поурпочное планирование музыка 7 класс. Магическая единственность музыкального произведения
Скачать 0.73 Mb.
|
Тема: Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание). М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья…» (слушание). А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение). Дополнительный материал: Портрет М. Глинки. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: «Трёхчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки». Работа по теме урока. М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь (слушание). Глинка сохраняет своеобразную воздушность ритма, обращаясь к размеру 6/8, типичному для баркаролы, и с первых тактов погружает в атмосферу звучащей венецианской ночи. Что же в ней звучит? Едва уловимо журчит тихая Брента, чуть слышен ропот «дробимая волны»», о чём-то шепчут между собой померанцы и мирты – чудесные цветы весенней Италии, и надо всем этим – «звуки нежной баркаролы веют лёгким ветерком». И словно опасаясь нарушить очарование чудесной весенней ночи, когда никто не спит: ни волны, ни цветы, ни люди, скользящие в своих лодках по ночным каналам, – и которая поразительно тиха – все бояться нарушить её волшебную тишину! – композитор перед началом каждого куплета повторяет указание dolcissimo (очень нежно!). В романсе мы видим единение музыкального и поэтического. Глтнка вводит в звучание романса небольшой контраст. В каждом куплете четырём первым строкам соответствует один напев, а четырём другим – совсем другой. Второй напев не нарушает ни очаровательной воздушности музыкального движения, ни общей нежности поэтического образа. Второй напев в миноре, в конце строфы он возвращается в первоначальную тональность си-бемоль мажор, остаётся чувство недосказанности, лёгкой грусти, коснувшейся души. Музыка, заглянув в душу человека, говорит нам, что полной и всеобъемлющей радости не бывает, что она как не велика, а таит в себе неуловимую ноту грусти. Грусть эта прекрасна: благодаря ей люди не утрачивают и способности к радости и восхищению. М. Глинка, стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья…» (слушание). Рассмотрим ещё один романс Глинки – «Я здесь, Инезилья…», написанный на стихи Пушкина. Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном. Объята Севилья И мраком и сном. Исполнен отвагой, Окутан плащом, С гитарой и шпагой Я здесь под окном. Ты спишь ли? Гитарой Тебя разбужу. Проснется ли старый, Мечом уложу. Шелковые петли К окошку привесь... Что медлишь?.. Уж нет ли Соперника здесь?.. Я здесь, Инезилья, Я здесь под окном. Объята Севилья И мраком и сном. А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение). Вокально-хоровая работа. Итог урока. Домашнее задание. Урок 24 Тема: Многомерность образа в форме рондо. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: А. Бородин. Спящая княжна (слушание). А. Бородин. Спящая княжна (участие в вокальном исполнении) (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой с рефреном. В обобщённом виде схема формы такова: A — B — A — C — A — … — A Бородин написал всего 16 романсов. Из них четыре относятся к раннему периоду. Что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна». Бородин здесь поступил во многом так же, как его друг М. Мусоргский: текс для романса он написал сам. По ходу романса перед сушателем проходят как бы три основных образа: образ спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря-освободителя. Многие видят в романсе элементы оперы Глинки «Руслан и Людмила». Спящая княжна Спит. Спит в лесу глухом, Спит княжна волшебным сном, Спит под кровом тёмной ночи, Сон сковал ей крепко очи. Спит, спит. Вот и лес глухой очнулся, С диким смехом вдруг проснулся Ведьм и леших шумный рой И промчался над княжной. Лишь княжна в лесу глухом Спит все тем же мёртвым сном. Спит, спит. Слух прошёл, что в лес дремучий Богатырь придёт могучий, Чары силой сокрушит, Сон волшебный победит И княжну освободит, освободит. Но проходят дни за днями, Годы идут за годами... Ни души живой кругом, Все объято мёртвым сном. Так княжна в лесу глухом Тихо спит глубоким сном; Сон сковал ей крепко очи, Спит она и дни, и ночи. Спит, спит. И никто не знает, скоро ль Час ударит пробужденья. 1867 "Спящая княжна", один из оригинальнейших романсов Бородина, есть, вместе с тем, довольно прозрачная аллегория: княжна - это Россия, которую пробудит от сна богатырская сила. Музыкальный эпос Бородина в опере, симфонии и романсе составляет одну из характернейших сторон его таланта, роднящую его с Глинкой. Это особенно сильно сказывается в его опере "Князь Игорь" (посвященной памяти Глинки), многие страницы которой могут быть поставлены наряду с лучшими страницами "Руслана". Объективность музыкальных образов и характеров в симфонии и опере уживается вполне с другой стороной творческого таланта Бородина - с субъективностью, с лиризмом, то нежным, то страстным, иных его романсов ("Отравой полны мои песни", "Арабская песня", "Для берегов отчизны"), многих страниц "Князя Игоря" ("Каватина Кончаковны", "Песня Ярославны", романс княжича Владимира и пр.) и квартетов (прелестный ноктюрн в квартете D-dur). Мелодическое творчество Бородина неиссякаемо, оригинально, типично. Наряду с короткими характерными мотивами, удобными для тематической разработки, составляющей одну из сильных сторон его музыкальной фактуры, он создает и широкую кантилену, льющуюся непринужденно и легко. Он в высшей степени разнообразный и тонкий гармонист, последователь Шумана и Листа, но давший и свое, новое в этой области. Он более склонен к мажору, чем к минору. Его модуляции часто поражают неожиданностью, смелостью, но всегда красивы, логичны. Чрезвычайно богата, часто своеобразна и капризна его ритмика, вносящая в его музыку разнообразие, бодрость, жизненность. Бородин - прирожденный контрапунктист и инструментатор. Соединение разнородных тем встречается у него нередко и отличается естественностью и рельефностью (восточная и русская темы в картине "В Средней Азии", такие же темы в половецких плясках в "Игоре" и пр.). Он часто применяет, и с большим мастерством, имитационный стиль (ноктюрн в квартете). Его оркестровка отличается богатейшей звучностью, пластичностью, вкусом в подборе тембров и их комбинировании и только изредка впадает в излишнюю грузность. Форма у Бородина всегда законченна и совершенно лишена длиннот. Индивидуальность композиторского таланта Бородина характеризуется грандиозностью и цельностью концепции (особенно типична вторая симфония и "Игорь"), жизнерадостностью, здоровой уравновешенностью духа, не исключающей стихийной страстности и изящной нежности. Юмор и комизм одинаково доступны ему; драматизм - менее. Яркий национальный характер, русский. Вокально-хоровая работа. Итог урока. Домашнее задание. Урок 25 Тема: Многомерность образа в форме рондо. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание). А. Гречанинов, стихи народные. Призыв весны (пение). Дополнительный материал: Портрет Прокофьева Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: Многомерность образа в форме рондо. Работа по теме урока. “Джульетта-девочка”. На протяжении небольшой сцены показываются разные грани характера героини и как бы прорицается ее дальнейшая судьба: превращение шаловливой “непоседы” в нежную и грациозную красавицу; ее страстная и высокая любовь, сделавшая Джульетту бессмертной; и смерть, пресекшая вековую вражду, разорвавшая цепь роковых событий. Джульетта – самый развернутый и сложный образ балета, данный в непрерывном развитии. При всей абсолютной танцевальности, он ближе оперным героиням по психологической сложности и разработанности характера, показу мельчайших движений души. По насыщенности психологическим действием, контрастам в характере персонажа, сквозному движению образа номер “Джульетта-девочка” можно сравнить с оперными сценами. Для балетного же театра такой тип сцены был необычным, глубоко новаторским. Уникальность подобного образа-портрета заключается также и в соединении здесь разных времен: настоящего и будущего. Как великий психолог, Прокофьев проникает в тайны жизни и судьбы, угадывая основные этапы человеческой жизни в чертах характера. Образное движение, намеченное в номере “Джульетта-девочка” – от жанровости к лирике, лирической углубленности, - основа действия и во всей картине. В этой сцене, написанной в форме рондо, излагаются три главные темы Джульетты, которые, развиваясь в дальнейшем как лейттемы, подобно темам любви, становятся основой симфонического действия балета. Первую, до-мажорную называют темой Джульетты-девочки. В ее скерцозном, легком, стремительном движении так и видится то скользящий, то подпрыгивающий бег совсем еще юного существа. Тема Джульетты-девочки выступает в качестве рефрена № 10, проводится в нем многократно, в различных тональностях. В дальнейшем же развитии балета она появляется редко, как напоминание о совсем еще юном возрасте героини. Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей” мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается сверкающим кадансом, выраженными родственными тоническими трезвучиями, движущимися вниз по терциям. Вторая, ля-бемоль-мажорная тема, впервые прозвучавшая во вступлении балета, имеет ремарку “con eleganza” и показывает другую, взрослую грань облика Джульетты, представительницы высшей, родовитой знати. Музыка по-светски элегантна, изящна. Специфические паузы напоминают поклоны, мягкий аккомпанемент спокойного, ласкового, чуточку колыбельного оттенка придает теме единство и некоторую завороженность. В дальнейшем в развитии балета ля-бемоль-мажорной теме отводится значительная роль. Она становится рефреном, подчеркивая, что все события концентрируются вокруг образа Джульетты. Изящество 2 темы передано в ритме гавота (нежный образ Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо. Третья тема Джульетты написана в до мажоре. До-мажорная тема отличается хрупкостью и нежностью. Но на первый план здесь выступает не движение, а психологическое состояние, в котором есть и задумчивость, и томление, и восторженность, и трагическое предчувствие, обреченность. В заключении появляется уже совершенно определенный предвестник гибели героини – трагическая, никнущая интонация.3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную “грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) – звучит очень прозрачно. Для создания образа Джульетты Прокофьев использует такие средства музыкальной выразительности как динамические оттенки, акценты, инструментовку, различные темповые оттенки. С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» (слушание). Вокально-хоровая работа. Итог урока. Домашнее задание. Урок 26 Тема: Образ Великой отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации) Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть. Фрагмент («эпизод нашествия») (слушание). В. Синявский, стихи М. Владимирова. Благодарим, солдаты, вас! (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. 1.Вход в класс под музыку песни «На безымянной высоте». 2.Вводная беседа. Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которые могут сказать многие из тех, кто жил и видел те страшные, грозные военные годы Великой Отечественной войны : «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!… Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!» Тема сегодняшнего урока: «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича и в поэме Л. Болеславского «Седьмая». Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз. (Показ фрагментов документального фильма « От Москвы до Рейхстага»); 1фрагмент: «Гроза над Европой» кадры №1 и №2. 2 фрагмент: «Первые дни войны» кадры №1-4. Исполнение песни: « Песня о Ленинградцах». Слушание: Песня «Ленинградский метроном» (можно фрагмент). Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках. Музыка. Что она несёт людям, В чём её высокое предназначение? Об этом нас заставляют задуматься те произведения, которые родились и рождаются в творчестве композиторов, поэтов. И сегодня мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны . Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом. - До войны Д. Д. жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война. Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыке. Д. Д. ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов. А в свободное от таких обязанностей время он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь… (Показ фрагмента фильма «Твердыня на Ниве» кадры с№1 по №8.) Когда ему окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию. Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, Д. Д. почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним. Поэт Лев Болеславский написал поэму « Музыка» и посвятил её Д. Д. Шостаковичу. Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве. Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…» Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года. Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, … словно на едином дыхании…я не мог её не писать». Слушание поэмы Л. Болеславского «Седьмая». Учитель: Нет в мире тишины – одни затишья. Над ветвями черешен и вишен Медленно плавает бронзовый жук. А выше… Поднять глаза – и синева вокруг. Прильнуть к земле - и Родину услышать. Дальше поэму читают учащиеся: 1. Звук. Легкий далекий звук, Вдруг переходящий в звук, Мягкий игривый стук, Вдруг Переходящий в шаг, Мерный тяжелый шаг, Вдруг шумом сплошным в ушах За каблуком каблук Тысячи чужих сапог Тысячью страшных мук Через родной порог, Жизнь, обращая в прах- ВРАГ! 2. О Родина! Над горестным простором, Где сто столетий, хмурых и немых, Разъятых то раздором, то позором, Сто пришлых татей и своих владык Народу не давали ни на миг Перевести дыханье, над раздором Седой земли, где новое зверье Твой горизонт обводит хищным взором Противовесом двинувшимся сворам Да встанет снова Мужество твое! 2. Мужайтесь! Это страшное сраженье – Не просто смертный бой, а продолженье Не тихнущей из века в век войны Добра и зла. Мужайтесь! Сведены в единоборство снова Жизнь со Смертью, Свет с Мраком и Жестокость с Милосердием. Слушание: Симфония №7 «Ленинградская» эпизод нашествия. Вопросы: Что вы чувствовали, когда слушали фрагмент симфонии? Какой образ создаёт музыка? Сколько образов было? Как развивалась главная тема в «Эпизоде нашествия»? Работа с учебником. Введение в тему: «Форма вариаций» на основе Симфонии №7 «Эпизод нашествия». Мы уже говорили с вами, уже встречались, с различными формами в музыке. Есть ещё одна форма, основанная на повторности, но не точной, а видоизмененной. Это форма вариаций. Сущность её в том, что первоначальная тема, связанная с каким-либо образом, развиваясь, показывает образ в динамике. Тема зарождается, она, как правило, ещё относительно проста и даётся в своём чистом виде. Затем вступают всё новые и новые вариации, и каждая открывает нам ещё неведомую грань этого образа, который становится всё ярче, объёмнее, определеннее. На форме вариации основан и «Эпизод нашествия». Форму этого эпизода образуют одиннадцать вариаций, выстраиваемых композитором именно по линии нарастания бездушной, мертвой, страшной силы. Мелодия эпизода в ходе вариаций не изменяется, что в данном случае может быть трактовано как проявление тупости и несгибаемости, характеризующие звериный облик жестокого врага. Первоначальная тема почти карикатурна: в ней звучит и ритм марша, и джазовые интонации, и мотивы пошлой песенки. (показать на инструменте первоначальное проведение главной темы, фрагмент.) Таков неизменный «стержень» образно-музыкальной характеристики фашистов, который постепенно, с каждой новой вариацией обнаруживает свою бездушную и страшную сущность. Седьмая симфония была написана в 1941 году и отразила то мироощущение, каким были охвачены все люди нашей страны. Не только в этой симфонии, но и в других произведениях, в частности в многочисленных песнях, появившихся в тот период, навсегда запечатлен сплав трагизма и мужества, ужаса перед надвигающейся возможной гибелью и воли к борьбе, составляющих суть военного мировосприятия советских людей. Анна Ахматова, как и Д. Д. Шостакович жила в военные годы в Ленинграде, свое ощущение войны Анна Ахматова дает через восприятие звука- не привычного и знакомого звука громового раската, по-своему веселого, влажного звука жизни, а смертоносного, равнодушного, сухого, «как пекло»и это своё мировосприятие она передает в стихотворении 1941года «Первый дальнобойный в Ленинград». (Чтение стихотворения А. Ахматовой). И в пестрой суете людской Все изменилось вдруг. Но это был не городской, Да и не сельский звук. На грома дальнего раскат Он, правда, был похож, как брат, Но в громе влажность есть Высоких свежих облаков И вожделение лугов- Веселых ливней весть. А этот был, как пекло, слух И не хотел смятенный слух Поверить - по тому, Как расширялся он и рос, Как равнодушно гибель нес, ребенку моему. Как и у А. Ахматовой, в музыке «Эпизода нашествия» целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить жуткому образу «машины смерти». Лязг, визг, скрежет охватывают все пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение. Вопрос: Что подсказывает симфония сердцу и уму человека через десятилетия после первого её исполнения? Вокально-хоровая работа. В завершении урока исполнение ранее разученных песен. Б. Окуджава. Песня из к/ф.: «Белорусский вокзал»: «Нам нужна одна победа». Б. Окуджава. «Надежды маленький оркестрик». В конце урока звучит песня «Мой Ленинград». Итог урока. Теперь, спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру в национальное достоинство и предать колоссальные силы, так необходимые в тяжелейшее военное время. Домашнее задание. Доклад о Шостаковиче. Открытый урок в 7 классе по теме «Музыкальный образ» с применением ИКТ Цели: образовательные: познакомить учащихся с творчеством Д.Д. Шостаковича, «Эпизодом нашествия» из 7 симфонии; развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыки; коррекционные: развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, сопоставлять; воспитывать эмоциональный отклик учащихся на музыку; воспитательные: воспитывать гордость за русский народ, его историю, героев; воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантность, любовь к музыке. Тип урока: урок – анализ Методы: словесно – индуктивный (беседа, диалог); наглядно – дедуктивный (сравнение); моделирование (словесное рисование); метод побуждение к сопереживанию. Оборудование: портреты Д.Шостаковича и М. Равеля; аудиозаписи для музыкального ряда; фортепиано, ноты, музыкальный центр; иллюстрации по теме. I.Организационный момент. II. Объявление темы и целей урока. У: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Музыкальный образ» и сегодня развиваем ее на примере нового произведения – это симфония №7 Д.Д. Шостаковича. Д.Д.Шостакович – советский композитор, годы его жизни – 1906 - 1975 (слайд – фото композитора). Он – коренной петербуржец, учился в Петербургской консерватории. В консерваторию поступил в сентябре 1919 года, в 13 лет, в 1922 году закончил ее как пианист, в 1924 – как композитор (слайд – фото композитора тех лет). Сочинил: 3 оперы («Нос», «Игроки», «Леди Макбет Мценского уезда»); 3 балета («Стальной скок); 15 симфоний; оратории, кантаты; инструментальная и вокальная музыка; музыка к кинофильмам и спектаклям. На сегодняшнем уроке прозвучит фрагмент из симфонии №7. Необходимо отметить, что симфония эта сочинялась с августа по декабрь 1941 год. Но вначале давайте уточним: что такое симфония? (слайд – термин «симфония»). Д: Симфония – это сочинение для симфонического оркестра, которое состоит из 4 частей (на слайде – правильный ответ и картинка, изображающая симфонический оркестр). У: Хорошо. А что вы знаете о 1941 годе? Д: Начало Великой Отечественной войны (слайд – фото времен тех лет). У: В каких условиях находился тогда Ленинград? Д: Город находился в блокаде (слайд – фото блокадного Ленинграда). У: Я хочу вам зачитать воспоминания самого Д. Шостаковича, вот что он тогда писал (см. стр.224 – 225, книга «Шостакович» Л. Михеевой). А теперь слушаем музыку. Слушание «Эпизода нашествия». У: Что мы услышали в музыке? Какой она была? Какое настроение мы услышали? Д: Тяжелую уверенную поступь. У: Что вы представили? Какая картина мысленно нарисовалась перед глазами? Д: Представилось, как немцы наступают, уверенно идут по нашей стране, занимают все больше и больше нашей территории (слайд – фото немецких танков). У: Как вы догадались? Какими музыкальными средствами композитор достиг своей цели? Как развивается музыка? Д: Было ощущение, что немцы наступают издалека, так как музыка вначале была едва слышной, очень тихой. А потом музыка становилась все уверенней, тяжелей и мощней. В игру вступил весь состав оркестра. У: Какие инструменты преобладали в звучании оркестра? Д: Духовые медные и ударные (слайд – фото музыкальных инструментов). У: Какой тип музыки использовал Шостакович в «Эпизоде»? Д: Маршевый. У: А почему именно марш? Д: Маршевые ритмы встречаются в немецкой музыке чаще, они характерны немецкой музыке. У: Давайте еще раз очень внимательно прослушаем «Эпизод нашествия», может быть, он вам еще что-то напомнит. Повторное прослушивание «Эпизода нашествия». У: А теперь вопрос: «В каком произведении музыка развивается аналогично? И кто является композитором того произведения? Д: Аналогично музыка развивалась в «Болеро» Мориса Равеля (слайд – фото композитора). У: Совершенно верно. Структура развития музыки в этих двух произведениях одинакова. Но что их сближает, а в чем все-таки есть существенное отличие? Давайте заполним таблицу, и сразу все станет ясно.
У: Какое впечатление на вас произвел «Эпизод нашествия»? Дети делятся своими впечатлениями. У: Актуальна ли эта симфония в современное время? Нужны ли нам такие произведения? Почему? Д: Такая музыка необходима для напоминания о Великой Отечественной войне. А еще для того, чтобы поднять дух народа на борьбу против терроризма, например, чтобы вся страна, все государства мира поднялись как один на борьбу со СПИДом или наркоманией (слайд – антитеррористические лозунги и плакаты). У: Сегодня, 1 декабря – Всемирный День борьбы со СПИДом. Как бы трудно не приходилось нам всем, стране, всегда нужно верить в лучшее и делать все для того, чтобы эти времена наступили. И я думаю, очень кстати будет исполнение вами песни «Мир, в котором мы живем». Исполнение песни. Рефлексия. Выставление оценок. У: Дома попрошу вас проиллюстрировать музыку «Эпизода нашествия». Урок 27 Тема: Заключительный урок Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. Вокально-хоровая работа. Итог урока. Домашнее задание. Четвёртая четверть Урок 28 Тема: Музыкальная драматургия. Музыка в развитии. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: М. Мусоргский. Старый замок. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание). Р. Шуман. Порыв. Из фортепианного цикла «Фантастические пьесы» (слушание). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Работа по теме урока. Драматургия музыкальная – система выразит. средств и приёмов воплощения драм. действия в произв. муз.- сценич. жанра (опере, балете, оперетте). Музыкальная драматургия — воплощение в музыке драматического действия. Музыкальная драматургия определяет форму, композицию и средства выразительности музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, оратории и т. д.). Композиция (лат. compositio — составление, размещение) — 1. Процесс музыкального творчества. 2. Завершенное музыкальное произведение. 3. Построение музыкального произведения, расположение и соотношение его частей. 4. Учебный предмет, преподаваемый в консерваториях. В основе муз. Д. лежат общие законы драмы как одного из видов иск-ва: наличие ясно выраженного центр. конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т. д. Эти общие закономерности находят специфич. преломление в каждом из видов муз.-драм. иск-ва соответственно природе их выразит. средств. Опера, по определению А. Н. Серова, это "сценическое представление, в котором происходящее на сцене действие выражается музыкою, т. е. пением действующих лиц (отдельно каждого, или вместе, или хором) и силами оркестра в бесконечно разнообразном применении этих сил, начиная с простой поддержки голоса и кончая самыми сложными симфоническими сочетаниями". В балете из трёх указываемых Серовым элементов - драма, пение и оркестр – присутствуют два, роль же, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и пантомиме. Вместе с тем и в том и в др. случае музыка является гл. обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отд. ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет скрытые пружины поведения действ. лиц, их сложные внутр. взаимоотношения, часто непосредственно выражает гл. идею произв. Ведущая роль музыки в опере и др. видах муз.-драм. иск-ва определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения лит. драмы. Специфика муз. Д. учитывается уже при построении сценария и далее при разработке либретто. В тех случаях, когда основой для создания либретто является готовое лит.-драм. сочинение, в него вносится, как правило, ряд изменений, затрагивающих не только самый текст, но и общий план драм. развития (примеры написания опер на полный, неизменённый текст лит. драмы немногочисленны). Одно из самых общих отличий оперного либретто от лит. драмы состоит в бульшей сжатости, лаконизме. Ещё более условный и обобщённый характер свойствен балетному сценарию, поскольку язык жестов и пластики не обладает той степенью дифференцированности и смысловой определённости, к-рые присущи словесной речи. В этом отношении, как отмечает Г. А. Ларош, "оперное либретто занимает середину между словесною драмой и программой балета". Существуют смешанные формы муз. Д., соединяющие элементы оперы и словесной драмы. К ним принадлежат оперетта, драм. представления с музыкой, распространённые у народов сов. и зарубежного Востока, зингшпиль и др. сценич. жанры, в к-рых муз. эпизоды чередуются с разговорными сценами. Они могут быть отнесены к области муз. Д. в том случае, если в музыке выражены важнейшие узловые моменты действия. В этом отличие указанных жанров от обычного драм спектакля, в к-ром музыка остаётся на положении одного из постановочных аксессуаров и используется только эпизодически, с иллюстративной целью или для придания сценич. действию большего разнообразия и красочности. |