Главная страница
Навигация по странице:

  • 6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве Гроций Гуго де Гроот

  • Логическое основание политико-правового учения

  • Содержание

  • Правовое учение Гроция.

  • Томас Гоббс

  • Логическое основание политико-правового учения.

  • Основные работы

  • Содержание политико-правового учения.

  • История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с. История политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.. Мачин Игорь Федорович


    Скачать 4.51 Mb.
    НазваниеМачин Игорь Федорович
    АнкорИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И.Ф 2007 -208с.pdf
    Дата31.01.2017
    Размер4.51 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИстория политических и правовых учений. Конспект лекций Мачин И..pdf
    ТипКонспект
    #1528
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница4 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    Тема 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИЙ
    ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА
    В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII ВЕКА
    XVII в. в Западной Европе — это время ранних буржуаз- ных революций. Первой страной, где произошла революция,
    стала Голландия. В результате национально-освободитель- ной борьбы Голландия освободилась от ига феодальной Ис- пании, которое тормозило развитие капитализма. Вторая революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1640—
    1649 гг. и «Славная революция» 1688—1689 гг.).
    XVII в. — это время становления юридического (есте-
    ственноправового) мировоззрения. Основные компоненты нового мировоззрения — это понятия естественного права,
    естественных законов, естественных и неотчуждаемых прав человека, понятие договора. При помощи этих поня- тий рациональным образом, т.е. без ссылки на божествен- ное право, многие философы обосновывали права и обя- занности индивидов, и пределы власти государства по отношению к индивидам.
    XVII в. — это век Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка,
    Б. Спинозы, наиболее ярких представителей рационалис- тической школы естественного права.
    6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве
    Гроций Гуго де Гроот (1583—1648) — голландский мыслитель, теоретик договорного происхождения государ- ства и естественного права. Основатель науки международ- ного права.
    70
    Эпоха. На годы жизни Гроция приходятся Нидерландс- кая революция (1566—1609), которая освободила страну от испанских феодалов, и Тридцатилетняя война в Запад- ной Европе (1618—1648), которая привела к распаду Свя- щенной Римской империи на 355 самостоятельных госу- дарств.
    Биография. Родился в голландском городе Дельфте, в семье выходца из Франции. Гуго Гроций в 11 лет стал сту- дентом Лейденского университета, в котором изучал право.
    В 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском уни- верситете (Франция). В 1601 г. стал историографом Респуб- лики соединенных провинций. За участие в религиозных распрях Гроций был осужден на пожизненное заключение,
    бежал во Францию, где прожил 11 лет, пользуясь покрови- тельством Людовика XIII. Перешел на службу к шведскому королю и был назначен шведским посланником при фран- цузском дворе (1634 г.).
    Логическое основание политико-правового учения: раци- онализм, политические и правовые идеи философов антично- сти (Аристотеля и др.), положения Священного писания.
    Основная работа: «О праве войны и мира».
    Содержание политико-правового учения. Происхожде-
    ние государства. Гроций определяет природу человека акси- оматически, как математик. В каждом человеке заложены societatis appetitus — социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными
    1
    . Гроций уточняет: людям свойственно «стремление к спокойному и руководимому собственным разумом общению с себе подобными».
    На основе этой аксиомы, Гроций вырабатывает договор-
    ную теорию происхождения государства, противопостав- ляя ее теории божественного происхождения государства:
    «первоначально люди объединились в государство не по божественному повелению, но добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств про- тив насилия, откуда берет свое происхождение гражданс- кая власть».
    1
    Эта аксиома Гроция имеет определенное сходство с аксиомой о при- роде человека Аристотеля, для которого человек — животное политичес- кое (общественное).
    71

    Понятие государства. Государство представляется Гро- цию осознанным объединением свободных индивидов:
    «Государство есть совершенный союз свободных людей,
    заключенный ради соблюдения права и общей пользы»
    1
    Суверенитет государства. Суверенитет государства,
    т.е. верховная власть государства, — это такая власть,
    «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
    Гроций различает общего носителя суверенитета — го- сударство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государ- ства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной: «ибо ка- кую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».
    Учение Гроция о суверенитете связано с его представле- нием о договорном происхождении государства: до момен- та заключения договора суверенитет принадлежит народу,
    а после его заключения — государству.
    Право народа на низложение и наказание носителей су-
    веренитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры соглас- но предписаниям естественного права должны соблюдать- ся. И потому народ, согласно такой логике, не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые зло- употребляют своей властью.
    Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь:
    —> становится «явно враждебным всему народу»;
    —> уже отрекся от престола;
    > утратил свою власть, полученную под каким-либо условием;
    —> при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.
    Правовое учение Гроция. Понятие права. Под правом
    Гроций понимал «правила нравственных поступков», кото- рые являются для индивидов обязательными: «Во всяком
    1
    Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.
    72
    случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают на- звания закона или права».
    Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций де- лил право на естественное и позитивное (волеустановлен- ное).
    В отличие от Аристотеля, для которого источником ес- тественного права являлась природа, для Гроция источник
    естественного права разум. Естественное право — это
    «предписания здравого разума».
    Источником позитивного права для Гроция является
    воля, которая может быть человеческой и божественной.
    Гроций не только по-новому определил источник есте- ственного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыс- лящему индивиду:
    • воздержись от присвоения чужого имущества;
    • верни полученную тобой чужую вещь;
    • возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
    • возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
    • воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
    • договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
    Правила естественного права, считал Гроций, неизмен- ны, как неизменна сама разумная природа индивидов. По- этому естественное право незыблемо и не может быть из- менено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четы- рем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу об- ратить в добро».
    Гроций — буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой — получает за- щиту в силу права естественного: «Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установ- лено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности».
    Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчи- няться правовым ограничениям, если война уже началась:
    73

    «Я был свидетелем такого безобразия на войне между хри- стианами, которое позорно даже для варваров, а именно:
    сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам,
    а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не со- блюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих,
    законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний».
    Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права
    Нового времени, основу которой составил рационализм.
    Существенным является вклад Гроция в науку междуна- родного права.
    6.2. Политическое учение Томаса Гоббса
    Томас Гоббс (1588—1679) — английский политический мыслитель, теоретик «сильного» государства.
    Эпоха. Английская буржуазная революция (1640); казнь
    Карла I по приговору верховного трибунала, созданного пар- ламентом в 1649 г.; учреждение республики (commonwealth)
    (1649—1653); диктатура Кромвеля (1653—1658); Реставра- ция правления Стюартов — правление Карла II (1660—
    1685).
    Биография. Родился в Мальмсбери, в семье сельского священника. Еще в школе овладел латинским и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфорд- ского университета, который закончил спустя пять лет, по- лучив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сы- на одного из английских баронов, что позволило ему пу- тешествовать по другим европейским странам (Франция,
    Италия).
    Логическое основание политико-правового учения.
    Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: «Человек ведь является не только физи- ческим телом; он представляет собой также часть государ- ства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматривать равным образом как человека и как гражданина».
    Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан,
    или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).
    74
    Содержание политико-правового учения. Концепция
    договорного происхождения государства. Гоббс различает:
    догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, т.е. гражданское, состояние
    (status civilis).
    В естественном состоянии человек действует как физи- ческое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право — это «свобода всякого че- ловека использовать свои собственные силы по своему ус- мотрению для сохранения своей собственной природы, т.е.
    собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению явля- ется наиболее подходящим для этого средством».
    Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes), состояние по- стоянного страха за свою жизнь.
    Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для со- хранения жизни».
    Гоббс различает три фундаментальных естественных
    закона:
    1) «следует искать мира и следовать ему» (закон как
    цель);
    2) «в случае согласия на то других людей должно согла- ситься отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и доволь- ствоваться такой степенью свободы по отношению к дру- гим людям, какую он допустил бы у других людей по от- ношению к себе» (закон как средство). Отказаться от права на все вещи — это для Гоббса значит «упразднить общ- ность имущества» и установить право собственности, от- сутствие которого в естественном состоянии — причина
    «войны всех против всех»;
    3) «люди должны выполнять заключенные ими соглаше- ния, без чего соглашения не имеют никакого значения» (за- кон как долг).
    75

    Все естественные законы, в понимании Гоббса, — это моральные законы, они «всегда и везде обязывают людей перед внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только моральными лич- ностями, необходима общая для людей власть. Чтобы ус- тановить эту общую для всех власть, необходимо, чтобы
    «люди назначили одного человека или собрание людей, ко- торые явились бы представителями их лица».
    Каждый доверяет носителю общей власти делать все,
    чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем со- гласие или единодушие. Это реальное единство, воплощен- ное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...».
    Отрицание права индивидов на сопротивление государ-
    ству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчи- нении суверену, а не отдельные договоры с ним. Поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Все, что бы суверен «ни делал, не мо- жет быть неправомерным актом по отношению к кому- либо из своих подданных, и он не должен кем-либо из пос- ледних быть обвинен в несправедливости». Следовательно,
    ни один суверен «не может быть по праву казнен или как- нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных».
    Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не может быть без того или другого неудобства, и ве- личайшие стеснения, которые может иногда испытывать народ при той или иной форме правления, едва чувстви- тельны по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия,
    когда люди не подчиняются законам и не признают над со- бой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежей и актов мести... Если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но бес- порядочная толпа, как у циклопов».
    Классификация форм правления государства. Критери- ем классификации служит принадлежность суверенитета и пригодность формы правления для обеспечения безопасно- сти людей.
    76
    Гоббс выделяет три формы правления государства:
    • монархию;
    • аристократию;
    • демократию.
    Монархия — такая форма правления государства, при которой общие интересы больше всего совпадают с част- ными интересами: «Богатство, сила и слава монарха обус- ловлены богатством, силой и славой его подданных».
    Аристократия — такая форма правления государства,
    при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».
    Демократия — такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.
    Гоббс считает неограниченную монархию предпочти- тельной формой правления государства для обеспечения безопасности людей, поскольку благо монарха тождествен- но благу государства.
    Образ государства. Государство представляется ему ис- кусственным человеком огромных размеров — Левиафа-
    ном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сооб- щается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками,
    каждая из которых символизирует гражданина государства,
    а в руках — символы государственной власти: «Ибо искус- ством создан тот великий Левиафан, который называется государством (по латыни civitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по разме- рам и более сильным, чем естественный человек, для охра- ны и защиты которого он был создан».
    Гоббс проводит аналогии между государством как ис- кусственным человеком и человеком как таковым:
    —> верховная власть — душа;
    > магистраты — суставы;
    —> награда и наказание — нервы;
    —> благосостояние и богатство частных лиц — это сила;
    —> безопасность народа — занятие;
    —> справедливость и законы — искусственный разум и воля;
    > гражданский мир — здоровье;
    > смута — болезнь;
    —> гражданская война — смерть.
    77

    Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько мате- матически образными были его выводы. Гоббс отправляется не от действительной истории, а исходит из гипотетическо- го естественного состояния. Идеи Гоббса были восприня- ты основателем школы юридического позитивизма Дж. Ос- тином.
    6.3. Учение Джона Локка о праве и государстве
    Джон Локк (1632—1704) — английский мыслитель,
    первый радикальный критик абсолютной монархии, теоре- тик неотчуждаемых прав человека, разделения властей и законности.
    Эпоха. «Славная революция» 1688 г. в Англии, приня- тие «Билля о правах» в 1689 г., установление конституци- онной монархии.
    Биография. Родился в г. Рингтон, в семье юриста.
    Выпускник Оксфордского университета. Домашний врач и доверенное лицо одного из английских лордов. Во время английской «Славной революции» (1688) находился в Ни- дерландах, в эмиграции. В 1689 г. вернулся в Англию, где опубликовал свои произведения, которые принесли ему из- вестность.
    Логическое основание политико-правового учения.
    Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.
    Основная работа: «Два трактата о правлении» (1690).
    Содержание политико-правового учения. Концепция
    неотчуждаемых прав человека. Локк признает существо- вание естественного, т.е. догосударственного, состояния. В
    этом состоянии существует равенство индивидов в облада- нии правом на жизнь, свободу, собственность.
    Жизнь, свобода и собственность — вот триада есте-
    ственных и неотчуждаемых прав человека по Локку.
    Критика абсолютной монархии. Абсолютная монархия
    несовместима с гражданским обществом и не может быть вообще формой гражданского правления. «Цель гражданс- кого общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбеж- но возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле».
    78
    Концепция договорного происхождения государства.
    Государство создается для преодоления недостатков есте- ственного состояния путем заключения общественного до- говора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно,
    мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей соб- ственностью и находясь в большей безопасности, чем кто- либо не являющийся членом общества».
    Заключение общественного договора позволяет преодолеть недостатки догосударственного состояния, при котором:
    1) «нет установленного, определенного, известного зако- на, который был бы признан и допущен по общему согла- сию в качестве нормы справедливости и несправедливости»;
    2) «нет знающего и беспристрастного судьи»;
    3) «не достает часто силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в ис- полнение».
    Эти недостатки не позволяют индивидам обеспечить свою частную собственность — одно из фундаментальных для Локка естественных прав человека: «великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их соб- ственности».
    Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека необходимо следующее.
    1. Ограничить объем законодательной власти. Законода- тельная власть:
    —> не может быть «абсолютно деспотической в отноше- нии жизни и достояния народа»;
    > «не может лишить какого-либо человека какой-либо*
    части его собственности без его согласия»;
    > «законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть»;
    —> «законодательный орган не может передать право из- давать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, до- веренное народом ...».
    2. Разделить государственную власть. «Законодательную и исполнительную власть часто надо разделять». Остано- вимся подробнее на теории разделения властей.
    79

    Локк выделяет три власти:
    1) законодательную;
    2) исполнительную;
    3) федеративную.
    Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение за- конов. Федеративная власть — это исполнительная власть,
    которая решает вопросы внешней политики.
    У Дж. Локка разделение властей это соподчинение
    властей. Законодательная власть является верховной по от- ношению ко всем другим видам власти.
    Право народа на сопротивление законодательной влас-
    ти. Суверенитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание: «Сообщество постоянно со- храняет верховную власть для спасения себя от покушений кого угодно, даже своих -законодателей, в тех случаях, ког- да они окажутся настолько глупыми или настолько злона- меренными, чтобы создавать и осуществлять заговоры против свободы и собственности подданного».
    Концепция законности. Эта концепция у Локка как бы состоит из двух частей.
    1. Соотношение закона и свободы. Свобода — это жизнь в соответствии с постоянным законом; законом, общим для
    каждого в обществе; законом, установленным законода-
    тельной властью, созданной в обществе. И наконец, свобо- да — это возможность следовать своему собственному же- ланию во всех случаях, когда это не запрещает закон.
    2. Равенство всех перед законом. «Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю».
    Концепция неотчуждаемых естественных прав челове- ка, разработанная Локком, была воспринята Томасом
    Джефферсоном, подготовившим проект Декларации неза- висимости США (1776) и использовавшим локковскую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, соб- ственность), но несколько в другой редакции (жизнь, сво- бода, стремление к счастью).
    В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита Монтескье.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта