Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.1. Политико-правовая программа Вольтера Вольтер

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • Содержание политико-правового учения.

  • 7.3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо Жан-Жак Руссо

  • основание

  • 7.4. Политико-правовое учение Морелли Морелли

  • Биография.

  • Содержание политического учения.

  • Логическое основание политико-правовых взглядов

  • Основные работы;

  • История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с. История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.. Мачин Игорь Федорович


    Скачать 4.51 Mb.
    НазваниеМачин Игорь Федорович
    АнкорИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с.pdf
    Дата31.01.2017
    Размер4.51 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И..pdf
    ТипКонспект
    #1528
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Тема 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ
    ВО ФРАНЦИИ XVIII ВЕКА
    В XVIII в. во Франции интенсивно формируется граж- данское общество, важнейшим институтом которого стано- вится общественное мнение. Возникла «критическая мас- са» образованных людей, которые стали подвергать суду разума и справедливости истины, доставшиеся им в на- следство из прошлого. Абсолютная монархия, религиозный фанатизм рассматриваются уже как анахронизмы истории.
    Наступил век Просвещения.
    Франция до Великой революции представляла собой со- словное общество: на двадцать пять миллионов человек —
    четыреста тысяч приходилось на дворянство, сто тридцать тысяч — на духовенство, остальные составляли так назы- ваемое третье сословие. Первые два сословия были приви- легированными и не платили налогов (податей), а третье сословие было бесправным, податным.
    В это время во Франции формируются два течения по-
    литико-правовой мысли. Это:
    просветители (Вольтер, Монтескье, Руссо), их идеал —
    царство разума (установление буржуазного правопорядка),
    который бы позволил обеспечить свободу индивидам бла- годаря законам, которые должны быть всеобщими. На сме- ну праву сословному как сословной привилегии должно было прийти формальное равенство всех перед законом.
    Французские просветители критиковали абсолютную мо- нархию, противопоставляя ей либо конституционную мо- нархию с разделением властей (Вольтер, Монтескье), либо республику (Руссо);
    81

    • представители коммунистической политико-правовой
    мысли (Мелье, Морелли и Бабеф). Для них идеалом был коммунизм — строй, который соответствует «природе че- ловека» и который основан на принципах всеобщей обяза- тельности труда и общественной собственности.
    7.1. Политико-правовая программа Вольтера
    Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778) — фран- цузский писатель и философ. Выступил с радикальной критикой суеверий, религиозной нетерпимости, тирании и несправедливости существующих законов.
    Эпоха. Век Просвещения. Вольтер так оценил время, в котором он жил: «Одно из огромнейших преимуществ на- шего века — множество образованных людей, легко пере- ходящих от шипов математики к цветам поэзии...».
    Биография. Родился в семье парижского нотариуса.
    Еще во время обучения в иезуитском колледже проявил не- заурядный литературный талант. Изучение права в течение некоторого времени было лишь данью уважения к совету отца, но в дальнейшем ни один другой род занятий, кроме литературного творчества, так и не заинтересовал Вольте- ра. Его обличительные стихотворения привели к тому, что в 1717 г. он был заключен в Бастилию, где провел одиннад- цать месяцев и завершил работу над трагедией «Эдип», в которой высмеял царей и жрецов. В начале 1726 г. после нового, на этот раз двухнедельного заключения в Басти- лию, Вольтер был выслан из Франции и в течение двух лет жил в Англии. Результатом пребывания в Англии стали
    «Философские письма» (1733 г.). Эта книга год спустя была осуждена парижским парламентом на сожжение как
    «противная религии, добрым нравам и власти». В 1730-е гг.
    был написан «Метафизический трактат», в котором впер- вые системно изложены его философские идеи.
    Всю свою жизнь Вольтер оставался защитником свобо- ды, веротерпимости, справедливости, протестовал против фактов беззакония.
    Логическое основание политико-правового учения.
    Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Анг- лии во времена его изгнания. Английская либеральная по-
    82
    литическая система и веротерпимость становятся для мыс- лителя реальным примером разумного строя.
    Основные работы: «Философские письма», «Метафи- зический трактат», «Комментарий к "Духу законов"».
    Содержание политико-правового учения. Вольтер —
    представитель школы естественного права. Он признает за каждым индивидом неотчуждаемые естественные права:
    • свободу;
    • собственность;
    • безопасность;
    • равенство.
    Вольтер считал, что каждый человек не должен зави- сеть от чьего бы то ни было произвола: «Свобода состоит в том, чтобы подчиняться только законам».
    Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотре- нию частной собственностью, так как «собственнический дух удваивает силы человека».
    Каждому принадлежит свобода на труд, т.е. возмож- ность «продавать свой труд тому, кто за него дает наиболь- шую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».
    Каждый имеет право на свободу совести, поэтому право на нетерпимость по отношению к иноверцам Вольтер не признавал: «Право, основанное на нетерпимости, — дикое и нелепое; это право тигров, но даже еще страшнее, ибо тигры рвут свою жертву на куски только для того, чтобы ее съесть, а мы истребляем друг друга согласно параграфу».
    К числу естественных прав Вольтер относил и равен-
    ство: «Все люди рождаются равными»; «каждый человек в глубине души имеет право верить, что он полностью равен другим людям».
    Но одновременно Вольтер называл равенство «самым химерическим состоянием», имея в виду невозможность социального и политического равенства между людьми.
    Естественные права предписаны людям естественными законами, общий смысл которых сводится к тому, чтобы
    «не делать зла другому и не радоваться такому злу». Есте- ственные законы — это справедливость, которая, по мне- нию Вольтера, указана людям природой и «запечатлена в наших сердцах». С естественными законами, считал Воль-
    83
    тер, «люди всего мира должны быть согласны, вопреки тем законам, что у них есть».
    Наряду с естественными законами, философ выделяет
    позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы».
    Позитивные законы различаются по своему содержа- нию, но без законов не может существовать ни одно обще- ство: «Большинство законов так явно себе противоречат,
    что мало имеет значения, какими именно законами управ- ляется государство, но действительно большое значение имеет выполнение раз принятых законов».
    Позитивные законы призваны гарантировать естествен- ные права человека. Многие позитивные законы представ- лялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческие невежество. Вольтер писал: «Законы любого рода, предназначенные быть лекарством души, почти всю- ду составлены шарлатанами, лечащими нас полумерами,
    некоторые из этих шарлатанов прописывают нам яды»;
    «истина всюду одна, законы же между собой расходятся;
    поэтому большинство законов не стоят ломаного гроша».
    Вольтер предлагал сжечь старые законы, проникнутые волюнтаризмом, и написать новые, правильные законы:
    «Вы хотите иметь хорошие законы? Тогда сожгите старые и создайте новые».
    Вольтер выступал с беспощадной критикой уголовного
    законодательства, которое в то время было основано на институтах пытки и смертной казни: «Слабость разума и недостатки наших законов ежедневно дают о себе знать;
    однако их убожество как никогда обнаруживается в тех случаях, когда большинством всего в один голос суд от- правляет гражданина на казнь колесованием».
    Рассуждения Вольтера и его современника Беккария воздействовали на общественное мнение и способствовали модернизации системы европейского уголовного правосу- дия. Вольтер протестовал против фактов беззакония и судеб- ных ошибок, требовал пересмотра приговоров и восстанов- ления доброго имени людей, пострадавших от религиозного фанатизма судей. Вольтер добился в 1762 г. оправдания Ка- ласов, а в 1764 г. — Сирвенов.
    Вольтер критиковал тиранию как форму правления, ти- ран для него — это «правитель, не признающий иных зако- нов, кроме своих прихотей, присваивающий имущество
    84
    своих подданных, а затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у соседей».
    Вольтер — проповедник идей «просвещенного абсолютиз-
    ма», оказавших большое влияние на многих европейских мо- нархов: Фридриха II в Пруссии, Екатерины II в России.
    Однако государство с просвещенным монархом, облада- ющим неограниченной властью, было не единственной для
    Вольтера формой «мудрого правления»: политическими идеалами для него были голландская республика и английс- кая конституционная монархия. Вольтер дал высокую оценку институтам представительного правления и разде- ления властей, которые он увидел в Англии: «Все государ- ства, которые не основываются на этих принципах, будут подвержены революциям».
    Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму.
    Христианство для Вольтера, как вообще все другие рели- гии, — это суеверие, которое стоило человечеству «более
    17 миллионов жизней, если считать по одному миллиону в столетие, — как тех, кто погиб от рук палачей правосудия,
    так и тех, кто умер от рук других наемных палачей, пост- роенных в боевом порядке...».
    Вольтер критически относился не только к различным религиям, по и к атеизму, так как он «почти всегда роковым образом действует на добродетель». Атеизм способен подо- рвать режим законности: «Атеист бедный и свирепый, веря- щий в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбойников».
    Атеизм приводит к росту латентной преступности:
    «Число тайных преступлений будет бесконечным, если не будет веры в карающего Бога».
    Кроме того, атеизм тех, кто правит людьми, — это реаль- ная угроза для последних: «Я хочу, чтобы государи и их ми- нистры верили в Бога, который карает и прощает, без этой узды они будут представляться мне жаждущими крови жи- вотными». Именно Вольтеру принадлежит высказывание:
    «Если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать».
    Политико-правовые идеи Вольтера, хотя и не были им систематизированы, но благодаря своей убедительности и ясной аргументации, оказали большое воздействие на фор- мирование западной политической и правовой культуры в целом.
    85

    7.2. Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье
    Шарль Луи де Монтескье (1689—1755) — французс- кий правовед и политический философ.
    Эпоха. Во Франции — век Просвещения. Представите- ли этого идейного течения верили в бесконечные возмож- ности разума, способного изменить существующий неспра- ведливый строй.
    Биография. Шарль Луи де Секонда родился в дворянс- кой семье, которой принадлежал замок Л а Бред под Бордо.
    В колледже получил основательную подготовку по класси- ческой литературе, а затем в течение нескольких лет само- стоятельно изучал юриспруденцию. В 1716 г. наследует от дяди фамилию Монтескье, состояние и должность предсе- дателя парламента Бордо (судебного учреждения того вре- мени). В течение почти десяти лет пытается совмещать профессиональные обязанности с занятиями разносторон- него исследователя и литератора. С 1728 г. после своего из- брания в члены Французской академии путешествует по странам Европы, изучая государственное устройство, зако- ны и обычаи этих стран.
    Логическое основание политико-правового учения.
    Монтескье находился под воздействием работ французско- го ученого Ж. Бодена по истории права, а также английско- го философа Дж. Локка. Особое влияние на Монтескье оказало естествознание XVIII в. Методы наблюдения и сравнения становятся для него основополагающими.
    Монтескье, как и все другие просветители, возлагал ог- ромные надежды именно на разумные законы как гарантии человеческой свободы.
    Основные работы: «Персидские письма», «Размышле- ния о причинах величия и падения римлян», «О духе зако- нов». Эта книга — беспрецедентная для того времени ра- бота по юриспруденции.
    Содержание политико-правового учения. Понятие
    свободы и ее юридические гарантии. Понятие свободы включало два основных тезиса.
    1. «Свобода есть право делать все, что дозволено зако- нами». Но не всякие законы способны обеспечить свободу,
    а лишь те, которые принимаются народным представитель- ством, действующим регулярно: «Свободы не было бы и в
    86
    том случае, если бы законодательное собрание не собира- лось в течение значительного промежутка времени...».
    2. «Свобода политическая заключается в нашей без- опасности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в безопасности».
    Гарантиями свободы служат:
    • справедливость уголовных и уголовно-процессуаль- ных законов: «Законы, допускающие гибель человека на основании показаний одного только свидетеля, пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, потому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который от- рицает, уравновешивают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела»;
    • справедливость налоговых законов: «Подушный налог более свойствен рабству, налог на товары — свободе, пото- му что он не столь непосредственно затрагивает личность налогоплательщика».
    Теория разделения властей. Монтескье развил теорию разделения властей Дж. Локка, опираясь на существующий государственный строй Англии. Человеческая свобода на- прямую зависит от государственной власти. Однако эту власть осуществляют люди и по опыту веков хорошо изве- стно, что «всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею». Чтобы избежать злоупотребления вла- стью, необходимо ее распределить между разными органа- ми: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью,
    необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».
    Монтескье считал необходимым, чтобы в любом совре- менном государстве были:
    • власть законодательная;
    • власть исполнительная;
    • власть судебная.
    Законодательную власть должно осуществлять двухпа- латное собрание: «Таким образом, законодательная власть была бы поручена и собранию знатных, и собранию пред- ставителей народа, каждое из которых имело бы свои от- дельные от другого совещания, свои отдельные интересы и цели».
    Одна палата — наследственная, другая — выборная;
    одна должна представлять интересы знати, другая — инте-
    87
    ресы народа. Если выборная палата призвана принимать законы, то наследственная палата должна иметь правомо- чие сдерживать нижнюю палату.
    Исполнительная власть «должна быть в руках монарха,
    так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого, лучше выполняется одним, чем многи- ми». Исполнительная власть в лице монарха должна иметь право отмены принятых законов, но не должна иметь права законодательной инициативы: «Нет даже необходимости,
    чтобы она вносила свои предложения».
    Судебная власть должна точно следовать предписаниям законов: «Если бы в них выражалось лишь частное мнение судьи, то людям пришлось бы жить в обществе, не имея определенного понятия об обязанностях, налагаемых на них этим обществом».
    Монтескье был приверженцем суда присяжных: «Су- дебную власть следует поручать не постоянно действую- щему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия кото- рого определяется требованиями необходимости».
    Для Монтескье разделение властей в государстве — это признак умеренного правления, для функционирования ко- торого надо:
    > уметь комбинировать власти;
    —> регулировать и умерять власти;
    —> приводить их в действие, подбавляя «балласту одной,
    чтобы она могла уравновешивать другую».
    Теория разделения властей и концепция свободы, разра- ботанные Монтескье, составляют фундамент одного из на- правлений современной западной политической мысли —
    политического либерализма.
    Монтескье внес огромный вклад в развитие учения о праве как науке, надеясь, что разрабатываемая им теория может быть воспринята просвещенным законодателем как руководство к действию. Он писал: «Если бы я мог сделать так, чтобы у тех, которые повелевают, увеличился запас све- дений относительно того, что они должны предписывать, а те, которые повинуются, нашли новое удовольствие в пови- новении, — я счел бы себя счастливейшим из смертных».
    Английский философ И. Бентам позднее заметит, что Мон-
    88
    тескье «стремился найти в хаосе законов разумные основа- ния, которыми могли бы руководствоваться законодатели».
    Правовое учение. Различение естественных и позитив-
    ных законов. В рамках традиции естественноправовой шко- лы Монтескье понимал естественные законы как законы,
    которые согласуются с природой человека. Эти законы дей- ствовали и в естественном состоянии (стремление к мирно- му сосуществованию; необходимость добывать себе пищу;
    желание общения, вызванное удивлением перед себе по- добным или существом противоположного пола; желание жить в обществе разумных существ), но они не утрачивают своего значения с появлением позитивных законов государ- ства.
    Позитивные законы могут противоречить законам есте- ственным, что представляется Монтескье несправедливым.
    Он критикует, например, римский закон, согласно которо- му отец мог заставить дочь развестись со своим мужем.
    Напротив, «право развода может быть предоставлено толь- ко самим лицам, которые испытывают на себе неудобство брака и которые знают время, когда им всего лучше осво- бодиться от этого неудобства».
    Зависимость позитивных законов от различных факто-
    ров. Монтескье считает, что разнообразие законов у народов земли не связано с действиями слепой судьбы или случая.
    Законы всегда причинно обусловлены действием факторов как физического, так и морального характера. Взаимосвязь этих факторов обусловливает «дух законов» каждого народа.
    К физическим факторам Монтескье относил географи- ческие характеристики:
    • климат. Монтескье устанавливает связь законов с кли- матом: «От различия в потребностях, порождаемого разли- чием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов». Разумный законодатель должен считаться с этой зависимостью, но в то же время он должен бороться с негативными послед- ствиями влияния климата на людей: «Чем более климат по- буждает их избегать этого труда (земледелия. — ИМ.), тем более должны поощрять их к этому религия и законы»;
    • размер территории;
    • численность населения и др.
    89

    К моральным факторам Монтескье относил:
    • принципы правления;
    • нравы. Монтескье рассматривает отношение законов к нравам и обычаям народа, призывая законодателя прини- мать обдуманные решения: «законы являются частными и точно определенными установлениями законодателя, а нравы и обычаи — установлениями народа в целом. Отсю- да следует, что тот, кто желает изменить нравы и обычаи,
    не должен изменять их посредством законов: это показа- лось бы слишком тираническим; лучше изменять их по- средством внедрения иных нравов и иных обычаев»;
    • религия и др.
    Классификация форм правления государства. Критери- ем классификации выступают: количество правящих и спе- цифика законов.
    Монтескье различает четыре формы правления:
    • демократическую республику;
    • аристократическую республику;
    • монархию;
    • деспотию.
    Для демократической республики Монтескье выводит пра- вило, согласно которому «законы, определяющие право голо- сования, являются основными для этого вида правления».
    В аристократических республиках: «Выбор по жребию не должен иметь места; он проявил бы здесь только свои дурные стороны».
    В монархиях: «Власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления,
    т.е. такого, где правит одно лицо посредством основных за- конов».
    В деспотиях значение законов сводится почти к нулю,
    за исключением одного из них: «Учреждение должности визиря есть поэтому основной закон такого государства».
    Форма правления государства и размер территории.
    Законодатель не свободен в выборе форм правления госу- дарства, так как каждая из них обусловлена размером тер- ритории:
    > республики могут существовать на небольших терри- ториях (античные республики);
    > монархии предполагают территорию средних разме- ров (английская и французская монархии);
    90
    > деспотии могут существовать на огромных террито- риях (Персия, Китай, Индия, Япония).
    Однако Монтескье делал одно исключение: на большой территории возможно создание федеративной республики.
    Эта республика будет сочетать в себе все достоинства рес- публиканского правления и внешнюю силу крупных мо- нархий. Основой этой республики будет договор: «Эта фор- ма правления есть договор, посредством которого несколько политических организмов обязываются стать гражданами одного более значительного государства, которое они по- желали образовать».
    Мысли Монтескье о федеративной республике были вос- приняты создателями американской Конституции 1787 г.
    Принципы правления государства. Под принципом прав- ления Монтескье понимает основополагающую идею, кото- рая приводит в движение ту или иную форму правления:
    добродетель для демократической республики;
    умеренность для аристократической республики;
    честь для монархии;
    страх для деспотии.
    Монтескье устанавливает соответствия между принци- пами правления и законами. Эти принципы определяют разнообразие способов вынесения приговоров, простоту или сложность уголовных и гражданских законов, стро- гость наказаний и др. Монтескье, в частности, считал, что
    «строгость в наказаниях более уместна в деспотических государствах, принцип которых — страх, чем в монархиях и республиках, которые имеют своим двигателем честь и добродетель».
    Политические и правовые идеи Монтескье оказали гро- мадное влияние на целые поколения теоретиков права, за- конодателей и политиков, — они прочно вошли в обще- ственное правосознание.
    Концепция разделения властей на законодательную, ис- полнительную и судебную, разработанная Монтескье как теоретическая альтернатива принципу абсолютной власти стала в XVIII в. — и остается до сих пор — главным прин- ципом конституционного развития многих стран мира.
    Политические и правовые идеи Монтескье оказали не- посредственное влияние на составителей Конституции
    США, конституционное законодательство периода Вели-
    91
    кой французской революции, Гражданский кодекс Франции
    1804 г. Еще при жизни Монтескье обрел европейскую из- вестность благодаря работе «О духе законов».
    7.3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо
    Жан-Жак Руссо (1712—1778) — французский философ и писатель, теоретик народного суверенитета.
    Эпоха. Эпоха Просвещения. Вера в прогресс человече- ства, который невозможно остановить; вера в разум; недо- верие к традициям и религии.
    Биография. Родился в Женеве в семье часовщика. Твор- ческие дарования Руссо раскрылись вопреки неблагопри- ятным условиям детства: он рано лишился родительской опеки, из-за недостатка средств получил лишь фрагментар- ное образование.
    В 1728 г. Руссо покинул Женеву. Пережил много униже- ний, обостривших чувство социальной несправедливости.
    Редкое трудолюбие и талант способствовали его самообра- зованию.
    В 1745 г., перебравшись в Париж, сближается с просве- тителями Дидро и Д'Аламбером, которые привлекают его к работе над знаменитой «Энциклопедией». В 1750 г. Руссо завоевывает первую премию Дижонской академии за очерк
    «Рассуждение о науках и искусствах». Этот труд принес ему славу и изменил его дальнейшую судьбу.
    Логическое основание политико-правового учения. Рус- со — представитель идейного течения сентиментализма, в основе которого лежат культ естественных чувств и просто- го образа жизни, чувство сострадания к бедному человеку,
    идеализация природного состояния людей и отрицательное отношение к достижениям городской цивилизации.
    Основные работы: «Рассуждения о происхождении и ос- нованиях неравенства между людьми» (1755); «Об обще- ственном договоре» (1762); «Проект конституции для Корси- ки» (1765); «Соображения об образе правления в Польше и о проекте его изменения» (1772).
    Содержание политико-правового учения. Этапы об-
    щественного неравенства и его причины. Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства и его виды. Все это он изложил в
    92
    очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях нера- венства между людьми».
    Руссо исходил из гипотезы о первоначальном существо- вании людей в естественном (догосударственном) состоя- нии. Естественный человек — это счастливый человек: он наделен природным здоровьем, у него нет лишних потреб- ностей, он свободен и ни от кого не зависит. У него нет ча- стной собственности.
    Однако «случайные обстоятельства способствовали со- вершенствованию человеческого разума» и люди изобрели
    «искусство добывания металлов и земледелие», открыв путь к цивилизации. Но Руссо в отличие от французских энциклопедистов считал, что этот путь испортил челове- ческую природу.
    Следствием обработки земли стал ее раздел между людьми, который вызвал появление частной собственнос- ти: «Первый, кто огородив участок земли, придумал зая- вить: "Это мое!" и нашел людей достаточно простодуш- ных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн,
    убийств, от скольких несчастий и ужасов избавил бы род людской тот, кто выдернув колья или засыпав ров, крикнул бы себе подобным: "Остерегитесь слушать этого обманщи- ка; вы погибли, если забудете, что плоды земли — для всех, а сама она — ничья!"».
    С появлением частной собственности на землю и скот,
    считает Руссо, рождается первая форма социального нера-
    венства: неравенство между богатыми и бедными, т.е.
    имущественное неравенство.
    Богатые должны были «под давлением необходимости»
    осознать невозможность спокойно пользоваться преимуще- ствами частной собственности. Тогда кто-то из них приду- мал предложить всем бедным и богатым объединиться,
    чтобы «оградить от угнетения слабых, сдержать честолю- бивых и обеспечить каждому обладание тем, что ему при- надлежит». Это объединение и произошло под эгидой об- щих для всех высшей власти, законов, судебных уставов и мировых судей. В результате такого общественного догово- ра возникло государство.
    С возникновением государства появляется и новый вид
    социального неравенства политическое (неравенство между правящими и управляемыми).
    93

    Законы государства «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон соб- ственности и неравенства».
    Позднее «правители, став наследственными, привыкли рассматривать свою магистратуру как семейное имуще- ство, а самих себя — как собственников государства, кото- рого они первоначально были лишь должностными лица- ми; называть сограждан своими рабами, причислять их,
    как скот, к вещам, им принадлежащим, и называть самих себя богоравными и царями царей». В результате возника- ет третья форма социального неравенства: устанавлива- ется неограниченная и неподконтрольная народу власть,
    власть деспотическая, все же остальные граждане стано- вятся рабами этой власти.
    Таким образом, состояние первоначального естествен- ного равенства людей, которое является для Руссо идеалом,
    было заменено на равенство рабов в условиях деспотии.
    При таком положении народа: «Восстание, которое приво- дит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, — это акт столь же закономерный, как и те акты,
    посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает».
    Эта мысль Руссо вдохновляла французских революцио- неров конца XVIII в.
    Политическое решение проблемы социального неравен-
    ства. В произведении «Об общественном договоре, или
    Принципы политического права» Руссо предложил создать такое государство, в котором можно было бы обеспечить свободу и равенство индивидов, характеризующие есте- ственное состояние людей.
    Руссо предлагает «Найти такую форму ассоциации, ко- торая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, одна- ко, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Основой этого государства-ассоциации должен стать новый общественный договор.
    Руссо определяет предмет этого договора: «полное от- чуждение каждого из членов ассоциации со всеми его пра- вами в пользу всей общины».
    94
    В результате создается государство, в котором участни- ки договора выступают либо как граждане, участвующие в осуществлении государственной власти, либо как поддан- ные, подчиняющиеся законам государства.
    Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу: «Одна толь- ко общая воля может управлять силами государства в соот- ветствии с целью его установления, каковая есть общее благо».
    Руссо отстаивает принцип народного суверенитета
    основополагающий принцип республики, историческими примерами которой для него являются античная и женевс- кая республики.
    Характеристики народного суверенитета:
    • суверенитет народа неотчуждаем. Общую волю может выразить только весь народ, когда он собирается в собра- нии, и только непосредственно, а не через своих предста- вителей: «суверен, который есть не что иное, как коллек- тивное существо, может быть представляем только самим собою».
    Руссо — приверженец непосредственной демократии и критик представительной демократии: «Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свобо- ден только во время выборов членов Парламента: как толь- ко они избраны — он раб, он ничто».
    Руссо допускает существование депутатов, но рассмат- ривает их лишь как комиссаров общей воли, которые не уполномочены принимать окончательные решения: «Вся- кий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон»;
    • суверенитет народа неделим. Руссо критикует теорию государственного суверенитета, представленную в трудах
    Бодена, Гроция, Гоббса и др. Согласно этой теории сувере- нитет государства — это совокупность отдельных полно- мочий суверена, в числе которых право издавать законы,
    право назначения должностных лиц, право войны и мира и др. Для Руссо суверенитет — это только полномочие при- нимать законы, все же остальные полномочия — это лишь следствия суверенитета, а не сам суверенитет;
    • непогрешимость — еще один признак суверенитета народа. Руссо полагал, что народ в собрании, выражая в за-
    95
    коне общую волю, не может ошибаться; общая воля всегда с необходимостью направлена на благо всех и каждого:
    «Когда в достаточной мере осведомленный народ выносит решение, то, если граждане не вступают между собою ни в какие сношения, из множества незначительных различий вытекает всегда общая воля и решение всякий раз оказыва- ется правильным».
    Для Руссо угрозой выражению общей воли являются партии — носители частной воли. Идеал Руссо — непос- редственная демократия без политических партий;
    • суверенитет народа имеет абсолютный характер: «По- добно тому, как природа наделяет каждого человек неограни- ченной властью над всеми членами его тела, общественное соглашение дает политическому организму неограничен- ную власть над всеми его членами, и вот эта власть, на- правляемая общей волей, носит, как я сказал, имя сувере- нитета».
    Для монархической Франции того времени концепция народного суверенитета имела радикальный характер.
    Суверен и правительство. Руссо писал, что «есть две весьма различные условные личности: правительство и су- верен».
    Они отличаются своими полномочиями:
    • суверен (т.е. народ) принимает законы;
    • правительство призвано приводить «в исполнение за- коны и поддерживать свободу как гражданскую, так и по- литическую».
    Классификация видов правительства. Руссо проводит классификацию видов правительства в зависимости от чис- ла лиц, занимающихся управлением. Он выделяет:
    • демократию;
    • аристократию;
    • монархию.
    Руссо критически оценивает демократию как вид пра- вительства: «противно естественному порядку вещей, что- бы большое число людей управляло, а малое было управ- ляемым». Такой вид правительства приемлем только для богов, а не для людей: «Если бы существовал народ, состо- ящий из богов, то он управлял бы собою демократически».
    Более приемлемы для Руссо правительства аристокра-
    тическое и монархическое. Однако он считал, что ни мо-
    96
    нархического, ни аристократического, ни демократического правительства в чистом виде не существует: «Единолично- му правителю нужны подчиненные ему магистраты; народ- ное правительство должно иметь главу».
    Гарантии народного суверенитета. Руссо считал, что любое правительство стремится к узурпации народного су- веренитета. Чтобы этого не происходило, необходимо пе- риодически проводить народные собрания, в повестке дня которых было бы два вопроса:
    1) «угодно ли суверену сохранить настоящую форму правительства?»;
    2) «угодно ли народу оставить управление в руках тех,
    на кого оно в настоящее время возложено?».
    Еще одна гарантия народного суверенитета — трибу-
    нат. Этот особый государственный орган, который наде- лен функцией контроля и имеет правомочие отменить лю- бое постановление правительства. Трибунат напоминает такие институты современных государств, как конституци- онный суд или конституционный совет.
    Понятие закона. Руссо признавал огромное значение за- конов для обеспечения свободы и равенства людей. Он рассматривал закон как выражение общей воли народа, со- бравшегося в собрании, воли, выраженной всегда по обще- му, а не по частному вопросу: «Раз в законе должны соче- таться всеобщий характер воли и таковой же ее предмета,
    то все распоряжения, которые самовластно делает какой- либо частный человек, кем бы он ни был, никоим образом законами не являются. Даже то, что приказывает суверен по частному поводу, — это тоже не закон, а декрет; и не акт суверенитета, а акт магистратуры».
    Значение закона. Только благодаря закону как выраже- нию общей воли можно обеспечить: справедливость, сво- боду, равенство индивидов.
    Руссо полагал, что такой закон никогда не может быть несправедливым, «ибо никто не бывает несправедлив по отношению к самому себе».
    Только подчиняясь законам как выражению общей воли,
    и можно быть свободным, «ибо они суть лишь записи изъявлений нашей воли». Благодаря закону как выражению общей воли можно добиться и относительного имуще- ственного равенства: «Что до богатства, — ни один граж-
    97
    данин не должен обладать столь значительным достатком,
    чтобы иметь возможность купить другого, и ни один —
    быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать».
    Влияние политико-правовых идей Руссо трудно переоце- нить. Он решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность при- нятия законов самим народом, рассмотрел проблему соци- ального неравенства и признал возможность ее законода- тельного решения.
    Конституционное законодательство Франции XVIII в.
    во многом обязано Руссо. В Декларации прав человека и гражданина, Конституции 1791 г., Конституции 1793 г. во
    Франции есть прямые ссылки на положения, сформулиро- ванные Руссо. В XIX в. влияние идей Руссо также суще- ственно. Не без влияния идей Руссо возникли такие новые демократические институты, как референдум, народная за- конодательная инициатива, и такие политические требова- ния, как возможное сокращение срока депутатских полно- мочий, обязательный мандат, отзыв депутатов избирателями.
    7.4. Политико-правовое учение Морелли
    Морелли (1715—?) — французский писатель, теоретик коммунизма
    Эпоха. Кризис феодального строя во Франции привел к нарастанию революционной ситуации. Из просветитель- ства выделилось новое революционно-демократическое на- правление политической мысли.
    Биография. О жизни Морелли известно мало. Под этим именем было опубликовано несколько произведений («Ба- зилиада» и др.).
    Логическое основание политического учения. Разделял идеи естественной школы права и идеи Просвещения. Иде- альный строй для Морелли — это коммунизм:
    —> строй, который соответствует «природе человека»;
    —> строй, который основан на принципе всеобщей обяза- тельности труда и принципе общественной собственности.
    Основная работа: «Кодекс природы или истинный дух ее законов» (1754). Состоит из четырех частей: части 1, 2,
    3 — теория коммунизма; часть 4 «Образец законодатель- ства, согласного с намерениями природы» — проект Кон- ституции будущего коммунистического общества, в состав которой включены 118 законов.
    Содержание политического учения. Морелли различа- ет два состояния, в котором могут находиться люди:
    1) естественное;
    2) государственное.
    Естественное состояние — золотой век (как у Руссо),
    когда действуют законы природы, предписывающие людям общую собственность и всеобщую обязательность труда.
    Морелли — противник концепции договорного проис- хождения государства. Переход от естественного состоя- ния к государству, по мнению Морелли, не был осуществ- лен путем заключения общественного договора, а вызван ошибками первых законодателей. Эти законодатели закре- пили «чудовищный раздел произведений природы», кото- рый вызвал появление множества «жестоких и кровавых за- конов, против которых природа не перестает возмущаться».
    В свете такой трактовки появления государства и зако- нов Морелли допускает, что какой-нибудь «мудрый законо- датель» в его время смог бы уберечь индейцев Америки от следования ошибочным путем. Морелли, как и французс- кие просветители, верил в мудрый человеческий разум, ис- пользуя который можно было бы исключить из жизни лю- дей несправедливость.
    Формы правления государства и их развитие. В отличие от Монтескье, который считал, что в основании той или иной формы правления лежат различные принципы (добродетель,
    умеренность, честь, страх), Морелли полагал, что все формы правления «покоятся в большей или меньшей мере на соб- ственности и интересе». Формы правления сменяют друг друга. Смена одной формы на другую обусловлена концен- трацией общественного имущества в частных руках.
    На смену демократии, в которой частный и обществен- ный интерес уравновешены и существует имущественное равенство, приходит аристократия. Это происходит по- тому, что некоторой части людей присуще стремление к захвату общественного имущества: «Пройдет немного вре- мени и... несколько семейств станут хозяевами всего обще- ственного и казенного имущества, и вот вам готово превра- щение общего интереса целой нации в интерес нескольких
    лиц, объединившихся для порабощения большинства: это —
    аристократия».
    Затем общественное имущество концентрируется в ру- ках одного, и возникает монархия. Со временем монархия превращается в деспотию.
    Современное ему государство Морелли оценивал как деспотию — несправедливую форму правления государства,
    которая в высшей степени противоречит законам природы.
    Проект коммунистического строя. В будущем государ- стве человек будет свободным. Под свободой Морелли пони- мал следующее: «Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользова- нии всем, что может удовлетворить его естественные и,
    следовательно, законные желания».
    Для обеспечения этой свободы необходимо ввести в действие Кодекс природы. Он состоит из 118 законов, три из которых являются основными:
    —> запрет частной собственности;
    > установление права на труд и обязанности трудиться;
    —> признание за каждым гражданином права получить прокормление за общественный счет.
    После введения в действие Кодекса природы законода- тельная функция государства будет исчерпана. Основной функцией государства станет хозяйственно-организатор-
    ская, которая означает:
    > централизованное распределение работ в обществе между его членами в известной пропорции;
    —> надзор за снабжением и распределением произведен- ной продукции.
    Для осуществления хозяйственно-организаторской функ- ции должны быть созданы: 1) единоличные органы управ- ления; 2) коллегиальные органы управления.
    1. Единоличные органы управления формируются с уче- том территориального признака. Морелли выделяет следу- ющие административно-территориальные единицы: три- бы, города, провинции, нация.
    Каждая административно-территориальная единица име- ет своего главу, или начальника: главы триб (должность за- нимается пожизненно); начальники городов (должность за- нимается на один год); начальники провинций (должность занимается на один год); глава нации (должность занимает- ся пожизненно).
    100
    Морелли отрицательно относился к идее выборов долж- ностных лиц, отстаивал принцип очередности занятия долж- ностей отцами семейств.
    2. Коллегиальные органы управления строятся: по тер- риториальному признаку; по производственному признаку.
    2.1. Коллегиальные территориальные органы управления:
    • в каждом городе действуют сенат. Каждый отец се- мейства, достигший 50 лет, становится сенатором. Функ- ции сената: издание различных регламентов; подсчет лиц различных возрастов и профессий; содержание приютов для престарелых;
    • в масштабе всей нации действует Верховный сенат на- ции, который формируется по принципу: по два депутата от сената каждого города по очереди входят в его состав,
    который ежегодно обновляется. Функции Верховного сена- та нации: надзор за сенатами городов; суд по особо опас- ным преступлениям.
    2.2. Производственно-территориальные коллегиальные
    органы управления:
    • в каждом городе действует совет. Состоит из мастеров различных корпораций;
    • в масштабе всей нации действует Верховный совет на- ции. Подчинен Верховному сенату нации.
    Функции этих советов: решение производственных за- дач; консультирование сенаторов.
    Морелли описал будущее коммунистическое устройство общества. Переход к коммунизму он предполагал осуще- ствить при посредстве просвещенных монархов, к которым обращался с призывом: «Исправьте ошибки политики и морали согласно законам природы...».
    Многие идеи Морелли (идея свободы как гарантирован- ной государством материальной обеспеченности; идея цен- трализованного управления народным хозяйством) воспро- изводились впоследствии бабувистами — участниками
    «Заговора во имя равенства» (1796).
    В отличие от Мора, изложившего коммунистические идеи на примере фантастической «Утопии», Морелли раз- работал конкретный проект законодательства коммунисти- ческого строя.
    Ф. Энгельс считал, что Морелли — это «первый теоре- тик коммунизма».
    101

    7.5. Политико-правовые взгляды
    Гракха Бабефа и других участников
    «Заговора во имя равенства»
    Гракх Бабеф (настоящее имя Франсуа Ноэль, 1760—
    1797) — французский теоретик коммунизма. Организатор тайного общества, в которое вошли Марешаль, Дарте, Буа- наротти и др. Руководитель «Заговора во имя равенства»
    (1796).
    Эпоха. Якобинский период Французской буржуазной революции завершился переворотом 9 термидора (27 июля
    1794 г.). Были отменены законы якобинской диктатуры, ог- раничивающие цены на товары и размер заработной платы.
    В 1795 г. была принята новая Конституция. Согласно Кон- ституции 1795 г.:
    • высшим органом исполнительной власти становилась
    Исполнительная директория (из пяти человек);
    • вводился имущественный избирательный ценз.
    В 1796 г. Бабеф и другие заговорщики создали общество
    «Тайная директория общественного спасения», разработа- ли программу коммунистического преобразования Фран- ции и готовились совершить государственный переворот.
    Заговорщики были раскрыты, предстали перед судом и приговорены к различным наказаниям. Бабеф и Дарте были гильотинированы.
    Авторитет Бабефа был столь высок, что участников за- говора часто называют бабувистами, а разработанную ими доктрину — бабувизмом.
    Биография. Бабеф происходил из бедной семьи отстав- ного солдата. О себе писал: «Я родился в грязи». Был пис- цом и помощником юриста, служил в поземельном архиве в г. Руа. Принял Французскую буржуазную революцию.
    Издавал газету «Трибун народа, или защитник прав челове- ка» (с 1794 г.). Руководитель тайного общества.
    Логическое основание политико-правовых взглядов
    участников заговора. Идеи «Кодекса природы» Морелли,
    учет опыта якобинской диктатуры, идеи естественного права были основой политико-правовых взглядов Бабефа и других участников заговора.
    Основные работы; «Постоянный кадастр», «Манифест плебеев».
    102
    Содержание политико-правового учения. Критика ин-
    ститутов буржуазного общества. Бабувисты критиковали частную собственность и законодательство о наследовании имущества:
    • «институт частной собственности есть обман, учинен- ный над множеством простых и добрых людей»;
    • «собственность является причиной всех бедствий на земле»;
    • «закон о наследовании в высшей степени несправед- лив. Он создает обездоленных уже со второго поколения».
    Программа перехода к коммунизму. Цель бабувистов: ус- тановить в обществе фактическое равенство через введе- ние института общественной собственности. Эта цель оп- равдывалась ссылками на естественное право: «Природа дала каждому равное право на пользование всеми благами».
    Средство для перехода к коммунизму — насильственная
    революция, в ходе которой народ должен: завладеть госу- дарственным казначейством, почтой, правительственными зданиями, всеми общественными и частными складами.
    Члены Исполнительной директории должны быть пре- даны суду народа как узурпаторы народного суверенитета.
    Меры, направленные на облегчение положения бедняков.
    Бабувисты планировали в ходе революции осуществить ряд чрезвычайных мер в пользу бедняков:
    —> бесплатную раздачу хлеба: «Все булочники будут обя- заны непрерывно печь хлеб, который будет даром раздавать- ся народу; им будет заплачено соответственно требованиям»;
    > передачу имущества эмигрантов и других врагов на- рода;
    —> безвозмездное возвращение народу заложенных в ломбарде вещей и др.
    Тактика революционного правительства. В переходный период от буржуазного к коммунистическому обществу ба- бувисты планировали создать революционное правитель- ство. Предполагалось, что это правительство введет:
    —> якобинскую Конституцию 1793 г. (с некоторыми изъятиями);
    -> всеобщее равенство;
    —> всеобщее вооружение народа;
    —> всеобщую обязательность труда: «Природа возложи- ла на каждого человека обязанность трудиться».
    103

    Лица, которые не будут заниматься общеполезным фи- зическим трудом, будут объявлены революционным прави- тельством иностранцами и лишены политических прав.
    Кроме того, эти иностранцы будут высылаться на «острова
    Маргариты и Оноре, Гиерские острова, остров Олерон и
    Ре», которые будут превращены в места исправительного труда.
    Революционное правительство должно будет принять законы, которые позволят упразднить частную собствен- ность в течение жизни одного поколения. Планировалось принятие закона о запрещении всех форм наследования имущества.
    Действия революционного правительства приведут к су- щественному изменению положения трудящихся: они будут иметь приличные меблированные квартиры, одежду для ра- боты и отдыха, участвовать в общественных трапезах.
    Стратегия революционного правительства. В «Мани- фесте плебеев» Бабеф планировал установление в будущей
    Франции республики: «Необходимо... вернуться к демокра- тическому правлению, единственно подобающему возрож- денным французам, единственно достойной награде за их длительные труды, за их славные республиканские подви- ги, к единственному правлению, которое они всегда стре- мились получить и которого они уже было добились».
    Бабеф и его сторонники создали революционную орга- низацию, которая выступила за государственный переворот и установление революционной диктатуры с целью осно- вания коммунистического общества во Франции. В отли- чие от коммунистических проектов Платона, Мора и Мо- релли бабувисты разработали новую стратегию перехода к коммунизму: захват государственной власти группой ре- волюционеров. Поэтому бабувистов можно назвать первы- ми действующими коммунистами, а Бабефа — лидером партии, впервые заявившей об интересах трудящихся.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта