поурпочное планирование музыка 7 класс. Магическая единственность музыкального произведения
Скачать 0.73 Mb.
|
МУЗЫКА 7 класс Тема года: «Содержание и форма в музыке» I четверть Урок 1 Тема: «Магическая единственность» музыкального произведения. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Ю. Шевчук. Что такое осень (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема года: «Содержание и форма в музыке». Тема урока: «Магическая единственность» музыкального произведения. Работа по теме урока. Запись на доске:
Всякое подлинное произведение искусства убедительно. И не важно, воплощает ли оно прекрасные идеи и образы или намеренно заостряет тёмные, неприглядные стороны жизни. Оно убедительно и тогда, когда окрыляет нас, пробуждает высокие стремления, и тогда, когда заставляет содрогаться от переживаемого ужаса. Почему же одни произведения умирают, едва появившись на свет, а иные – живут в веках, приобщая к своим глубинам всё новые и новые поколения? Много веков назад древнегреческий философ Аристотель подчёркивал разницу между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Великий мыслитель одним из первых угадал, что смысл искусства не в изображении красивых явлений, а в поиске и воплощении скрытой сущности вещей. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества. Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Однако самого тонкого слуха, самого острого зрения, самой чуткой интуиции недостаточно для того, чтобы на свет появилось произведение искусства. Мало увидеть и понять – нужно ещё и воплотить. С воплощение порой связана самая напряжённая сторона творчества – та, что вынуждает исписывать горы бумаги, проделывать невероятные путешествия, переживать невероятные путешествия, переживать минуты глубокой тревоги – и всё ради одной единственной фразы, штриха, мелодии. Истинное искусство требует от художника полной самоотдачи и самозабвения. Оно требует найти ту истинную фразу или мелодию, единственную, которая отвечала бы замыслу её создателя. Тот, кому судьба предназначила быть творцом, носит в душе идеал, с которым он сверяет всё, что создаёт. Такой идеал – «магическая единственность» замысла и его воплощения – единство содержания и формы. Вокально-хоровая работа. Ю. Шевчук. Что такое осень. Итог урока. Мы начали разговор о единстве содержания и формы в искусстве, которое зависит и от красоты, и от истинности, и глубины жизни. Домашнее задание. Выучить песню. *** СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ Урок 2 Тема: Музыку трудно объяснить словами. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание). М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание). Ю. Шевчук. Что такое осень (пение). Дополнительный материал: Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: Музыку трудно объяснить словами. Работа по теме урока. Запись на доске:
О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки – музыки программной – мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, т. е касаясь тех словесных описаний, которые даёт нам композитор. Но как только начинается собственно музыкальное звучание, программная музыка становится столь же недоступной нашим определениям, подобно любой другой. Всё это делает музыку особым искусством среди других искусств. Вероятно, потому, что только музыка умеет выразить невыразимое. Мы уже говорили о музыкальности мира, о том, что эта музыкальность присутствует в явлениях природы, в других видах искусства, в многообразии человеческих настроений и состояний души. Любой знает, в жизни не всё и не всегда протекает гладко и безоблачно. Даже каждодневные радости, волнения, тревоги оставляют в душе глубокий след. Ещё более глубоко воздействуют на нас сильные эмоциональные потрясения: открытия, потери, разочарования и новые надежды. Все эти впечатления составляют огромный пласт человеческой жизни – невидимый, но порой самый важный и значительный. Это то, с чем человек пребывает постоянно, что лишь в малой своей части может быть открыто окружающему миру – ведь средства самовыражения у человека так ограничены. Как вырваться из самого себя, хотя бы ненадолго преодолеть это вечное одиночество собственных желаний, стремлений, снов, радостей и страданий? Одним из путей преодоления самого себя является творчество. Ведь в нём находят выражения чувства и мысли, пережитые автором, его личный опыт поражений и побед, вся его богатая внутренняя жизнь. Однако не каждый человек способен выражать себя в художественной деятельности. Среди многих ценностей, каким обладает искусство, есть и такая, которая обращена к человеческой душе, которая приобщает к безграничному миру фантазии, возвышает её, помогает преодолеть замкнутость одиночного существования. Может быть, именно этого человек прежде всего ищет в произведениях искусства: ведь он взаимосвязан с миром, он ищет отклика и утешения. «Мы вечном плену у источников, – писал А. де Сент-Экзюпери в своей книге «Планета людей». – Наша свобода так ограничена. Считается, что человек волен идти куда вздумается. Считается, будто он свободен… И никто не видит, что мы на привязи у колодцев, мы привязаны точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг – и умираешь».Эту мысль, пришедшую к лётчику, терпящему бедствие в пустыне, едва ли следует понимать только в самом прямом смысле. Мы действительно находимся в вечном плену у источников. Как телу нужна вода, пища и одежда, точно так же человеческая душа ищет свои родники, откуда она черпает силу. Среди этих животворящих родников, с давних времён поддерживающих и укрепляющих человека, находится и музыка – музыка с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями, музыка, понимающая и утешающая нас. Бывают минуты, когда нам не нужны слова, когда они даже мешают: вслушаться в себя, глубже понять свои чувства. Не всегда человек может объяснить самого себя. Вот почему мы говорим о том, что только музыка способна выразить невыразимое. Вот почему её саму так трудно объяснить словами. И в этом – главная особенность её содержания. М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц (слушание). И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание). Иоганнес Брамс (1833 – 1897) – выдающийся немецкий композитор, создатель философски углубленных произведений для симфонического оркестра, в которых он выражал самые разные чувства и настроения. Он даёт нам возможность ощутить неповторимую атмосферу времени, создаёт музыкально обобщённый образ эпохи. Вокально-хоровая работа. Ю. Шевчук. Что такое осень. Итог урока. Мы говорили о том, что только музыка способна выразить невыразимое. Домашнее задание. Выучить песню. Ответьте письменно на вопрос: почему художественное произведение можно уподобить загадке? *** Урок 3 Тема: Что такое музыкальное содержание. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание). Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение). Дополнительный материал: Портрет композитора Л. Бетховена. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Запись на доске:
Работа по теме урока. Рассказ учителя о Л. Бетховене, его музыке. Жизненное кредо Л. Бетховена: «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты». «Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться». «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему? Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости». «Дайте мне хотя бы один день чистой радости». Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…» Когда Бетховен поселился в Вене, ему было 22 года, к тому времени он был уже опытным композитором и блестящим исполнителем. Его страсть – импровизация, непосредственное, зажигающее творчество на эстраде, радость создания музыки тут же, на глазах слушателей. В импровизации он не знал себе равных. Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…» Но осенью 1801 года жизнь ещё улыбается Бетховену. Он полюбил графиню Джульетту Гвиччарди. Несмотря на обрушивающиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души. «мне стало отраднее жить, – пишет он другу, – я встречаюсь с людьми… эта перемена… её произвело очарование одной милой девушки; она любит меня и я люблю её. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года». Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она вышла замуж за графа Гелленберга, бездарного композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту! После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии». «Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой раньше никогда не слышали, во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «я схвачу свою судьбу за горло. Ей не удастся согнуть меня! О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!» Д. Кабалевский. Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть. (слушание). Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Богатство вместе с властью вольно бродят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же пусть неправильной была, – Бессмертная, в бессмертии пребудет, Всё превзойдёт, что было или будет. П. Б. Шелли. Любовь бессмертная Какой образ создаёт музыка? соответствует ли название «Лунная соната», данное ей поэтом-романтиком Рельштабом уже после смерти композитора, образному миру бетховенской музыки? Каков характер музыки – мужественный, женственный, юношеский или детский? Слушая 1-ю часть сонаты, обратите внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов. Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете? Сколько образов в этой музыке? (Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.) Как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим? Вывод: «… Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много» Д. Кабалевский. Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. II часть. (слушание). Почему Ференц Лист – один из лучших исполнителей «Лунной сонаты» – назвал её вторую часть «цветком между двумя безднами»? Изменилась ли музыка 2-й части по сравнению с первой? Как вы думаете, о чём думал Бетховен, когда писал эту часть? (Это либо воспоминание о чём-то светлом и одновременно печальном, либо мечта, а может быть, это улыбка Джульетты, почти танцевально-игривая, чередующаяся с его мрачными мыслями.) Сколько образов? (Два – мужественный и женственный.) Возможно, Бетховен имел в виду себя, когда говорил: «Мужчина должен быть крепок и мужественен во всём». И, наконец, 3-я часть. Слушание. Какие чувства переданы в 3-й части? (Бурное кипение страстей, могучее стремление преодолеть скорбь.) Известно, что суть сонатной формы в конфликте (борьбе) или контрасте образов. Почему Бетховен нарушил установленную традицию и написал 1-ю часть сонаты не в сонатной форме? Где конфликт проступает отчётливее: внутри частей сонаты или между частями? В чём проявляется оптимизм Бетховена? (Достижение цели в борьбе, не легкомысленный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость.) Вывод: «… Страждущие души, благородные души, возьмите себе в спутники этого человека!» Эдуард Эррио «Жизнь Бетховена». Вокально-хоровая работа. Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение). Итог урока. «Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор. Домашнее задание. Выучить песню. Подготовить доклад о Л. Бетховене. *** Урок 4 Тема: Что такое музыкальное содержание. Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». 8 класс (слушание). Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение). Ю. Мигуля. Быть человеком (пение). Дополнительный материал: Портрет композитора Л. Бетховена. Ход урока: Организационный момент. Сообщение темы урока. Тема урока: «Что такое музыкальное содержание». Работа по теме урока. Запись на доске:
Мы продолжим разговор о Бетховене. Сегодня вы услышите его увертюру «Эгмонт». В основу трагедии «Эгмонт» немецкого поэта И. В. Гёте легли исторические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества. Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины. Образ Эгмонта бал близок идеалам и настроениям Л. Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в увертюре. Увертюра «Эгмонт» – произведение одночастное. Л. Бетховен сумел показать в сжатой форме основные моменты развития трагедии. Увертюра начинается медленным вступлением. Здесь зарождается конфликт. Образ испанского владычества. Аккордовое изложение, темп медленный, ритм синкопированный, звучит торжественно, властно – напоминает испанский танец-шествие сарабанду. Низкий регистр, минорный лад придают ей мрачную зловещую окраску. В оркестре её исполняют струнные инструменты. Образ нидерландского народа. Тему «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые инструменты, а затем и струнные. В основе мелодии лежит очень выразительная секундовая интонация, которая придаёт ей скорбный характер.Стонущие интонации, интонации «вздохов», просьба, жалоба. Когда вы будете слушать музыку, обратите внимание на самое важное – когда вступление переходит в основную часть: главная (первая) тема этой части незаметно вырастает из второго (угнетённого) образа – темы народа. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». 8 класс (слушание). Почему? Что этим хотел сказать Л. Бетховен? (Композитор даёт понять – угнетённый народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.) Вслед за первой темой, стремительно несущейся вперёд, появляется вторая (побочная) – образ завоевателей. Но, обратите внимание, в ней нет былого величия и властности. В экспозиции два образа сталкиваются, охваченные единым потоком напряжённой борьбы. Каков итог борьбы? Герой погибает, но народ торжествует победу. Сколько частей в увертюре? Три: в 1-й – излагаются и сопоставляются контрастные образы, во 2-й – разработка и развитие образов, в 3-й – итог противоборства тем. Увертюра написана в форме сонатного аллегро. Главная партия имеет волевой, героический характер. Она изложена в фа миноре. Сила и энергия её постепенно возрастают. Вначале она звучит в нижнем регистре у виолончелей и других струнных инструментов piano, а затем подхватывается всем оркестром fortissimo. Ход на секунду в начале мелодии раскрывает родство главной партии со второй темой вступления – темой «страданий» народа. Её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей. Побочная партия также связана с музыкой вступления, аккордовой, тяжеловесной – без труда можно узнать тему «поработителей». Изложенная в мажоре (ля-бемоль мажор), она звучит теперь не только торжественно, но и победно. Эта тема поручена струнным инструментам. Тихое звучание деревянных духовых инструментов во второй фразе роднит побочную партию со второй темой вступления. Мужественная и решительная заключительная партия завершает экспозицию. Разработка очень невелика. В ней как бы продолжается сопоставление контрастных тем вступления, «борьба» обостряется. На робкие «просьбы» каждый раз следует неумолимый и жестокий «ответ». Многократное повторение мелодии начала главной партии каждый раз завершается двумя отрывистыми и резкими аккордами. Но «борьба» на этом не заканчивается. В конце репризы она разгорается с ещё большей силой. Тема «испанских поработителей» звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще – тема народа. Неравный поединок внезапно обрывается. Реприза заканчивается рядом выдержанных, тихо и печально звучащих аккордов. Бетховен хотел, очевидно, передать здесь последнюю жестокую схватку с врагом и гибель героя, Эгмонта. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы. Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа. Начало коды напоминает гул приближающейся толпы, который быстро нарастает и выливается в поступь грандиозного массового шествия. Звучат призывные возгласы труб и валторн, и в конце увертюры флейта пикколо. Заканчивает Бетховен увертюру в одноимённом мажоре. Вывод: «Драматургия произведения заключена в остром столкновении двух образов». Вокально-хоровая работа. Я. Дубравин, стихи М. Пляцковского. Когда играет музыкант (пение). Ю. Мигуля. Быть человеком (пение). Итог урока. Интерес Бетховена к судьбам народов, стремление в своей музыке показать «борьбу» как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу – основное содержание героических произведений композитора. Домашнее задание. Выучить песни. Доклады о творчестве Бетховена. *** Урок 5 Тема: Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами. Цели урока: Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание). О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание). Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение). Дополнительный материал: Портреты композиторов:А. Вивальди и О. Мессиана. Ход урока: Организационный момент. Сегодня мы познакомимся с программностью в музыке. Сообщение темы урока. Тема урока: «Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами». Работа по теме урока. Каждое искусство говорит на своём языке. Музыка – язык звуков и интонаций – отличается особой интонационной глубиной. Именно эта эмоциональная сторона содержания музыки ощущается слушателем в первую очередь. Музыка замечательно точно рисует и человеческие характеры, обладает звукоизобразительными возможностями. Она несёт в себе целостное миросозерцание. Музыка тесно связана с жизнью, с другими видами искусства.Песня предстаёт перед нами как единство поэзии и музыки. Балет – сплав музыки и хореографии. Опера, в сущности своей, есть синтез драматургии, изобразительного искусства и музыки. Программная музыканередко воспроизводит в звуках сюжет, знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других видов искусства. Музыкальное содержание проявляет себя по-разному. Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далёкое историческое прошлое и дарит мечту о прекрасном будущем, оно заново создаёт характеры героев – даже тех, что уже известны нам по произведениям литературы или изобразительного искусства. Такое содержание воплощается в многочисленных музыкальных произведениях, объединённых общим для них качеством – программностью. «Лес» и «Ночь в Мадриде», «Богатырская» симфония и «Зимние грёзы», «Шехеразада» и «Гном» – все эти произведения, созданные А. Глазуновым и М.Глинкой, А. Бородиным и П. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым и М. Мусоргским, образуют чудесный ряд различных воплощений музыкального содержания. Знакомясь с музыкальным произведением, имеющем программное название, мы не ищем лишь звуковое изображение подсказанных нам образов, но и улавливаем в его звучании нечто большее. Звучание музыки образует особое настроение, дающее простор воображению слушателя. Каждый представляет своё, то, что ему близко и дорого. И любим мы что-то в произведении только тогда, когда открываем в нём близкое и дорогое нам самим. Вот почему нас и в жизни, и в искусстве какие-то вещи трогают сильно и глубоко, а какие-то оставляют равнодушными. (Программная музыка – воспроизводит в звуках сюжет, знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других произведений искусства.) Инструментальная музыка, реально отделившись от иных искусств, сохраняет внутренние связи с ними. Услышать музыку – значит проникнуть в её смысл, в её художественный мир. Но этот путь пролегает через звуковую форму. Музыкальный пейзаж – это «пейзаж» настроения, в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Потому, что музыкальное содержание избегает конкретности, в нем всегда заключён обобщающий смысл. История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы – всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное описание. Ведь каждое искусство выражает себя своими собственными, только ему присущими средствами: литература воздействует словом, живопись – красками и линиями, а музыка покоряет своими мелодиями, ритмами и гармониями. Давайте проследим, как проявляет себя содержание в произведениях с программной музыки. Природа разнообразна, богата чудесами, что этих чудес хватит не на одно поколение музыкантов, поэтов и художников. А. Вивальди. Зима. I часть. Из цикла «Четыре концерта для скрипки с оркестром «Времена года» (слушание). Пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало школой композиторского мастерства. Особенные тембры присущи каждой птице, характер щебетания, темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна её пению, – всё это учило точности, детальности, выразительности музыкальных характеристик. Оркестровое произведение О. Мессиана «Пробуждение птиц» – один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц. О. Мессиан. Пробуждение птиц. Фрагмент (слушание). В этом фрагменте можно было услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышинки, чёрного дрозда и других птиц, постепенно пробуждающихся и своим пением встречающих рассвет. Музыка открывает новые возможности звукоизобразительности – не только ритмической и тембровой, но и динамической. Вокально-хоровая работа. Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение). Итог урока. Потому, что музыкальное содержание избегает конкретности, в нем всегда заключён обобщающий смысл. История, люди, характеры, человеческие взаимоотношения, картины природы – всё это представлено в музыке, но представлено особым образом. Верно найденная интонация, яркий ритмический рисунок скажут нам о произведении гораздо больше, чем самое длинное и подробное описание Домашнее задание. Дополнительно ознакомиться с жизненным и творческим путём А. Вивальди. Подготовить доклады. Урок 6 Тема: Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. Цели урока: Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение). В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение). Ю. Визбор. Милая моя (пение). Дополнительный материал: Портрет композитора П. Чайковского. Ход урока: Организационный момент. Вспомните, о чём шла речь на прошлом уроке? (Каким бывает музыкальное содержание. Музыка, которую необходимо объяснить словами.) Дайте определение, что такое программная музыка. (Программная музыка – воспроизводит в звуках сюжет, знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других произведений искусства.) Сообщение темы урока. Тема урока: Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. Работа по теме урока. Сегодня мы проследим, как проявляет себя содержание в произведениях программной музыки. Наверное, у любого человека определённое время года вызывает целый пласт образов, мыслей, переживаний, близких и понятных только ему. И если бы все композиторы писали свои «Времена года», то, конечно, это были бы совершенно не похожие произведения, которые отражали бы не только поэзию природы, но особый художественный мир своих создателей. Однако подобно тому, как мы принимаем природу в различных её проявлениях – ведь своя прелесть есть у дождя, и у метели, и у пасмурного осеннего дня – точно так же мы принимаем и тот полный влюблённости художественный взгляд, который воплощает в своих произведениях композитор. Слушая пьесу «Ноябрь» («На тройке»), мы не думаем о том, что звенящие бубенцами тройки лошадей давно ушли из нашей жизни, что ноябрь будит в нас совсем другие представления, мы вновь и вновь погружаемся в атмосферу этой прекрасной музыки, так выразительно повествующей о той «душе ноября», какую вдохнул в неё великий Чайковский. Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши. Этот эпиграф из стихотворения Н. Некрасова «Тройка» углубляет содержательную многомерность пьесы, которая обрисовывается прежде, чем начинает звучать музыка. Мы не просто представляем застывший осенний день, мчащуюся тройку, а угадываем в этой тройке символ чего-то навек уходящего, чью-то тоску, ожидание и тревогу. Таковы программные предпосылки пьесы. Музыка же дарит нам образ, полный обаяния истинно русского ноября: широкое дыхание мелодии, её плавность и величавость навевают традиционный для русского искусства образ благодатной осени – яркой, щедрой, вдохновляющей. Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, неподвижны, Земля в морозном серебре, И в горностаевом шугае, Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит осень на крыльцо. И. Бунин «Листопад» Этот фрагмент из стихотворения И. Бунина «Листопад» созвучен 1 разделу пьесы «Ноябрь» П. Чайковского, где звучит любование ярким, предзимним днём. Этому способствует солнечная тональность мелодии (ми мажор), жизнерадостный характер (неторопливые певучие фразы). Показана широта и своеобразная красота русской природы. Чайковский, был одарён способностью в каждом явлении природы видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, успокаивающее, дающее жажду жизни. Вслушайтесь в звучание начального раздела пьесы «Ноябрь» и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства и настроения вызывает в нас её звучание. Второй раздел приближает нас к содержанию пьесы, – «На тройке». Музыка этого раздела обогащается введением яркого изобразительного момента – звона бубенцов. В нём угадывается весёлый бег тройки лошадей, составляющей когда-то неотъемлемую часть русской национальной жизни. Этот звон бубенцов придаёт пьесе зримость, картинность и одновременно вносит ещё один жизнерадостный момент – момент любования милой каждому русскому сердцу картиной. Звон бубенцов завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой к концу становится всё тише, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня. Программное содержание композитора: Ноябрь, последний осенний месяц, последние дни перед наступлением зимы. Вот звеня бубенцами, промчалась тройка – и вот она всё дальше и дальше от нас скрывается вдали, и звон бубенцов всё тише… И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий в любой поре года увидеть свою прелесть и полноту жизни, всё же он не свободен от чувства острого сожаления, неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим. П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). Поделитесь своими впечатлениями о музыке Чайковского. Вокально-хоровая работа. Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение). В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение). Ю. Визбор. Милая моя (пение). Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения. Итог урока. Программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили. Домашнее задание. Выучит текст песен. Кратко записать основные сведения о Чайковском в тетрадь. *** Урок 7 Тема: «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть. (слушание). Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение). В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение). Ю. Визбор. Милая моя (пение). Дополнительный материал: Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова. Ход урока: Организационный момент. О чём шла речь на прошлом уроке? (Программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили.) Сообщение темы урока. Тема урока: «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада». Работа по теме урока. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908) Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские». Композитора вдохновляла красота народного искусства: песен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзотические образы Востока, картины природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова. Ещё мальчиком полюбил море. Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы. Сблизившись с М. А. Балакиревым, молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок «Могучая кучка». Николай Андреевич Римский-Корсаков – создатель 15 опер, очень разнообразных по содержанию. В первой опере – «Псковитянка» (1872) – повествуется о драматических событиях, связанных с образованием единого Русского государства. Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» (по «весенней сказке» А. Н. Островского, 1881)показывает жизнь сказочных берендеев неотделимой от природы, её одушевлённых фантастических сил. Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко (симфоническая картина «Садко» и написанная в 1896 г. одноимённая опера), старинные легенды («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1904). В поздних сказочных операх «Кащей Бессмертный» (1902) и «Золотой петушок» (1907) в иносказательной форме выражается отношение композитора к содержанию. А в операх «Царская невеста» (по драме Л.А. Мея, 1898), «Моцарт и Сальери» (по одноимённой трагедии А.С. Пушкина, 1897) в центре внимания оказывается драма отдельных личностей, их трагическая судьба. Ярко проявился талант Римского-Корсакова и в инструментальной музыке. В фрагментах из опер (например, «Три чуда» и- «Сказка о царе Салтане») и в программных симфонических произведениях («Шехеразада», «Испанское каприччио») чарующими красками оркестра создаются картины морских просторов, битв, волшебных превращений… Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79). Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова стала украшением русской музыкальной культуры. Много сил и времени он отдал завершению произведений А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, обработке народных песен. Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижёра сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников – А. К. Лядов, А. К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие. В 1905 г. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил. Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты. Есть в музыке произведения, обладающие и более конкретным программным содержанием. Одно из них – симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» написанная по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь». Это одна из наиболее ярких «восточных» партитур, погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит. Программное вступление: Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ. Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь это она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений. Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: море и корабль Синдбада, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царица, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу. Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами. В теме Шахриара – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных. А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo.В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований. В соответствии с программным замыслом есть в сюите и другие темы: мы слышим то рокот морских волн, то шумную суету многолюдного восточного города, то неторопливые интонации рассказчиков – самой Шехеразады и царевича Календера. При всей содержательной цельности этого произведения, возникшего под влиянием определённого литературного первоисточника, мы можем сравнить его с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин. Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть. (слушание). Вокально-хоровая работа. Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение). В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение). Ю. Визбор. Милая моя (пение). Итог урока. Конкретизирующая программность в значительно большей степени влияет на характер музыки, чем общая идея, выраженная в названии или эпиграфе (как в пьесах из цикла «Времена года» П. Чайковского). Домашнее задание. Кратко законспектировать биографические данные о композиторе Н. А. Римском-Корсакове. Выучить текст песен. *** Урок 8 Тема: Когда музыка не нуждается в словах (1ч) Цели урока: Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства. Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке). Музыкальный материал урока: А. Скрябин. Этюд ре-диез минор, соч. 8 № 12. А. Варламов, стихи М. Лермонтова. Горные вершины. Дополнительный материал: портрет композитора А. Скрябина, репродукция картины, стихотворение, рассказ, тест, словарик эмоциональных терминов по Ражникову, таблицы (темповая и « Говорим о музыке», тексты песен, цветные карандаши. Ход урока: Организационный момент. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске:
Сообщение темы урока. Сегодня мы познакомимся с вами с музыкой замечательного русского композитора Александра Николаевича Скрябина (1871 – 1915), чья музыка вызывала горячий интерес современников. Он очень чутко мог передать настроение эпохи, разные жизненные впечатления. Работа по теме урока. Ребята, на предыдущих уроках, размышляя о том, каким бывает музыкальное содержание, мы познакомились с понятием «программная музыка». Для большего усвоения этого понятия я предлагаю выполнить тест №1 и №2. Кто выполнит тест №1 - получит оценку «4», а кто тест №2 - получает оценку «5» (учащиеся сами выбирают уровень теста). ( Приложение 2.) №1 1. Программная музыка – музыка, в основе художественного замысла которой лежит (нужное подчеркнуть): а) литературное произведение; б) произведение, не имеющее конкретного названия; в) произведение изобразительного искусства; г) программа по информатике. 2. Какие композиторы обращались к теме « Времена года» (нужное подчеркнуть): а) Н.А. Римский-Корсаков; б) А. Вивальди; в) П.И. Чайковский; г) В. А. Моцарт. 3. Какому месяцу соответствует название пьесы из цикла « Времена года» (соединить стрелками): Ноябрь «Масленица» |