только в выполнении известной работы в деле социально- го строительства». При новом режиме: —> исчезает понятие собственности как субъективного права индивидов; —> право собственности перестает быть абсолютным правом; —> собственность должна использоваться лишь для под- держания общественной солидарности и только в этих пре- делах она защищается государством; -> собственность рассматривается как социальная функ- ция: «капиталист-собственник исполняет особенную соци- альную функцию»; —> «капиталистическому классу отводится особая роль: со- бирать капиталы и отдавать их в распоряжейие предприятий». Дюги выступил теоретиком «социализации» собствен- ности: частная собственность — это социальная обязан- ность, осуществляемая в интересах общего блага. Теория государства. Под государством Дюги понимал «не лицо, отличное от индивидов, но лишь проявление ин- дивидуальной воли правителей». Правители государства — лишь «часть общественного организма», они «играют соб- ственную роль в разделении труда (должны организовать определенные службы, обеспечить непрерывную их дея- тельность и контролировать их действия)». Будущему обществу будет соответствовать новая форма государства, не похожая ни на одну из всех исторически предшествовавших (римская, королевская, якобинская, на- полеоновская, коллективистская). Государство в лице своих правителей будет не командовать обществом, а служить ему. Новая форма государства, более эластичная и гуманная, обеспечит социальную солидарность. Это такая форма госу- дарства, при которой наибольшая сила будет принадлежать не какому-то привилегированному классу, а действительному большинству из представителей всех классов и всех партий: «Господство класса должно прекратиться: мы отрицаем гос- подство как пролетарского, так и буржуазного класса». При сохранении двухпалатной структуры парламента (палата депутатов и сенат) Дюги предложил отказаться от всеобщего «индивидуалистического» избирательного права и заменить его «органическим» пропорциональным пред- ставительством : —> палата депутатов будет представительством всех су- ществующих партий; —> сенат будет представительством всех профессиональ- ных организаций (синдикатов). На основе синдикатов переустраивается общество. Син- дикаты объединяются в федерацию, что неизбежно приве- дет к децентрализации политической власти. Власть рас- пределится между синдикатами, которые будут выполнять различные социально-экономические и политические зада- чи, а деятельность правительства сведется лишь к контро- лю и надзору. В частности, Дюги считал: «Не имеется пре- пятствий к тому, чтобы действия полиции осуществлялись частными ассоциациями, и так иногда бывало». Теория закона. Социологическое понимание закона: «Ис- тина — в том, что закон есть выражение не общей воли, ко- торой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек». Применитель- но к Франции того времени закон представлялся Дюги выра- жением воли 350 депутатов и 200 сенаторов. Связь закона с нормой солидарности. Дюги считал, что при помощи законов формулируется норма солидарности и принимаются меры к ее исполнению. Проблема обязательности закона. Закон является зако- ном лишь тогда, когда он соответствует социальной соли- дарности: «закон получает свою обязательную силу не в воле властвующих, а в своем соответствии социальной со- лидарности». По мнению Дюги, законы о здравоохранении, социаль- ном обеспечении, охране труда соответствуют норме соли- дарности и свидетельствуют о социализации права. В XX в. идея «социализации» собственности нашла свое отражение в конституциях ряда стран: • Конституции Германии 1919 г.; • Конституции Японии 1947 г.; • Основном законе ФРГ 1949 г. Идея синдикалистского представительства является оригинальной, но она не получила широкого распростра- нения из-за трудности совмещения профессионального представительства с традиционными институтами предста- вительной демократии. Правовые взгляды Дюги оказали влияние на дальней- шее развитие социологических теорий права. 16.3. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931) — рус- ско-польский правовед, политический деятель. Создатель психологической («эмоциональной») теории права. Эпоха. XX в. характеризуется растущей дифференциа- цией юридической науки, связанной со специализацией правовых исследований. С развитием психологии как на- уки происходит обновление общей теории права и государ- ства. Школа юридического позитивизма и социологическая школа права уже не могут доминировать в правоведении начала XX в. Биография. Родился в 1867 г. в родовом поместье Кол- лонтаево Витебской губернии. Свою учебу в Киевском университете Петражицкий начинал на медицинском фа- культете, и это впоследствии сказалось на его юридичес- ких исследованиях. Перейдя на юридический факультет и окончив его, Петражицкий затем стажировался в Герма- нии, где в 1892 г. защитил магистерскую диссертацию. Был одним из создателей и лидеров партии кадетов и депу- татом от этой партии в I Государственной думе. Участво- вал в подготовке законопроектов о земельной реформе, правах личности, женском и национальном равноправии. Первая мировая война, две революции удручающе подей- ствовали на Петражицкого. В 1921 г. он принял польское гражданство, возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. Военный переворот Ю. Пилсудского в 1926 г., приведший к фактическому прекращению деятельности парламента и политических партий в Польше, ухудшил со- стояние Петражицкого. В 1931 г. он покончил с собой. Логическое основание политико-правового учения. Во времена Петражицкого господствующими воззрениями на право были: юридико-догматическое и социологическое. Петражицкий предложил психологическое воззрение на право. В основе его теории права лежат идеи естественного права, преломленные через психологическую науку XIX в. Основные работы: «Введение в изучение права и нрав- ственности. Основы эмоциональной психологии», «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Содержание политико-правового учения. Петражиц- кий упрекал современную ему юридическую науку в наив- но-проекционной точке зрения, т.е. в поиске права во внешнем мире. Он полагал, что право заключено в психике индивида, а не «где-то в пространстве, над или между людьми». Что же для Петражицкого представляет собой психика индивида? Ключевым элементом теории Петражицкого является понятие «эмоция». Петражицкий писал: «Мы переживаем ежедневно многие тысячи эмоций». Одни эмоции он называл жизнеобеспечи- вающими эмоциями (жажда, голод, сон и др.), другие — этическими эмоциями. Именно благодаря этическим эмоци- ям человек и проявляет себя как социальное существо. Этическая эмоция — это внутреннее повеление индиви- да, которое всегда направлено на других людей. Петражиц- кий выделил два вида этических эмоций: 1) нравственные эмоции — переживания только нашего долга по отношению к другим, без признания за другими права требовать исполнения этого долга (вы не признаете за нищим права требовать от вас подачи милостыни); 2) правовые эмоции — переживания нашего долга по от- ношению к другим, с признанием за другими права требо- вать исполнения этого долга (работодатель признает за ра- бочими право требовать оплаты их труда). Этим двум видам эмоций соответствуют представления о двух видах норм: 1) «нормы первого рода, односторонне обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, мы будем называть нравственными нормами; 2) нормы второго рода, обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, мы будем называть правовыми или юридическими нормами». Итак, психологическое понятие права Петражицкого можно сформулировать следующим образом: право — это совокупность психических переживаний долга и обязанно- стей, которые имеют императивно-атрибутивный (повели- тельно-притязательный) характер'. Классификации права. I. Право интуитивное и право позитивное. Интуитивное право — это совокупность императивно- атрибутивных переживаний индивидов, которые возника- ют без воздействия предписаний законов и обычаев. Пет- ражицкий оценивает интуитивное право очень высоко: —> это первичный и древнейший вид права; —> это очень удачная приспособительная реакция, кото- рая позволила человеческому обществу выжить; —> это индивидуально-разнообразное право, состав дис- позиций которого «определяется индивидуальными усло- виями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями»; оно «сообразуется с кон- кретными, индивидуальными обстоятельствами данного случая»; «развивается закономерно и постепенно, не под- вержено фиксированию и окаменению и не зависит от чье- го-либо произвола»; является более простым в интеллекту- альном отношении по сравнению с правом позитивным. Позитивное право — это совокупность императивно-ат- рибутивных переживаний индивидов, которые возникают под воздействием предписаний законов и установившихся обычаев. Позитивное право: —» это однообразный и предустановленный «шаблон правил для более или менее значительных масс людей, не- смотря на различие их характера, воспитания»; —» оно подвержено «задержкам развития, отставанию от настоящей духовной, экономической и иной жизни». Есть исключительная сфера действия позитивного пра- ва (государственное финансирование), также есть исклю- чительная сфера действия интуитивного права. Россия, многочисленные народы которой находились на разных ступенях культурного развития, представлялась Петражиц- кому «царством интуитивного права по преимуществу». Кроме того, есть сфера параллельного действия позитив- ного и интуитивного права — семейные отношения. 1 Петражицкого упрекали в том, что он предложил определение право- вой психики, а не самого права. 192 II. Право официальное и право неофициальное. Право официальное — это право, которое действует при поддержке государства. Право официальное включает в себя право позитивное, прежде всего законодательное пра- во, хотя исторически статус официального права помимо законодательного имели: каноническое право, обычное право, экспертное право («ответы» римских юристов) и др. Право официальное включает в себя также право инту- итивное — аксиомы интуитивного права, которые пользу- ются поддержкой государства: «В разных частях русского законодательства встречаются прямые указания на спра- ведливость, добрую совесть, как на масштабы для решения разных правовых вопросов» Право неофициальное — право, которое не имеет поддерж- ки государства. Это право предполагает существование со- циальных конфликтов и неофициальные способы их разре- шения. К неофициальному праву относится право детское, семейное, племенное, крестьянское, городское, право ме- щанства, партийное право, право преступных групп и др. Психологическая теория права Петражицкого оказала значительное влияние на правовые взгляды Г.Д. Гурвича, П.А. Сорокина, А.Ф. Керенского, М.А. Рейснера и др. В 20-е гг. XX в. правовед марксистского толка М.А. Рейснер писал, что в гражданском праве Советской России выраже- ны буржуазные эмоции, в земельном кодексе — эмоции крестьян, а в конституции — пролетарские эмоции. Свою актуальность психологическая теория права Петражицкого не потеряла и в настоящее время. 16.4. Нормативистская теория права и государства Г. Кельзена Ганс Кельзен (1881—1973) — австрийский юрист, ос- нователь теории правового нормативизма, или «чистого учения о праве». Эпоха. В начале XX в. сложились основные правовые концепции гражданского общества. Юридический позити- визм продолжал разработку логики юридических конст- рукций, приемов толкования и применения правовых норм. Наиболее развернутое изложение и обоснование юриди- ческий позитивизм получил в нормативистской теории Г. Кельзена. 193 Биография. Родился в Праге. С 1917 по 1940 г. — про- фессор Венского, Кельнского, Женевского университетов. С 1942 г. и до конца жизни был профессором Калифорний- ского университета. Многие годы принимал активное участие в политичес- кой жизни своей страны: разработал проект Конституции Австрийской республики 1920 г., был одним из создателей и судьей первого в Европе Конституционного суда Австрии (1921—1929). В 1933 г. был вынужден эмигрировать из Германии, спа- саясь от нацистского преследования. Жил вначале в Швей- царии, а с 1940 г. обосновался в США, где получил граж- данство. Логическое основание политико-правового учения. Философия неокантианства, сторонники которой различа- ли науки о сущем и науки о должном: первые изучали яв- ления природы и общественной жизни, исходя из законов причинности, вторые — нормативный порядок человечес- ких отношений. Правоведение Кельзен относил к наукам о должном, рассматривая его как нормативную социальную науку, задача которой заключается в описании и познании правовых норм (правил должного) и созданных ими отно- шений между людьми. Правоведение в таком понимании противопоставлялось Кельзеном социологии права как кау- зальной науке. Основные работы: «Проблема суверенитета и теория международного права», «Общая теория государства», «Общество и природа: социологическое исследование», «Право Объединенных Наций», «Коммунистическая тео- рия права», «Чистое учение о праве». Содержание политико-правового учения. «Чистота» правовой науки. Кельзен выступает за создание «чистой» правовой науки, очищенной от влияния смежных наук, пред- меты изучения которых тесно связаны с правом: «Юриспру- денция совершенно некритично «расширилась» за счет пси- хологии и социологии, этики и политической теории»; от идеологических оценок: «Чистая теория стремится преодо- леть идеологические тенденции и описать право таким, ка- ково оно есть, не занимаясь оправданием или критикой». Понятие права. Право как совокупность правовых норм. Кельзен так определял функции норм права: • регулируют человеческое поведение. Кельзен допуска- ет, что так было не всегда: «Это относится лишь к соци- альным порядкам цивилизованных народов, так как в древ- них обществах поведение животных, растений и даже неодушевленных предметов регулировалось правопоряд- ком наряду с поведением людей»; • предусматривают возможность применения принуж- дения к виновным лицам через причинение им зла: «Это зло выражается в лишении жизни, здоровья, свободы, ма- териальных и прочих благ, и оно причиняется виновному также и против его воли, а при необходимости — с приме- нением физической силы, т.е. принудительно». Право как иерархия правовых норм. Кельзен предлагает иерархическую концепцию права. Для него право — это иерархия норм, в которой действительность нормы каждо- го уровня проистекает из действительности нормы более высокого уровня. Наивысшей и последней нормой иерархии, устанавли- вающей системное единство всех норм национального пра- ва, является гипотетическая основная норма (Grundnorm). Понятие основной нормы — ключевое понятие нормативи- стской теории права Кельзена. Эта норма никем не уста- новлена и не зафиксирована в юридических текстах. Она представляет собой «мысленное допущение» — трансцен- дентально-логический постулат. Основная норма выража- ется следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает Конституция». Без основной нормы нельзя утверждать, что нормы Конституции, которые расположе- ны на ступень ниже основной нормы, производны от нор- мы более высокого уровня. Следующая ступень иерархии — «общие нормы», уста- новленные в законодательном порядке или путем обычая. Нижняя ступень иерархии — решения судей, действи- тельность которых определяется «общими нормами». Соотношение международного права с национальным правом отдельных государств. Кельзен признавал приори- тет норм международного права по отношению к нормам национального права. Национальное право каждого от- дельного государства должно соответствовать общей нор- ме международного права: «Основные нормы различных национальных правопорядков основываются на общей норме международного правопорядка. ...Тогда единственно истинная основная норма, норма, которая не создается пра- вовым процессом, а предполагается юридическим мышле- нием, есть основная норма международного права». Понятие государства. Кельзен выступает сторонником юридического подхода к пониманию государства. Государ- ство — это определенный срез системы законодательства: • конституционного; • административного; • о судоустройстве. Государство — это «относительно централизованный правопорядок». Для знания о государстве достаточно зна- ния официального законодательства. Таким образом, Кель- зен отождествляет право и государство. Однако он отрицает идею правового государства, по- скольку каждое государство имеет правопорядок. Тер- мин «правовое государство» — это плеоназм (речевое из- лишество). Концепция «иерархического правопорядка» Кельзена во многом отразила правовую реальность современных кон- ституционных государств. «Чистое учение о праве» Кель- зена не осталось незамеченным среди французских право- ведов (например, Карре де Мальбер). «Нормативистская» теория Кельзена получила широкое распространение |